Программа кружка
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа
кружка «Основы экономики».
Программа является обучающей и адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.
Состав программы «Основы экономики».
- Пояснительная записка.
- Цель кружка «Основы экономики».
- Задачи кружка «Основы экономики».
- Содержание кружковых занятий.
- Тематическое планирование «Основы экономики».
- Требования к умениям и навыкам учащихся.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Кружок «Основы экономики» рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю) и должен помочь обучающимся 1-2 курсов расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее.
Посещение учащимися занятий кружка способствует профессиональному становлению.
С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:
- Проектно-исследовательскую деятельность;
- Анкетирование,
- Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости г. Красный Кут Саратовской области, представителями малого бизнеса нашего района, специалистами банковской сферы и т.д.
- Занятия – практикумы;
- Ролевые и деловые игры;
- Семинары;
- Защита творческих работ;
- Решение экономических задач и тестов.
В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.
Авторский опыт преподавания экономики показывает, что подобный подход к обучению даёт наиболее осязаемый и предметный эффект.
В течение посещения кружковых занятий все учащиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес- проекта (индивидуально или коллективно), участие в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» и др.)
Знания, полученные при изучении программы кружка «Основы экономики» позволяют учащимся принимать участие в городских, областных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
По окончании кружка «Основы экономики» всем учащимся выдаётся сертификат.
Цель кружка «Основы экономики»: - способствовать развитию экономического мышления учащихся.
Задачи кружка «Основы экономики»:-
- формирование у учащихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;
- разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Содержание кружковой деятельности
Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (4 ч).
Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.
Раздел 2. Человек в зеркале экономики (5 ч.)
Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.
Раздел 3. Семейная экономика (2ч.)
Темы: Семья в мире экономики.
Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (7ч).
Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (3 ч).
Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.
Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (6 ч.).
Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.
Раздел 7. Мировая экономика. (2ч).
Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.
Раздел 8.Повторение(2ч) (может быть разбито по полугодиям).
Практическая часть (4ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).
Тематическое планирование
Кружка «Основы экономики».
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Формы занятий и используемые методы обучения | Основные понятия |
1 | Понятие об экономике | 1 | Лекция с элементами практической работы по определению АС. | Экономика, выбор, рациональность, альтернативная стоимость |
2 | Главные вопросы экономики | 1 | Лекция | Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки |
3 | Экономические системы | 1 | Практикум « Определение типов экономических систем» | Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная. |
4 | Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах | 1 | Лекция Определение тем проектно-исследовательской деятельности. | Микроэкономика Макроэкономика Мировой экономический кризис. |
5 | Основы рыночного механизма | 1 | Ролевая игра | Рынок |
6 | Спрос и предложение | 1 | Лекция Анкетирование. Решение задач. | Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения. |
7 | Специализация | 1 | Ролевая игра | Разделение труда, эффективность. |
8 | Суверенитет потребителя | 1 | ( приглашение специалистов комитета по правам потребителей) | Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей. |
9 | Суверенитет производителя | 1 | Лабораторная работа | Предпринимательская деятельность, малый бизнес. |
10 | Распределение личного дохода | 1 | Практикум Разработка творческого задания | Бюджет, личный доход. |
11 | Экономика семьи. | 1 | Лекция | Семейный бюджет |
12.-14 | Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение | 3 | Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства | Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, АО, ЗАО, кооператив. |
15 | Повторение | 1 | Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края». | |
16 | Игра «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» | 1 | Практическое занятие в компьютерном классе | Фирма |
17-18 | Конкурентная борьба и роль государства в экономике. | 2 | Теория и практика (Решение экономических задач и тестов) | Ценообразование, концентрация рынка. |
19 | Экономический рост | 1 | Лекция | Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост. |
20 | Безработица | 1 | Проведение встречи со специалистом Центра занятости. (Актуальные вопросы) | Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Полная занятость. |
21 | Инфляция | 1 | Лекция и решение экономических задач. | Инфляция спроса, Инфляция предложения, гиперинфляция. |
22-27 | Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика | 6 | Лекция (2ч), деловая игра (2ч) практикум -1ч. Проведение встречи с представителем банковской сферы ( «Всё о банках») | Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП. |
28-29 | Мировая экономика | 2 | Лекция | Международная торговля, мировой валютный рынок. |
30-31 | Практическое занятие «Бизнес-план» | 2 | Выполнение заданий по алгоритму. | Бизнес-план |
32-33 | Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего города» (защита проектов учащихся). | 2 | Круглый стол | Малая Родина. |
34 | Повторение и подведение итогов обучения | 1 | Анкетирование |
Требования к умениям и навыкам учащихся.
В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны знать:
- что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;
- основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;
- природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений, возникающих в ходе этих процессов.
В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны уметь:
- применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;
- воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;
- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
- вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.
Список литературы
рекомендованной для проведения кружка «Основы экономики»:
- Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 1994г.
- Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений
- Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005г
- Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль
«Академия развития».2003г.
(Пособие для учителей экономики и обществознания).
- Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 1998г.
Преподаватель высшей категории ГБПОУ СО «Краснокутский политехнический лицей» Карамышева Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...
Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".
Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....

Программа кружка "Деревья из бисера"
Программа кружка "Деревья из бисера", а также календарно-тематическое планирование по программе кружка...
Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов
программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....

Программа кружка "Офисные технологии"
Основная задача кружка - освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.Основное направление - офисн...