методические разработки по учебным дисциплинам
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Апастовский аграрный колледж»
Методическая разработка урока по дисциплине
«Экономика организации»
Тема: «Финансирование и кредитование»
Разработал: преподаватель специальных дисциплин
Сиразов И. Н.
п.г.т. Апастово, 2015 г.
Цели урока:
– обобщить полученные знания по теме “Кредитная система”;
– продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;
– способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
– продолжать воспитывать компетентного специалиста.
Задачи урока:
– показать практическое применение полученных знаний, последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– определение домашнего задания.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Стенд “Деньги”
- Стенд “Виды кредита
Тип урока: комбинированный.
Время: 90 мин.
Методика проведения урока:
- Организационный момент. Мотивация. Здесь используется метод обучения – беседа.
- Сообщение темы, целей, задачи. Урок начинает преподаватель.
Введение.
Тема “Кредитная система” является одной из важных тем дисциплины “финансирование и кредитование”. Будущим специалистам необходимо изучить механизм кредитования, особенности оформления документов для получения кредита. Методическая разработка по проведению урока по теме “Кредитная система” с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения.
Студенты учатся самостоятельно оформлять документы, знакомятся с условиями кредитования, с методикой расчета графика погашения кредита.
Тема рассматривается с учетом знаний, получаемых на уроках статистики, экономики, математики. Наглядность, рефераты, несут определенную информацию студентам, повышают заинтересованность студентов к изучаемой дисциплине, позволяют увязать теоретические знания с практическими.
В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:
– Обобщение материала;
– Контроль полученных знаний (диктант);
– Практическое применение полученных знаний.
Подготовка к занятию включает:
– Подбор и определение необходимой литературы;
– Подготовка наглядных пособий;
– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;
– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– Определение домашнего задания.
Ход урока
- Организационная часть.
- Сообщение целей урока.
- Постановка задач перед студентами.
- Сообщение критериев оценки знаний и умений.
- Повторение пройденной темы.
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики.
- Анализ работы.
На уроках, предшествующих данному уроку студенты изучили темы: Деньги”, виды банков “Виды кредитов”, “Виды вкладов”.
Необходимо обобщить полученные знания (доклады и сообщения). Предлагается заслушать краткие доклады “Центральный Банк РФ” “Коммерческие банки и их функция”.
Можно провести разминку: вопрос – ответ.
1) Какие формы кредитов вы знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный)
2) В чем разница между банковским кредитом и коммерческим кредитом? (Из самого определения этих кредитов; стоимость кредитов, объект кредитных отношений различны).
3) Дать понятие потребительского кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).
4) Что представляет собой международный кредит? (Участниками кредита являются отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств и международные финансово-кредитные институты: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.).
5) Перечислите виды банковского кредита в зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные – от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)
На каждый вопрос студенты должны дать правильный ответ.
После обобщения можно прийти к практическому применению полученных знаний. Здесь лучше использовать элементы деловой игры.
Заранее проводится подготовительная работа со студентами по выполнению этого этапа:
– Оформить стенд по видам кредитов;
– Определяются группы ребят, имитирующих работников банка;
– Подготавливаются необходимые образцы документа;
– Разрабатываются ситуации;
В ходе этого этапа студенты обращают внимание на необходимую документацию, обеспечение кредита, на сроки кредитования, условия кредитования.
“Работники кредитного отдела банка” должны правильно решить предлагаемую ситуацию увязать с условиями кредитования действующих банков.
Подведение итогов урока является ответственным моментом: важно верно оценить работу каждого студента, отметить содержательность сообщений, правильность ответов и активность студентов на уроке, отменить отличившихся в подготовительной работе к уроку. Необходимо выяснить, что нового узнали студенты на уроке, что необходимо запомнить и пояснить.
На подведение итогов необходимо время: возникает пауза, которую следует заполнить.
Можно провести экскурсию по выставке “Деньги”, или предложить вспомнить пословицы и поговорить на тему: “Деньги – кредит”, например:
- Какая пословица говорит о том, что надо вовремя рассчитаться за кредит? (Долг платежом красен).
- Какая пословица сложилась в результате платности услуг банка и их красивых обещаний об ипотеке под низкую процентную ставку?(Обещанного три года ждут).
- Какую бы поговорку можно было придумать о бесплатном кредитовании на образовательные услуги? (Свежо предание – но верится с трудом).
- Какая поговорка отражает накопительную функцию банковского учреждения? (Курочка по зернышку клюет).
- Какая пословица говорит об ответственности перед банком? (Любишь кататься – люби и саночки возить).
- Пословица о необходимости тщательной проверки анкет и справок, заемщика? (Доверяй – но проверяй).
Задание на дом. Подготовить образцы бланков для безналичных расчетов.
Заключение.
Данная методика проведения урока обобщения знаний помогает реализовывать поставленные цели и задачи:
– Активизировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
– Повышать интерес к изучаемой дисциплине;
– Развивать способность к анализу ситуации.
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Апастовский аграрный колледж»
Методическая разработка урока по дисциплине
«Налоги и налогообложение»
Тема: «Основные виды налогов и методика их расчета»
Разработал: преподаватель специальных дисциплин
Сиразов И. Н.
п.г.т. Апастово, 2015 г.
Тема урока: Основные виды налогов и методика их расчетов
Продолжительность: 90 мин.
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений обучающихся по пройденным темам курса
Вид урока: деловая игра
Цели урока:
Образовательная цель: проконтролировать степень усвоения студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение».
Студент должен знать:
- Основные термины, понятия и элементы системы налогообложения;
- Принципы системы налогообложения и методы взимания налога;
- Методологию расчета сумм налога.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Воспитательная: формирование устойчивого интереса к профессии. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Методы: информационно-рецептивный (словесный, наглядный); репродуктивный (практический, поисковый, фронтальный опрос); эвристический (ответы на проблемные вопросы).
Материально-техническое обеспечение урока: учебная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office Power Point), калькулятор.
Межпредметные связи: экономика организации, бухгалтерский учет, АФХД.
Внутрипредметные связи: темы разделов рабочей программы «Современная налоговая система РФ», «Федеральные налоги и методика их расчета», «Региональные налоги и методика их расчета», «Местные налоги и методика их расчета», «Специальные налоговые режимы, особенности применения».
Ход урока.
- Организационная часть.
- Сообщение целей урока.
- Постановка задач перед студентами.
- Сообщение критериев оценки знаний и умений.
- Распределение студентов по командам.
- Проверка знаний методом комбинированного опроса.
Обучающиеся должны знать нормативные акты, регулирующие отношения
организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс РФ;
экономическую сущность налогов; принципы построения и элементы налоговых
систем;
виды налогов в РФ
- Анализ работы группы.
Изучив тему «Основные виды налогов и методика их расчетов» вы должны показать свои знания, умения и навыки по этой теме.
Каждая команда отвечает на один вопрос по порядку. Набираются баллы.
I. Вопросные карточки:
- Что такое налог? (…обязательный платеж в казну государства)
- Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет)
- Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективных отраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
- Что называется ценой? (… денежное выражение стоимости товара)
- Разница между выручкой и себестоимостью называется…? (прибылью)
- Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
- Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения? (НДС)
- Перечислите меры ответственности за налоговые правонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет, арест и конфискация имущества ...)
- Что такое Налоговая система РФ? (…совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмена)
- Какие налоги называются местными? (…устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет)
- Налоги взимаются на территории округа (региона) и зачисляются в региональный бюджет? (… региональные налоги)
- Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
- Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? (себестоимостью)
- Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? (акцизы)
- Федеральный, прямой налог, конечным его плательщиком является физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
- Перечислите основные виды налогового контроля (выездная, камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)
II. Карточки с задачами
Задача: Рассчитайте сумму прибыли и сумму налога на прибыль при следующих условиях: выручка от реализации продукции в отчетном периоде составила 870500 рублей, себестоимость продукции 720000 рублей, получены штрафы от нарушения условий договоров на сумму 4500 рублей, получен доход по дивидендам от участия в других организациях на сумму 37000 рублей, получены убытки в результате несчастного случая на сумму 25000 рублей, страховое возмещение составило 17500 рублей, произведена выплата дивидендов по своим акциям на сумму 28000 рублей.
Задача: Рассчитайте ежемесячную сумму налога на доходы физических лиц за налоговый период при следующих условиях: среднемесячная начисленная заработная плата бухгалтера В.А. Соловьевой составляет 27200 рублей. У бухгалтера имеется двое детей: 15 летний сын и 20 летняя дочь – студентка ВУЗа, обучается по очной форме. К заявлению о предоставлении стандартных налоговых вычетов работник приложил копии свидетельств о рождении обоих детей и справку из ВУЗа. Также имеется справка от работодателя супруга о не предоставлении А.А. Соловьеву стандартных налоговых вычетов по месту работы.
Студенты работают самостоятельно.
Классификация налогов
100 - Эти налоги, определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории
Ответ: Федеральные
200 - По способу взимания, эти налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком таких налогов выступает владелец имущества (дохода).
Ответ: Прямые.
300 - Назовите виды налогов в зависимости от субъекта налогообложения (налогоплательщика)
Ответ: - налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физ. и юр. лицами.
400 - В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они классифицируются:
Ответ: Федеральные, региональные, местные
500 - По целевой направленности введения налогов различают:
Ответ: - абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
- целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд
Темы второго раунда: Федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги и специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги
600 - Назовите налог, который взимается по всей территории страны. Построен на резидентском принципе. Объектом налогообложения у налоговых резидентов являются доходы, полученные как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а у нерезидентов - только доходы, полученные из источника в России. Основная ставка налога 13%.
Ответ: НДФЛ
700 - Косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций.
Ответ: НДС
800 - Налогоплательщиками данного налога признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Ответ: Налог на прибыль
900 - Назовите вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления.
Ответ: Акцизы
27200 * 13% = 3536 руб. Так, как гр. Соловьева достигнет порога по предоставлению стандартных налоговых вычетов в размере 280000 рублей
Самоанализ урока
Урок - деловая игра «Своя игра» - это одно из предпоследних занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение». В процессе урока студенты закрепляют сформированные знания и умения в области налогообложения, а преподаватель получает возможность проконтролировать степень их усвоения.
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками группы, индивидуальными особенностями обучающихся.
Группа, в которой проводился урок–игра, имеет хороший уровень качества знаний и обученности, студенты обладают высокой познавательной направленностью и интересом к освоенному предмету и как следствие к своей профессии.
На уроке были реализованы следующие принципы:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности закрепления сформированных знаний и умений, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.
На уроке использовались технические средства обучения, в частности, была сформирована мультимейдийная презентация игры, что обеспечило поддержку мотивации к данной форме занятия, закреплению знаний о налогах и системе налогообложения РФ, интерес к выбранной профессии.
На уроке были задействованы все обучающиеся. Степень трудности урока высокая, так как урок содержит большой объем информации – большая плотность теоретического материала и практических заданий. Целью урока являлся контроль усвоенных студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение». В ходе урока студенты показали знания в области налогообложения и успешно применили полученные знания в практических вопросах и решении задач.
Урок состоит из нескольких этапов.
- Организационный момент (1 мин) – организация и привлечение внимания обучающихся
- Актуализация знаний (15-20 мин) – проверка домашнего задания, являющаяся одновременно средством выделения необходимых для дальнейшей работы знаний студентов
- Игра (55 мин) – постановка проблемных вопросов и задач с целью контроля знаний обучающихся.
- Подведение итогов игры (5-10 мин) – объявление результатов игры, присвоение мест командам. Анализ урока (рефлексия).
- Итог урока (5 мин) – подведение итога, выставление оценок, рекомендации для коррекции знаний и умений обучающихся, запись домашнего задания.
При проведении урока используются следующие методы обучения:
- словесный (фронтальный опрос, рассказ, лекция, беседа);
- наглядный (мультимедийная презентация игры, показ наглядных пособий - карточек);
- практический (решение задач);
- поисковый (размышления над проблемой);
- метод создания ситуации успеха в учебе;
- метод поощрения.
Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности студентов – что повысило качество знаний и умений обучающихся.
На первом и втором этапе урока используется словесный и наглядный методы обучения, это необходимо для того, чтобы настроить студентов на работу на уроке. Обучающиеся легко справились с предложенными вопросами. Отвечая на них, они ссылались на ответы из выполненного домашнего задания. Форма фронтального опроса выбрана не случайно: при проведении учебных занятий в данной группе процент участвующих в опросе составляет более 83%, соответственно, фронтальный опрос – оптимальный словесный метод включения максимального количества обучающихся в тему урока.
Третий и основной этап использует большинство методов обучения, таких как словесный, наглядный, практический, поисковый, метод создания ситуации успеха в учебе, метод поощрения. Данные методы характерны для урока – игры. Они направлены на закрепление полученных знаний и способствуют умениям студентов ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ и понимать сущность и порядок расчетов налогов.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы, использовалась смена видов деятельности студента.
Урок получился очень динамичным. Задачи, решавшиеся на данном уроке - игре, были реализованы. На протяжении всего занятия активность студентов была высокой. Она проявилась в ответах на вопросы, вовлеченности в обсуждение проблем, увлеченности тематикой урока, заинтересованности в получении дополнительной информации. Студенты смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (применение методологических основ к конкретной ситуации при решении практических задач), высказывании собственного мнения.
Уровень эмоциональности занятия - высокий, т.к. игра как форма урока увеличивает заинтересованность студентов. Логически выстроенный урок, смена заданий и деятельности студентов, а также доброжелательная образовательная обстановка позволили избежать перегрузки обучающихся. Поставленных целей данный урок достиг.
Самоанализ урока
Урок - деловая игра «Своя игра» - это одно из предпоследних занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение». В процессе урока студенты закрепляют сформированные знания и умения в области налогообложения, а преподаватель получает возможность проконтролировать степень их усвоения.
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками группы, индивидуальными особенностями обучающихся.
Группа, в которой проводился урок–игра, имеет хороший уровень качества знаний и обученности, студенты обладают высокой познавательной направленностью и интересом к освоенному предмету и как следствие к своей профессии.
На уроке были реализованы следующие принципы:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности закрепления сформированных знаний и умений, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.
На уроке использовались технические средства обучения, в частности, была сформирована мультимейдийная презентация игры, что обеспечило поддержку мотивации к данной форме занятия, закреплению знаний о налогах и системе налогообложения РФ, интерес к выбранной профессии.
На уроке были задействованы все обучающиеся. Степень трудности урока высокая, так как урок содержит большой объем информации – большая плотность теоретического материала и практических заданий. Целью урока являлся контроль усвоенных студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение». В ходе урока студенты показали знания в области налогообложения и успешно применили полученные знания в практических вопросах и решении задач.
Урок состоит из нескольких этапов.
- Организационный момент (1 мин) – организация и привлечение внимания обучающихся
- Актуализация знаний (15-20 мин) – проверка домашнего задания, являющаяся одновременно средством выделения необходимых для дальнейшей работы знаний студентов
- Игра (55 мин) – постановка проблемных вопросов и задач с целью контроля знаний обучающихся.
- Подведение итогов игры (5-10 мин) – объявление результатов игры, присвоение мест командам. Анализ урока (рефлексия).
- Итог урока (5 мин) – подведение итога, выставление оценок, рекомендации для коррекции знаний и умений обучающихся, запись домашнего задания.
При проведении урока используются следующие методы обучения:
- словесный (фронтальный опрос, рассказ, лекция, беседа);
- наглядный (мультимедийная презентация игры, показ наглядных пособий - карточек);
- практический (решение задач);
- поисковый (размышления над проблемой);
- метод создания ситуации успеха в учебе;
- метод поощрения.
Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности студентов – что повысило качество знаний и умений обучающихся.
На первом и втором этапе урока используется словесный и наглядный методы обучения, это необходимо для того, чтобы настроить студентов на работу на уроке. Обучающиеся легко справились с предложенными вопросами. Отвечая на них, они ссылались на ответы из выполненного домашнего задания. Форма фронтального опроса выбрана не случайно: при проведении учебных занятий в данной группе процент участвующих в опросе составляет более 83%, соответственно, фронтальный опрос – оптимальный словесный метод включения максимального количества обучающихся в тему урока.
Третий и основной этап использует большинство методов обучения, таких как словесный, наглядный, практический, поисковый, метод создания ситуации успеха в учебе, метод поощрения. Данные методы характерны для урока – игры. Они направлены на закрепление полученных знаний и способствуют умениям студентов ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ и понимать сущность и порядок расчетов налогов.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы, использовалась смена видов деятельности студента.
Урок получился очень динамичным. Задачи, решавшиеся на данном уроке - игре, были реализованы. На протяжении всего занятия активность студентов была высокой. Она проявилась в ответах на вопросы, вовлеченности в обсуждение проблем, увлеченности тематикой урока, заинтересованности в получении дополнительной информации. Студенты смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (применение методологических основ к конкретной ситуации при решении практических задач), высказывании собственного мнения.
Уровень эмоциональности занятия - высокий, т.к. игра как форма урока увеличивает заинтересованность студентов. Логически выстроенный урок, смена заданий и деятельности студентов, а также доброжелательная образовательная обстановка позволили избежать перегрузки обучающихся. Поставленных целей данный урок достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной дисциплине Операционные системы ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Методическое пособие разработано для студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», 230113«Компьютерные системы и комплексы» и 230111 «Компьютерные сети» с целью оказания м...
Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине Элементы высшей математики
Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине «Элементы высшей математики» предназначена для студентов КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» специальности 230111 «Компьютерные сет...
Методическая разработка по учебной дисциплине Математика» по теме "Определенный интеграл" ( для преподавателя)
Методическая разработка посвящена изучению понятия «определенный интеграл», являющегося важной составной частью практически любого курса математики. Актуальность данной тематики связана, в частности, ...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»
Методическая разработка по учебной дисциплине по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...
Методическая разработка по учебной дисциплине Основы социологии и политологии
Методическая разработка творческого урокана тему «Социальный статус»по учебной дисциплине Основы социологии и политологии...