Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине ОП. 03 «Менеджмент (по отраслям)»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_kr_menedzh.docx | 75.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Методические указания
по выполнению курсовой работы
по дисциплине ОП. 03 «Менеджмент (по отраслям)»
ОДОБРЕНА: | УТВЕРЖДАЮ: | |
Руководитель ПЦК | Заместитель директора по УПМДиП | |
___________________О.И. Болтва | __________________Е.Ю. Шепелева | |
«___»_____________________2016 г. | «___»_____________________2016 г. |
Балаково, 2016
Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1. Применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения;
У 2. Планировать и организовывать работу подразделения;
У 3. Формировать организационные структуры управления;
У 4. Учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента;
З 2. Внешнюю и внутреннюю среду организации;
З 3. Цикл менеджмента;
З 4. Процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
З 5. Функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
З 6. Систему методов управления;
З 7. Стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
З 8. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
Умения и знания по дисциплине ОП. 03 «Менеджмент (по отраслям)» необходимы для дальнейшего формирования профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
Автор–составитель: преподаватель спецдисциплин А.А. Яковлев, отделение менеджмента и коммерции
Введение
Курсовая работа является одним из этапов подготовки специалистов. Цель курсовой работы – привить обучающимся навыки самостоятельного анализа состояния менеджмента российских предприятий, анализа и оценки эффективности проводимых управленческих изменений в условиях рыночной экономики, углубить теоретические знания по дисциплине, а также развить у обучающихся исследовательские навыки и творческую инициативу.
Написание курсовой работы является одним из этапов подготовки обучающихся к сдаче экзамена по курсу.
Информационной базой для выполнения курсовой работы служит отчетность предприятий по производству и услугам, которую обучающийся самостоятельно получает от предприятия – объекта анализа. Выбор объекта исследования обучающийся осуществляет самостоятельно, руководствуясь своим опытом, знаниями, возможностями получения необходимой информации и т.д. В качестве объекта исследования может быть выбрано предприятие, с деятельностью которого будут связаны дальнейшие учебные разработки (курсовые проекты (работы) по другим дисциплинам) или деловая карьера автора. В целях сохранения коммерческой тайны объект исследования может иметь условное название. Теоретической базой служат научная и учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Кроме обязательных разделов анализа и оценки управленческой деятельности предприятий, обучающийся выполняет также индивидуальное задание. Примеры индивидуальных заданий:
– развитие научных подходов к управлению организациями;
– концепция формирования производственной (сервисной) стратегии и ее структурных элементов;
– использование методов принятия решения в различных условиях хозяйственной деятельности на предприятиях РФ;
– производственные и организационные структуры и их выбор применительно к конкретной ситуации;
– стратегическое и оперативное планирование в деятельности предприятия;
– процессы обеспечения материальных потребностей и методы управления запасами в производстве и сервисе.
Индивидуальные задания определяются совместно с руководителем и могут совпадать с одним из разделов основной части курсовой работы.
1. Общие требования к выполнению курсовой работы
Тема курсовой работы должна быть актуальной в научно-теоретическом и практическом плане. Тему курсовой работы обучающийся выбирает из перечня, приведенного в разделе 5. Кроме того, по просьбе обучающихся или по предложению руководителя за ним может быть закреплена индивидуальная тема курсовой работы, не вошедшая в рекомендуемый перечень. В этом случае она согласовывается с руководителем и утверждается.
Обучающийся должен обосновать значимость выбранной темы, самостоятельно составить план курсовой работы, согласовать его с руководителем и подобрать литературу по рассматриваемой проблеме. В процессе работы обучающийся имеет возможность получать консультации руководителя.
2. Подготовка, рецензирование и защита курсовой работы
Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих основных этапов:
1) выбор темы и ее регистрация у руководителя;
2) составление и согласование с руководителем плана работы, определение организации, на базе которой будет выполняться курсовая работа;
3) составление библиографии, изучение источников и литературы по проблеме, сбор необходимых теоретических материалов;
4) сбор практических данных или проведение обследования управленческой деятельности по выбранному объекту исследования (при возможности и необходимости);
5) обработка полученной информации, анализ и систематизация материалов, обоснование выводов, разработка предложений;
6) написание и оформление курсовой работы;
7) сдача работы руководителю для проверки и написания рецензии;
8) написание внешней рецензии;
9) защита курсовой работы.
В курсовой работе должны быть представлены результаты самостоятельной научно-исследовательской работы обучающегося. Выполнение курсовой работы требует от обучающегося творческого умения использовать широкий круг общих и специальных источников, нормативных актов, подбирать и обобщать данные, делать авторские выводы.
Все использованные при написании курсовой работы источники должны быть указаны в списке литературы, помещенном в конце работы.
Важным требованием к содержанию курсовой работы является логическая последовательность изложения содержащегося в ней материала, точность определений, формулировок и терминов, обоснованность выводов и соблюдение норм научной этики.
Результаты выполненной работы должны быть изложены в письменном виде (компьютерный набор) и аккуратно сброшюрованы.
Защита курсовой работы производится в следующем порядке:
1) с материалами выполненной курсовой работы предварительно знакомится руководитель. В ходе предзащитных консультаций работа обсуждается и корректируется;
2) представленная к защите курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с изложенными в рекомендациях требованиями;
3) руководителем объявляется тема работы, группа, Ф.И.О. обучающегося;
4) обучающийся в течение 7–10 минут делает доклад по существу проблемы и о полученных результатах исследования;
5) руководитель, приглашенные специалисты, обучающиеся задают вопросы. На вопросы и ответы отводится 7–10 минут;
6) зачитываются достоинства и недостатки работы, отраженные в рецензии, написанной руководителем курсовой работы;
7) после заслушивания выносится решение об оценке курсовой работы.
Критериями оценки курсовой работы являются:
- Логика и содержание работы;
- Степень самостоятельности;
- Степень раскрытия темы;
- Глубина теоретического и практического анализа;
- Стиль изложения, грамотность;
- Аккуратность и правильное оформление работы.
Курсовые работы обучающимся не возвращаются и хранятся в фонде колледжа.
3. Требования к оформлению курсовой работы
Текст набирается шрифтом Times New Roman, 13 или 14 с межстрочным интервалом 1,5. Поля: левое 2 см, правое 1 см, верхнее 2 и нижнее 2 см.
Титульный лист является первой страницей работы, которая не нумеруется, и заполняется по строго определенным правилам. Образец оформления титульного листа дан в приложении 1.
После титульного листа следует оглавление (содержание), являющееся второй страницей, которая также не нумеруется. В оглавлении приводятся все заголовки курсовой работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Все заголовки пишутся с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация страниц начинается с введения. Номер страницы ставится внизу по центру или справа.
Содержание глав основной части должно соответствовать теме курсовой работы и требованиям, сформулированным в настоящих методических указаниях.
Заголовки глав и параграфов курсовой работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.
Текстовый материал не допускает сокращений слов, кроме использования общепринятых сокращений.
Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочее» внутри предложения не сокращаются. Не допускаются сокращения слов «так как» (т. к.), «например» (напр.).
При использовании литературных источников, особенно это относится к главе, содержащей теоретическое обоснование исследуемой проблемы, в тексте следует указывать приводимый материал. Для этого при прямом или косвенном изложении (при пересказе и изложении мыслей других авторов своими словами) необходимо после его окончания поставить квадратные скобки, поместив в них цифры: порядковый номер литературного источника в библиографическом списке использованной литературы в курсовой работе и номер цитируемой страницы (страниц), например: [7, с. 21].
Цифровой материал, когда его много или имеется необходимость в сопоставлении и выводах определенных данных и закономерностей оформляется в виде таблиц.
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц следует делать обобщения в качестве выводов, которые оформляются в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…», «таблица позволяет заключить, что…» и т.д.
В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.
Любая таблица должна содержать заголовок. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. По середине таблицы помещают надпись «Таблица…», с указанием порядкового номера таблицы (например, Таблица 4) без знака № перед цифрой и без точки после нее. Ставится тире и заголовок таблицы помещают за ним.
При переносе таблицы на следующую страницу необходимо над ней поместить слова «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы повторять не обязательно, достаточно пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.
Видами иллюстрированного материала в курсовой работе могут быть чертежи, диаграммы и графики.
Все виды иллюстрированного материала в тексте носят название «рисунок». Они должны иметь сквозную нумерацию по всей работе.
В тексте на рисунки делаются ссылки, в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией (рисунком), помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рис. 4), либо в виде оборота типа «…как это видно на рис. 4». Каждую иллюстрацию (рисунок) необходимо снабжать подрисуночной надписью.
Библиографический список использованной литературы помещают после заключения. В курсовой работе следует использовать способ построения библиографического списка по алфавиту. Алфавитный способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати полностью на основании выходных данных. Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Пример оформления книг одного, двух, трех авторов:
Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 512 с.
Пример оформления сборника с коллективным автором:
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. – 342 с.
Пример оформления статьи из газеты или журнала:
Фатхутддинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. – 2003. – №5. – с. 118 – 127.
4. Примерная структура курсовой работы
В общем и целом структура курсовой работы определяется тематикой. Но, в связи с тем, что написание курсовой работы предполагает анализ предприятия, то рекомендуется выделение следующих разделов: введение, характеристика предприятия, практическая часть (анализ внешней и внутренней среды и т.д.), заключение, список литературы, приложение (при необходимости).
Во введении сжато обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи курсовой работы, показывается значение поставленных задач для развития предприятия в условиях осуществления рыночных преобразований, раскрываются методы исследования, указываются источники информационного обеспечения курсовой работы.
В первой главе (характеристика предприятия) необходимо отразить следующие моменты:
- Вид деятельности организации;
- История создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы и т.д.);
- Масштабы деятельности: объемные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах «крупное», «среднее» или «малое» предприятие), значение и роль организации в отрасли, регионе, стране, международном разделении труда;
- Организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), законодательная основа функционирования;
- Территориальное размещение – указание территории (или нескольких территорий), на которой расположены подразделения объекта;
- Современное состояние объекта, позволяющее получить представление об условиях функционирования, проблемах и намерениях (или заданиях) руководства по дальнейшему развитию.
- К какому типу относится данная организационная структура управления;
- Имеет ли место дублирование функций или отсутствие функций, необходимых для достижения целей организации. Если да, то почему;
- Соответствует ли структура организации ее технологии;
- Способствует ли структура организации эффективному использованию ее трудового потенциала;
- Эффективно ли взаимодействие структурных подразделений в процессе достижения целее организации;
- В конце раздела формулируется вывод о необходимости корректировки существующей организационной структуры управления или разработки новой.
При подготовке второй (практической) части курсовой работы необходимо обратить внимание на следующее.
Анализ внутренней среды организации предполагает анализ таких составных, как персонал, финансы, материалы, технология, информация.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания сто стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. В таблице 1 приводится перечень ключевых внутренних факторов и вопросов для их анализа.
Таблица 1 – Анализ сильных и слабых сторон организации
Сфера | Факторы | Вопросы для анализа |
Персонал |
|
|
Производство |
|
|
Маркетинг |
|
|
Финансы |
|
|
Выявив сильные и слабые стороны внутри организации, можно определить функциональные области, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации (смотри таблицу 2).
Таблица 2 – Оценка внутренней среды организации
Функциональные области | Сильные стороны | Слабые стороны |
Маркетинг | ||
Финансы | ||
Производство | ||
Персонал |
Анализ внешней среды организации.
Внешняя среда любой организации подразделяется на ближнее и дальнее окружение.
Ближнее окружение включает: потребителей, поставщиков, конкурентов и контактные аудитории (банки, инвестиционные и страховые компании, налоговые, таможенные и правоохранительные организации, органы местной власти, средства массовой информации, местные общественные и религиозные организации, население и т.д.).
Дальнее окружение – это правовая, государственно-политическая, технологическая, экономическая, социальная и экологическая.
При этом ищут ответы на следующие вопросы: где находится организация? Где она должна находиться в будущем? Что для этого надо сделать?
Ближнее окружение (факторы прямого воздействия):
1) потребители – это силы, которые стоят в цепи продвижении товара до конечного потребителя. Это отдельные лица и организации, приобретающие товар для личного потребления или перепродажи, государственные и общественные организации, покупатели, находящиеся за пределами страны. Основная задача при анализе потребителей – выявить целевую группу и удовлетворить ее потребности лучше, чем конкурент.
2) анализ конкурентной ситуации в отрасли может быть проведен по следующей схеме:
– общая характеристика отрасли: на какой ступени развития она находится, насколько спрос зависит от цен, какие стратегии используются;
– классификация конкурентов (активные, пассивные, потенциальные, конкуренты по продукции, сбыту, цене, коммуникациям);
– составляется опросный лист, в котором указывается: сколько конкурентов в отрасли, размер предприятий конкурентов, совокупная доля 3-х крупнейших фирм на рынке в процентах, основной конкурент, особые услуги предлагаемые конкурентами, сильные и слабые места конкурентов.
– анализ деятельности главного конкурента. Он включает ответы на следующие вопросы: цели и стратегия конкурента (существующая и возможная, ее основные направления и интенсивность, ее сильные и слабые стороны, методы формирования и программа действий), характеристика продукта (качество, широта ассортимента, модификации, основные эффекты от развития продукта) гибкость структуры, организация логистики, возможности маркетинга, производственный потенциал, финансовые возможности, экономические показатели, уровень НИР, внедренческий потенциал, система управления, качество руководящих кадров, культура фирмы, система мотивации и контроля, ноу-хау, местоположение, и т.п., сильные и слабые стороны конкурента.
– вероятность выхода на рынок новых конкурентов и продуктов заменителей. Она определяется: входными барьерами и потенциалом ответных мер существующих предприятий.
Входные барьеры включают размер затрат, необходимых новому конкуренту для вхождения в рынок, склонность покупателей к известной марке, уровень необходимых вложений в НИР, размер затрат, которые несет – потребитель при смене поставщика, необходимость создания собственной сбытовой сети, преимущества старых конкурентов, недостижимые для новичков.
3) поставщики – это отдельные организации и отдельные лица, которые осуществляют материально техническое обеспечение производственной и научно-технической деятельности фирмы. К ограничениям, которые возникают с их стороны можно отнести цены на ресурсы, их качество и договорные условия.
Чем сильнее власть поставщиков, тем скорее они попытаются повысить закупочные цены на товары или понизить свои затраты за счет снижения качества. Поставщики сильны в том случае, если существуют следующие предпосылки: концентрация в отрасли поставщиков выше, чем в отрасли потребителей производимые поставщиками продукты очень важны для потребителей, отрасль заказчика не слишком важна для поставщика, поставщики имеют возможность прогрессивной интеграции.
4) контактные аудитории могут оказывать существенное влияние на ситуацию в отрасли, изменяя имидж отрасли, её привлекательность для развития и капитальных вложений через СМИ, систему налогов, таможенных льгот, путем введения запретов и ограничений на продукцию, через организацию инвестиций в виде кредитов или покупки акций и облигаций и т.п.
Дальнее окружение (факторы косвенного воздействия).
Дальнее окружение определяет условия для деятельности любого предприятия отрасли. Главное при анализе – выявить наиболее важную для данной отрасли тенденцию.
Анализ правовой среды предполагает изучение законов, определяющих деятельность в данном секторе экономики и их влияние на результат и привлекательность отрасли.
При изучении государственно – политической среды выясняют приоритетные направления развития экономики страны и региона, интересы государства и политических лидеров.
Чтобы успешно работать в длительной перспективе любое предприятие должно владеть информацией о научных достижениях и технологиях, применяемых в отрасли, приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать эти изменения для получения преимуществ перед конкурентами.
При анализе экономической среды выясняют темпы инфляции, уровень занятости населения, состояние экономики, систему налогообложения и степень их влияния на отрасль.
Анализ социальной среды предполагает изучение структуры населения (возраст, профессиональные группы, уровень доходов и т.д.), структуры потребностей, стиля жизни, привычек и традиций, возможных тенденций в их развитии.
Изучение экологической среды позволяет учесть климатические и географические особенности страны и региона, влияние правовых актов и населения на вопросы защиты окружающей среды.
Формулировка миссии и целей организации
В данном разделе необходимо представить и прокомментировать миссию исследуемой организации. Автор может представить не только существующий, но и собственный вариант миссии организации.
В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Формирование миссии – обычное явление для высокоразвитого бизнеса. Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий организации, с хорошо проработанным текстом миссии. Компоненты (пункты) текста миссии представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Примерный текст миссии
Компонент | Содержание |
1 | 2 |
Продукты или услуги, которые производит компания | Каковы продукты или услуги, производимые компанией? При этом часто компании достигают стратегических преимуществ не просто продавая материальный продукт, а добиваясь рыночных преимуществ путем синергии за счет интеграции конкурентоспособности самого материального продукта с нематериальными стратегическими преимуществами, такими как обладание большой долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью, положительным потребительским имиджем. |
Категории целевых потребителей | Кто является целевыми потребителями компании? Деятельность компании может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом. |
Целевые рынки | Какие географические регионы обслуживает компания? Это может быть местный регион, вся страна, отдельные зарубежные страны или целые глобальные регионы, например, Западная Европа и Юго-Восточная Азия. |
1 | 2 |
Технология | Ориентируется ли компания на использование новейших, традиционных технологий? |
Приоритеты выживания, роста и прибыльности | Нацелена ли компания на выживание / поддержание существующего уровня прибыльности или же на рост, высокую прибыльность и агрессивную конкуренцию? |
Философия | Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании? Философия компании может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих, акционеров или клиентов, или, скажем, в том, где пролегает рубеж ее стратегии в «сером» допустимом пространстве между буквой закона и духом этических требований. |
Конкурентные преимущества | В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества компании по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении |
Публичный имидж | В какой мере, наряду с преследованием целей прибыльности и эффективности, компания участвует в решении внеэкономических проблем, таких как охрана природы, программы социального развития |
Отношение к работникам, занятым в компании | Рассматривает ли компания своих работников как достояние, имеющее свою собственную человеческую ценность, предоставляя возможности для образования, профессионального роста и саморазвития, или же просто относится к ним как заменимому экономическому ресурсу |
Миссия образует фундамент для установления цели организации в целом, а также для ее подразделений, функциональных подсистем (маркетинга, производства, финансов, персонала), так как каждая из них ставит свои определенные цели, вытекающие из общей цели организации.
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Деятельность организации объективно очень разнообразна, поэтому она не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить несколько наиболее значительных ориентиров действий. Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.д.;
- положение на рынке, описываемое такими показателями как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.д.;
- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;
- разработка продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта
и т.п.; - изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;
- человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
- работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;
- оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.
В качестве инструмента систематизации целей используется графическая модель в виде древовидного графа – дерево целей.
Дерево целей – граф, схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних – на подцели следующего уровня и т.д. (дерево – это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели).
При построении дерева целей разработаны определенные приемы:
– сначала, хотя бы словесно, должна быть сформулирована генеральная цель;
– для генеральной цели надо подготовить количественное описание цели;
– развернуть процесс достижения цели во времени;
– сформулировать цели следующих уровней, то есть целей 1-го уровня, 2-го уровня и т.д.;
– для всех разработанных целей определить коэффициенты важности, приоритеты;
– рассмотреть альтернативные варианты целей;
– исключить малозначимые цели, то есть цели, имеющие незначительные коэффициенты важности и приоритета;
– исключить цели, дающие незначительный эффект, приводящие к незначительным результатам;
– исключить конкурирующие цели, иначе говоря, цели, не подкрепленные ресурсом, необходимым для их достижения.
Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна – быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
Характеристика стиля руководства
В данном разделе необходимо охарактеризовать и оценить стиль управления руководителя в данной организации и рассмотреть влияние стиля руководства на производительность труда. Дать свои рекомендации.
Процесс мотивации в организации
В данном разделе необходимо рассмотреть и оценить процесс мотивации работников на предприятии. Дать свои рекомендации.
Неформальные группы в организации
В данном разделе необходимо описать неформальные группы в организации и их отношение с руководителем. Дать свои рекомендации.
Конфликты и стрессы в организации
В данном разделе необходимо рассмотреть причины возникновения конфликтов на предприятии и стрессовых ситуаций, предложить методы выхода.
В заключении подводятся основные итоги разработки и намечаются возможные пути дальнейшего повышения эффективности организации.
5. Перечень рекомендуемых тем курсовых работ
- Анализ внешней среды организации (на примере предприятия).
- Анализ внутренней среды организации (на примере предприятия).
- Проблема движения кадров (на примере предприятия).
- Маркетинговые исследования рынка (на конкретном примере).
- Анализ и конструирование рабочего места (на примере предприятия).
- Оценка эффективности труда работников (на примере предприятия).
- Проектирование организационной структуры (на примере предприятия).
- Формирование коммуникативного потенциала в системе управления (пример).
- Принятие управленческого решения по разработке плана по труду (на примере).
- Принятие управленческого решения по организации производственного процесса (пример).
- Принятие управленческого решения по созданию нового подразделения (на примере).
- Организация итогового контроля качества продукта или услуги (на примере предприятия).
- Организация предварительного контроля качества сырья (на примере предприятия).
- Разработка алгоритма принятия управленческого решения с построением «дерева решений».
- Формирование системы целей предприятия с построением «дерева целей».
- Стратегия рыночного поведения фирмы.
- Искусство делового общения.
- Умение слушать как основной фактор успеха межличностных коммуникаций.
- Искусство ведения деловых переговоров.
- Искусство поощрения и наказания.
- Роль дисциплинарных взысканий в воздействии на подчиненных.
- Современные мотивационные системы.
- Комплексный и системный подход мотивации.
- Позитивная и отрицательная мотивация персонала.
- Материальная и нематериальная мотивация персонала.
- Система поощрительного управления.
- Внутренняя и внешняя мотивация персонала.
- Способы разрешения конфликтов на предприятии.
- Средства и тактика влияния менеджера на подчиненных.
- Сила и влияние управленческого лидера.
- Организационная культура предприятий.
- Имидж организации, его слагаемые.
- Управление имиджем организации.
- Деятельность менеджера по сплочению трудового коллектива.
- Повышение лояльности персонала к организации – задача менеджера.
- Способы формирования преданности сотрудников компании.
- Межличностные взаимоотношения в группе.
- Лидерство и управление командой.
- Работа менеджера по созданию социально психологического климата в коллективе.
- Стресс в работе менеджера. Причины возникновения стресса и пути его преодоления.
6. Примерный тематический план курсовых работ
Тема 1 «Стиль управления предприятием (организацией)»
Введение
1. Понятие стиля управления
2. Существующие подходы и классификация стилей управления
3. Критерии оценки стиля управления
4. Факторы, влияющие на стили управления.
Заключение
Литература
Тема 2 «Организационная культура предприятия»
Введение
1. Понятие «организационная культура», ее значение в деятельности предприятия
2. Факторы, воздействующие на формирование организационной культуры предприятия
3. Атрибуты сильной организационной культуры
4. Содержание (элементы) организационной структуры
5. Характеристика элементов организационной культуры
Заключение
Литература
Тема 3 «Управление по целям»
Введение
1. Предпосылки возникновения концепции «управление по целям»
2. Основное содержание процесса управление по целям
3. Принципы эффективного формирования целей
4. Сильные стороны управления по целям и проблемы, возникающие в процессе ее внедрения
Заключение
Литература
Тема 4 «Способы принятия управленческих решений»
Введение
1. Понятие и классификация процедур принятия решений
1.1. Основные виды проблем, требующих решения
1.2. Оценка проблемной ситуации и разработка альтернатив
1.3. Схема этапов принятия управленческих решений
2. Методы решения проблем
2.1. Индивидуальное решение и его особенности
2.2. Коллективное решение и его особенности
2.3. Роль и значение риска в принятии решения
3. Схема принятия управленческих решений на предприятии
3.1. Основные проблемы, возникающие на предприятии
3.2. Способы и методы их решения
3.3. Оценка результатов и эффективности принятых решений
Заключение
Литература
Тема 5 «Риск в принятии управленческих решений»
Введение
1. Место и роль риска в деятельности предприятий в условиях рыночной экономики
1.1. Сущность и значение риска
1.2. Виды рисков
2. Величина рисков и методы их оценки
3. Психология принятия решений в рискованных ситуациях
4. Меры по элиминированию риска
5. Примеры ситуаций по принятию решений и оценке степени риска
Заключение
Литература
Список литературы
1. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2011.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гардарика, 2011.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». Учебник – М.: Гардарика, 2011.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Академический проект, 2012.
5. Гавриленко В.М. Менеджмент. Конспект лекций в схемах. – М.: ПРИОР, 2011.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 2013.
7. Глухов В.В. Основы менеджмента: учебно-справочное пособие/ СПбГТУ. – Спб «Спецлитература», 2013.
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория и практика. – М.: Финпресс, 2011.
9. Гэлэгер Р. Душа организации: Как создать успешную корпоративную культуру. – М.: Добрая книга, 2010.
10. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Академия, 2014.
11. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности: словарь: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.А. Душкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – (Gaudeamus). – М.: Академический проект, 2011.
12. Дырин С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. – СПб: Питер, 2011.
13. Ермаков В.В. Менеджмент организации. – СПб: МПСИ, 2011.
14. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2012.
15. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2012.
16. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ, 2012
17. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. – М.: Высшая школа, 2011.
18. Кобьелл К. Мотивация в стиле ЭКШН: Восторг заразителен. – М.: Альпина, 2010.
19. Костян И.А. Прием на работу: Документальное оформление. Практика применения законодательства – (Б-ка журн. «Справочник кадровика»). – М.: МЦФЭР, 2014.
20 Менеджмент организации. Учебное пособие/ Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 2012.
21. Мишурова И.В., Жуков Д.В., Туманова Е.В. и др. Технология корпоративного менеджмента. – М.: Март, 2014.
22. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности – (Психологический практикум). – М.: Речь, 2012.
23. Подлесных В.И. Практикум по менеджменту: Конкретные ситуации, тесты, задачи и курсовые проекты. – М.: Бизнес-Пресса, 2011.
24. Поршнев А.Г., Разу М.Л., Менеджмент: Теория и практика в России. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2013.
25. Регулирование труда руководителя организации (Серия «Библиотека журнала «Трудовое право РФ»») Вып. 12 (127), 2012.
26. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) (CD). – М.: Термика-М, 2014.
27. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Практикум. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2011.
28. Управление персоналом организации. Учебник / Под. ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2011.
29. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.
30. Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2012.
31. Черчиль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования: Методологические основы. – М.: Нева, 2010.
32. Шеметов П.В. Менеджмент в схемах, таблицах и рисунках. – СПб: Сибирское соглашение, 2010.
33. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. М. : ЗАО "Бизнес-школа', "Интел-Синтез", 2011.
34. Фатхутдинов Р.А. Стратегической менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Курсовая работа
«Оценка системы стимулирования персонала»
Дисциплина: ОП. 03 «Менеджмент (по отраслям)»
Специальность: 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Выполнил студент: Фамилия, инициалы Группа: № Руководитель: преподаватель Фамилия, инициалы |
г. Балаково, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"
Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации» специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"
Работа выполнена для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" предназначены для студентов вторых курсов, изучающих данную дисциплину....
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине ОГСЭ.07 Экономика отрасли
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны на основе:Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине ОП.10 Экономика отрасли для студентов специальности СПО 26.02.03 (180403) Судовождение
Методические указания по выполнению курсовой работы...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине ОГСЭ.07 Экономика отрасли
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны на основе:Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических пр...
Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК.02.02 Экономика отрасли для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические указания для выполнения курсовой работы по ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей: МДК 02.02 Управление коллективом исполнителей: экономика отрасли разработаны для студент...