Программа учебной дисциплины "Менеджмент".
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для учащихся СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._ekonom._org._3.3.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кулебакский металлургический колледж»
рассмотрено и утверждено утверждено
на заседании цикловой зам. директора по спо
комиссии спецдисциплин
специальности 080114
протокол №______ от__________
председатель цикловой ________________н.б.белова
комиссии
____________нестерова н.я.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______Менеджмент________
название дисциплины
по специальности среднего специального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
2013 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
__080114__ _____Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)____
код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик: _ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж»_
Разработчик: __Баркина Е.В.– преподаватель ГБОУ СПО «КМК»____
2013 г.
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
профессионального модуля
____________________Менеджмент.__________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины являя
ется частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
080114 Экономика и бухгалтерский учёт
код название
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт».
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной и профессиональной подготовке работников в экономической и бухгалтерской области при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
разрабатывать анализ структуры управления предприятием:
определять миссию и цель организации;
разрабатывать организации места работы;
принимать управленческие решения;
составлять планы проведения переговоров и бесед;
использовать приемы трансакционного анализа во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;
составлять план проведения контроля;
решать заданную конфликтную ситуацию;
определять стиль управления по «решетке менеджмента»
знать:
сущность современных подходов к менеджменту;
национальные особенности менеджмента;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
формы делового и управленческого общения в коллективе;
критерии мотивации;
сущность стратегического и тактического планирования;
основные типы структур организации;
органы управления;
основные функции управления;
внешняя и внутренняя среда организации;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Менеджмент»
специальность 080114
« Экономика и бухгалтерский учет»
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности « Экономика и бухгалтерский учет».
В паспорте программы изложены основные цели и задачи данной программы. Содержание программы дает возможность усвоить методы управления экономической деятельностью организаций (предприятий) в условиях становления современных рыночных отношений.
Программа сориентирована на развитие познавательной самостоятельности и творческой активности студентов, на что указывают выделенные часы на самостоятельную работу. В данной программе предусмотрено проведение обязательной контрольной работы.
Рецензент – Н.Я. Нестерова.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет |
3. условия реализации программы профессионального модуля
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».
Оборудование, технические средства обучения учебного кабинета: компьютеры, DVD, мультимедийный проектор, программное обеспечение, комплекты плакатов.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Скляренко В.К. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М 2009 г.
- Тертышник М.И. Экономика предприятия. Учебно-методический комплекс М.: ИНФРА – М.: 2010 г.
- Гарфинкель В.Я. Экономика организации. – М.: ЮНИТИ 2004 г.
- Волков О.И. Экономика предприятия. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М 2002 г.
- Великанов Практикум по курсу экономика производства. Учебное пособие 2-е издание переработанное. – М.: Высшая школа экономики 2001 г.
- Швандара В. А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ 2001 г.
Дополнительные источники:
- Трудовой кодекс РФ
- Налоговый кодекс РФ
- Электронные учебники по дисциплине «Экономика организации».
- Формы бухгалтерской отчётности
- Консультант «+»
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент
наименование
Наименование | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа, контрольная работа | Объём часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. | 2 | 1 | |
Раздел I | Характерные черты менеджмента | 10 | - | |
Тема 1.1. Зарубежные школы бизнеса и менеджмент. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Зарубежные модели менеджмента. Истории менеджмента. Общие черты и различия в развитии менеджмента индустриально развитых странах. Школы менеджмента | |||
Самостоятельная работа обучающегося:
| 2 | 1 | ||
Тема 1.2. Сущность и характерные черты современного менеджмента. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. | |||
Самостоятельная работа обучающегося:
| 2 | 1 | ||
Раздел II | Организационная структура менеджмента | 24 | - | |
Тема 2.1. Организация как объект менеджмента. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, программно-целевая, матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации. | |||
Практические занятия:
| 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося:
| 2 | 2 | ||
Тема 2.2. Цикл менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Планирование, организация, мотивация и контроль- основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. | |||
Практические занятия:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 2 | 1 | ||
Тема 2.3. Планировании организации | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Матрица SWOT- анализа. | |||
Практическое занятие:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 4 | 1 | ||
Раздел III | Система методов управления | 28 | - | |
Тема 3.1. Мотивация и потребности. | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1 | Первичные и вторичные потребности. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Содержательная теория мотивации. | |||
Практическое занятие:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 4 | 1 | ||
Тема 3.2. Самоменеджмент | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. | |||
Самостоятельная работа:
| 4 | 1 | ||
Тема 3.3. Общение и коммуникации | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Понятие информации. Ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначения управленческого общения. Условия эффектиного общения. | |||
Самостоятельная работа:
| 4 | 1 | ||
Раздел IV | Деловое общение | 8 | - | |
Тема 4.1. Ведение бесед и совещаний | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Планирование проведения мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование. | |||
Практические занятия:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 2 | 1 | ||
Раздел V | Процесс принятия решений | 42 | - | |
Тема 5.1. Типы решений и требований | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
1 | Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий. | |||
Практические занятия:
| 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа:
| 2 | 2 | ||
Тема 5.2. Контроль и его виды | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
1 | Понятие и сущность контроля: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. | |||
Практические занятия:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 2 | 1 | ||
Тема 5.3. Этика менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Понятие этики и психологии менеджмента. Нравственно-этические основы менеджмента. Культура управления. Этический кодекс современного делового человека. | |||
Практическое занятие:
| 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 2 | 1 | ||
Тема 5.4. Управление конфликтами и стрессами | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущности и классификации конфликтов. Причины и виды. Последствия конфликтов. Взаимосвязь конфликта и стресса. | |||
Самостоятельная работа:
| 4 | 1 | ||
Тема 5.5 Власть и влияние | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 3 | |
1 | Виды власти. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. | |||
Самостоятельная работа: - составить имидж менеджера. | ||||
Практическая работа: - определение стиля управления по «решетке менеджмента» в заданных ситуациях | ||||
Максимальная учебная нагрузка | 114 | |||
Самостоятельная работа | 38 | |||
Аудиторная нагрузка | 76 | |||
в том числе: Практические занятия | 20 | |||
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - разрабатывать анализ структуры управления предприятием; | -провести анализ; |
-определять миссию и цель организации; | - защита отчёта по практическому занятию; |
-разработка организации места работы; | - тестирования; |
-принятие управленческих решений; | - исследовательская работа в форме решения практических задач; |
- составление планов проведения переговоров и бесед; | - выполнение практических задач; |
-использование приемов трансакционного анализа во взаимоотношениях руководителя и подчиненного; | - тестирования; |
-составление плана проведения контроля; | - исследовательская работа в форме решения практических задач; |
- решение заданной конфликтной ситуации; | - выполнение практической работы; |
-определение стиля управления по решетке менеджмента; | - выполнение практических задач; - контрольная работа; |
-сравнение стратегического и тактического планирования. | - выполнение практической работы; |
Знания: - сущность современных подходов в менеджменте; | - тестирование; |
-цикл менеджмента; | - индивидуальный опрос; |
- сущность и структура организации ; | - тестирование; |
- формы делового и управленческого общения в коллективе; | - тестирование; |
- критерии мотивации; | - фронтальный опрос; |
- основные функции управления; | - индивидуальный опрос; |
-внешняя и внутренняя среда организации;. | тестирование; |
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...