Статья на тему: «Пять правил повышения эффективности процесса обучения».
статья на тему

Серёгина Ольга Викторовна

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой: как сделать  учебное занятие более эффективным, как развить интерес  студентов к изучаемому предмету?   Ни для кого не секрет, что многие студенты учатся по принципу «от сессии до сессии», не проявляя особого интереса.

             И так  все же, как сделать  учебное занятие более эффективным, как развить интерес  студентов к изучаемому предмету и получаемой профессии? Труднейший вопрос педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Пять правил повышения эффективности процесса обучения»

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой: как сделать  учебное занятие более эффективным, как развить интерес  студентов к изучаемому предмету?   Ни для кого не секрет, что многие студенты учатся по принципу «от сессии до сессии», не проявляя особого интереса.

         И так  все же, как сделать  учебное занятие более эффективным, как развить интерес  студентов к изучаемому предмету и получаемой профессии? Труднейший вопрос педагогики.

        Планирование и  организация занятия, сравнимо с создание спектакля, где в роли режиссера, актера, сценариста и декоратора выступаем преподаватель, а зрителями – студенты. Не зря говорят «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть». Чтобы «спектакль»  прошел с аншлагом и «зритель» получил удовольствие, и  интерес мною предпринимается:

        - При изложении нового материала не гонюсь за обилием информации. Излишня насыщенность изложения фактами, вызванная самыми добрыми побуждениями, может вызвать чувство усталости у студентов, затруднить восприятие и осмысление материала.  Во избежание информационной перегруженности  пользуюсь советом Д. Корнеги,  подбираю 100 мыслей и отбрасываю из них 90, оставляю только 10 самых нужных и целесообразных.  Об опасности перегрузки информацией предупреждал еще Д.И. Менделеев: «Перегруженная фактами лекция – очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать».

        -  При изложении материала я четко  слежу за техникой своей речи, ведь речь-основное «орудие» преподавателя и является необходимым условием успешного учебного занятия. Стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие оставляло ощутимый след в умах и душах обучаемых, активно использую шутку, иронию, сатиру.

        - Как бы ни был хорош  рассказ преподавателя, он не достигнет цели, если  не будут зафиксированы его основные положения в конспектах, так как даже хорошо усвоенный урок по прошествии времени может быть забыт.  На протяжении нескольких лет при изучении дисциплины бухгалтерский учет я использую опорные конспекты. Применение опорных конспектов – это одно из средств повышения эффективности занятий, способствующее систематизации знаний, развитию мышления, воспитанию познавательной активности и организации учебной работы. Опорный конспект, заставляет работать все виды памяти, позволяет усвоить «главное». Хочу отметить, что студентам очень нравится работать с опорными конспектами и составлять их. Как показывает практика, процент запоминания материала при использовании опорного конспекта очень высок. Кроме того, студенты могут воспользоваться опорными конспектами  при самостоятельном обучении, для отработки пропущенных занятий и практических работ.

         - Использую разнообразные виды деятельности и нетрадиционные формы обучения. Пробудить интерес студентов к предмеру, превратить их в активных участников занятия  можно, используя  нетрадиционные  формы и методы обучения. Так для активизации познавательной деятельности студентов мною проводятся деловые игры, викторины, КВН. Такие занятия проводятся очень живо, эмоционально, интересно, творчески, кроме того, приближают  каждого студента к поминанию своих профессиональных функций.

        - Важной составляющей  любого занятия является умение преподавателя общаться с аудиторией. В своей педагогической деятельности  я   руководствуюсь словами К.Д. Ушинского «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку».  На своих занятиях я стараюсь создать обстановку спокойствия, деловой и доброжелательной обстановки. При этом придерживаюсь следующих правил:

  • читаю по лицам студентов, стараясь увидеть, чего они ждут от меня;
  • ставлю себя на их место, стараясь понять их затруднения;
  • поощряю даже самые малые попытки студентов думать и делать не по шаблону, а по – своему, самостоятельно, творчески;
  • ко всем учащимся отношусь ровно, с едиными мерками требовательности;
  • слушаю студента, не выражая безразличия и своего превосходства;
  • простота в общении,  но не допускаю фамильярности и панибратства.

         При работе с новыми группами для выяснения уровня обучаемости, психологических и физиологических особенностей каждого  студента, в течение первых недель работ, я обращаюсь к кураторам, преподавателям, уже работающими с этими группами, психологом, провожу анализ письменных работ.

        Такая работа необходима, так как на своих занятиях я  стараюсь создать условия для реализации индивидуальных потребностей обучающихся. Так, например, выдаю дифференцированные  домашние задания  по содержанию и требований к их выполнению для более и менее успевающих студентов; выдаю вспомогательные задания  «слабым» студентам, усложненные  более «сильным».  Практикую дифференцированный способ руководства работой студентов на занятии: для «слабых» -  провожу подробное инструктирование, «сильным» - предоставляю самостоятельность, кроме того, организовываю взаимопомощь в коллективе, когда более успевающие студенты помогают отстающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения

 Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности...

«Использование пословиц и поговорок для повышения эффективности процесса изучения грамматики английского языка»

«Использование пословиц и поговорок для повышения эффективности процесса изучения грамматики английского языка»...

Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...

Статья "Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....

презентация " Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....

презентация " Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

В статье раскрывается метод применения программы «Corel DRAW» в производственном обучении.Ключевые слова: декоративная отделка, фактура материалов, художественный образ отделки изделия, де...

Статья: " Новейшее сварочное оборудование - фактор повышения эффективности производства"

На данный момент на промышленных и строительных предприятиях и при строительстве нефте- и газопроводов используют различное сварочное оборудование, такое как трансформаторы,  выпрямители и инверт...