Маркетинг, его основные концепции. Функции маркетинга и этапы организации
план-конспект урока на тему

Ковалёва Татьяна Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc146.5 КБ
Office presentation icon m_a_r_k_e_t_i_n_g.ppt130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме « Маркетинг, его основные концепции. Функции маркетинга и этапы организации»

Дисциплина: «Экономика отрасли»

Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Вид занятия: комбинированный урок

Количество часов: 2 часа.

Москва, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Данное занятие разрабатывалось для студентов 3 курса, специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» по дисциплине «Экономика отрасли».

Методический материал ориентирован на базовый уровень изучения дисциплины « Экономика отрасли» с учетом прохождения курса «Основы экономики» и «Менеджмент».

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентированная на возможно более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли.

        Изучение темы «Маркетинг, его основные концепции. Функции маркетинга и этапы организации» поможет получить студентам целостное представление о маркетинге, ознакомиться с товарной, сбытовой политикой; с процедурой маркетингового исследования.

        В результате изучения темы студенты должны приобрести знания о маркетинговой службе предприятия.

Методика предполагает сначала формирование понятийного аппарата, освоение необходимых терминов и определений, а затем переход к более сложным понятиям.

После прохождения данной темы следует практическая работа № 10  «Составление бизнес-плана», в которой рассматриваются маркетинговые службы предприятия.

Организационный блок включает в себя:

  • Тему занятия;
  • Вид занятия;
  • Время, отведенное на проведение занятия;
  • Подготовку к занятию
  • Цели занятия;
  • Хронометрическую карту занятия;
  • Оснащение занятия.

Тема занятия: «Маркетинг, его основные концепции.

Функции маркетинга и этапы организации»

Вид занятия: комбинированный урок

Время, отведенное на занятие: 2 часа

Место проведения: аудитория 34

Цели занятия:

- образовательные

  1. Контроль усвоения знаний по теме: «Виды прибыли. Показатели рентабельности»
  2. Закрепление теоретического материала по теме занятия

- развивающие

  1. Формирование навыков по маркетинговым исследованиям.
  2. Формирование системного мышления, умения обобщать.

- воспитательные

  1. Привитие студентам интереса к специальности
  2. Воспитание инженерно-технической культуры.

В результате занятия студенты должны:

иметь представление:

 - об основах маркетинга, его целях, принципах и концепциях

знать:

- функции маркетинга

Хронометрическая  карта:

Этапы занятия

Содержание

время

1

Оргмомент

Преподаватель оглашает тему и план занятия. Отмечает отсутствующих.

3

2

Активизация опорных знаний студента

Индивидуальные ответы студентов по ранее изученному теоретическому материалу. Фронтальный опрос.

15

3

Объяснение нового материала

Маркетинг, его основные концепции.

Функции маркетинга и этапы организации

30

перерыв

30

4

Закрепление нового материала

Фронтальный опрос студентов

5

5

Домашнее задание

Объявление домашнего задания.

3

6

Итоги занятия

Преподаватель совместно со студентами делает выводы;

подводит  итоги занятия

4

Оснащение занятия:

Оборудование:

  1.  Персональный IBM – совместимый компьютер.
  2. Интерактивная доска SmartBoard.

Программные продукты:

  1. OC Windows-ХР.
  2. Стандартные приложения Office-2007.

Дополнительные материалы:

  1. Презентация занятия (видеокарты).
  2. «Основы маркетинга», Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, 1999 г.
  3. «Экономика отрасли» В. Акимов и др., 2006 г.
  4. Научно-популярная литература по специальности.

Подготовка к занятию

  1. Студенты группы прослушивают тему занятия, озвученную преподавателем и его цели. Дату, тему и план занятия записывают в свои конспекты.
  2. Отвечают на вопросы по ранее изученному теоретическому материалу дисциплин, проходят тестирование.
  3. Преподаватель излагает новый материал, демонстрируя на интерактивной доске слайды по теме. В ходе изложения преподаватель отвечает на вопросы студентов. По окончании изложения материала преподаватель вновь возвращается к ответу на вопросы.
  4. Для закрепления материала преподаватель задает студентам вопросы по вновь пройденному материалу.

План – конспект

т е о р е т и ч е с к о г о   з а н я т и я

для студентов 3 курса, специальность

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Группа ЗТЭ

Дисциплина: «Экономика отрасли»

Тема занятия:  «Маркетинг, его основные концепции.

                         Функции маркетинга и этапы организации».

        Тип занятия: комбинированный урок

Активизация опорных знаний студента

  1. Опрос по карточкам (4 человека на первых партах)
  2. Фронтальный опрос:
  1. Назовите субъекты предпринимательства.
  2. Что такое издержки производства?
  3. Источники финансов предприятия?

Предполагаемые дополнительные вопросы:

  1. Назовите пути снижения затрат на производство?
  2. Из каких статей состоят постоянные издержки?

Тест

по теме «Показатели эффективности деятельности предприятия»

ВАРИАНТ   № 1

  1. Сумма средств, необходимая для покрытия расходов строительной организации на развитие производства, социальной сферы м материального стимулирования

а) сметная прибыль

б) плановая прибыль

в) фактическая прибыль

г) чистая прибыль

  1. Показатель уровня эффективности строительного производства предприятия

а) рентабельность

б) риск

в) себестоимость

г) калькуляция

  1. Рассчитывается как отношение сметной прибыли к сметной стоимости

а) сметный уровень рентабельности

б) плановый уровень рентабельности

в) фактический уровень рентабельности

г) биржевой уровень рентабельности

Тест

по теме «Показатели эффективности деятельности предприятия»

ВАРИАНТ   № 2

  1. Сводный показатель, оценивающий эффективность деятельности строительной организации

а) балансовая прибыль

б) плановая прибыль

в) фактическая прибыль

г) чистая прибыль

  1. Отношение прибыли в распоряжении предприятия к средней величине собственного капитала

а) рентабельность собственного капитала

б) рентабельность реализованной продукции

в) рентабельность активов

г) рентабельность инвестиций

  1. Из какого фонда направляются средства на расходы премирования, единовременное пособие работникам предприятия, материальное поощрение?

а) фонд потребления

б) амортизационный фонд

в) накопительный фонд

г) страховой фонд

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентированная на возможно более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли

Ключевые понятия

  • Потребитель
  • Производитель
  • Продукт
  • Рынок
  • Потребность
  • Спрос
  • Обмен

Цель маркетинга

  • Формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы, а также расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли.
  • Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя.

Концепции   маркетинга

Существует пять основных подходов:

  •    Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

  •  Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, следовательно необходимо постоянно совершенствовать товар.

  •  Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что необходимо предпринять значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования.

  •  Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными способами, чем у конкурентов.

  • Социально-этичный маркетинг – явление самого последнего времени (концепция – основная точка зрения, руководящая идея, конструктивный принцип).

Основные функции маркетинга

  • Аналитическая функция
  • Производственная функция
  • Сбытовая функция (функция продаж)
  • Функция управления и контроля

Функция управления и контроля

а)         планирование

     (уменьшить неопределенность и риск и обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях);

б)         информационное обеспечение

Учет факторов, влияющих на деятельность предприятия.

Факторы делятся на две группы:

Экзогенные (внешние)                     Эндогенные (внутренние)

Система маркетинговых исследований

Исследованиям подвергаются:

  • Рынок
  • Потребители
  • Цены
  • Внутренний потенциал предприятия

Цели маркетинговых исследований

 - уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений

- следить за процессом реализации маркетинговых задач

Проведение маркетинговых исследований целесообразно

  • при недостаточном объеме информации относительно стратегии, целей, механизмов их реализации;
  • ухудшение ситуации (потеря рынка);
  • изучение ситуации неожиданного успеха

Исследование товарных рынков

Модель изучения товарной структуры рынка

Конъюнктура рынка

  • Характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен

Определение емкости рынка

  • Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара на определенном рынке за определенный промежуток времени

V = Q + Z + I - E

V – емкость рынка                  

Q – производство товаров

Z – остатки товарных запасов    

E – экспорт товаров                  

I – импорт товаров

Сегментация рынка

  Сегментация рынка – определение групп потребителей, характеризующихся однородными признаками, вкусами, предпочтениями.

Критерии сегментации

  • По географическому признаку

(величина региона, плотность и численность населения, климат, административное деление)

  • По демографическому признаку

(пол, возраст, этап жизненного цикла семьи, количество детей)

  • По социально экономическому  критерию

(социальная и профессиональна принадлежность,

 уровень образования и доходов)

Методы рыночной сегментации

  • Метод группировок

Исследование фирменной структуры рынка

  • Фирменная структура – внешние условия деятельности данной фирмы, которые влияют на деятельность данной фирмы.

  • Цель изучения внешних условий – определение стратегии фирмы на данном рынке

Внешние условия

1.Конкурентная среда

2. Поставщики

3. Посредники

4.Общеэкономические условия

5. Потребители

1.Конкурентная среда

I – совершенная (чистая конкуренция)

II – монополистическая конкуренция

III – олигополия

IV – чистая монополия

2. Поставщики

 Критерии оценки:

- репутация и имидж;

 - надежность;

 - качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;

 - возможный объем  поставки;

 - соблюдение сроков, графиков поставки;

 - уровень цены на продукцию, услугу

 - взаимоотношения с заказчиком

3. Посредники

Критерии оценки:

  • Охват рынка (больше каналов сбыта)
  • Стоимость, связанная с реализацией продукта
  • Стоимость, затраты на капитальные вложения. Затраты, не связанны со стоимостью реализации

4.Общеэкономические условия

Рассматриваются:

  • Налоговый режим
  • Динамика изменения цен (инфляция)
  • Правовые условия

5. Потребители
   по  Ф. Котлеру

Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель  при выборе товаров

Модели покупательского поведения

покупатели

характеристика поведения

кол-во

1. Новаторы

Люди склонные к риску, готовые испробовать новинку

2%

2. Ранние последователи

Лидеры мнений в своей среде, идеи воспринимают быстро, но с осторожностью

14%

3. Раннее большинство

Это люди осмотрительные

34%

4. Запоздалое большинство

Настроены скептически

34%

5. Отстающие

Люди, противящиеся переменам

16%

Товар в системе маркетинга

  Товар – все, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления

Матрица, определяющая перспективность разных видов товаров

Ф. Котлер «Основы маркетинга»

             Уровень цен,

                      доходности

Спрос, объем продаж

Высокий

Низкий

Растущий

«звезда»

«проблемные дети»

Стабильный

«дойные коровы»

«собаки»

Жизненный цикл товара

Ценообразование

Цена – денежное выражение стоимости товара

Порядок ценообразования

  • Цели ценообразования
  • Анализ конъюнктуры рынка
  • Анализ конкуренции
  • Установление окончательной цены
  • Управление ценами

Закрепление материала

Вопросы для закрепления материала:

  1. Назовите цели маркетинга.
  2. Назовите основные функции маркетинга.
  3. Каковы цели маркетинговых исследований?
  4. Когда целесообразно проведение маркетинговых исследований?

Дополнительные вопросы для закрепления материала:

  1. Назовите критерии сегментации.
  2. Какие внешние условия влияют на деятельность предприятия?
  3. Каковы критерии оценки выбора поставщиков?

Задание на дом:

В.В. Акимов и др. «Экономика отрасли» стр. 228-234.

Подведение итогов урока

  1. На занятиях были закреплены знания по теме «Виды прибыли. Показатели рентабельности»
  2. Получены знания по маркетингу в системе организации производства и сбыта на предприятии; направлениях маркетинговых исследований.
  3. Оценка работы студентов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М А Р К Е Т И Н Г Основные концепции. Функции маркетинга и этапы организации

Слайд 2

определение Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентированная на возможно более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли

Слайд 3

Ключевые понятия Потребитель Производитель Продукт Рынок Потребность Спрос Обмен

Слайд 4

Цель маркетинга Формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы, а также расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли. Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя.

Слайд 5

Ориентиры работы предприятия до принятия маркетинга Ориентиры работы предприятия после принятия маркетинга 1. Себестоимость 1. Цена, которую готов платить потребитель 2. Бюджет организации ориентирован на производство 2. Бюджет организации ориентирован на сбыт товаров 3. Научно-исследовательские работы ориентированы на совершенствование работы, т.е. внутреннюю ситуацию на предприятии 3. Научно-исследовательские работы ориентированы на анализ ситуации на рынке. 4. Планирование выпуска продукции и её ассортимент ориентированы на улучшение качества. 4. Планирование выпуска продукции и её ассортимент ориентированы на требования покупателей

Слайд 6

Концепции маркетинга Концепция совершенствования производства Концепция совершенствования товара Концепция интенсификации коммерческих усилий Концепция маркетинга

Слайд 7

Основные функции маркетинга Аналитическая функция Производственная функция Сбытовая функция (функция продаж) Функция управления и контроля

Слайд 8

Функция управления и контроля а) планирование (уменьшить неопределенность и риск и обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях); б) информационное обеспечение Учет факторов, влияющих на деятельность предприятия. Факторы делятся на две группы: Экзогенные (внешние) Эндогенные (внутренние)

Слайд 9

Система маркетинговых исследований

Слайд 10

Проведение маркетинговых исследований целесообразно - при недостаточном объеме информации относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; ухудшение ситуации (потеря рынка); изучение ситуации неожиданного успеха

Слайд 11

Система маркетинговых исследований Исследованиям подвергаются: Рынок Потребители Цены Внутренний потенциал предприятия

Слайд 12

Цели маркетинговых исследований - уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений - следить за процессом реализации маркетинговых задач

Слайд 13

Исследование товарных рынков

Слайд 14

Модель изучения товарной структуры рынка Что изучаем? Соотношение спроса и предложения 2. Как изучаем? Системность Комплектность Дифференцированность 3. Какие задачи решаем? Оценка конъюнктуры рынка Определение емкости рынка Сегментация рынка

Слайд 15

Конъюнктура рынка Характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен Уровни исследования конъюнктуры рынка общеэкономический отраслевой товарный

Слайд 16

Определение емкости рынка Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара на определенном рынке за определенный промежуток времени V – емкость рынка Q – производство товаров Z – остатки товарных запасов E – экспорт товаров I – импорт товаров V = Q + Z + I - E

Слайд 17

Сегментация рынка Определение: Сегментация рынка – определение групп потребителей, характеризующихся однородными признаками, вкусами, предпочтениями .

Слайд 18

Критерии сегментации По географическому признаку (величина региона, плотность и численность населения, климат, административное деление) По демографическому признаку (пол, возраст, этап жизненного цикла семьи, количество детей) По социально экономическому критерию (социальная и профессиональна принадлежность, уровень образования и доходов)

Слайд 19

Методы рыночной сегментации Метод группировок 100% Нуждающиеся в данном товаре или услуге Городские жители Сельские жители Уровень дохода 10 тыс. руб. Уровень дохода от 10 до 20 тыс. руб.

Слайд 20

Исследование фирменной структуры рынка

Слайд 21

Фирменная структура – внешние условия деятельности данной фирмы, которые влияют на деятельность данной фирмы. Цель изучения внешних условий – определение стратегии фирмы на данном рынке

Слайд 22

Внешние условия 1.Конкурентная среда 2. Поставщики 3. Посредники 4.Общеэкономические условия 5. Потребители

Слайд 23

1.Конкурентная среда I – совершенная (чистая конкуренция) II – монополистическая конкуренция III – олигополия IV – чистая монополия

Слайд 24

2. Поставщики Критерии оценки: - репутация и имидж; - надежность; - качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам; - возможный объем поставки; - соблюдение сроков, графиков поставки; - уровень цены на продукцию, услугу - взаимоотношения с заказчиком

Слайд 25

3. Посредники Критерии оценки: Охват рынка (больше каналов сбыта) Стоимость, связанная с реализацией продукта Стоимость, затраты на капитальные вложения. Затраты, не связанны со стоимостью реализации

Слайд 26

4.Общеэкономические условия Рассматриваются: Налоговый режим Динамика изменения цен (инфляция) Правовые условия

Слайд 27

5. Потребители по Ф. Котлеру Осознание потребностей Поиск и оценка информации Принятие решения о покупке Оценка правильности выбора Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров

Слайд 28

Модели покупательского поведения покупатели характеристика поведения кол-во 1. Новаторы Люди склонные к риску, готовые испробовать новинку 2% 2. Ранние последователи Лидеры мнений в своей среде, идеи воспринимают быстро, но с осторожностью 14% 3. Раннее большинство Это люди осмотрительные 34% 4. Запоздалое большинство Настроены скептически 34% 5. Отстающие Люди противящиеся переменам 16%

Слайд 29

Товар в системе маркетинга

Слайд 30

Товар – все что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления Матрица, определяющая перспективность разных видов товаров Ф. Котлер «Основы маркетинга» Уровень цен, доходности Спрос, объем продаж Высокий Низкий Растущий «звезда» «проблемные дети» Стабильный «дойные коровы» «собаки»

Слайд 31

Жизненный цикл товара

Слайд 32

Ценообразование

Слайд 33

Цена – денежное выражение стоимости товара Классификация цен По степени регулируемости По характеру обслуживаемого оборота свободные регулируемые фиксированные оптовые закупочные розничные внешнеторговые

Слайд 34

Факторы, влияющие на цены Потребители Государственное регулирование Конкуренты Участники каналов сбыта Издержки производства

Слайд 35

Порядок ценообразования Цели ценообразования Анализ конъюнктуры рынка Анализ конкуренции Установление окончательной цены Управление ценами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основные понятия функции нескольких переменных"

Презентация "Основные понятия функции нескольких переменных" по математике для 2 курса...

Основные зрительные функции

Основные зрительные функции Зрительные функции-это комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет, видеть их на разных расс...

Статья "Формирование социологической концепции правопонимания на современном этапе (в эпоху постмодерна)"

Статья посвящена краткому обзору современных подходов к правопониманию, и формированию социологической концепции правопонимания.Изучение проблем правопонимания важно не только с теоретической точки зр...

Основные элементарные функции, их свойства и графики

Основные элементарные функции, их свойства и графики...

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образова...

Основные концепции игры

Презентация к учебному занятию МДК 02.01. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возрастаОсновные концепции игры. Западная классификация игр....

Основные концепции исторического развития

Основные концепции исторического развития...