Сертификация продукции и систем качества.
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции. Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации».
В качестве требований при сертификации продукции могут являться:
- законодательные акты Российской Федерации;
- государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам.Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Перед началом рассмотрения системы подтверждения соответствия, созданной в настоящее время в нашей стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
- создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Какие преимущества дает сертификация выпускаемой продукции?
Сертификат соответствия — это документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, действующим стандартам и правилам (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и др.). Наличие сертификата помогает покупателям в компетентном выборе продукции и является определенной гарантией ее качества. Сертифицированные товары и услуги обычно влекут за собой приобретение компанией целого ряда преимуществ. Так, добровольная сертификация продукции помогает повысить конкурентоспособность товаров и услуг, а следовательно – увеличить объем товарооборота. Сертификат соответствия негласно считается среди покупателей лучшим гарантом качества, а поскольку все покупатели желают приобретать лишь качественные товары, то надпись «товар сертифицирован» становится для них знаком, подтверждающим надежность, безопасность и безупречные потребительские характеристики определенной продукции. Добровольную сертификацию даже называют ускорителем рыночного эффекта. Поэтому на те виды товаров, которые не подлежат обязательной сертификации, зачастую оформляют добровольный сертификат ГОСТ Р. В этом случае единственное отличие от обязательной сертификации заключается в том, что стандарты товаров и услуг определяет сам производитель.
Этапы проведения сертификации систем качества. В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа:
1) предварительная проверка и оценка системы качества;
2) окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта. Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ:
1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества:
-Подготовка системы качества и ее документации к сертификации;
- Заявка на проведение сертификации системы качества;
- Предварительная проверка и оценка системы качества;
- Заключение договора на проведение сертификации системы качества.
2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества:
- Подготовки системы качества к окончательной проверке;
- Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества;
- Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества;
- Проведение проверки системы качества;
- Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания;
- Проведение заключительного совещания;
- Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества;
- Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества.
Международная практика сертификации
Технические барьеры, возникающие у многих международных организаций, вызвали необходимость деятельности, направленной на создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции дли обеспечения беспрепятственного ее появления на своих рынках.
Крупнейшей международной организацией является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение содержит специальные рекомендации для его участников (около 100 стран) в области стандартизации и сертификации. Страны-участницы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСВ) в своих заключительных актах по итогам встреч в Хельсинки (1975 г.) и Вене (1989 г.) отмечали необходимость сотрудничества в области сертификации и использования ее как средства, способствующего сближению и расширению торговых связей стран.
Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, которая имеет Комитет по сертификации (СЕГТИКО). В 1985 г. в связи с дальнейшим развитием работ в области переименовании его в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), комитет ИСО 176. Издана Система сертификации, Системы обеспечения сертификации, аккредитации лабораторий и оценки систем обеспечения качества принято решение о расширении деятельности СЕРТИКО и качества.
Обобщив национальный опыт многих стран, ТК ИСО 176 подготовил известные стандарты ИСО серии 9000, опубликованные в 1987 г.
Совместно с ИСО над проблемами сертификации работает МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК). МЭК организовал также две международные системы сертификации. В 1980 г. была проведена экспертиза изделий электронной техники на соответствие стандартам МЭК (резисторы, конденсаторы, транзисторы, электронно-лучевые трубки и др.).
Опубликованная в 1985 г. "Белая книга ЕЭС", содержащая график мероприятий, необходимых для обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг и людских ресурсов. С 1984 г. под эгидой МЭК действует система сертификации электротехнических изделий (МЭКСЭ), ранее функционировавшая в рамках СЕЧ (Международной комиссии по сертификации). Эта система направлена на подтверждение безопасности бытовых электроприборов, медицинской техники, кабелей и некоторой другой продукции - на соответствии стандартам МЭК.
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛАК ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний; ИЛАК занимается издательской деятельностью по вопросам сертификации и тесно сотрудничает с КАСКО, ИСО, ЕЭС, ЕЭК, ООН, ГАТТ.
В целях обеспечения взаимного признания результатов испытаний в 1986 г. был создан орган по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА).
В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) - Международной организации по стандартизации стран-членов Общего рынка - утвердила "Правила внедрения и использования систем СЕН СЕР" и общие положения систем сертификации и взаимного признания странами ЕЭС результатов испытания резервов в странах ЕЭС к 1992 г., предусмотрела выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕЭС и европейских стандартов.
При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране, являющейся членом ЕЭС, должна быть допущена на рынке других стран сообщества.
В отличие от ранее действовавшего порядка, европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕЭС - и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества. Общий порядок проведения сертицикации приведен в таблице 1.
Таблица 1. Этапы сертификации | ||||
Наименование этапа | Содержание этапа | Исполнитель | Окончание этапа | |
1. Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции | Анализ декларации-заявки | Организация (заявитель) | Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов | |
2. Экспертиза исходных материалов | Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства | |
3. Формирование комиссии по проверке производства | Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Оформление приказа о составе комиссии | |
4. Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы) | Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Принятие программы проверки производства | |
5. Проверка производства | Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление акта о результатах проверки производства | |
6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов по результатам проверки производства | Оформление проекта сертификата | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Направление акта о результатах проверки производства, проекта сертификата в Технический центр Регистра | |
7. Принятие решения о сертификации производства | Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра | Технический центр Регистра | Направление сертификата заявителю | |
8. Инспекционный контроль за сертифицированным производством | Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Оформление актов проверок | |
Объединенным институтом СЕН/СЕНЭЛЕК для стран-членов ЕЭС и стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) разработаны европейские стандарты EN серии 45000. Это организационно-методические документы, касающиеся деятельности испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации персонала, а также определяющие действия изготовителя, решившего заявить о соответствии своей продукции требованиям стандартов.
В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган - Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС - рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг.
Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.
В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541352-1417288545.jpg)
Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)
Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-216375-1423340833.jpg)
Сертификация продукции и услуг общественного питания
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-720823-1449327609.jpg)
Рабочая программа по дисциплинам "Основы стандартизации, сертификации и метрологии" и "Основы управления качеством"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в части освоения ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1081486-1542104030.jpg)
Внедрение демонстрационного экзамена в систему качества подготовки выпускников
Внедрение демонстрационного экзамена в систему качества подготовки выпускников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-381446-1389699386.jpg)
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для промежуточной аттестации по дисциплине МДК 04.01 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПМ.04 «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
ФОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения программы МДК.04.02 Контроль качества продукции и услуг общественного питанияВ результате изучения междисциплинарного курса обучающийся долж...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/12/picture-357168-1652383649.jpg)
Улучшения качества технологических процессов, систем управления, продукции и услуг.
Технологический процесс – часть процесса производства, направленная на придание изделию требуемых размеров, форм, свойств, характеристик и т.д.Технологический процесс содержит в себе совокупнос...
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (2024г.)
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована оследовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по т...