Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации
учебно-методическое пособие на тему

Шкилёва Оксана Анатольевна

Методические указания  по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" предназначены для студентов вторых курсов, изучающих данную дисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_kursovoy_dizayn.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23

                                                                                                              Утверждаю

                                                                                                      Зав. учебной частью

                                                                                                          _________Т.И. Батузова

                                                                                                        «___»__________2015г.

Методические указания по выполнению курсовой работы

по дисциплине ОП. 02 Экономика организации

для специальности

072501 Дизайн (по отраслям);

                                

курс: II

                                 Разработала:

                                                                  Шкилева О. А. – преподаватель

                                                          экономических дисциплин.

                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                 предметно-цикловой комиссии

                                                  Экономики и коммерческой

                                   деятельности.

                                                                         Протокол №  от «___»_____  2015 г.

                                            Председатель ПЦК

                                                                                                                  Л.А. Акаро


Содержание.

1. Общие рекомендации по выполнению курсовой работы

3

2.Требования к оформлению текста курсовой работы

4

3. Структура курсовой работы

6

4. Рекомендации по разработке разделов бизнес-плана в соответствии со структурой курсовой работы

7

Рекомендуемая литература

34

Приложение 1. Титульный лист

36

Приложение 2. Образец исходных данных для расчетов

37

Приложение 3. Перечень тем курсовых работ

38

 Общие рекомендации по выполнению курсовой работы

Курсовая работа по разработке элементов бизнес-плана является одной из завершающих стадий обучения по дисциплине ОП. 02 Экономика организации  и способствует закреплению у студентов теоретических знаний и приобретению практических навыков в разработке оптимальных организационных и плановых решений.

Задача настоящих методических указаний – помочь студентам  овладеть современными знаниями экономики организации и подготовить их к профессиональной деятельности.

Основная цель курсовой работы – углубление, закрепление, обобщение теоретических знаний и освоение общих  и профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей  программой дисциплины ОП. 02 Экономика организации.

  1. Курсовая работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.
  2. Курсовая работа должна содержать:

- титульный лист;

- исходные данные;

- содержание;

- введение;

- главы и параграфы в соответствии со структурой бизнес-плана;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

3.  Исходные данные для курсовой работы:

 - объем выпуска продукции за смену;

- явочное количество основных рабочих;

- показатели расхода материальных ресурсов на единицу продукции (стоимость основных и вспомогательных материалов);


2. Требования к оформлению текста курсовой работы

        Требования к оформлению курсовой работы соответствуют действующим стандартам к оформлению документации.

Основными из них являются следующие:

  • формат страницы А4;
  • поля: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 20 мм;
  • шрифт – Times New Roman, кегль – 14;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • абзацный отступ – 10 мм.

Нумерация страниц начинается со страницы, содержащей оглавление и производится арабскими цифрами в нижнем правом  углу листа. Титульный лист включается в общую нумерацию.

Каждая глава начинается с новой страницы. Главы, разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Заголовок таблицы должен быть кратким и отражать содержание таблицы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Приложения располагаются после списка используемой литературы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком печатается слово «Приложение» с соответствующим номером.

Список литературы включает все использованные источники. По каждому литературному источнику приводится:

  1. Фамилия и инициалы автора (авторов);
  2. Наименование, вид литературного источника, назначение (учебник, учебное пособие, практикум, брошюра, статья);Место издания и издательство;
  3. Год издания и количество страниц.

  1.  Структура курсовой работы

Исходные данные.

Введение

1. Резюме

2. Описание проектируемого изделия

3.  План маркетинга

4. Конкуренция

5. Режим рабочего дня, рабочей недели и рабочего квартала

6. Расчет производственной программы

7. Организационный план

7.1. Расчет численности работников по категориям

7.2. Планирование фонда оплаты труда различных категорий рабочих

8. Планирование фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих

9. Технико – экономические показатели

10. Планирование себестоимости продукции

11. Планирование цены

11.1 Понятие и функции цены.

11.2 Расчет отпускной и розничной цены

12. Финансовый план

12.1 Расчет прибыли и рентабельности предприятия.

12.2 Анализ безубыточности предприятия

13. Рекламная политика фирмы

14. Юридический план

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

4. Рекомендации по разработке разделов бизнес-плана в соответствии со структурой курсовой работы

 Введение

В данном разделе необходимо обосновать необходимость  разработки бизнес плана в условиях рыночной экономики.  Дать характеристику отраслевой направленности бизнес планирования. Указать цели и задачи данной курсовой работы. Дать определение бизнес-плану, изложить краткую характеристику структуры бизнес-плана.

1. Резюме

Резюме – краткое изложение бизнес-плана на 2-3 страницах. Главная цель резюме – привлечь внимание читающего. Резюме является самым главным элементом бизнес-плана, который читает кредитор или инвестор, другое заинтересованное лицо. Весь материал резюме надо донести так до читателя, чтобы у него обязательно возник интерес, к предлагаемому бизнесу, к предлагаемой сделке.

Примерное содержание резюме бизнес-плана.

  • Сущность бизнес-плана;
  • Эффективность бизнес-плана;
  • Организационно-правовая форма;
  • План действий;
  • Источники финансирования;
  • Предполагаемые финансовые результаты (прогноз объема продаж, выручки, прибыли, рентабельности, срок окупаемости);
  • План и гарантии возврата заемных средств.

Резюме по существу рекламный документ бизнес-плана. При разработке этот раздел является заключительным, так как отражает результаты расчетов всех разделов.

2. Описание проектируемого изделия

Необходимо описать проектируемое изделие. Приложить фотографию или рисунок.

Например: Материал верха – натуральная кожа;

Материал низа – ПУ;        

Метод крепления - клеевой.

Клеевой метод крепления заключается в прикреплении подошвы к затяжной кромке заготовки с помощью клея. Обувь выдерживается на колодках под специальными прессами. Обувь клеевого метода крепления отличается легкостью, водо- и износостойкостью, но из-за клеевой пленки уступает по гигиеническим свойствам обуви ниточным методам крепления.

3. План маркетинга

В данном разделе целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята на фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товар и какой предполагается уровень рентабельности; как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.

Таким образом, в данный раздел следует обязательно включить такие пункты как:

  • Цели и стратегии маркетинга.
  • Ценообразование.
  • Схема распространения товаров.
  • Методы стимулирования продаж (сбыта).
  • Организация послепродажного обслуживания клиентов.
  • Реклама.
  • Формирование общественного мнения о фирме и товарах.

При анализе системы ценообразования необходимо ответить на следующие вопросы:

Каков основной подход на фирме к ценообразования? Какая стратегия используется:

  • Высокое качество-высокая цена.
  • Цена в зависимости от цен конкурентов.
  • Низкие издержки – низкая цена.
  • Средние издержки плюс прибыль.
  • Психологическая цена.

Анализируя схему распространения товаров необходимо дать ответ на следующие вопросы:

  1. Какова схема поступления товара на рынок.
  2. Какие виды транспорта (железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, речной и т.д.) и как часто используется.
  3. Имеет ли фирма свой транспорт или пользуется услугами транспортных фирм.
  4. Какими должны быть запасы товаров на складах.
  5. Достаточна ли емкость складов (собственных или арендуемых).
  6. Как лучше вести торговлю: самостоятельно или через сеть посредников.

При рассмотрении методов стимулирования продаж (сбыта) следует ответить на следующие вопросы:

  1. Используется ли фирменный стиль.
  2. Достаточно ли привлекательный торговый знак.
  3. Организуются ли выставки-продажи, ярмарки.
  4. Осуществляет ли фирма продажу в рассрочку.

Принимая решения о проведении рекламной кампании, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

  1. Какие цели поставлены перед рекламой.
  2. Сколько выделяется средств на рекламу.

4. Конкуренция

В данном разделе возможно краткое описание состояния конкуренции в соответствии с выбранной отраслевой направленностью.

Необходимо проанализировать рыночную конъюнктуру, характеристику своих конкурентов, их стратегию и тактику. Необходимо выбрать для борьбы с конкурентами курс либо на ценовую конкуренцию (предлагая аналогичный товар по более низкой цене), либо на конкуренцию не ценовую (предлагая товар по той же цене, что и у конкурентов, более качественного или более универсального), либо на конкуренцию сервиса (обеспечивая свои изделия более надежным послепродажным обслуживанием).

Существуют различные методы,  с помощью которых можно проанализировать деятельность фирм-конкурентов.

Метод суммы мест.

По любому показателю совокупность анализируемых значений упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, что лучшему значению присваивается первое место, следующему – второе и т.д. полученные места суммируются, причем,  чем  меньше оказался результат, тем лучше.

Метод балльной оценки.

Для оценки используется 5-балльная шкала, с помощью которой оцениваются всевозможные факторы конкурентоспособности. Фирма, набравшая наибольшее количество баллов считается наиболее конкурентоспособной на рынке.

На основе данных, представленных в таблице, необходимо дать оценку деятельности фирм-конкурентов, занимающихся производством и реализацией  обуви. Для решения данной задачи  используем  метод суммы мест и бальной оценки.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности

Показатель

Конкурент

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

Объем производства, тыс. руб. (или пар)

Использование прогрессивных технологий

Использование современной техники

Безотходное производство

Экологически безопасное производство

Уровень цен

Площадь фабрики

Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью)

Использование высококачественных материалов

Дизайн

Качество продукции

Культура обслуживания клиентов

Возврат товара

Таблица 2

Анализ полученных данных

Показатель

Конкурент

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

метод

сумм

метод

бальной

оценки

метод

сумм

метод

бальной

оценки

метод

сумм

метод

бальной

оценки

Объем производства, тыс. руб. (или пар)

Использование прогрессивных технологий

Использование современной техники

Безотходное производство

Экологически безопасное производство

Уровень цен

Площадь фабрики

Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью)

Использование высококачественных материалов

Дизайн

Качество продукции

Культура обслуживания клиентов

Например

Показатели конкурентоспособности

Показатель

Конкурент

Сапожок

Скороходик

Туфелька

Объем производства тыс. руб. (или пар) в день, смену, квартал, год.

50 пар в день

45 пар в день

100

Использование прогрессивных технологий

используют

используют

не используют

Площадь фабрики

средняя

низкая

высокая

Близость к метро

очень близко

относительно не далеко

далеко

Уровень цен

высокий

высокий

низкий

Площадь магазина

большая

средняя

очень большая

Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью)

есть

есть

нет

Использование высококачественных материалов

используют

используют, но не всегда

не используют

Качество продукции

отличное

отличное

низкое

Культура обслуживания клиентов

высокая

высокая

низкая

Возврат товара

низкий

средний

высокий

Анализ полученных данных

Показатель

Конкурент

Сапожок

Скороходик

Туфелька

метод

сумм

метод

бальной

оценки

метод

сумм

метод

бальной

оценки

метод

сумм

метод

бальной

оценки

Объем производства, тыс. руб. (или пар)

2

4

3

3

1

5

Использование прогрессивных технологий

1

5

1

5

3

0

Площадь фабрики

2

4

3

3

1

5

Близость к метро

1

5

2

4

3

3

Уровень цен

2

4

2

4

1

5

Площадь магазина

2

4

3

3

1

5

Наличие сопутствующих товаров (средства по уходу за обувью)

1

5

1

5

2

4

Использование высококачественных материалов

1

5

2

4

3

0

Качество продукции

1

5

1

5

3

3

Культура обслуживания клиентов

1

5

1

5

3

3

Возврат товара

1

5

2

4

3

3

Итого

15

51

21

45

24

36

Вывод: таким образом,  мы видим, что более конкурентоспособным является предприятие Сапожок, т.к. по методу сумм имеет самое низкое значение, а по методу бальной оценки самое большое. На втором месте предприятие Скороходик.

5. Режим рабочего дня, рабочей недели и рабочего квартала

В данном разделе необходимо описать выбранный рабочий режим: сколько смен предусматривает производственный процесс, продолжительность каждой смены, длительность перерывов и их количество, указать выбранный месяц для работы. При выборе месяца необходимо учесть, когда будут носить обувь потенциальные потребители, это делается для того, чтобы выбрать месяц для производства и для продажи.

           Таблица 3        

Расчет рабочего дня при односменной работе

Начало работы

Работа

1-й перерыв

Работа

Обеденный перерыв

Работа

2-й перерыв

Работа

Окончание

работы

8.00

8.00-9.55

9.55-10.05

10.05-12.00

12.00-13.00

13.00-14.55

14.55-15.05

15.05-17.00

17.00

Таблица 4

Режим рабочей недели

Календарные дни

Выходные дни

Рабочие дни

7

2

5

                                                                                                         Таблица 5

Режим рабочего месяца

Месяц

Календарные дни

Выходные дни

Праздничные дни

Рабочие дни

6.Расчет производственной программы

Дайте определение производственной программы предприятия, укажите основные ее показатели.

При разработке производственной программы предприятия должны предусматривать следующие разделы:

  • план производства в натуральном выражении
  • план производства продукции в стоимостном выражении

      Таблица 6

План производства продукции в натуральном выражении

        

продукция

программа в смену, пар

количество смен

количество рабочих дней

программа за месяц

Пояснения к Таблице 6

Программа за месяц = программа в смену × кол-во рабочих дней

Планирование продукции в натуральном выражении всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуры, поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении.

       Таблица 7

План производства продукции в стоимостном выражении

Выпуск в натуральном выражении за месяц

Оптовая цена

1 пар обуви

Розничная цена 1 пар обуви

Объем продаж в стоимостном выражении

В оптовых ценах на весь объем, руб.

В розничных ценах на весь объем, руб.

(таблица 7 заполняется только после расчета отпускной и розничной цены)

7. Организационный план

7.1 Расчет численности работников по категориям

В данном разделе необходимо дать определение персоналу предприятия, его классификация (промышленно-производственный персонал, непромышленный персонал, рабочие и служащие).

Определить списочное число работников по заготовочному и пошивочному участкам. Данные занести в соответствующие таблицы.

Списочное количество основных рабочих определяется по формуле:

С = 100×Я / 100-Z, где

Z – средний процент невыходов (задается преподавателем в диапазоне от 5-8%)

7.2. Планирование фонда оплаты труда различных категорий рабочих

Дайте определение ФОТ, его состав, способы определения ФОТ.

Далее начинается расчет заработной платы в соответствии с часовыми тарифными ставками.

Определение тарифного фонда заработной платы.

1)  Расчет часовых тарифных ставок

Соотношение тарифных ставок                                                                                                                                                 Таблица 8

Разряд

І

ІІ

ІІІ

ІV

V

Коэффициент

1

1,1

1,2

1,4

1,6

1,8

Тарифная ставка любого разряда может быть определена по следующей формуле:

ЧТСn = ЧТСІ × Кn

ЧТС І – это часовая тарифная ставка рабочего І разряда

Кn – тарифный коэффициент n - го разряда

 Кn І разряда всегда равен единице.

Необходимо рассчитать часовые тарифные ставки с учетом средней  заработной платы по региону.

2) Необходимо рассчитать средний тарифный коэффициент и сделать вывод о квалификации рабочих.

Расчет среднего тарифного коэффициента:

где

Кti – тарифный коэффициент i-того разряда;

ni – количество рабочих на i-том разряде;

m – количество разрядов.

3) Далее начинается расчет зарплаты.

                                                                                                          Таблица 9

Сумма заработной платы по тарифу рабочих – сдельщиков по заготовочному участку

Разряд

Количество рабочих

Часовая тарифная ставка

Сумма заработной платы по тарифу в час

І

ІІ

ІІІ

ІV

V

Итого

Пояснение к Таблице 9

Сумма заработной платы по тарифу в час = ЧТС соответствующего разряда х количество человек, работающих по данному разряду.

Таблица 10

Сумма заработной платы по тарифу рабочих – сдельщиков по пошивочному участку

Разряд                                                                                    

Количество рабочих

Часовая тарифная ставка

Сумма заработной платы по тарифу в час

І

ІІ

ІІІ

ІV

V

Итого

Таблица 11

Сумма заработной платы вспомогательных рабочих

Специальность

Число рабочих на смену

Разряд

ЧТС

Сумма заработной платы по тарифу в час

Механик

1

4

Подсобный рабочий

1

2

Уборщица

1

2

Итого

3

-

8. Планирование фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.

Численность руководителей, специалистов и служащих определяется штатным расписанием.

Фонд оплаты труда руководителей, специалистов и служащих рассчитывают исходя из их окладов, отработанного времени и доплат, предусмотренных для данной категории работающих. Данные расчета могут быть сведены в таблицу.

Таблица 12

Штат и ФОТ руководителей.                                        

Должность

Численность на смену

Оклад

премия

%премии

сумма премии

начальник цеха

1

технолог

1

мастер заготовочного потока

1

мастер пошивочного

потока

1

Итого

4

Порядок расчета ФОТ по категориям следующий:

  1. Прямой ФОТ  2. Часовой ФОТ 3. Дневной ФОТ 4. Месячный ФОТ

Расчет прямого и тарифного ФОТ.

 Прямой ФОТ= Итого сумма заработной платы по тарифу в час *Ф вр.пол*К вып

Тарифный ФОТ= Итого сумма заработной платы по тарифу в час *Ф пол., где

ЧТС – часовая тарифная ставка

Ф эф – фонд времени полезного

К вып – коэффицент выполнения (1,02)

Расчет полезного фонда времени:

Фвр.номинальный=(Фкал – выходные и праздники) × 8 часов

Фвр.полезный=Фвр.ном-НВ

НВ=5%

Часовой ФОТ включает ПФОТ и доплаты за фактически отработанное время (премии, доплаты за совмещение операций, за обучение учеников).

Дневной ФОТ включает ЧФОТ и доплаты за фактически неотработанное время (кормящие матери и подростки).

Месячный ФОТ включает ДФОТ и доплаты за целодневные невыходы на работу по уважительным причинам, т.е. отпуск, выполнение государственных обязанностей.

Таблица 13

Месячный  фонд оплаты труда рабочих

                                                                                                       

Состав фонда оплаты труда

Исходные данные

Слагаемые фонда оплаты труда, руб.

Для рабочих - сдельщиков

Для рабочих - повременщиков

Заготовочного потока

Пошивочного потока

Часовой фонд:

прямой фонд

---

тарифный фонд

---

---

Доплаты в часовом фонде:

Премия

40% сд

---

35% повр

---

---

за совмещение операций

3%

---

за обучение учеников

1,2%

---

Итого: часовой фонд

Дневной фонд:

Часовой фонд

Доплаты в дневном фонде:

кормящим матерям

0,8%

льготные часы подросткам

1,2%

Итого: дневной фонд

Месячный фонд:

Дневной фонд

Доплаты в месячном фонде:

очередные отпуска

30%

учебные отпуска

5%

выполнение государственных обязанностей

5%

Итого: месячный фонд

---

9. Технико – экономические показатели.

В курсовой работе  рассчитываются следующие показатели:

1. Производительность труда в натуральном выражении:

- на одного рабочего

, пар/чел

где

Всм – сменный выпуск;

Ч сд, всп – численность сдельщиков, вспомогательных рабочих.

- на одного работающего

 , пар/чел

где

Ч общ – общая численность работников предприятия (Чсд, всп, + Ч руководителей, специалистов).

2. Уровень ручного труда.

,

где

Чр.р – численность работников на ручных операциях;

Ч я.сд – явочная численность рабочих-сдельщиков по заготовочному и пошивочному участку.

3. Среднемесячная заработная плата:

-  рабочего

  (руб.)

где

ФОТ мес. рабочих – сумма ФОТ за месяц сдельщиков, вспомогательных рабочих;

Чрабочих – численность сдельщиков, вспомогательных рабочих;

- работающего

 (руб.)

где

ФОТ за месяц . ППП – общая сумма ФОТ промышленно-производственного персонала: сдельщиков, вспомогательных рабочих, руководителей.

Чппп – численность ППП

- руководителя

 (руб.)

где

ФОТ мес. Руководителей – сумма ФОТ руководителей;

Ч руководителей – численность руководителей, специалистов и служащих.

Таблица 14

Сводный организационный план          

                               

Показатели

Единицы измерения

Величина показателя

1)Производственная программа

  • Сменная

Пар.

  • За месяц

Пар.

2) Объем продаж за месяц в оптовых ценах

Руб.

3) Численность ППП, в том числе:

  • Основные рабочие

Чел.

  • Вспомогательные рабочие

Чел.

  • Руководители

Чел.

4) Производительность труда

  • Сменная выработка 1-го рабочего

Пар.

  • Сменная выработка 1-го работающего

Пар.

5)ФОТ квартальный, в том числе:

  • Основных рабочих

Руб.

  • Вспомогательных рабочих

Руб.

  • Руководителей

Руб.

6)Среднемесячная з/п :

  • Основного рабочего

Руб.

  • 1-го руководителя

Руб.

  • 1-го  работающего

Руб.

7) Уровень ручного труда

%

10. Планирование себестоимости продукции.

В данном разделе необходимо коротко описать основные определения и виды себестоимости, группировку затрат по статьям калькуляции, классификацию затрат (исходные данные о стоимости  основных и вспомогательных материалов представлены в исходных данных).

Далее проводится расчет калькуляции на одну пару.

При отсутствии на предприятии данных, необходимых для расчета отдельных статей – расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО), цеховых, общефабричных расходов, расходов на топливо и энергию на технологические цели (ТЭТЦ) и прочих расходов, может быть выполнен укрупненный расчет этих показателей. При этом сумма РСЭО, цеховых и общефабричных расходов может быть принята в размере 50-100% от суммы калькуляционной заработной платы, расходы на топливо и энергию и внепроизводственные расходы 1-2%, прочие расходы можно принять в размере 40-50%.

Расчет калькуляции на одну пару

                                                                                                                               Таблица 15

п/п

Статьи калькуляции

Сумма, руб.

Удельный вес, %

1.

Основные материалы

2.

Вспомогательные материалы

Итого материальные затраты (МЗ)

-----

3.

Осн. и доп. з/п произв. рабочих (ЗП кальк-ая)

4.

Выплаты с ФОТ

5.

Топливо и энергия на технологические цели (ТЭТЦ)

6.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО)

7.

Цеховые расходы (ЦР)

8.

Общие фабричные расходы (ОФР)

Итого производственная себестоимость (ПрС)

------

9.

Внепроизводственные расходы (ВР)

Итого полная себестоимость (ПС)

100

Пояснение к таблице 15.

 (руб) =

Выплаты с ФОТ (30%) = ЗП кальк-ая × 0,3(руб) =

ТЭТЦ(1%) = ЗП кальк-ая  × 0,01 (руб) =

РСЭО(50%) = ЗП кальк-ая × 0,5 (руб) =

ЦР(25%)= ЗП кальк-ая  × 0,25 (руб) =

ОФР(65%) = ЗП кальк-ая × 0,65 (руб) =

ПрС = МЗ +  ЗП кальк-ая + Выплаты с ФОТ + ТЭТЦ + РСЭО + ЦР + ОФР (руб) =

ВР(1%) = произв. с/с × 0,01 (руб) =

ПС = ПрС + ВР (руб) =

Удельный вес по каждой статье затрат полной проектируемой себестоимости определяется:

 (%)

11. Планирование цены

11.1 Понятие и функции цен

В данном подразделе необходимо дать понятие цены, охарактеризовать виды и функции цен.

11.2 Расчет отпускной и розничной цены

Таблица 16

Показатели для расчета отпускной и розничной цены (задаются преподавателем)

Расчетные показатели

%

Прибыль

НДС

Торговая наценка

  1. Рассчитывается цена изготовителя или оптовая цена (ОЦ).

ОЦ = С/с + Пр (руб.),

где

С/с – полная себестоимость единицы продукции (берется из таблицы 15);

Пр – прибыль предприятия в рублях.

Пр= (С/с*%прибыли):100%

  1. Рассчитывается оптовая отпускная цена (ООЦ).

ООЦ = ОЦ + НДС (руб.)

НДС= (ОЦ*%НДС):100%

  1. Определяется розничная цена (РЦ).

РЦ = ООЦ + ТН (руб.)

ТН=(ООЦ*%ТН):100%

ТН – торговая наценка.

Необходимо определить и занести в таблицу исходные данные. Следует учесть разную ставку НДС на момент выполнения курсовой работы (детская обувь 10%, взрослая 18%). Расчет торговой надбавки (ТН) может проводиться с интервалом от самой минимальной и до самой максимальной ТН, что даст возможность предприятию проанализировать возможные финансовые результаты.

Например, ЗАО «Сапожок» проводит расчеты по ТН от 15 и до 50% (15%-50%), соответственно розничная цена будет рассчитана с данным интервалом.

Таблица

Показатели для расчета отпускной и розничной цены

Расчетные показатели

%

Прибыль

30

НДС

18

ТН

15-50

 Себестоимость одной пары обуви – 500 рублей.

ОЦ = 500 + 150 (Прибыль 30%) = 650 руб.

ООЦ = 650 + 117(НДС 18% )= 767 руб.

РЦ = 767 + 115(ТН15% )= 882,05руб.

РЦ = 767 +383,5(ТН 50%)=1150,5 руб.

12. Финансовый план.

12.1 Расчет прибыли и рентабельности предприятия

Целью данного раздела является формирование системы плановых показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия.

Исходя из объемов производства и цены, определяют выручку от реализации продукции, величину прибыли, налог на прибыль и рассчитывают чистую прибыль предприятия.

Все расчеты целесообразно оформить в таблицу.

Таблица 17

Расчет плановых показателей прибыли.                          

Показатели

Формула

Значение

1. Плановый объем( Q, шт)

Q = Всм  Дмес

2. Оптовая цена (Цена изготовителя, руб.)

ОЦ = С/с + Пр

3. Выручка от продаж (РП, руб.)

РП = Q ОЦ

4. С/с единицы продукции

из таблицы 15

5. Общие издержки от реализации (ТС, руб.)

ТС = Q  С/с

6. Прибыль единицы изделия (Пр.ед. ,руб.)

Пр.ед. = ОЦ – С/с

7. Прибыль от продаж, руб. (прибыль на весь объем)

Ппрд. = Пр.ед.  Q

8.Рентабельность издержек, %

9.Рентабельность продаж, %

10. Затраты на 1 рубль товарной продукции

11. Чистая прибыль

ЧП = Ппрд. – НП(20%)

Необходимо сделать вывод о рентабельности и затратах на один рубль товарной продукции.

12.2 Анализ безубыточности

В данном разделе необходимо определить точку безубыточности производства.

Анализ безубыточности производства способствует принятию важных управленческих решений:

  1. Рассчитать наиболее прибыльную производственную программу  предприятия. В портфель заказов включать только те виды продукции, изготовление которых обеспечит необходимую или оптимальную прибыль;
  1. Разработать  мероприятия по оптимизации производственной мощности предприятия для этого необходимо выработать наиболее эффективную  инвестиционную стратегию;
  1. Рассчитать в финансовых планах плановую прибыль;
  1. Разработать ценовую стратегию и тактику на разных сегментах рынка в соответствии с реализуемыми товарными группами.
  2. Определить срок окупаемости затрат.

Важное значение имеет вопрос определения точки критического объема производства (Ткр.) после достижения которой, предприятие начинает получать прибыль, то есть точка перехода из одного состояния в другое. Другими словами в точке критического объема производства нет ни прибыли, ни убытков.

,

где

FC – постоянные издержки на весь объем;

P - цена единицы изделия;

Vед. – переменные издержки на единицу изделия .

Из таблицы 15 необходимо распределить затраты на переменные и постоянные, определить точку критического объема, сделать вывод и построить график.

 

Расчет срока окупаемости затрат

Срок окупаемости затрат:

,

где К - капитальные вложения (инвестиции); ЧП – чистая прибыль за месяц.

13. Рекламная политика фирмы.

В данном разделе необходимо описать виды и функции рекламы.

Обосновать принятие решения о выборе рекламных мероприятий.

При принятии решения рекомендуется руководствоваться данными из таблицы 18.

                                                                                                     Таблица 18

Основные преимущества и недостатки рекламных мероприятий.

Рекламные мероприятия

Преимущества

Недостатки

Реализация на предприятии

1. Рассылка рекламных писем – предложений отдельным покупателям.

2. Вывески в магазине.

3. Теле- и радиореклама.

4. Рекламные объявления в журналах и газетах.

5. Рекламные щиты на улицах, вдоль автомагистралей, издание плакатов.

6. Реклама на мелких товарах (календарях. Ручках и т.д.).

7. Издание каталогов.

8. Другое.

14. Юридический план

В данном разделе необходимо указать выбранную организационно-правовую форму предприятия и ее характерные черты.

Организационно-правовая форма предприятия обосновывается в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Каждая форма имеет свои особенности, которые могут повлиять на успех реализации проекта. Поэтому необходимо обосновать причину выбора той или иной формы и наметить возможные перспективы изменения этой формы.

 Заключение

В заключение курсовой работы излагаются краткие выводы, характеризующие степень раскрытия курсовой работы.

Например. 

В результате выполнения данной курсовой  работы  разработан бизнес-план предприятия (название предприятия). В процессе разработки были поставлены и решены следующие основные задачи:

  1. На основании анализа российского рынка обуви определены назначения, вид, конструкция, разрабатываемой модели (описать модель)
  2. Представлены основные разделы бизнес – плана (название вашего предприятия)
  3. Разработаны режимы рабочего квартала.
  1. Произведен расчет численности всех категорий работающих. Рассчитан тарифный и базовый фонд заработной платы.
  2. Рассчитана себестоимость продукции.
  3. Рассчитаны все технико–экономические показатели  потока с определением точки безубыточности.


 Рекомендуемая литература

Основные источники:

№ п\п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Экономика предприятия

В.Д. Грибов, В.П. Грузинов

М.: КНОРУС, 2014 г.

2.

Бизнес-план. Пошаговое руководство.

П. Берд

Гранд-Фаир 2010 г.

3.

Экономика организации (предприятия)

Лопарева А. М.

Финансы и статистика; 2014 г.

4.

Бизнес-план: теория и практика

В.З. Черняк.

Альфа-пресс 2010 г.

5.

Экономика предприятия

Л.Н.Чечевицына

Ростов-на-Дону, Феникс, 2014

6.

Экономика фирмы

Т.В. Муравьева

М, Изд-во «Академия», 2010

7.

ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства.

от 24 июля 2007 г.

ред. от 06.12.2011 г.

Дополнительные источники:

№ п\п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Гражданский кодекс Российской Федерации

М., 2015

2.

Налоговый кодекс  Российской Федерации

М., 2015

3.

Трудовой кодекс Российской Федерации

М.,2015

Интернет ресурс:

  1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф.  http://www.minfin.ru/ru/
  2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли.  http://www.economy.gov.ru/minec/main
  3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online.ru/
  5. Официальный сайт сервера легкой промышленности http://www.roslegprom.ru/.
  6. Журнал: Рынок легкой промышленности http://legport.ru/analytics/.
  7. Журнал: Кожевенно-обувная промышленность.   http://www.legprominfo.ru/zur/kop/index.html.


Приложение 1.  Титульный лист

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23

КУРСОВАЯ РАБОТА

                    Дисциплина:        ОП.02  Экономика организации

                    Специальность:                    

тема:                    

Студент (ка) группы:                                

Работа выполнена «__» _________ 201… г.                             Подпись:_______________

Преподаватель – руководитель курсовой работы                  ФИО

Оценка _______

Дата «__» _______ 201… г.                                                          Подпись:_______________

201…

Приложение 2

Образец исходных данных

1. Данные для расчета суммы заработной платы рабочих сдельщиков по заготовочному и пошивочному потокам.

Явочное количество рабочих-сдельщиков по заготовочному потоку

Тарифные разряды

Количество рабочих

Всего

В том числе на ручных операциях

1

-

-

2

1

-

3

4

2

4

8

3

5

11

4

6

4

2

Итого

28

11

Явочное количество рабочих сдельщиков по пошивочному потоку

Тарифные разряды

Количество рабочих

Всего

В том числе на ручных операциях

1

-

-

2

2

1

3

2

1

4

7

3

5

9

3

6

6

2

Итого

26

10

  1. Стоимость основных материалов – 600 руб.

Стоимость вспомогательных материалов 60 руб.


Приложение 3

Перечень тем курсовых работ

1. Разработка элементов бизнес-плана по производству мужских полуботинок клеевого метода крепления на подошве из ТЭП. Всм=750 пар.

2.  Разработка элементов бизнес-плана по производству женских модельных туфель типа «Лодочка» клеевого метода крепления. Всм=500 пар.

3.  Разработка элементов бизнес-плана по производству женских утепленных полуботинок. Всм=950 пар.

4. Разработка элементов бизнес-плана по производству кроссовых полуботинок на подошве из резины. Всм=800 пар.

5. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских ботинок из натуральной кожи клеевого метода крепления на подошве из ПУ. Всм=700 пар.

6. Разработка элементов бизнес-плана по производству полуботинок для детей дошкольного возраста. Всм=650 пар.

7. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских туфель на высоком каблуке клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм= 450 пар.

8. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству ортопедических мокасин клеевого метода крепления на подошве из ПВХ. Всм=20 пар.

9. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству женских ортопедических туфель клеевого метода крепления на подошве из пористой резины.  Всм=90 пар.

10. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству мужских ортопедических ботинок клеевого метода крепления на подошве из резины. Всм=80 пар.

11. Разработка элементов бизнес-плана по производству кроссовых полуботинок строчечно-литьевого метода крепления на подошве из ПУ. Всм=600 пар.

12. Разработка элементов бизнес-плана по производству женских утепленных сапожек клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм=500 пар.

13. Разработка элементов бизнес-плана по производству модельных туфель клеевого метода крепления на подошве из кожволона. Всм=600 пар.

14. Разработка элементов бизнес-плана по производству мужских полуботинок клеевого метода крепления на подошве из ТЭП. Всм=700 пар.

15. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских, дошкольных сапог литьевого метода крепления. Верх кожа/велюр, подкладка шерсть. Всм=500 пар.

16. Разработка элементов бизнес-плана по производству мальчиковых ботинок, литьевого метода крепления. Материал верха велюр/текстиль, подкладка шерсть. Всм=600 пар.

17. Разработка элементов бизнес-плана по производству школьных сапог для девочек литьевого метода крепления. Материал верха кожа/текстиль, подкладка текстиль. Всм=550 пар.

18. Разработка элементов бизнес-плана по производству школьных полусапожек для девочек клеевого метода крепления.  Материал верха  - лак, подкладка кожа .Всм=650 пар.

19. Разработка элементов бизнес-плана по производству  открытых школьных туфель клеевого метода крепления. Верх натуральная кожа, подкладка кожа. Всм=700 пар.

20. Разработка элементов бизнес-плана по производству  школьных полуботинок клеевого метода крепления. Верх – велюр, подкладка кожа. Всм=750 пар.

21. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских ясельных туфель клеевого метода крепления. Верх – кожа, подкладка – кожа. Всм=800 пар.

22. Разработка элементов бизнес-плана по производству малодетских ясельных ботинок литьевого метода крепления. Верх велюр, подкладка кожа. Всм=850 пар.

23. Разработка элементов бизнес-плана по производству открытых малодетских  ясельных туфель. Верх кожа, подкладка кожа литьевого метода крепления .Всм=900 пар.

24. Разработка элементов бизнес-плана по производству ясельных малодетских ботинок литьевого метода крепления. Верх искусственная кожа, подкладка шерсть.  Всм=950 пар.

25. Разработка элементов бизнес-плана по производству молодежных сумок из текстиля.

26. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству профилактических вкладных стелек повышенного комфорта. Всм=150 пар.

27. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству женских кожаных перчаток.  Всм=250 пар.

28. Разработка элементов бизнес-плана по производству классических кожаных сумок. Всм = 300 шт.

29. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству кожаных     ремней. Всм = 600 шт.

30. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству элегантных деловых дамских сумок. Всм = 400 шт.

31. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству кожаных саквояжей. Всм = 200 шт.

32. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству дорожных сумок.  Всм = 100 шт.

33. Разработка элементов бизнес-плана малого предприятия по производству ортопедических вкладных стелек повышенного комфорта. Всм=100 пар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету "Экономика организации"

Содержат материал для выполнения курсовой работы по курсу «Экономика организации». Предназначены студентам специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных си...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"

Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»  специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации"

Работа выполнена для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Курсовая работа «Составление оперативно-производственных планов строительства объектов» разрабатывается по дисциплине "Экономика организации" обучающимися по специальности 08.02.01 "Строительство и зк...

Методические указания к выполнению курсовой работы по предмету: «Экономика организации и менеджмент» для специальности Лесное и лесопарковое хозяйство

В методических указаниях представлены общие положения о курсовой работе, требования к содержанию и оформлению, подведение итогов и критерии оценки, а также подробные методические указания по выполнени...

Методические указания для выполнения курсового проекта по дисциплине "Экономика организации"

В соответствии с учебным планом специальности 230701 «Прикладная информатика в экономике», студент, при изучении курса «Экономика организации» для формирования практических навыков и умений должен вып...

Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое ...