Методическая разработка урока по ПМ.05 Осуществление налогового учета и налогового планирования в организаии
методическая разработка на тему
Цель урока - объяснить студентам правила перехода на упрощенную систему налогообложения, сформировать умения расчета налога при переходе на упрощенную систему налогообложения, отражения в налоговом учете в ходе проведения урока путем взаимодействия двух преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 38.33 КБ |
Технологическая карта урока | 51.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по ПМ.05 Осуществление налогового учета налогового планирования в организации
МДК 05.01. Организация и осуществление налогового учета
МДК.05.02. Планирование налоговой деятельности
Тема: «Организация налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения»
Разработали:
преподаватели спецдисциплин
Ермолаева Н.Н., Федотова И.А.
Москва, 2015.
Тип урока: комбинированный с элементами деловой игры
Вид урока: урок решения «ключевых задач»
Форма обучения: индивидуальная, групповая, работа в малых группах
Цели урока:
I. Дидактическая (обучающая): изучить упрощенную систему налогообложения.
Задачи:
- объяснить студентам правила перехода на упрощенную систему налогообложения;
- сформировать знания по расчету налога при переходе на упрощенную систему налогообложения и отражения его в налоговом учете;
II. Развивающая: развивать мышление, доброжелательность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим, творческие способности студентов.
Задачи:
- научить студентов умению обобщать путем сравнения, оперировать понятиями, рассуждать по аналогии;
- развивать способности к абстрактному выдвижению гипотез, выделению противоречий и формированию проблем, умению выделять главное, коммуникативные способности студентов;
- развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, способность к сотрудничеству,
- развивать творческие навыки, умения применять знания на практике.
III. Воспитательная: воспитание чувства ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Задачи:
- воспитывать взаимоуважение, способность к самореализации;
- формировать творческий подход к делу, способность к сотрудничеству.
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с членами группы и принимать правильные решения в конкретных производственных ситуациях.
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение тестовых заданий);
- проблемно-поисковый (решение ситуационных задач).
Методы контроля: устный фронтальный опрос, тестирование, решение ситуационных задач.
Междисциплинарные связи: ОП.07. Налоги и налогообложение.
Формирование знаний и умений:
- расчет единого налога по упрощенной системе налогообложения;
- умение применять полученную информацию при расчете налога;
- умение самостоятельно делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения.
Средства обучения:
1. Дидактический материал (тестовые задания, карточки-задания, ситуационные задачи).
2. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
3. Калькулятор.
Время проведения: 2 часа (90 мин.)
ХОД УРОКА:
I. Организационная часть: (5 минут)
- Приветствие.
- Проверка отсутствующих студентов (староста сообщает об отсутствующих на уроке), готовности студентов к уроку.
- Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация студентов (что должны знать и уметь), сообщение плана урока.
Преподаватель: (Федотова И.А.) Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, а бинарный.
Цель нашего урока: повторить теоретические знания по системе налогообложения, которые вы приобрели по дисциплине «Налоги и налогообложение» на 3 курсе и умения по исчислению налогов.
Урок пройдет в два этапа. На первом этапе вам предлагается повторить пройденный материал. На втором этапе – изучение нового материала по УСН и закрепление его в ходе игры. Для этого группа разбивается на три команды. Итак, приступим к повторению материала.
II. Повторение пройденного материала (15 минут).
1. Задачи – 3 задачи (3 человека). (Приложение 1.) - Федотова И.А.
- Вопросы на повторение (5 – 10 вопросов). (Приложение 2.) – Ермолаева Н.Н.
3. Тесты и взаимопроверка. (Приложение 3.) – Ермолаева Н.Н.
III. Объяснение нового материала. (30-35 минут)
Преподаватель: (Ермолаева Н.Н.) А сейчас мы с вами приступим к изучению нового материала по упрощенной системе налогообложения.
- Планирование использования упрощенной системы налогообложения (УСНО).
(15 минут). (Ермолаева Н.Н.)
Материал по теме с тезисами в презентации. Запись студентами основных аспектов.
- Организация налогового учета при применении УСНО (признание доходов и расходов в учете, особенности документооборота). (15-минут). (Федотова И.А.)
В тетрадях студенты записывают тему и план урока.
Хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.
Так ответил римский император Тиберий (42 до н. э. – 37 н. э.) на
предложение наместников об обременении налогами римских провинций.
Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так,
чтобы получить максимум перьев с минимумом писка.
Жан Батист Кольбер (1619–1683),
министр финансов Франции при Людовике XIV
Главный принцип налогообложения –
«Дешевизна взимания при минимуме налогового обременения».
Адольф Вагнер (1835–1917), немецкий экономист
Связь с дисциплиной «Налоги и налогообложение».
Видеоролик (5 минут).
IV. Закрепление материала. (25 минут)
- Тестовые задания. (Приложение 4.)
- Ситуационные задачи (группа предварительно разделена на 3 команды, каждая из которых защищает свою). (Приложение 5.)
V. Подведение итогов занятия. (5 минут)
Преподаватели подводят итоги урока, выставляют оценки и комментируют их.
VI. Рефлексия. (5 минут)
- Студенты высказываются одним предложением на фразы с экрана:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
VII. Информация о домашнем задание.
- Учебник: В.М.Богаченко, Н.А.Кириллова. - Бухгалтерский учет, стр. 379-417.
- Подготовиться к выполнению практического занятия по исчислению себестоимости продукции.
Приложение 1.
Задачи на повторение пройденного материала
Приложение 2.
Вопросы для повторения пройденного материала
1. Какой налог уплачивают юридические и физические лица со своего дохода? (Ответ: Юридические лица обязаны уплачивать налог на прибыль, а для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью основной налог – это НДФЛ.)
2. Что является объектом налогообложения налога на прибыль и как он определяется?
(Ответ: Объектом налогообложения является прибыль предприятий. В – НДС – З.)
- Какая установлена ставка налога на прибыль?
(Ответ: У налога на прибыль установлена ставка 20 %.)
- Что является объектом налогообложения НДФЛ?
(Ответ: Доходы, полученные физическим лицом в налоговом периоде. Также физическое лицо имеет право на стандартные и профессиональные налоговые вычеты.)
- Какая установлена ставка НДФЛ?
(Ответ: Ставка НДФЛ установлена - 13%.)
- Что является объектом налогообложения НДС?
(Ответ: Выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.)
- Какие установлены ставки НДС?
(Ответ: На НДС установлены ставки 18% и 10% на продукты питания и товары детского ассортимента.)
Приложение 3.
Тесты на повторение пройденного материала
- Предприятия имеют право использовать УСН если они:
- производят подакцизные товары;
- оказывают грузоперевозки населению;
- имеют филиалы.
- Если выручка от реализации продукции превысила 45 млн. руб., то предприятия:
- могут использовать УСН;
- не могут использовать УСН.
3. Если объектом налогообложения выбрана выручка, то ставка УСН установлена:
- 6%;
- 9%;
- 15%.
4. Если объектом выбрана прибыль, то ставка УСН установлена:
- 6%;
- 9%;
- 15%.
5. Налоговым периодом установлен:
- календарный год;
- календарный месяц;
- квартал.
Приложение 4.
Тестовые задания по теме «Упрощенная система налогообложения»
Вариант – 1
1. Уплата единого налога по УСН предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты некоторых налогов . От уплаты какого налога не освобождается организация, применяющая УСН?
налог на прибыль |
2. Организация имеет право перейти на УСН с 1 января следующего года, если по итогам 9 месяцев выручка, не превышает:
15 000 000 руб |
3. Какая из нижеперечисленных организаций не имеет право на применение УСН?
ООО, занимающееся оптовой торговлей алкогольной продукцией |
4. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на УСН с 1 января 2015 года. Что из нижеперечисленного не обязан указывать индивидуальный предприниматель в этом заявлении?
размер доходов за 9 месяцев текущего года |
5. Организация, являющаяся участником договора простого товарищества:
не может применять УСН 6% |
Тестовые задания по теме «Упрощенная система налогообложения»
Вариант – 2
1. Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала 2015г., уведомив об этом налоговый орган не позднее:
30 ноября 2014г. |
2. Основные средства, приобретенные во время применения УСН 15%, принимаются в расходы в следующем порядке:
в полном размере в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию |
3. При УСН 15% материалы списываются в расходы при условии:
: | их оплаты и оприходования |
4. Организация на УСН 15% уплачивает минимальный налог в случае:
отсутствия доходов за налоговый период |
5. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, подает декларацию по итогам налогового периода не позднее:
25 января, года, следующего за отчетным годом |
Приложение 5.
Ситуационные задания
Пример 1 .
ООО «Красивый дом» осуществляет оптовую торговлю текстильными изделиями. С 2016 года организация планирует перейти на УСНО. Организации нужно выбрать оптимальный (выгодный) объект налогообложения. Для этого были проведены следующие мероприятия:
- определены три основных показателя с учетом кассового метода и закрытого перечня расходов (исходные данные указаны в приведенной ниже таблице);
- установлено, что организация не вправе применять льготную ставку, предусмотренную законом субъектов;
- планируемые показатели были занесены в сравнительную таблицу и был исчислен налог по двум моделям.
Показатель | Объект обложения «доходы минус расходы» | Объект обложения «доходы» |
Доходы, включаемые в базу при расчете налога по УСН | 1 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Расходы, включаемые в базу при расчете налога по УСН | 600 000 руб. | х |
Процент расходов в сумме доходов | 60% | х |
Налогооблагаемая база | 400 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Ставка налога | 15% | 6% |
Сумма единого налога по УСН | 60 000 руб. | 60 000 руб. |
Страховые взносы * | х | х |
Минимальный налог | 10 000 руб. | х |
Сумма единого налога по УСН к уплате | 60 000 руб. | 60 000 руб. |
*В отчетном периоде страховые взносы в организации не начислялись и не уплачивались, поскольку организация заключила договор со специализированной компанией о предоставлении персонала.
В рассматриваемом случае налоговая нагрузка организации как при объекте «доходы», так и при объекте «доходы минус расходы» одинаковая, соответственно, безразлично, какой объект налогообложения выберет налогоплательщик. Но заметим, что если планируемые показатели таковы, что безразлично, какой объект налогоплательщик будет применять, то лучше выбрать объект «доходы», поскольку при использовании этого объекта отсутствует риск неподтверждения расходов и учет значительно проще.
Обратите внимание!
Если доля расходов при указанных выше условиях составляет менее 60%, то выгоднее использовать объект обложения «доходы». Если доля расходов превышает 60%, то выгоднее применять объект «доходы минус расходы».
Пример 2.
ООО «Мир красоты» производит косметические средства. С 2016 года организация планирует перейти на УСНО. Перед менеджерами компании поставлена задача — выбрать оптимальный (выгодный) объект налогообложения. Для этого были проведены следующие мероприятия:
- определены три основных показателя с учетом кассового метода и закрытого перечня расходов (исходные данные ниже указаны в таблице);
- установлено, что организация не вправе применять льготную ставку, предусмотренную законом субъектов;
- планируемые показатели были занесены в сравнительную таблицу и был исчислен налог по двум моделям.
Показатель | Объект обложения «доходы минус расходы» | Объект обложения «доходы» |
Доходы, включаемые в базу при расчете налога по УСН | 1 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Расходы, включаемые в базу при расчете налога по УСН | 800 000 руб. | х |
Процент расходов в сумме доходов | 80% | х |
Налогооблагаемая база | 200 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Ставка налога | 15% | 6% |
Сумма единого налога по УСН | 30 000 руб. | 60 000 руб. |
Страховые взносы и сумма пособий | х | 30 000 руб. |
Минимальный налог | 10 000 руб. | х |
Сумма единого налога по УСН к уплате | 30 000 руб. | 30 000 руб. |
В рассматриваемом примере суммы единого налога при применении объектов «доходы» и «доходы минус расходы» идентичны. Следовательно, организация может выбрать любой из предусмотренных объектов налогообложения.
Обратите внимание!
Если доля расходов при указанных условиях составляет менее 80%, то выгоднее использовать объект обложения «доходы». Если же доля расходов превышает 80%, то выгоднее применять объект «доходы минус расходы».
Исключение из правил:
Как обычно, если установлены правила, то из них бывают исключения. В частности, как мы уже отметили ранее, правило пороговых точек не действует в случае, когда организация может применять льготную ставку (принятая ставка в регионе). Рассмотрим пример.
Пример 3.
ООО «Территория уюта» оказывает жилищно-коммунальные услуги населению. С 2016 года организация планирует перейти на УСНО. Необходимо выбрать оптимальный (выгодный) объект налогообложения. Для этого были проведены следующие мероприятия:
- определены три основных показателя с учетом кассового метода и закрытого перечня расходов (исходные данные указаны в приведенной ниже таблице);
- установлено, что организация вправе применять льготную ставку, предусмотренную законом субъектов;
- планируемые показатели были занесены в сравнительную таблицу и был исчислен налог по двум моделям.
Показатель | Объект обложения «доходы минус расходы» | Объект обложения «доходы» |
| 1 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Расходы, включаемые в базу при расчете налога по УСН | 800 000 руб. | х |
Процент расходов в сумме доходов | 80% | х |
Налогооблагаемая база | 200 000 руб. | 1 000 000 руб. |
Ставка налога | 10% | 6% |
Сумма налога | 20 000 руб. | 60 000 руб. |
Взносы на обязательное страхование, на которые можно уменьшить единый налог | х | 30 000 руб. |
Минимальный налог | 10 000 руб. | х |
Сумма налога к уплате | 20 000 руб. | 30 000 руб. |
На основании произведенных расчетов менеджеры сделали вывод, что выгоднее применять объект «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Вывод:
Рассмотренный в статье алгоритм определения выгодного объекта налогообложения является законной оптимизацией налоговых платежей, позволяющей повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Отметим, что правильный выбор налогоплательщик может сделать лишь только в том случае, если учтет все рассмотренные факторы в совокупности.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы учебного занятия | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат/формы контроля |
Организационный момент | 5 мин. | Подготовка учащихся к восприятию учебного материала | Приветствие учащихся, отметка присутств. Объясняет цель и задачи урока, проверка наличия выполненного домашнего задания | Рапорт дежурного. Приветствие преподавателя. Открывают тетради с домашним заданием. | Включаются в процесс целеполагания | |
Проверка знаний учащихся | 15 мин. | Промежуточная диагностика знаний учащихся с прошлого урока. | Записывает на доске тему урока, опрос учащихся с прошлой темы. | Устные ответы, Решение задач, тестирование | Оценка знаний через устные ответы, решение задач, выполнение тестов (самооценка) | |
Актуализация знаний | 5 мин. | Подготовка учащихся к восприятию нового материала/(Видеоролик) Систематизировать знания и т.д. | Записывают тему урока, отвечают на теоретические вопросы по изученному материалу. | |||
Изучение нового материала | 30 мин. | Планирование использования упрощенной системы налогообложения (УСНО). (15 минут). (Ермолаева Н.Н.) Организация налогового учета при применении УСНО (признание доходов и расходов в учете, особенности документооборота). (15-минут). (Федотова И.А.) | Объясняет новую тему, подкрепляя рассказ фактами и доводами. Выполнение практических примеров совместно с группой. | Слушают лекцию, задают вопросы по ходу объяснения, ведение конспекта. Выполняют работу совместно с преподавателем. | Учащиеся понимают объясняемую тему, формулируют основные положения лекции – взаимопроверка. Выполняют практическое задание. | |
Закрепление нового материала | 20 мин. | Закрепить знания по теме, выполнение практической работы. | Ставит практическое задания перед учениками, контролирует правильность выполнения | Выполняют практическое задания. Отвечают на вопросы. | Закрепление знаний по новой теме. | |
Подведение итогов урока | 5 мин | Выводы по уроку, объявление отметок | Проверка работ студентов. | Защита проведенного практического задания | Закрепление новых знаний | |
Домашнее задание | 5 мин. | Объяснить домашнее задание НК РФ, конспект | Домашнее задание записывает в конспект | Запись д/з | ||
Рефлексия | 5 мин. | Студенты высказываются одним предложением на фразы с экрана | Показывает на экране фразы для ответов студента | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный модуль "Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации" специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ №52...
Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации»
Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» для студентов специальности 080114 ...
Вопросы к дифференцированному зачету ПМ 05. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации МДК.05.01/УД.01 Налоговый контроль
Вопросы к дифференцированному зачету ПМ 05. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организацииМДК.05.01/УД.01 Налоговый контроль...
Вопросы к дифференцированному зачету ПМ 05. «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» МДК 05.01. «Организация и планирование налоговой деятельности»
Вопросы к дифференцированному зачету ПМ 05. «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации»МДК 05.01. «Организация и планирование налоговой деятельности»...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.5. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулюПМ.5. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль
Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.Курс: 2Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.Вид заня...
Методическая разработка урока по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Урок по теме «Синтетический и аналитический учет издержек обращения» входит в МДК 04.03 «Организация бухгалтерского учета и аудита на предприятиях торговли и общественного питания&ra...