Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации
учебно-методическое пособие на тему
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" предназначены для студентов вторых курсов, изучающих данную дисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_kursovoy_dizayn.doc | 480.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23
Утверждаю
Зав. учебной частью
_________Т.И. Батузова
«___»__________2015г.
Методические указания по выполнению курсовой работы
по дисциплине ОП. 02 Экономика организации
для специальности
072501 Дизайн (по отраслям);
курс: II
Разработала:
Шкилева О. А. – преподаватель
экономических дисциплин.
Рассмотрено на заседании
предметно-цикловой комиссии
Экономики и коммерческой
деятельности.
Протокол № от «___»_____ 2015 г.
Председатель ПЦК
Л.А. Акаро
Содержание.
1. Общие рекомендации по выполнению курсовой работы | 3 |
2.Требования к оформлению текста курсовой работы | 4 |
3. Структура курсовой работы | 6 |
4. Рекомендации по разработке разделов бизнес-плана в соответствии со структурой курсовой работы | 7 |
Рекомендуемая литература | 34 |
Приложение 1. Титульный лист | 36 |
Приложение 2. Образец исходных данных для расчетов | 37 |
Приложение 3. Перечень тем курсовых работ | 38 |
Общие рекомендации по выполнению курсовой работы
Курсовая работа по разработке элементов бизнес-плана является одной из завершающих стадий обучения по дисциплине ОП. 02 Экономика организации и способствует закреплению у студентов теоретических знаний и приобретению практических навыков в разработке оптимальных организационных и плановых решений.
Задача настоящих методических указаний – помочь студентам овладеть современными знаниями экономики организации и подготовить их к профессиональной деятельности.
Основная цель курсовой работы – углубление, закрепление, обобщение теоретических знаний и освоение общих и профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины ОП. 02 Экономика организации.
- Курсовая работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.
- Курсовая работа должна содержать:
- титульный лист;
- исходные данные;
- содержание;
- введение;
- главы и параграфы в соответствии со структурой бизнес-плана;
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения.
3. Исходные данные для курсовой работы:
- объем выпуска продукции за смену;
- явочное количество основных рабочих;
- показатели расхода материальных ресурсов на единицу продукции (стоимость основных и вспомогательных материалов);
2. Требования к оформлению текста курсовой работы
Требования к оформлению курсовой работы соответствуют действующим стандартам к оформлению документации.
Основными из них являются следующие:
- формат страницы А4;
- поля: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 20 мм;
- шрифт – Times New Roman, кегль – 14;
- межстрочный интервал – 1,5;
- абзацный отступ – 10 мм.
Нумерация страниц начинается со страницы, содержащей оглавление и производится арабскими цифрами в нижнем правом углу листа. Титульный лист включается в общую нумерацию.
Каждая глава начинается с новой страницы. Главы, разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами.
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Заголовок таблицы должен быть кратким и отражать содержание таблицы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».
Приложения располагаются после списка используемой литературы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком печатается слово «Приложение» с соответствующим номером.
Список литературы включает все использованные источники. По каждому литературному источнику приводится:
- Фамилия и инициалы автора (авторов);
- Наименование, вид литературного источника, назначение (учебник, учебное пособие, практикум, брошюра, статья);Место издания и издательство;
- Год издания и количество страниц.
- Структура курсовой работы
Исходные данные.
Введение
1. Резюме
2. Описание проектируемого изделия
3. План маркетинга
4. Конкуренция
5. Режим рабочего дня, рабочей недели и рабочего квартала
6. Расчет производственной программы
7. Организационный план
7.1. Расчет численности работников по категориям
7.2. Планирование фонда оплаты труда различных категорий рабочих
8. Планирование фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих
9. Технико – экономические показатели
10. Планирование себестоимости продукции
11. Планирование цены
11.1 Понятие и функции цены.
11.2 Расчет отпускной и розничной цены
12. Финансовый план
12.1 Расчет прибыли и рентабельности предприятия.
12.2 Анализ безубыточности предприятия
13. Рекламная политика фирмы
14. Юридический план
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
4. Рекомендации по разработке разделов бизнес-плана в соответствии со структурой курсовой работы
Введение
В данном разделе необходимо обосновать необходимость разработки бизнес плана в условиях рыночной экономики. Дать характеристику отраслевой направленности бизнес планирования. Указать цели и задачи данной курсовой работы. Дать определение бизнес-плану, изложить краткую характеристику структуры бизнес-плана.
1. Резюме
Резюме – краткое изложение бизнес-плана на 2-3 страницах. Главная цель резюме – привлечь внимание читающего. Резюме является самым главным элементом бизнес-плана, который читает кредитор или инвестор, другое заинтересованное лицо. Весь материал резюме надо донести так до читателя, чтобы у него обязательно возник интерес, к предлагаемому бизнесу, к предлагаемой сделке.
Примерное содержание резюме бизнес-плана.
- Сущность бизнес-плана;
- Эффективность бизнес-плана;
- Организационно-правовая форма;
- План действий;
- Источники финансирования;
- Предполагаемые финансовые результаты (прогноз объема продаж, выручки, прибыли, рентабельности, срок окупаемости);
- План и гарантии возврата заемных средств.
Резюме по существу рекламный документ бизнес-плана. При разработке этот раздел является заключительным, так как отражает результаты расчетов всех разделов.
2. Описание проектируемого изделия
Необходимо описать проектируемое изделие. Приложить фотографию или рисунок.
Например: Материал верха – натуральная кожа;
Материал низа – ПУ;
Метод крепления - клеевой.
Клеевой метод крепления заключается в прикреплении подошвы к затяжной кромке заготовки с помощью клея. Обувь выдерживается на колодках под специальными прессами. Обувь клеевого метода крепления отличается легкостью, водо- и износостойкостью, но из-за клеевой пленки уступает по гигиеническим свойствам обуви ниточным методам крепления.
3. План маркетинга
В данном разделе целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята на фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товар и какой предполагается уровень рентабельности; как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Таким образом, в данный раздел следует обязательно включить такие пункты как:
- Цели и стратегии маркетинга.
- Ценообразование.
- Схема распространения товаров.
- Методы стимулирования продаж (сбыта).
- Организация послепродажного обслуживания клиентов.
- Реклама.
- Формирование общественного мнения о фирме и товарах.
При анализе системы ценообразования необходимо ответить на следующие вопросы:
Каков основной подход на фирме к ценообразования? Какая стратегия используется:
- Высокое качество-высокая цена.
- Цена в зависимости от цен конкурентов.
- Низкие издержки – низкая цена.
- Средние издержки плюс прибыль.
- Психологическая цена.
Анализируя схему распространения товаров необходимо дать ответ на следующие вопросы:
- Какова схема поступления товара на рынок.
- Какие виды транспорта (железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, речной и т.д.) и как часто используется.
- Имеет ли фирма свой транспорт или пользуется услугами транспортных фирм.
- Какими должны быть запасы товаров на складах.
- Достаточна ли емкость складов (собственных или арендуемых).
- Как лучше вести торговлю: самостоятельно или через сеть посредников.
При рассмотрении методов стимулирования продаж (сбыта) следует ответить на следующие вопросы:
- Используется ли фирменный стиль.
- Достаточно ли привлекательный торговый знак.
- Организуются ли выставки-продажи, ярмарки.
- Осуществляет ли фирма продажу в рассрочку.
Принимая решения о проведении рекламной кампании, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
- Какие цели поставлены перед рекламой.
- Сколько выделяется средств на рекламу.
4. Конкуренция
В данном разделе возможно краткое описание состояния конкуренции в соответствии с выбранной отраслевой направленностью.
Необходимо проанализировать рыночную конъюнктуру, характеристику своих конкурентов, их стратегию и тактику. Необходимо выбрать для борьбы с конкурентами курс либо на ценовую конкуренцию (предлагая аналогичный товар по более низкой цене), либо на конкуренцию не ценовую (предлагая товар по той же цене, что и у конкурентов, более качественного или более универсального), либо на конкуренцию сервиса (обеспечивая свои изделия более надежным послепродажным обслуживанием).
Существуют различные методы, с помощью которых можно проанализировать деятельность фирм-конкурентов.
Метод суммы мест.
По любому показателю совокупность анализируемых значений упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, что лучшему значению присваивается первое место, следующему – второе и т.д. полученные места суммируются, причем, чем меньше оказался результат, тем лучше.
Метод балльной оценки.
Для оценки используется 5-балльная шкала, с помощью которой оцениваются всевозможные факторы конкурентоспособности. Фирма, набравшая наибольшее количество баллов считается наиболее конкурентоспособной на рынке.
На основе данных, представленных в таблице, необходимо дать оценку деятельности фирм-конкурентов, занимающихся производством и реализацией обуви. Для решения данной задачи используем метод суммы мест и бальной оценки.
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности
Показатель | Конкурент | ||
Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | |
Объем производства, тыс. руб. (или пар) | |||
Использование прогрессивных технологий | |||
Использование современной техники | |||
Безотходное производство | |||
Экологически безопасное производство | |||
Уровень цен | |||
Площадь фабрики | |||
Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью) | |||
Использование высококачественных материалов | |||
Дизайн | |||
Качество продукции | |||
Культура обслуживания клиентов | |||
Возврат товара |
Таблица 2
Анализ полученных данных
Показатель | Конкурент | |||||
Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | ||||
метод сумм | метод бальной оценки | метод сумм | метод бальной оценки | метод сумм | метод бальной оценки | |
Объем производства, тыс. руб. (или пар) | ||||||
Использование прогрессивных технологий | ||||||
Использование современной техники | ||||||
Безотходное производство | ||||||
Экологически безопасное производство | ||||||
Уровень цен | ||||||
Площадь фабрики | ||||||
Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью) | ||||||
Использование высококачественных материалов | ||||||
Дизайн | ||||||
Качество продукции | ||||||
Культура обслуживания клиентов |
Например
Показатели конкурентоспособности
Показатель | Конкурент | ||
Сапожок | Скороходик | Туфелька | |
Объем производства тыс. руб. (или пар) в день, смену, квартал, год. | 50 пар в день | 45 пар в день | 100 |
Использование прогрессивных технологий | используют | используют | не используют |
Площадь фабрики | средняя | низкая | высокая |
Близость к метро | очень близко | относительно не далеко | далеко |
Уровень цен | высокий | высокий | низкий |
Площадь магазина | большая | средняя | очень большая |
Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью) | есть | есть | нет |
Использование высококачественных материалов | используют | используют, но не всегда | не используют |
Качество продукции | отличное | отличное | низкое |
Культура обслуживания клиентов | высокая | высокая | низкая |
Возврат товара | низкий | средний | высокий |
Анализ полученных данных
Показатель | Конкурент | |||||
Сапожок | Скороходик | Туфелька | ||||
метод сумм | метод бальной оценки | метод сумм | метод бальной оценки | метод сумм | метод бальной оценки | |
Объем производства, тыс. руб. (или пар) | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 5 |
Использование прогрессивных технологий | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 0 |
Площадь фабрики | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 5 |
Близость к метро | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Уровень цен | 2 | 4 | 2 | 4 | 1 | 5 |
Площадь магазина | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 5 |
Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью) | 1 | 5 | 1 | 5 | 2 | 4 |
Использование высококачественных материалов | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 0 |
Качество продукции | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 |
Культура обслуживания клиентов | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 3 |
Возврат товара | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Итого | 15 | 51 | 21 | 45 | 24 | 36 |
Вывод: таким образом, мы видим, что более конкурентоспособным является предприятие Сапожок, т.к. по методу сумм имеет самое низкое значение, а по методу бальной оценки самое большое. На втором месте предприятие Скороходик.
5. Режим рабочего дня, рабочей недели и рабочего квартала
В данном разделе необходимо описать выбранный рабочий режим: сколько смен предусматривает производственный процесс, продолжительность каждой смены, длительность перерывов и их количество, указать выбранный месяц для работы. При выборе месяца необходимо учесть, когда будут носить обувь потенциальные потребители, это делается для того, чтобы выбрать месяц для производства и для продажи.
Таблица 3
Расчет рабочего дня при односменной работе
Начало работы | Работа | 1-й перерыв | Работа | Обеденный перерыв | Работа | 2-й перерыв | Работа | Окончание работы |
8.00 | 8.00-9.55 | 9.55-10.05 | 10.05-12.00 | 12.00-13.00 | 13.00-14.55 | 14.55-15.05 | 15.05-17.00 | 17.00 |
Таблица 4
Режим рабочей недели
Календарные дни | Выходные дни | Рабочие дни |
7 | 2 | 5 |
Таблица 5
Режим рабочего месяца
Месяц | Календарные дни | Выходные дни | Праздничные дни | Рабочие дни |
6.Расчет производственной программы
Дайте определение производственной программы предприятия, укажите основные ее показатели.
При разработке производственной программы предприятия должны предусматривать следующие разделы:
- план производства в натуральном выражении
- план производства продукции в стоимостном выражении
Таблица 6
План производства продукции в натуральном выражении
продукция | программа в смену, пар | количество смен | количество рабочих дней | программа за месяц |
Пояснения к Таблице 6
Программа за месяц = программа в смену × кол-во рабочих дней
Планирование продукции в натуральном выражении всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуры, поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении.
Таблица 7
План производства продукции в стоимостном выражении
Выпуск в натуральном выражении за месяц | Оптовая цена 1 пар обуви | Розничная цена 1 пар обуви | Объем продаж в стоимостном выражении | |
В оптовых ценах на весь объем, руб. | В розничных ценах на весь объем, руб. | |||
(таблица 7 заполняется только после расчета отпускной и розничной цены)
7. Организационный план
7.1 Расчет численности работников по категориям
В данном разделе необходимо дать определение персоналу предприятия, его классификация (промышленно-производственный персонал, непромышленный персонал, рабочие и служащие).
Определить списочное число работников по заготовочному и пошивочному участкам. Данные занести в соответствующие таблицы.
Списочное количество основных рабочих определяется по формуле:
С = 100×Я / 100-Z, где
Z – средний процент невыходов (задается преподавателем в диапазоне от 5-8%)
7.2. Планирование фонда оплаты труда различных категорий рабочих
Дайте определение ФОТ, его состав, способы определения ФОТ.
Далее начинается расчет заработной платы в соответствии с часовыми тарифными ставками.
Определение тарифного фонда заработной платы.
1) Расчет часовых тарифных ставок
Соотношение тарифных ставок Таблица 8
Разряд | І | ІІ | ІІІ | ІV | V | VІ |
Коэффициент | 1 | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
Тарифная ставка любого разряда может быть определена по следующей формуле:
ЧТСn = ЧТСІ × Кn
ЧТС І – это часовая тарифная ставка рабочего І разряда
Кn – тарифный коэффициент n - го разряда
Кn І разряда всегда равен единице.
Необходимо рассчитать часовые тарифные ставки с учетом средней заработной платы по региону.
2) Необходимо рассчитать средний тарифный коэффициент и сделать вывод о квалификации рабочих.
Расчет среднего тарифного коэффициента:
где
Кti – тарифный коэффициент i-того разряда;
ni – количество рабочих на i-том разряде;
m – количество разрядов.
3) Далее начинается расчет зарплаты.
Таблица 9
Сумма заработной платы по тарифу рабочих – сдельщиков по заготовочному участку
Разряд | Количество рабочих | Часовая тарифная ставка | Сумма заработной платы по тарифу в час |
І | |||
ІІ | |||
ІІІ | |||
ІV | |||
V | |||
VІ | |||
Итого |
Пояснение к Таблице 9
Сумма заработной платы по тарифу в час = ЧТС соответствующего разряда х количество человек, работающих по данному разряду.
Таблица 10
Сумма заработной платы по тарифу рабочих – сдельщиков по пошивочному участку
Разряд | Количество рабочих | Часовая тарифная ставка | Сумма заработной платы по тарифу в час |
І | |||
ІІ | |||
ІІІ | |||
ІV | |||
V | |||
VІ | |||
Итого |
Таблица 11
Сумма заработной платы вспомогательных рабочих
Специальность | Число рабочих на смену | Разряд | ЧТС | Сумма заработной платы по тарифу в час |
Механик | 1 | 4 | ||
Подсобный рабочий | 1 | 2 | ||
Уборщица | 1 | 2 | ||
Итого | 3 | - |
8. Планирование фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.
Численность руководителей, специалистов и служащих определяется штатным расписанием.
Фонд оплаты труда руководителей, специалистов и служащих рассчитывают исходя из их окладов, отработанного времени и доплат, предусмотренных для данной категории работающих. Данные расчета могут быть сведены в таблицу.
Таблица 12
Штат и ФОТ руководителей.
Должность | Численность на смену | Оклад | премия | |
%премии | сумма премии | |||
начальник цеха | 1 | |||
технолог | 1 | |||
мастер заготовочного потока | 1 | |||
мастер пошивочного потока | 1 | |||
Итого | 4 |
Порядок расчета ФОТ по категориям следующий:
- Прямой ФОТ 2. Часовой ФОТ 3. Дневной ФОТ 4. Месячный ФОТ
Расчет прямого и тарифного ФОТ.
Прямой ФОТ= Итого сумма заработной платы по тарифу в час *Ф вр.пол*К вып
Тарифный ФОТ= Итого сумма заработной платы по тарифу в час *Ф пол., где
ЧТС – часовая тарифная ставка
Ф эф – фонд времени полезного
К вып – коэффицент выполнения (1,02)
Расчет полезного фонда времени:
Фвр.номинальный=(Фкал – выходные и праздники) × 8 часов
Фвр.полезный=Фвр.ном-НВ
НВ=5%
Часовой ФОТ включает ПФОТ и доплаты за фактически отработанное время (премии, доплаты за совмещение операций, за обучение учеников).
Дневной ФОТ включает ЧФОТ и доплаты за фактически неотработанное время (кормящие матери и подростки).
Месячный ФОТ включает ДФОТ и доплаты за целодневные невыходы на работу по уважительным причинам, т.е. отпуск, выполнение государственных обязанностей.
Таблица 13
Месячный фонд оплаты труда рабочих
Состав фонда оплаты труда | Исходные данные | Слагаемые фонда оплаты труда, руб. | ||
Для рабочих - сдельщиков | Для рабочих - повременщиков | |||
Заготовочного потока | Пошивочного потока | |||
Часовой фонд: | ||||
прямой фонд | --- | |||
тарифный фонд | --- | --- | ||
Доплаты в часовом фонде: | ||||
Премия | 40% сд | --- | ||
35% повр | --- | --- | ||
за совмещение операций | 3% | --- | ||
за обучение учеников | 1,2% | --- | ||
Итого: часовой фонд | ||||
Дневной фонд: | ||||
Часовой фонд | ||||
Доплаты в дневном фонде: | ||||
кормящим матерям | 0,8% | |||
льготные часы подросткам | 1,2% | |||
Итого: дневной фонд | ||||
Месячный фонд: | ||||
Дневной фонд | ||||
Доплаты в месячном фонде: | ||||
очередные отпуска | 30% | |||
учебные отпуска | 5% | |||
выполнение государственных обязанностей | 5% | |||
Итого: месячный фонд | --- |
9. Технико – экономические показатели.
В курсовой работе рассчитываются следующие показатели:
1. Производительность труда в натуральном выражении:
- на одного рабочего
, пар/чел
где
Всм – сменный выпуск;
Ч сд, всп – численность сдельщиков, вспомогательных рабочих.
- на одного работающего
, пар/чел
где
Ч общ – общая численность работников предприятия (Чсд, всп, + Ч руководителей, специалистов).
2. Уровень ручного труда.
,
где
Чр.р – численность работников на ручных операциях;
Ч я.сд – явочная численность рабочих-сдельщиков по заготовочному и пошивочному участку.
3. Среднемесячная заработная плата:
- рабочего
(руб.)
где
ФОТ мес. рабочих – сумма ФОТ за месяц сдельщиков, вспомогательных рабочих;
Чрабочих – численность сдельщиков, вспомогательных рабочих;
- работающего
(руб.)
где
ФОТ за месяц . ППП – общая сумма ФОТ промышленно-производственного персонала: сдельщиков, вспомогательных рабочих, руководителей.
Чппп – численность ППП
- руководителя
(руб.)
где
ФОТ мес. Руководителей – сумма ФОТ руководителей;
Ч руководителей – численность руководителей, специалистов и служащих.
Таблица 14
Сводный организационный план
Показатели | Единицы измерения | Величина показателя |
1)Производственная программа | ||
| Пар. | |
| Пар. | |
2) Объем продаж за месяц в оптовых ценах | Руб. | |
3) Численность ППП, в том числе: | ||
| Чел. | |
| Чел. | |
| Чел. | |
4) Производительность труда | ||
| Пар. | |
| Пар. | |
5)ФОТ квартальный, в том числе: | ||
| Руб. | |
| Руб. | |
| Руб. | |
6)Среднемесячная з/п : | ||
| Руб. | |
| Руб. | |
| Руб. | |
7) Уровень ручного труда | % |
10. Планирование себестоимости продукции.
В данном разделе необходимо коротко описать основные определения и виды себестоимости, группировку затрат по статьям калькуляции, классификацию затрат (исходные данные о стоимости основных и вспомогательных материалов представлены в исходных данных).
Далее проводится расчет калькуляции на одну пару.
При отсутствии на предприятии данных, необходимых для расчета отдельных статей – расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО), цеховых, общефабричных расходов, расходов на топливо и энергию на технологические цели (ТЭТЦ) и прочих расходов, может быть выполнен укрупненный расчет этих показателей. При этом сумма РСЭО, цеховых и общефабричных расходов может быть принята в размере 50-100% от суммы калькуляционной заработной платы, расходы на топливо и энергию и внепроизводственные расходы 1-2%, прочие расходы можно принять в размере 40-50%.
Расчет калькуляции на одну пару
Таблица 15
№ п/п | Статьи калькуляции | Сумма, руб. | Удельный вес, % |
1. | Основные материалы | ||
2. | Вспомогательные материалы | ||
Итого материальные затраты (МЗ) | ----- | ||
3. | Осн. и доп. з/п произв. рабочих (ЗП кальк-ая) | ||
4. | Выплаты с ФОТ | ||
5. | Топливо и энергия на технологические цели (ТЭТЦ) | ||
6. | Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) | ||
7. | Цеховые расходы (ЦР) | ||
8. | Общие фабричные расходы (ОФР) | ||
Итого производственная себестоимость (ПрС) | ------ | ||
9. | Внепроизводственные расходы (ВР) | ||
Итого полная себестоимость (ПС) | 100 |
Пояснение к таблице 15.
(руб) =
Выплаты с ФОТ (30%) = ЗП кальк-ая × 0,3(руб) =
ТЭТЦ(1%) = ЗП кальк-ая × 0,01 (руб) =
РСЭО(50%) = ЗП кальк-ая × 0,5 (руб) =
ЦР(25%)= ЗП кальк-ая × 0,25 (руб) =
ОФР(65%) = ЗП кальк-ая × 0,65 (руб) =
ПрС = МЗ + ЗП кальк-ая + Выплаты с ФОТ + ТЭТЦ + РСЭО + ЦР + ОФР (руб) =
ВР(1%) = произв. с/с × 0,01 (руб) =
ПС = ПрС + ВР (руб) =
Удельный вес по каждой статье затрат полной проектируемой себестоимости определяется:
(%)
11. Планирование цены
11.1 Понятие и функции цен
В данном подразделе необходимо дать понятие цены, охарактеризовать виды и функции цен.
11.2 Расчет отпускной и розничной цены
Таблица 16
Показатели для расчета отпускной и розничной цены (задаются преподавателем)
Расчетные показатели | % |
Прибыль | |
НДС | |
Торговая наценка |
- Рассчитывается цена изготовителя или оптовая цена (ОЦ).
ОЦ = С/с + Пр (руб.),
где
С/с – полная себестоимость единицы продукции (берется из таблицы 15);
Пр – прибыль предприятия в рублях.
Пр= (С/с*%прибыли):100%
- Рассчитывается оптовая отпускная цена (ООЦ).
ООЦ = ОЦ + НДС (руб.)
НДС= (ОЦ*%НДС):100%
- Определяется розничная цена (РЦ).
РЦ = ООЦ + ТН (руб.)
ТН=(ООЦ*%ТН):100%
ТН – торговая наценка.
Необходимо определить и занести в таблицу исходные данные. Следует учесть разную ставку НДС на момент выполнения курсовой работы (детская обувь 10%, взрослая 18%). Расчет торговой надбавки (ТН) может проводиться с интервалом от самой минимальной и до самой максимальной ТН, что даст возможность предприятию проанализировать возможные финансовые результаты.
Например, ЗАО «Сапожок» проводит расчеты по ТН от 15 и до 50% (15%-50%), соответственно розничная цена будет рассчитана с данным интервалом.
Таблица
Показатели для расчета отпускной и розничной цены
Расчетные показатели | % |
Прибыль | 30 |
НДС | 18 |
ТН | 15-50 |
Себестоимость одной пары обуви – 500 рублей.
ОЦ = 500 + 150 (Прибыль 30%) = 650 руб.
ООЦ = 650 + 117(НДС 18% )= 767 руб.
РЦ = 767 + 115(ТН15% )= 882,05руб.
РЦ = 767 +383,5(ТН 50%)=1150,5 руб.
12. Финансовый план.
12.1 Расчет прибыли и рентабельности предприятия
Целью данного раздела является формирование системы плановых показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия.
Исходя из объемов производства и цены, определяют выручку от реализации продукции, величину прибыли, налог на прибыль и рассчитывают чистую прибыль предприятия.
Все расчеты целесообразно оформить в таблицу.
Таблица 17
Расчет плановых показателей прибыли.
Показатели | Формула | Значение |
1. Плановый объем( Q, шт) | Q = Всм Дмес | |
2. Оптовая цена (Цена изготовителя, руб.) | ОЦ = С/с + Пр | |
3. Выручка от продаж (РП, руб.) | РП = Q ОЦ | |
4. С/с единицы продукции | из таблицы 15 | |
5. Общие издержки от реализации (ТС, руб.) | ТС = Q С/с | |
6. Прибыль единицы изделия (Пр.ед. ,руб.) | Пр.ед. = ОЦ – С/с | |
7. Прибыль от продаж, руб. (прибыль на весь объем) | Ппрд. = Пр.ед. Q | |
8.Рентабельность издержек, % | ||
9.Рентабельность продаж, % | ||
10. Затраты на 1 рубль товарной продукции | ||
11. Чистая прибыль | ЧП = Ппрд. – НП(20%) |
Необходимо сделать вывод о рентабельности и затратах на один рубль товарной продукции.
12.2 Анализ безубыточности
В данном разделе необходимо определить точку безубыточности производства.
Анализ безубыточности производства способствует принятию важных управленческих решений:
- Рассчитать наиболее прибыльную производственную программу предприятия. В портфель заказов включать только те виды продукции, изготовление которых обеспечит необходимую или оптимальную прибыль;
- Разработать мероприятия по оптимизации производственной мощности предприятия для этого необходимо выработать наиболее эффективную инвестиционную стратегию;
- Рассчитать в финансовых планах плановую прибыль;
- Разработать ценовую стратегию и тактику на разных сегментах рынка в соответствии с реализуемыми товарными группами.
- Определить срок окупаемости затрат.
Важное значение имеет вопрос определения точки критического объема производства (Ткр.) после достижения которой, предприятие начинает получать прибыль, то есть точка перехода из одного состояния в другое. Другими словами в точке критического объема производства нет ни прибыли, ни убытков.
,
где
FC – постоянные издержки на весь объем;
P - цена единицы изделия;
Vед. – переменные издержки на единицу изделия .
Из таблицы 15 необходимо распределить затраты на переменные и постоянные, определить точку критического объема, сделать вывод и построить график.
Расчет срока окупаемости затрат
Срок окупаемости затрат:
,
где К - капитальные вложения (инвестиции); ЧП – чистая прибыль за месяц.
13. Рекламная политика фирмы.
В данном разделе необходимо описать виды и функции рекламы.
Обосновать принятие решения о выборе рекламных мероприятий.
При принятии решения рекомендуется руководствоваться данными из таблицы 18.
Таблица 18
Основные преимущества и недостатки рекламных мероприятий.
Рекламные мероприятия | Преимущества | Недостатки | Реализация на предприятии |
1. Рассылка рекламных писем – предложений отдельным покупателям. | |||
2. Вывески в магазине. | |||
3. Теле- и радиореклама. | |||
4. Рекламные объявления в журналах и газетах. | |||
5. Рекламные щиты на улицах, вдоль автомагистралей, издание плакатов. | |||
6. Реклама на мелких товарах (календарях. Ручках и т.д.). | |||
7. Издание каталогов. | |||
8. Другое. |
14. Юридический план
В данном разделе необходимо указать выбранную организационно-правовую форму предприятия и ее характерные черты.
Организационно-правовая форма предприятия обосновывается в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Каждая форма имеет свои особенности, которые могут повлиять на успех реализации проекта. Поэтому необходимо обосновать причину выбора той или иной формы и наметить возможные перспективы изменения этой формы.
Заключение
В заключение курсовой работы излагаются краткие выводы, характеризующие степень раскрытия курсовой работы.
Например.
В результате выполнения данной курсовой работы разработан бизнес-план предприятия (название предприятия). В процессе разработки были поставлены и решены следующие основные задачи:
- На основании анализа российского рынка обуви определены назначения, вид, конструкция, разрабатываемой модели (описать модель)
- Представлены основные разделы бизнес – плана (название вашего предприятия)
- Разработаны режимы рабочего квартала.
- Произведен расчет численности всех категорий работающих. Рассчитан тарифный и базовый фонд заработной платы.
- Рассчитана себестоимость продукции.
- Рассчитаны все технико–экономические показатели потока с определением точки безубыточности.
Рекомендуемая литература
Основные источники:
№ п\п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Экономика предприятия | В.Д. Грибов, В.П. Грузинов | М.: КНОРУС, 2014 г. |
2. | Бизнес-план. Пошаговое руководство. | П. Берд | Гранд-Фаир 2010 г. |
3. | Экономика организации (предприятия) | Лопарева А. М. | Финансы и статистика; 2014 г. |
4. | Бизнес-план: теория и практика | В.З. Черняк. | Альфа-пресс 2010 г. |
5. | Экономика предприятия | Л.Н.Чечевицына | Ростов-на-Дону, Феникс, 2014 |
6. | Экономика фирмы | Т.В. Муравьева | М, Изд-во «Академия», 2010 |
7. | ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства. | от 24 июля 2007 г. | ред. от 06.12.2011 г. |
Дополнительные источники:
№ п\п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Гражданский кодекс Российской Федерации | М., 2015 | |
2. | Налоговый кодекс Российской Федерации | М., 2015 | |
3. | Трудовой кодекс Российской Федерации | М.,2015 |
Интернет ресурс:
- Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/
- Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
- Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online.ru/
- Официальный сайт сервера легкой промышленности http://www.roslegprom.ru/.
- Журнал: Рынок легкой промышленности http://legport.ru/analytics/.
- Журнал: Кожевенно-обувная промышленность. http://www.legprominfo.ru/zur/kop/index.html.
Приложение 1. Титульный лист
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: ОП.02 Экономика организации |
Специальность: |
тема: |
Студент (ка) группы:
Работа выполнена «__» _________ 201… г. Подпись:_______________
Преподаватель – руководитель курсовой работы ФИО
Оценка _______
Дата «__» _______ 201… г. Подпись:_______________
201…
Приложение 2
Образец исходных данных
1. Данные для расчета суммы заработной платы рабочих сдельщиков по заготовочному и пошивочному потокам.
Явочное количество рабочих-сдельщиков по заготовочному потоку
Тарифные разряды | Количество рабочих | |
Всего | В том числе на ручных операциях | |
1 | - | - |
2 | 1 | - |
3 | 4 | 2 |
4 | 8 | 3 |
5 | 11 | 4 |
6 | 4 | 2 |
Итого | 28 | 11 |
Явочное количество рабочих сдельщиков по пошивочному потоку
Тарифные разряды | Количество рабочих | |
Всего | В том числе на ручных операциях | |
1 | - | - |
2 | 2 | 1 |
3 | 2 | 1 |
4 | 7 | 3 |
5 | 9 | 3 |
6 | 6 | 2 |
Итого | 26 | 10 |
- Стоимость основных материалов – 600 руб.
Стоимость вспомогательных материалов 60 руб.
Приложение 3
Перечень тем курсовых работ
1. Разработка элементов бизнес-плана по производству мужских полуботинок клеевого метода крепления на подошве из ТЭП. Всм=750 пар.
2. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских модельных туфель типа «Лодочка» клеевого метода крепления. Всм=500 пар.
3. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских утепленных полуботинок. Всм=950 пар.
4. Разработка элементов бизнес-плана по производству кроссовых полуботинок на подошве из резины. Всм=800 пар.
5. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских ботинок из натуральной кожи клеевого метода крепления на подошве из ПУ. Всм=700 пар.
6. Разработка элементов бизнес-плана по производству полуботинок для детей дошкольного возраста. Всм=650 пар.
7. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских туфель на высоком каблуке клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм= 450 пар.
8. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству ортопедических мокасин клеевого метода крепления на подошве из ПВХ. Всм=20 пар.
9. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству женских ортопедических туфель клеевого метода крепления на подошве из пористой резины. Всм=90 пар.
10. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству мужских ортопедических ботинок клеевого метода крепления на подошве из резины. Всм=80 пар.
11. Разработка элементов бизнес-плана по производству кроссовых полуботинок строчечно-литьевого метода крепления на подошве из ПУ. Всм=600 пар.
12. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских утепленных сапожек клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм=500 пар.
13. Разработка элементов бизнес-плана по производству модельных туфель клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм=600 пар.
14. Разработка элементов бизнес-плана по производству мужских полуботинок клеевого метода крепления на подошве из ТЭП. Всм=700 пар.
15. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских, дошкольных сапог литьевого метода крепления. Верх кожа/велюр, подкладка шерсть. Всм=500 пар.
16. Разработка элементов бизнес-плана по производству мальчиковых ботинок, литьевого метода крепления. Материал верха велюр/текстиль, подкладка шерсть. Всм=600 пар.
17. Разработка элементов бизнес-плана по производству школьных сапог для девочек литьевого метода крепления. Материал верха кожа/текстиль, подкладка текстиль. Всм=550 пар.
18. Разработка элементов бизнес-плана по производству школьных полусапожек для девочек клеевого метода крепления. Материал верха - лак, подкладка кожа .Всм=650 пар.
19. Разработка элементов бизнес-плана по производству открытых школьных туфель клеевого метода крепления. Верх натуральная кожа, подкладка кожа. Всм=700 пар.
20. Разработка элементов бизнес-плана по производству школьных полуботинок клеевого метода крепления. Верх – велюр, подкладка кожа. Всм=750 пар.
21. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских ясельных туфель клеевого метода крепления. Верх – кожа, подкладка – кожа. Всм=800 пар.
22. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских ясельных ботинок литьевого метода крепления. Верх велюр, подкладка кожа. Всм=850 пар.
23. Разработка элементов бизнес-плана по производству открытых малодетских ясельных туфель. Верх кожа, подкладка кожа литьевого метода крепления .Всм=900 пар.
24. Разработка элементов бизнес-плана по производству ясельных малодетских ботинок литьевого метода крепления. Верх искусственная кожа, подкладка шерсть. Всм=950 пар.
25. Разработка элементов бизнес-плана по производству молодежных сумок из текстиля.
26. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству профилактических вкладных стелек повышенного комфорта. Всм=150 пар.
27. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству женских кожаных перчаток. Всм=250 пар.
28. Разработка элементов бизнес-плана по производству классических кожаных сумок. Всм = 300 шт.
29. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству кожаных ремней. Всм = 600 шт.
30. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству элегантных деловых дамских сумок. Всм = 400 шт.
31. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству кожаных саквояжей. Всм = 200 шт.
32. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству дорожных сумок. Всм = 100 шт.
33. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству ортопедических вкладных стелек повышенного комфорта. Всм=100 пар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету "Экономика организации"
Содержат материал для выполнения курсовой работы по курсу «Экономика организации». Предназначены студентам специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных си...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"
Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации» специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"
Работа выполнена для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Курсовая работа «Составление оперативно-производственных планов строительства объектов» разрабатывается по дисциплине "Экономика организации" обучающимися по специальности 08.02.01 "Строительство и зк...
Методические указания к выполнению курсовой работы по предмету: «Экономика организации и менеджмент» для специальности Лесное и лесопарковое хозяйство
В методических указаниях представлены общие положения о курсовой работе, требования к содержанию и оформлению, подведение итогов и критерии оценки, а также подробные методические указания по выполнени...
Методические указания для выполнения курсового проекта по дисциплине "Экономика организации"
В соответствии с учебным планом специальности 230701 «Прикладная информатика в экономике», студент, при изучении курса «Экономика организации» для формирования практических навыков и умений должен вып...
Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое ...