Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" 38.02.04
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.04 "Коммерция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" 38.02.04 | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Статистика
для специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
г. Мурманск
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО «МКЭиИТ»)
Разработчик: Румянцева А.В., преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ»
Рабочая программа рассмотрена на заседании Цикловой комиссии Учетно-экономических дисциплин, протокол № __ от «__» ___________ 201_г.
Начальник учебного отдела _________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), квалификация – менеджер по продажам.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части ФГОС СПО по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Предшествующей дисциплиной является математика.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является освоение теоретических знаний статистических методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации, методик расчета обобщающих показателей, выявления количественных взаимосвязей, приобретения умений их использовать в профессиональной деятельности и формирования необходимых компетенций.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- усвоение основных понятий в области статистики;
- изучение статистических методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации, форм, видов и методов формирования первичных данных;
- рассмотрение методологических основ ведения бухгалтерского учета;
- приобретение умений применять методики расчета важнейших статистических показателей;
- формирование общих и профессиональных компетенций.
Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные приемы и методы статистики для решения задач профессиональной деятельности;
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики и распределения, индексы.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
самостоятельная работа с литературой | 4 |
подготовка к практическим занятиям | 4 |
выполнение домашних заданий | 4 |
подготовка к дифференцированному зачету | 9 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «СТАТИСТИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Предмет, цели, задачи, метод статистики | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Статистика: понятие, сфера и область применения. История возникновения и развития статистической науки. Место статистики в системе наук и учебных дисциплин. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, единица наблюдения. Признаки, их измерения. Статистические показатели. Система статистических показателей. Метод статистики. Статистическое исследование и его стадии. Особенности статистической методологии. Статистическая закономерность. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей. Основные научные принципы организации статистики в РФ. Задачи статистики, их особенности на современном этапе. Отечественные и международные статистические организации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите основные понятия в области статистики, цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Дайте определение основных категорий и понятий в области статистики. Укажите последовательность стадий статистических исследований. Укажите научные принципы организации статистики. Перечислите отечественные и международные статистические организации. | 1 | 2 | |
Тема 1. Статистическое наблюдение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Статистическое наблюдение: понятие, назначение. Организационные формы, виды по полноте охвата, времени, систематичности данных, источникам сведений. Способы сбора статистических сведений. Программно-методические вопросы статистического наблюдения: цель, объект и единица наблюдения, программа (формуляр) и инструкция по ее заполнению. Критический момент или период регистрации данных наблюдений. Первичный учет и отчетность, принципы организации отчетности, виды. Задачи органов государственной статистики по сокращению и упрощению отчетности. Прогрессивные формы статистического наблюдения. Меры по обеспечению точности наблюдения. Ошибки наблюдения и методы проверки достоверных данных. Использование информационных технологий для сбора и обобщения статистических данных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Укажите понятие и назначение статистического наблюдения. Рассмотрите организационные формы и виды статистического наблюдения, способы сбора статистических сведений. Изучите первичный учет и отчетность, принципы организации отчетности и их виды. Разберите прогрессивные формы статистического наблюдения. Обоснуйте их достоинства и недостатки. Изучите возможные ошибки наблюдения и методы проверки достоверности данных. | 1 | 2 | |
Тема 2. Методы обобщения статистической информации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Задачи и программа разработки материалов статистического наблюдения. Статистическая сводка: понятие, назначение. Особенности сводки материалов отчетности и специального статистического наблюдения. Статистические ряды распределения: понятие, их виды (атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные (интервальные)). Частоты: абсолютные, относительные, кумулятивные. Графическое изображение рядов распределения. Метод группировок: понятие, его назначение, задачи. Виды группировок: типологические, аналитические, структурные, простые и комбинированные. Выбор группировочных признаков. Определение числа групп и интервалов. Метод вторичной группировки. Группировки по атрибутивному признаку. Классификация: понятие, назначение. Статистическая таблица: понятие, назначение. Макет, подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц, их чтение и анализ. Графический метод в статистике, виды и принципы построения. | |||
Практические занятия Построения ряда распределения и группировка по приведенному показателю. Построение и анализ статистических таблиц. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите задачи и программу разработки материалов статистического наблюдения. Рассмотрите понятие и назначение статистической сводки, особенности сводки материальной отчетности и специального статистического наблюдения. Какие статистические сводки составляются в организациях торговли? Дайте понятие и сравните разные виды рядов распределения. Приведите примеры этих рядов. Сравните виды группировок. Приведите их примеры. Изучите основные правила построения таблиц, их чтения и анализ. | 2 | 2 | |
Тема 3. Обобщающие статистические показатели | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Классификация статистических показателей: объемных и качественных признаков, индивидуальных и общих. Абсолютные и относительные величины, как категория статистической науки: понятие. Абсолютная величина, исходная форма статистических показателей6 значение, виды, способы исчисления. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины, условия их применения. Виды, способы расчета и формы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. | |||
Практические занятия Обобщение результатов группировки занятия по теме 2, расчет абсолютных и относительных величин. Оформление результатов в статистические таблицы и графики. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите классификацию статистических показателей. Дайте понятие абсолютных и относительных величин, укажите единицы измерения абсолютных и относительных величин, способы расчета абсолютных и относительных величин. Укажите структуру товарооборота магазина в абсолютных и относительных величинах (набор товаров и цифровые данные можно взять произвольно). | 2 | 2 | |
Тема 4. Средние величины и показатели вариации | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Средняя величина: определение, сущность, виды. Взаимосвязь средних величин и методы группировок, типичность средних. Средняя арифметическая: понятие, свойства. Другие формы средних. Мажорантность средних. Структурные средние: понятие. Мода и медиана, квартили, децили. Их смысл, значение, способы вычисления. Вариация: понятие. Причины, порождающие вариацию признаков общественных явлений, необходимость и задачи статистического изучения вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Виды и свойства дисперсий. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариации: коэффициент осцилляции, относительного линейного отклонения. Коэффициент вариации. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Средняя величина и дисперсия альтернативного признака. | |||
Практические занятия Расчеты средних величин с учетом исходных данных (первичных и сгруппированных), а также показателей вариации признака в изучаемой совокупности и обобщение получаемых результатов. Расчет средней и дисперсии альтернативного признака. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите определение и сущность средней величины. Укажите виды средней величины и сравните их между собой. Выявите взаимосвязь средних величин и методы группировок. Дайте понятие средней арифметической величины и укажите формулу ее расчета. Выявите причины, порождающие вариацию признаков. Изучите абсолютные и относительные показатели вариации. Приведите примеры их расчета. | 4 | 2 | |
Тема 5. Метод выборочного наблюдения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения, практическая и экономическая целесообразность. Генеральная и выборочная совокупность. Основные обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Методы отбора. Ошибки выборочного наблюдения при различных видах и способах отбора. Определение доверительных границ обобщающих характеристик генеральной совокупности. Определение необходимой численности выборочной совокупности. Малая выборка: понятие и особенности определения ошибок и оценки параметров при малой выборке. Практика применения выборочного наблюдения. | |||
Практические занятия Применение выборочного метода, методики расчета средней и предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ значений генеральных характеристик с определенной степенью вероятности (используя информацию данных задач практических занятий тем 3 и 4). | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите понятие и назначение выборочного наблюдения, причины и условия применения. Приведите примеры. Рассмотрите генеральную и выборочную совокупность и их основные обобщающие характеристики, методы их отбора. Выявите ошибки выборочного наблюдения при различных видах и способах отбора. Дайте понятие малой выборки и укажите особенности определения ошибок при ней. Приведите примеры применения выборочного наблюдения. | 2 | 2 | |
Тема 6. Статистическое изучение взаимосвязей. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Всеобщая связь явлений. виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Роль качественного анализа в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения связей: графический, параллельных рядов, аналитических группировок, балансовый. Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи. Уравнение регрессии: отбор факторных признаков, выбор уравнения. Интерпретация уравнений регрессии. Линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции – оценка тесноты взаимосвязи между исследуемыми признаками. Показатели взаимосвязи альтернативных признаков. | |||
Практические занятия Освоение методики статистического анализа взаимосвязей экономических и социальных явлений и процессов, зависимостей исследуемых показателей: построением параллельных рядов на основе средних величин факторного и результативного признаков, их графического изображения; выбора уравнения связи и расчета соответствующих параметров и показателей тесноты связи. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите всеобщую связь явлений, виды и формы взаимосвязей. Сравните статистические методы изучения связей, выявите их достоинства и недостатки. Рассмотрите уравнение регрессии и его интерпретацию. Выявите показатели взаимосвязи альтернативных признаков. | 3 | 2 | |
Тема 7. Ряды динамики. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Ряды динамики: понятие, виды, основные правила построения, сопоставимость данных. Статистические показатели характеристики рядов динамики, основные приемы анализа рядов динамики. Средние величины в рядах динамики. Приведение рядов динамики к одному основанию. Коэффициент опережения (отставания). Статистические методы выявления основной тенденции рядов динамики: скользящей средней, аналитического выравнивания. Методы вычисления. Статистические методы прогнозирования уровней рядов динамики. Интерполяция и экстраполяция рядов динамики. Циклические и сезонные колебания, методы их изучения. Графическое изображение рядов динамики. | |||
Практические занятия Освоение системы показателей выявления основных закономерностей изменения процессов и явлений, методики их расчета, анализа с оформлением результатов в табличной форме. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите понятие, виды рядов динамики, правила их сопоставления. Укажите статистические показатели характеристики рядов динамики и основные приемы их анализа. Рассчитайте основные показатели рядов динамики (конкретные данные выдаются преподавателем). Рассмотрите статистические методы прогнозирования уровней рядов динамики и примените их при решении задач. | 4 | 2 | |
Тема 8. Статистические индексы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Статистические индексы: понятие, виды по охвату единиц, формам построения, изменяемому признаку, временным и весовым параметрам. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Средние индексы с различной базой сравнения и различными весами. Индексы средних величин и их субиндексы: постоянного состава и структурных сдвигов. Методы факторного анализа взаимосвязи общих индексов, выявление абсолютных и относительных изменений. Базисные и цепные индексы с постоянной и переменной базой сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь. Территориальные индексы. | |||
Практические занятия Освоение методики расчета различных индексов с учетом исходной информации. Расчет индексов, средних величин, определение влияния сопряженных факторов в относительных и абсолютных величинах. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучите статистические индексы. Сопоставьте разные виды статистических индексов. Разберите методы факторного анализа взаимосвязи индексов, выявите их абсолютные и относительные измерения. Примените методы факторного анализа на практике. | 2 | 2 | |
Всего: | 63 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, стенды, наглядные пособия, таблицы.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы
Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ.
Основные источники:
1. Долгова В.Н., Медведева Т.Ю. Статистика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2016.
2. Минашкин В. Г. Статистика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2019.
3. Яковлев В. Б. Статистические расчеты в Microsoft Excel. Учебное пособие для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2019.
Дополнительные источники:
1. Сергеева И. И., Чекулина Т. А., Тимофеева С. А. Статистика: учебник. – М.: «ИНФА-М», 2008.
2. Статистика. Под ред. Ионина В. Г. – М.: «ИНФА-М», 2006.
3. Харченко Л. П. Статистика. Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2006.
4. Лялин В. С. и др. Статистика: теория и практика в Excel: учеб. пособие. – М.: Инфа-М, 2010.
Журналы:
«Вопросы статистики»
Интернет ресурсы:
1. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.
2. www.garant.ru Гарант.
3. www.consultant.ru Консультант.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - использовать основные приемы и методы статистики для решения задач профессиональной деятельности; - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы. Знать: - предмет, метод и задачи статистики; - принципы организации государственной статистики; - современные тенденции развития статистического учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; - основные формы и виды действующей статистической отчетности; - статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики и распределения, индексы. | Оценка правильности выполнения практических работ. Оценка правильности расчетов и формулирования выводов. Устный и письменный контроль. Индивидуальный и фронтальный опрос. Программированный контроль по тестам с закрытыми вопросами. Тестирование с применением проблемных заданий. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Разработчик:
ГАПОУ МО «МКЭиИТ» преподаватель А.В. Румянцева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...