методическая разработка практических работ
учебно-методическое пособие на тему
по естествознанию для специальности стилистика и искусство визажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_estestvoznanie_stilisty_prakticheskie_zanyatiya.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.06 Естествознание
Санкт-Петербург
2018
Методические рекомендации по проведению практических занятий (семинарских занятий) по дисциплине разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОДБ.06 Естетсвознание, входящей в состав образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа», углубленный
Разработчики:
СПб ГБ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
(место работы)
преподаватель_ ______ _________ Г.Н. Чиркина________
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании цикловой комиссии
Протокол № ___ от «___»____________20__г.
Председатель цикловой комиссии _____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по проведению практических занятий (семинарских занятий) предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа», углубленный.
Целью методических рекомендаций является определение содержания, формы и порядка проведения практических занятий (семинарских занятий) по учебной дисциплине, а также требований к результатам работы.
Проведение практических занятий (семинарских занятий) направлено на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление теоретических знаний, практических (профессиональных) умений, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.
В результате проведения практических занятий (семинарских занятий) по учебной дисциплине ОДБ.06 Естествознание, обучающиеся должны:
знать/понимать
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное по-ле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
• вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
• объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
• выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
• работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
• энергосбережения;
• безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
• профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
• осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Методические рекомендации по проведению практических занятий (семинарских занятий) содержат: тему, цель работы, порядок выполнения заданий, формы контроля, критерии оценивания, методические рекомендации по организации и выполнению отдельных видов работ, требования к оформлению заданий.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)
№ п/п | Наименование тем учебной дисциплины, практических занятий (семинарских занятий) | Объем часов | Форма контроля | |
Раздел 1. Введение | ||||
2. | Практическое занятие №1 Диагностическая работа | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, тест | |
Тема 2. Механика | ||||
12. | Практическое занятие №2 Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
13. | Практическое занятие №3 Исследование зависимости силы трения от веса тела. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
14. | Практическое занятие №4 Изучение зависимости периода колебания нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
15. | Практическое занятие №5 Обобщающий урок по теме Механика. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, выполнение теста | |
16. | Практическое занятие №6 Контрольно-обобщающий урок по теме Механика. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, тест | |
Тема 3. Тепловые явления | ||||
26. | Практическое занятие №7 Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов | |
27. | Практическое занятие №8 Измерение температуры зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
28. | Практическое занятие №9 Обобщающий урок по теме Тепловые явления. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, выполнение теста характеристика (Приложение 1) | |
Тема 4. Электромагнитные явления. | ||||
33. | Практическое занятие №10 Сила тока, напряжение, электростатическое сопротивление. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, ответы на вопросы | |
34. | Практическое занятие №11 Закон Ома для участка цепи. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, решение задач | |
35. | Практическое занятие №12 Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, решение задач | |
45. | Практическое занятие № 13 Изучение интерференции и дифракции света. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
46. | Практическое занятие № 14 Обобщающий урок по теме Электромагнитные явления. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, тест | |
Тема 5. Строение атома и квантовая физика. | ||||
48. | Практическое занятие № 15 Строение атома: Планетарная модель и модель бора. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
49. | Практическое занятие №16 Поглощение и испускание света атома. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
51. | Практическое занятие № 17 Строение атомного ядра. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
52. | Практическое занятие №18 Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов | |
53. | Практическое занятие №19 Энергия расщепления атомного ядра. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов | |
54. | Практическое занятие №20 Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
Химия с элементами экологии. | ||||
56. | Практическое занятие №21 Химические св-а воды | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
57. | Практическое занятие №22 Гидролиз солей. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
58. | Практическое занятие №23 Растворение твердых веществ и газов. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, решение задач | |
59. | Практическое занятие № 24 Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, решение задач | |
61. | Практическое занятие № 25 Загрязнения воды и способы очистки. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, анализ содержания примесей в воде. | |
62. | Практическое занятие № 26 Жесткая вода и ее умягчение. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, устранение жесткости воды | |
63. | Практическое занятие № 27. Контрольная работа по теме Вода и растворы. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, контрольная работа | |
Химические процессы в атмосфере | ||||
64. | Практическое занятие № 28 Определение химического состава атмосферы. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, тест | |
65. | Практическое занятие № 29 Измерение уровня углекислого газа. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
66. | Практическое занятие № 30 Климат | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
67. | Практическое занятие № 31 Загрязнение атмосферы и его источники. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов | |
68. | Практическое занятие №32 Озоновые дыры. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
69. | Практическое занятие №33 Кислотные дожди. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, механизм образования кислотных дождей | |
70. | Практическое занятие №34 Химические свойства кислот. Химические свойства оснований. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
71. | Практическое занятие №35 Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
Тема. Химия и организм человека. | ||||
73. | Практическое занятие№36 Органические и неорганические вещества. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
74. | Практическое занятие №37 Основные жизненно необходимые соединения: белки, жиры и углеводы. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
75. | Практическое занятие №38 Строение белковых молекул. Анализ состава молока. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
76. | Практическое занятие № 39 Углеводы – главный источник энергии организма. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, конспект | |
78. | Практическое занятие № 40 Определение содержания витамина С в напитках. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
80. | Практическое занятие № 41 обобщающий урок по теме Химия и организм человека. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, тест | |
Биология с элементами экологии. | ||||
81. | Практическое занятие № 42 Понятие «жизнь» . | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов | |
82. | Практическое занятие № 43 Основные признаки живого. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
83. | Практическое занятие № 44 Понятие «организм», разнообразие живых организмов и принципы их классификации. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, ответы на вопросы | |
86. | Практическое занятие № 45 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
87. | Практическое занятие № 46 Обмен веществ и превращение энергии в клетки. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
88. | Практическое занятие № 47 Молекула ДНК - носитель наследственной информации. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
90. | Практическое занятие № 48 Эволюция живого. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
91. | Практическое занятие № 49 Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, таблица | |
Тема: Организм человека и окружающая среда | ||||
93. | Практическое занятие № 50 Действие слюны на крахмал. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
95. | Практическое занятие № 51 Система пищеварительных органов. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
98. | Практическое занятие № 52 Органы дыхания. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
101. | Практическое занятие № 53 Опорно-двигательная система | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблицы | |
102. | Практическое занятие № 54 Определение гибкости позвоночника. Нарушение осанки. Выявление плоскостопия. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
103. | Практическое занятие № 55 Утомление мышц при статистической и динамической работе | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
105. | Практическое занятие № 56 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
106. | Практическое занятие №57 Кровеносная система. | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблиц | |
107. | Практическое занятие №58 Иммунитет и иммунная система | 1 | Составление таблицы, тест | |
108. | Практическое занятие №59 Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
109. | Практическое занятие №60-61 Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода | 2 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, составление таблиц | |
111. | Практическое занятие №62-63 Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на здоровье человека | 2 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов, рефератов | |
112. | Практическое занятие №64-65 Наследственные и врождённые заболевания, передающиеся половым путём (СПИД, сифилис и др.) | 2 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов, рефератов | |
113. | Практическое занятие №66 Понятие биогеоциноза экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистемы | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий | |
Тема: Человек и окружающая среда | ||||
114. | Практическое занятие №67 Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду ( ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и др. загрязнения) | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, защита докладов, рефератов | |
115. | Практическое занятие №68-69 Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экскурсия | 2 | Отчёт об экскурсии | |
117. | Дифференцированный зачёт. Практическое занятие №70 | 1 | Экспертная оценка выполнения практических заданий, зачёт | |
Итого | 70 |
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
- Не пренебрегайте теорией при выполнении практических работ. Не знаешь теории – не приступай к выполнению лабораторного задания.
- Четко представь себе цель работы: она четко совпадает с ее названием.
- Спланируй ход действий.
- Не торопись собирать установку или электрическую цепь. Прежде тщательно ознакомься с приборами:
- выясни название каждого из них;
- изучи правила обращения;
- определи цену деления, пределы измерения, класс точности.
- Береги приборы и принадлежности.
- Следи, чтобы на рабочем месте всегда был порядок.
- Соблюдай технику безопасности; собрав, не выключай установку или электрическую цепь без разрешения учителя.
- Если нужно, подготовь таблицу для записей результатов измерений.
- Только после разрешения учителя приступай к измерениям. Исходя из реальных условий выполнения лабораторной работы, оцени ожидаемый результат.
- Прежде, чем приступать к обработке результатов, выключи установку. Береги электроэнергию!
- На основе данных наблюдений, измерений и вычислений сделай выводы
- Разбери установку. Приведи в порядок рабочее место.
Алгоритм деятельности по выполнению наблюдения
- Уяснить цель наблюдения.
- Определить объект наблюдения.
- Создать необходимые условия для наблюдения, обеспечить хорошую видимость наблюдаемого явления.
- Выбрать наиболее выгодный для данного случая способ кодирования (фиксирования) получаемой в процессе наблюдения информации.
- Провести наблюдение с одновременным фиксированием (кодированием) получаемой в процессе наблюдения информации.
- Проанализировать результаты наблюдений, сформулировать выводы.
Алгоритм деятельности по выполнению опытов
- Сформулировать цель опыта.
- Построить гипотезу, которую можно положить в основу.
- Определить условия, которые необходимы для того, чтобы проверить правильность гипотезы.
- Определить необходимые приборы и материалы.
- Смоделировать ход конкретного опыта (определить последовательности операций).
- Выбрать рациональный способ кодирования (фиксирования) информации, которую предлагается получить в ходе эксперимента.
- Непосредственно выполнить эксперимент – пронаблюдать, измерить и зафиксировать получаемую информацию (зарисовки, запись результатов измерений и т.д.).
- Математически обработать результаты измерений.
- Проанализировать полученные данные.
- Сформулировать выводы из опытов.
СНЯТИЕ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРОВ
Учебная инструкционная карта I
ЗАДАНИЕ 1: определить, какая физическая величина измеряется данным прибором.
Способ выполнения:
- найдите на шкале обозначение единицы физической величины;
- установите по таблице наименование единицы физической величины, измеряемой данным прибором;
- установите по таблице, какую физическую величину измеряет данный прибор;
- прочитайте значения физических величин, указанные на шкале прибора.
ЗАДАНИЕ 2: определить пределы измерения прибора.
Способ выполнения:
- определите наименьшее значение физической величины, указанное на шкале прибора. Запишите: «НИЖНЯЯ ГРАНИЦА измерения прибора равна…»;
- определите наибольшее значение физической величины, указанное на шкале. Запишите: «ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА измерения прибора равна…».
Учебная инструкционная карта II
ЗАДАНИЕ: определить цену деления шкалы прибора.
Способ выполнения:
- выберите участок шкалы, на котором будете определять цену деления (по ближайшим от указателя делениям, возле которых проставлены цифры);
- укажите наибольшее значение измеряемой физической величины на этом участке:
b = …;
- укажите наименьшее значение измеряемой физической величины на этом участке:
с = …;
- подсчитайте число делений (т.е. число промежутков между черточками) на участке от с до b. Запишите:
а = …;
- вычислите цену деления шкалы прибора:
Примечание
Ценой деления прибора называют значение физической величины, приходящееся на наименьшее деление данного участка шкалы прибора:
где:
b – верхняя граница участка шкалы;
с – нижняя граница участка шкалы;
а – число делений, т.е. число промежутков между черточками от с до b.
Учебная инструкционная карта III
ЗАДАНИЕ: определить показания прибора.
Способ выполнения
1. определите наименьшее значение измеряемой величины на участке шкалы, для которого определялась цена деления:
с = … ;
2. подсчитайте число делений от с до указателя (стрелки):
n = … ;
3. вычислите показание: с + n · d = … , где d – цена деления.
Полученный результат соответствует значению измеряемой физической величины.
ВНИМАНИЕ! Не забывайте при вычислениях указывать единицы физических величин!
Образец оформления лабораторной работы в тетрадях
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Дата (пишется на полях):
Название работы:
Цель работы:
Оборудование:
Рисунок к работе или схема:
Таблица измерений и вычислений:
Вычисления:
График (выполняется при необходимости)
Вывод:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»
Цель: установить математическую зависимость периода нитяного маятника от длины нити маятника.
Оборудование: штатив с держателем, шарик на нити, измерительная лента или линейка, секундомер.
Теоретическая часть
Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжёлый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длинной нити, на которой он подвешен (не сравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса).
Учёные Галилей, Ньютон, Бессель и др. установили следующие законы колебания математического маятника:
1.Период колебания математического маятника не зависит от массы маятника и от амплитуды, если угол размаха не превышает 10.
2.Период колебания математического маятника прямо пропорционален квадратному корню из длины маятника и обратно пропорционален квадратному корню из ускорения свободного падения. На основании этих законов можно написать формулу для периода колебаний математического маятника:
Используя модель и законы колебаний математического маятника, можно пронаблюдать свободные колебания, а так же с их помощью определить ускорение свободного падения для своей местности и сравнить со справочным значением g .
Порядок выполнения работы:
- Укрепить нить маятника в держателе штатива.
- Измерить длину маятника (длина маятника считается от точки подвеса до центра тяжести шарика).
- Отклонить шарик на угол не более 10° и отпустить.
- Определить время, за которое маятник совершил 20 колебаний.
- Вычислить период колебания маятника, используя формулу Т= t/N.
- Повторить опыт еще три раза, уменьшая (или увеличивая) длину нити маятника.
- Данные всех опытов и результаты расчетов внести в таблицу.
№ опыта | Длина нити маятника l, м | Число полных колебаний N | Время колебаний t, с | Период колебаний T, с |
1 | 20 | |||
2 | 20 | |||
3 | 20 | |||
4 | 20 |
- Проанализировать результаты опытов и сделать вывод о зависимости периода нитяного маятника от длины его нити.
Вопросы для контроля
- Изобразите математический маятник в крайней правой точке и покажите на чертеже силы, действующие на шарик в данной точке траектории. Нарисуйте равнодействующую сил. Как меняется величина и направление равнодействующей сил в течение периода?
- Каким будет характер движения маятника А) при его перемещении от положения равновесия до амплитудного значения координаты?; Б) при его перемещении от амплитудного значения к положению равновесия?
Как будет меняться период колебаний ведерка с водой, подвешенного на очень длинном шнуре: А) если из отверстия в его дне постепенно будет вытекать вода?; Б) если увеличить длину шнура? Какой математический закон или формулу вы использовали при ответе на данные вопросы?
Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ
Студентам следует повторить соответствующий раздел учебника, ознакомиться с описанием работ и мерами предосторожности, проверить , все ли необходимые приборы и реактивы имеются, собрать и испытать прибор.
Во время проведения опытов необходимо внимательно наблюдать за всеми изменениями, происходящими в результате реакций (выделение или поглощения тепла, выпадения осадка, изменение окраски, выделение газов и др.). Результаты наблюдения нужно заносить в тетрадь. Записи о выполнении работ и наблюдениях следует делать очень краткими, приборы не описывать, а зарисовывать. На первом занятии записи в тетради можно сделать под руководством преподавателя .
Рекомендуется вести записи в следующем порядке :
Работа № ___________________________________________________
Дата _______________________________________________________
Название темы ______________________________________________
Опыт № ____________________________________________________
____________________________________________________________
Краткая запись работы (что брали, что делали ) и , если надо, зарисовка прибора | Краткое содержание наблюдений |
Выводы (ответы на вопросы с соответствующими равенствами реакций , расчетами и выводами ) .
Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать во время проведения лабораторных и практических работ
- Работая в химической лаборатории , необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность , невнимательность , недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ может повлечь за собой несчастный случай .
- Приступать к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
- Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах , как это указанно в соответствующем разделе руководства.
- Производить опыты в чистой посуде.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
- Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячения растворов кислот, а также растворов , содержащих галогены, аммиак , сероводород и т.п.), проводить только в вытяжном шкафу.
- Выполняя опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами , помимо соблюдения всех других мер предосторожности , работать стоя. Поджигать газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается .
- Наливая или нагревая реактивы , не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
- Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них в той или иной мере ядовиты.
- Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. если воспламениться бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
- Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. При появлении запаха газа немедленно закрыть газовые краны и прекратить все работы с огнем. Прежде чем открыть кран газовой горелки, зажечь спичку или лучинку. Спиртовку не зажигать, накрывая ее сверху колпачком.
- В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану. До прибытия пожарных гасить огонь песком, огнетушителем и водой.
В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.
Лабораторная работа на тему: «Действие желудочного сока на белки»
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5 %-ный раствор гидроксид натрия, водяная баня, лёд.
Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Порядок работы:
1. В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.
2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
3. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37 градусов.
4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
5. В третью пробирку добавьте три капли 0,5 %-ного раствора гидроксид натрия и поставьте ее на водяную баню при температуре +37 градусов.
6. Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.
Отчетное задание:
1. Заполните таблицу:
Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
Лабораторная работа «Определение реакции среды растворов солей универсальным индикатором». Работа в группах по 2 человека.
Оборудование :H2O ( дистил.), AlCl3 ( кр.) , Na2CO3( тв.) ,NaCl , универсальная индикаторная лакмусовая бумажка, спиртовки, пробирки, держатели.
Цель работы : приготовить растворы солей и определить реакцию среды растворов солей.
Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий, выполняют работу и заполняют таблицу. После выполнения проверка на экране.
Формула соли | Изменение окраски лакмусовой бумаги ( цвет) | Значение рН | Реакция среды |
AlCl3 | Розовый цвет | рН<7. | Среда кислая |
Na2CO3 | Яркий синий цвет | рН>7 | Среда щелочная |
NaCl | Лакмусовая бумага не меняет окраску ( гидролиза нет) | рН=7 | Среда нейтральная |
Алгоритм составления гидролиза солей ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради).
Дана соль AlCl3 – образована слабым основанием и сильной кислотой.
1.Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита. AlCl3↔Al3++3Cl- Al3+ - катион алюминия, слабое основание, гидролиз по катиону 2.Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов. Al3++H+OH−↔(AlOH)2++H+ 3.Сделать вывод о среде электролита. среда кислая, т.к. [H+]>[OH−] 4.Составить уравнение в молекулярном и ионном виде. AlCl3+HOH↔(AlOH)2+Cl2+HCl Al3++3Cl−+HOH↔(AlOH)2++3Cl−+H+ Al3++HOH↔(AlOH)2++H+ |
Далее, используя алгоритм, составляем гидролиз соли Na2CO3, образованной сильным основанием и слабой кислотой.
Один ученик выполняет гидролиз на доске ( под контролем учителя), остальные учащиеся в тетради.
Na2CO3↔2Na++CO2−3 CO2−3 – карбонат - анион, слабая кислота, гидролиз по аниону. CO2−3+HOH↔HCO−3+OH− среда щелочная, т.к. [OH−]> [H+] Na2CO3+HOH↔NaHCO3+NaOH 2Na++CO2−3+H+OH−↔HCO−3+2Na+OH− CO2−3+HOH↔HCO−3+OH− |
Составляем гидролиз соли СН3 СООNН4, образованной слабым основанием и слабой кислотой ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради).
В случае гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, образуются конечные продукты – слабое основание и слабая кислота – малодиссоциирующие вещества. Гидролиз необратимый.
СН3 СООNН4 + НОН = СН3СООН + NН4ОН
Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов, а именно большим значением Кд.
Кд СН3СООН= 1,75 ∙ 10-5 Кд NН4ОН = 6,3 ∙ 10-5
В данном случае реакция среды будет слабощелочная, т.к Кд NН4ОН несколько больше Кд СН3СООН.
- КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Критериями оценки практических занятий (семинарских занятий) являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями, указанными преподавателем в настоящих методических рекомендациях.
Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Каждая самостоятельная работа оценивается в соответствии с критериями оценивания в целом или по отдельно взятым видам работ.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении практических занятий (семинарских занятий) необходимо:
- ознакомиться с темой, целью самостоятельной работы, порядком ее выполнения;
- выполнить работу согласно заданию;
- выполненные задания оформить в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению заданий, указанных в методических рекомендациях;
- представить материал выполненного задания в срок, установленным преподавателем.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
- Печатные издания:
Для студентов
Основная литература:
1. Бордовский Г.С. Физические основы естествознания. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт, 2010. – 334 с.
3. Джери Д. Концепции современного естествознания. – М.: Питер, 2008. – 336 с.
4. Карпенков С.П. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Высшая школа, 2007. –328 с.
5. Кравченко В.В. Тесты по курсу "Концепции современного естествознания": учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 64 с
6. Петунин О.Н. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания. – М.: Феникс , 2009. – 224 с.
7. Энциклопедия современного естествознания: в 10 т. Т. 2 : Общая биология / гл. ред. энцикл. В. Н. Сойфер ; ред. т. Ю. П. Алтухов. – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 344 с.
Дополнительная литература:
1. Асламазов Л.Г. Удивительная физика, М.: МЦНМО. 2011. – 295 с.
2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций.
4-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство
«Омега-Л», 2008. – 224с.
3. Богданова Т.Л. Биология: справочник для старшеклассников и абитуриентов, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 114 с.
4. Ирхин В. Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики / В. Н. Ирхин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 30 с. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Здоровье детей" ; вып. 20
5. Каменский А.А. Общая биология 10- 11 классы: учебник, М.: Дрофа, 2010. – 367 с.
6. Николаева Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе : пособие для учителя / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. – 59 с.
6. Перельман Я.И. Занимательная механика, М.: РИМИС, 2010. – 192 с.
7. Шапошникова И.А. Таблица Менделеева в живых организмах: учебное пособие. – М.: БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ, 2010. – 248 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции
современного естествознания»
http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по
естественнонаучным дисциплинам
http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания
http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...
Методическая разработка практической работы"Разбивка монолитных сооружений на отдельные блоки бетонирования"
В работе рассмотрен подробный состав работы, пример расчета разбивки монолитных бетонных гидротехнических сооружений на отдельны...
Методическая разработка. Практические работы по основам истории искусств. Профессия профессия 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью
В методическую разработку включены описание задания для урока по теме, инструкционная карта, схемы, рисунки, планы при необходимости. Практические работы разработал учитель технологии Стеценко Г...
Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"
Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Рисование и лепка"
Материал представляет собой разработку практических работ по дисциплине "Рисование и лепка" в рамках подготовки специалистов по профессии "Повар, кондитер". Разработка является час...
Методическая разработка: Практической работы Улучшение показателей топлива
Присадки и их свойства...