Методическая разработка бинарного урока-игры «Маркетинговое исследование» (по дисциплинам «Маркетинг»)
методическая разработка

Веселова Ирина Александровна

Современный деловой мир нуждается в людях, способных принимать  экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому очень важно для студентов в период обучения определить свои профессиональные возможности, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя. Именно участие студентов в деловых играх, построенных на межпредметных связях, позволяет моделировать поведение будущих специалистов в условиях рыночной экономики и активировать их познавательную деятельность.

         Предлагаемая форма проведения занятий активизирует учебный процесс по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой дисциплины, предоставляет им возможность повышать профессиональное мастерство. В ходе проведения урока-игры активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс. Данная форма проведения занятий позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, у студентов возникает необходимость осмысления теоретического материала, межпредметных связей, поиска возможностей практического применения знаний и навыков, анализа фактов и явлений действительности. Они получают практику работы в команде, что дает возможность проявить себя тем студентам, у которых изучение теории по той или иной причине вызывало затруднения.

         Предлагаемая методическая разработка имеет цель: закрепить и активизировать знания и понятия, умения, полученные в ходе изучения тем «Маркетинговые исследования», «Статистическая сводка и группировка», «Табличный и графический метод в статистике», «Относительные величины»; способствовать развитию экономического мышления у студентов при анализе экономической информации; воспитанию коммуникативных способностей в ходе коллективной работы; выявить непосредственную связь изучаемых экономических дисциплин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marketing.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

(СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»)

Методическая разработка бинарного урока-игры «Маркетинговое исследование» (по дисциплинам «Маркетинг»)

Санкт-Петербург

2016г.

Пояснительная записка

Радикальная экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда вызывает необходимость применения методов менеджмента руководителями нового типа, ответственными за результаты деятельности предприятия.

         Современный деловой мир нуждается в людях, способных принимать  экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому очень важно для студентов в период обучения определить свои профессиональные возможности, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя. Именно участие студентов в деловых играх, построенных на межпредметных связях, позволяет моделировать поведение будущих специалистов в условиях рыночной экономики и активировать их познавательную деятельность.

         Предлагаемая форма проведения занятий активизирует учебный процесс по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой дисциплины, предоставляет им возможность повышать профессиональное мастерство. В ходе проведения урока-игры активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс. Данная форма проведения занятий позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, у студентов возникает необходимость осмысления теоретического материала, межпредметных связей, поиска возможностей практического применения знаний и навыков, анализа фактов и явлений действительности. Они получают практику работы в команде, что дает возможность проявить себя тем студентам, у которых изучение теории по той или иной причине вызывало затруднения.

         Предлагаемая методическая разработка имеет цель: закрепить и активизировать знания и понятия, умения, полученные в ходе изучения тем «Маркетинговые исследования», «Статистическая сводка и группировка», «Табличный и графический метод в статистике», «Относительные величины»; способствовать развитию экономического мышления у студентов при анализе экономической информации; воспитанию коммуникативных способностей в ходе коллективной работы; выявить непосредственную связь изучаемых экономических дисциплин.

         

 

Методика организации и проведения занятия

 

Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, являясь уроком - деловой игрой, в ходе которого участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в проведении качественного исследования, решении практических ситуаций по изучаемой теме, в аналитических выводах, графическом изображении информации. При  этом происходит формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимание ее значения и преобразующей роли в экономике, а также  развитие экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения.

         Предлагаемая деловая игра моделирует маркетинговое исследование, без которого невозможно обойтись для того, чтобы понять клиентов фирмы, её конкурентов и т.п.

         Перед практическим занятием студенты должны прослушать лекцию по изучаемой теме «Маркетинговое исследование», в которой дана характеристика сущности и структуры процесса управления маркетингом, рассматривается методика анализа рыночных возможностей с целью выявления новых рынков. При этом на уроке студентам необходимо применять практические приемы и методы обработки маркетинговой информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования.

         Накануне урока - деловой игры проводится подготовительный этап, который заключается в самостоятельном формировании студентами состава команд (по 6-7 человек), выборе лидеров, названий и девизов команд. Каждая группа студентов представляет конкретного производителя. Преподаватель подготавливает критерии оценки и оценочные ведомости, необходимый дидактический материал, определяет состав жюри (преподаватель экономических дисциплин, студенты, не вошедшие в команды), в ходе игры сообщает всем командам информацию о содержании каждого этапа и задачах, стоящих перед ними.

         Перед уроком необходимо оформить аудиторию: расставить столы, подготовить технические средства обучения, экран соревнования, разложить бланки игровых документов, подготовить комплекты канцелярских принадлежностей, ватман.

         Преподаватель в начале урока знакомит с правилами игры и ходом занятия, раздает участникам рабочий материал, объявляет жюри. В его обязанности входит также контроль за временем, отведенным на каждый этап.

         Урок - игра состоит из семи этапов, проводится со всей группой студентов, которые разбиваются на четыре команды – фирмы. Фирмы являются конкурентами, производящими кондитерские изделия. Все участники игры из других фирм являются потребителями. Цель каждой фирмы - изучить потребительские предпочтения и проанализировать деятельность конкурентов.

         В начале игры фирмы получают конверты с наименованием продукции, которую они будут выпускать, определяется круг потребителей и конкурентов.

         Члены жюри оценивают правильность ответов выполненных заданий, фиксируя итог каждого этапа игры по командам и отдельным игрокам в оценочной ведомости, подводят результаты игры и выявляют победившую команду. Во время подведения членами жюри итогов урока, студенты заполняют карту самооценки.

 

План урока – игры «Маркетинговое исследование»

по предмету «Маркетинг» преподавателя Дьячкова И.А.

(время урока – 90 минут)

 

Тема: «Маркетинговое исследование»

 

Цель: систематизация, обобщение и закрепление знаний по теме

Задачи:

  • активизация и закрепление у студентов знаний теоретических основ маркетингового исследования и методов обработки информации, полученных в ходе изучения темы;
  • развитие практических навыков и умений при обработке маркетинговой информации, полученной при проведении маркетингового исследования;
  • формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимания ее значения и преобразующей роли в экономике;
  • развитие логического, экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения;
  • совершенствование методики проведения уроков нетрадиционной формы;
  • формирование ключевых профессиональных компетенций.

Тип урока: бинарный.

 

Вид занятия: практическое

 

Форма проведения: урок – деловая игра

 

Методы и приемы:

  • развивающее обучение
  • проблемно-поисковое обучение
  • решение практических задач.

Оснащение урока:

  • калькуляторы; бумага;
  • проектор; флешки; ноутбуки;
  • таблицы;
  • фломастеры;

Межпредметные связи: экономическая теория, маркетинг, статистика, менеджмент, экономика предприятия, анализ.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент: проверка посещаемости, готовности группы к уроку; объявление темы и цели занятия; правил игры и системы оценок, состав жюри.

 

2. Основная часть

Подготовительный этап. Накануне урока - деловой игры группа студентов самостоятельно делится на 4 команды (по 6-7 человек), каждая из которых выбирает своего руководителя, название фирмы и девиз, оформляя их красочно на ватманах и эмблемах.

I этап «Создание фирм». Члены команды дают краткую характеристику выбранному руководителю, представляют свою команду, девиз, торговую марку (Максимальный балл- 5).

II этап «Интеллектуальная разминка» (Приложение1)Участникам команд поочередно задаются вопросы по изучаемым дисциплинам (За правильный ответ – 2 балла).

III этап «Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм». Руководителям команд – фирм  задаются вопросы (Приложение 2). По результатам этого этапа проводится розыгрыш отдельных наименований продукции между фирмами, определяются фирмы - «конкуренты» (За правильный ответ – 2 балла).

IV этап «Маркетинговая разведка». Фирмы получают конфиденциальную информацию о деятельности конкурентов (Приложение 3) и должны её обработать, используя методы статистики:

- сравнить основные показатели деятельности, рассчитав относительные величины;

- сделать выводы.

 (Максимальный балл - 5)

V этап «Пробная продажа». Команды разрабатывают подробное описание товара (спецификацию) с указанием отдельных параметров, концентрируя внимание потребителей на отличительных особенностях товара, его полезности. После ознакомления аудитории с выпускаемой продукцией, фирмы поочередно распространяют её среди потенциальных потребителей вместе с анкетами (Приложение 4), которые позволяют выявить их предпочтения (Максимальный балл - 3).

VI этап «Анализ результатов опроса». Необходимо проанализировать результаты анкетирования в таблице (Приложение 5), графически их представить и сделать аналитические выводы о том, на что в дальнейшем следует обратить особое внимание, какие параметры изделия следует скорректировать для увеличения сбыта (Максимальный балл - 5).

VII этап Идеология «партизанского маркетинга». Каждой команде предлагаются некоторые из возможных приёмов малозатратного маркетинга («партизанские налёты») Дж. Левинсона (Приложение 6), которые следует использовать в своей деятельности малым предприятиям. Студентам необходимо аргументированно объяснить свою позицию по предложенным вариантам малозатратного маркетинга (За правильный ответ – 2 балла).

 

3. Заключительная часть

Во время подведения членами жюри итогов урока в оценочной ведомости (Приложение 7), студенты заполняют карту самооценки (Приложение 8). Определяется команда – победитель.

 

Приложение 1

Интеллектуальная разминка

1. Что изучает статистика?

2. Перечислите основные этапы экономико-статистического исследования.

3. Перечислите методы статистического исследования?

4. Для изображения какой маркетинговой информации применяют круговую диаграмму?

5. С помощью какой диаграммы можно графически изобразить  динамику  потребностей рынка?

6. Как рассчитывается относительная величина структуры?

7. Дать определение маркетинговой деятельности.

8. Что называют внешней средой маркетинга?

9. Назовите факторы внешней среды.

10. Дать определение внутренней среды.

11. Что называют социальным маркетингом?

12. По какой формуле определяют емкость рынка?

13. В каких единицах определяется емкость рынка?

14. Влияет ли увеличение доли рынка на достижение лидирующего положения на рынке?

15. С какой целью проводят маркетинговое исследование?

16. Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?

17. Опишите вкратце сущность системы анализа маркетинговой информации.

18. Назовите ряд внутрифирменных факторов и факторов внешней среды, которые потребовали бы проведения фирмой дополнительных маркетинговых исследований.

19. Перечислите методы исследования, применяемые при маркетинговом исследовании.

20. Перечислите этапы проведения маркетингового исследования.

 

Приложение 2

Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм

  1. Капитал вырос в 5 раз. На сколько процентов он увеличился? (на 400 %)
  2. Капитал уменьшился в 5 раз. На сколько процентов он уменьшился? (на 80%)
  3. Капитал вырос на 50 % . Во сколько раз он увеличился? (в 1,5 раза)
  4. На сколько процентов число 50 больше, чем 25? (на 100 %)
  5. Одним из наиболее динамично развивающихся российских рынков являются рынок туристских услуг, в первую очередь такой его сегмент, как морские круизы. Предложение круизов существенно превышает спрос на них. В этих условиях туристические фирмы вынуждены искать нестандартные пути привлечения клиентов. Предложите варианты повышения конкурентоспособности туристской фирмы занимающейся организацией морских круизов. (Представление скидок детям, пенсионерам, молодоженам, вкладчикам некоторых банков; расширение географической тематики круизов и его культурной программы и т.п.)
  6. Историк Арнольд Тойнби, критикуя практику маркетинга в Америке, сказал, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения необходимых материальных требований жизни. А какова ваша позиция? Обоснуйте её.
  7. Президент одной из студенческих организаций, членом которой вы являетесь, обратился к вам с просьбой провести маркетинговое исследование, чтобы выяснить причины сокращения числа ее членов. Как бы вы воспользовались всеми этапами процесса маркетингового исследования в ходе своей работы.
  8. Какой тип исследования и почему был бы уместен, если корпорация «Макдональдс» обдумывает возможность размещения нового кафе в быстрорастущем пригороде?

 

Приложение 3

«Маркетинговая разведка»

№ п/п

Основные показатели деятельности

«Фирма»

Конкурент

Отклонение

абсолютное, руб.

относительное, %

1.

Среднесписочная численность работников, чел.

200

250

 

 

2.

Среднемесячная заработная плата, руб.

14 200

14 100

 

 

3.

Товарооборот, руб.

6 800 000

5 500 000

 

 

4.

Прибыль, руб.

1 700 000

1 375 000

 

 

5.

Издержки обращения, руб.

890 000

605 000

 

 

6.

Цена изделия, руб. (за упаковку)

30

28

 

 

1. Сравнить основные показатели деятельности  фирмы с её конкурентом, рассчитав абсолютное и относительное отклонения;

2. Сделать выводы.

Приложение 4

Анкета

(выбранный вариант ответа определить знаком «X»)

1. Ваш возраст

до 17 лет                               

свыше 17 лет                       

2. Как часто вы едите кондитерские изделия?

каждый день                        

один раз в неделю                                                             

один раз в месяц                                         

3. Когда вы их едите?

утром                        

днём                                                  

вечером                                

4. Почему вам нравятся именно эти изделия?

5. Как вы оцениваете качество предлагаемого кондитерского изделия?

высокое                                

среднее                                 

низкое                                  

6. Не слишком ли данные изделие приторное?

да, оно слишком приторное                                  

нет, оно не приторное                                           

7. Каков уровень ваших доходов?

ниже прожиточного минимума                           

выше прожиточного минимума                           

8. Купите ли вы его по цене              рублей

да, куплю                             

изредка буду покупать                   

нет, не куплю                                  

 

Приложение 5

«Анализ результатов опроса»

п/п

Группировка потребителей по уровню доходов

Всего опрашиваемых, чел

в том числе

будут покупать

изредка будут покупать

не будут покупать

1.

Доходы ниже прожиточного минимума

 

 

 

 

2.

Доходы выше прожиточного минимума

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

1. Заполнить статистическую таблицу.

2. Представить графически в виде  столбиковой  диаграммы результаты анкетирования и сделать аналитические выводы.

Приложение 6

Идеология «партизанского маркетинга»

1. Выберите фирменный цвет и используйте его как можно чаще в оформлении помещения, на ваших деловых бумагах, при маркировке товара. Так вас лучше запомнят.

2. Попробуйте изменить режим работы своей фирмы так, чтобы быть открытыми тогда, когда ваши конкуренты не работают.

3. Чем лучше у вас отношения с соседями-жителями и предприятиями – тем выше ваши прибыли.

4. Обдумайте заранее стиль своего поведения, если клиент останется недовольным вашим товаром (услугой)

Ответьте на вопросы:

1. Какие из отмеченных рекомендаций Дж. Левинсона вы считаете наиболее действительными? Аргументированно объясните свою позицию.

2. Какие другие приемы малозатратного маркетинга вы можете предложить?

Согласны ли вы со стратегией «партизанского» маркетинга? Что позитивного и негативного вы в ней находите?

Приложение 7

Оценочная ведомость

№ п/п

Оцениваемые элементы

деятельности

(максимальный балл)

Фирма1

Фирма2

Фирма3

Фирма4

1.

Создание фирм (5 баллов)

 

 

 

 

2.

Интеллектуальная разминка (1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

3.

Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм(1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

4.

«Маркетинговая разведка» (5 баллов)

 

 

 

 

5.

Пробная продажа (3 балла)

 

 

 

 

6.

Анализ результатов опроса (5 баллов)

 

 

 

 

7.

«Партизанский маркетинг» (1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

Приложение 8

КАРТА САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА

Группы_______Ф.И.О.____________________________________________                    

При выполнении практикума по теме «Управление маркетингом. Анализ и прогнозирование товарного рынка»

Вопросы

Оценка

да

нет

1.Активно ли работал(а) в группе?

 

 

а) участвовал(а) в выполнении всех заданий практического занятия

б) участвовал(а) в выполнении некоторых более понятных для меня заданий

в) был(а) пассивным

 

 

2.Выработал(а) умения:

 

 

а) составлять  таблицы;

б) рассчитывать показатели;

в) представлять экономическую информацию в виде графиков;

 

 

г) анализировать рассчитанные показатели;

д) составлять анкеты;

е) проводить маркетинговое исследование.

 

 

3.Понравилась ли технология работы на таком занятии?

 

 

4.Полученные знания в дальнейшем обучении по специальности будут  применяться?

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Жукова И.П. Новые педагогические технологии – основа практической подготовки специалиста // СПО № 4, 2007
  2. Климова Ю.В. Использование активных методов обучения // Специалист, № 7, 2007
  3. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Витя-Пресс, 2011. – 152с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА*ПЛЮС, 1994 г.
  5. Трайнев В.А., Матросова Л.Н. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 269 с.
  6. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов по курсу «Маркетинг». – М.: Финансы и статистика, 2009. – 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной  в соответствии с новыми требованиями ФГ...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"

Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Бинарного урока проекта по дисциплинам «Обществознание», «География» на тему «Россия в современном мире»

ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"Работа посвящена разработке методики проведения  бинарного урока-проекта   по дисциплинам  «Обществознание», «Географ...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка "Обобщающий урок-игра "Компьютер от А до Я"

Данная разработка урока имеет своей целью совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по дисциплинам «Информатика», «Информатика и информационно-коммуникационные технол...

Методическая разработка открытого урока игра «Мир микроорганизмов»

Методическая разработка открытого урока игра «Мир микроорганизмов»...