Программа учебной дисциплины "Статистика"
учебно-методический материал на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и для реализации вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) углубленной подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.02_statistika.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________Статистика____________
название учебной дисциплины
по специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(углубленная подготовка)
Якутск 2012
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и для реализации вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) углубленной подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Разработчики:
_Московских Н.Н., к.э.н., преподаватель экономических дисциплин____
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_ Яковлева А.К., преподаватель экономических дисциплин ___________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_ Дохунаева И.П., преподаватель экономических дисциплин __________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты:
_ Карбушев М.Г.,к.э.н. генеральный директор ГБУ «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)»_
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы
Рассмотрена и рекомендована кафедрой экономики и бухгалтерского учета
Протокол № от « » 2012 г.
Зав. кафедрой: _______________________Александрова Н.Т.
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______Статистика______
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и для реализации вариативной части по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (углубленная подготовка)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_64__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __42_ часов;
самостоятельной работы обучающегося _22__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
реферат решение ситуационных задач расчетно-графическая работа | 2 5 15 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___Статистика__________________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение в статистику | ||||
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Предмет и задачи статистики. История статистики | 1 | ||
2 | Особенности статистической методологии | 1 | ||
3 | Основные категории статистики | 1 | ||
4 | Система государственной статистики РФ | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в регионе. | ||||
Раздел 2. Статистическое наблюдение | ||||
Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Статистическое наблюдение и этапы его проведения. | 1 | ||
2 | Цели и задачи статистического наблюдения. | 1 | ||
3 | Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. | 1 | ||
4 | Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. | 1 | ||
5 | Точность статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и контроль качества информации | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Разработка программно-методологических вопросов статистического наблюдения | ||||
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Виды статистического наблюдения | 2 | ||
2 | Способы статистического наблюдения | 2 | ||
3 | Формы статистического наблюдения | 2 | ||
4 | Специально организованное статистическое наблюдение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Придумать примеры на виды и способы статистического наблюдения, подготовка сообщений по данным сельскохозяйственной переписи и переписи населения. | ||||
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. | ||||
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. | 1 | ||
2 | Программа статистической сводки. Результаты сводки. | 1 | ||
Тема 3.2. Метод группировки в статистике | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Группировка статистических данных. | 1 | ||
2 | Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. | 2 | ||
3 | Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. | 2 | ||
4 | Перегруппировка статистических данных. | 3 | ||
Практические занятия. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Определение вида группировок. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Определение величины равного интервала, решение задач на группировку статистических данных | ||||
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. | 1 | ||
2 | Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. | 2 | ||
3 | Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. | ||||
Раздел 4. Наглядное представление статистических данных. | 4 | |||
Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Статистические таблицы: сущность, элементы и виды | 2 | ||
2 | Правила построения таблиц в статистике. | 2 | ||
3 | Статистические графики: элементы и виды | 2 | ||
4 | Правила построения графиков в статистике | 2 | ||
Практические занятия. Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссвордов по данной теме. Решение задач на построение таблиц и графиков. | ||||
Раздел 5. Статистические показатели. | ||||
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие и виды статистических показателей | 2 | ||
2 | Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Единицы измерения абсолютных показателей. | 2 | ||
3 | Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. | 3 | ||
Практические занятия. Расчет различных видов относительных величин. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссвордов по данной теме. Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин | ||||
Тема 5.2. Средние величины в статистике | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. | 3 | ||
2 | Правило мажорантности степенных средних в статистике. | 2 | ||
3 | Расчет среднего показателя способом моментов. | 3 | ||
4 | Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике. | 3 | ||
Практические занятия. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической. | ||||
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. | 3 | ||
2 | Способы расчета дисперсии. | 3 | ||
3 | Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. | 3 | ||
Практические занятия. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по показателям вариации | ||||
Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного ряда распределения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Анализ структуры вариационных рядов распределения. | 3 | ||
Раздел 6. Ряды динамики в статистике | ||||
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. | 2 | ||
2 | Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). | 3 | ||
Практические занятия. Расчет показателей ряда динамики. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по показателям уровней рядов динамики | ||||
Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. | 2 | ||
2 | Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики | 3 | ||
3 | Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна. | 3 | ||
Практические занятия. Анализ основной тенденции ряда динамики, построение сезонной волны. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Расчет индексов сезонности, на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами. | ||||
Раздел 7. Индексы в статистике. | ||||
Тема 7.1. Индексы в статистике. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Сущность и классификация индексов | 2 | ||
2 | Индивидуальные и общие индексы. | 3 | ||
3 | Агрегатный индекс. Средние индексы. | 3 | ||
4 | Индексы структурных сдвигов. | 3 | ||
5 | Факторный анализ. | 3 | ||
Практические занятия. Расчет показателей ряда динамики. Расчет общих индексов агрегатной формы. Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по определению индексов, факторный анализ. | ||||
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике. | ||||
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. | 2 | ||
2 | Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. | 2 | ||
3 | Малая выборка в статистике. | 2 | ||
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. | 2 | ||
2 | Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. | 3 | ||
3 | Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | 3 | ||
Практические занятия. Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения. | ||||
Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями | ||||
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. | 2 | ||
2 | Построение модели связи. Интерпретация результатов. | 2 | ||
3 | Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. | 2 | ||
Тема 9.2. Корреляционно- регрессионный анализ | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность и виды корреляции. Корреляционный анализ. | 2 | ||
2 | Корреляционно-регрессионный анализ. | 2 | ||
3 | Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по расчету коэффициентов корреляции, регрессии, уравнение регрессии. | ||||
Всего: | 68 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебно-методической документации;
инструктивный материал, бланковый материал;
учебная мебель.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем (спутниковая система), прикладные программы.
Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
- Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
- Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник/Елисеева И.И.-5-е изд.-М.:ФиС.,2006.-656 с.
- Любушин Н.П. Экономика организации: Учебник для вузов .-М.:КНОРУС,2010.-304 с.
- Макарова Н.В. Статистика в Exel: Учеб.пос.-М.:ФиС.,2006.-368 с.
- Малое предпринимательство в Республике Саха(Якутия) за 2002-2008 года: Официальное издание: Инф.-аналит. записка №12-иаз/Фед. служба гос.статистики по РС(Я) .-Якутск:октябрь,2009.
- Мусина Е.М. Статистика. Краткий курс лекций и тестовые задания: Учеб.пос.-М.:ФОРУМ,2011.-72 с .-(Профессиональное образование).
- Мхитарян В.С. Статистика: Учебник для СПО/Мхитарян В. С.-М.:Академия,2008.-272с.-(СПО).
- Салин В.Н. Социально-экономическая статистика:Пpактикум: Учеб.пос.-М.:ФиС.,2006.-192 с.
- Салин В.Н. Статистика: Учеб.пос.-М.:Кноpус,2007.-304 с.-(СПО).
- Статистика: Учебник/Харченко Л.П.-Под ред. В.Г. Ионина .-М.:ИНФРА-М,2008.-445 С.-(Высшее образование).
- Статистика: Учебник/Елисеева И.И.-М. :Высшее образование,2006.-565 с.
- Эверитт Б.С. Большой словарь по статистике: Под ред. И. И. Елисеева.-М.:Проспект,2010.-736 с.
Дополнительные источники:
- Журнал «Вопросы статистики»
- Статистические ежегодники
Интернет-ресурсы:
- www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
- http://sakha.gks.ru Территориальный орган Федеральной службы государственной статистика по Республике Саха (Якутия)
- statistiks.ru/ Статистика
- http://bugabooks.com/book/135-obshhaya-teoriya-statistiki.html Общая теория статистики
- http://statistiks.ru/ Статистика
- http://stat.hse.ru/hse/indexn.html Статистическая база данных по Российской экономике
- http://www.icss.ac.ru/macro/ Основные соционально- экономические показатели развития России
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения | |
собирать и регистрировать статистическую информацию; | Защита практических работ |
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; | Защита практических работ |
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | Защита практических работ |
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники. | Защита практических работ |
усвоенные знания | |
предмет, метод и задачи статистики; | Текущий контроль: устный и письменный опрос |
общие основы статистической науки; | Текущий контроль: устный и письменный опрос |
принципы организации государственной статистики; | Текущий контроль: устный и письменный опрос |
современные тенденции развития статистического учета; | Текущий контроль: устный и письменный опрос |
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
основные формы и виды действующей статистической отчетности; | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. | Текущий контроль в форме защиты практических занятий |
Итоговый контроль | Дифференцированный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...