Выступление на ШПМ "Информационно-коммуникативные технологи в системе среднего профессионального образования"
опыты и эксперименты

Демидова Татьяна Владимировна

В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходят структурно-организационные изменения, которые направлены на улучшение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

В связи с развитием Информационно-коммуникативных технологий  происходит существенное изменение форм и содержания образования. Требуются  методы обучения, которые бы ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные  технологи в системе СПО  

В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходят структурно-организационные изменения, которые направлены на улучшение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

В связи с развитием Информационно-коммуникативных технологий  происходит существенное изменение форм и содержания образования. Требуются  методы обучения, которые бы ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы.

В результате стала проблема формирования информационно-коммуникационной компетенции педагогов СПО, так как от её решения зависит результат образования.

Сегодня уже естественно, что любой проект, любая научно-исследовательская работа оформляется с помощью прикладных программных продуктов.

Педагог должен быть готов использовать информационные технологии в обучении, при этом очевидно, что профессиональные качества зависят от готовности осваивать и использовать в своей деятельности новые методы, формы и средства обучения. В данном случае речь идет об информационно-коммуникационной компетентности педагога.

Данное понятие «информационно-коммуникационная компетентность педагога» рассматривалось в трудах В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н.Шиловой,О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н.Горбуновой, А. М. Семибратова и др.

Проведя анализ можно определить, что информационно-коммуникационная компетентность педагога это объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы, выраженные в  решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий.

Важно отметить, что необходимо различать информационно-коммуникационную компетентность в общем смысле и педагогическую информационно-коммуникационную компетентность именно она основывается на знаниях, умениях не только в сфере ИКТ, но и в области педагогики.

В структурном плане педагогическая информационно-коммуникационная компетентность включает два компонента:

1. мотивационный компонент отражает личностное самоопределение в отношении применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

2. когнитивно-деятельностный компонент выражает степень владения информационно-коммуникационными технологиями и методическими основами их применения в педагогической деятельности.

Все компетенции направлений педагогической деятельности можно разделить на два вида:

- связанные с организацией процесса обучения студентов;

- связанные с совершенствованием учебного процесса.

Уровень педагогической ИКТ- компетентности

Основные педагогические ИКТ- компетенции

Задачи, входящие в педагогическую деятельность

Вид деятельности

1 уровень (базовый)

Подготовка и оформление учебно- методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ

Подготовка к урокам; Работа в кабинете (средства наглядности); Разработка программ, подготовка отчетных документов

организация обучения обучающихся

1 уровень

2 уровень

Уровень педагогической ИКТ- компетентности

Основные педагогические ИКТ- компетенции

Задачи, входящие в педагогическую деятельность

Вид деятельности

2 уровень (предметно- ориентированный)

Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и Интернет- ресурсов

Проведение уроков; Внеклассная работа по предмету; Индивидуальная работа с учащимися; Проведение кружков, факультативов; Внеклассная педагогическая работа

Организация обучения обучающихся

Одним из направлений повышения интереса обучающихся и роста качества образования можно считать внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения

Уровень педагогической ИКТ- компетентности

Основные педагогические ИКТ- компетенции

Задачи, входящие в педагогическую деятельность

Вид деятельности

3 уровень (профессиональный)

Использование ИКТ в целях самообразования

Научная, экспериментальная, исследовательская работа; Повышение квалификации.

Совершенствование учебного процесса

3 уровень

 Использование ИКТ позволяет принимать участие в дистанционных конференциях, конкурсах, вебинарах. 

Можно пройти дистанционные курсы повышения квалификации. 

Уровень педагогической ИКТ- компетентности

Основные педагогические ИКТ- компетенции

Задачи, входящие в педагогическую деятельность

Вид деятельности

4 уровень (узкопрофессиональный)

Применение интернет-технологий для профессионального роста, работа со средствами коммуникации

Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания); Работа с родителями.

Совершенствование учебного процесса

Что же входит в основной перечень ИКТ- компетенций преподавателей .

  1. Наличие представлений о работе компьютера, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
  2. Владение интерфейсом операционной системы

Интерфейсом операционной системы называют комплекс средств, предназначенных для передачи операционной системе управляющих команд и позволяет пользователю взаимодействовать с операционной системой компьютера. Говоря простыми словами, интерфейс - внешняя часть программы или устройства, с которыми работает пользователь.

3. Владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов с помощью приложений MicrosoftOffice

- Форматирование текста

- Владеть навыками построения графологических  таблиц

- Владеть навыками построения таблиц

- Владеть навыками создания презентаций

- Владеть навыками построение графиков и диаграмм

- Владеть приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW

- Владеть приемами работы с электронной почтой

4. Иметь  представление о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса

В качестве примера можно рассмотреть использование технологии виртуальной обучающей среды. Система управления курсами Moodle активно внедряется учебный процесс образовательного учреждения, разработан специальный сайт, который подключен к сайту образовательного учреждения и используется преподавателями и обучающимися. Использование активных методов обучения, новых информационных технологий, системы дистанционного обучения Moodle, в учебном процессе  позволяет преподавателям и обучающимся активизировать процесс обучения, сделать его информационно насыщенным.

ИКТ-компетентность педагога – качество специалиста, формирующееся в процессе всей профессиональной деятельности, и, следовательно, главным условием его формирования является наличие условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач.

ИКТ-компетентность педагогической деятельности–это умение самостоятельно искать, анализировать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, грамотно и уверенно используя для этого современные средства информационных и коммуникационных технологий (компьютер, прикладное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и

др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...