Программа учебной дисциплины "Менеджмент".
рабочая программа по теме

Баркина Елена Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана для учащихся СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._ekonom._org._3.3.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования                                              

                              «Кулебакский металлургический колледж»

                                                                                                                                                                          

рассмотрено и утверждено                                                                                утверждено

на заседании цикловой                                                                                          зам. директора по спо

комиссии спецдисциплин

специальности 080114

протокол №______  от__________

председатель цикловой                                                                                    ________________н.б.белова

комиссии

____________нестерова н.я.

                                                                                                                                                                         

                 рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______Менеджмент________

название дисциплины

                            по специальности среднего специального образования

                                                080114 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

2013 г.


Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

__080114__  _____Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)____

           код                                                 наименование специальности (профессии)

Организация-разработчик: _ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»_

Разработчик:  __Баркина Е.В.– преподаватель ГБОУ СПО «КМК»____

                                                                 2013 г.

                                                 

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

   стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                        

              4

           

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

              5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

                         

 

       

     11    

             12

           


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

профессионального модуля

____________________Менеджмент.__________________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины являя

ется частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

080114  Экономика и бухгалтерский учёт 

   код                                                     название 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт».

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной и профессиональной подготовке работников в экономической и бухгалтерской области при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

разрабатывать анализ структуры управления предприятием:

определять миссию и цель организации;

разрабатывать организации места работы;

принимать управленческие решения;

составлять планы проведения  переговоров и бесед;

использовать приемы трансакционного анализа во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;

составлять план проведения контроля;

решать заданную конфликтную ситуацию;

определять стиль управления по «решетке менеджмента»

знать:

сущность современных подходов к менеджменту;

национальные особенности менеджмента;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

формы делового и управленческого общения в коллективе;

критерии мотивации;

сущность стратегического и тактического планирования;

основные типы структур организации;

органы управления;

основные функции управления;

внешняя и внутренняя среда организации;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  114  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -   76   часов;

самостоятельной работы обучающегося -   38 часов.

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Менеджмент»

специальность  080114

                 « Экономика и бухгалтерский учет»

Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности  « Экономика и бухгалтерский учет».

В паспорте программы изложены основные цели и задачи данной программы. Содержание программы дает возможность усвоить методы управления экономической деятельностью организаций (предприятий) в условиях становления современных рыночных отношений.

Программа сориентирована на развитие познавательной самостоятельности и творческой активности студентов, на что указывают выделенные часы на самостоятельную работу. В данной программе предусмотрено проведение обязательной контрольной работы.

Рецензент – Н.Я. Нестерова.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

     практические занятия

20

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет


3. условия реализации программы профессионального модуля

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование, технические средства обучения учебного кабинета: компьютеры, DVD, мультимедийный проектор, программное обеспечение, комплекты плакатов.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Скляренко В.К. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М 2009 г.
  2. Тертышник М.И. Экономика предприятия. Учебно-методический комплекс М.: ИНФРА – М.: 2010 г.
  3. Гарфинкель В.Я. Экономика организации. – М.: ЮНИТИ 2004 г.
  4. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М 2002 г.
  5. Великанов Практикум по курсу экономика производства. Учебное пособие 2-е издание переработанное. – М.: Высшая школа экономики 2001 г.
  6. Швандара В. А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ 2001 г.

Дополнительные источники:

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Электронные учебники по дисциплине «Экономика организации».
  4. Формы бухгалтерской отчётности
  5. Консультант «+»

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины                                                                Менеджмент

                                                                                                                                                                                                                        наименование

Наименование

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа, контрольная работа

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система.

2

1

Раздел I

Характерные черты менеджмента

10

-

Тема 1.1.

Зарубежные школы бизнеса и менеджмент.

Содержание учебного материала

2

1

1

Зарубежные модели менеджмента. Истории менеджмента. Общие черты и различия в развитии менеджмента индустриально развитых странах. Школы менеджмента

Самостоятельная работа обучающегося:

  • Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента.

2

1

Тема 1.2.

Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Содержание учебного материала

4

1

1

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента.

Самостоятельная работа обучающегося:

  • Значение менеджмента в условиях рыночной экономики;
  • Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.

2

1

Раздел II

Организационная структура менеджмента

24

-

Тема 2.1.

Организация как объект менеджмента.

Содержание учебного материала

2

1

1

Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, программно-целевая, матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации.

Практические занятия:

  • Разработка анализа структуры управления предприятием;

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

  • факторы внешней среды косвенного воздействия;
  • состояние экономики, политические и социально-культурные факторы.

2

2

Тема 2.2.

Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

4

2

1

Планирование, организация, мотивация и контроль- основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла.

Практические занятия:

  • определять миссию и цель организации

2

1

Самостоятельная работа:

  • взаимосвязь цикла
  • взаимообусловленность функций управленческого цикла

2

1

Тема 2.3.

Планировании организации

Содержание учебного материала

4

2

1

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Матрица SWOT- анализа.

Практическое занятие:

  • составлять заданную структуру организации.

2

1

Самостоятельная работа:

  • Тактическое планирование;
  • Основные этапы текущего планирования;
  • Реализация текущих планов

4

1

Раздел III

Система методов управления

28

-

Тема 3.1.

Мотивация и потребности.

Содержание учебного материала

6

2

1

Первичные и вторичные потребности. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Содержательная теория мотивации.

Практическое занятие:

  • Разрабатывать организацию личной работы

2

1

Самостоятельная работа:

  • Процессуальные теории мотивации;
  • Сущность делегирования, правила и принципы.

4

1

Тема 3.2.

Самоменеджмент

Содержание учебного материала

4

2

1

Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия.

Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др.

Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера.

Самостоятельная работа:

  • Улучшение условий и режима работы
  • Анализ участия коллектива в управлении

4

1

Тема 3.3.

Общение и коммуникации

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие информации. Ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначения управленческого общения. Условия эффектиного общения.

Самостоятельная работа:

  • Два закона управленческого общения;
  • Психологические приемы достижения расположенности подчиненных.

4

1

Раздел IV

Деловое общение

8

-

Тема 4.1.

Ведение бесед и совещаний

Содержание учебного материала

4

2

1

Планирование проведения мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование.

Практические занятия:

  • Использование приемов трансакционного анализа в заданных ситуациях при взаимоотношениях руководителей подчиненного.

2

1

Самостоятельная работа:

  • Доводы собеседника.

2

1

Раздел V

Процесс принятия решений

42

-

Тема 5.1.

Типы решений и требований

Содержание учебного материала

4

3

1

Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий.

Практические занятия:

  • Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.
  • Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений.

4

2

Самостоятельная работа:

  • Разработка решений
  • Оценка и принятие решений

2

2

Тема 5.2.

Контроль и его виды

Содержание учебного материала

4

3

1

Понятие и сущность контроля: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный.

Практические занятия:

  • Составление плана проведения контроля.

2

1

Самостоятельная работа:

  • Составить итоговую документацию по контролю.

2

1

Тема 5.3.

Этика менеджмента

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие этики и психологии менеджмента. Нравственно-этические основы менеджмента. Культура управления. Этический кодекс современного делового человека.

Практическое занятие:

  • Решение заданной конфликтной ситуации

2

1

Самостоятельная работа:

  • Составить культуру поведения руководителя

2

1

Тема 5.4.

Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

4

2

1

Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущности и классификации конфликтов. Причины и виды. Последствия конфликтов. Взаимосвязь конфликта и стресса.

Самостоятельная работа:

  • Позитивный и негативный стресс;
  • Методы снятия стресса.

4

1

Тема 5.5

Власть и влияние

Содержание учебного материала

   4

   2

   2

3

1

Виды власти. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.

Самостоятельная работа:

- составить имидж менеджера.

Практическая работа:

- определение стиля управления по «решетке менеджмента» в заданных ситуациях

Максимальная учебная нагрузка

114

Самостоятельная работа

38

Аудиторная нагрузка

76

в том числе: Практические занятия

20


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- разрабатывать анализ структуры управления предприятием;

-провести анализ;

-определять миссию и цель организации;

- защита отчёта по практическому занятию;

-разработка организации места работы;

- тестирования;

-принятие управленческих решений;

- исследовательская работа в форме решения практических задач;

- составление планов проведения переговоров и бесед;

- выполнение практических задач;

-использование приемов трансакционного анализа во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;

- тестирования;

-составление плана проведения контроля;

- исследовательская работа в форме решения практических задач;

- решение заданной конфликтной ситуации;

- выполнение практической работы;

-определение стиля управления по решетке менеджмента;

- выполнение практических задач;

- контрольная работа;

-сравнение стратегического и тактического планирования.

- выполнение практической работы;

Знания:

- сущность современных подходов в менеджменте;

- тестирование;

-цикл менеджмента;

- индивидуальный опрос;

- сущность и структура организации ;

- тестирование;

- формы делового и управленческого общения в коллективе;

- тестирование;

- критерии мотивации;

- фронтальный опрос;

- основные функции управления;

- индивидуальный опрос;

-внешняя и внутренняя среда организации;.

тестирование;

Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...