РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
статья на тему

Павлюк Татьяна Владимировна

Цель данной статьи- раскрыть характер и возможности  научно-исследовательской работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledov._deyat.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал НОУ СПО

«Ставропольский кооперативный техникум

экономики, коммерции и права» в г. Буденновске

ДОКЛАД

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Подготовила преподаватель Павлюк Т.В.

План:

1. Введение.

 2. Значение научно-исследовательской работы в учебном процессе.

3.  Развитие творческого потенциала студентов  в рамках кружковой работы.

4. Заключение.

5. Литература.

                       

1. Введение. 

В настоящее время профессия бухгалтера занимает первое место не только в рейтингах самых популярных и востребованных профессий, но и вообще среди специальностей экономического профиля. Ведь от квалификации и компетенции бухгалтеров часто зависит судьба целых компаний. Работа бухгалтера является местом для творчества, где от специалиста требуется максимальное напряжение умственных способностей, умение отыскивать решения в самых сложных ситуациях, в критических условиях находить ошибки и быстро исправлять их. Для того чтобы стать бухгалтером-профессионалом, человек должен иметь определенные личностные качества и общепрофессиональные компетенции.

Конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует новые подходы к качеству образования.

Формирование качественного контингента студентов является одной из важнейших задач филиала НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» в г.Буденновске, так как становится возможным решение всех остальных задач, поставленных системой менеджмента качества:

- хорошей успеваемости студентов;

- высокой востребованности выпускников;

- творческих достижений по всем направлениям деятельности техникума;

- успешного внедрения и реализации инновационных образовательных программ;

- формирования позитивного имиджа техникума у вузов и работодателей.

В моей  педагогической         деятельности подготовка специалиста бухгалтера невозможна без научно-исследовательской работы обучающихся, усиления ответственности за развитие навыков самостоятельной работы, без стимулирования профессионального роста и воспитания  творческой активности и инициативы.

Цель данного доклада - раскрыть характер и возможности  научно-исследовательской работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности.

2. Значение научно-исследовательской работы в учебном процессе.

Мною замечено, результативно способности студентов развиваются при выполнении ими исследовательской работы любого характера. Так, при изучении бухгалтерского учета одним из основных направлений исследований является подготовка рефератов, презентаций, выполнение комплексной курсовой работы, написание отчета по стажировке, а с переходом на новые ФГОС и дипломной работы по состоянию учета, отчетности и анализу деятельности выбранного студентом объекта исследования. Все эти виды работ формируют у студентов научное мышление и системный подход к изучению дисциплины, развивают профессиональные навыки, раскрывают их потенциал.

В связи с вышеизложенным, нашим учебным заведением в свете повышения качества образования поставлена следующая цель — раскрыть потенциал обучающихся через познание специальности путем формирования интереса студентов к углублению знаний, в том числе через выполнение реферативных докладов и иной научно-исследовательской работы.

Для того чтобы обучающиеся справились с оформлением и написанием научно-исследовательской работы, преподаватели учитывают их индивидуальные особенности, желания, склонности и интересы, стараются вооружить их методами исследовательской работы, приучить к ответственности.

При выполнении научно-исследовательской работы основными задачами студентов являются формирование научного мировоззрения, развитие мыслительной деятельности, творческого подхода к делу, умения доводить его до конца. Это позволяет студентам использовать знания и умения как для совершенствования мыслительных операций, так и для приобретения новых фактических знаний. С точки зрения готовности к написанию работ у студента предполагается:

- стремление к непрерывному образованию;

- навыки самостоятельного приобретения знаний и умений;

- использование различных источников и форм самообразования;

- способность к самоорганизации познавательной деятельности;

- повышение образовательной подготовки и эффективности обучения.

Выполнение научно-исследовательской работы - одна из важных форм самостоятельной работы студентов во внеурочное время. При выполнении работы студент должен высказать свою точку зрения на поднятую проблему, обобщить изученные источники, провести анализ состояния учета и отчетности, экономический анализ показателей по изучаемому вопросу, сделать выводы и предложения по совершенствованию учета и повышению экономической эффективности работы предприятий.

Весьма важно подкрепить работу над исследованиями положительными эмоциями от достигнутого результата. В первую очередь, работа студента должна быть признана группой, коллективом, преподавателем. Для этого на занятиях студенты выступают с подготовленными работами, отвечают на вопросы группы и преподавателя. Одновременно ребята вовлекают других студентов группы в дискуссию.

Работа над курсовой и дипломным проектом  начинается с самостоятельного выбора студентом темы, формирования целей и задач работы. Это вызывает заинтересованность студента в предстоящих исследованиях, а следовательно, определяет качество написания исследовательской работы и усвоения знаний по дисциплине.

Следующим этапом работы является знакомство со списком необходимых для исследования источников в библиотеке техникума, городской библиотеке, в Интернете и составление списка предполагаемой для исследования литературы. Анализ литературных источников дает возможность студенту найти то рациональное зерно, которое поможет решить поставленные перед научно-исследовательской работой задачи. Кроме этого студент учится отличать главное от второстепенного, работать с нормативными материалами по организации учета и составлению отчетности, проведению анализа изучаемого вопроса, находить пути решения выявленных проблем, что немаловажно в практической деятельности бухгалтера. Особое внимание при этом следует обращать на статьи, рекомендации, нормативные материалы по выбранному вопросу в специальных газетах и журналах, таких как «Экономика и жизнь», «Российская газета», «Главбух», «Бухгалтерский учет», «Консультант бухгалтера», «Налоги и налогообложение».

Написание исследовательской работы начинается с введения, в котором отражается актуальность темы, цели и задачи, история вопроса, объект и методы исследования. Обязательным для исследовательской работы является описание экономического обоснования выбранной темы и анализ используемых источников.

Основная часть работы посвящается объекту исследования и выбранной теме. При этом студент должен сделать необходимый анализ организационно-экономических показателей работы предприятия, анализ состояния учета и отчетности, анализ конкретных показателей по выбранной теме.

Для выполнения исследований студентам предлагаются следующие темы:

  1. Бухгалтерская отчетность – основа анализа финансового предприятия.
  2. Бухгалтерский баланс - основной источник общей оценки финансового состояния предприятия.
  3. Анализ финансовой устойчивости предприятия на основе данных бухгалтерского баланса.
  4. Анализ ликвидности хозяйствующего субъекта по данным бухгалтерской отчетности.
  5. Оценка потенциального банкротства по данным бухгалтерского баланса.
  6. Особенности формирования отчетности при реорганизации и ликвидации организации (предприятия) и анализ «больных» статьей отчетности.
  7. Анализ деловой активности предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности.
  8. Технология расчета финансового цикла деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности и его анализ и т.д.

В основной части работы студент на основании изученных источников дает характеристику фактического состояния учета и отчетности, проводит анализ производственных затрат и финансового положения предприятия, вносит предложения по совершенствованию изучаемого объекта и улучшению экономической эффективности работы предприятия.

Анализ фактического состояния и определение путей повышения эффективности работы предприятия выполняются в расчетных таблицах за 2-3 года. На основании полученных расчетных данных студент делает выводы и дает предложения по каждой таблице. Завершается выполнение работ ыв заключением.

Обязательным условием выполнения исследовательской работы является внесение в нее списка используемой литературы, который составляется с учетом требований, предъявляемых правилами составления библиографических списков.

Для включения материалов, которые использовались в ходе выполнения исследовательской работы, в ней выделяется отдельный раздел — приложения, куда студент выносит:

• формы документов, баланса и тех таблиц отчетности, которые применялись для изучения фактического состояния учета на предприятии;

схемы, таблицы, диаграммы, используемые как вспомогательный материал при выполнении научно-исследовательской работы;

• фотоматериалы, рисунки, фрагменты используемых источников и т. д.

Выполненные работы проверяются преподавателем с оформлением рецензии и выставлением оценки.

Работа над проводимыми исследованиями в целом раскрывает интеллектуальный и креативный потенциал студентов.

3. Развитие творческого потенциала студентов  в рамках кружковой работы.

Одним из основных требований, которые предъявляются к студентам специальности 080 114 Экономика и бухгалтерский учет  в нашем учебном заведении, является наличие фундаментальных знаний в области бухгалтерского учета, экономики, анализа финансово-хозяйственной деятельности, информационных технологий.

Выпускник данной специальности должен быть готов к отражению в учете управленческих и финансовых операций с использованием компьютерных программ и инновационных технологий, к проведению анализа деятельности предприятия, внесению предложений по улучшению финансового положения предприятия. Поэтому для улучшения качества образования преподаватели нашего техникума  используют все компоненты образовательного процесса, начиная с проведения традиционных уроков и заканчивая самостоятельной работой студентов, что обеспечивает высокую эффективность усвоения знаний, развивает самостоятельность студентов, их инициативу и творческие способности.

Эффективным путем совершенствования подготовки будущих специалистов является  кружковая работа, которая ведется в стенах нашего филиала. Основными направлениями кружковой работы являются организация и проведение конкурсов, оказание практической помощи учебным кабинетам в изготовлении наглядных пособий  подготовка тематических рефератов и докладов, встречи с практическими работниками и др.

Так для более глубокого изучения и познания спецдисциплины «Бухгалтерский учет» в филиале нашего техникума  организована работа предметного кружка «Бухгалтер-финансист».

Работа кружка строится по типу проблемных групп,  в задачу которых входит не только обсуждение теоретических вопросов в области изменения налогового и бухгалтерского законодательства, но и научно-исследовательская работа, которая направлена на рассмотрение наиболее  актуальных тем в тот или иной период времени. Вот примеры некоторых из них, которые были подготовлены и рассмотрены в предыдущем году:

- Техника безопасности при смене материально-ответственного сотрудника;

- Что предпринять если в коллективе появился прогульщик;

- Какие правила поведения можно диктовать работникам, не нарушая закон;

- Как без ошибок оформить возврат товаров в рознице;

- Как рассчитать и удержать алименты, которые платят сотрудники;

- Какие документы необходимо подготовить при выходе работника на пенсию;

- Документы, которые помогут защитить представительские расходы;

- Правила  оформления больничного листа, по которому соцстрах точно возместит пособие и др.

Организация кружка направлена на углубление и закрепление полученных теоретических знаний по дисциплине, формирование умений применять знания на практике, развитие интеллектуальных способностей у будущих специалистов, выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива, умение организовать себя в интересах коллективной деятельности.

4. Заключение.

В заключение своего доклада хочется отметить, что результаты деятельности педагогического коллектива Буденновского филиала НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» выражаются в развитии высококачественного профессионального образования и обучения, официальном признании знаний, компетенций и квалификации выпускников техникума работодателями и вузами.

На формирование позитивного имиджа техникума у вузов и работодателей большое влияние оказывает и научно-исследовательская работа проводимая студентами, поскольку она развивает не только мыслительную деятельность, но и общественный потенциал обучающихся. После выполнения исследования студенты выступают на студенческих конференциях в техникуме, краевых конференциях и совместных конференциях со студентами других учебных заведений. Для выступления используются презентации докладов, выполненные в программе PowerPoint с применением мультимедиапроектора, что также развивает интеллектуальный потенциал будущих специалистов.

Исходя из собственного опыта и опыта других преподавателей могу отметить следующее:

• условия обучения по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет объективно способствуют вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу;

• уровень выполнения научно-исследовательских работ довольно высок, о чем свидетельствуют грамоты, полученные студентами на конференциях, проводимых в техникуме и за его пределами;

• выстраиваются реальные схемы самостоятельной подготовки по наиболее востребованным экономикой региона специальностям и направлениям;

• опыт выполнения научно-исследовательских работ на деле помогает выпускникам в получении высшего образования в вузах региона и страны.

Ведь при выполнении научно-исследовательской, как и другой самостоятельной работы, развиваются те черты, которые должны быть присущи любому бухгалтеру, а именно:

- способность к самореализации и к самостоятельному решению поставленных задач;

- способность к адаптации в социуме и развитие коммуникативности;

- готовность к творчеству;

- способность развивать духовную природу человека.

5. Литература.

1. Внеаудиторные формы работы в колледже // Приложение к журналу «СПО», 2004, № 2. - С. 62.

2. Газетов В. И. Реферат: проблемы творчества // Приложение к журналу «СПО», 2003, № 2. - С. 72.

3. Игумнова С. А. Внеаудиторная работа как фактор развития познавательной активности студентов // Методист, 2007, № 7. - С. 38.

4. Кузлякина Н. Н. Научно-исследовательская работа в колледже // Специалист, 2003, № I. - С. 14.

5. Митасов О. В., Шкодкина Н. Н. Организация научно-исследовательской работы в кюлледже // Из опыта организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Сб. материалов. - М., 2007. - С. 94.

6. Николаева И. И. Метод проектов — основа исследовательской работы студента // СПО, 2004, № 7. - С. 44.

7. Рудская Е. Н. Научно-исследовательская работа в колледже: проблемы и опыт// СПО, 2005, № 2. - С. 79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ  Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...

Экономика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика", варианты котрольной работы, теоретические вопросы, практические задания и список рекомендуемой л...

2017 ОП 08 Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ Организация бухгалтерского учета в банках

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ составлены на основе рабочей программы дисциплины ОП 08 «Организация бухгалтерского учета в банках», являющейся составной част...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

В работе представлены разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от поставленной цели:2 курс (Формирование умений работать с правовыми документами и литературой, развитие по...

География. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы обучающихся, задания для практических работ, для самостоятельной работы обучающихся ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...