Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОП.03 Менеджмент
методическая разработка по теме

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы 

по  дисциплине  ОП.03 Менеджмент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sr_op.03_menedzhment.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(ФИЛИАЛ) ТюмГУ

ОТДЕЛЕНИЕ СПО

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы  

по  дисциплине  ОП.03 Менеджмент

  1. Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена

специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

наименование профиля: социально-экономический

Сургут, 2014

Составлено в соответствии с ФГОС СПО № от т 28.07.2014 г. № 837    по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовый уровень

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин

«_____» _______ 20____

Протокол № _____

Председатель ПЦК_________________

Методические указания

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы  

по  дисциплине ОП.03 Менеджмент

Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы  составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.03 Менеджмент и предназначены для обучающихся по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Автор: Ревенко Г.М., преподаватель Сургутского института экономики, управления  и права (филиал ТюмГУ) отделение СПО

Рецензент:

Методист: Никитина А.А.

Утверждены на ________/__________ учебный год

Без изменений/ с изменениями _______________

Председатель ПЦК  ___________ протокол № ____ от "___" ______ 20_ 

Введение

        Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины  ОП.03 Менеджмент по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) профильной  подготовки.

Самостоятельная работа студентов - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная работа, проектируемая на основе компетентностного подхода, рассматривается как условие профессиональной подготовки выпускника, готового к практической деятельности.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов, как основы формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развития умений по поиску и использованию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие информационно-познавательной компетенции: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, умений по планированию повышения квалификации;
  • развития исследовательских умений.  

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.

        Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • использование компьютерной техники и Интернета;

для овладения знаниями: 

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний: 

  • работа с конспектом лекции (обработка текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа;
  • составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
  • составление тематических кроссвордов;
  • тестирование;

для формирования умений: 

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

Всего часов -  54 ч., самостоятельная работа – 12 часов.

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы способствует формированию следующих общих и процессуальных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

В процессе выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны овладеть следующими умениями:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
  • анализировать организационные структуры управления;
  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применять в профессиональной деятельности  приемы делового и управленческого общения;
  • -принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
  • -учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

-знаниями:

  • сущность и характерные черты современного  менеджмента, историю его развития;
  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы формирования мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области  профессиональной деятельности (по отраслям);
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функция менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • методику принятия решений:
  • стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнению задания, который включает определение цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены индивидуальные задания. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы,  семинарские занятия, защита творческих работ и др.

Требования к оформлению письменной работы

                Объем может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц, в зависимости от работы (размер шрифта - 12-14, интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, шрифт – Times New Roman, абзацный отступ – 1 см, поля: низ-1,5, верх – 1,5, справа - 1 см, слева – 2,5 – 3 см.

                Работа должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

                Обязательно должны иметься ссылки на использованную литературу.

                Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

                Задание со звездочкой повышенной сложности на оценку «отлично».

Формы и методы оценивания

Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, общие компетенции, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тесты

Знание основ менеджмента

«Отлично» - 100 – 90% правильных ответов

«Хорошо» - 89 - 80% правильных ответов

«Удовлетворительно» - 79 – 70% правильных ответов

«Неудовлетворительно» - 69% и менее правильных ответов

2

Устные ответы

Знание основных понятий, законов, принципов и методов менеджмента.

Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям ГОСТа, учебных пособий, конспектов лекций по ДОУ

3

Практические работы

Умения самостоятельно выполнять практические задания, сформированность общих компетенций.

Выполнение практически всей работы (не менее 80%) – положительная оценка

4

 Самостоятельная работа

Знание основ менеджмента в соответствии с пройденной темой, умение их применения при выполнении самостоятельных творческих заданий.

Самостоятельная  работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов

«Отлично» - полностью выполненное задание, тема раскрыта

«Хорошо» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании

«Удовлетворительно» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки

«Неудовлетворительно» - полностью отсутствует задание

5

Проверка конспектов (рефератов, творческих работ)

Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.

Знание правил оформления рефератов, творческих работ.

Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.

Критерии оценки  учебных действий  студентов по овладению первичными навыками при проведении деловых игр и тренингов.

Оценка

Характеристики ответа студента

Отлично

даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены практические задачи; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии.  

Хорошо

даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики расчётов; ответы в основном были краткими, но не всегда четкими.

Удовлетворительно

даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач студент использовал прежний опыт и не применял новые методики выполнения расчётов и экспресс оценки показателей эффективности управления организацией, однако, на уточняющие вопросы даны правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.

Неудовлетворительно

не выполнены требования, предъявляемые к знаниям, оцениваемым “удовлетворительно”.


Раздел 1. Основы организационного управления

Самостоятельная работа № 1

Тема 1.1. Основные теории менеджмента

Цель: закрепление теоретического материала по разделу «Основы организационного управления» 

Задание для самостоятельной работы: Составить опорный конспект по теме «Модели управления человеческими ресурсами», заполнить таблицу 1.

Модели менеджмента

Таблица 1.

Характеристики

Модели менеджмента

японская

американская

Доминирующие качества делового человека

Критерии к продвижению по службе

Профессиональная компетентность

Процесс принятия решений

Отношение работников к фирме и работе


Раздел 2. Связующие процессы

Самостоятельная работа № 2

Тема 2.2. Принятие управленческих решений

Цель: закрепление теоретического материала по разделу «Связующие процессы»

Задание 1. Найдите ошибку  в представленном ниже алгоритме принятия управленческого решения.

Задание 2.

Примите решение по проблемам, возникшим в бухгалтерии:

1. Неправильное (неполное) заполнение счетов-фактур на приобретенные товары (работы, услуги)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Участившиеся случаи опоздания на работу

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нарушение сроков сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы контроля: фронтальный опрос, выполнение практической работы


Раздел 3. Функции управления

Самостоятельная работа № 3

Тема 3.1. Планирование

Цель: закрепить теоретические знания о процессе стратегического планирования; формирования навыков формулирования миссии предприятия (организации), построения дерева целей, использования СВОТ – анализа для исследования внешней и внутренней среды предприятия и формулирования стратегических направлений развития.

Задание 1.

Выберите известное Вам предприятие, укажите его сферу деятельности, организационно-правовую форму. Сформулируйте миссию этого предприятия. Данные о предприятии занесите в таблицу:

Сфера деятельности

Организационно-правовая форма

Миссия

Задание 2.

Проведите СВОТ – анализ выбранного предприятия. Заполните матрицу, указав возможности и угрозы со стороны внешних факторов, сильные и слабые стороны предприятия.

После заполнения матрицы установите парные комбинации и сформулируйте на их основе стратегические направления развития выбранного предприятия.

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

Задание 3.

На основе результатов выполнения 1 и 2 задания постройте «дерево целей» для выбранного предприятия, сформулировав цели в следующих  сферах: доходы, в отношении работы с клиентами, в отношении работы с сотрудниками, в отношении социальной ответственности.

Сформулированные цели декомпозируйте на 2 уровня.

Раздел 3. Функции управления

Самостоятельная работа № 4

Тема 3.2. Организация, взаимодействие и полномочия

Цель: научиться делегировать полномочия, закрепить знания об организации как функции управления, научиться проводить анализ преград на пути делегирования полномочий и принятия дополнительной ответственности. Показать два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти и отказ от нее.

Задание  1.

Какие задачи Вы бы делегировали?

Прочтите следующий перечень задач и отметьте те, которые Вы могли бы, как руководитель организации с численностью персонала 100 человек,  передать для выполнения своим сотрудникам?

  1. Набор новых сотрудников
  2. Проект в области, в которой Вы особенно компетентны.
  3. Подготовка прогнозов или бюджетов.
  4. Рекомендации по изменениям в будущем.
  5. Меры дисциплинарного воздействия на служащих.
  6. Повседневная работа.
  7. Разработка предложений по новой политике и методике ее проведения.
  8. Осуществление оценочного опроса служащих.
  9. Индивидуальная подготовка или обсуждение со служащим, как помочь ему/ ей улучшить свою работу.
  10. Подготовка данных к докладам по сложным проблемам.
  11. Разбор жалоб потребителей.
  12. Где провести рождественский завтрак отдела?

Задание 2*.

В практике менеджмента известны два способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.

      Вопросы.

  1. Какой способ управления сотрудниками фирмы Вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
  2. В чем Вы видите преимущество неформального управления по сравнению с директивным?

Задание 3.

В приведенной ниже таблице отметьте крестиком тот тип полномочий, который, по Вашему мнению, больше соответствует каждой из указанных задач административного аппарата.

Задачи административного аппарата

Типы аппаратных полномочий

Рекомендательные

Функциональные

Обязательное согласование

Стратегическое планирование

Маркетинг, исследование рынка

Бухгалтерский учет

Аудит

Правовая защита

Финансы

Отношения с персоналом

Связи с общественностью

Административно-хозяйственное обслуживание

Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.


Самостоятельная работа № 5

Тема 3.3. Построение организаций

Цель: закрепить знания об основных типах организационных структур, сформировать умения проектировать организационную структуру.

Задание для самостоятельной работы:

Для выбранного предприятия (организации) разработайте проект организационной структуры. Для этого:

  1. Укажите задачи, которые необходимо реализовать для достижения поставленной цели
  2. Укажите все функции, которые необходимо выполнять для достижения задач.
  3. Укажите  управленческие звенья и исполнителей, которые будут выполнять указанные функции.
  4. Распределите все управленческие звенья по управленческим уровням.
  5. Распределите всех исполнителей.
  6. Изобразите на рисунке схему организационной структуры.
  7. Укажите тип организационной структуры, ее преимущества и недостатки.


Самостоятельная работа № 6

Тема 3.4. Мотивация.

Цель: закрепить теоретические знания о мотивации и стимулировании труда, сформировать умения проектировать систему стимулирования максимально адекватную существующим потребностям работников.

Задание 1.

Предложите методы стимулирования, направленные на удовлетворение следующих потребностей:

Потребности

Методы стимулирования

1.Физиологические потребности

1.

2.

3.

2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем

1.

2.

3.

3. Социальные потребности

1.

2.

3.

4. Потребности в уважении и самоуважении

1.

2.

3.

5.Потребности в самореализации

1.

2.

3.

Задание 2.

Разработайте проект системы стимулирования для одной категории сотрудников (по выбранному вами ранее предприятию). Результаты оформите в таблице:

Вид стимулирования

Форма стимулирования

  1. Экономическое

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Неэкономическое

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 3*.

Разработайте и подготовьте презентацию проекта Положения о моральном стимулировании сотрудников выбранного Вами ранее предприятия. Для  разработки проекта воспользуйтесь рекомендациями по разработке Положения.


ПОЛОЖЕНИЕ о материальном стимулировании работников предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с трудовым законодательством РФ и направлено на повышение эффективности производства, повышение качества выпускаемой продукции за счет материального стимулирования работников предприятия.


2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ

Видами материального стимулирования работников являются:

- премии по результатам работы;

- надбавка к должностному окладу за сложность и напряженность работы;

- материальная помощь.

2.1. Премирование по результатам работы:

2.1.1. Премирование по результатам работы (далее - "премия") является формой поощрения и выплачивается работникам за качественное, своевременное и добросовестное выполнение возложенных на них служебных обязанностей.

2.1.2. Работникам выплачиваются премии по результатам работы за месяц, а также единовременные премии по итогам выполнения важных заданий.

2.1.3. Размеры премий работникам определяются в зависимости от степени их участия в работе, сложности и важности решаемых проблем, новизны и эффективности предложенных решений, своевременности и качества выполнения работ.

2.1.4. Размер премии устанавливается в процентах от должностного оклада работника в пределах средств фонда оплаты труда, предусмотренных на выплату премий.

2.1.5. Премия выплачивается в месяце, следующем за отчетным.

2.1.6. Уволенным работникам премия выплачивается за фактически отработанное время.

2.1.7. Размер премии конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается.

2.1.8. Сумма сложившейся экономии средств фонда оплаты труда, предусмотренных на выплату премии за квартал, может быть направлена на единовременное премирование работников за выполнение важных заданий, к праздничным дням, а также в случае увольнения работника в связи с выходом на пенсию, в том числе по инвалидности, независимо от возраста.

Единовременная премия за выполнение важных заданий, премирование работников к праздничным дням, а также в случае увольнения в связи с выходом на пенсию, в том числе по инвалидности независимо от возраста, осуществляются на основании приказа руководителя предприятия.

2.2. Надбавка к должностному окладу за сложность и напряженность работы, специальный режим работы.

2.2.1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу (далее - "надбавка") устанавливается за сложность и напряженность работы.

2.2.2. Надбавка работнику устанавливается на один квартал.

2.2.3. Размер надбавки, устанавливаемый для каждого конкретного работника, не может превышать 50% его должностного оклада.

2.2.4. Работникам, проработавшим неполный месяц, надбавка выплачивается пропорционально отработанному времени.

2.2.5. В случае ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, нарушения Правил внутреннего трудового распорядка по представлению руководителя структурного подразделения работник может быть лишен установленной надбавки либо ее размер может быть понижен по отношению к среднему размеру надбавки.

2.2.6. Надбавка выплачивается одновременно с заработной платой.

2.2.7. Надбавка устанавливается приказом руководителя предприятия по представлению руководителя структурного подразделения.


3. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

3.1. Работникам, проработавшим полный календарный год, выплачивается материальная помощь в размере ________ должностных окладов, один из которых выплачивается к ежегодному отпуску.

3.2. Вновь принятые работники, проработавшие неполный календарный год, имеют право на материальную помощь за фактически отработанное время в отчетном году.

3.3. Работникам может быть оказана материальная помощь по следующим основаниям:

- рождение ребенка;

- погребение близких родственников;

- приобретение дорогостоящих медикаментов и в других исключительных случаях.

Указанная материальная помощь выплачивается в размере должностного оклада.

Основанием для ее оказания являются заявление работника или члена его семьи в случае смерти самого работника и решение руководителя предприятия.


4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Решение об установлении и выплате ежемесячных надбавок к должностному окладу за сложность и напряженность работы, премировании работников и оказании им материальной помощи по любым основаниям может быть принято только в пределах средств утвержденного фонда оплаты труда предприятия. Использование иных средств на эти цели не допускается.



Начальник отдела оплаты труда:

____________/_________________



С данным Положением ознакомлен(а) _________________/___________/



--------------------------------

<1> В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).


Самостоятельная работа № 7

Тема 3.5. Контроль.

Цель: 

Задание 1. 

Разработайте проект реализации трех видов контроля: предварительного, текущего и заключительного. Результаты оформите в таблице:

Вид контроля

Мероприятия в рамках вида контроля

Использование результатов контроля

  1. Предварительный:

- отбор кандидата на вакантную должность в выбранном вами ранее предприятии (должность указать)

1.

2.

3.

4.

  1. Текущий:

-   контроль за состоянием трудовой дисциплины на вашем предприятии

1.

2.

3.

4.

  1. Заключительный:

- анализ товарооборота за год (выручки от реализации услуг, товаров)

1.

2.

3.

4.

Задание 2.

Разработайте проект системы контроля на выбранном вами предприятии. Объект контроля выберите самостоятельно. Результаты оформите в таблице:

Объект контроля

(трудовой коллектив, трудовая дисциплина, прибыль, выручка, локальные акты предприятия и др.)

Вид контроля

Содержание контроля

  1. Предварительный

  1. Текущий

  1. Заключительный

Задание 3*. Контроль и контроллинг

Укажите сходство и различие между функцией контроля и концепцией контроллинга (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Функция контроля и концепция контроллинга


Самостоятельная работа № 8

Тема 4.2. Методы управления. Власть и личное влияние. Стиль руководства и управления персоналом.

Цель: закрепить теоретические знания о методах и стилях управления, сформировать умения выбирать методы и стиль управления в зависимости от ситуации.

Задание 1.

Распределите методы управления в группы, используя таблицу:

Административные

Экономические

Социально-психологические

Методы управления: устав предприятия (организации), инструктаж, авторитет, заработная плата, устное поощрение, положение об отделе, должностная инструкция, лидерство, приказ, распоряжение, премия, личный пример руководителя, размещение фотографии на доске почета, поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Задание 2.

Распределите указанные ниже характеристики по стилям управления, используя таблицу:

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Характеристики: формальный характер взаимоотношений с подчиненными, нетерпимость к критике, основан на инициативе коллектива, основан на инициативе руководителя, самоустранение от руководящих функций, отсутствие принципиальности, главное – хорошие отношения, а не результат работы, максимальная объективность к членам коллектива, использование убеждения как метода влияния на подчиненных, приказной характер общения.

Задание 3*.

Примите решение о выборе методов управления в следующих ситуациях:

  1. До руководства дошли слухи (имеющие под собой основание) о том, что один из перспективных сотрудников собирается уходить из организации. При этом он обладает ценным опытом, информацией и т.п. Предполагаемая причина – сотрудник считает себя неоцененным по заслугам. Его уход может повлечь за собой уход еще нескольких работников.
  2. По итогам работы компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (каждому по 10 тысяч рублей), чем вызвал большое недовольство и конфликтную ситуацию в бригаде.
  3. Один из сотрудников предприятия постоянно опаздывает на работу, при этом ссылаясь постоянно на различные причины. При этом другие сотрудники высказывают недовольство по отношению как к самому опаздывающему, так и к тому, что никаких мер к данному сотруднику не предпринимается.


Самостоятельная работа № 9

Тема 4.5. Организационная культура

Цель: закрепление теоретического материала по теме «Организационная культура».

Задание для самостоятельной работы: Подготовить сообщение по теме «Российская  деловая культура и ее особенности»

Инструкция по выполнению: Приложение 4


Список литературы

Нормативная литература и источники:

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. – № 7. –  21 янв.
  2. О банках и банковской деятельности : [федер. закон от 02 дек. 1990 г. № 395-1-ФЗ (ред. от 15 февр. 2010 г.)]  //  Рос. газ. – 1996. – № 27. – 10 февр. ; 2010. – № 33. – 17 февр.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17 июл. 2009) // Рос. газ. – 1996. – № 23. – 06 февр. ; 2009. – № 131п. – 20 июл.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 31 июл. 1998  г. № 145 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ)] // Рос. газ. – 1998. – № 153-154. – 12 авг. ; 2010. – № 109. – 21 мая.
  5. О Министерстве финансов Российской Федерации : [постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июн. 2004 г. № 329 (ред. от 15 июн. 2010 г. № 438)] // Рос. газ. – 2004. – № 162. – 31 июл.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 26. – Ст. 3350
  6. Российский статистический ежегодник, 2008 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол. : В.Л. Соколин и др.]. – Офиц. изд. – М. : Росстат, 2009. –  852 c.

Основные источники:

  1. Казначевская Г.Б. Менеджмент. учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.Б. Казначевская - 13-е изд., стер. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015. – 304 с.
  2. Косьмин А.Д. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие  для студентов, средний специальных. учеб. заведений: 3-е изд., стер./ А.Д.  Косьмин -  М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012. -145 с.

Дополнительные источники:

  1. Book.ru. Сетков В.И. Менеджмент : учебное пособие / В.И. Сетков. – 2-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 152 с. -  (Среднее профессиональное образование).
  2. Book.ru. Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие  / В.Д. Грибов. – 7-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. - (Среднее профессиональное образование).

Интернет ресурсы:

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library.
  2. Информационный портал «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., cop. 2005–2010. – Режим доступа: www.cfin.ru
  3. Каталог электронных образовательных ресурсов-[Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://fcior.edu.ru/
  4. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.government.ru
  5. Российский общеобразовательный портал - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp


Приложение 1

Образец составления теста

Тест - система заданий, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно определить уровень и оценить структуру подготовленности тестируемого.

Структура теста

Основными структурными компонентами теста являются:

1. Инструкция для тестируемых

2. Основной текст

3. Инструкция для проверяющих (эталон ответов)

Тестовое задание (далее - ТЗ) может быть представлено в одной из четырех стандартизованных форм: 

1. Закрытой формы (с выбором одного правильного ответа)

Например:

Пшеничная мука выпускается следующих сортов:

А) крупчатка, высший, первый, второй;

Б) сеяная, обойная, обдирная;

В) крупчатка, высший, первый, второй, обойная

2. Закрытой формы (с множественным выбором правильных ответов)

Например:

Вкусовые товары способствуют:

А) лучшему усвоению пищи;  

Б) оказывают тонизирующее действие на организм;

В) вызывают сонливость;          

Г)  возбуждают аппетит;

Д) способствуют потере аппетита.

3. Открытой формы

Например:

Срок хранения пастеризованного молока ___________________________.

4. На установление правильной последовательности

Например:

Установите правильную последовательность производства печенья:

1) подготовка сырья;

2) прокатка и вальцовка;

3) замешивание теста;

4) выпечка;

5) формовка;

6) упаковка;

7) охлаждение.

А) 2,3,4,1,6,7,5;   Б) 1,3,2,5,4,7,6;     В) 3,4,2,1,5,7,6;         Г) 2,1,4,3,7,6,5.

5. На установление соответствия

Например:

Установите соответствие между зерновой культурой и видом крупы:

А) Пшеница;                      1) Ядрица;                  

Б) Овес;                              2) Хлопья «Геркулес»;                                      

В) Гречиха;                        3) Артек.            

Эталон ответов:

1. В

2. А, Б, Г

3.  36 ч при t 2 С;

4.  Б) 1,3,2,5,4,7,6;    

5. А-3, Б-2, В-1


Приложение 2

Подготовка презентации

Инструкция по выполнению:

  1. Изучите дополнительную литературу, информационные ресурсы Интернет, отберите необходимый для презентации текстовый и графический материал.
  2. Помещая информацию на слайдах, помните, что она должна быть емкой, эффектной и информативной. Помните, презентация – это лишь визуальное сопровождение вашего устного выступления!
  3. Располагая визуальные объекты, помните, что они должны помогать восприятию материала, а не мешать.
  4. Оформите в едином стиле заголовки слайдов, текст. Учитывайте цветовое и анимационное оформление. Оно должно способствовать раскрытию темы вашей презентации.
  5. Оформите титульный слайд в соответствии с требованием: название работы «Стиль руководства и управления персоналом» название дисциплины; имя автора; имя курирующего преподавателя.
  6. Согласуйте презентацию с устным выступлением.

Приложение 3

Составление опорного конспекта

Инструкция по выполнению:

Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а  преподавателю – лучше понимать Вас и следить за  логикой Вашего ответа.  Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это   могут быть чертежи, графики,  формулы (если требуется, с выводом),  формулировки основных законов, определения.

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими  блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или  строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют РАМКАМИ РАЗЛИЧНЫХ  ЦВЕТОВ, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и  условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета (ВОВ,РФ,и др)  

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

 остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он должен быть  наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же  влияет на  усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление  обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых   знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного   шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.


Приложение 4

Подготовка доклада, сообщения

Инструкция по выполнению:

Отличия доклада от сообщения:

1) Во вступлении доклада в отличие от сообщения докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада;

2) Основная часть сообщения содержит факты, события, цифры, даты и другую точную и научную информацию.  Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей.

3) В заключительной части сообщения обобщается все сказанное, делаются выводы, а в докладе еще и высказываются предложения по изложенным проблемам.

4) Время выступления с сообщением – 5-7 минут, с докладом – до 20 минут.

Структура доклада:

  • Титульный лист (Приложение 1)
  • Введение (один абзац)
  • Основная часть
  • Заключение (один абзац)
  • Список использованных источников (литература, название сайтов)

Требования к оформлению работы

Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полуторный межстрочный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт TimesNewRoman, не менее кегель 12.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое, верхнее и нижнее —15мм, левое — 25 мм,. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 125 мм. Выравнивание текста по ширине.

Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.

Перенос слов недопустим.

Таблицы и иллюстрации размещаются по центру листа и нумеруются последовательно арабскими цифрами (Рис.1)

Если иллюстраций несколько, то все они должны быть одного размера.

В тексте на все рисунки, таблицы, схемы, фото должны быть даны ссылки.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета  изложения материала;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • живую интересную форму изложения;
  • акцентирование оригинальности  подхода.

Как начать выступление?

  • задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;
  • начать с интересной цитаты по теме выступления;
  • начать с конкретного примера из жизни;
  • начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью.

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. К выступлению необходимо  подготовить схемы, таблицы или плакаты, отражающие фактические данные. Выступая с сообщением, докладом полезно делать записи на доске по ходу изложения: записывать некоторые цифры, даты, имена и фамилии, трудные слова или термины. Записывать надо очень аккуратно, четко, продумав систему записи, в зависимости от фиксируемых данных. В момент записи лучше сделать паузу - это сосредоточит внимание слушателей только на зрительном восприятии. Однако пауза не должна быть длительной, поэтому записи на доске по ходу сообщения рекомендуется делать короткие, быстро выполнимые. В рабочем плане выступающий отметит, что и в какой момент сообщения надо будет записать. Затем полезно потренироваться в записи на доске, а если это невозможно почему-либо, то на отдельном листе бумаги.

Как заинтересовать слушателей в ходе основной части выступления?

  • рассказать необычные факты;
  • рассказать то, что непосредственно является основной темой выступления;
  • рассказывая, быть конкретным и определенным;
  • использовать образные сравнения, контрасты;
  • сообщение, доклад должно быть живым, что привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, предложения по избранным проблемам, которых всегда ждут слушатели. 

Как закончить выступление?

  • кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в речи;
  • процитировать что – либо по теме доклада, сообщения;
  • создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.

Типичные ошибки при выступлении

  • злоупотребление незнакомой терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
  • наличие слов – паразитов: «вот», «значит», «так сказать», «ну», «как бы» и т.п.;
  • чрезмерная громкость (тихость) голоса: через несколько минут не воспринимается такая речь;
  • построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает;
  • монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах выступления;
  • чтение текста, не отрываясь от листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования

Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования  и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста по профессии 19.01.17«Повар, кондитер»

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с рабочей программой по ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, ...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы МДК 04.02 Продвижение товаров и услуг для специальности 38.02.05

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом и рабочей программой дисциплины. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами об...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров для студентов специальности 38.02.04

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность, составляет...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов «Фармакологическая таблица-алгоритм»

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляе...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Автоматизация технологических процессов 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...