Научно-исследовательская работа на тему: «Мое будущее-предпринимательство»"
проект

Хаева Мария Владимировна

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Сущность и теория предпринимательства.............................................6

  1. Развитие предпринимательства в российской экономике........................6

1.2. Сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства в России............................................................................14

Глава 2. История возникновения, тенденции и перспективы развития предпринимательства в Нижегородской области и Сосновском районе ........20

2.1. История возникновения и развития предпринимательства в Сосновском районе.на рубеже ХIХ-ХХI вв.............................................................................20

2.2. Анализ состояния предпринимательства в Нижегородской области и Сосновском районе...............................................................................................24

2.3. Перспективы создания собственного бизнеса в Сосновском районе.......48

Заключение............................................................................................................53

Список литературы...............................................................................................55

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, как никогда ранее, велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни нашей страны.

На мой взгляд, изучение исторического опыта предпринимательства имеет не только познавательное, но и практическое значение. Ведь обращение к опыту торговой деятельности русского купечества может оказать существенную помощь и предпринимателям настоящего.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этих оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум»

Научно-исследовательская работа

на тему:«Мое будущее-предпринимательство»

по материалам: АНО «Сосновский центр развития бизнеса»

Центрального архива Нижегородской области

Архивного сектора Сосновского муниципального района

                                         Выполнила:

А.Р.Горбунова, студентка I курса

Научный руководитель:

М.В. Хаева, преподаватель профессионального цикла

р.п.Сосновское, 2015г.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Сущность и теория предпринимательства.............................................6

  1. Развитие предпринимательства в российской экономике........................6

1.2. Сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства в России............................................................................14

Глава 2. История возникновения, тенденции и перспективы развития предпринимательства в Нижегородской области и Сосновском районе ........20

2.1. История возникновения и развития предпринимательства в Сосновском районе.на рубеже ХIХ-ХХI вв.............................................................................20

2.2. Анализ состояния предпринимательства в Нижегородской области и Сосновском районе...............................................................................................24

2.3. Перспективы создания собственного бизнеса в Сосновском районе.......48

Заключение............................................................................................................53

Список литературы...............................................................................................55

Приложения

Введение

Сегодня, как никогда ранее, велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни нашей страны.

На мой взгляд, изучение исторического опыта предпринимательства имеет не только познавательное, но и практическое значение. Ведь обращение к опыту торговой деятельности русского купечества может оказать существенную помощь и предпринимателям настоящего.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этих оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств.

Актуальностью исследования является пробуждение интереса к проблемам предпринимателей и возрастание роли государства в поддержке их деятельности.

Целью исследовательской работы является анализ существующей возможности и перспектив организации собственного бизнеса и государственной поддержки предпринимательства.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность и исторические предпосылки возникновения и развития предпринимательства в России;

            2)         Исследование особенностей развития предпринимательства в Сосновском районе на рубеже ХIХ-ХХI вв.

3)        Провести анализ состояния предпринимательства Сосновского района  и численность молодых предпринимателей малого и среднего бизнеса, из числа выпускников техникума.

            4)        Анализ государственной поддержки предпринимательства в Нижегородском регионе.

             5) Анализ  перспектив создания собственного бизнеса в Сосновском районе.

Предметом исследования является индивидуальное предпринимательство.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность в Сосновском районе.

            При написании данной работы использовались следующие методы исследования:

1.Анализ архивных документов.

2.Интервьюирование молодых предпринимателей Сосновского района.
         3. Интервьюирование руководителя АНО «Сосновский центр развития бизнеса», а также представителей администрации Сосновского муниципального района.

Глава 1. Сущность и теория предпринимательства

1.1. Развитие предпринимательства в российской экономике

Древнерусское государство образовалось в 882 г., во многом благодаря зарождающемуся предпринимательскому духу восточных славян.

Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый. В VII-VIII вв.Славянское население, осваивая Среднерусскую равнину, селилось преимущественно по берегам рек, образовавших благоприятную систему коммуникаций, тогда же предпринимательская активность наших предков достигла высокого уровня, так как удалось не только освоить под хлебопашество лесные и лесостепные земли, но развить ремесла и выстроить крупные торговые города на всем протяжении торгового пути. [1, стр.152-153].

Зачатками производственного предпринимательства можно считать мелкие кустарные производства. Первый русский писаный свод законов «Русская Правда», составленный при сыновьях Ярослава Мудрого в XI веке, свидетельствует о довольно высоком развитии денежного хозяйства, торговли, купеческого и ростовщического капитала.

            Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

            Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.

В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход, в России закреплен законодательно. Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

С XVI в. в Московской Руси начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, подкрепляемого столичным купечеством. Зарождаются целые поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX века.

Мощным импульсом развития предпринимательства в России стала эпоха Петра I. В частности, число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Сам Петр I, по существу, стал первым предпринимателем всей России, хотя бы уже потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя, а его деятельность впитала в себя предпринимательские начала.

С началом реформ (1861 г.) в России начинается и второй этап развития предпринимательства.

В период с конца 50-х гг. XIX в. до Первой мировой войны (1914) мощный государственный сектор охватывал, кроме таких традиционно казенных отраслей, как связь, транспорт, оборонная промышленность, также и металлургию, горное производство, нефтедобычу, сельскохозяйственное производство, что вызывало недовольство предпринимателей.

В 19 - начале 20 вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являющегося почетным сословием российского общества.

На рубеже 19 – 20 вв. происходит дальнейший рост торговли, концентрация ее в руках монополий. В 1905 г. было создано Министерство торговли и промышленности. В годы Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. сократилось производство потребительских товаров, росли цены, росла спекуляция. Возник продовольственный кризис, который во многом привел к революционной ситуации в России [1, стр.176-178].

После Февральской революции и октябрьского переворота 1917 г. была ликвидирована частная собственность, а вместе с ней и свободный обмен товарами. С начала Гражданской войны (1918 – 1929 гг.) в период «военного коммунизма» коммерческая деятельность была запрещена, а установлено централизованное распределение предметов потребления. В январе 1919 г. введена продразверстка. С переходом к новой экономической политике (НЭП) продразверстка заменена продналогом [6, стр.71-75, 8, стр.11].

5 января 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». ВЦИК и СНК СССР установили порядок проведения раскулачивания крестьян с конфискацией имущества и расселением кулаков, в котором они проживали. Имущество кулаков передавалось в собственность колхозов.В 1927 году в Нижегородской губернии насчитывалось около 900 сельскохозяйственных артелей и товариществ.

Именно с переходом страны к НЭПу СНК РСФСР принимает целый ряд документов и постановлений, связанных с объединением кооперативных союзов и организаций которые стали работать в новых условиях советской власти.

В тридцатые годы, потребительская кооперация развивалась в условиях сложного противоречивого, драматического периода в жизни нашей страны. Слабая инфраструктура страны, оторванность отдельных областей и районов от крупных торговых центров привела к тому, что частные торговцы чувствовали монополистами на рынке и не испытывали серьезной конкуренции. Высокие цены на рынке привели рабочие коллективы к созданию кооперативных обществ.

Развивалась крестьянская кооперация, производственные и торговые товарищества. После 1917 г., кооперация в короткий срок превратилась в мощную централизованную систему, способную выполнить общегосударственные задачи. Всеми видами кооперативов было охвачено почти 7 млн. крестьянских хозяйств или около 26 млн. человек. Потребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.

Фундамент этой системы составляют потребительские общества (кооперативы), так как именно в них, в первую очередь, осуществляется хозяйственная и общественная деятельность кооперативной системы.

Период с октября 1917 года до начала 1920-х годов можно условно назвать третьим этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни.

Пятый этап в истории отечественного предпринимательства был самым драматичным. Он охватил период, длившийся около 60 лет: с конца 1920-х годов до второй половины 1980-х годов. Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику.

Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий «теневики» весьма успешно конкурировали с государственным сектором.

             Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Административно-командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества.

Во второй половине 1980-х годов при возрождении некогда забытых форм хозяйствования – подряд, аренда, кооперация – начался шестой этап развития предпринимательства.

На начало 1988 г. 90 % всех кооперативных предприятий и более 90 % реализованной ими продукции приходилось на производство товаров народного потребления, бытового обслуживания, заготовки и переработки вторичного сырья. Кооперативы объединяли различные виды деятельности.

             Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 г. в стране насчитывалось уже 200 тыс. малых предприятий, на которых было занято почти 5 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. руб. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. Так, в частности, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности». Таким образом, под развитие предпринимательской деятельности в 1990 г. подведена юридическая основа.

1992 г. характеризовался самыми высокими с середины 1980-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых).

С началом широкомасштабной приватизации развитие предпринимательства получает мощный импульс. В это время (1993-1994 гг.) появилось множество собственников и наблюдалось интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. [5, стр.40-41].

Первым законом, регулирующим предпринимательскую деятельность в СССР стал закон № 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», принятый 19 ноября 1986 года. В законе были определены основные сферы этой деятельности - кустарно-ремесленные промыслы и бытовое обслуживания населения. Индивидуальная трудовая деятельность должна была основываться исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

В соответствии с Указом Президента РФ «О свободе торговли» от 29 января 1992 года предприятиям и гражданам было предоставлено право заниматься торговлей, посреднической и закупочной деятельностью (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, лекарствами и т. п. Отменялись таможенные платежи на товары, ввозимые в Россию. [4, стр.23-27].

Страна поделилась на продавцов и покупателей. В сознании народа были легализованы понятия «спекуляция» и «фарцовка», за которые при советской власти можно было угодить в тюрьму. Многие, несмотря на острую неприязнь к «торгашам», пошли в торговлю – от безысходности, потому что работать было негде, а кормить семью надо.

«Железный занавес» упал, и наши сограждане осознали, как бедно они живут по сравнению с населением западных стран. Они жаждали скорее утолить товарный голод, мучивший людей в условиях тотального дефицита 1980-х.

Процветали коммерческие палатки («комки») площадью 3×4 метра с ассортиментом от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Они размещались на любых свободных местах в зонах максимального людского потока. А полки государственных магазинов, привыкших к распределительной системе, оставались преимущественно пустыми или ассортимент в них был весьма бедный.

В 1992–1994 годах появились «челноки», которые возили товары из Турции, Польши, Финляндии, Китая. Они не регистрировали свою предпринимательскую деятельность, не платили никаких налогов, кроме сбора за право торговли. Многие «челноки» сами не торговали на рынке, а сдавали товар коллегам, имевшим несколько торговых точек.

С января 1992 года в стране началась массовая легальная приватизация. Она проводилась в соответствии с принятым в июле 1991 года Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 года № 341 были утверждены «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год», определившие процедуры приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ только в июне 1992 года.

В 1993–1994 годах по всей стране стали открываться магазины мелкооптовой торговли формата cash&carry. Товар в них продавался только упаковками, а не штучно.

На базе советских универсамов зародилась продовольственная сетевая розница. Первым стал «Седьмой континент», он открыл в апреле 1994 года в Москве три магазина, которые работали круглосуточно и поддерживали максимально возможный ассортимент.

В 1993–1994 годах открывали свои первые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 3.2 Подготовительный этап научно-исследовательской работы

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.2 Подготовительный этап научно-исследовательской работыПлан:1.  Планирование...

Тема 3.3 Структура научно-исследовательской работы

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРадел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.3 Структура научно-исследовательской работыПлан:1.  Структура исследовательск...

Презентация научно-исследовательской работы на тему "Об итогах переписи населения 2010 года"

Презентация научно-исследовательской работы на тему "Об итогах переписи населения за 2010 год"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по Теме:"Качество питьевой воды и эффективность методов ее очистки"

Методическая разработка предназначена для проведения исследовательской работы по дисциплине «Химия» со студентами....

Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса на тему: "Какие бывают звезды"

Эта работа помогла мне в аттестационной работе!!! Мы заняли с этой работой 2 место, это был Всероссийский конкурс....

научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной работы студентов

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»         Научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной  раб...