ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Стратегический менеджмент» является специальной, устанавливающей и развивающей знания об управлении организациями в долгосрочной перспективе; раскрывает вопросы стратегического управления предприятием, фирмой, опирающегося на человеческий потенциал как основу организации; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; рассматривает методы гибкого регулирования изменений в организации для достижения поставленных целей.
Дисциплина раскрывает вопросы стратегического управления предприятием, опирающегося на человеческий потенциал как на основу организации; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; рассматривает методы гибкого регулирования изменений в организации для достижения поставленных целей.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- функции стратегического планирования;
- методы реализации стратегического плана;
- принципы стратегического менеджмента;
- особенности стратегического рыночного управления;
- методы оценки и анализа факторов внешней и внутренней среды;
- виды стратегических альтернатив бизнеса;
- реализацию, контроль и оценку стратегического плана;
уметь:
- решать организационно стратегические задачи, стоящие перед коллективом;
- вырабатывать миссию организации;
- формулировать цели организации;
- анализировать воздействие факторов внешней среды;
- определять стратегическое направление деятельности предприятия;
- определять сильные и слабые стороны внутренней среды организации;
- определять стратегию фирмы;
- разрабатывать программы контроля и оценки стратегического плана;
- контролировать и понимать динамику внешней среды;
- предлагать дальновидные и творческие стратегические подходы, адекватные условиям и изменениям, с которыми сталкивается организация.
Цель данного курса — дать студентам знания теоретических и практических основ современного стратегического управления, создания предпринимательской среды для осуществления бизнес-процессов.
Главной задачей дисциплины является формирование у студентов комплекса знаний и умений по применению основных методов и приемов стратегического управления.
Программа предусматривает изучение основ стратегического менеджмента, методов управления организацией в условиях рыночных отношений.
Дисциплина «Стратегический менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях и рассматривает основную задачу управления, как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Модель подготовки специалиста-менеджера включает знания: проблем постановки целей организации и их характеристики, формулирования миссии организации, следования общим организационным ценностям и принципам, правил взаимодействия организации с основными рынками, внешних и внутренних стратегий организации, воздействия факторов внешней среды на деятельность организации, стратегии конкурентного преимущества.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов передового экономического мышления и базируется на новой управленческой парадигме – системе концепций, методологий и методов, образующих принятую в социально-экономической системе России модель постановки и решения проблем управления.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания.
В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор практических ситуаций. Со студентами проводятся дискуссии по актуальным проблемам стратегического управления.
Рабочая программа рассчитана на 78 часов, из них 24 часа практические занятия.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на её прикладной характер, показывать, где и когда – изучаемые теоретические положения и практические навыки могут использоваться в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
При изложении содержания используются законодательные и нормативные акты РФ инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств, инструкционные карты к практическим занятиям.
В процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» проводятся контрольные работы в V семестре и в VI семестре, итоговой формой контроля является зачёт в форме компьютерного тестирования в VI семестре.