Статья по менеджменту
статья

Наталья Ивановна Морозова

Рассмотрение основных понятий "менеджер" и "менеджмент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья по менеджменту286 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

        *****************************************************************************

ТЕМА 1: Мифы и реальность менеджмента современной организации

«Менеджер» и «менеджмент»

В Россию термины «менеджер» и «менеджмент» пришли в 80-х годах 20 века. Прежде чем мы с вами начнем рассматривать сущность этих понятий, давайте разберем, что значат эти слова.

«Менеджер» - слово имеющее происхождение от английского «manager» - «управление». Если же углубиться в историю этого слова, то выйдем к латинскому слову «manus» - «рука». От этого же слова - манипуляция.  Несложно сопоставить эти родственные понятия, не правда ли?

Основное направление деятельности менеджера – это достижение намеченных целей, которое возможно через ряд функций: планирование, организацию процесса, координацию действий и контроль. Эти четыре функции определяют действия менеджера по отношении к самому себе (самоменеджмент), к определенным ресурсам и полномочиям, которые определены его руководством (пример: менеджер по продажам), к группе подчиненных сотрудников (пример: менеджер направления, группы или отдела), ко всему предприятию (пример: руководитель предприятия или предприниматель).

Термин «Менеджмент» имеет более общее понятие. В нашей стране под его аналогом давно утвердилось понятие «управление». Если «менеджер» - это человек (специалист, сотрудник и т.п.), то « менеджмент» – это процесс достижения поставленных целей.

Управлению свойственно планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Мы уже об этом говорили? Совершенно верно. Посмотрите выше – «четыре функции менеджера». Но в процессе управления естественным образом появляется еще одна функция. Сравните функции менеджера и менеджмента. Нашли? Да, это «мотивация»*. Побуждение к достижению желаемого (планируемого) результата определяют действия менеджера, является истоком его функций.

Любой процесс управления имеет свое побуждающее начало, цель – зачем это делается, с какой целью, что хотим получить в результате совокупности действий. Мотивом действий, например, менеджера по продажам может быть продажа определенного количества товара, получение определенной суммы за проданный товар и т.д.

* Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию

Представьте, что вы вышли из дома и пошли «не зная куда». Возможно? Конечно. Но тогда вы и придете неизвестно куда. Если вы вышли с четким представлением, куда должны прийти, не изменили своих целей походу движения, то, скорее всего цель достигнете. Если дополнить это условие достижения цели деталями: сроком (когда должны прийти), затраченными ресурсами (например, сколько денег можете потратить на достижение цели) и прочими, то результат может быть для вас более ценным, эффективным.

Перенесем теперь эту ситуацию на менеджера по продажам. Если он знает что продавать, сколько нужно продать, за сколько и т.д.  – результат будет зависеть только от его умений спланировать, организовать процесс, скорректировать процесс по ходу выполнения в зависимости от возникающих ситуаций и контроля процесса достижения цели. Внутреннее желание сделать работу лучше (читай – быстрее, больше) или внешние установки (например, условия оплаты работы: больше продашь - больше заработаешь) – побуждающий фактор (мотив) определяющий результат действий.

А если наш менеджер по продажам «за заслуги перед предприятием» был назначен руководителем отдела продаж? Та же ситуация повторится на новом уровне целей, задач и ответственности.

В обычной жизни мы, как правило, ставим цели на 5-15 лет.

Уровни менеджмента в организации

В структуре предприятия могут работать несколько менеджеров, имеющих различные полномочия, функции и цели. Основываясь на различиях в выполняемых функций, можно выделить три уровня менеджмента в организации:

Высший — это руководители предприятия, решающие вопросы стратегического характера, взаимодействия с ключевыми партнерами, органами власти. В их ведении весь процесс работы предприятия. Личностные качества руководителей, как правило, формируют общий климат, характер взаимодействия внутри предприятия.

Средний — менеджеры, занимающиеся практической реализацией решений. Это руководители отделов или специалисты  решающие вопросы производства и реализации, сбора и анализ необходимой информации, т.е. сотрудники предприятия, обеспечивающие все необходимые функции организации.  

Низовой — менеджеры руководящие прямыми исполнителями работы.

Обратите внимание, графически уровни менеджмента можно выразить в виде пирамиды.  Это один из распространенных видов структурирования какой-либо группы данных, элементов или чего-то еще. С помощью пирамиды выражаются и иерархические* взаимосвязи, и количественные характеристики. Менеджеры низового уровня – начальный этап карьеры менеджера и самый массовый слой, средний уровень – повышение в иерархии и уменьшение количества (не каждый, ведь, старший смены становится начальником отдела), высший – показатель не только уровня достижений, оценки возможностей и способностей менеджера, но и показатель избранности - сокращения количества тех, кто доходит до высшего уровня. Заметьте, избранность – это вовсе не превосходство над другими, но ограничение и наделение этих людей большей ответственностью. Руководитель предприятия отвечает за результат работы всех сотрудников организации.

Еще один нюанс: далеко не каждый человек готов и может организовывать работу других людей. «Проще сделать самому, чем доверить кому-то» - такую фразу часто слышишь от начинающих предпринимателей или «растущих» менеджеров. Можно ли этому научиться? При большом желании можно научиться чему угодно. Но не все этого хотят. Это не «плохо» и не «хорошо». Просто все мы люди разные. И жизненные потребности у нас тоже разные.

В России, стало привычным относить к менеджерам и тех сотрудников, которые занимаются в организации непосредственно продвижением и продажей продукции или услуг — менеджеры по продажам, менеджеры по рекламе и т.п. С одной стороны функции таких менеджеров относятся к исполнительским функциям. Исходя из этой точки зрения, считать менеджерами продавцов товара (услуг) не очень-то логично. С другой стороны, например, менеджеры по рекламе ведя переговоры с потенциальным рекламодателем, исходят из возможностей предприятия — количества товара (рекламной площади, услуги и пр.) и ценовых ориентирах (возможности определять уровень цен, например, в зависимости от объема закупаемого товара, скидки или наценки), т. е., работают с теми ресурсами, которые имеет предприятие. Сравните с функциями продавца в магазине: продавец продает товар по установленной менеджером (руководителем) цене. И с этой точки зрения, менеджеры низового звена, выполняющие  функции продажи, управляют  ресурсами  предприятия,   т. е.

*Иера́рхия (от др.-греч. «священный», «правление») — порядок подчинённости низших звеньев высшим

могут быть отнесены к менеджерам. Таким образом, менеджеры низового уровня могут быть и те, кто управляет ресурсами в тех рамках, которые им определены.

Методы управления

Организовывать процесс достижения поставленных целей можно различными способами. Хороший руководитель в различных ситуациях использует и прямой приказ (сделать то-то к такому сроку), и стимулирование (например, назначение премии за досрочно выполненную работу в полном объеме), и  убеждение, и собственный пример… Соотношение методов управления определяют стиль управления руководителя и во многом зависят от личностных качеств человека, а также  – от его жизненного опыта и образования.

Методов управления множества и для простоты их обычно объединяют в группы на основании того или иного признака. На рисунке слева вы видите только два примера таких классификационных групп.

Первая группа методов, приведенных на рисунке, классифицирует методы по характеру воздействия на подчиненных – непосредственное властное воздействие (эту группу еще можно назвать административные методы) или косвенное, посредством создания определенных условий получения результата. К методам прямого воздействия могут быть отнесены приказы, распоряжения. Они накладывают на сотрудников определенную ответственность и имеют обязательный характер.  Косвенное воздействие состоит в стимулировании достижения результатов через интересы исполнителя. Часто таким воздействие является материальное стимулирование. Например, за достижение определенного результата – выплата премии.

Вторая группа (см.рисунок)  разделяет методы управления по характеру отношения к объектам управления. Формальные методы – методы, установленные для стандартных ситуаций, как правило, в организации эти методы направлены на выполнение основных функциональных обязанностей и отражают обезличенное отношение к управляемым. Для неформальных методов характерен учет интересов, ценностей и приоритетов тех, на кого направлены методы – на исполнителей.  Примерами формальных методов могут быть приказы, инструкции, неформальных – установление системы стимулирования (материальное и нематериальное поощрение: премии, награждения и пр.).  

Как видите, одни и те же методы могут быть одновременно отнесены в разные группы.

Названия некоторых других групп методов управления: экономические, социально-психологические. По каким признакам методы могут быть подразделены в эти группы, уверены, вы уже догадались сами.

******************************************************************

 Мы рассмотрели с вами начальные понятия менеджмента. Вам нужно будет выполнить задания – файл «ШкМЕНЕДЖМЕНТА_КонтрольныеЗадания_тема1.doc»  и выслать их нам ответным письмом.

После их проверки вам будет выслан новый блок материалов – текст по темы 2 «Взгляд в прошлое и настоящее менеджмента: краткий экскурс в историю развития менеджмента» и контрольные задания.

УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки обучающихся к семинару по разделу: Эволюция концепций менеджмента (УД 03 Менеджмент, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))

Рабочая тетрадь позволяет осуществить самостоятельную подготовку обучающегося к семинару, определить узловые вопросы раздела Эволюция концепций менеджента, закрепить основные понятия менеджмента,...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

Презентация по дисциплине Менеджмент на тему: "Event-менеджмент"

Еvent management (от англ. event - «событие») - это полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых событий. Причем если первые направлены в основном на укрепление внутрикорпоративног...

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...