Рабочая программа ОП.03 Менеджмент (по отраслям) для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menedzhment_dlya_kommertsii._programma_2018.ispr_.docx | 59.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ (по отраслям)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО (ППССЗ)
38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
базовая подготовка
Владикавказ
2018
Одобрена цикловой
комиссией экономических, товароведных и оргтехнических дисциплин
Утверждаю
Заместитель директора по
учебной работе
__________________ Т.В. Иванова
Протокол №
Председатель _______________
Э.А. Кубалова
Составитель ________________
Э.А. Кубалова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014г. №539.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ) | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационную структуру управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникация, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы дисциплины Менеджмент являются общие (ОК) компетенции и (ПК) профессиональные:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
Самостоятельная работа обучающихся направлена:
- на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;
- изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 342 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 228 часов;
самостоятельная работа - 114 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 342 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 228 |
в том числе: | |
практические занятия | 74 |
курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 114 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет и задачи курса. Содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий. | 2 | 1 |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | 48 | ||
Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала Сущность менеджмента. Значение менеджмента в условиях рынка. Элементы менеджмента. Принципы управления. Профессиональный характер управленческой деятельности. Ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации. Характерные черты современного менеджмента: понятие, сущность, отличительные черты. | 8 | 1 |
Тема 1.2. Эволюция менеджмента | Содержание учебного материала История развития менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента. Подходы в менеджменте на основе выделения различных школ. Классическая школа управления: понятие, основоположники, особенности. Неоклассическая школа. Современная школа управления. Современные подходы в менеджменте: процессный, системный и ситуационный; их сущность и основные отличия. | 8 | 1 |
Практическая работа Школы управления и современные подходы к менеджменту. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Сравнительный анализ подходов к менеджменту с точки зрения их различий. Оформить в тетради в виде таблицы. | 4 | ||
Тема 1.3. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала Организация как объект менеджмента: понятие, виды. Органы управления. Основные виды структур управления, преимущества и недостатки каждой. Внутренняя среда организации. Основные переменные, характеризующие внутреннюю среду. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика факторов внешней среды. | 4 | 1 |
Практические занятия Используя исходные данные составить структуры управления организации. Анализ и оценка составленных структур управления. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Основные принципы построения организационных структур. Конспект в тетради. | 6 | ||
Тема 1.4. Методы управления | Содержание учебного материала Сущность и понятия методов управления, их классификация. Регламентирующие и стимулирующие методы управления: виды, характеристика, особенности. Система методов управления. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Социально-психологические методы управления с учетом потребностей, мотивов, способов психологического воздействия и социальных методов управления. Результаты работы оформить в таблице. | 8 | ||
Раздел 2. Цикл менеджмента и его составляющие | 64 | ||
Тема 2.1. Планирование в системе менеджмента | Содержание учебного материала Планирование как одна из функций менеджмента. Задачи планирования. Основные стадии планирования. Принципы планирования. Виды планов по срокам действия и по функциональному признаку. | 6 | 1 |
Практические занятия Обсуждение основных положений теории стратегического управления. Анализ модели стратегического планирования. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выбор стратегии, планирование ее организации и оценка. Оформить конспект. Определить критерии оценки. | 8 | ||
Тема 2.2 Организация взаимодействия | Содержание учебного материала Организация работы фирмы, ее этапы: распределение работы, группировка задач в логические блоки, координация работ. Виды организации: вертикальная, горизонтальная, матричная: сущность, особенности. Выбор структуры организации. Делегирование, ответственность, полномочия. Баланс ответственности и полномочий. Эффективная организация распределения полномочий. | 6 | 1 |
Практические занятия Повышение качества трудовой жизни в организации. Составление должностной инструкции менеджера торговой организации. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика типов организации по взаимодействию с внешней средой. В форме таблицы оформить отличительные особенности. | 6 | ||
Тема 2.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Понятие и сущность мотивации. Критерии мотивации. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Содержательные теории мотивации: понятие, сущность, особенности. Процессуальные теории мотивации: понятие, сущность, особенности. | 8 | 1 |
Практические занятия Мотивация и потребности. Оценка значимости отдельных потребностей. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Комплексная процессуальная теория мотивации. Подготовить доклады по теме. | 6 | ||
Тема 2.4. Контроль и способы его осуществления | Содержание учебного материала Понятие, сущность и необходимость контроля. Этапы контроля. Правила контроля. Виды контроля. Эффективный контроль и его характеристики. | 4 | |
Практические занятия Описать по каждой стадии процесс контроля над деятельностью менеджера конкретной торговой организации при подборе кадров. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля. Оформить конспект. | 6 | ||
Раздел 3. Стратегический менеджмент | 64 | ||
Тема 3.1 Миссия и цели организации | Содержание учебного материала Миссия организации: понятие, функции, требования к формулировке. Факторы, учитываемые при выборе миссии. Цели организации: понятие, классификация. Процесс определения целей. Общие ценности и принципы высшего руководства организации. Цепочка ценностей. Выработка целей высшего руководства организации. | 6 | 1 |
Практические занятия Выработка миссии высшего руководства организации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определение миссии коммерческих, некоммерческих и малых организаций. | 4 | ||
Тема 3.2. Сущность стратегического управления и стратегического планирования | Содержание учебного материала Понятие и сущность стратегического менеджмента. Стратегическое управление и стратегическое планирование. Сущность, функции и принципы стратегического планирования. Способы иерархической координации планирования. Проблемы планирования и обеспечения успеха организации. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить модель процесса стратегического планирования, дав характеристику отдельным составляющим модели. | 8 | ||
Тема 3.3. Стратегические альтернативы | Содержание учебного материала Альтернативные стратегии на основе СВОТ-матрицы. Определение прогнозов в основе стратегического плана. Изучение стратегических альтернатив. Шаги планирования. Общие стратегические концепции. Конкурентная стратегия. Стратегия маркетинга. Процесс выбора стратегии и его основные этапы. Основные области выработки стратегии поведения организации на рынке. Стратегии развития бизнеса. | 8 | 1 |
Практические занятия Выбор стратегии организации на основе SWOT-анализа. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определить различия локальных и глобальных стратегий. Определить преимущества и недостатки методов обследования SWOT. | 8 | ||
Тема 3.4. Реализация стратегического плана организации, его контроль и оценка | Содержание учебного материала Этапы реализации стратегического плана. Контроль и оценка стратегического плана. Значение непрерывной оценки стратегического плана для долгосрочного успеха организации. Количественные и качественные критерии оценки стратегии. | 4 | 1 |
Практические занятия Разработка стратегической программы организации. Составление внутреннего бизнес-плана организации. Самостоятельная работа обучающихся Сущность бизнес-плана, его структура и значение. Оформить в виде реферата. | 6 6 | ||
Раздел 4. Связующие процессы в менеджменте | 86 | ||
Тема 4.1. Коммуникации в менеджменте | Содержание учебного материала Понятие коммуникации. Сущность и виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Шум в информационной системе. Межличностная коммуникация. Эффективная коммуникация. Трансакты и их формы. | 4 | 1 |
Практические занятия Построение схем трансакций и определение их значимости в межличностных отношениях. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Три эго-состояния человека, их характеристика, особенности. Формы трансактов. | 8 | ||
Тема 4.2. Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала Управленческое решение: понятие. Процесс принятия решений. Типы решений и требования к ним. Методы принятие решений. Уровни принятия решений. Процедурограмма принятия решений. Этапы принятия управленческих решений. Контроль и оценка управленческих решений. | 12 | 1 |
Практические занятия Решение конкретных хозяйственных ситуаций. Анализ решений. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля эффективности управленческих решений. Оформить конспект. | 8 | ||
Тема 4.3. Деловое общение | Содержание учебного материала Деловое общение. Организация проведения деловых совещаний. Организация проведения переговоров. Основные типы собеседников. Фазы делового общения. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. | 8 | 1 |
Практические занятия Составить планы проведения совещания, переговоров. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Условия эффективного общения. Правила ведения переговоров. Абстрактные типы собеседников. Написать доклады на предложенные темы. | 8 | ||
Тема 4.4. Руководство: власть и партнерство | Содержание учебного материала Власть и влияние. Виды власти. Источники власти. Лидерство и власть. Методы влияния, их содержание. Стили управления. Самоменеджмент. | 8 | 1 |
Практические занятия Значение власти и партнерства. Анализ качеств менеджера. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Формы взаимодействия с партнерами. Оформить конспект. | 4 | ||
Раздел 5. Управление персоналом | 58 | ||
Тема 5.1. Персонал предприятия как объект управления | Содержание учебного материала Управление персоналом организации: понятие, задачи, классификация. Персонал: понятие, функции, осуществляемые персоналом. | 4 | 1 |
Тема 5.2. Цели, функции и организационная система управления персоналом | Содержание учебного материала Функции управления персоналом. Система управления персоналом организации (СУП): цели, функции. Организационная структура СУП. Идеальный вариант организационной структуры СУП. Стратегическое управление персоналом. | 8 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление трудовых правоотношений. Оформить конспект. | 4 | ||
5.3. Подбор персонала | Содержание учебного материала Основные этапы подбора персонала. Цель и основные задачи кадрового планирования. Виды потребностей в персонале. Набор персонала. Набор из внешних и внутренних источников. Преимущества внешнего набора. Отбор персонала: понятие, критерии и способы отбора. | 8 | 1 |
Практические занятия Расчет потребности организации в персонале. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Виды испытаний. Центры оценки для отбора персонала. Подготовить выступление по заданной проблеме. | 4 | ||
5.4.Обучение персонала | Содержание учебного материала Обучение персонала. Случаи обучения персонала. Методы обучения: на рабочем месте, вне рабочего места. | 4 | 1 |
Практические занятия Решение конкретных ситуаций по методам обучения персонала. Самостоятельная работа обучающихся Понятие и сущность тренингов, проводимых для обучения персонала. Подготовить задания для проведения тренингов по обучению персонала. | 6 4 | ||
5.5. Подготовка руководителей | Содержание учебного материала Особенности подготовки руководителей. Процесс повышения квалификации и развития руководителей. Источники резерва руководящих кадров. | 4 | 1 |
Практические занятия Определение ключевых должностей организации и плана их замещения. Подбор кандидатов в резерв. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Требования, предъявляемые к специалисту в соответствии с требованиями государственного стандарта. Оформить работу в тетради. | 4 | ||
Курсовая работа Тематика курсовой работы
| 20 | ||
Всего | 342 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2016. — 320 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 616 с.
- Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - M.: Экономистъ; Издание 4-е, 2015. - 528 c.
- Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - М.: СПб: Питер; Издание 3-е, 2017. - 608 c.
- Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: Юнити; Издание 3-е, перераб. и доп., 2015. - 501 c.
- Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 416 c
- Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика. 2012 г. - 144с
- Котлер Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Котлер, Филип. - М.: СПб: Питер, 2016. - 496 c.
- Латфуллин Г.А. Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 312 с.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2017. - 704 c.
- Маслоу Маслоу о менеджменте / Маслоу, Абрахам. - М.: СПб: Питер, 2016. - 416 c.
Дополнительные источники
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 239 c.
- Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. — М.: ИТК Дашков и К, 2014. — 380 c.
- Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
Интернет-ресурсы
- Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.
- Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.
- Сайт Infomanagement лекции, статьи и книги по менеджменту- http://infomanagement.ru
- Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Практикум, тестирование, экзамен. |
Знать:
| Практикум, тесты, деловые игры, конкурсы, олимпиады по менеджменту, экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля промежуточной и итогой аттестации по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕНЕДЖМЕНТПО ОТРАСЛЯМ...
Рабочая программа производственной практики по профилю специальности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
Материалы рабочей программы позволяют педагогу дать обучающимся ориентиры, связанные с закреплением прфессиональных компетенций на их рабочем месте в период прохождения практики....
Рабочая программа ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" для специальности (38.02.04) «Коммерция» по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования
ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" ...
КТП ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" для специальности (38.02.04) «Коммерция» по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования
КТП ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)"...
Рабочая программа по дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)
Рабочая программа по дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)...
Рабочая программа МДК 01.02. Организация торговли для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа является частью профессионального модуля ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью(далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалисто...
Рабочая программа Дисциплины ОПД.07 Бухгалтерский учет Для специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 Коммерция (по отра...