КИМы по МДК 02.01 Планирование и организация розничных продаж в страховании (по отраслям)
методическая разработка на тему
КИМы по МДК 02.01 Планирование и организация розничных продаж в страховании (по отраслям) предназначены для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов, обучающихся по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) (углубленная подготовка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_mdk_02.01.docx | 518.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
Пензенский многопрофильный колледж
торгово – экономическое отделение
Утверждаю
Заместитель начальника отделения
______________Л.В.Волкова
«___» ___________ 20 г.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МДК 02.01. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ (ПО ОТРАСЛЯМ)
для студентов, обучающихся по специальности
080118 Страховое дело (по отраслям)
углубленная подготовка
Рассмотрены на заседании методической комиссии профессиональных дисциплин по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление», «Юриспруденция»
Протокол № _____ от «____»_____________20__г.
Председатель комиссии ____________А.Г.Кольцова
Содержание
1.Задания по теме «Системное управление страховой компанией»
2.Задания по теме «Стратегическое управление страховой компанией»
3.Задания по теме «Стратегический план»
4. Задания по теме «Финансовая стратегия страховой компании»
5. Задания по теме «Маркетинговая стратегия страховой компании»
6. Задания по теме «Операционный менеджмент в страховании»
7. Задания по теме «Управление продажами страховой компании»
8. Задания по теме «Организационная структура продаж страховой компании»
9. Задания по теме «Корпоративная стратегия страховой компании»
10.Задания для итоговой аттестации
Задания по теме «Системное управление страховой компанией»
Задание № 1
Вашему вниманию представлены 4 блока стратегических целей страховой компании:
• Финансы:
- Рост доходов
• Клиенты:
- Увеличение клиентской базы
• Бизнес-процессы:
- Своевременная доставка материалов поставщиками
- Снижение издержек
- Улучшение качества обслуживания.
• Рост и обучение
- Обучение новых сотрудников
- Повышение квалификации и переподготовка
Используя методику «дерева целей», сформулируйте подцели в каждом из блоков, постройте их иерархию, следуя при этом основным этапам построения и общим рекомендациям к построению.
Задание № 2
Решите ситуации.
Ситуация 1
Матрица эффектов и ущерба страховой компании имеет вид
Ситуация | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | (Φi)min | (Φi)max |
Вариант | |||||||
В1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 5 | ||
В2 | 2 | 0 | 5 | 8 | 7 | ||
В3 | 3 | 4 | 5 | 8 | 7 |
Определить оптимальные варианты из множества решений, заданных матрицей решений с использованием минимаксного критерия.
Ситуация 2
Матрица решений компании имеет вид
Ситуация | S1 | S2 | S3 | S4 | (Φi)min | (Φi)max |
Вариант | ||||||
В1 | 13 | 5 | 21 | 2 | ||
В2 | -5 | 0 | 9 | 8 | ||
В3 | 4 | 2 | 1 | 7 | ||
В4 | 0 | -2 | 6 | -1 |
Определить оптимальные варианты из множества решений, заданных матрицей решений с использованием минимаксного критерия.
Ситуация 3
Определить оптимальные варианты из множества решений, заданных матрицей решений с использованием критерия Байеса-Лапласа при равновесных состояниях.
Ситуация | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | q |
Вариант | ||||||
В1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 0 | |
В2 | 2 | 0 | -2 | 3 | 4 | |
В3 | 6 | -5 | 3 | 0 | 1 | |
В4 | 2 | 4 | 1 | -1 | 5 |
Ситуация 4
Определить оптимальные варианты из множества решений, заданных матрицей решений с использованием критерия Сэвиджа
Ситуация | S1 | S2 | S3 | S4 |
Вариант | ||||
В1 | 2 | 5 | 7 | -3 |
В2 | 6 | -1 | 0 | 2 |
В3 | 8 | 11 | -3 | 4 |
В4 | 5 | 7 | 2 | 1 |
(Φj)max |
Задание № 3
Руководство страховой компании ставит перед вами задачу расширения ассортимента страховых продуктов. Используя алгоритм метода гирлянд случайностей и ассоциаций, предложите несколько вариантов страховых продуктов, которые, вероятнее всего будут пользоваться спросом в обозримом будущем.
Задание № 4
Руководство страховой компании ставит перед вами несколько исходных проблем (ПКД):
- Увеличить посещаемость сайта страховой компании
- Повысить уровень обслуживания клиентов страховой компании
- Расширить ассортимент страховых продуктов
- Расширить агентскую сеть
- Повысить эффективность рекламной кампании
Следуя алгоритму метода «букета проблем», предложите варианты решения предложенных проблем.
Задание № 5
Решите ситуации, используя для расчета известные вам формулы статистических показателей
Ситуация 1
Имеются данные страховых организаций по имущественному страхованию.
1 | Страховое поле (Nмах) | 262 000 |
2 | Число заключенных договоров (N) в том числе на добровольной основе (Nd) | 118 000 93 500 |
3 | Сумма застрахованного имущества (S), тыс. руб. | 23 500 |
4 | Страховые взносы (V), тыс. руб. | 705 |
5 | Страховая сумма пострадавших объектов (Sn), тыс. руб. | 4875 |
6 | Страховые выплаты (W), тыс. руб. | 445 |
7 | Число страховых случаев (nc) | 3540 |
8 | Количество пострадавших объектов (nn) | 2440 |
Определите показатели, характеризующие деятельность страховых организаций.
Ситуация 2
Имеются данные страховых организаций по имущественному страхованию в регионе
Определите:
1. Степень охвата страхового поля, в том числе добровольным страхованием.
2. Долю пострадавших объектов.
3. Частоту страховых случаев.
4. Уровень опустошительности.
5. Среднюю страховую сумму, в том числе пострадавших объектов.
6. Средний размер выплаченного страхового возмещения.
7. Средний размер страхового взноса.
8. Коэффициент страхового возмещения.
9. Рентабельность страховых организаций.
10. Уровень взносов по отношению к страховой сумме.
11. Убыточность страховой суммы.
Ситуация 3
Из 100 тыс. семей застраховали свое имущество 22 тыс. семей в размере 450 млн руб. Сумма взносов в счет застрахованного имущества составила 44 млн руб. Число страховых случаев — 46. Пострадало имущество у 43 семей. Страховая сумма пострадавшего имущества составляет 350 млн руб. Сумма страхового возмещения — 320 млн руб.
Определите:
1. Среднюю страховую сумму застрахованного имущества.
2. Средний страховой взнос.
3. Средний размер страхового возмещения.
4. Показатель доли пострадавших объектов.
5. Показатель выплат страхового возмещения.
6. Уровень взносов по отношению к страховой сумме.
7. Показатель убыточности страховой суммы.
Задание № 6
Ознакомьтесь с содержанием кейсовой ситуации.
История ЗАО «Страховая группа «УралСиб» началась 1 ноября 1993 года с образования ЗАО «Промышленно-страховая компания».
В 2002 году 100% акций ЗАО «Промышленно-страховая компания» перешли в собственность Финансовой корпорации «НИКойл». Стратегия корпорации была направлена на создание интегрированной системы продаж страховых и финансовых продуктов инвестиционно-банковской группы. В результате интеграции корпорация получила возможность предлагать потребителям в любом сегменте финансового рынка целый комплекс инвестиционных, коммерческих банковских и страховых услуг.
В 2003 году было принято решение о смене бренда ЗАО «ПСК» на ЗАО «НИКойл-Страхование». Смена бренда означала и изменение стратегии компании: наряду с организацией системы кросс-продаж основной целью деятельности было определено развитие классических видов страхования, розничных и корпоративных продаж, расширение региональной сети. Особое внимание было уделено разработке и внедрению новых страховых и банко-страховых продуктов, ориентированных на конкретные интересы разных групп потребителей. Используя 10-летний опыт работы и лидирующие позиции на национальном страховом рынке, компания «НИКойл-Страхование» обеспечивала обслуживание населения и предприятий по всем основным видам страхования: жизни, здоровья, имущества, автотранспорта, ответственности, финансовых рисков и др. В течение года были открыты 15 филиалов и 98 агентств в 49 регионах России.
В 2004 году в связи с подписанием соглашения о стратегическом партнерстве Финансовой корпорации «НИКойл» и Банковской группы «УРАЛСИБ» общее собрание акционеров компании приняло решение о смене наименования с ЗАО «НИКойл-Страхование» на ЗАО «Страховая группа «УралСиб». Как показали проведенные маркетинговые исследования, именно такое наименование компании являлось более перспективным для интеграции и расширения страхового бизнеса. При этом смена названия не означала изменение принятой стратегии развития.
В 2005 году были определены основные задачи на ближайшее время: построение ключевых принципов работы созданной компании, организация системы обслуживания клиентов на протяжении всего цикла страхования и создание основ для дальнейшего развития бизнеса.
В 2006 году Страховая группа «УРАЛСИБ» была аккредитована в ряде крупных финансовых организаций, что позволило укрепить и расширить выстроенную систему кросс-продаж. В целях повышения качества обслуживания клиентов как при осуществлении страхования, так и при урегулировании страховых случаев было принято решение о формировании трехуровневой системы управления бизнес-процессами на территории всей региональной сети. Система подразумевала построение взаимодействия филиалов, объединенных в региональные дирекции, с центральным офисом, что позволяло в значительной степени повысить самостоятельность филиалов в принятии различных решений.
В 2007 году трехуровневая система управления бизнес-процессами компании была полностью сформирована. В это же время активно совершенствовалась и система урегулирования страховых случаев: в 2007 году были открыты Центры урегулирования страховых случаев в таких городах, как Краснодар, Пермь и Оренбург. Страховая группа «УРАЛСИБ» продолжила развитие бизнеса при сохранении стабильного финансового состояния и обеспечения прибыльности деятельности.
В 2008 году ЗАО «Страховая группа «УралСиб», не останавливаясь на достигнутых результатах, компания продолжила свое развитие. Были открыты два филиала в Московской области — в городах Мытищи и Одинцово. В рамках программы по внедрению единых стандартов обслуживания клиентов в 2008 году начали свою работу Центры урегулирования убытков в 13 городах: Пензе, Санкт-Петербурге, Саратове, Екатеринбурге, Воронеже, Кемерове, Новосибирске, Самаре, Тюмени, Уфе, Ярославле, Ижевске и Ростове-на-Дону. Таким образом, общее количество специализированных подразделений по урегулированию страховых случаев достигло 17.
В 2009 году Страховая группа «УРАЛСИБ» реализовала ряд крупных социальных проектов: организована и проведена социально-информационная программа по безопасности имущества граждан при поддержке МВД РФ в 17 городах России; реализован социальный проект совместно с журналом «Наша власть»: «Гордость и слава России»; оказана благотворительная помощь обездоленным и больным детям в 19 городах страны.
В 2010 году Страховая группа «УРАЛСИБ» продолжила реализацию социально значимых проектов по всей России в рамках корпоративной благотворительной программы «Радость детскому сердцу».
В 2011 году Страховая группа «УРАЛСИБ» сосредоточилась на развитии системы мультиканальной дистрибуции в рамках всей страны, позволяющей взаимодействовать с клиентом в максимально удобном для него формате. Также в рамках совершенствования клиентского сервиса проводится: обновление ценностного продуктового предложения, развитие Федерального контакт-центра и Центра Контроля Качества, адаптация IT-платформы к новым бизнес-запросам, реализация концепции «Бережливый офис».
Ответьте на вопросы:
- Перечислите стадии, которые прошла в своем развитии страховая группа «Уралсиб». Изобразите их графически.
- На какой стадии находилась компания по состоянию на 2011 год? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ситуацию.
- С какими из известных вам актуальными для российских страховых компаний проблемами столкнулась страховая группа «УРАЛСИБ» на начальном этапе своего развития? Перечислите их, подкрепляя свой ответ соответствующими выдержками из ситуации. Ответ оформите в таблице
Проблемы развития | Выдержка (-ки) из ситуации |
Задание № 7
Решите ситуации.
Ситуация 1
Топ-менеджер крупной страховой компании пришел к собственнику с просьбой повысить ему зарплату, на что собственник заметил: «Если я подниму тебе оклад вдвое, как ты просишь, этого же захотят и твои коллеги — такие же директора других подразделений. Я тебя ценю и уважаю как настоящего профессионала, но поделать ничего не могу». Топ-менеджер был удивлен, будучи уверенным в успехе своего замысла. Согласны ли Вы с высказыванием собственника компании? Какой ошибки ему удалось избежать в данной беседе?
Ситуация 2
Опытный агент страховой компании попросил у руководства начинать рабочий день в 12 утра (так как он сова), иметь плавающие выходные, а также три отпуска по две недели. В ответ руководство выдвинуло свои условия: в случае необходимости (презентации, встреча VIP-гостей) работник будет задерживаться до 24:00. Какой ошибки позволил избежать достигнутый консенсус между начальством и страховым агентом?
Ситуация 3
Руководство страховой компании назначило на должность заместителя начальника филиала молодого, энергичного, амбициозного человека, который в силу возраста существенно выделялся на фоне опытных старших товарищей. Перед принятием на работу молодой человек был четко проинструктирован руководством о том, что его основная задача - создавать внутреннюю конкуренцию в руководящих кругах. От какой ошибки пыталось подстраховаться руководство компании? К чему может привести подобная практика?
Ситуация 4
В страховую компанию поступил на работу новый сотрудник. Руководитель подразделения устроил ознакомительную экскурсию по офису, показал рабочее место, познакомил с сослуживцами, вкратце рассказал об истории компании и затем пустил сотрудника в оборот, подчеркнув, насколько важен вклад каждого сотрудника в общий успех компании, и выразив уверенность, что новичок не подведет. Несмотря на видимое отсутствие конфликтов в коллективе и излишней нагрузки, спустя месяц сотрудник пожелал сменить место работы. В чем, по-вашему, кроется причина увольнения сотрудника? О какой ошибке управленца идет речь?
Ситуация 5
Сотрудники одной из страховой компании так резюмировали корпоративную культуру: «В нашем маленьком агентстве всё решается совместно. В начале и в конце недели – общее собрание. В понедельник строим планы, в пятницу – подводим итоги. Возникла проблема – устраиваем мозговой штурм. Любые, даже самые нелепые, предложения можно без опаски высказать. Всё обсуждается, и иногда из идеи, озвученной, что называется, в порядке бреда, общими усилиями рождается вполне жизнеспособная концепция». Каких ошибок позволит избежать подобная практика компании?
Ситуация 6
В одной из страховых компаний заурядными стали следующие ситуации:
1. Без видимых на то причин коллеги стали менее разговорчивы друг с другом. А если и вступают в диалог, то говорят очень осторожно, сухо.
2. Участились случаи, когда важную информацию по работе то и дело «забывают» передать. Но кто-то один из коллег постоянно проявляет удивительную осведомленность.
3. Начальник каким-то таинственным образом постоянно оказывается в курсе тех вещей, которые ему не следовало бы знать и которые были известны только сотрудникам отдела.
4. Со стола одного из сотрудников стали пропадать важные документы, а с рабочего компьютера вечно стираются нужные файлы.
О чем могут свидетельствовать подобные тревожные симптомы? К какой ошибке может привести невмешательство руководства в дела отдела? Посоветуйте, как себя вести сотрудникам отдела в каждом конкретном случае?
Задания по теме «Стратегическое управление страховой компанией»
Задание № 1
Проведите анализ окружающей среды страховой компании (компанию выбрать на свое усмотрение). Укажите субъекты и факторы окружающей среды для данной компании, впишите их в соответствующий столбец таблицы профиля. Укажите, какое влияние они могут оказать на деятельность выбранной Вами компании, рассчитайте степень их важности. Сделайте соответствующие выводы.
Задание №2
Вашему вниманию представлены миссии ведущих страховых компаний. Миссия какой страховой компании, на Ваш взгляд, самая удачная? Почему?
Росгосстрах: «Защита благосостояния людей путем предоставления им доступных и отвечающих их потребностям страховых услуг».
Уралсиб: «Мы создаем уверенность в будущем и способствуем благополучию каждого».
Ресо-гарантия: «Изменить отношение к страхованию в России, доказав, что оно может быть основано на партнерстве и доверии».
Ингосстрах: «Обеспечение надежной страховой защиты государственных интересов России и имущественных интересов юридических и частных клиентов».
ГУТА-страхование: «Помогать людям управлять рисками, окружающими их в повседневной жизни».
Макс: «Мы обеспечиваем жизненную уверенность, стабильность бизнеса и охрану здоровья гражданам России, берем на себя их экономические, имущественные и другие риски».
Задание №3
Сформулируйте миссию небольшой страховой компании с небольшим опытом работы на страховом рынке и работающей с ограниченным ассортиментом страховых продуктов.
Задание №4
Перед Вами стратегические цели двух страховых компаний:
Стратегическая цель компании Макс:
- занять лидирующее положение на страховом рынке России.
Стратегическая цель компании Росгосстрах:
- сделать из Росгосстраха в течение 10-15 ближайших лет компанию, которая из года в год будет:
- эталоном надежности и качества обслуживания для клиентов в финансовой отрасли;
- эталоном качества работы сотрудников и качества управления людьми и процессами;
- эталоном работодателя для сотрудников в финансовой отрасли
Стратегическая цель какой компании сформулирована верно с методической точки зрения? Какие критерии эффективности не учтены при формулировке неправильной цели?
Задание №5
Решите ситуации.
Ситуация 1
Руководству страховой компании удалось добиться лидерских позиций на Пермском страховом рынке благодаря использованию возможности модернизации и реализации программы страховой защиты и результатам исследования, показавшим, что Пермский край насыщен потенциально опасными промышленными объектами, на его территории имеются большие лесные массивы, в старых и неприспособленных городских зданиях периодически возникают пожары. Какие составляющие 5 «П» стратегии компании удалось удачно реализовать в своей политике?
Ситуация 2
Анализ страхового рынка республики Коми показал, что, несмотря на большое количество страховых компаний, работающих на данном рынке, объем страхования еще достаточно мал. Улучшая качество работы, используя современные методы страхования, поднимая страховую культуру населения региона, у компаний есть возможность не только в увеличении объемов продаж, но и в разработке новых комплексных видов страхования. Какую составляющую 5 «П» стратегии необходимо учесть в своей деятельности компаниям, желающим использовать данную возможность?
Ситуация 3
Страховая компания «Дженерали Гарант» является классическим примером удачной продажи иностранцам отечественного бизнеса. В заявлении руководства было подчеркнуто, что задача продать компанию, когда ей исполнится 10 лет, ставилась изначально и была выполнена. Какая составляющая 5 «П» стратегии реализована в данном примере?
Ситуация 4
Выдержка из старой презентации обанкротившейся в 2008 году компании: «Наша главная цель — войти в ТОП-5 лучших страховых компаний Украины. Но, прежде всего, нам хочется построить успешную компанию, а не достичь какого-то результата в количестве собираемых премий или доли рынка. Мы ставим перед собой грандиозную задачу – покорить клиента. Именно покорить. Покорить четкостью выполнения взятых на себя обязательств, надежностью, финансовой устойчивостью, широким спектром предлагаемых продуктов, неизменным следованием постулатам профессиональной этики». О каких составляющих 5 «П» стратегии было заявлено в данной презентации? Какая составляющая 5 «П» стратегии стала препятствием на пути к осуществлению замысла руководства? Ответ обосновать.
Ситуация 5
Группа PPF приобрела существенную долю в Чешской страховой компании в 1996 г, сразу же начав реструктуризацию бизнес-модели компании. В августе 2006 г. из Чешской страховой компании выделили Группу Home Credit. Эту компанию Группа PPF учредила в 1997 г. с целью предоставления услуг потребительского финансирования в странах Центрально-Восточной Европы. В результате возникли два отдельных направления деятельности Группы PPF – страхование и потребительское финансирование. Чешская страховая компания не только укрепила лидерские позиции на чешском страховом рынке, но и успешно вышла на рынки Словакии и России. О какой составляющей 5 «П» стратегии идет речь в данной ситуации?
Задание №6
Решите управленческие ситуации с позиции топ-менеджера страховой компании. Какая ключевая компетенция менеджера потребуется от Вас в данных ситуациях?
Ситуация 1
В отделе работает сотрудник, поведение которого в последнее время Вас не радует. Причем, это один из самых успешных сотрудников. У него упали результаты, он стал каким-то поникшим. На работу опаздывает уже в течение недели. Последние два дня ссорится с коллегами по пустякам. Кроме того, Вам стало известно, что в компанию звонили два недовольных клиента и жаловались на сотрудника. Поговорив с остальными коллегами, Вы выяснили следующую информацию: данный сотрудник не совсем доволен заработной платой и буквально позавчера развелся с женой.
1. Перечислите факты желательного/нежелательного поведения
2. Перечислите причины нежелательного поведения
3. Напишите сценарий обратной связи для данного сотрудника
Ситуация 2
Один из сотрудников в Вашем отделе за предыдущий период показал очень высокие результаты работы. До этого он был в ранге «середнячка». Сейчас он воспрянул, «расправил плечи», на лице довольное выражение, постоянно слышит похвалы. Вы заметили, что вследствие такого поворота событий сотрудник немного заболел «звездной болезнью». На коллег теперь смотрит свысока, постоянно поучает. Позволяет себе опаздывать на работу, позднее возвращаться с обеда. Опоздание объясняет постоянными пробками.
1. Перечислите факты желательного/нежелательного поведения
2. Перечислите причины нежелательного поведения
3. Напишите сценарий обратной связи для данного сотрудника
Ситуация 3
В вашем отделе есть сотрудник, поведение которого Вас не совсем устраивает. Полтора месяца назад данный сотрудник «провалил» встречу с клиентом по следующей причине: при отработке возражения клиента (вопроса от клиента) позволил себе разговаривать на повышенных тонах (не сдержал эмоции). Вы уже разговаривали с этим сотрудником, и какое – то время все было спокойно. Вам стало известно, что вчера данный сотрудник сорвал еще одну встречу с клиентом по этой же причине. Вы знаете, что сотрудник работает достаточно давно, имеет неплохие результаты. Но в последнее время он имеет некоторые проблемы в личной жизни – у него лежит в больнице ребенок.
1. Перечислите факты желательного/нежелательного поведения
2. Перечислите причины нежелательного поведения
3. Напишите сценарий обратной связи для данного сотрудника
Ситуация 4
У вас достаточно дружный коллектив. Все сотрудники работают стабильно, показывают хорошие результаты. Но поведение одного из сотрудников Вас не совсем устраивает. Вам стало известно, что данный сотрудник обсуждает проблемы отдела с сотрудниками из других подразделений. Он жалуется на коллег, на заработную плату, на Вас. На прямой разговор с вами не выходит, и делает все, чтобы Вы ничего не заметили. Кроме того, к Вам вчера подходили другие сотрудники отдела, высказали недовольство поведением данного сотрудника. Суть в следующем: у всех сотрудников отдела имеется групповая мотивация, а данный сотрудник стал плохо выполнять свою работу, приходится остальным выполнять некоторые функции за него, чтобы это не сказалось на результатах группы.
1. Перечислите факты желательного/нежелательного поведения
2. Перечислите причины нежелательного поведения
3. Напишите сценарий обратной связи для данного сотрудника
Задание №7
Решите ситуации.
Ситуация 1
Страховая компания «Русский страховой центр» отдает предпочтение сотрудничеству с предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса России и гражданского сектора экономики. Клиентами компании являются Министерство обороны РФ, Роскосмос, Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения и многие другие. Целевыми ориентирами в области рыночных позиций и географии деятельности компании являются:
- Довести долю регионального бизнеса в суммарном объеме продаж до 20%, осуществляя деятельность во всех экономически развитых регионах России
- Значительно увеличить долю своего присутствия на международном рынке перестрахования авиационных, космических, морских и строительно-монтажных рисков.
Какую стратегию и ее разновидность избрала для себя данная страховая компания?
Ситуация 2
Группа «АльфаСтрахование» – одна из крупнейших российских страховых компаний, предлагающих более 100 продуктов, включая продукты по страхованию жизни. «АльфаСтрахование» широко представлена в регионах России: на территории РФ страховую деятельность осуществляют около 400 региональных представительств. Услугами Группы пользуются 440 тыс. компаний.
Какую стратегию и ее разновидность избрала для себя данная страховая компания?
Ситуация 3
Важнейшим направлением деятельности компании «Ингосстрах» является международное страхование и перестрахование. Стратегическая цель компании – создание глубоко интегрированного страхового содружества с целью расширения сотрудничества в области страховых и перестраховочных операций. Это позволяет предоставлять клиентам каждой из компаний надежную финансовую защиту их интересов. «Ингосстрах» готов обсуждать различные варианты ассоциированного или неполного (ограниченного) членства, определяя при этом конкретные направления взаимодействия.
Определите стратегию и ее разновидность, реализуемую компанией «Ингосстрах».
Ситуация 4
Страховая группа УРАЛСИБ оказывает широкий спектр страховых услуг розничным и корпоративным клиентам, осуществляет деятельность в рамках 22 видов страхования. Среди них — страхование имущества и ответственности, добровольное медицинское страхование, автострахование. Компания рассматривает задачи, которые перед ней ставят индивидуальные страхователи, организации и их клиенты, с системной точки зрения. Ее отличает детальный анализ финансовой конъюнктуры, персональная работа с каждым клиентом, выверенный подход к проведению страховых операций. Стратегической целью Страховой группы УРАЛСИБ является создание универсальной страховой компании мирового класса, предоставляющей своим клиентам удобное и комфортное страхование.
Какие стратегии и их разновидности практикует данная страховая группа?
Задания по теме «Стратегический план»
Задание № 1
Проведите PEST-анализ страховой компании. Результаты оформите таблицей. Для выполнения задания необходимо предварительно выбрать известную Вам страховую компанию и ознакомиться обзорно с ее деятельностью.
Факторы | Вероятность | Влияние на Вашу компанию | Ответная реакция Вашей компании |
ПОЛИТИКА | |||
Вступление в ВТО: захват рынка западными компаниями | Высокая, 1-2 года | ||
Крупные корпорации будут активно скупать местные компании. | Высокая, 2-3 года | ||
Государственное регулирование: главный критерий вхождения в большой страховой бизнес - достаточность капитала | Высокая, 2-3 года | ||
Обязательное страхование: а) Упорядочивание введения новых видов б) Расширение перечня в) Реформа ОМС г) Ограничение допуска иностранных компаний на ближайшие 5 лет | Высокая, 1-3 года | ||
ЭКОНОМИКА | |||
По оценке исследователей, рост доли реального страхования в официальных сборах продолжится, и она может достичь 45-60%. | Высокая, 5-10 лет | ||
Эксперты ожидают резкий рост розничного страхования: - Имущества - Квартир - Дач - Домов и т.д. | Высокая, 2-5 лет | ||
ОСАГО - рынок насыщен | Высокая, 1-2 года | ||
Рентабельность падает. Выживать будут активно развивающиеся большие компании. | Высокая | ||
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
Рост культуры страхования приводит к страхованию жизни | Средне-высокая 5-10 лет | ||
Растут денежные доходы, что обусловлено как ростом цен на нефть, так и ростом реального сектора экономики. Особенно важно, что растет доля «среднего класса». | Средне-высокая 5-10 лет | ||
Растет доля доходов от собственности. | Средне-высокая 5-10 лет | ||
ТЕХНОЛОГИИ | |||
Интернет позволяет повышать продажи путем информирования, он-лайн продаж и т.д. | Средне-высокая 5-10 лет |
Задания по теме «Финансовая стратегия страховой компании»
Задание №1
Дополнительный офис страховой компании планирует пересмотреть план реализации страховых продуктов на будущий период. Для этого предполагается изменение структуры ассортимента следующим образом: увеличить удельный вес ДМС с 33,9 до 35%, КАСКО с 32,59 до 34% и уменьшить удельный вес ОСАГО с 33,51 до 30% в общем объеме реализации.
Показатели для расчета «точки безубыточности» для ДМС, КАСКО и ОСАГО в базисном периоде
Показатель | Единица измерения | Виды продукции | Итого | ||
ДМС (x) | КАСКО (y) | ОСАГО (z) | |||
Цена продукта, S | тыс. руб. | 0,25 | 0,11 | 0,08 | - |
Количество продуктов, реализуемых в отчетном периоде, q | шт | 360 | 787 | 1112,5 | - |
Выручка от реализации, R | тыс. руб. | 90 | 86,57 | 89 | 265,57 |
Удельный вес каждого продукта в общем объеме реализации | % | 33,9 | 32,59 | 33,51 | 100 |
Переменные расходы, V | тыс. руб. | 0,06 | 0,03 | 0,03 | - |
Постоянные расходы, C | тыс. руб. | - | - | - | 21,25 |
Определите:
- Объем реализации ДМС, КАСКО и ОСАГО, соответствующий «точке безубыточности» для доп. офиса в базисном периоде.
- Общий объем выручки доп. офиса при реализации ДМС, КАСКО и ОСАГО, соответствующих найденной «точке безубыточности» в базисном периоде.
- Как повлияет решение руководства изменить структуру реализуемой продукции на финансовые результаты в текущем периоде?
- Какая разновидность финансовой целевой стратегии упомянута в данной ситуации?
Задание №2
Сделайте вывод об эффективности применяемой страховой компанией финансовой стратегии на основе расчета ее финансовых показателей, используя приведенные исходные данные для расчета.
Показатели | Код строки баланса и других форм отчетности | Сумма на конец года, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 |
Внеоборотные активы (итог по разделу 1) | 190 | 38 000 |
Запасы | 210 | 14 400 |
из них доходы будущих периодов | 216 | 300 |
НДС | 220 | 1 200 |
Дебиторская задолженность долгосрочная | 230 | - |
Дебиторская задолженность краткосрочная | 240 | 5400 |
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | 3600 |
Денежные средства | 260 | 2 400 |
Прочие оборотные активы | 270 | - |
Оборотные активы – всего | 290 | 27000 |
Баланс по активу | 300 | 65000 |
Капитал и резервы | 490 | 41600 |
в том числе: | ||
- резервный капитал | 430 | 1825 |
- нераспределенная прибыль | 470 | 13200 |
Долгосрочные обязательства | 590 | 6000 |
в том числе займы и кредиты | 510 | 6000 |
Краткосрочные обязательства | 690 | 17400 |
в том числе: | ||
- займы и кредиты | 610 | 8400 |
- кредиторская задолженность | 620 | 9000 |
- доходы будущих периодов | 640 | - |
- резервы предстоящих расходов и платежей | 650 | - |
Баланс по пассиву | 700 | 65000 |
Амортизация основных средств | 140 ф5 | 9 125 |
Чистая прибыль | 190 ф2 | 14 685 |
Прибыль до налогообложения (после уплаты процентов) | 140 ф2 | 19 665 |
Проценты к уплате | 070 ф2 | 2 585 |
Выручка (нетто) от продажи продукции | 010 ф2 | 97 120 |
налоги и санкции в бюджет | 150 ф 2 | 4 980 |
Себестоимость проданных товаров | 020 ф2 | 60 000 |
Полная себестоимость проданных товаров (интегральные затраты, включая коммерческие и управленческие расходы) | 020+030+040 ф2 | 78 523 |
Задание №3
Ознакомьтесь с содержанием кейсовой ситуации.
При размещении собственных средств и средств страховых резервов ОСАО «Ингосстрах» традиционно придерживается консервативной политики, направленной на минимизацию рисков и обеспечивающей надежность и возвратность инвестиции при получении плановой нормы доходности. Одной из основных задач в части краткосрочных инвестиций является создание фонда высоколиквидных активов, достаточного для покрытия принятых обязательств и способного обеспечить заданную норму доходов.
Оценка инвестиционной деятельности компании показала положительную динамику. В структуре инвестиционного портфеля наибольшая часть инвестированных средств находится на депозитных вкладах. Увеличиваются инвестиции в долговые ценные бумаги, что свидетельствует о желании компании увеличить долю вложений в более консервативные инструменты. Одним из приоритетных направлений инвестирования являются вложения в дочерние компании.
В ходе реализации финансовой стратегии страховой компании был проведен комплекс мероприятий:
- Сокращение объема размещений денежных средств в банках с международным кредитным рейтингом ниже ВВ и увеличение доли средств в банках с высоким международным рейтингом и наличием участия государства в капитале («Сбербанк», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Транскредитбанк»)
- Уменьшение доли риска по портфелю краткосрочных финансовых вложений;
- Увеличение в портфеле ценных бумаг инструментов с фиксированной доходностью;
- Оперативный мониторинг лимитов на вложение в банки.
Большая часть страховых резервов компании находится в банковских депозитах.
Оценка финансового результата показала, что основными возможностями для получения прибыли страховой компании являются результат от страховой деятельности и доход по инвестициям.
Показатели доли собственного капитала в пассивах и уровня покрытия страховых резервов-нетто собственным капиталом находились в пределах допустимых значений примерно на одном уровне. Однако анализ рентабельности страховой деятельности выявил ее весомое снижение в 2009 году. Тем не менее, рентабельность осталась положительной, в пределах допустимых значений. Снизилась и рентабельность собственного капитала. Показатели, характеризующие убыточность и уровень страховых выплат, имели тенденции к росту, однако не выходили за пределы нормативных значений. Коэффициент критической ликвидности и уровень покрытия инвестициями страховых резервов находились на уровнях практически вдвое превышающих нормативные показатели.
Ответьте на вопросы:
- Какую стратегию/стратегии выбрало ОСАО «Ингосстрах»?
- Успешно ли реализована финансовая стратегия? Ответ подкрепите выводами на основании данных ситуации.
- В чем, по-Вашему, кроется причина падения показателей рентабельности в 2009 году?
- Какая связь прослеживается между ростом показателей убыточности и уровня страховых выплат?
- Чем, по-Вашему, выгоднее размещать средства в российских банках для страховой компании, представляющей интересы отечественных организаций за рубежом?
Задания по теме «Маркетинговая стратегия страховой компании»
Задание №1
Страховая компания рассматривает четыре альтернативных пути расширения своих маркетинговых возможностей:
- проникновение на рынок;
- развитие рынка;
- развитие продукта (услуги);
- диверсификация.
Соотнесите стратегию со следующими утверждениями и дайте обоснованный ответ:
- Изменения в предлагаемом ассортименте продуктов не произошли, однако увеличение объема сбыта стало возможным благодаря улучшению рекламы, увеличению числа точек продаж и снижению цен.
- Продукт остался тем же, но предприняты шаги для выхода на ранее не охваченный рынок.
- Требуется разработка новых продуктов и реализация их на новых рынках.
- Продукт меняется, но продается на существующем рынке.
- Страховка выезжающих за рубеж стала позиционироваться как стандартный «коробочный» продукт.
- Компания наряду с полисом КАСКО предлагает теперь полис ДМС.
- Полис продается сейчас благодаря наличию в нем стандартного набора рисков.
- Страховая компания, специализирующая на розничном страховании, теперь имеет доп. офисы в трех регионах.
Задание №2
Определите, какие маркетинговые стратегии и их разновидности в наибольшей степени подходят для известных страховых компаний:
- Росгосстрах;
- Ингосстрах;
- Макс-М;
- УРАЛСИБ.
Ответ обоснуйте разумными доводами.
Задания по теме «Операционный менеджмент в страховании»
Задание №1
Ознакомьтесь с содержанием кейса «Калифорнийский автоклуб обновляет процесс обслуживания клиентов».
Три миллиона клиентов автомобильного клуба California State Automobile Association (CSAA), рассчитывающих на его услуги, нередко относятся к нему как к настоящему члену семьи, которому безгранично доверяют. Если бы эта компания была корпорацией открытого типа, то с ее активами, составляющими 3,2 миллиардами долларов, CSAA вошла бы в список 500 наиболее диверсифицированных крупнейших финансовых фирм США. В сети, состоящей из 72 районных офисов на территории Северной Калифорнии и Невады, работают 5700 служащих. Диверсифицированные операции CSAA варьируются от продажи путеводителей, неотложного ремонта и обслуживания автомобилей до торговли билетами на самолеты, страхования недвижимости и средств передвижения и продажи дорожных чеков.
Два года назад компания начала реализовывать долговременную программу обновления бизнес-процесса. В операционном центре специально сформированные группы служащих буквально "под микроскопом" рассмотрели каждый бизнес-процесс фирмы. Они стремятся найти способы улучшить операции и повысить их эффективность и при этом они пытались одновременно сохранить добрые и прочные связи со своими клиентами, что всегда было гордостью этой компании.
Были поставлены следующие цели: трехкратное улучшение качества обслуживания клиентов; сокращение базовых расходов на 20%; повышение разнообразия работы служащих и расширение возможностей карьерного роста. Для повседневных операций, на которых основан бизнес компании, были также намечены весьма амбициозные цели, в частности касающиеся сокращения времени обслуживания: 2 дня вместо 25 на возобновление страхового полиса для автомобилистов, 2 дня вместо 21 на возобновление страхового полиса по недвижимости; 7 минут вместо 13 на регистрацию предварительного заказа номера в гостинице.
Благодаря реализации программы обновления CSAA разработала иную систему обслуживания клиентов, центром которой стала принципиально новая должность, названная "консультант по обслуживанию членов клуба". Человек, нанятый на такую работу, должен уметь удовлетворять 80% потребностей клиента, начиная с оформления проката автомобиля до обработки заявления о выплате страхового возмещения. Остальные 20% вопросов решаются специалистами, выезжающими на место только в том случае, если требуется больший опыт и знания.
Для поддержки работы таких консультантов по обслуживанию была создана новая информационная система, объединяющая данные, которые до последнего времени содержались в трех разных информационных системах. Такой подход обеспечивает консультантов возможностью незамедлительно решать проблемы большинства членов клуба.
В настоящее время процесс обновления CSAA находится в состоянии развития; реализация экспериментальных программ и тестов в развернутом виде намечена на следующий год. Однако еще до того, как в прошлом году компания приступила к осуществлению задуманного проекта, была спланирована предварительная фаза, призванная выявить срочные меры для ускорения операции.
Первая немедленная мера заключалась в том, что региональным офисам предоставили право самостоятельно выдавать застрахованным членам клуба документы о выплате страховки, которые раньше должны были проходить через главный офис CSAA. Вторая мера состояла в увеличении сроков действия членских карточек с одного года до двух, что в результате дало экономию в 500 тысяч долларов. Средний срок обработки новых заявлений сократили с шести до трех дней; доля страховых полисов на новые автомобили, которые приходилось "переделывать" (т. е. обрабатывать больше одного раза), упала с 50 до 16%. В целом перечисленные выше срочные меры дали экономию в размере около 4 миллионов долларов.
В компании сформировали четыре специальные группы, отображающие основной состав операций CSAA: продажи, прием на страхование, работа со страховыми исками и обслуживание (т. е. все главные функциональные зоны). Кроме того, создали еще одну группу стратегического маркетинга, призванную заниматься более широкими вопросами. Силами этих групп был составлен всесторонний отчет об обследовании членов и служащих клуба CSAA в ретроспективе. Был проведен опрос клиентов о качестве обслуживания и продукте компании как в целевых группах, так и во время посещения региональных офисов. Служащим фирмы задавали ряд вопросов об их работе, включая следующий: "Что бы вы сделали, став на один день президентом корпорации CSAA?"
Отчет показал удивительное единство мнений клиентов и служащих по многим вопросам. Так, например, больше всего нареканий в обеих группах вызывал излишне сегментированный способ предоставления услуг компании CSAA. Клиенту, посетившему любой региональный офис, приходилось подходить к одному окошку, чтобы разобраться со страховым иском, к другому, — чтобы приобрести карту дорог, к третьему — для возобновления регистрации, к четвертому — для приобретения дорожных чеков и так далее для всех дополнительных услуг. Исполнительный вице-президент Джеймс П. Молинелли описал такой подход следующим образом: "Это не обслуживание, а какая-то игра в пинг-понг". Если клиент звонил в офис, то служащий, занимающийся приемом на страхование, не мог ответить на вопрос, касающийся путешествия или исков, и ему приходилось переправлять звонок на другой телефонный номер.
Телефонное обслуживание в компании, по мнению клиентов и по мнению служащих, оставляло желать лучшего. Члены клуба говорили о непонятных сообщениях на автоответчиках и о продолжительных ожиданиях ответа на свой вопрос. Согласно одному из исследований, около 30% звонивших клали трубку прежде, чем получали необходимую им информацию. Вместо того чтобы бороться с проблемами телефонной связи, многие клиенты предпочитали лично посещать региональный офис и решать вопросы на месте. Однако раздутые штаты офисов слишком дорого обходились компании, и такой подход не мог решить долговременные проблемы.
Клиенты и служащие сошлись и в том, что деятельность CSAA стала настолько разнообразной, что стало просто трудно определить диапазон предоставляемых ею услуг. Так, например, многие автомобилисты — владельцы страховых полисов заявили, что даже не подозревали, что эта компания занимается также страхованием недвижимости.
Кроме внутренних аспектов, обновление было направлено также на операционную среду, очень сложную. На каждую арену бизнеса CSAA выходили все новые и новые конкуренты — от производителей автомобилей, предлагающих водителям свои собственные услуги по неотложному ремонту машин на дорогах, до компаний, внедривших компьютерные системы, позволяющие путешественникам заказывать билеты на авиарейсы, не выходя из дому.
Группы по обновлению бизнес-процесса решали эти и другие вопросы в ходе ряда собраний, характер которых был описан группой обслуживания следующим образом: "Стань умнее — Стань фанатом — Стань серьезнее — Продолжай".
Центральным вопросом обсуждения стала излишне фрагментированная структура предоставления услуг CSAA, при которой прием на страхование проводился в одном месте, а дорожные услуги — в другом. Основной новацией в этой области стало введение должности консультанта по обслуживанию членов клуба, однако для того, чтобы эта мера заработала, необходимо было реализовать широкую программу переподготовки служащих в пределах всего диапазона услуг компании, а также создать компьютерную систему, которая объединила бы всю основную информацию и сделала ее доступной для консультантов. Для этого трое сотрудников региональных офисов прибыли в главный офис компании, чтобы пройти трехнедельный курс интенсивного обучения. Они также помогали в проектировании, разработке и тестировании прототипа системы для поддержки работников на этой новой должности.
Пробную проверку новой модели бизнеса провели, когда эта группа начала работать по сценарию, имитирующему работу в офисе CSAA в будущем. "Клиенты", роль которых играли служащие, взаимодействовали с сотрудниками компании, игравшими роль консультантов по обслуживанию. В ходе такого прогона сценария были выявлены элементы модели, требовавшие модификации. Кроме того, в течение двух месяцев проводилась такая же имитация работы руководства высшего звена компании в новых условиях.
Тем временем по отношению ко всему персоналу компании CSAA группы неуклонно придерживались политики: "Разъяснение, разъяснение и еще раз разъяснение". Проводились демонстрационные занятия и собрания на местах, рассылались информационные бюллетени, расклеивались пояснительные плакаты, а также был отснят ряд видеофильмов под названием "Новые указания", в которых логически обосновывалась новая программа, а это помогало подготовить людей к грядущим переменам.
Новая мощная информационная система призвана освободить консультантов по обслуживанию от бумажной работы, чревато большим количеством ошибок. Экранные компьютерные подсказки придут на смену россыпям напоминающих записок, приколотых к информационным доскам, и будут немедленно сообщать работникам о любых текущих изменениях правил и процедур. Более того, система позволит консультанту быстро просматривать несколько разных пробных сценариев для клиента, который, например, хочет узнать, как изменение суммы, подлежащей вычету по страховке, повлияет на его страховой взнос.
В настоящее время программа обновления реализуется пятью объединенными группами, основное внимание которых направлено на переподготовку персонала, разработку критериев эффективности и новых информационных технологий.
«Все услуги — в одном месте». В этой программе обновления присутствует некоторый аспект движения "назад в будущее". "В прошлом, когда региональные офисы были небольшими, клиент мог прийти и поговорить о любой своей проблеме с любым служащим. Каждый работник должен был знать хотя бы основы обязанностей всех других сотрудников, а результате чего клиенту, как правило, не приходилось путешествовать от окошка к окошку", — вспоминает исполнительный вице-президент Джеймс П. Молинелли. Теперь эта успешная практика возрождается в компании CSAA в видоизмененном осовремененном виде.
Ответьте на вопросы:
- Перечислите этапы обновленного процесса обслуживания клиентов в компании CSAA.
- Укажите и опишите уже реализованные фазы ее программы обновления.
- Перечислите основные движущие силы в разработке нового проекта.
- Определите основные приоритеты стратегии этой компании.
- Какие основные и вспомогательные потенциальные возможности использовала компания, чтобы выбранная ею стратегия оказалась эффективной?
Задание №2
Решите ситуации.
Ситуация 1
Страховая компания представила сведения о своей деятельности за два года в следующей таблице:
«Вход» и «выход» производства | Сумма ($) |
«Выход» Готовая продукция Незавершенное обслуживание Дивиденды Облигации Прочие доходы | 10000 2500 1000 |
«Вход» Труд Материалы Капитал Энергия Прочие затраты | 3000 153 10000 540 1500 |
Рассчитайте: общий показатель производительности, многофакторные показатели производительности и частные показатели производительности страховой компании.
Ситуация 2
Компания представила сведения о своей деятельности в следующей таблице:
Показатели | Базовый период | Отчетный период |
Выход Общая стоимость продаж реализованной продукции | 22 | 35 |
Вход Труд Сырье и запасы Амортизация основного оборудования прочие | 10 8 0,7 2,2 | 15 12 1,2 4,8 |
Сравните показатели эффективности использования трудовых ресурсов, сырья и запасов, а также общую производительность этой фирмы за два года.
Ситуация 3
В приведенной ниже таблице отображены финансовые показатели (тыс. долл) компании за два года. Вычислите общий показатель производительности этой компании, а также частные показатели по труду, использованию капитала и сырья за оба года. Что эти показатели могут сказать об эффективности работы данной компании?
Показатели | Плановый период | Текущий период |
Объем продаж | 200 | 220 |
Труд | 30 | 40 |
Сырье | 35 | 45 |
Энергия | 5 | 6 |
Капитал | 50 | 50 |
Прочие | 2 | 3 |
Задание №3
Начальный этап изучения любой производственной системы заключается в составлении ее описания. Это позволяет более точно определить причины плохой или хорошей работы системы и порекомендовать, каким образом можно усовершенствовать производственный процесс.
Попробуйте описать такую производственную (обслуживающую) систему (на Ваш выбор). Для этого ответьте на следующие вопросы:
- Какие элементы важнее в пакете услуг?
- Какие навыки и характеристики необходимы обслуживающему персоналу?
- Как изменить потребительский спрос?
- Составьте общий план системы обслуживания. Включите в него разделы «Предпродажное обслуживание», «Обслуживание в процессе продажи» и «Постпродажное обслуживание».
- Можно ли изменить характер взаимосвязи клиента и организации с тем, чтобы включить в нее дополнительные технологии (например, увеличить долю самообслуживания)? Каким образом?
- Какие критерии используются для оценки услуг? Какие можно использовать?
- Насколько уровень обслуживания отвечает основным характеристикам правильно спланированной сервисной системы?
Задание №4
Решите ситуации.
Ситуация 1
Страховая компания за отчетный период год получила страховую премию:
- страхование имущества предприятий 250 000руб.
- добровольное медицинское страхование 300 000руб.
- ОСАГО 180 000руб.
Произведенные расходы:
- начислена зарплата штатная 120 000руб.
- начислено комиссионное вознаграждение 180 000руб.
- оплачены услуги связи 22 000руб.
- выплачено страховое возмещение 57 000руб.
Определите операционный результат компании. Сделайте соответствующий вывод.
Ситуация 2
Страховая компания за отчетный период получила страховую премию по:
- страхованию имущества юридического лица 150000руб.
- добровольному медицинскому страхованию 200000руб.
- ОСАГО 230000руб.
Произведены расходы:
- зарплата штатная 120000руб.
- комиссионное вознаграждение 180000руб.
- аренда офиса 56000 руб.
- услуги связи 15000руб.
- страховые выплаты 47000руб.
Составьте бюджет доходов и расходов, определите операционный результат и процент расходов в доходах. Сделайте соответствующий вывод.
Ситуация 3
Определить результат от операций страхования иного, чем страхование жизни по данным отчета о прибылях и убытках за отчетный год страховой организации (тыс. руб.):
Страхование премии – всего 139992
- из них передано перестраховщикам 105135
Увеличение резерва незаработанной премии:
-всего 40583
-увеличение доли перестраховщиков в резерве 25333
Состоявшиеся убытки – всего 10362
-доля перестраховщиков 7286
Отчисления в резерв предупредительных мероприятий 3710
Отчисления в фонды пожарной безопасности 949
Расходы по ведению страховых операций 2561
Ситуация 4
Имеются следующие данные из отчета о прибылях и убытках страховой организации за отчетный период (тыс. руб.):
Страховые премии (взносы) – всего | 1 354 044 |
в том числе переданные перестраховщикам | 547 341 |
Уменьшение резерва незаработанной премии | 19 931 |
Оплаченные убытки – всего | 836 277 |
в том числе доля перестраховщиков | 100 606 |
Уменьшение резерва убытков | 96 200 |
Расходы по ведению страховых операций | 14 592 |
Определите результат от операций страхования иного, чем страхование жизни. Сделайте соответствующий вывод.
Задание №5
Сопоставьте представленные ниже описания с проблемами операционного управления. Предложите способы решения данных проблем. Результаты представьте в табличной форме:
Проблема операционного управления | Содержание проблемы | Способы решения проблемы |
- Внутренне состояние компании, затрудняющее контроль правильности заключения и оформления договоров, приводящее к отсутствию описанных стандартных процедур оформления договора страхования (страхового полиса), инструкций по порядку их заключения, и как следствие - к возникновению множества ошибок.
- Дисфункция, приводящая к невыполнению проектов вовремя или выходу за рамки бюджета, отсутствию соответствующих ресурсов, несоответствию некоторых проектов основным целям и стратегиям организации в целом.
- Интеграция проектов в стратегический план, предполагающая наличие механизма определения приоритета проектов по степени их соответствия плану.
- Недостаток квалифицированных специалистов в области оценки риска и урегулирования убытков.
- Отсутствие прогноза финансовых потребностей для будущей экономической деятельности организации, включая планируемые продажи, производство, движение ликвидности и т.д.
- Отсутствие центра, позволяющего концентрировать деятельность региональных точек продаж на развитии бизнеса.
- Плохо продуманная и организованная система методов и действий по оценке страхового риска и его факторов, характеризующих застрахованного с точки зрения его профессии, возможности наступления несчастных случаев при осуществлении трудовой деятельности для оценки возможности заключения договора страхования и расчета страхового тарифа и страховой премии.
- Ситуация, отражающая необходимость выполнения специалистами страховой компании осуществлять расчеты по денежным средствам и готовить управленческую отчетность по выполненным операциям одновременно с обработкой заявки и заключением сделки.
- Совокупность бизнес-процессов, осуществляемых в ключевых областях управления операционным результатом в страховой компании.
- Цели и стратегии принимаются самостоятельно на разных уровнях функциональными группами в рамках организационной иерархии
Задания по теме «Управление продажами страховой компании»
Задание № 1
В таблице представлены данные по продажам отдельной страховой услуги за 7 лет.
Год | Цена услуги, у.е. | Объем продаж, шт. | Затраты, у. е. | Валовая прибыль, у.е. | ||
постоянные | переменные | на маркетинг | ||||
1 | 120 | 5 | 100 | 300 | 120 | |
2 | 120 | 6 | 110 | |||
3 | 125 | 10 | 100 | |||
4 | 130 | 14 | 50 | |||
5 | 125 | 12 | 60 | |||
6 | 115 | 10 | 60 | |||
7 | 110 | 8 | 40 |
- Рассчитайте недостающие показатели.
- Постройте кривую жизненного цикла услуги, обозначьте стадии.
- На какой из них находится услуга в данное время?
- Предложите возможные способы продления жизненного цикла данной услуги.
Задание № 2
Решите ситуации.
Ситуация 1
Страховая компания планирует включить в свой ассортимент услугу страхования ландшафтного дизайна. На рынке хорошо развиты все средства коммуникаций. Разработать мероприятия маркетинга для такой фазы жизненного цикла, как фаза создания страхового продукта.
Ситуация 2
Страховая компания, сотрудничающая с туристическим агентством, включила в свой ассортимент услугу страхования туристов от геморрагической лихорадки Эбо́ла. Разработать мероприятия маркетинга для таких фаз жизненного цикла, как фаза создания и фаза продаж.
Задание № 3
Решите ситуации.
Ситуация 1
Компания весьма серьезно подошла к решению вопроса о создании специализированной службы контроллинга, которая смогла бы выполнять более полный комплекс операций: актуализация организационно-методологической базы планирования, организация мониторинга и формирование банка данных с целью обеспечения базовой информации для разработки текущих планов и проверки хода их выполнения. При создании службы также учтено, что важной аналитической функцией контроллинга является отслеживание «узких мест», с тем чтобы учитывать их при планировании как ограничительные условия и изыскивать возможности по устранению этих узких мест в будущем.
Совершенствованию какого принципа планирования продаж будет способствовать вводимая компанией мера?
Ситуация 2
При планировании процесса продаж компания применяет способ, предусматривающий разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.
Какой принцип планирования пыталась усовершенствовать компания?
Ситуация 3
Руководство компании позволяет целевому рынку направлять ее маркетинговый план. В связи с чем, на этапе проведения бизнес-анализа рассматриваются потенциальные целевые рынки, осуществляется предварительный обзор многих сегментов, обеспечивающих продажи, как для данной компании, так и для всей отрасли. Руководство компании разделяет мнение, что целевые рынки являются фундаментом всего, из чего будет состоять ее маркетинговый план, потому что именно они дают основание для существования продукта, а также являются ключом к поиску ответов на все вопросы из области маркетинга.
Какой принцип главенствует в процессе планирования продаж компании?
Ситуация 4
Компания испытывает ряд трудностей в процессе планирования: низкая эффективность управления развитием компании, трудности в отслеживании инвестиционных затрат в связи с их запоздалым отражением в бюджете доходов и расходов компании, отсутствие возможности изменить структуру и объем затрат в бюджете.
Какой принцип планирования стоит пересмотреть компании в связи с возникающими трудностями?
Ситуация 5
Для предотвращения сложностей в процессе планирования компания периодически вводит процедуры согласования действий, касающихся проблемной области, внедряет практику регулярной отчетности, назначает ответственных лиц. Однако каждый раз подобная практика обнаруживает такие недостатки, как отсутствие у работы системного характера, логики в принимаемых решениях и их сведение к «мелочному» контролю. Основной причиной распространения такой практики можно назвать стремление собственников бизнеса к получению быстрого результата вместо развития эффективных технологий управления. Ситуацию также усугубляют дефицит квалифицированных функциональных специалистов. Подобные меры обосновываются гонкой за ростом капитализации и финансовых показателей.
Какому принципу планирования продаж в компании уделяется наименьшее внимание?
Задания по теме «Организационная структура продаж страховой компании»
Задание № 1
Решите ситуации.
Ситуация 1
Структура продаж компании отличается автономностью образующих её подразделений, каждое из которых обладает правом юридического лица. Между подразделениями созданы тесные финансовые, производственные, информационные и иные связи. Входящие в структуру предприятия (подразделения) сосредоточиваются на накопительном и добровольном рисковом страховании жизни для всех территорий и всех видов потребителей. Такой подход позволяет максимально специализировать сервисную деятельность, а, следовательно, значительно повысить ее результативность и качество.
Какую структуру продаж выбрала данная компания? Перечислите ее достоинства и недостатки.
Ситуация 2
Компания специализируется на корпоративном страховании. С целью оптимизации работы продающего подразделения в компании введена должность начальника отдела продаж, которому подчиняются рядовые продавцы – страховые агенты, количество которых возрастает по мере взросления компании. Основная задача сотрудников продающего подразделения - выделить на страховом рынке совокупности юридических лиц, в определенном смысле схожие между собой и представляющие интерес для компании.
Какой структуре продаж отдано предпочтение компании? Перечислите ее достоинства и недостатки.
Задание № 2
Ниже представлены несколько вариантов организационных структур продаж различных страховых компаний. Определите разновидности этих структур. Ответ обоснуйте.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Задание № 3
Организационная структура страховой компании представлена следующими элементами:
Высшим органом управления страховой компанией является общее собрание акционеров.
Совет директоров — руководители, избранные общим собранием акционеров и имеющие закрепленные в уставе полномочия, как правило, - это контролирующие функции. Директора страховой компании могут быть внутренними (осуществляющими внутреннее руководство) и внешними (советники). Совет директоров страховой компании образует правление и избирает из своего числа председателя.
Председатель правления (совета директоров) страховой компании может совмещать пост главного исполнительного директора (главного управляющего), но часто имеет незначительные полномочия и выполняет представительские функции в международных контактах страховщика, а также координацию взаимодействий с органами законодательной и исполнительной власти.
Президент — высший руководитель страховой компании после председателя правления. Если он также является главным исполнительным директором, то может по рангу превосходить председателя. В период между переизбраниями является главой исполнительной власти компании.
Вице-президент — главный финансовый директор страховой компании, отвечает за финансовые вопросы деятельности страховщика. Иногда эта должность имеет титул главного казначея или главного контролера компании. Вице-президент взаимодействует с внешним аудитом страховой компании, который выдает заключение (сертификат) о соответствии годовой финансовой отчетности требованиям закона и реальному положению дел в компании.
Главный управляющий (менеджер) — лицо, осуществляющее оперативное руководство страховой компанией. Иногда эта должность носит название «главный исполнительный директор»; входит в состав совета директоров. Часто также совмещает пост председателя правления, заместителя председателя, президента.
Неисполнительный директор — директор, не принимающий участия в повседневном руководстве деятельностью страховой компании. Включается в совет директоров для привнесения независимого опыта и мнений, оказания влияния на исполнительных директоров в качестве представителя акционеров.
Секретариат — постоянный орган при совете директоров, президенте и вице-президенте страховой компании для проверки исполнения их решений. При секретариате работает группа по связям с общественностью, цель которой информировать средства массовой информации, общественные организации о деятельности страховщика, его спонсорских мероприятиях и т. д., организовывать брифинги, пресс-конференции, презентации и другие мероприятия.
Исполнительные директора — руководители основных направлений деятельности страхового общества. Возглавляют соответствующие управления (дирекции) — личного, имущественного страхования, перестрахования, сервисного обслуживания, развития региональной сети. Входят в состав правления (совета директоров) страховой компании.
Внутренняя структура управлений (дирекций) страхового общества может состоять из основных и вспомогательных отделов, например Отдел организации личного страхования проводит работу, связанную с продвижением всех видов личного страхования на рынок. Тесно взаимодействует с отделом рекламы и маркетинга.
Используя элементы организационной структуры страховой компании, представьте варианты схем продуктовой, канальной и клиентской структур продаж.
Задания по теме «Корпоративная стратегия страховой компании»
Задание № 1
Имеются следующие виды сдерживающих организационные изменения сил и причины их возникновения.
Сдерживающие силы | Причины возникновения | Последствия сопротивления |
Эгоистический интерес | Ожидания потерь в результате изменений | |
Неправильное понимание последствий изменений | Низкая степень доверия менеджерам, излагающим план изменений, отсутствие достоверной информации | |
Различное восприятие нововведений | Неадекватное восприятие планов; отсутствие достоверной информации | |
Нарушение привычек, традиций и ценностей | Отсутствие информации о выгодах нововведений, которые нарушают сложившиеся традиции | |
Наличие прошлых обид | Отсутствие действий для устранения прошлых недоразумений | |
Сомнения в технологии проведения изменений | Недоверие компетентности инициаторов изменений | |
Желание сохранить дружеские отношения, которые могут быть нарушены в результате изменений | Приверженность неформальной группе |
Спрогнозируйте возможные последствия сопротивления персонала организационным изменениям и запишите их в третий столбец таблицы
Задание № 2
В графе 2 таблицы дайте подробную характеристику ситуаций, в которых следует использовать приведенные в таблице методы преодоления сопротивления изменениям.
Метод | Ситуации, при которых используется метод |
Информирование и общение | |
Участие и вовлеченность | |
Переговоры и соглашения | |
Манипуляции и кооптации | |
Моббинг, буллинг |
Задания для итоговой аттестации
Экзаменационные вопросы:
- Понятия системы и процессы системы
- Система управления. Критерии эффективности управления системой. Классификация систем
- Сущность и методология системного подхода
- Виды анализа и синтеза систем управления. Уровни анализа и синтеза. Показатели анализа и синтеза.
- Особенности организационных систем управления. Методология анализа и синтеза организационных систем управления
- Основные черты организационного управления. Основные требования к организационному управлению
- Понятие проблемы. Типичные проблемные ситуации. Классификация проблем. Методология решения проблем. Процесс решения проблем, характеристика этапов.
- Эвристические методы исследования систем управления: методы активизации технологии творчества, ассоциативные методы, метод мозгового штурма и метод синектики
- Формализованные методы исследования систем управления: параметрический метод, морфологический метод, методы логического поиска и метод «букета проблем»
- Статистические методы исследования систем управления, их характеристика
- Анализ и синтез систем управления с помощью теорий принятия решений и массового обслуживания, эффективности и игр
- Актуальные проблемы российских страховых компаний
- Стадии роста страховых компаний, их содержание
- Концепция системного менеджмента страховой компании
- Понятие и этапы развития стратегического управления
- Сравнение оперативного и стратегического управления
- Структура и содержание стратегического управления
- Анализ макроокружения и непосредственного окружения организации
- Анализ внутренней среды. Методы анализа среды
- Миссия организации: роль, факторы и правила выработки
- Цели организации: понятие, иерархия целей, требования к целям. Установление целей: способы и формы.
- Сущность и типы стратегий. Процесс определения стратегии.
- Этапы реализации стратегии, их характеристика. Стратегические изменения в организации: типы и факторы
- Стратегический контроль в организации, описание процедуры
- Особенности стратегического управления страховой компании
- Стратегии страховой компании: корпоративная и функциональная. Пять «П» стратегии.
- Алгоритм разработки стратегии страховой компании
- Порядок составления стратегического плана организации
- Ресурсное обеспечение стратегии. Методы оценки стратегии
- Финансовая стратегия страховой компании, характеристика ее разновидностей
- Финансовое управление в страховой компании
- Маркетинговая стратегия страховой компании. Составляющие глобальной маркетинговой стратегии. Разновидности маркетинговых стратегий.
- Понятие операционного менеджмента и его содержание. Производственная система как основа операционного менеджмента. Услуги, предоставляемые компаниями.
- Сущность и содержание операционной стратегии. Измерение производительности
- Стадии достижения конкурентоспособности сервисной фирмой, их характеристика.
- Сущность и содержание управления проектами. Составление графика работ и распределение ресурсов.
- Организационные структуры управления проектами: их достоинства и недостатки
- Проектирование услуг и выбор процесса обслуживания
- Сущность и содержание операционного менеджмента страховой компании. Этапы развития операционного менеджмента в страховании
- Операционная и неоперационная деятельность страховой компании
- Типы организационных структур продаж: их достоинства и недостатки. Модели соотношения продаж
- Андеррайтинг – ключевой бизнес-процесс страховой компании
- Корпоративная стратегия страховой компании
- Сущность и содержание продаж в страховании. Жизненный цикл страховой услуги. Структура плана продаж страховой компании. Разработка плана продаж страховой компании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 01. «Реализация различных технологий розничных продаж в страховании»
Производственной практики по специальности 380202 «Страховое дело» предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необход...
Рабочая программа ПМ 01. Реализация различных технологий розничных продаж в страховании
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 Страховое дело (по отраслям) (угл...
ПМ.01 РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХ-НОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ Рабочая программа профессионального модуля для специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» среднего профессионального образования
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 «Страховое ...
Методические рекомендации по МДК 02.01 Планирование и организация продаж в страховании (по отраслям)
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по темам 1.1–1.3 МДК 02.01 «Планирование и организация продаж...
Рабочая программа Профессионального Модуля ПМ.01 "Реализация различных технологий розничных продаж в страховании" по специальности 38.02.02 "Страховое дело ( по отраслям)"
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.0...
Сборник кейс – заданий по ПМ 01. «Реализация различных технологий розничных продаж в страховании»
Сборник кейс- заданий по профессиональному модулю ПМ 01. «Реализация различных технологий розничных продаж в страховании» специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) пр...
КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01 РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ
Контрольно-измерительный материал предназначен для проверки результатов освоения ПМ 01 «Реализации различных технологий розничных продаж в страховании» подготовки специалистов среднего зве...