Выступление на ШПМ "Информационно-коммуникативные технологи в системе среднего профессионального образования"
опыты и эксперименты
В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходят структурно-организационные изменения, которые направлены на улучшение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
В связи с развитием Информационно-коммуникативных технологий происходит существенное изменение форм и содержания образования. Требуются методы обучения, которые бы ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологи в системе СПО
В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходят структурно-организационные изменения, которые направлены на улучшение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
В связи с развитием Информационно-коммуникативных технологий происходит существенное изменение форм и содержания образования. Требуются методы обучения, которые бы ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы.
В результате стала проблема формирования информационно-коммуникационной компетенции педагогов СПО, так как от её решения зависит результат образования.
Сегодня уже естественно, что любой проект, любая научно-исследовательская работа оформляется с помощью прикладных программных продуктов.
Педагог должен быть готов использовать информационные технологии в обучении, при этом очевидно, что профессиональные качества зависят от готовности осваивать и использовать в своей деятельности новые методы, формы и средства обучения. В данном случае речь идет об информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Данное понятие «информационно-коммуникационная компетентность педагога» рассматривалось в трудах В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н.Шиловой,О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н.Горбуновой, А. М. Семибратова и др.
Проведя анализ можно определить, что информационно-коммуникационная компетентность педагога это объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы, выраженные в решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
Важно отметить, что необходимо различать информационно-коммуникационную компетентность в общем смысле и педагогическую информационно-коммуникационную компетентность именно она основывается на знаниях, умениях не только в сфере ИКТ, но и в области педагогики.
В структурном плане педагогическая информационно-коммуникационная компетентность включает два компонента:
1. мотивационный компонент отражает личностное самоопределение в отношении применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.
2. когнитивно-деятельностный компонент выражает степень владения информационно-коммуникационными технологиями и методическими основами их применения в педагогической деятельности.
Все компетенции направлений педагогической деятельности можно разделить на два вида:
- связанные с организацией процесса обучения студентов;
- связанные с совершенствованием учебного процесса.
Уровень педагогической ИКТ- компетентности | Основные педагогические ИКТ- компетенции | Задачи, входящие в педагогическую деятельность | Вид деятельности |
1 уровень (базовый) | Подготовка и оформление учебно- методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ | Подготовка к урокам; Работа в кабинете (средства наглядности); Разработка программ, подготовка отчетных документов | организация обучения обучающихся |
1 уровень
2 уровень
Уровень педагогической ИКТ- компетентности | Основные педагогические ИКТ- компетенции | Задачи, входящие в педагогическую деятельность | Вид деятельности |
2 уровень (предметно- ориентированный) | Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и Интернет- ресурсов | Проведение уроков; Внеклассная работа по предмету; Индивидуальная работа с учащимися; Проведение кружков, факультативов; Внеклассная педагогическая работа | Организация обучения обучающихся |
Одним из направлений повышения интереса обучающихся и роста качества образования можно считать внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения
Уровень педагогической ИКТ- компетентности | Основные педагогические ИКТ- компетенции | Задачи, входящие в педагогическую деятельность | Вид деятельности |
3 уровень (профессиональный) | Использование ИКТ в целях самообразования | Научная, экспериментальная, исследовательская работа; Повышение квалификации. | Совершенствование учебного процесса |
3 уровень
Использование ИКТ позволяет принимать участие в дистанционных конференциях, конкурсах, вебинарах.
Можно пройти дистанционные курсы повышения квалификации.
Уровень педагогической ИКТ- компетентности | Основные педагогические ИКТ- компетенции | Задачи, входящие в педагогическую деятельность | Вид деятельности |
4 уровень (узкопрофессиональный) | Применение интернет-технологий для профессионального роста, работа со средствами коммуникации | Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания); Работа с родителями. | Совершенствование учебного процесса |
Что же входит в основной перечень ИКТ- компетенций преподавателей .
- Наличие представлений о работе компьютера, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
- Владение интерфейсом операционной системы
Интерфейсом операционной системы называют комплекс средств, предназначенных для передачи операционной системе управляющих команд и позволяет пользователю взаимодействовать с операционной системой компьютера. Говоря простыми словами, интерфейс - внешняя часть программы или устройства, с которыми работает пользователь.
3. Владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов с помощью приложений MicrosoftOffice
- Форматирование текста
- Владеть навыками построения графологических таблиц
- Владеть навыками построения таблиц
- Владеть навыками создания презентаций
- Владеть навыками построение графиков и диаграмм
- Владеть приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW
- Владеть приемами работы с электронной почтой
4. Иметь представление о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса
В качестве примера можно рассмотреть использование технологии виртуальной обучающей среды. Система управления курсами Moodle активно внедряется учебный процесс образовательного учреждения, разработан специальный сайт, который подключен к сайту образовательного учреждения и используется преподавателями и обучающимися. Использование активных методов обучения, новых информационных технологий, системы дистанционного обучения Moodle, в учебном процессе позволяет преподавателям и обучающимся активизировать процесс обучения, сделать его информационно насыщенным.
ИКТ-компетентность педагога – качество специалиста, формирующееся в процессе всей профессиональной деятельности, и, следовательно, главным условием его формирования является наличие условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач.
ИКТ-компетентность педагогической деятельности–это умение самостоятельно искать, анализировать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, грамотно и уверенно используя для этого современные средства информационных и коммуникационных технологий (компьютер, прикладное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и
др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2. В результате освое...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования
XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...