Практикум по менеджменту для специальности реклама
учебно-методический материал по теме

Материал для практических работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_menedzhmentu_dlya_reklama.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ КНИЖНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРАКТИКУМ

Методические рекомендации по проведению

практических занятий по дисциплине

«Менеджмент»

специальность «Реклама»

Автор – преподаватель спецдисциплин МГКБИТ

Чичерин Г.Н.

Введение

Цель практической работы:

1. Закрепление теоретических знаний

2. Получение практических навыков применения полученных знаний

3. Развитие управленческого мышления

Порядок проведения практической работы

1. Инструктаж преподавателя: ознакомление студентов с порядком выполнения и оформления практической работы.

2. Повторение теоретических основ

3. Выдача заданий

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практической работы в присутствии преподавателя, который следит за ходом выполнения работы, отвечает на возникшие вопросы.

5. Проверка выполненной практической работы, разъяснение преподавателем допущенных студентами ошибок. По выполненной работе выставляется оценка.

6. Для выполнения практической работы используется: учебник, конспект лекций, раздаточный материал (приложение к практической работе)

7. Отчет по практической работе должен содержать:

- Название работы         

- Цель работы.

- Выполненное задание

- Ответы на контрольные вопросы

Темы практических занятий

Практическое занятие: №1 Разработка организационной структуры рекламного агентства.

Практическое  занятие: №2 Определение факторов влияния внешней среды на рекламное агентство

Практическое занятие № 3 Планирование рекламной компании

Практическое занятие № 4 Определение целей и функция рекламного менеджмента

Практическое занятие № 5 Применение различных теорий мотивации

Практическое занятие № 6  Составить штатное расписание рекламного агентства

Практическое занятие № 7 Решение конфликтной ситуации

Практическое занятие № 8 Создание имиджа менеджера


Методика выполнения практических занятий

Тема 1. 2. Структура организации.  Внешняя и внутренняя среда организации

Практическое занятие: №1 Разработка организационной структуры рекламного агентства.

Задание.

Составить организационную структуру рекламного агентства. При выполнении работы учитывать вопросы задания:

1. Представить структурную схему рекламного агентства

2. Указать подразделения (отделы) агентства

3. Функции, выполняемые подразделениями

4. Технология взаимодействия между отделами

Контрольные вопросы:

Как строятся взаимоотношения между рекламным агентством и рекламодателем

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Интернет-ресурсы

Практическое  занятие: №2 Определение факторов влияния внешней среды на рекламное агентство

Задание.

Провести анализ окружающей среды рекламного агентства. Определить субъекты и факторы окружающей среды. Указать, какое влияние они могут оказать на деятельность агентства.

Контрольные вопросы:

Объясните сущность понятия «среда предприятия»

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 1.3. Планирование рекламы и принятие управленческих решений

Практическое занятие № 3 Планирование рекламной компании

Задание. Разработать план рекламной кампании для товаров выбранной фирмы. Определить цели, задачи, ЦА, средства рекламы

Контрольные вопросы: Понятие рекламной кампании

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 1.4. Цели и функции рекламного менеджмента

Практическое занятие № 4 Определение целей и функция рекламного менеджмента

Задание. Установить цели по управлению рекламным предприятием. Определить функции рекламного менеджмента

Контрольные вопросы: менеджмент в рекламе

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 2.1. Мотивация и потребности

Практическое занятие № 5 Применение различных теорий мотивации

Задание. Выбрать наиболее оптимальные методы мотивации для управления персоналом

Контрольные вопросы: основные теории мотивации

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 2.2.Управление персоналом

Практическое занятие № 6  Составить штатное расписание рекламного агентства

Задание. Составить штатное расписание сотрудников рекламного агентства. Указать должности, функциональные обязанности, количество сотрудников

Контрольные вопросы:

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 2.3.Управление конфликтами

Практическое занятие № 7 Решение конфликтной ситуации

Задание. Описать возможные конфликтные ситуации и способы их решения. Что должен предпринять менеджер в случае конфликта

Контрольные вопросы: Понятие конфликта и конфликтной ситуации

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

Тема 2.4.Руководство: власть и партнерство

Практическое занятие № 8 Создание имиджа менеджера

Задание. Разработать рекомендации по созданию имиджа менеджера по рекламе: внешний вид, одежда, аксессуары, деловое поведение

Контрольные вопросы: Понятие имиджа и его составляющие

Обеспечение практической работы:

Учебник «Менеджмент» Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов

Учебник «Менеджмент» Г.Б. Казначеевская

Учебник «Организация рекламной деятельности» В.Н. Хапенков и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ

к выполнению практических заданий

        

Приложение 1

Пример организационной структуры

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой.


 
 

        

Приложение 2.

КНИЖНЫЙ РЫНОК РОССИИ

По данным Росстата, в потребительских расходах россиян на долю печатной продукции пришлось в 2008 году не более 0,5%. При таком расчете получается, что затраты каждого россиянина (включая детей) на книги составляют порядка 380 рублей в год. Российский книжный рынок относится к категории относительно стабильных, слабо прирастающих рынков. Постепенный рост книжного рынка в денежном выражении объясняется не повышением норм потребления книжной продукции, а в первую очередь инфляционными процессами, вызывающими рост цен на книги.

Можно предположить, что объем российского книжного рынка в целом за 2009 год, скорее всего, не продемонстрирует привычного медленного прироста. В худшем случае можно прогнозировать падение на 10- 15%, с учетом сокращения спроса и увеличения розничных цен. В лучшем – рынок в денежном выражении останется неизменным, на уровне 2,2-2,3 млрд. долларов.

Читательская активность населения

В настоящее время чтению книг отводится все меньше и меньше времени. Главными конкурентами книге стали телевидение с обилием развлекательных программ, Интернет, компьютерные игры (главным образом для детей и молодежи). В целом по России к читающей группе можно отнести примерно половину взрослого населения. По данным опроса ВЦИОМ, на начало 2008 года 47% россиян признали себя читающими. Не читают книг вообще 16% взрослого населения России.

Факторы привлекательности и непривлекательности книжных магазинов

Основными факторами привлекательности книжного магазина для большинства опрошенных оказались  широкий ассортимент (76%) и удобное месторасположение (59,8%). Главным фактором неудовлетворенности посетителей  - неудобные торговые залы, что вызывает сложности с навигацией и поиском нужной книги

В условиях кризиса

В условиях падения доходов и уровня жизни книги, как товар не первой необходимости, испытают на себе отток потребительского спроса. При этом люди не обязательно станут меньше читать – просто, книги будут чаще браться из домашних библиотек, у друзей и знакомых и значительно реже покупаться.

Структура розничных каналов распространения книжной продукции в России

по состоянию на весну 2009 года в России действует порядка 3600 книжных магазинов, включая смежные каналы – универсальные гипермаркеты и супермаркеты, в ассортименте которых есть книги (около 950 магазинов).

При этом сегодня по обеспеченности книжными магазинами Россия существенно

отстает от развитых зарубежных стран.

Розничные сетевые проекты в области книжной торговли стали активно появляться с 2000 года. К настоящему времени в России активно действует более 30 книжных сетей с большей или меньшей географией деятельности. Через сетевые книжные магазины реализуется до 28% всей книжной продукции.

В Топ-3 популярных мест покупки входят крупные книжные супермаркеты (76%), небольшие книжные магазины (57%) и Интернет-магазины (46%).

Большинство покупателей покупают книги в книжных супермаркетах. Однако люди с высокой частотой покупки (как минимум один раз в месяц) чаще других обращаются за услугами в Интернет-магазины (53%), а также покупают книги на книжных ярмарках (32%) и в метро (22%). Люди, покупающие книги реже, чем раз в полгода, предпочитают покупать книги в книжных супермаркетах (70%), приобретение же книг в других местах для данной группы самое низкое среди всех опрошенных. В  Топ-3 по первому упоминанию входят такие магазины как ТД Библио-Глобус (25%), Московский дом книги (12%) и Буквоед (10%).

Абсолютным лидером среди книжных Интернет-магазинов является Озон. Спонтанно его называет более половины покупателей книг (59%), при этом около 50% - при первом упоминании. По мнению целевой группы остальные книжные Интернет-магазины сильно уступают лидеру.

Согласно потребностям покупателей книг в возрасте 16-35 лет, приобретающих книги в книжных супермаркетах, можно выделить три типа магазина: «удобный», «функциональный» магазины и «книжный гипермаркет». Важно отметить, что для 36% покупателей книг выбор книжного магазина обусловлен важностью характеристик, свойственных всем трем типам. При этом, при выборе магазина детерминирующее влияние оказывают характеристики, лежащие в основе  функционального» магазина.

В сфере реализации книжной продукции отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа розничных магазинов, объединенных в единую сеть. За счет расширения книготорговых сетей в будущем появится возможность лучше обеспечить книгами те регионы, в которых на текущий момент нет книжных магазинов, а также увеличить количество розничных книготорговых точек в более благополучных регионах.

ОБЪЕМ, ЕМКОСТЬ И ТЕМПЫ РОСТА КНИЖНОГО РЫНКА

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2006 году в России насчитывалось 633,5 млн. экземпляров книг и брошюр. При этом в Российской Федерации зарегистрированы 102 268 названия книг Российский книжный рынок в течение 2000-2006 гг. демонстрировал стабильный рост наименований издаваемой литературы: по данным Российской книжной палаты, в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, этот показатель увеличился более чем на 70%.

ОБЪЕМ ИМПОРТА

В 2006 году в Россию было ввезено книжной продукции на $191,9 млн.

Лидером по объемам импорта книжной продукции в 2006 году являлась Германия, которая ввезла продукции на $65,0 млн., что составило 33,9% от общего объема импорта. Остальные страны сильно уступают Германии по объемам ввозимой продукции, так на Италию пришлось $14,2 млн. (7,4%), на Великобританию – $14,2 млн. (7,4%) и на Францию – $12,0 млн. (6,3%).

РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАНИЯ

По данным ФАМПК, российская полиграфическая промышленность насчитывает в настоящее время порядка 6 000 типографий, из них только 57 государственные.  Государственных типографий на рынке практически не осталось. Однако в отдельных сегментах рынка государственные типографии продолжают оставаться системообразующими. Например, в печати черно-белых книг эти предприятия занимают 65% рынка, в печати учебников – 80%, в газетной полиграфии – 40%.

РОЗНИЧНЫЕ КНИГОТОРГОВЫЕ СЕТИ

на текущий момент в России работает более 800 магазинов, принадлежащих к тем или иным книготорговым сетям.

 Крупнейшим игроком на рынке сетевой розничной торговля является компания «ТОП-КНИГА», сеть принадлежащих ей магазинов представлена во всех крупных городах России. Развитая система управления и распределения продукции позволяют проводить рациональную и эффективную политику по расширению сети. А развитие нескольких форматов магазинов, различающихся по площади, ассортименту и ценовой политике, способствует расширению целевой аудитории книжныхмагазинов.

- Сеть магазинов «Буква» принадлежит одной из крупнейших издательских групп России, сфера деятельности которой охватывает книгоиздание, оптовую и розничную торговлю. Наличие у издательства развитой сети реализации продукции решило логистические проблемы, неизбежно

возникающие при создании сети магазинов. Разумеется, ассортимент магазинов включает продукцию различных издательств, но можно сделать предположение, что книги ИГ «АСТ» реализуются по более привлекательным для покупателя ценам.

- Сеть магазинов «Библиосфера» входит в группу компаний «Инфра - М», включающую также ряд издательств, полиграфические предприятия и предприятия оптовой торговли. По сути дела, магазины являются звеном розничной реализации продукции в группе компаний. Функции распределительного центра выполняет компания «Мастер-книга», сфера деятельности которой охватывает полный комплекс услуг по поставке, складированию, предпродажной подготовке книжной продукции. Для оптимизации работы магазинов компания активно применяет новейшие информационные разработки. Все магазины, входящие в сеть «Библиосфера», сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральном округе.

- Сеть магазинов «ПродаЛитЪ» вышла на качественно новый уровень развития, став крупнейшим игроком на книготорговом рынке Восточной Сибири, после того, как компания приобрела контрольный пакет акций крупного государственного книготоргового предприятия «Иркутск - книга», получив в распоряжение территорию и складские помещения. Поскольку компания «ПродаЛитЪ» пользуется известностью в своем регионе, а фирменный знак узнаваем покупателями, стратегия развития компании направлена на увеличение числа магазинов в городах Восточной Сибири, в том числе с небольшим числом жителей.

Стратегия развития большинства крупнейших сетей книжных магазинов направлена на расширение территориального охвата, открытие новых торговых точек, в том числе по схеме франчайзинга, а также приобретения менее крупных книготорговых сетей в регионах. Лидирующая позиция компании на Рынке делает возможным активное инвестирование в диверсификацию бизнеса и развитие новых форматов магазина. Следует отметить, что главным условием успешного

функционирования сети магазинов является продуманная и эффективная распределительная система, предусматривающая весь спектр логистических операций.

Книготорговые сети, доля которых на Рынке не столь значительна, выбирают менее затратные стратегии развития, предусматривающие активное позиционирование своего бренда, различные мероприятия по стимулированию сбыта, а также внедрение дополнительных сервисов.

Интересна позиция таких книготорговых компаний, как «ПродаЛитЪ». Она не входит в тройку крупнейших ритейлеров страны («Топ-книга», «Буква», «Библиосфера»), но является безусловным лидером в Восточной Сибири, предпочитая увеличивать количество торговых точек в небольших городах этого региона с населением менее 100 тыс. чел.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Рассматривая основные тенденции книжного рынка, следует отметить, что его дальнейшее развитие будет сопровождаться ростом цен на книжную продукцию и постепенным приближением к европейскому уровню.

В 2006 -2007 гг. сохраняется тенденция расширения сетевых розничных структур, реализующих книжную продукцию. Примечательно, что зачастую инициаторами создания розничных сетей выступают крупные издательства, стремящиеся решить проблему сбыта собственной продукции, связанную с нехваткой розничных книжных магазинов. Основными причинами динамичного роста книготорговых сетей являются:

· благоприятные возможности роста на региональных рынках;

· недостаточное развитие розничной торговли книжной продукцией;

· эффективность системы сетевой организации торговли;

Приложение 3.

Московский Дом Книги, ГУП ОЦ                                                                    http://www.mdk-arbat.ru/

Государственное унитарное предприятие "Объединенный центр "Московский дом книги" (ГУП "ОЦ "МДК") создано в 1998 году Постановлением Правительства города Москвы.
Сегодня "Московский Дом Книги" - единственная крупнейшая в России многоструктурная розничная книготорговая сеть, объединяющая 42 книжных магазинов, сосредоточенных в одном городе, и одна из наиболее динамично развивающихся структур российского книжного рынка.
Товарный ассортимент "Московского Дома Книги" составляет более 210 тысяч наименований книг и более 50 тысяч - канцелярской продукции, годовой розничный товарооборот в среднем составляет около двух миллиардов рублей. Ежедневно в магазинах сети делают покупки 70 тыс. человек. Суммарный объем продаж объединения насчитывает более 25 млн. книг в год и около 7 млн. единиц канцелярских товаров. По количеству проданного товара предприятие является крупнейшим магазином Европы. Во всей торговой сети "Московского Дома Книги" действует единый финансовый, коммерческий и технологический механизмы, внедрены новейшие компьютерные и торговые технологии, система самообслуживания и единая справочно-библиографическая система. В магазинах сети работает около двух тысяч человек. Развита система социальной поддержки персонала, выпускается корпоративный печатный орган.
"Сеть магазинов "Московский Дом Книги" в полной мере осознает социальную ответственность бизнеса перед обществом и постоянно, путем ежегодного проведения различных акций в сети книжных магазинов, обращает внимание общественности и органов государственной власти на необходимость стимулирования интереса к книге как важной составляющей формирования мировоззрения.
Среди наиболее значимых акций - ежегодные Фестивали детской книги "Вместе с книгой мы растем" и канцелярских товаров "Скоро в школу мы идем!", а также книжные эстафеты, тематические недели и т.п. Одна из важнейших целей таких мероприятий - проведение благотворительных акций, направленных на помощь детям, нуждающимся в особой поддержке государства, и школьным библиотекам.
Многие из магазинов сети имеют полувековую книжную историю и адреса, ставшие символами Москвы. Наиболее крупные из них - "Дом книги на Новом Арбате", "Дом педагогической книги", "Дом медицинской книги", "Дом технической книги", "Мир детской книги", "Дом книги на Соколе", "Дом книги на Войковской".

Канцелярские товары

Одним из наиболее перспективных направлений в деятельности книготоргового предприятия «Московский Дом Книги» стала торговля канцелярскими товарами. Сегодня она составляет более 30% от общего объема товарооборота, а сеть магазинов «Московский Дом Книги» по праву считается лидером розничной продажи канцелярских товаров в Москве. С точки зрения потребителя, конкурентные преимущества сети магазинов «Московский Дом Книги» состоят в представлении наиболее полного ассортимента высококачественных канцелярских товаров, удовлетворяющих потребностям разных слоев населения, высокое качество обслуживания покупателей, традиционно низкие цены, применение инновационных технологий при продвижении товара.

 Крупнейший отдел канцелярских товаров расположен в Доме Книги на Новом Арбате. Общая площадь отдела более 500 кв.м. Ассортиментный ряд детской, офисной, и сувенирной канцелярской продукции составляет более 20 000 наименований. Доброй традицией магазина стало регулярное проведение различных конкурсов среди покупателей с вручением ценных призов, а также сезонные распродажи канцелярских товаров.

 Продукция известных марок: «Hama», «Zebra», «Hatber», «Гамма», «Stabilo», «Herlitz», «Disney», «Busquets», «Луч», «Pigna», «Jovi», «Альт», «Staedtler», «Witch», «Eberhard Faber», «Bic», «Faber Castell», «Crayola», «Oxford», «Koh-i-noоr» и других европейских производителей.

Подарки

Сеть магазинов МДК представляет широкий ассортимент, способный удовлетворить самые разные требования и изысканные предпочтения. В нашем магазине Вы можете выбрать бизнес аксессуары и сувенирную продукцию.

Маркетинговый подход к формированию ассортимента позволил создать спектр товаров, отвечающих требованиям различных категорий покупателей.

"Развитие и улучшение качества обслуживания клиентов" - вот основной принцип стратегического развития магазинов сети МДК.

  • В магазине представлена продукция крупнейших российских и мировых производителей, продукция, которая уже завоевала всеобщее признание потребителей.
  • Современный дизайн товаров, многообразие форм исполнения, функциональность, яркие, модные новинки и традиционно классические аксессуары делового человека - все это отвечает требованиям различных категорий покупателей.
  • Продуманный ассортимент канцелярских товаров магазина позволит быстро сориентироваться и выбрать именно то, что Вам необходимо.

Интернет-магазин

Интернет-магазин насчитывает  более 115 000 наименований книг, широкий выбор видеопродукции в формате DVD. Приобрести книги и DVD, находящиеся в наличии магазина, можно не выходя из дома и экономя драгоценное время.

Спецпредложения

"Московский Дом Книги" представляет накопительную дисконтную карту.

Карта дает право получать скидку 5% и 7% на книги и канцелярские товары в магазинах нашей сети.

Скидки на презентациях авторов.

В магазинах регулярно проходят встречи с известными авторами и презентации книг. Во время презентации можно купить новинку по самой лучшей цене со скидкой 5%!*

Всем обладателям «Социальной карты москвича»

В любом магазине сети «Московский Дом Книги» все обладатели "Социальной карты москвича" могут получить скидку 5% на весь ассортимент книжной и канцелярской продукции!

Скидки для студентов!

Во всех магазинах сети «Московский Дом Книги» действует скидка 5% на книжную продукцию и канцтовары для всех студентов

Скидка 5% по карте любого книжного России!

Во всех магазинах сети «Московский Дом Книги» действует скидка 5% на книжную продукцию при предъявлении дисконтной карты любого книжного магазина Москвы и России.

PR-услуги

Отдел рекламы и PR предлагает услуги продвижения: презентации новых книг, встречи с авторами, издательствами, знаменитыми людьми, расширенные продажи и выкладки книг, а также промоакции.

"Московский Дом Книги" объединяет:
-
МДК на Новом Арбате
-
6 специализированных магазинов
-
35 универсальных магазинов
-
1 интернет-магазин

- 2000 сотрудников

"Московский Дом Книги" представляет:
-
210 тысяч наименований книг
-
50 тысяч наименований канцелярской продукции
- 70 тыс. посетителей ежедневно
- 2 миллиарда рублей годовой розничный товарооборот
- более 25 млн. книг - суммарный объем продаж в год
- 7 млн. единиц канцелярских товаров
- Рекорд: единственная крупнейшая государственная сеть книжных магазинов в России
- Рекорд: Московский Дом Книги на Новом Арбате - крупнейший книжный магазин розничной торговли в России

Приложение 4.         

Опросы потребителей товаров и услуг. Изучение потребительского спроса.
Исследования удовлетворенности клиентов продукцией/услугами компании.

Исследования и опросы клиентов компании являются важным компонентом и инструментом маркетинга. Опросы и исследования помогают выявить конкурентные преимущества компании, определить существующие недостатки и ошибки, выявить проблемные точки, требующие оперативных изменений и улучшения.

Изучение мнения потребителей позволяет управлять количеством повторных обращений и покупок, влиять на увеличение доли лояльных клиентов.

Последовательность организации проведения опроса потребителей (изучение потребительского спроса) товаров и услуг:

  1. Постановка цели проведения исследования/опроса
  2. Определение портрета потребителя, на которого ориентирован опрос
  3. Определение состава вопросов, задаваемых потребителю
  4. Разработка регламента проведения опроса, анкеты, выходных форм данных
  5. Выбор интервьюеров для проведения опроса
  6. Инструктаж и обучение интервьюеров
  7. Проведение интервью/опросов потребителей
  8. Обработка результатов опроса
  9. Подготовка итогового резюме

Основные форматы проведения опросов потребителей, изучения потребителей:

уличный опрос

опросы в местах продажи

квартирный опрос

экспертные интервью

телефонный опрос

глубинные интервью потребителей

товаров/услуг

проведение фокус-групп 

Приложение 5    Имидж менеджера

Имидж. В переводе с английского имидж – это образ, визуальная привлекательность личности. Имиджем руководителя называется образное представление о нём, сложившееся в представлении общества. Имидж – это комплекс внешних и внутренних качеств, ставших достоянием общественности.

Специфика деятельности руководителя заключается в постоянном общении с людьми, поэтому одна из важнейших задач руководителя – научится оставлять о себе хорошее впечатление, формировать собственный имидж.

Имидж близко к известному греческому слову «харизма», в которое древние греки вкладывали значение: одарённость, святость, мудрость. Руководители, наделённые харизмой, обычно называются харизматическими личностями и имеют следующие поведенческие характеристики:

Внешний вид – внушительная внешность, привлекательны, завидная осанка, прекрасно держится.

Независимое поведение – полагаются в основном на себя, хотя во многом доверяют другим людям.

 Речевые способности – риторические навыки, жестикуляция, телодвижения.

Достойные манеры – способы держаться с полным осознанием своей значимости, но без личной надменности.

Достойная реакция (спокойная) на похвалу и критику.

Приложение 6

1. Мотивация: основные понятия

В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.

Высшее искусство руководителя — досконально разобраться в человеке, понять, что он любит, ибо, как ни странно, большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, к какому виду деятельности они более склонны и в чем состоит их особый дар. Когда человек занимается любимым делом, он доволен и счастлив, а если все спокойны, радостны и приветливы, это создает в компании особую атмосферу. Задачей каждого менеджера является создание мотивации для сотрудников, чтобы они работали больше и лучше, при этом мотивация, относясь к ментальному состоянию человека, определяет основу его поведения, формирует ограничительные барьеры поведения.

Под мотивацией понимают готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В понятие «мотивация» входят вопросы активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: зачем так, а не иначе поступает данный человек.

Мотивация персонала очень важна для менеджера.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Виды мотивации

Можно выделить мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например одобрением тех, с кем трудится данный человек.

К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности.

Процесс мотивации

Процесс мотивации  начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации.

2. Теории мотивации

Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать определенным образом.

Процессные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, с учетом их восприятия и жизненного опыта.

Важно понять, что хотя эти теории и различны, они не являются взаимоисключающими. Необходимо также отметить, что эти теории эффективно используются в практике менеджмента для решения ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации объясняют поведение с точки зрения потребностей, рассматривают факторы, толкающие людей на какие-то шаги. Они изучают причины мотивированного поведения, т.е. то, что его вызывает. Например, кто-то предпринимает определенные действия из-за более высокого оклада, кто-то — из-за потребности власти.

Приложение 7  

Тест «Степень мотивации личности к успеху»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.  Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать, чем отложить на какое-то время?

2.  Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3.  Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4.  Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5.  Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6.  В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7.  По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8.  Я более доброжелателен, чем другие.

9.  Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10.В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11.Усердие – это не основная моя черта.

12.Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13.Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14.Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.

15.Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16.Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

17.Легко сыграть на моем честолюбии.

18.Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19.При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20.Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21.Нужно полагаться только на самого себя.

22.В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23.Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.

24.Я менее честолюбив, чем многие другие.

25.В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26.Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27.Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28.Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29.Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30.Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31.Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32.Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33.Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35.Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36.Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37.Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38.Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39.Я завидую людям, которые не загружены работой.

40.Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41.Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.

Ключ к тесту

Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы  2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 и за каждый ответ «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.

28 – 32 балла. У вас очень сильная мотивация к успеху. Вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.

15 – 27 баллов. У вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, так как вы считаете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима.

0 – 14 баллов. Мотивация к успеху у вас довольно слабая. Вы довольны собой и свои положением. На работе «не горите». Вы убеждены, что независимо от ваших усилий все пойдет своим чередом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...

Рабочая программа по Экономики организации для специальности Реклама

Данная рабочая программа предназначена для специальности 031601 "Реклама"...

ППА ПМ 01 специальность Реклама

Программа промежуточной аттестации к ПМ 01 МДК 01.02 Разработка творческой концепции рекламного продукта...

Производственная практика. ПМ 01. Специальность Реклама

Методические разработки. Производственная практика. ПМ 01. Специальность Реклама...

рабочая программа ПМ.01 специальность "Реклама"

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 031601 Реклама (ба...