Методические указания для выполнения самостоятельной работы обучающимися по дисциплине «Основы экономической теории»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ukazaniya_dlya_samostoyat_rab_po_osnovam_ekonom_teorii.docx | 108.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Красноярского края
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Красноярский агарный техникум»
РАССМОТРЕНО: | УТВЕРЖДЕНО: |
на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № ___ «__» ________________ 2014 г. __________ Л. А. Водягина | Протокол заседания Методического совета №___ От «__»_____________2014 г. Председатель: _____________ Т. М. Тимофеева |
Методические указания для выполнения самостоятельной работы обучающимися по дисциплине
«Основы экономической теории»
Автор: преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Тонких А. А.
Красноярск 2014 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
«Экономическая теория» как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя введение в экономическую теорию - политическую экономию (сущностный анализ законов и категорий), ключевые разделы курса - микро- и макроэкономику (функциональный анализ экономических явлений и процессов), переходную экономику России.
Тематика курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель самостоятельной работы студентов - формирование экономического мышления студентов и развитие их способности использовать знания, умения, навыки экономического анализа в профессиональной деятельности.
Задачи самостоятельной работы связаны с формированием у обучающихся необходимых компетенций предусмотренных Федеральным государственным стандартом среднего специального образования по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
В результате изучения дисциплины «Основы экономической теории» обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
В результате изучения дисциплины «Основы экономической теории» обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
уметь:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
разбираться в основных принципах ценообразования;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности;
функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономической теории» для обучающихся специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Основы экономической теории» предусматривает выполнение индивидуальных творческих заданий в объеме 20 часов и внеаудиторной самостоятельной работы в объеме 22 часов. Всего самостоятельная работа по дисциплине «Основы экономической теории» предусматривает выполнение 42 часов самостоятельной работы. Самостоятельное изучение теоретического курса студентами включает:
- изучение каждой темы теоретического курса в соответствии с учебной программой;
- подготовку устных ответов на контрольные вопросы, приведенные к каждой теме;
- выполнение домашних заданий и решение задач.
Студенты выполняют самостоятельную работу на основе методических указаний для выполнения самостоятельней работы по дисциплине «Основы экономической теории», самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в круглые столы, дискуссии на лекциях.
Темы на самостоятельное изучение и контрольные задания преподаватель выдает на лекционных занятиях в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планироваием.
Образцы решения типовых задач различных уровней сложности приводятся с целью приобретения студентами прикладных навыков, способностей к аналитическим формам работ и развитию профессиональных компетенций. Учебная литература дана для всех модулей и может быть использована как при подготовке к семинару, так и для написания рефератов. Дополнительную, новую литературу необходимо подбирать с учетом указанных научных источников.
Данный вид самостоятельной работы позволяет освоить методологические основы экономической науки, структуру ее основных частей, направлений и школ, осмыслить следующие положения:
- основные микро- и макроэкономические концепции и модели, методы экономического анализа проблем;
- механизм функционирования рынка и влияние государственного регулирования на ценообразование, затраты фирм, формирование рыночных структур;
- основные категории микроэкономического анализа и поведения фирмы в различных конкурентных условиях;
- фундаментальные основы и показатели макроэкономики, формирующие целостное представление о макроэкономической теории и политике;
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Раздел 1. Экономическая теория как наука
Тема 1. Функции экономической теории, методы экономического анализа.
(самостоятельных - 2 часа)
Фундаментальные экономические условия и проблема выбора в экономике. Потребности, экономические блага и экономические ресурсы. Классификация экономических ресурсов. Экономические ограничения. Кривая производственных возможностей и альтернативная стоимость.
Объект и предмет экономики. Экономические отношения. Методы и основные этапы развития экономической теории. Микро- и макроэкономика.
Традиционная, административно-командная и рыночная экономика как типы экономических систем. Смешанная экономика.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- По каким причинам концепции экономической науки не бывают «долгожителями»?
- Как объяснить термин «политическая» в названии науки (от Мон- кретьена до Маркса)?
- Изложите основное различие между политической экономией и экономиксом.
- В чем проявляется максимизация удовлетворения потребностей на уровне предприятия, фирмы и государства.
- По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям)? Может быть ресурсы вашей семьи неограниченны?
- Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка?
Задачи с образцами решения
- В тайге работает бригада из восьми человек. Они заготавливают кедровые орехи и бруснику. Каждый день один человек может заготовить либо 20 кг орех, либо 10 кг брусники. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) бригады.
Как изменится местоположение ЛПВ бригады, если каждый работник станет в день собирать на 1 кг брусники больше?
Решение:
Для бригады из восьми человек дневная производительность будет составлять: 8 * 20 кг = 160 кг кедровых орехов и 8 * 10 кг = 80 кг брусники. Чертим линию производственных возможностей (рис. 1).
Рис. 1. Линия производных возможностей
Если каждый рабочий будет собирать по 11 кг брусники и дневная производительность составит 8 * 11 = 88 кг, то новая линия производственных возможностей изменится и займет положение пунктирной линии.
- Евгений - менеджер, проживает с мамой-пенсионеркой и любит виноград. Он зарабатывает 100 руб. в час. В магазине за виноградом по 80 руб. за килограмм нужно стоять час, а виноград по цене 120 руб. продается без очереди. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевого винограда для менеджера Евгения? Для его мамы-пенсионерки?
Решение:
Так как альтернативная ценность времени для мамы Евгения равна нулю, то ее рациональным выбором является очередь, которая еще и расширяет ее социализацию. Альтернативная ценность времени менеджера Евгения - 100 руб./час, полная цена винограда по 80 руб./кг равна 80X + 100, где X - объем покупки. Составляем уравнение:
80X + 100 < 120X
X > 2,5 кг
Вывод: для менеджера Евгения при покупке более 2,5 кг винограда стоять в очереди рационально.
Тема 2.1. Рынок, его механизм и условия формирования (самостоятельных - 2 часа)
Рынок: сущность, структура, функции. Субъекты рынка. Схема экономической активности.
Спрос на товары и услуги: понятие, графическое изображение, факторы. Величина спроса и спрос. Закон спроса. Предложение товаров (услуг) и величина предложения. Факторы изменения предложения. Закон предложения.
Рыночное равновесие и механизм его достижения. Равновесная цена и ее функции. Изменение равновесия.
Государственное регулирование рынка отдельных товаров (максимальные и минимальные цены, потоварные налоги, импортные тарифы и квоты, субсидии).
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Чем можно объяснить множественность определений рынка, существующих в экономической литературе?
- Назовите плюсы и минусы в ценообразующей функции рынка.
- Назовите методы, с помощью которых государство обязано компенсировать несовершенство рынка.
- Выскажите свою точку зрения о достоинствах и недостатках соревнования и конкуренции.
Задачи с образцами решения
- Функция спроса на рынке образовательных услуг представлена уравнением Qd = 1000 - 35P, а функция предложения - уравнением Qs = 5P + 600, где P - рыночная цена за час, а Qd и Qs - объемы спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на услугу в размере 3 у. е. за час. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.
Решение:
Найдем равновесную цену, приравнивая количество спроса и предложения Qd = Qs, на этом основании приравниваем правые части уравнений 1000 - 35P = 5P + 600,
400 = 40Р,
Pe = 10 у. е.
Найдем равновесное количество образовательных услуг, подставив рыночную цену в любое уравнение Qd = 1000 - 35P,
Qd = 1000 - 35 * 10,
Qd = 650.
Если государство устанавливает фиксированную цену на услуги в размере 3 у. е. за час, т. е. ниже равновесной, то спрос превысит предложение - на рынке возникнет дефицит. Найдем количество услуг, которое будет предложено по установленной цене:
Qs(3) = 5 * 3 + 600,
Qs = 615,
Qd (3) = 1000 - 35 * 3,
Qd = 895.
Таким образом будет продано на 35 образовательных услуг меньше, чем при свободной цене. При этом дефицит составит 895 - 615 = 280 образовательных услуг.
- Как повлияет на спрос и цену отечественного стирального порошка «МИФ» появление на рынке порошка другой компании - «ТАЙД»?
Решение:
Поскольку «ТАИД» является заменителем «МИФ», то, вероятно, предложение останется неизменным, а цена уменьшится (рис. 2).
Рис. 2. Спрос и цена на порошки
Тема 2.3. Теория потребительского поведения (самостоятельных - 2 часов)
Количественная (кардиналистская) теория полезности: общая и предельная полезность. Формирование индивидуального спроса. Психологические особенности потребительского выбора.
Порядковая (ординалистская) теория полезности. Потребительские предпочтения. Кривая безразличия. Бюджетная линия. Внутреннее и угловое равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.
Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность рыночного спроса и ее основные виды: по цене, по доходу, перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по цене и изменение в валовом доходе фирмы.
Эластичность предложения и ее влияние на поведение фирмы.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Может ли предельная полезность возрастать?
- Как перейти от зависимости предельной полезности и объема потребления к зависимости объема спроса и цены?
- Как эффект дохода и эффект замены проявляются в поведении потребителя?
- Всегда ли эффекты замены и дохода одинаково направлены? В каком случае они однонаправлены?
- Объясните соотношение между кривой «цена-потребление» и кривой спроса.
- Какие товары низкого качества вы приобретаете? Почему вы их покупаете? Будете ли вы продолжать покупать их, если ваш доход возрастет?
- Высокую или низкую эластичность спроса по цене (плате за обучение) имеет образование в университете?
Задачи с образцами решения
- Потребитель тратит 20 д. е. на апельсины и яблоки. ЫПя = 20 - 3х, где х - количество яблок, в шт. Миа = 40 - 5у, где у - количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 д. е., цена одного апельсина - 5 д. е. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
Решение:
В состоянии равновесия отношение предельных полезностей равно отношению цен товаров:
MUx = Px
MUy Pe '
Выбор потребителя предопределен бюджетным ограничением
Px • X + Py • Y = I.
Поэтому
20 - 3х = 5
40 - 5у 1
X + 5У = 20.
Решая систему уравнений, получаем ответ: X = 5; Y = 3.
- Определите коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене. Известно, что цена товара А выросла с 50 руб. до 60 руб. Объем спроса на товар В снижается с 60 тыс. штук в год до 40 тыс. штук в год. Прокомментируйте полученный результат.
Решение:
Формула дуговой (на отрезке) эластичности спроса:
Ed = AQ/(QrQ2)/2 : A P/P + P^2 = AP/AQ * /(P1 + P2) /(Q1 + Q2) = (50 - 60)/(60 - 40) * (50 + 60)/60 + 40) = -1/2 * 11/10 = -0,55.
Ответ: s = -0,55; Спрос неэластичный.
Тема 2.4.1. Конкуренция и ее экономическая роль (самостоятельных - 2 часов)
Классификация рыночных структур и их характеристика. Общие принципы поведения фирм.
Особенности поведения фирм, находящихся в условиях совершенной конкуренции: спрос на продукцию фирмы и условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде. спрос на продукцию фирмы и условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Предложение товаров, услуг фирмами - совершенными конкурентами и отраслью. Эластичность предложения. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.
Монополия: понятия, виды, определение цены и объема производства. Закономерности изменения предельного дохода монополиста. Эластичность спроса по цене как основной фактор монопольной власти. Ценовая дискриминация и ее виды. Экономическая эффективность монополии с точки зрения общества. Антимонопольное регулирование: цели и средства.
Олигополия. Варианты олигополистического поведения: картели, «дилемма заключенного», ценовое лидерство, война цен. Жесткость цен в условиях олигополии.
Монополистическая конкуренция. Особенность поведения фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Считается, что совершенная конкуренция - это крайний случай рыночной структуры. Если это так, почему важно понимать действия совершенно конкурентных рынков?
- Почему цена продукта, продаваемого на совершенно конкурентном рынке в конечном счете равна минимально возможным средним издержкам его производства?
- Объясните, почему конкурентная фирма скорее «ценополучатель», чем «ценопроизводитель».
- Почему нельзя ввести кривую предложения для монопольной фирмы?
- При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?
- Назовите две силы, которые толкают олигополистов в противоположных направлениях, когда дело касается ценообразования?
- В чем разница между ограничивающим и хищническим ценообразованием? Одинаковы ли их цели?
- К какой рыночной структуре относится рынок высшего образования? Какие факторы влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабах? Насколько важны входные и выходные барьеры?
Задачи с образцами решения
- Предположим, предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат предприятия от выпуска представлена таблице.
Q, штуки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ТС, д. е. | 100 | 140 | 200 | 300 | 440 | 600 |
Цена на рынке установилась на уровне 110 д. е. Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли? Ниже какого уровня не должна снизиться цена, чтобы предприятие не было вынуждено прекратить производство товара?
Решение:
Предприятия в рыночной экономике стремятся максимизировать прибыль, исходя из условия равенства предельной выручки предельным затратам. Кроме того, в условиях совершенной конкуренции предельная выручка равна цене товара. Если эта цена окажется ниже минимума средних переменных затрат, то предприятие может прекратить производство товара. Найдем объем производства, при котором МС = Р = 110 д. е., и рассчитаем средние переменные затраты. Если цена опускается ниже минимума средних переменных затрат, то фирма прекращает производство.
Q, штуки | е. У | МС | VC | AVC | TR | Прибыль |
0 | 100 | - | - | - | - | - 100 |
1 | 140 | 40 | 40 | 40 | 110 | -30 |
2 | 200 | 60 | 100 | 50 | 220 | 20 |
3 | 300 | 100 | 200 | 66,7 | 330 | 30 |
4 | 440 | 140 | 340 | 85 | 440 | 0 |
5 | 600 | 160 | 500 | 100 | 550 | -50 |
Из таблицы видно, что при выпуске третьей единицы продукции предельные, маржинальные затраты еще меньше цены, а при выпуске четвертой - больше. Значит, оптимум достигается при трех единицах, и прибыль при этом положительна (30 д. е.). Поэтому предприятие должно производить три единицы продукции.
- Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 - 2P. Общие издержки ТС = 8,5^ _ 10q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли. Как будет себя вести фирма в долгосрочном периоде?
Решение:
Обратная функция спроса Р = 26 - 1/2q, отсюда МЯ = 26 - q. Функция предельных издержек - производная функция общих издержек по q, т. е. TC = MC = 17q - 10 . Монополия максимизирует прибыль при МС = МЯ,
26 - q = 17 q - 10, т. е. 18q = 36. Отсюда q = 2. При q = 2 монополия назначает цену Р = 26 - / * 2 = 25. Прибыль П = ТЯ - ТС = q(Р - АС) = 2 * (25 - 8,5 * 2 + 10) = 36. Фирма получает ее как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Отсюда следует, что в долгосрочном периоде фирма остается в отрасли.
Ответ: q = 2, П = 36.
Тема 2.5. Рынок факторов производства факторов производства. (самостоятельных - 2 часов)
Особенности формирования спроса на факторы производства. Факторы, определяющие эластичность спроса на ресурс. Экономическая рента.
Рыночный спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Заработная плата и занятость. Минимальная ставка заработной платы. Влияние профсоюзов на рынок труда. Определение среднего уровня заработной платы. Дифференциация ставок заработной платы.
Ссудный капитал и ссудный процент. Спрос на инвестиции в краткосрочном периоде. Предельная норма окупаемости инвестиций. Спрос на инвестиции в долгосрочном периоде. Дисконтированная стоимость. Особенности земли как фактора производства.
Рынок земли: взаимодействие спроса и предложения. Экономическая (абсолютная) рента и ее виды. Цена земли. Арендная плата.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Что такое предельная норма технического замещения?
- Какой спрос отрасли на ресурс связан со спросом на ресурс со стороны каждой отдельной фирмы? Как можно получить кривую рыночного спроса на ресурс?
- Почему рост спроса на дома приведет к увеличению количества предлагаемого строительного кирпича?
- Может ли рост производительности труда рабочих в одной отрасли принести пользу работникам такой же квалификации в других отраслях?
Задачи с образцами решения
- Определите уровень заработной платы и объем предлагаемых услуг на рынке труда, если функция предложения труда описывается как
Ls = 10 + 1/2 W, а функция спроса на труд Ld = 100 - W. Как измениться оплата труда, если в данной отрасли предложение контролируется профсоюзом?
Решение:
Приравнивая данные функции Ld = L, получим 10 + 1/2W = 100 - W, откуда W = 60 д. е. Объем предлагаемого труда равен L = 100 - W = 100 - 60 = 40. Профсоюз будет действовать на рынке труда так же, как монополист на рынке блага. Условием максимизации его прибыли является равенство МЯ = MC, где МЯ - предельный доход профсоюза от найма предпринимателями дополнительного члена профсоюза, а МС - предельные издержки, которые описываются функцией отраслевого предложения труда.
МЯ = (Ld • W) = (L * (100 - L) = 100 - 2L. Функцию предложения труда можно представить в виде W = 2 L - 20. 100 - 2L = 2L - 20, отсюда L = 30. Если профсоюз ограничит величину предложения труда 30 ед., то ставка заработной палаты в соответствии с функцией спроса на труд вырастет до W= 100 - 30 = 70 д. е.
- Спрос фирмы на инвестиции задан функцией i = 0,5 - 0,01 * I, где I - величина инвестиций, а i - рыночная процентная ставка. Ответьте на вопросы:
- а) При какой рыночной процентной ставке спрос фирмы на инвестиции будет равен нулю?
- б) Какой будет величина спроса на инвестиции при процентной ставке равной 10 %?
- Решение:
- а) Инвестиционный спрос фирмы будет равен 0 при процентной ставке 50 %, рассчитываем, подставляя в формулу исходную I = 0.
- б) При ставке 10 % инвестиционный спрос составит 40 д. е., рассчитываем также подставляя вместо i = 0,1:
- 0,1 = 0,5 - 0,01- I , откуда I = 40 д. е.
Тема 2.5.3. Предпринимательство и прибыль. (самостоятельных - 2 часа)
Неравенство доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение доходов. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства в рыночной экономике.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Что такое эффекты обратной связи при изменении цены? Как может быть использован анализ общего равновесия для определения этих эффектов?
- Объясните проблему государственного вмешательства в ценообразование с точки зрения дилеммы эффективности и справедливости.
- Приведите несколько примеров отрицательных внешних эффектов. Объясните, почему объемы производства товаров при их наличии больше эффективных?
- Покажите, как можно использовать корректирующие налоги и субсидии для трансформации внешнего эффекта во внутренний.
- Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?
Задачи с образцами решения
- Проанализируйте ситуацию:
Народ устал от голода и жажды,
Но все-таки работать не идет!..
Он свято верит, что с небес однажды Ему в ладони что-то упадет!..
(Л. Филатов «Возмутитель спокойствия»)
Решение:
Речь идет об общественном благе, которое воспринимается большинством населения как бесплатное.
Тема 2.5.5. Издержки производства и доход. (самостоятельных - 7 часов)
Фирма в системе рыночных отношений: организационно-правовые формы и цели. Задачи, решаемые фирмой в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Производственная функция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний и предельный продукты переменного ресурса и их соотношение. Закон убывающей предельной производительности. Изокванты. Эффект масштаба.
Природа экономических издержек. Внешние и внутренние издержки фирмы. Валовая выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
Безвозвратные издержки.
Виды издержек в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки.
Валовые, средние и предельные издержки. Динамика краткосрочных издержек.
Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, отрицательный и постоянный эффекты масштаба производства. Изокоста. Взаимосвязь динамики долгосрочных средних издержек и размеров предприятий в отраслях.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Назовите главные факторы, изменяющие величину предложения, и объясните их влияние.
- Какие факторы влияют на эластичность предложения?
- Почему в свободной рыночной экономике для крестьян хороший урожай часто менее привлекателен, чем неурожай? Сформулируйте условия, при которых это утверждение будет правильным.
- Что такое издержки и прибыль с точки зрения экономиста?
- Способствует ли вертикальная и горизонтальная интеграция снижению издержек производства?
- Какие издержки - бухгалтерские или экономические - имеют отношение к фактору времени?
- Можно ли альтернативные издержки представить как определенное количество рублей или долларов или же они являются гипотетическими?
- Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимизации прибыли?
Задачи с образцами решения
- Предприниматель обладает информацией о совокупной производительности работника в д. е. в неделю:
Количество работников | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Недельное производство | 1000 | 1400 | 1900 | 2300 | 2650 | 2950 | 3200 | 3400 |
Какое количество работников наймет предприниматель при ставке зарплаты 1000 д. е. в месяц?
Решение:
Дополним данные таблицы данными о совокупном выпуске за месяц. Для этого умножим величину недельного производства на 30/7. Теперь определим предельную производительность: вычтем из величины общего продукта п работников значение общего продукта (п - 1) работников:
MPn = TPn - TPn-i
L | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
TP | 4286 | 6000 | 8143 | 9857 | 11 357 | 12 643 | 13 714 | 14 571 |
MP | 1714 | 2143 | 1714 | 1500 | 1286 | 1071 | 857 |
Предпринимателя интересуют значения предельного продукта на снижающемся участке. Он сравнивает их со ставкой заработной платы и нанимает столько труда, чтобы прирост совокупной выручки, получаемый от найма дополнительного работника, был не меньше ставки зарплаты. Таким образом предприниматель максимизирует свою прибыль. В данном случае предельная производительность 10-го работника равна 1071 (что больше 1000 - его заработной платы), а 11-го - только 857 (меньше 1000). Значит 10й работник будет нанят, а 11 -й - нет.
Ответ: предприниматель может нанять 10 работников.
Каждая машина в таксомоторном парке работает в три смены. Тарифная ставка водителя за смену w = 1, арендная плата за суточный прокат автомобиля r = 20. Издержки TC = 690. Определите, сколько машин и водителей занято в сутки.
Решение:
Водитель и такси - дополняющие ресурсы. Расходы таксопарка на функционирование одного такси в сутки составляет: 3w + r = 23. Общие издержки таксопарка равны 690. Значит, величина 690/23 = 30 дает нам количество машин, на каждой из которых в течение суток работает по 3 водителя.
Ответ: количество машин К = 30; водителей L = 90.
Тема 3.1. Основные макропоказатели и методика их расчета. (самостоятельных - 2 часов)
Кругооборот доходов и продуктов. Понятие макроэкономики и основные макроэкономические показатели: объем национального производства, уровень цен, норма безработицы, темпы экономического роста.
Валовый национальный продукт: содержание, принципы и методы счета. Валовый внутренний продукт.
Взаимосвязь основных показателей системы национальных счетов. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход и личный располагаемый доход как показатели системы национальных счетов. Национальное богатство.
Потенциальный и фактический валовый национальный продукт. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП. Индекс цен и индекс потребительских цен как показатели инфляции.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Каковы функции макроэкономики?
- Какие типы показателей анализируются в макроэкономике?
- Что лежит в основе деления системы показателей кругооборота на запасы и потоки?
- Какие взаимосвязи между экономическими субъектами отражаются в модели кругооборота?
- Какие процессы обслуживают деньги в модели кругооборота?
Задачи с образцами решения
Дефлятор ВВП равен 1,5, индекс номинального ВВП равен 0,4. Рассчитайте индекс реального ВВП.
Решение:
Индекс реального ВВП получается делением индекса номинального ВВП на дефлятор ВВП. В задаче он равен 0,99. И это говорит о падении реального ВВП на 1 %.
- Номинальный ВВП составил в данном году 216 д. е. Дефлятор ВВП равен 1,2 в сравнении с предыдущим годом, когда ВВП составлял 200 д. е. На сколько изменился реальный ВВП в сравнении с предыдущим годом?
Решение:
Принимая предыдущий год за базисный, находим рельный ВВП данного года по формуле: реальный ВВП = номинальный ВВП/ дефлятор ВВП. Или 216/1,2 = 180 д. е. Реальный ВВП упал на 20 ед. (200-180).
Тема 3.2.1. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. (самостоятельных - 2 часов)
Совокупный спрос AD: понятие, структура, факторы. Совокупное предложение AS: классический, неоклассический и кейнсианский подходы. Факторы, воздействующие на совокупное предложение. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
Равновесие в модели AD-AS: равновесные объем производства и уровень цен. Теоретическое и практическое значение модели AD-AS.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Каковы особенности совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах?
- В чем состоит механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию на рынке благ?
- Какие существуют теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса?
Задачи с образцами решения
- Если в прошлом году потенциальный ВНП составил 3000 д. е., кривая AD задавалась уравнением: Y = 3300 - 3Р, а в текущем году потенциальный ВНП вырос на 1 %, уравнение совокупного спроса приняло вид: Y = 3330 - 3Р, то какой будет инфляция?
Решение:
Потенциальный ВНП - это ВНП по доходам, в задаче он представляет совокупное предложение AS и равен Y = 3000 д. е.
Кривая AD задана по условию задачи уравнением Y = 3300 - 3Р. Для определения уровня цен прошлого года приравняем совокупный спрос и совокупное предложение: 3000 = 3300 - 3Р.
Находим из уравнения уровень цен Р = 100.
В текущем году ВНП вырос на 1 % , величина его соответственно стала Y = 3000 * 1,01 = 3030.
Для определения уровня цен текущего периода приравняем полученную величину совокупного предложения к уравнению совокупного спроса :
3030 = 3330 - 3Р. Из уравнения равновесия находим уровень цен Р = 100.
В текущем периоде уровень цен не изменился, следовательно инфляция равна 0.
Ответ: инфляция равна 0.
Тема 3.2.2. Равновесие на рынке товаров. (самостоятельных - 2 часов)
Потребление и сбережения. Автономное и производное потребление. Предельная и средняя склонность к потреблению.
Сбережения в кейнсианской модели: понятие, субъекты, мотивы. Предельная и средняя склонность к сбережениям. Факторы потребления и сбережений. Инвестиции: источники, мотивы, виды, факторы. Роль инвестиций в экономике. Инвестиции и сбережения. Парадокс бережливости.
Государственные расходы и налоги в кейнсианской модели «Доходы - Расходы».
Равновесие на товарном рынке: механизм формирования, рецессион- ный и инфляционный разрывы. Роль «изъятий» и «вливаний». Мультипликатор расходов. Механизм мультипликации. Виды мультипликации: мультипликаторы инвестиций, налогов, трансфертов, государственных закупок.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики.
- Влияние государственных расходов и налогов на потребительские и инвестиционные решения частного сектора.
- В чем состоит модификация основного макроэкономического тождества с учетом участия государства в макроэкономических процессах?
- Инфляционный налог и сеньораж. Плюсы и минусы государственной политики.
Задачи с образцами решения
- Предположим, что в стране насчитывается 10 семей. Одна половина из них имеет предельную склонность к потреблению, равную 0,5, а другая - 0,75.
Определите, на сколько вырастут потребительские расходы, если располагаемый доход вырастет на 10 000 д. е. и весь его прирост приходится:
а) на первую половину семей;
б) на вторую половину семей.
Какое влияние это окажет на равновесный ВНП?
Решение:
а) Если прирост потребительских расходов приходится на первую половину семей, то равновесный ВНП увеличится на 10 000 д. е. • 0,5 = 5000 д. е.
б) Если прирост потребительских расходов приходится на вторую половину семей, то равновесный ВНП увеличится на 10 000 д. е. • 0,75 = 7500 д. е.
3.4. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция, безработица (самостоятельных - 2 часов)
Экономический рост: сущность, цели, показатели. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Экономический рост и конъюнктура. Темпы экономического роста.
Цикличность как всеобщая формула экономической динамики. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева: внешние и внутренние причины цикла, материальная основа цикла, «правильности» Кондратьева. Деловой цикл: основные причины, характеристики, фазы и поворотные точки цикла.
Инфляция и безработица как проявление макроэкономической нестабильности.
Понятие инфляции. Классификация инфляции. Умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционная спираль «зарплата-цены». Экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Понятие занятости и безработицы. Фрикционная, структурная, институциональная и циклическая безработица. Естественная безработица. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стагфляция: причины и механизм. Стабилизационная политика государства.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Что характеризует кривая Филлипса, какие зависимости она отражает?
- Чем характеризуется механизм развития инфляции?
- В чем суть концепции инфляции предложения и инфляции спроса?
- Какие существуют критерии оптимальности экономического роста?
- Какие возможны отклонения от состояния равновесия в условиях цикличности? Какие фазы включает экономический цикл?
Задачи с образцами решения
- Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. - дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях и т. д.); 30 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. чел. - безработные; 1 млн. чел. - работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. Используя эти данные, рассчитайте:
а) величину рабочей силы;
б) уровень безработицы.
Решение:
Находим величину рабочей силы, исключая из численности населения те группы, которые не входят в экономически активное население:
100 - 24 - 30 = 46 млн. чел.
По формуле рассчитываем уровень безработицы:
Уровень безработицы = кол-ву безработных / на кол-во рабочей силы. Уровень безработицы = 4 млн. 600 тыс. безработных / на 46 млн. рабочей силы.
Уровень безработицы = 10 %.
Тема 3.5. Основные инструменты государственного регулирования экономики (самостоятельных - 2 часов)
Функции государства в национальной экономике. Формы и методы государственного регулирования.
Фискальная политика государства: понятие, цели. Налоги и госрасходы как инструменты фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционный и автоматический типы фискальной политики.
Финансы. Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Дефицит бюджета и государственный долг. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования дефицита бюджета. Кривая Лаффера.
Деньги: понятие, виды, функции. Трансакционный спрос на деньги. Уравнение Фишера. Портфельный подход к сбережениям и спекулятивный спрос на деньги. Факторы спроса на деньги.
Предложение денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Денежная база. Денежный мультипликатор.
Равновесие на денежном рынке и механизм его достижения. Изменения равновесия на денежном рынке.
Банковская система. Центральный банк и коммерческие банки: цели, функции, роль в экономике. Система частичных резервов. Банковский мультипликатор.
Кредитно-денежная политика государства: понятие, цели. Норма обязательного резервирования, учетная ставка процента, операции на открытом рынке как инструменты стимулирующей и сдерживающей монетарной политики.
Кейнсианский и монетаристский подходы к кредитно-денежной политике. Невозможность осуществления одновременного контроля государства за денежной массой и равновесной ставкой процента.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Функции государства в условиях рыночной экономики.
- Видите ли вы различия между финансовыми и денежными отношениями?
- Должен ли вызывать беспокойство дефицит бюджета?
- Определите кредит в узком и широком смысле слова.
- Назовите основные задачи Центрального банка России в условиях трансформации ее экономики.
- Какую из функций кредита вы бы назвали основной?
Задачи с образцами решения
- Экономика страны описывается следующими данными:
Y= C + In + G +Xn;
C = 300 + 0,8Yd;
I = 200 + 0,2Y;
Xn = 100 - 0,04Y;
G = 200 (государственные расходы);
t = 0,2 (ставка налогообложения дохода).
Рассчитайте равновесный уровень дохода и величину мультипликатора автономных расходов.
Решение:
В основное макроэкономическое уравнение равновесия подставляем приведенные в задаче данные и находим равновесный уровень дохода, преобразуя располагаемый доход в национальный:
Yd = Y - Y • t;
Yd = Y (1 - t) = Y (1 - 0,2) = 0,8Y;
- = 300 + 0,8 * 0,8Y + 200 + 0,2Y + 200 + 100 - 0,04Y.
Решаем уравнение относительно Y. Получаем равновесный уровень дохода Y = 1000. Мультипликатор автономных расходов находим по формуле
mult = 1/ 1 - mpc, где mpc - предельная склонность к потреблению.
mult = 1,25.
- Центральный банк купил государственные облигации на сумму 150 д. е. Как эта операция изменит количество денег в экономике, если обязательная резервная норма составляет 20 %?
Решение:
Изменение денежной массы в экономике исчисляется по формуле: ДМ = АМВ * 1/r, где ДМ - изменение денежной массы, АМВ - изменение денежной базы, r - обязательная резервная норма. Покупая облигации, ЦБ увеличивает денежную базу на 150 д. е. Поскольку обязательная резервная норма равна 20 % (0,2). Денежная масса в экономике возрастает на 750 д. е.
Тема 3.6.Мировой рынок, международная торговля и валютный механизм. (самостоятельных - 2 часов)
Международная торговля и ее экономическая основа. Международное разделение труда. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ, теория Хекшера - Олина. Влияние государственного регулирования на международную торговлю.
Международный валютный рынок: понятия, субъекты, функции. Фиксированные и плавающие курсы валют.
Международная валютная система и этапы ее развития.
Платежный баланс, его структура и роль. Формы международных расчетов.
Вопросы для обсуждения и дискуссий
- Система внешнеэкономических отношений в открытой экономике и их классификация.
- Какова основная идея платежного баланса?
- Как определяются номинальный и реальный валютный курсы?
Задачи с образцами решения
- В платежном балансе страны сальдо по текущим операциями составило 3342 у. е., а сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами достигло 5746 у. е. При этом сальдо в графе «чистые ошибки и пропуски» составило 7273 у. е. Каково было сальдо по счету «изменения валютных резервов»? Что означают знаки «плюс» и «минус» в этом случае.
Решение:
Мы имеем четыре основные части платежного баланса: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, чистые ошибки и пропуски и счет изменения валютных резервов.
Суммарное сальдо по этим счетам должно быть равно 0. Поэтому сальдо по счету изменения валютных резервов составляет - 1815.
Знак «минус» означает увеличение валютных резервов страны, а знак «плюс» - их уменьшение.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кроме индивидуальной самостоятельной работы рабочая программа дисциплины «Основы экономической теории» предусматривает выполнение индивидуальных творческих заданий в объеме 20 часов. Самостоятельная работа студентов включает в себя: подготовку выступлений и докладов, решение комплектов задач, изучение теоретического материала, написание рефератов и эссе.
Изучение теоретического курса предполагает самостоятельную работу студента по ознакомлению с учебными материалами, первоисточниками и официальными документами по проблеме. Рекомендации включают основные вопросы для изучения и тематику докладов для проведения конференций и круглых столов.
Выполнение заданий во внеаудиторное время позволяет студенту самостоятельно отработать решение трудных и стандартных заданий (задач) по изучаемому курсу и научиться самостоятельно принимать правильные решения.
Написание реферата
Приведенные в рекомендациях темы рефератов ориентируют на самостоятельную и творческую работу по приобретению навыков исследовательской и научной деятельности. Студенты могут выбрать заинтересовавшую их проблему, осветить ее, используя общепринятые взгляды, взяв на себя роль оппонента или «носителя» новых инновационных подходов и методов. Важно, чтобы аргументы, приводимые в работах, в обоих случаях были максимально убедительными, ориентированными на восприятие и учет российской действительности, отражали достижения не только западных, но и российских экономистов. Для этого необходимо использовать научную монографическую литературу, статьи из журналов «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы», «Экономист», «ЭКО», «Труд и социальные отношения», «Человек и труд», «Рынок ценных бумаг», «Эксперт» и других периодических изданий, а также статистические сборники и интернет-ресурсы.
Основа реферата выполняется с использованием учебной и научной литературы, стандартов серии ИСО 9000 и обязательно подкрепляется материалами.
Тему реферата студент выбирает самостоятельно из представленных ниже (или предлагают свою) и утверждает у преподавателя в течение первых двух недель обучения. Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов, объемом не менее 20 машинописных страниц и сдан к концу 14-й недели семестра.
Тема реферата должна быть раскрыта. Для этого составляется план (введение, два-три пункта плана, заключение). Излагаются разные точки зрения на выбранную проблему. Студенты предлагают свои выводы. К цитатам и статистическому материалу делаются ссылки с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы.
В конце реферата должен быть приведен список использованной литературы. Объем реферата 10-15 стр., шрифт - 14 Times New Roman, 1,5 инт.
Темы рефератов берут у ведущего преподавателя. Реферат сдают также ведущему преподавателю согласно графику учебного процесса.
Примерные темы рефератов и сообщений
- Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ.
- Общественное разделение труда: новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
- Инфраструктура рынка труда в России: проблемы становления.
- Модели рынка и их характеристика.
- Отличительные черты современного рынка.
- Г раницы рыночных отношений.
- Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя).
- Предельный анализ в теории потребительского выбора. Использование предельных величин в микроэкономическом анализе.
- Эластичность спроса на товар по цене и ее учет в производственной стратегии фирмы.
- Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность предприятий.
- Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: взаимосвязи и проблемы максимизации последствий.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономике России.
- Модель расширенного воспроизводства, возможности и особенности ее использования в современных условиях.
- Современные организационно-правовые формы предпринимательства: сравнительный анализ.
- Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур.
- Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.
- Равновесие фирмы и равновесие отрасли в модели совершенной конкуренции (долгосрочный период).
- Ценовая дискриминация: понятие, типы, влияние на общественное благосостояние.
- Монополия и олигополия: экономическая эффективность.
- Конкуренция и оптимальный размер фирмы.
- Место и роль монополий в переходной экономике России.
- Реформирование естественных монополий: мировой опыт и возможности его использования в России.
- Реклама в условиях монополистической конкуренции и олигополии: микроэкономический подход.
- Становление и формирование рынка труда в России.
- Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Современные тенденции международной миграции капитала и проблемы его бегства из России.
- Предложение труда и уровень заработной платы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- Экономическая рента и квазирента: понятие, механизм образования, роль.
- Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социальной справедливости.
- Провалы рынка: общая характеристика.
- Управление внешними эффектами посредством согласительной политики.
- Права собственности и внешние эффекты.
- Предоставление общественных благ частным сектором.
- Анализ издержек и выгод при выборе общественных благ.
- Поиск ренты от общественного выбора.
- Динамика ВВП России и ВНП США в 1990-е и 2000-е годы: сравнительный анализ.
- Специфика макроэкономического регулирования в России в условиях перехода к рынку.
- Влияние политики государства на кругооборот доходов и расходов.
- Пути преодоления неравновесия в процессе функционирования национальной экономики.
- Анализ основных макроэкономических показателей России в 19902007 годы.
- Совокупный спрос и совокупное предложение, различные модели макроэкономического равновесия.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и возможности ее использования применительно к российской экономике.
- Классическая модель макроэкономического равновесия и ее современные модификации.
- Инвестиционная политика в России.
- Инвестиции в жилищное строительство: структуры и особенности финансирования.
- Стагфляция: мировой опыт выхода из состояния стагфляции.
- Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика.
- Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.
- Банки и малый бизнес: мировой и российский опыт.
- Налоговые системы различных стран: общие черты и различия.
- Трансферты как особый инструмент фискальной политики.
- Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма.
- Тенденции усиления микрохозяйственных связей и место России в этом процессе.
- Российский рубль: проблемы валютного курса.
- Открытая экономика России: влияние импортных квот и тарифов на параметры внутреннего рынка.
- Формирование открытой экономики России и экономическая безопасность.
- Поиски путей формирования российской модели социальноэкономического развития страны.
- Экономические реформы в России: итоги и перспективы.
- Домохозяйство как объект экономической и социальной политики государства.
- Социальная политика государства в условиях действия рыночного механизма формирования доходов.
- Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России.
- Структурные сдвиги в экономике России и направления оптимизации структуры ее народнохозяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономике России.
- Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации.
- Динамика доходов и богатства России переходного периода (90-е годы ХХ века).
Написание эссе. Наряду с рефератами в учебном процессе предлагается написание эссе. Эссе представляет собой общие рассуждения, сочинение по какой-либо теме или о каком-либо предмете. В отличие от реферата, который можно представить в виде «законченной картины», эссе - это «этюд в прозе» (предварительные соображения по проблеме, случайные штрихи, наброски из собственных идей и мыслей). Объем эссе не превышает трех страниц текста.
- Экономические взгляды современных российских ученых.
- Россия - ресурсная кладовая мира.
- Робинзон Крузо: критерий выбора и располагаемые ресурсы.
- Трагедия « общественной собственности».
- Рынок недвижимости в Красноярском крае: анализ и динамика.
- Квартира: инвестиции или долг.
- Анализ спроса и предложения труда в г. Красноярске.
- «Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европою... история ее требует другой мысли, другой формулы» (А.С. Пушкин).
- Россия в третьем эшелоне развития капитализма. По кн.: Нуреев, Р. М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. - М. : 2001. - Ч. 3. - Гл. 7.
- «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббарт).
- Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- Применимость психологических законов в экономике.
- Дифференциация доходов в России.
- Реакция потребителя на изменение дохода цен.
- «Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене» (пословица).
- «Цена хороша, а не будет барыша» (пословица).
- Ускоренная амортизация средств предприятия: опыт различных стран.
- «Предпринимательство несет с собой и риск и награду» (Г. Мэнкью).
- Тайна «первоначального накопления капитала» российского предпринимательства.
- Тенденции развития современных технологий в экономике и формирование технологической политики России.
- Мировой нефтяной рынок и его связь с российской экономикой.
- Российский рынок цемента (2005-2006 гг.).
- Рынок коммунальных услуг с точки зрения мэра города.
- Картель и сговор.
- « Не во всякой игре тузы выигрывают» (К. Прутков).
- «Не молись на рынок, как на икону, считая, что он может сделать все».
- «Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу - обнажатся ноги» (К. Прутков).
- Хорошим считается образование лучшее, чем то, которое получает большинство других людей.
- Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья.
- Тратить, чтобы разбогатеть.
- Теоретическая и прикладная макроэкономика.
- Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой...
- Две модели - два взгляда: кейнсианцы и классики.
- Роль Кейнса в становлении макроэкономики как науки.
- Ипотека - дело индивидуальное.
- Клады и вклады.
- Стоит ли торговаться с инвесторами?
- Экономический рост и проблемы экологии.
- Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.
- Влияние перехода к рынку в России на социальные процессы.
- Безработица в условиях перехода к рынку: типы, издержки, специфика государственного регулирования.
- Подавленная и открытая инфляция в России. Динамика инфляции и безработицы.
- Инфляция в России и Красноярском крае.
- Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.
- Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.
- Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития.
- Налоги представляют собой зеркало, в котором отражаются все экономические проблемы государства.
- Долг платежом красен.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Курс валют: анализ и прогноз.
- Глобализация экономики: выгоды и недостатки для общества.
- Экспорт зарабатывает валюту, которую страна может использовать для финансирования импорта.
- Проблемы переходной экономики и смены экономических систем: исторический аспект.
- Приватизация и ее результаты в России.
- Вступление России в ВТО: перспективы и последствия.
- Социально-ориентированная рыночная экономика.
- Социальные программы на территории Красноярского края.
- Основные экономические правонарушения в России.
- Перераспределение прав собственности и приватизация в переходной экономике.
- Структурные сдвиги и становление предпринимательства.
- Основы формирования социальной ориентации экономики России.
- Распределение и доходы: реформирование социальной сферы.
Подготовка выступлений и докладов предполагает более содержательную работу студента: по выбору темы его выступления, подготовки презентации или написания конспекта (или тезисов) выступления, изучения более широкого круга дополнительной, современной и актуальной литературы,
настрой на дискуссионную работу, анализ статистических данных и практических примеров применения теории.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория».
- Предмет и функции экономической теории.
- Методы экономической теории.
- Определение и структура рынка.
- Разделение и кооперация труда.
- Собственность и ее формы.
- Экономическое благо.
- Товар в экономике.
- Деньги их свойства и функции.
- Факторы, влияющие на размещение производства.
- Теории размещения производства.
- Рыночная экономическая система.
- Традиционная экономическая система.
- Командно-административная система.
- Законы спроса и предложения.
- Эластичность спроса и предложения.
- Закон предложения.
- Эластичность предложения.
- Взаимодействие спроса и предложения.
- Потребление и экономический выбор.
- Предельная полезность.
- Процесс потребительского выбора.
- Предельная норма замещения.
- Земля как фактор производства.
- Земельная рента.
- Труд как фактор производства.
- Заработная плата.
- Капитал, как фактор производства.
- Износ капитала и амортизация.
- Производственная прибыль.
- Торговля и образование торговой прибыли.
- Предельная норма замещения.
- Издержки производства и доход.
- Конкуренция и ее виды.
- Монополия, виды монополий.
- Монопсония, виды монопсоний.
- Олигополия и олигопсония, их виды.
- Основные макроэкономические показатели.
- Характеристика национального хозяйства.
- Экономический рост.
- Типы экономического роста.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Совокупное предложение.
- Равновесие на рынке товаров.
- Безработица, ее причины.
- Виды безработицы.
- Инфляция, ее причины.
- Виды инфляции.
- Экономический цикл.
- Причины и виды экономических кризисов.
- Структура денежной массы.
- Типы денежных систем.
- Спрос и предложение денег.
- Равновесие на денежном рынке.
- Склонность к потреблению и сбережению.
- Накопление в производстве.
- Технический прогресс и эффективность производства.
- Инвестиции и мультипликатор.
- Государственное перераспределение доходов.
- Принципы, функции и формы налогообложения.
- Источники, принципы и формы кредитования.
- Банковская система и центральный банк.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Финансы и государственный бюджет.
- Классификация стран входящих в мировую экономическую систему.
- Международные экономические организации.
- Международное разделение труда.
- Международная торговля и вывоз капитала.
- Международная финансовая система.
- Классификация глобальных экономических проблем.
- Положительные и отрицательные стороны глобализации экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...
Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование"
Целью курсовой работы по курсу «Основы экономики» для специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование" является закрепление теоретических знаний студентов, обучение самост...
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы философии
Методические указания к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы философии" освещают виды ы и формы самостоятельной работы, систематизируют знания, способствуют оболее ...
Материалы по ссылкам к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Материалы по ссылкам к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Основы экономики и правового обеспечения профессиональной деятельности"
Материал предназначен для студентов 3 курса колледжа по специальности 15,02.01 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...