Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"
учебно-методический материал по теме
Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"
Скачать:
Предварительный просмотр:
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО БИОЛОГИИ
1 курс
Группа СКМ-113; ЭПМ-113
«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»
Преподаватель биологии высшей категории
Абакумова А.И.
КЕРЧЬ
2014
Тема занятия: Генетика человека и ее значение для медицины
и охраны здоровья
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: познакомиться с генетикой человека,
сформировать представление о хромосомном определении
пола, рассмотреть наследственные заболевания, выяснить
значение генетики для развития медицины и охраны
здоровья
Воспитательная цель: формировать здоровый образ жизни и бережное
отношение к своему здоровью.
Методы: беседа, демонстрация, объяснении,
межпредметные связи
Оборудование: учебники Биология 10-11 класс, презентации,
компьютер, слайды, фотоснимки, рисунки,
высказывания и цитаты о семье и здоровье
Литература:
- Кучеренко Н.Е., Вернес Ю.Г. Общая биология: учебник для учащихся
10- 11 кл. сред. Общеобразоват. Шк.: Пер. с укр.К.: Генеза, 2001. – 448с.
- Беляев Д.К. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.:
Просвещение, 1991. – 271 с.
- Полянский Ю.И. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
- Богданова Т.Л. и др. Справочник по биологии. Издательство «Научная
мысль», 2002
- Биологический энциклопедический словарик. Под радакц. Гилярова М.С. Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
- Бугай О.В. Биология в терминах, таблицах и схемах: Справочно-учебное
пособие. – 3-е издательство, дополн. – Харьков: Веста. Издательство
«Ранок», 2003, - 128 с.
- Карузина И.П. Биология. Издательство 6-е, перераб. и дополн. М.,
«Медицина». 1977, - 328
- Основы общей биологии / Под ред. Элибберта. - М.: Мир, 1982.- 437 с.
- Общая биология: Пособие для учителей. / Под ред. акад. Дубинина Н.П. -
М.: Освіта, 1980. - 335 с.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
- приветствие студентов и преподавателя;
- проверка присутствующих на занятии студентов;
- проверка готовности аудитории и студентов к занятию.
II. Восприятие и усвоение нового материала.
Преподаватель:
На прошлых занятиях мы знакомились с генетикой растений, животных. Изучили, как наследуются признаки, почему происходит изменение организмов.
Сегодня мы рассмотрим самую близкую нам тему в разделе «Генетика».
Сообщение числа, темы и цели и плана занятия.
(запись студентами в конспект)
План
1. Хромосомное определение пола
2. Наследование признаков, сцепленных с полом
3. Генетика человека
4. Значение генетики для медицины и здравоохранения
Преподаватель:
Тема сегодняшнего занятия стала очень актуальна в социальном обществе. Ведь ячейкой этого общества является семья. А самое главное для любой семьи – это здоровье.
Любая семья начинается с детей. Каждый из вас в будущем станет родителем и каждый видит свою семью по-разному.
(показ слайдов семей малодетных и многодетных)
Что же определяет рождение в семье девочек или мальчиков?
На этот вопрос нам поможет ответить первый пункт нашего плана.
1. Хромосомное определение пола
(студенты записывают в конспект 1 вопрос плана занятия)
Просмотр слайдов и объяснение
Еще в конце 19 века ученые обратили внимание на отличие в одной паре гомологичных хромосом в хромосомном наборе самца и самки.
В диплоидном наборе самок многих видов хромосомы все пар сходны между собой. У самцов в хромосомах существует отличие.
В 1910 году Т.Морган проводил огромное количество опытов по исследованию наследственности на плодовой мушке дрозофиле. Соматические клетки дрозофилы содержат 4 пары хромосом:
- 3 пары - аутосомы - хромосомы одинаковые и у самки и у самца;
- 1 пара хромосом отличительная для самки и самца.
Было установлено, что эта пара хромосом отвечает за развитие пола в организмах. Была названа половые хромосомы. В клетках самок дрозофилы 3 пары аутосом и две одинаков палочковидные половые хромосомы, названы Х-хромосомы.
Половой набор самки - ХХ.
В клетках самцов дрозофилы 3 пары аутосомы и одна половая хромосома как у самки палочковидная - Х, а другая отличается по строению и набору генов - палочковидная с плечом, назвали У-хромосома.
Половой набор самца – ХУ
Яйцеклетки женского организма несут одинаковый набор хромосом:
- набор артосом и плюс Х-хромосома.
Поскольку все гаметы женского организма одинаковые, такой пол называют гомогаметный.
Сперматозоиды мужского организма отличаются по набору хромосом:
- 1/2 несут набор артосом плюс Х-хромосому,
- 1/2 несут набор артосом плюс У-хромосома.
Гаметы мужского организма неодинаковые: образуются разные типы гамет. Такой пол называют гетерогаметный.
Как определяется пол у человека?
Проведем эксперимент.
(Приглашаются 2 девушки и 2 парня. Распределяются парами и получают таблички с указанием гамет:
Женские гаметы – Х, Х
Мужские гаметы – Х, У
Если пара имеет соотношение ХХ – рождается девочка.
Если пара имеет соотношение ХУ – рождается мальчик.)
Этот эксперимент показывает, что пол определяют мужской организм и в момент оплодотворения.
Мы узнали как определяется пол организма.
А как будут наследоваться признаки, расположенные в половых хромосомах?
Следующий вопрос нашего занятия.
2. Наследование признаков, сцепленных с полом
(студенты записывают в конспект 2 вопрос плана занятия)
Просмотр слайдов и объяснение
Большая часть генов, определяющих признаки организма, находятся в аутосомах. В таком случае не имеет значения какого пола организм, признак проявляется у обоих полов. Существуют некоторые признаки, на характер наследования которых влияет пол организма. Это объясняется тем, что гены данных признаков находятся в половых хромосомах. Из-за разно строения Х и У-хромосом, признаки могут проявиться или у женской особи или у мужской, в зависимости в какой из данных хромосом локализован ген.
Такие признаки называют сцепленными с полом.
Примером сцепленного наследования является наследование черепаховой окраски шерсти у кошек. Котов с такой окраской не бывает. Такой факт длительно не могли объяснить, пока не установили, что ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном В, рыжая - геном b. Лежат в Х.
Тогда:
ХВ ХВ - черная кошка
Хb Хb - рыжая кошка
ХB Хb - черепаховая кошка
ХB У - черный кот
Хb У - рыжий кот
Особи мужского пола имеют 1 Х-хромосому, поэтому могут быть или черной или рыжей окраски.
У человека сцеплено с полом наследуются некоторые заболевания: дальтонизм и гемофилия. Гены, определяющие развитие этих болезней находятся в Х-хромосоме и являются рецессивными. Поэтому, болезнь чаще проявляется у мужского пола, так как 1 Х-хромосома. Следовательно:
- если ХН У - здоров,
- если Хh У - болен.
(Студенты делают вывод: если гены расположены в половых хромосомах, то они проявятся у определенного пола)
3. Генетика человека
(студенты записывают в конспект 3 вопрос плана занятия)
Просмотр таблицы
Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает:
- особенности наследования признаков у человека,
- наследственные заболевания (медицинская генетика),
- генетическую структуру популяций человека.
Из направлений генетики человека наиболее интенсивно развиваются цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика.
Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения. Её подразделяют на:
- антропогенетику, изучающую закономерности наследственности и изменчивости нормальных признаков человеческого организма,
- демографическую генетику (генетика народонаселения),
- экологическая генетику (учение о генетических аспектах взаимоотношений человека с окружающей средой),
- медицинскую генетику, которая изучает наследственные патологии (болезни, дефекты, уродства и др.).
В настоящее время известно около 2 000 наследственных заболеваний.
Просмотр и прослушивание презентации, подготовленной студенткой группы Ибрагимовой Леонорой «Наследственные заболевания человека»
(студенты записывают в конспект классификацию заболеваний)
4. Значение генетики для медицины и здравоохранения
(студенты записывают в конспект 4 вопрос плана занятия)
Наиболее важной областью генетики человека является медицинская генетика. Медицинская генетика помогает понять взаимодействие биологических и факторов среды в патологии человека. Иногда ее рассматривают не как раздел генетики человека, а как самостоятельную область общей генетики.
Формирование медицинской генетики началось в 30-е гг. XX в., когда стали появляться факты, подтверждающие, что наследование признаков у человека подчиняется тем же закономерностям, что и у других живых организмов.
Задачей медицинской генетики является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, а также разработка путей предотвращения вредного воздействия факторов среды на наследственность человека.
Прослушивание реферата, подготовленного студенткой группы
Латей Екатериной «Значение генетики для медицины и охраны здоровья»
Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является их профилактика. Для этого во многих странах мира, существует сеть учреждений, обеспечивающих медико-генетическое консультирование населения. В первую очередь его услугами должны пользоваться лица, вступающие в брак, у которых имеются генетически неблагополучные родственники.
Генетическая консультация обязательна при вступлении в брак родственников, лиц старше 30—40 лет, а также работающих на производстве с вредными условиями труда. Врачи и генетики смогут определить степень риска рождения генетически неполноценного потомства и обеспечить контроль за ребенком в период его внутриутробного развития. Следует отметить, что курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью или отцом будущего ребенка резко повышают вероятность рождения младенца с тяжелыми наследственными недугами.
IV. Обобщение знаний.
Вопросы самоконтроля:
1) Какие хромосомы отвечают за развитие пола?
2) Почему соотношение полов в природе составляет 1 : 1?
3) Когда признак сцеплен с полом? Приведите примеры.
4) В чем значение развитие генетики человека?
5) Какие методы исследования применяет генетика человека?
Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16
V. Подведение итогов.
Преподаватель благодарит студентов за подготовку сообщений, участие в работе на занятии. Выставляются оценки за сообщения, активную работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Здоровое питание"
1. Ознакомление студентов с профессиональной терминологией по теме «Здоровое питание».2. Развитие навыков монологической и диалогической речи по т...
Методическая разработка по предмету математика: алгебра по теме: «Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений».
Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений.Тип: урок по изучению нового материалаЦель урока: вычисление значений тригонометрических функций, изучение ме...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических...
Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека
Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....
Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”
Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Тема: «Люди, внесшие вклад в развитие медицины» Дисциплина: ОГСЭ.03 Иностранный язык
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ...
Методическая разработка занятия по английскому языку "Развитие медицины в 20 веке"
Методическая разработка занятия по английскому языку "Развитие медицины в 20 веке"...