Рабочая программа "Менеджмент"
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью вариативной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности Право и организация социального обеспечения, а так же при разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере экономической деятельности.
Целью изучения дисциплины является знакомство с основами менеджмента, принципами и особенностями деятельности организации в целом и ее структурных подразделений. В рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт организации собственной деятельности, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; определения задач профессионального и личностного развития; соблюдения делового этикета, культуры, норм и правил поведения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_menedzhment_-_kopiya.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью вариативной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности Право и организация социального обеспечения, а так же при разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере экономической деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Менеджмент» по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения принадлежит к вариативной части дисциплин цикла профессиональной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины является знакомство с основами менеджмента, принципами и особенностями деятельности организации в целом и ее структурных подразделений. В рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт организации собственной деятельности, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; определения задач профессионального и личностного развития; соблюдения делового этикета, культуры, норм и правил поведения в различных ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
– принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
– мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;
– применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– особенности современного менеджмента;
– функции, виды и психологию менеджмента;
– основы организации работы коллектива исполнителей;
– принципы делового общения в коллективе;
– особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
– информационные технологии в сфере управления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 |
|
| |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||||
Тема 1.1 Введение | Содержание | 3 | 1 | |
1 | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство | 2 | 1 | |
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России |
| |||
Самостоятельная работа при изучении темы 1.1 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросу:
II. Написать рефераты по теме: «Взгляды на менеджмент в начале 21 века» на основе материалов периодической печати. | 1 |
| ||
Тема 1.2 Характеристика структуры организации. | Содержание | 5 | 3 | |
1 | Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная. Формальные и неформальные организации. Основные функции управления организацией. Принципы построения организационных структур. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 1 1. Построение организационной структуры предприятия | 2 | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 1.2 1. Разработка программы повышения этичности персонала | 1 | |||
Содержание | 6 | 3 | ||
Тема 1.3 Внутренняя и внешняя среда организации | 1 | Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, государственные органы. Факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2 1. Проведение SWOT-анализа организации 2. Проведение Pest- анализа организации | 2 | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 1.3 1. Составить опорно-логические схемы «Факторы внешней среды предприятия»; «Элементы внутренней среды предприятия». | 2 | |||
Раздел 2. Функции менеджмента | ||||
Тема 2.1 Цикл менеджмента | Содержание | 4 | 1 | |
1 | Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа при изучении темы 2.1 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросам:
| 2 | |||
Тема 2.2 Планирование | Содержание | 5 | 2 | |
1 | Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Разработка и составление миссии организации. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования. Реализация текущих планов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 3 1. Разработка стратегии и миссии организации (на примере организации) | 2 | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.2 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросам: 1. Этапы стратегического планирования.
II. Составить сравнительную таблицу стратегического и оперативного управления. III. Решить ситуации по составлению миссии организации. | 1 | |||
Тема 2.3 Организация взаимодействия | Содержание | 3 | 2 | |
1 | Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Делегирование ответственности. Делегирование полномочий. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы 2.3 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросам:
II. Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы и распределение обязанностей среди подчиненных. Стили управления. Разработка вариантов выбора стилей управления. | 1 | |||
Тема 2.4 Мотивация | Содержание | 5 | 2 | |
1 | Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. | 2 | 2 | |
Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. | ||||
Практическое занятие № 4 Мотивация трудовой деятельности. Анализ мотивации труда на конкретном предприятии. | 2 | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.4
| 1 | |||
Тема 2.5 Контроль | Содержание учебного материала | 3 | 1 | |
1 | Контроль, понятие и сущность. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий и заключительный. Итоговая документация по контролю. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа при изучении темы 2.5 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросам: 1. Правила контроля. 2. Способы контроля. | 1 | |||
Раздел 3. Связующие процессы | ||||
Тема 3.1 Основы теории принятия управленческих решений | Содержание | 4 | 3 | |
1 | Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа при изучении темы 3.1 I. Проработать учебную, специальную литературу по вопросам: 1. Уровни принятия управленческих решений. 2. Разработка и принятие управленческого решения в конкретной ситуации (на примере организации) | 2 | |||
Тема 3.2 Управление конфликтами | Содержание | 6 | 1 | |
1 | Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения и выхода из стрессовых ситуаций. | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 5 1. Решение конфликтных ситуаций. Методы управления конфликтами, устранение причин и последствий конфликтов. | 2 | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 3.2
1. Причины конфликтов. 2. Основные причины стресса. | 2 | |||
Тема 3.3
| Содержание | 4 | 2 | |
1 | Понятие общения и коммуникации. Информация, ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, формы трансактов: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Законы управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). | 2 | 2 | |
Коммуникативность и управленческое общение | Самостоятельная работа при изучении темы 3.3
1. Информация и ее восприятие. 2. Классификация информации. 3. Понятие информационной системы и технологии. 4. Аппаратные средства информации. II. Решить ситуации по построению приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными | 2 | ||
Всего | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента и экономики организации.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- учебная литература;
- учебно-методические материалы;
- справочная документация.
Технические средства обучения:
- компьютер с комплектом программного обеспечения;
- демонстрационные устройства;
- электронные презентационные материалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд. – М. : Экономистъ, 2013 г.
- Казначевская Г. Б. Менеджмент : учебник. – 7-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 г.
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент : учебник – 11-е изд.,М. : ИЦ «Академия», 2014 г.
- Попова А. А. Менеджмент : практикум : уч/пособие, Ростов н/Д : Феникс, 2015 г.
Дополнительная литература:
- Веснин Р. В. Основы менеджмента. – М. : Триада-ЛТД, 2014 г.
- Галькович Р.С., Набоков В.И., М. : ИНФРА-М, 2015 г.
- Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Банки и биржи, 2014 г.
- Зудина Л. Н. Организация управленческого труда : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2013 г.
- История менеджмента : учебное пособие / под. ред. В. Д. Валового. – М. : ИНФРА-М, 2013 г.
- Искусство администрирования : практическое пособие : пер. с англ. / под ред. Д. Олкок. – М. : Финпресс, 2014 г.
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебник – 4-е изд. – Мн.: Новое знание, 2015 г.
- Коломиец В. Л. Основы менеджмента: учебное пособие. – Москва : СКТЭКиП, 2014 г.
- Ладанов И. Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. – М.: Изд-во «Корпоративные стратегии», 2014 г.
- Радугин А. А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2014 г.
- Румянцева З. П. Менеджмент организации / ИНФРА-М, 2015 г.
- Уткин Э. А. Курс менеджмента: учебник для вузов. – М. : Зерцало, 2014 г.
- Уткин Э. А. Управление фирмой. – М. : ЭКМОС, 2015 г.
- Шепель В. М. Управленческая этика. – М. : Экономика, 2013 г.
- Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии : учебник для средних специальных учебных заведений. М. : Высшая школа, 2014 г.
- Юкаева В. С. Управленческие решения : учебное пособие. – М. : Издательский Дом «Дашков и К», 2013 г.
Интернет-ресурсы
- Менеджмент организации / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин. – ИНФРА-М, 2015 г. URL http://www.big-library.info/?act=read&book=9034.
- Менеджмент : учебник / А. И. Орлов. – М.: Издательство «Изумруд», 2014. – URL http://www.aup.ru/books/m151/1_1.htm.
- Основы менеджмента / Р. В. Веснин. – М. : Триада-ЛТД, 2014. – URL http://menegerbook.net/menegment/763-vesnin_v_r_menedzhment_uchebnik_kniga.html.
- http://ecsocman.edu.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - направлять деятельности структурного подразделения организации на достижение общих целей; | Защита практических работ Защита индивидуальных проектов |
- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением; | |
- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями; | |
- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности; | |
Усвоенные знания: - особенностей современного менеджмента; - функций, видов и психологии менеджмента; - основ организации работы коллектива исполнителей; - принципов делового общения в коллективе; - особенностей организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности; - информационных технологий в сфере управления. | Текущий контроль знаний в форме: - тестирования; - устного опроса; - письменного опроса; - защиты сообщений, докладов, рефератов. |
Итоговый контроль – дифференцированный зачет |
Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений оценивается следующими формами и методами.
Результаты (формируемые общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Выбор решения | Тест |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Толерантное отношение к коллегами при выполнении практических работ | Наблюдение |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Правильное распределение функций в команде | Защита работы |
Осуществлять текущее и перспективное планирование | Составление плана | Защита плана |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | Выбор решения | Защита выбранного решения и его обоснование из множества альтернатив |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | Наблюдение | Итоговый дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...
Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...
Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...