Методическая разработка на тему"Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства"
методическая разработка на тему
В методической разработке дана методика проведения занятия с использованием следующих методов обучения: демонстрации слайдов. объяснения. беседы, тестового контроля знаний. Автор предлагает подробный план занятия и структуру урока. С учетом времени обучающие должны на различных этапах решать тестовые задания, адекватно реагировать, слушать, уметь самостоятельно выполнять задания. Методическая разработка интересна тем, что теретический материал предлагается с приглашением специалиста ИФНС, студенты проявляют доброжелательность, развивают свои коммуникативные способности. Автор предлагает использовать методическую разработку при проведении комбинированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_oet.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине «Основы экономической теории»
Тема: «Макроэкономическое регулирование экономики
посредством налогово-бюджетной политики государства»
для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Рассмотрена и рекомендована предметной
(цикловой) комиссией № 3
ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»
Протокол № __ от «___» __________2013 г.
Преподаватель Латыпова В.Р.
Уфа 2013
Аннотация
В методической разработке дана методика проведения занятия по теме: «Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства» с использованием следующих методов обучения: демонстрации слайдов, объяснения, беседы, тестового контроля знаний.
Автор предлагает подробный план занятия и структуру урока. С учетом времени обучающиеся должны на различных этапах решать тестовые задания, адекватно реагировать, слушать, уметь самостоятельно выполнять задания.
Методическая разработка интересна тем, что теоретический материал предлагается с приглашением специалиста ИФНС, студенты проявляют доброжелательность, развивают свои коммуникативные способности, нет диктата со стороны преподавателя.
Автор предлагает использовать методическую разработку при проведении комбинированного урока.
Цели методической разработки:
а) Дидактическая – методическая разработка написана для преподавателей экономических дисциплин с целью использования данного материала в качестве дидактического и теоретического пособия в проведении занятий со студентами.
б) Воспитательная – повышает ответственность студентов за порученное дело, способствует развитию таких качеств характера как доброжелательность, взаимовыручка. В результате коллективной работы студенты учатся слушать и оценивать мнение и решение других, анализировать, делать выводы, учатся работать в коллективе;
в) Развивающая – развивает у студентов способности быстрого ориентирования в окружающей обстановке, анализа современной ситуации в экономике, умение найти выход из трудного положения. Студенты учатся применять полученные знания при решении поставленных задач, вносят при необходимости коррективы, оценивают качество представленных материалов.
План занятия № 38
Дата:___________ Группа 11 ЗИО
Преподаватель: Латыпова Венера Римовна
по дисциплине: Основы экономической теории
для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Тема: «Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства»
Цели: а) дидактическая: проверить знания, добиться усвоения главных вопросов тем, научить осмысливать информацию и делать выводы;
б) развивающая: развивать умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию, анализировать и обобщать полученные знания;
в) воспитательная: способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса в изучении материала.
Студенты должны знать: - роль и функции государства в рыночной экономике, сущность финансов, их функции и роль в экономике
Студенты должны уметь: - применять инструменты макроэкономического анализа для актуальных проблем современной экономики.
Норма времени: 90 минут.
Место проведения: кабинет
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: тестовый контроль знаний; устный опрос; объяснение, беседа; демонстрация слайдов.
Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал: диапроектор, экран, ПК
- учебник «Экономическая теория» Казначевская Г.Б.
Мотивация познавательной деятельности: данная тема очень важная, т.к. дает действительное представление о реальной экономической ситуации в экономике, предоставляет возможность быть компетентным в актуальном и современном вопросе – инструменты экономической политики государства.
Ход урока
Элементы урока | Содержание | Время, мин. |
1. Организационный момент |
| 3 |
2. Проверка усвоения студентами вопросов предыдущего занятия | Преподаватель проводит комбинированный опрос: первый ряд – тестовый контроль в двух вариантах; второй и третий ряд - устный опрос по вопросам: 1.Что такое государство и каковы его основные функции? 2. Для чего необходимо государственное регулирование в современной экономике? 3. Что представляют собой финансы как экономическая категория? 4. Каковы субъекты финансовых отношений? 5. Что такое денежное обращение и каковы основные функции денег? 6. Что такое налог? Чем налог отличается от сбора и пошлины? | 25 |
3. Изучение нового материала | 1. Государственный бюджет. 2. Государственный долг. 3. Налогово-бюджетная политика | 40 |
4. Выступление приглашенного специалиста ИФНС | Современное состояние бюджетно-налоговой политики в РФ. | 12 |
5. Закрепление материала по пройденным вопросам темы | Выполнение группой тестовых заданий, представленных на экране (коллективная мыслительная деятельность) | 5 |
6. Итоги занятия | Преподаватель подводит итоги опроса, объявляет и выставляет оценки. | 3 |
7. Домашнее задание | Учебник «Экономическая теория» Казначевская Г.Б. стр. 273-277, на странице 278 ответить на блиц опрос | 2 |
Подпись преподавателя ________________ В.Р. Латыпова
Методика проведения занятия
Чтобы урок получился красивым и более эффектным к нему следует хорошо подготовиться: подобрать методический материал, оформить презентацию слайдов, пригласить специалиста из данной сферы, наглядные пособия.
Необходимо мотивировать познавательную деятельность.
Ход урока отображается в его элементах: организационный момент в начале урока, т.е. взаимное приветствие студентов и преподавателя, отметка темы в журнале, отметка отсутствующих студентов, визуальная проверка готовности аудитории и студентов к уроку, преподаватель должен придать студентам деловой настрой.
Следующий элемент урока – проверка ранее усвоенного - имеет цель подготовить студентов к восприятию нового материала. В зависимости от цели намечается комбинированный опрос: первый ряд – тестовый контроль в двух вариантах; второй и третий ряд – устный опрос по вопросам.
Каким бы опытным, глубоко знающим свою дисциплину, владеющим основами педагогики и особенно методики не был педагог, я считаю, что для проведения занятий необходимо не только составить план занятий, но и оформить конспект нового материала.
Тема: Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства.
- Государственный бюджет, его структура.
- Государственный долг
- Бюджетно-налоговая политика.
- Центральное место в финансовой системе государства занимает Государственный бюджет, который представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, а также два плановых периода и имеет силу закона. Он утверждается законодательными органами власти. Это самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет госбюджета содержится армия, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная – на какие цели направляются полученные средства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ баланс доходов и расходов государства | |
Доходы | Расходы |
Налоговые доходы В том числе: налог на прибыль предприятий налог на добавленную стоимость подоходный налог с физических лиц акцизы Неналоговые доходы, в том числе: от внешнеэкономической деятельности, от государственного и муниципального имущества и его продажи Прочие поступления безвозмездная помощь, доходы целевых бюджетных фондов | Из них на: Государственное управление и местное самоуправление Правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Национальную оборону Промышленность, энергетику и строительство Сельское хозяйство и рыболовство Охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику Социально-культурные мероприятия, здравоохранение, образование Обслуживание государственного долга |
Каждое правительство стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется балансом дохода. Если доход превышает расход – профицит. Если расход больше дохода – дефицит.
Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней. В России – федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (пенсионный, фонд социального страхования).
2) Возникновение бюджетного дефицита объясняется многими причинами:
- спад общественного производства,
- завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ,
- возросшие затраты на оборону,
- рост теневого сектора экономики,
- чрезвычайные расходы.
Для покрытия дефицита бюджета правительство прибегает к кредитам Центрального банка и государственным займам. В результате появляется и растет государственный долг. Государственные облигации и кредит – это ни что иное, как долговые обязательства государства. По долгам надо обязательно рассчитываться. Рост госдолга является свидетельством безразличия государства к судьбе будущих поколений, так как им придется расплачиваться за нынешние долги правительства. Рост бюджетного дефицита может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится разгрузить бюджет, т.е. уменьшить его дефицит. Разгрузка бюджета осуществляется за счет широких слоев населения. Обычно урезаются социальные ассигнования на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.
Государственный долг – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
3) Налогово-бюджетная политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны. Направления налогово-бюджетной политики зависят от экономического состояния народного хозяйства страны.
В период кризиса или депрессии проводится стимулирующая налогово-бюджетная политика, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В период подъема, «перегрева» экономики – сдерживающая налогово-бюджетная политика, которая предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование указанных мер.
Правительственные расходы и налоги являются инструментами фискальной политики. К правительственным расходам, мы знаем, относится строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, закупки сельскохозяйственной продукции, боевой техники, внешнеторговые закупки, содержание социальной сферы, науки, поддержка искусства и т.д.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения:
- налоговых ставок;
- базы налогообложения;
- виды налогов;
- их количества;
- размеров государственных расходов или их направлений.
Приложение 1
Тестовые задания
Вариант -1
1. Финансирование различают по источникам образования
А) прямое и косвенное;
Б) централизованное и децентрализованное;
В) переменные и постоянные;
Г) централизованное и постоянное.
2. Финансовые отношения – это
А) денежные отношения
Б) трудовые отношения
В) политические
3. Кривая Лаффера характеризует:
А) степень неравенства при персональном распределении дохода;
Б) связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;
В) связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста уровня цен.
4. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
А) микроэкономический;
Б) макроэкономический;
В) нормативный.
5. Что изучает экономическая теория? Выберите наиболее точный ответ:
а) экономика – это наука, изучающая процессы производства товаров;
б) экономика – это наука о выборе общества в условиях ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей;
в) экономика – это наука о процессах обмена товарами в обществе;
г) экономика – это наука о получении прибыли.
6. Финансовая система – это:
а) деньги, находящиеся на расчетном счете в банке;
б) совокупность факторов производства;
в) государственная структура, осуществляющая контроль за движением денег;
г) совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятий, государства и населения.
7. Деньги – это:
а) стоимость товара, выраженная в другом товаре;
б) стоимость товара, выраженная в затратах труда;
в) всеобщий эквивалент товара;
8. Закон денежного обращения характеризует:
а) зависимость количества денег в обращении от стоимости товарной массы;
б) зависимость количества денег в обращении от уровня цен товаров;
в) зависимость количества денег в обращении от скорости обращения денег;
г) зависимость количества денег в обращении от количества выпущенных товаров.
9. Денежное обращение – это…
А) процесс обмена денежных знаков;
Б) непрерывное функционирование денег в сфере обращения
В) эмиссия денег
10. Способность богатства быстро и без потерь превращаться в деньги и выполнять их основные функции – это…
А) активность;
Б) накопление;
В) ликвидность
Тестовые задания
Вариант -2
- Уменьшение налоговых ставок или полное освобождение определенной категории налогоплательщиков (в зависимости от их профиля, характера производимой продукции, зоны расположения) от уплаты налога – это ___________________
- Обязательный платеж (часть дохода) физических и юридических лиц, взимаемый государством – это______________
- Налоги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги называются _________
- Непрерывное функционирование денег в экономике страны – это_______________
- Политическая власть, представленная совокупностью законодательных, исполнительных, судебных органов – это_____________________
- Перечислите экономические функции государства:
- Проводники экономической политики – это________
- Система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества – это_____________
- Перечислите методы государственного регулирования:
- Финансы как экономическая категория выражают ________________
Приложение 2
1. Какой бюджет утверждает Государственная Дума:
а) консолидированный;
б) федеральный;
в) субъектов федерации;
г) все ответы верно.
2. Дефицит государственного бюджета – это:
а) дополнительные расходы государства на оборону;
б) отсутствие денежных средств на расчетном счете Центрального банка России:
в) дополнительные расходы государства на повышение пенсий, стипендий, заработной платы;
г) превышение расходов государственного бюджета над его доходами.
3. Кривая Лаффера показывает зависимость:
а) дохода налогоплательщика от ставки налога;
б) дохода государства от сбора налогов с разных групп налогоплательщика;
в) величины налоговых поступлений от ставки налога;
г) ставки налога от величины поступивших доходов.
4. Кредит необходим экономике для:
а) покрытия дефицита государственного бюджета;
б) получения прибыли банками;
в) перераспределения временно свободных средств с целью инвестиций в экономике;
г) увеличения капитала.
Список литературы
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях 2001 г.
- Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013 г.
- Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория. Кнорус: М. 2010 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Сложность учебно-воспитательного процесса в период реформирования образования ставит преподавателя в условия поиска собственного подхода к применению современных технологий обучения.
Методическая разработка урока на тему: «Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства», составленная преподавателем Латыповой В.Р., отвечает современным требованиям и закономерностям педагогического процесса.
Цели, определенные методической разработкой урока, направлены на формирование механизмов самостоятельного мышления студентов, а не на пассивное восприятие материала.
В предложенном виде и типе урока соблюдены структурные элементы комбинированного урока. Логическая последовательность элементов урока, применения дидактического материала способствуют освоению студентами компетенций Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности Земельно-имущественные отношения.
В ходе занятия Латыпова В.Р. планирует проведение тестового контроля знаний, устного опроса, объяснение нового материала с приглашением специалиста Инспекции ФНС.
Разнообразные приемы изучения нового материала, закрепления изученного, способствуют решению дидактической проблемы - активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов в процессе обучения.
Выдача домашнего задания производится в форме самостоятельного повторения материала и углубления знаний в виде ответов на блиц-опрос.
Латыповой В.Р. следует методически описать способы финансирования бюджетного дефицита в современной экономике с рассмотрением указанного вопроса в ходе урока.
Рецензент:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».
Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"
Разработка открытого занятия - изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....
методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"
методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по биологии и химии «ЧП В ГОСУДАРСТВЕ «ОРГАНИЗМ»
Иногда скучно обучающимся воспринимать информацию на уроке от учителя. И внеклассная работа вызывает особый интерес к предмету. Спектакль преподносит информацию в игровой форме, где сами студент...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Экономика» на тему «Безработица»
Для спецдисциплин...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...
Методическая разработка по теме: "Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности"
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по ...