Урок " Налоги и налогообложение"
методическая разработка на тему
Методической целью урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, рисунки, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала. Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастности к вопросам налогов и налогообложения также направлено на сохранение познавательного интереса. Для этого подготовлены образцы писем – извещений из налоговых органов, которые зачастую являются знакомыми для обучающихся. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании призвано воспитывать налоговую грамотность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Александрово – Гайский политехнический лицей»
УТВЕРЖДАЮ______________
Директор ГБПОУ СО «АГПЛ»
Сулеменова Г.А.
Методическая разработка урока
по дисциплине «Экономика организации»
по теме: «Налоги и налогообложение»
Разработала преподаватель
специальных дисциплин,
высшей квалификационной категории
Макзумова Светлана Жексеньевна
Александров Гай
2017
Аннотация
Данная разработка урока подготовлена для проведения открытого урока по дисциплине «Экономика организации» для профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
Методической целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, рисунки, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала. Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастности к вопросам налогов и налогообложения также направлено на сохранение познавательного интереса. Для этого подготовлены образцы писем – извещений из налоговых органов, которые зачастую являются знакомыми для обучающихся. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании призвано воспитывать налоговую грамотность обучающихся.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме:
«Налоги и налогообложение»
| ФИО (полностью) | Макзумова Светлана Жексеньевна |
| Место работы | ГБПОУ СО «АГПЛ» |
| Должность | Преподаватель специальных дисциплин |
| Предмет | Экономика организации |
| группа | № 1, «Мастер по обработке цифровой информации» |
| Тема и номер урока | урок по теме: « Налоги и налогообложение »
|
| Цель урока: | Расширить и углубить знания учащихся об экономической роли государства через изучение одного из методов государственного регулирования – налоговой политики. |
| Задачи урока: | - обучающие: обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции; налоговые системы. - продолжить формирование умений работы в группе, выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему. - совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать. -развивающие: создавать условия для развития познавательного интереса к предмету экономика, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы; -воспитательные: содействовать воспитанию коллективизма, толерантности, взаимопонимания |
| Тип: | изучение нового материала с элементами проблемного исследования, применением ИКТ. |
9. | Формы работы учащихся: | групповая, индивидуальная. |
10. | Необходимое техническое оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор |
11. | Учебная литература: | Используемая литература: 1)Налоговый кодекс РФ (НК РФ 2014) 2)Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А., Экономика, Учебник, Москва, издательский центр, Академия, 2013 3)Аксенов С., Битюкова Л., Налоги и налогообложение, учебник, РФЭИ, 2010 4)Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. – Учебное пособие изд. Академия, 2014 5)Скворцов О.В.Налоги и налогообложение – практикум, изд. Академия 2014 |
12. | Время занятия: | 45 мин. |
13. | Межпредметные связи: | История, обществознание, русский язык и литература, математика, физика. |
Технологическая карта открытого урока по дисциплине «Экономика организации»
№ пп | Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 2 3. 4. | Постановка учебных задач Совместное исследование проблемы Моделирование Конструирование нового способа действия Переход к этапу решения частных задач. Применение общего способа действия для решения частных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Поиск решения учебной задачи Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта Построение ориентированной основы нового способа действия. Первичный контроль за правильностью задач Коррекция отработки способа | 1.Приветствие 2.Орг.момент. ( 2 мин) ( Слайд1) Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике не бывает отрицательных явлений и в каждом можно найти свои плюсы. Ребята, воспользовавшись подсказкой, определите тему нашего урока. Перед вами высказывания известных людей и в каждом из них пропущено одно слово, которое является ключевым нашей темы (слайд 2) И так запишем тему нашего урока « Налоги и налогообложение» (слайд 3) ( 1 мин) Все вы не раз слышали о налогах и у каждого из вас имеется представление об этом понятии. В каждый дом приносят вот такие конверты, ребята а, что содержится в этих конвертах? В них содержится налоговое уведомление об уплате налога, а вот ваши родители платят налоги? Если да, то за, что? ( 1 мин) Ребята, существует множество определений налога, а мы с вами давайте попробуем дать свое. Из набора слов сформулируйте свое определение. Желающие выйти к доске? ( слайд 4) (1 мин) В слове «налог» 5 букв и основных признаков у него тоже 5.У вас на столах задания в которых содержатся 8 признаков, вам нужно зачеркнуть три признака, которые вы считаете не соответствуют данному понятию.На работу вам 1 минута. А сейчас посмотрите на доску и сравните правильно ли вы охарактеризовали. (слайд 5) ( 2 мин) Ребята, взгляните на доску (слайд 6) Как вы думаете, что общего во всем этом? Да со всего этого, ребята в разные времена платили налоги. И на языке налоговой системы все это называется объектами налогообложения.( 1 мин) Ребята существует « Налоговый кодекс РФ» сборник , которого находится у вас на столах, используя его, найдите пожалуйста, в главе 7, что же является объектами налогообложения и заполните схему, что относят к объектам налогообложения в РФ. (слайд 7)(2 минуты) А теперь посмотрите на доску и сравните результаты вашей работы (слайд 7) Идет расшифровка схемы объектов взимания налогов. ( 1 мин) Например объектом взимания налога является автомобиль. Но ведь, автомобили бывают разные: легковые и грузовые и было бы не справедливо, если владельцы будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации? Вспомните физику. Верно, транспортный налог платится с мощности автомобиля. (1 мин) Поэтому у налога есть своя структура. Он подразделяется на базу и ставку (слайд 8) А для того чтобы понять какие бывают базы и ставки выполним упражнения, где приведены примеры налогов как современных, так и очень древних. Учащиеся устно, в парах выполняют упражнение. (приложение 1) (3мин) А теперь, давайте вспомним историю (слайд 9) Как вы, думаете, что послужило причиной столь драматических событий? Верно, ребята причиной Соляного бунта было повышение налога на соль. Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого либо товара это – косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. И мы с вами подошли к следующим понятиям о видах налога (слайд 10). Идет расшифровка схемы. ( 2 мин) Обобщение по изученному на данном этапе урока ( 3 мин) Ребята, и вновь давайте обратимся к Налоговому кодексу РФ в главе 2 статье 13, 14, 15 найдите, на какие виды еще подразделяются налоги (слайд 11). Идет расшифровка схемы. ( 4 мин) Физминутка. ( 1 мин) В современном мире граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги нужно платить. И это понимают даже дети. Перед вами, ребята отрывки из сочинений (слайд 12). Преподаватель зачитывает отрывки из сочинений. Какой вывод можно сделать, на, что идут налоги. Да, вы правы налоги поступают в бюджет на определенные цели.( 2 мин) Существует порядок исчисления налога, и сейчас в Налоговом кодексе РФ, найдите статью 52 и ответьте на следующие вопросы: (слайд 13) 1. Может ли налогоплательщик самостоятельно исчислять сумму налога? 2. На кого возлагается обязанность по исчислению суммы налога в случаях предусмотренных законодательством РФ? 3. Какой документ направляется налогоплательщику? 4 Что указывается в налоговом уведомлении? 5. Когда налоговое уведомление считается полученным?( 4 мин) Ребята, сегодня на уроке вы многое узнали о налогах. И я думаю, вы сможете сейчас помочь в споре героям картины «Охотники на привале», разобраться, что к какому налогу относится (слайд 14 - 21)( 4 мин) А сейчас, ребята, для закрепления полученных знаний на уроке, выполним тестовое задание (приложение 2). После чего проведем взаимопроверку. ( 5 мин) Я думаю, у вас сегодня сложилось свое мнение о налогах и сейчас я вам предлагаю выразить свое отношение к налогам с помощью светофора. (слайд 22) И так, ребята, судя, по вашему мнению, вы поняли, что налоги платить нужно, так как это соблюдение закона.( 2 мин) Сейчас произведите самооценку работы на уроке с помощью смайликов. ( 1 мин) К выполнению домашнего задания вам нужно будет подойти творчески: из предложенных вариантов выбрать задание, которое вам больше понравится. (слайд 23) ( 2 мин) | Познавательная-фиксируют проблему. Коммуникативная – строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивная – принимают и сохраняют цель и задачу. Познавательная – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативная – осознанно строят речевые высказывания. Регулятивная – исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Воспринимают ответы обучающихся. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Познавательная – проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Коммуникативная – участвуют в обсуждении содержания материала. Регулятивная - принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.
Познавательная - осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Коммуникативная - учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивная - осуществляют самоконтроль. Работа в парах Познавательная - применяют новый способ. Обработка операций, в которых допущены ошибки. Коммуникативная – строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивная - самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Обучающиеся выражают свое мнение. Обучающиеся проводят самооценку. |
Самоанализ урока
Тема урока: «Налоги и налогообложение»
Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания. Осуществлению этой задачи способствует деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это система, нацеленная на результат.
Принцип деятельности на моем уроке заключается в том, что формирование личности обучающегося осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Обучающиеся выполняют специальные задания с использованием высказываний, первоисточника, сочинений, иллюстрации, в которых нет готовых ответов на вопросы. Зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом моей задачей является организация исследовательской деятельности учащихся так, они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
В ходе урока использовались методы:
1.проблемный;
2. иллюстративно-словесный;
3.демонстрационные эксперименты;
4.интерактивные задания;
5.частично-поисковый
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...
Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»
На выполнение зачетного теста дается два часа. Зачетный тест состоит из двух вариантов. Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые. На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов,...
Календарный план МДК 02.01 «Финансы, налоги и налогообложение»
ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» МДК.02.01«Финансы, налоги и налогообложение» для специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)» II к...
Открытый урок по дисциплине "Налоги и налогообложение"
Тема занятия: «Права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов»Вид занятия: комбинированный урокФорма проведения занятия: контроль полученных знаний путем проведения ко...
Тестовые вопросы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» по разделу дисциплины «Налоги и налогообложение» Экономическая сущность налогов
Тестовые вопросы по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»Рекомендуется для студентов дистанционной формы обучения.Тест содержит 10 вопр...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль
Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.Курс: 2Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.Вид заня...
презентация к теме "Налог на прибыль" по дисциплине Налоги и налогообложение
Презентация для интерактивной доски по теме "Налог на прибыль" дисциплина Налоги и налогообложение...