МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
методическая разработка

Хранова Марина Анатольевна

проведение практических работ по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_pm02.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМНР

___________О.Н. Пояркова

«_____» ____________2018 г.

М.А. ХРАНОВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

проведение практических работ

по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Уровень подготовки – базовый

Томск 2018

Рассмотрена  на заседании кафедры экономики логистики и землепользования

Протокол № ____   от «____» __________________ 2018г.

Зав кафедрой___________________ Федяева И.В.

Разработчики:

Хранова М.А. преподаватель профессиональных дисциплин ОГБПОУ «ТЭПК»

               

Пояснительная записка

     Данные задания разработаны на основе материалов,  использованных на уроке по дисциплине: По ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».

Изучается студентами специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».         Практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

     Данные задания предназначены для использования на практических работах, соответствует структуре урока, практический  материал соответствует требованиям программы, методы и методические приемы способствуют  усвоению материала, развитию аналитических  способностей, активизации внимания.  Таким образом, задания содержат такие  методы, как объяснения, беседа, наглядный метод (меловые схемы).

Выполнение практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать Специалист по экономики и бухгалтерскому учёту.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проверки по учёту источников имущества организации основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта;

 ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным  учёта

 ПК 2.4.  Отражать в бухгалтерских проводках зачёт и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен знать:

  • нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
  • основные понятия инвентаризации имущества;
  • характеристику имущества организации;
  • цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
  • задачи и состав инвентаризационной комиссии;
  • процесс подготовки к инвентаризации;
  • порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
  • перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; приемы фактического подсчета имущества;
  • порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
  • порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
  • процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
  • порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
  • порядок инвентаризации расчетов;
  • технологию определения реального состояния расчетов;
  • порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
  • порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Практическая работа № 1

Тема:        Определение цели и периодичность проведения инвентаризации. Руководство нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по определению цели и периодичности проведения инвентаризации, умением руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.

Задание:        На основании исходных данных:

  1. Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
  2. Составить приказ по организации о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.

Исходные данные

  1. Нормативные документы, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества:
  1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
  2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. (ред. от 08.11.2010г.) № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» .
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (редакция на 26.03.2007).
  4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26, от 03.05.2000 № 36).
  1. На основании изученных нормативных документов составить приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 (приложение 1) по организации ООО «Урал» на 2013 год, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437).

В состав инвентаризационной комиссии по приказу включены:

  • Товаровед (председатель);
  • Зав. складом (МОЛ);
  • Кладовщица;
  • Бухгалтер.

Примечание: Недостающие реквизиты придумать и заполнить самостоятельно.

Практическая работа № 2

Тема:        Составление инвентаризационных описей, проведение физического подсчета имущества.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по составлению инвентаризационных описей и проведению физического подсчета имущества.

Задание:        На основании исходных данных в ООО «Урал»:

  1. Проведите физический подсчет всех продовольственных товаров, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437). Опишите процесс физического подсчета.
  2. Составьте инвентаризационную опись по форме ИНВ-3 на основании следующих данных:

Таблица 1

№ п/п

Наименование товаров

Количество, кг

Цена за 1 кг, руб.

Фактически

По учёту

1

Колбасы варёно-копчёные

8090

8160

245-00

2

Маргарин

490

488

140-00

3

Сыры в парафиновом покрытии

5330

5350

243-00

4

Сыры в полимерной плёнке

2700

2700

247-00

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в следующей таблице:

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей в ООО «Урал»

Таблица 2

Содержание операции

Сумма в руб.

Проводки

Дебет

Кредит

1

Отражена сумма недостачи ТМЦ

2

Отражена сумма излишков ТМЦ

3

Сумма недостачи ТМЦ отнесена за счет виновного лица

4

Возмещение виновным лицом суммы недостачи

Практическая работа № 3

Тема:        Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по составлению и проверки приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, кассовой книги. Правильно расставить проводки. Выявить излишки и недостачи.

Задание:        На основании исходных данных в ООО «Урал»:

  1. На основе приведенных операций по кассе за сентябрь 2013 года заполнить приходные и расходные кассовые ордера, проставить корреспондирующие счета по каждой операции, заполнить кассовую книгу. Вывести остаток на конец месяца, пересчитать наличные деньги, выявить излишки или недостачи и отразить бухгалтерскими проводками результаты инвентаризации денежных средств.
  2. Составить по форме N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств".

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Остаток на 01.09.2013                                                                5 000

1

Выдана инженеру Смирнову В.П. сумма перерасхода по авансовому отчету № 46

60

2

Получено в банке по чеку № 093615:

- для выплаты заработной платы

- на командировочные расходы

122600

4000

3

Сдан в кассу агентом Аксаковым И.П. остаток подотчетных сумм

50

4

По платежным ведомостям № 71-78 выплачена заработная плата рабочим и служащим

122600

5

Выдан аванс на командировку инженеру Васильеву М.И.

4000

6

Сдан в кассу инженером Васильевым М.И. Остаток неиспользованных подотчетных сумм согласно авансовому отчету № 48

40

7

Получено в банке по чеку № 093616:

- для выплаты заработной платы

- для выдачи депонентам

- на хозяйственные нужды

30400

2200

2800

8

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды машинистке Петровой В.С.

500

9

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды агенту Аксакову И.П.

1300

10

По платежным ведомостям № 79-80 выплачена заработная плата рабочим и служащим

30400

11

Выдана заработная плата депонентам

2200

12

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды инженеру Васильеву М.И.

1000

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в таблице.

Практическая работа № 4

Тема:        Инвентаризация расчетов с персоналом.

Цель:        Проверить обоснованность сумм задолженности, которая числится на счетах бухгалтерского учета организации.

Задание:        В декабре 2012 года в ООО «Экватор» принято решение провести инвентаризацию расчетов с персоналом. В каком порядке это нужно сделать, и какие документы оформить?

25 декабря 2012 года руководитель издал приказ № 150 о проведении инвентаризации расчетов с персоналом по состоянию на 25 декабря 2012 года. Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88. В строке «Инвентаризации подлежит» указано «обязательства по расчетам с персоналом по оплате труда и прочим операциям», а в строке – «Причина инвентаризации» – «составление бухгалтерской отчетности за 2012 год».

Таблица 1

Название счета

Перечень учитываемых обязательств

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Обобщается информация о расчетах с работниками по заработной плате, пособиям и т.п., а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации

Счет 76 субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам»

Обобщается информация о расчетах с работниками по суммам, начисленным, но не выплаченным:

 в установленный срок (из-за неявки получателей)

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Обобщается информация обо всех видах расчетов:

 с работниками кроме расчетов по оплате труда и расчетов

 с подотчетными лицами

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Обобщается информация о расчетах с работниками

 по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы

  1. Из каких этапов состоит инвентаризация расчетов с персоналом? Что включает в себя каждый этап?

     2. Проверка расчетов с персоналом по счетам 70, 71, 73, 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Выяснилось, что:

- на счете 70 числится кредиторская задолженность по зарплате за декабрь 2012 года в размере 195 000 руб., а также дебиторская задолженность в сумме 28 000 руб. Из-за чего возникла кредиторская и дебиторская задолженность?

- зарплата за первую половину месяца не была выплачена, работникам необходимо начислить компенсацию за задержку и отразить ее на отдельном субсчете счета 73 (табл. 2). При этом период просрочки составил 11 календарных дней (с 21 по 31 декабря), ставка рефинансирования – 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У).

- счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Инвентаризационная комиссия установила, что согласно договору займа от 06.04.2012 главному бухгалтеру Петрову П. П. был выдан заем в размере 100 000 руб. сроком на 1 год. Следовательно, срок возврата займа еще не наступил. Поскольку заем является беспроцентным, задолженность по выплате процентов не формируется. В бухучете сумма выданного займа была отражена на счете 58 «Финансовые вложения». Правильно ли это?

- на счете 71 числится дебиторская задолженность в размере 2 215 руб. по суммам, выданным под отчет. В бухучете числится дебиторская задолженность Л.Л. Леонидова по подотчетной сумме в размере 2000 руб.  В ходе инвентаризации было установлено, что 13 ноября 2012 года он получил  из кассы деньги под отчет на 3 дня. Также было установлено, что за уволенным работником М. М. Мишиным с 15 ноября 2009 года числится задолженность по подотчетной сумме в размере 215 руб. Срок, на который были выданы подотчетные суммы, закончился 25 ноября 2009 года.  Причина дебиторской и кредиторской задолженности по счету 71? Какие действия надо предпринять?

- на счете 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Инвентаризационная комиссия установила, что на этом субсчете числится депонированная зарплата в размере 117 руб., которая не была выплачена уволенному работнику А.А. Абрамову. Какие действия надо предпринять?

- сальдо по счету 73 равно нулю.

3. Какие документы надо составить по результатам инвентаризации?

Практическая работа № 5

Тема:        Проведение выверки финансовых обязательств. Проведение инвентаризации расчетов. Определение реального состояния расчетов.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов, определению реального состояния расчетов.

Задание:        На основании исходных данных решить практические ситуации:

  1. По проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов;
  2. По проведению инвентаризации расчетов и отразить результаты инвентаризации в «Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17 (приложение 1) и в «Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п (приложение 2).
  3. По определению реального состояния расчетов, используя теоретический материал конспекта по освоению модуля ПМ 02

Исходные данные

В организации ООО «Урал» имеются следующие данные о наличии дебиторской и кредиторской задолженности на день инвентаризации 1 декабря текущего года:

  1. По дебиторской задолженности:

Таблица 1

Наличие дебиторской задолженности в ООО «Урал» на день инвентаризации

Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора

Номер счета

Сумма по балансу, руб. коп.

всего

в том числе задолженность

подтвержденная дебиторами

не подтвержденная дебиторами

с истекшим сроком исковой давности

1

2

3

4

5

6

Расчеты с покупателями и заказчиками  с ООО «Аврора»

62.1

62 015,50

50 000,00

12015,50

-

Расчеты с разными дебиторами с ООО «Автотранс»

76.1

7183,80

7183,80

-

-

Расчеты с подотчетными лицами – менеджер ООО «Урал» Соловьева Анна Сергеевна

71

3500,00

3500,00

-

Расчеты по авансам выданным поставщикам и подрядчикам с ООО «Ремонт»

60.2

12 589,40

8400,20

3189,20

1189,20

Итого

?

?

?

?

  1. По кредиторской задолженности

Таблица 2

Наличие кредиторской задолженности в ООО «Урал» на день инвентаризации

Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора

Номер счета

Сумма по балансу, руб. коп.

всего

в том числе задолженность

подтвержденная кредиторами

не подтвержденная кредиторами

с истекшим сроком исковой давности

1

2

3

4

5

6

Расчеты с поставщиками и подрядчиками с ООО «Продтовары»

60.1

402 502,50

402 502,50

-

-

Расчеты с разными кредиторами с ООО «Наука»

76.2

10 250,00

10 000,00

-

250,00

Расчеты по авансам полученным от покупателей и заказчиков с ООО «Ласточка»

62.2

102 510,00

102 000,00

510,00

-

Расчеты по НДС с МИ № 10 ФНС России

68.4

4200,00

-

4200,00

-

Расчеты с ПФР по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии

69.1

8510,20

8510,20

-

-

Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Урал»

70

42551,00

42551,00

-

-

Итого

?

?

?

?

На основании данных, отраженных в таблицах по наличию дебиторской и кредиторской задолженности составить справку к Акту инвентаризации расчетов, используя данные следующей таблицы:

Таблица 3

Данные для составления справки к Акту инвентаризации расчетов

Номер по порядку

Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора

Числится задолженность

Сумма задолженности, руб. коп.

Документ, подтверждающий задолженность

за что

дата начала

дебиторская

кредиторская

наименование

номер

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

ООО «Аврора»

За проданные товары

10.10

62 015,50

Товарная накладная

415

10.10

2

ООО «Автотранс»

За выполненные   услуги

01.11

7183,80

Акт выполненных работ

115

01.11

3

Соловьева Анна Сергеевна

Подотчетные суммы

10.11

3500,00

Авансовый отчет

10

10.11

4

ООО «Ремонт»

За выполненные  работы

15.10

12 589,40

Акт выполненных работ

87

15.10

5

ООО «Продтовары»

За полученные товары

20.11

402 502,50

Товарная накладная

213

20.11

6

ООО «Наука»

За выполненные  работы

05.11

10 000,00

Акт выполненных работ

56

05.11

7

ООО «Ласточка»

За полученные авансы

05.11

102 510,00

Выписка банка, платежное поручение

79

05.11

8

МИ № 10 ФНС России

Задолженность по НДС

20.10

4200,00

Налоговая декларация

-

20.10

9

ПФ России

Задолженность по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии

15.11

8510,20

Бухгалтерская справка

11

15.11

10

Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Урал»

Задолженность по выплате заработной платы

20.11

42551,00

Платежная ведомость на выплату зарплаты

10

20.11

Итого:

?

?

Практическая работа № 6

Тема:        Выявление задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.

Проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Цель:        Овладеть навыками и умениями по:

  1. Выявлению задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
  2. Проведению инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Задание:        Используя теоретический материал по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» , вопросы 1 и 2) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):

  1. Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
  1. Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Практическая работа № 7

Тема:        Участие в инвентаризации дебиторской задолженности организации. Участие в инвентаризации кредиторской задолженности организации.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Задание:        Используя теоретический материал учебного пособия по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» вопросы 1, 2, 3, 4) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):

  1. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
  2. Порядок составления «Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17;
  3. Порядок составления «Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п;
  4. Технологию определения реального состояния расчетов;
  5. Порядок выявления задолженности, не реальной к взысканию;
  6. Порядок списания безнадежной задолженности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...

Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"

Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...

Методическая разработка практической работы"Разбивка монолитных сооружений на отдельные блоки бетонирования"

В работе рассмотрен подробный состав работы, пример расчета разбивки монолитных бетонных гидротехнических сооружений на отдельны...

Методическая разработка. Практические работы по основам истории искусств. Профессия профессия 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью

В  методическую разработку включены описание задания для урока по теме, инструкционная карта, схемы, рисунки, планы при необходимости. Практические работы разработал учитель технологии Стеценко Г...

Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"

Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...

Методическая разработка практических работ по дисциплине "Рисование и лепка"

Материал представляет собой разработку практических работ по дисциплине "Рисование и лепка" в рамках подготовки специалистов по профессии "Повар, кондитер". Разработка является час...

методическая разработка практических работ

по естествознанию для специальности стилистика и искусство визажа...