Методическая разработка открытого урока по МДК. 05.01 Организация деятельности кассира
методическая разработка на тему

Назар Марина Михайловна

Аннотация к методической разработке открытого практического занятия по МДК.05.01 Организация деятельности кассира с применением элементов игровой технологии на тему: «Составление отчетных документов в конце рабочего дня кассиром и передача их в бухгалтерию» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Данная  методическая разработка составлена преподавателем экономических и бухгалтерских дисциплин ГБПОУ КК «БАК» Назар М.М. и предназначена для преподавателей  экономических и бухгалтерских дисциплин  и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся  применением игровых, мультимедийных и интерактивных  информационных технологий, элементами практико-ориентированного обучения. 

Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения практического занятия по МДК.05.01 Организация деятельности кассира, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.

Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению уроков, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.

Методическая разработка состоит из введения и двух разделов. В первом разделе «Подготовка к открытому практическому занятию» приводится описание подготовки преподавателя и группы к проведению урока. Во втором разделе «Методика проведения практического занятия» представлено подробное содержание урока с описанием каждого его элемента, приводится план часового занятия. 

Автором предлагается использование современной образовательной технологии при проведении практического занятия. При этом достигаются цели: приобрести умения по оформлению отчетных документов кассира в конце рабочего дня, научиться выполнять действия кассира при закрытии кассы по окончании рабочего дня. Особое внимание уделяется развитию аналитического мышления и умения применять полученные теоретические знания на практике.

При проведении практического занятия с применением элементов игровой технологии автором подготовлена авторская мультимедийная презентация, приведенная в приложении к методической разработке, а также использован раздаточный материал: инструкционно-технологические карты, бухгалтерские бланки, игровой материал в виде денежных купюр и сейфов, бланки с критериями оценок.

При актуализации опорных знаний на этапе вводного инструктажа автором предлагается использовать фронтальный опрос с использованием элементов игровой технологии. Обучающимся предлагается ответить на 5 вопросов, указанных в инструкционно-технологической карте в качестве контрольных вопросов при допуске к работе. При этом студенты распределены по группам. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы в группах, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

Для этапа самостоятельной работы и текущего инструктажа автор предлагает использовать метод групповой работы с элементами игровой технологии.  Выбор данной технологии на этапе самостоятельной работы обусловлен главной целью урока - обучение и воспитание через игру: развить деятельность в ситуациях, направленных на усвоение определенных знаний и определенного опыта, формирующих навыки и соответствующее поведение. Применение игровой технологии позволяет расширить предметный кругозор, развить умение применять знания в практической деятельности, развить сотрудничество, общительность, умение сопоставлять, находить оптимальные решения.

Для этапа заключительного инструктажа применяется индивидуальный опрос с элементами игровой технологии. Преподаватель предлагает ответить на 5 контрольных вопросов при защите работы, что позволит командам набрать дополнительные баллы. После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель проводит выдачу домашнего задания.

         Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_otkr_uroka_kassa.docx337.32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

по МДК.05.01 Организация деятельности кассира

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

НА ТЕМУ:

«Составление отчетных документов в конце рабочего дня кассиром и передача их в бухгалтерию»

G:\ПМ. 05 Касса\Откр урок Касса 2017\Фото\20171110_112015.jpg

Автор: М.М. Назар – преподаватель

 экономических и бухгалтерских дисциплин

        2017г.

        

Рассмотрено

на заседании УМО  ЭБЮД

Протокол № ___  от « _______» _______г.

Председатель УМО

___________________Л.Н.Компаниец

        Автор методической разработки: М.М. Назар – преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин

Данная  методическая разработка предназначена для преподавателей  экономических и бухгалтерских дисциплин  и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся  приемами практико-ориентированного обучения, а также применением игровых, мультимедийных и интерактивных  информационных технологий.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Подготовка к открытому практическому занятию
  1. Подготовка преподавателя
  2. Подготовка группы
  1. Методика проведения практического занятия

План часового занятия

Заключение

Литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Особенностью игровых технологий является то, что вслед за дошкольным возрастом, где игровая деятельность является ведущей, все следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

В старшем школьном возрасте чаще используется «деловая игра» для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений и навыков, такая игра дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра, как ученье и труд, является одним из основных видов деятельности человека.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

        Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения практического занятия по МДК.05.01 Организация деятельности кассира, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.

        Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению практических занятий, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.


1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

  1. Подготовка преподавателя

Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости. Старосте напомнить, чтобы был назначен дежурный, проветрена аудитория, столы расставлены для работы в группах. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.

Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки (Приложение 1). Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.

Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.

При актуализации опорных знаний предлагается использовать фронтальный опрос. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы в группах, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

Для этапа самостоятельной работы обучающиеся делятся на группы: четыре предприятия  по 4-5 человек и команда экспертов  4 человека, по одному человеку для оценивания работы каждой команды. Далее преподаватель знакомит их с ходом выполнения работы на основании инструкционно-технологической карты (Приложение 2) и проводит индивидуальное консультирование во время выполнения каждого этапа практического задания.

На рабочих столах приготовлены:

  • Для предприятий: сейфы, инструкционно-технологические карты (Приложение 2), бланки документов (расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, кассовая книга), игровой материал в виде денежных купюр, фишки с ролями (работники предприятия: руководитель, гл бухгалтер, кассир, бухгалтер по учету денежных средств), счетная техника, канцелярские принадлежности.
  • Для экспертов: оценочные ведомости (Приложение 3).

1.2 Подготовка студентов

При проведении открытого практического занятия была поставлена цель: приобрести умения по оформлению отчетных документов кассира в конце рабочего дня, а также научиться выполнять действия кассира при закрытии кассы по окончании рабочего дня.

При этом предполагалось приобрести следующие профессиональные компетенции согласно требованиям ФГОС:

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на единство методов ведения бухгалтерского учета и организации работы кассовой службы.

Незадолго до открытого урока обучающимся было настоятельно рекомендовано, кроме повторения пройденного теоретического материала по теме при изучении МДК 05.01 Организация деятельности кассира,  освежить знания по бухгалтерскому учету касательно темы открытого занятия. При этом преподаватель осознанно не акцентировал внимание на конкретных вопросах темы.

Эксперты самостоятельно изучили данную тему, получили подробное разъяснение по вопросам, касающимся критериев оценивания.

Индивидуально студенту было предложено подготовить несколько несложных физических упражнений для проведения минуты релаксации.


  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

        Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах инструкционно-технологических карт, бланков документов, игрового материала в виде денежных купюр, счетной техники.

По звонку на урок преподаватель входит в аудиторию, пропустив пришедших на открытый урок гостей, дав им возможность разместиться.        

Этап 1 – Организационный момент.

Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

        Преподаватель напоминает студентам о присутствии на уроке гостей и мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.

        Выводит на экран первый слайд презентации (Приложение 1), сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки.

Сообщает обучающимся систему оценки знаний.

Этап 2 – Вводный инструктаж.

Следующий этап занятия преподаватель начинает с проведения инструктажа по технике безопасности, напоминает ребятам особенности правил поведения, которые нужно соблюдать при работе в аудиториях с наличием электронной техники:

  • не допускается работать в верхней одежде и грязной обуви,
  • сумки и одежда не должны лежать на столе,
  • во время работы недопустимо принимать пищу и пить воду,
  • нельзя трогать розетки, разъемы и другие электрические устройства,
  • нельзя ходить по аудитории без разрешения преподавателя, громко разговаривать,
  • работа в группах предусматривает уважительное отношение к коллегам, нельзя мешать коллегам работать.

Далее переходит к проведению актуализации опорных знаний при допуске к работе, который проводится в форме фронтального опроса по теме «Порядок оформления кассовой отчётности за день. Составление ежедневного отчёта кассира и передача его в бухгалтерию.»  Обучающимся предлагается ответить на 5 вопросов, указанных в инструкционно-технологической карте в качестве контрольных вопросов при допуске к работе.

Далее преподаватель обращает внимание студентов на взаимосвязь дисциплин, указывает на межпредметные связи, акцентирует внимание студентов на том, что успешное освоение МДК 05.01 невозможно без овладения крепкими знаниями по бухгалтерскому учету.

После актуализации опорных знаний преподаватель предлагает студентам предположить, что они являются сотрудниками какого-либо предприятия.

Рабочий день подошел к концу и сотрудникам бухгалтерии предстоит «закрыть кассу»: подсчитать фактическое наличие денежных средств в кассе, сравнить его с лимитом остатка денежных средств, продумать и обосновать плановый остаток денег на следующий рабочий день, а оставшиеся деньги сдать в банк на расчетный счет. После этого подготовить купюры для передачи в банк, заполнить объявление на взнос наличными, оформить операцию по передаче денежных средств в расходном кассовом ордере и кассовой книге.

Студентам предлагается ознакомиться с ходом выполнения работы, описанным в инструкционно-технологической карте (Приложение 2).

Для успешного выполнения задания можно распределить роли: выбрать главного бухгалтера предприятия, который будет контролировать процесс и заполнять реквизиты оформляемых документов; кассира, который будет вести непосредственный подсчет денежных средств и оформление кассовой книги; бухгалтера по учету денежных средств, который будет заполнять расходный кассовый ордер и руководителя, который будет представлять результаты работы каждого предприятия и т.п.

Методы групповой работы основываются на активности каждого участника образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, а также на рассмотрении различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы коллективного обучения:

1)индивидуальная ответственность;

2) позитивная взаимозависимость;

3)стимулирование успеха друг друга.

Групповой метод позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать товарищей и себя; обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга. Основное преимущество группового метода в том, что студент учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение и дискуссия оживляют поисковую активность студентов.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения обучающихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Этап 3 – Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж.

Этот этап представлен самостоятельной работой обучающихся, а также ведения преподавателем индивидуального консультирования и контроля за ходом работы.

Выбор данной технологии на этапе самостоятельной работы обусловлен главной целью урока - обучение и воспитание через игру: развить деятельность в ситуациях, направленных на усвоение определенных знаний и определенного опыта, формирующих навыки и соответствующее поведение. Применение игровой технологии позволяет расширить предметный кругозор, развить умение применять знания в практической деятельности, развить сотрудничество, общительность, умение сопоставлять, находить оптимальные решения.

В это время эксперты следят  за ходом работы, заполняют оценочную ведомость, проставляя баллы за каждый критерий.

Завершается этот этап практического занятия проведением физической минутки. Звучит  приятная музыка и обучающиеся под руководством своего коллеги выполняют несложные упражнения для глаз и тела.

Этап 4 – Заключительный инструктаж.

На этом этапе эксперты объявляют полученные оценки и анализируют выполнение работы каждой группой. Представителям от  каждого предприятия  предлагается по очереди выступить с защитой работ своих групп, обосновать выбранные  варианты завершения рабочего дня кассира, сформулировать выводы о состоянии учета кассовых операций на предприятии  и высказать предложения по улучшению ситуации. В свою очередь, сотрудникам других предприятий рекомендуется участвовать в обсуждении, назвать недочеты своих коллег, предложить свои варианты.

Также преподаватель обращает внимание студентов на третий слайд презентации и предлагает ответить на 5 контрольных вопросов при защите работы, что позволит командам набрать дополнительные баллы.

Преподаватель подводит итоги урока,         акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

                После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания(Приложение 1, слайд 4).

        Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута и обучающийся сможет проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы  в условиях практической деятельности. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить на своих столах.

        Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.


Группа

Дата

731

10.11.2017

План

часового занятия№46

МДК:  МДК 05.01 Организация деятельности кассира

Тема урока: Составление отчетных документов в конце рабочего дня кассиром и сдача в бухгалтерию

Время: 1ч.

Вид занятия: ПЗ № 29

Тип урока, применяемая современная образовательная технология: практическое занятие с применением элементов игровой технологии

Цель занятия

Учебная: приобрести умения по оформлению отчетных документов кассира в конце рабочего дня, научиться выполнять действия кассира при закрытии кассы по окончании рабочего дня

Воспитательная: воспитать у обучающихся чувство ответственности за свой труд, положительное отношение к знаниям, умениям, дисциплинированность, готовность к социальному общению, формирование ответственности перед коллективом

Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение применять полученные теоретические знания на практике, самостоятельность, практические навыки работы с документами

Деятельностная:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

Межпредметные связи

Обеспечивающие: ОП. 08 Основы бухгалтерского учета, ОП. 01 Экономика организации, ОП. 02 Статистика, МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Обеспечиваемые: МДК04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности, ОП. 09 Аудит

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: инструкционно-технологические карты, бухгалтерские бланки, игровой материал в виде денежных купюр и сейфов, бланки с критериями оценок

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, счетная техника

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ): аудитория № 45

Литература:

Основная:

  1. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
  2. Г.Ю. Касьянова Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве.- М..: АБАК, 2015.

Дополнительная:

1.Журналы «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ. 1C», «Бухгалтерский бюллетень», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера»

2.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы

обучения

время

1.

Организационная часть

Взаимное приветствие

Диалог

5 мин.

Проверка посещаемости

Диалог

Сообщение темы занятия, постановка целей, задач и мотивация на лучшее усвоение

Сообщение с использованием ИКТ

Система оценки знаний

Сообщение

2.

Вводный инструктаж

2.1. Инструктаж по ТБ

Сообщение

10 мин.

2.2. Актуализация опорных знаний при допуске к работе

Фронтальный опрос с использованием элементов игровой технологии

2.3.Ознакомление с ходом выполнения работы

Сообщение

2.4. Распределение по местам и начало выполнения задания

3.

Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж

3.1. Индивидуальное консультирование

Групповая работа с элементами игровой технологии

20 мин.

3.2. Контроль за ходом выполнения работы

3.3. Физ. минутка

Выполнение упражнений для глаз и тела

4.

Заключительный инструктаж

4.1. Защита работ студентами

Индивидуальный опрос с элементами игровой технологии

10 мин.

4.2. Подведение итогов урока, выставление оценок

Беседа

4.3. Выдача домашнего задания:

Г.Ю. Касьянова Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве.- М..: АБАК, 2015.

стр. 73-79

Сообщение с использованием ИКТ

4.4. Рефлексия

        


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Игровая деятельность выполняет функции:

  • Развлекательную,
  • Коммуникативную;
  • Самореализации через практику деятельности;
  • Игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • Диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Значение игры состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
  2. Г.Ю. Касьянова Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве.- М..: АБАК, 2015.

Дополнительная:

1.Журналы «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ. 1C», «Бухгалтерский бюллетень», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера»

2.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».


Приложения


Приложение 1. Презентация

Слайд 1.

Слайд 2.


Слайд 3.

 

Слайд 4.

 


Приложение 2. Инструкционно-технологическая карта

Инструкционно-технологическая карта для выполнения практической работы № 29

Тема: Порядок оформления кассовой отчетности за день. Составление ежедневного отчета кассира и передача его в бухгалтерию.

Наименование работы: Составление отчетных документов в конце рабочего дня кассиром и сдача в бухгалтерию

Цель занятия: приобрести умения по оформлению отчетных документов кассира в конце рабочего дня, научиться выполнять действия кассира при закрытии кассы по окончании рабочего дня.

Приобретаемые умения и навыки: умение заполнять формы кассовых и банковских документов; соблюдать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг; осуществлять операции с денежными средствами, оформлять соответствующие документы; составлять кассовую отчётность.

Норма времени:1 час.

Оснащение рабочего места: ИТК, бухгалтерские бланки, игровой материал в виде денежных купюр и сейфов, счетная техника, бланки с критериями оценок 

Правила техники безопасности: Согласно инструкции

Литература:

Основные источники:

  1. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
  2. Г.Ю. Касьянова Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве.- М..: АБАК, 2015.

Дополнительные источники:

1.Журналы «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ. 1C», «Бухгалтерский бюллетень», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера»

2.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1.  Основной нормативный документ, регулирующий порядок ведения кассовых операций?

2. Какие первичные документы ведутся при учете кассовых операций?

3. Дайте определение понятия «лимит кассы», кто его устанавливает и от чего он зависит?

4. В каком случае составляется объявление на взнос наличными и правила его составления?

5. Порядок составления отчетных документов кассиром в конце рабочего дня.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

Условие задания:

Сведения об организации:

Организация ООО «Клевер» г. Краснодар ул. Ставропольская, 213, тел. 8 – 861 – 458- 12 -54. Производственная деятельность – производство пластиковых окон. Начало производственной деятельности 25.02.2016г. Генеральный директор Соловьев Виктор Васильевич, главный бухгалтер Кузнецова Татьяна Сергеевна, кассир Дубинина Алла Ивановна. Лимит кассы 10 000 руб. Расчетный счет 40702810250000000123 в банке ПАО «Сбербанк России», адрес: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 34, тел. 8 -861 – 235-87-85. Руководитель учреждения банка Ткаченко Вадим Васильевич; бухгалтер Иванова Виктория Юрьевна, кассир Волкова Елена Петровна.

Сведения о работниках организации:

ФИО

Должность

Документ, удостоверяющий личность

Соловьев Виктор Васильевич

Генеральный директор

Паспорт 07 02 248651, выдан 08.03.2010 ОВД Краснодарского края, г. Краснодар

Кузнецова Татьяна Сергеевна

Главный бухгалтер

Паспорт 06 08 268157, выдан 12.11.2009 ОВД Краснодарского края, г. Краснодар

Дубинина Алла Ивановна

Кассир

Паспорт 02 05 345625, выдан 24.05.2014 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Краснодар

Мизерков Михаил Михайлович

Технолог

Паспорт 04 07 135729, выдан 19.07.2016 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Ейск

Спирчуков Андрей Степанович

Завхоз

Паспорт 03 08 568514, выдан 14.10.2012 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Темрюк

Павленко Ирина Ивановна

Секретарь

Паспорт 08 04 742596, выдан 11.08.2015 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Тимашевск

Сирота Денис Игоревич

Водитель

Паспорт 05 07 357159, выдан 05.11.2013 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Краснодар

Сбоев Игорь Борисович

Дизайнер

Паспорт 01 09 387561, выдан 12.04.2011 ОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Краснодар

Остаток наличности в кассе на 10.11.2017г. составил 7 500 руб.

10.11.2017г. в ООО «Клевер» были произведены следующие хозяйственные операции:

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

ПКО № 211

Поступили денежные средства с расчетного счета на предстоящие хозяйственные расходы

40 000

РКО № 197

Выдано подотчетному лицу на приобретение материалов для хозяйственных целей (Спирчукову Андрею Степановичу)

17 000

ПКО № 212

Поступили деньги в кассу за реализацию продукции от Смирнова Федора Ивановича

23 000

ПКО № 213

Поступили деньги в кассу за реализацию продукции от Сидоровой Марии Сергеевны

47 000

РКО № 198

Сдана выручка в банк

70 000

РКО № 199

Выдано подотчетному лицу на основании заявления на приобретение канцелярских товаров (Павленко Ирине Ивановне)

7 000

ПКО № 214

Возвращена неиспользованная подотчетная сумма Мизеркова Михаила Михайловича

1 000

ПКО № 215

Поступила в кассу организации выручка за оказанные услуги (ремонт и замена фурнитуры) от Евдокимова Николая Алексеевича

24 000

РКО № 200

Выдано на основании заявления подотчетному лицу на приобретение ГСМ (Сирота Денису Игоревичу)

16 000

РКО № 201

Выданы денежные средства из кассы на командировочные расходы Сбоеву Игорю Борисовичу

10 000

Задание:

  1. Ознакомьтесь с содержанием кассовой книги о движении денежных средств за день.
  2. Произведите подсчет фактического наличия денежных средств в кассе, используя счетный материал в виде денежных купюр.
  3. Определите необходимую сумму денежных средств, которая должна остаться в кассе предприятия на его хозяйственные нужды с учетом лимита кассы.
  4. На основании выявленных потребностей предприятия на сумму денег, подлежащую сдаче в банк, составьте расходный кассовый ордер.
  5. Заполните Отчет кассира и подготовьте его для сдачи в бухгалтерию.
  6. Подготовьте деньги для сдачи в банк.
  7. Заполните объявление на взнос наличными.
  8. Приведите рабочее место в порядок в конце рабочего дня.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ЗАЩИТЕ

1.  В каких случаях допускается оставлять деньги в кассе сверх установленного лимита?

2. Какие регистры бухгалтерского учета составляет бухгалтер по учету денежных средств на основании отчета кассира?

3. Как вносятся исправления в кассовые документы?

4. Какими бухгалтерскими записями оформляется поступление денежных средств в кассу?

5. Какими бухгалтерскими записями оформляется передача денежной наличности в банк для хранения на расчетном счете?

Инструкционно-технологическую карту

подготовила преподаватель                                                        Назар М.М. _______________


Приложение 3. Оценочная ведомость

Оценочная ведомость

Номер группы, ФИ участников

1

2

3

4

№ позиции

Количество баллов

Критерии выполнения

Способ оценки позиции

Результат выполнения

Баллы

0,5

Подбиты итоги за день и получен остаток на конец дня

Да/Нет

0,4

Указано прописью количество приходных и расходных кассовых ордеров

Да/Нет

0,2

Подготовлен для передачи в бухгалтерию в качестве отчета кассира отрывной лист с ПКО и РКО

Да/Нет

0,4

Определен остаток наличности в кассе на конец дня сверх лимита

Да/Нет

0,5

Заполнено объявление на взнос наличными без ошибок, помарок, подчисток

Да/Нет

0,2

Указан порядковый номер и дата объявления на взнос наличными

Да/Нет

0,3

Указано полное имя лица, вносящего деньги на счет

Да/Нет

0,3

Указана кредитная организация, в кассу которой вносятся наличные

Да/Нет

0,5

Указана сумма прописью с большой буквы, без отступа в начале строки. На оставшейся части прочерк

Да/Нет

0,3

Указано наименование источника образования денежной наличности у организации

Да/Нет

0,2

Указана в правой части листа сумма рублей и копеек через дефис и цифрами

Да/Нет

0,5

Деньги положены в сейф

Да/Нет

0,5

Передан в бухгалтерию в качестве отчета кассира отрывной лист кассовой книги с ПКО и РКО

Да/Нет

0,2

Убрано рабочее место

Да/Нет

ИТОГО

ФИ эксперта______________________________________________________

Дата оценки______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений

Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое  значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.05. Рекламная деятельность, тема "Организация выставочной деятельности" специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) ППССЗ базового уровня

Представленный материал даёт ответы на вопрос: "Для чего в современном мире так много внимания уделяют проведению выставок, демонстрации своих достижений как предприятия, так и отрасли, националь...

методическая разработка открытого урока по дисциплине "Организация коммерческой деятельности"

Методическая разработка на тему "Анализ ассортимента товаров магазина"...

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....

Методическая разработка открытого урока по МДК 05.01 Организация и технология энергосбережения при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по МДК 05.01 Организация и технология энергосбережения при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии среди с...