Методическая разработка урока
методическая разработка на тему

Головко Ирина Павловна

План урока по теме: "Государственный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_gosud._byudzhet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА

по учебной дисциплине «Экономика»

Тема: Государственный бюджет

Цели урока:

  • ознакомление обучающихся с понятиями: государственный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетный дефицит;
  • развитие аналитического и логического мышления, формирование навыков самостоятельной работы, анализа и обработки материала;
  • воспитание  экономически грамотного гражданина.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Оснащение урока: раздаточный материал, карточки-задания, отчет об исполнении бюджета Российской Федерации, опорный конспект, упражнение «Анализируем бюджет Российской Федерации».

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент:

  • приветствие обучающихся;
  • проверка присутствующих на уроке;
  • проверка готовности группы к уроку.

П. Мотивация учения, сообщение задач и темы урока

  • Обоснование важности данной темы, постановка цели урока.

Тема нашего урока сегодня «Государственный бюджет». Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

– Можно ли согласиться с этим утверждением?

Для ответа необходимо обратиться к  цели  нашего сегодняшнего урока. А именно мы с вами сегодня должны составить собственное мнение о том, что такое бюджет, что составляют доходы и расходы бюджета.

 III. Проверка усвоения ранее изученного материала

Но прежде, давайте повторим тему: «Налоги», которую мы изучили на прошлом уроке, она нужна нам будет при изучении новой темы. Итак,

  • Работа с карточками
  • Индивидуальное задание у доски.
  • Работа с обучающимися группы.                                                  

IV. Объяснение  нового материала

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

– Как вы считаете, что такое бюджет?

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его доходы и расходы.

        Основными источниками доходов бюджета являются различного вида налоги: подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, акцизы, таможенные пошлины и др. В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющим доходную статью государственного бюджета.

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на отчет об исполнении бюджета РФ за 2010 год.

– Приведите примеры налоговых доходов.

– Приведите примеры неналоговых доходов.

Важной статьей расходов бюджета государства являются правительственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, пожарных, судей, полицейских, покупка оружия для национальной обороны.

 Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи (выплаты): пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию, пособия ветеранам войны дотации многодетным семьям и малоимущим слоям населения; пенсии  и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. 

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на отчет об исполнении бюджета РФ за 2010 год.

– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

 Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда доходы и расходы равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, разница между ними является положительным сальдо или профицит. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо или бюджетным дефицитом. Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникает ситуация дефицита.

        Бюджетный дефицит — денежная сумма, на которую расходы бюджета превышают его доходы.        

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

- сокращение бюджетных расходов (когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр).

- изыскание дополнительных источников доходов (когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов).

- выпуск денег  (когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия)

- одалживание денег (когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций).

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
  • Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.
  • Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.
  • Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.
  • Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).
  • После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.
  • В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

V. Закрепление пройденного материала

     - выполнить упражнение «Анализируем бюджет Российской Федерации».

   

V I. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания

- выставление оценок

- выдача домашнего задания:

1) оформить экономический словарь,

2) подготовить сообщение о бюджете города Брянска за 2013 год.

Форма занятия: комбинированный урок, включающий изложение нового материала с элементами беседы, постановкой и обсуждением проблемных вопросов, а также анализ практических ситуаций, выполнение учебно-познавательных и практических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...