Методическая разработка обучающего семинара «Финансовые пирамиды и мошенничество»
методическая разработка по теме

Сашнева Ольга Александровна

Тема «Финансовые пирамиды и мошенничество»

Цель:познакомить с основными видами и формами мошенничества в кредитно-финансовой сфере;

научить применять теоретические знания в практических ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_finansovye_piramidy_i_moshshenichestvo.docx420.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Методическая разработка обучающего семинара

На тему: «Финансовые пирамиды и мошенничество»

Разработчик:

Преподаватель экономических и

специальных дисциплин  Сашнёва О.А.

г.Черняховск

2013г

Эксперты:

___________________________________________________________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

Методическая разработка обучающего семинара

Тема «Финансовые пирамиды и мошенничество»

Семинар (семинарное занятие)- одна из наиболее часто используемых форм организации обучения студентов, призвана решать проблемы   обучающего характера в практической работе студента в опоре на научные знания, достижения в предметной области  .

Цель методической разработки – раскрыть методику проведения семинарного занятия.

Семинар дает возможность сориентироваться студентам в современных достижениях, очертить собственное поле исследования или изучения проблемы, провести глубокий анализ своей деятельности, двигаться по пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Участники семинара получают возможность ознакомиться с новыми технологиями, передовым педагогическим опытом, заявить о своей позиции.

Семинар является для студента  формой обучения и самообразования.

 Вступление

Сегодня используются разнообразные формы организации обучения студентов (научно- практические конференции, семинары, конкурсы  и другие), которые помогают реализовать системно-деятельностный  и  компетентностный подходы в образовании.

Семинар- является традиционной формой организации обучения студентов, но сегодня существенно меняется форма его проведения. Она меняется, исходя из конкретных условий, в зависимости от конкретных задач, которые необходимо решать в процессе обучения: “консультация- семинар”, “тренинг- семинар”, “  семинар-практикум”, “лекционно- семинарские занятия” и др.

На семинарах могут быть использованы различные формы и методы обучения. Например, “игровые и тренинговые формы, а также круглые столы и дискуссии”. (Из положения о Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях).

Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.

На теоретических семинарах ученые, преподаватели, тьютеры, педагоги знакомят с новейшими достижениями науки и передового опыта. Освещают актуальные вопросы, раскрывают насущные вопросы .Информация дается в форме докладов и сообщений.

На семинарах- практикумах происходит знакомство студентов с результатами   исследовательской работы по теоретическим и практическим вопросам, проводившейся студентами под руководством педагогов, преподавателей в течение длительного времени.

 Семинары- практикумы состоят из двух частей:

- теоретической (обсуждение проблемы, дискуссия, решение вопросов);

- практической (открытые занятия, мероприятия).

Семинары- практикумы являются эффективной формой приобщения студентов к творческой, исследовательской деятельности.

Дискуссия является важной составляющей семинара.

Дискуссия- обсуждение, целенаправленный обмен мнениями, идеями. Отличительная черта дискуссии- равный диалог участников.

Обычно дискуссия проводится с целью нахождения истины группой специалистов-участников (около 10 – 15 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и получить возможность доказать ее правильность.

В ходе дискуссии происходит:

- обмен информацией между участниками;

- сосуществование различных, вплоть до противоположности, точек зрения;

- возможность критиковать и даже отвергать любое мнение;

- поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Дискуссией называют различные формы заседаний: круглый стол, диалог- спор, форум, дебаты, симпозиум. Эти формы дискуссий могут практиковаться эпизодически или не применяться вовсе.

Выделяют следующие виды семинаров: по частоте взаимодействия и форме представления содержания.

1) По частоте взаимодействия:

  • разовый;
  • тематический;
  • цикловой.

2) По форме представления содержания:

  • теоретический;
  • семинар-практикум;
  • проблемный.

На проблемных семинарах участники  раскрывают теоретические и практические аспекты выбранной проблемы, организуется обсуждение таким образом, чтобы каждый участник мог высказать свои соображения, мнения, точку зрения и т.д.

Содержание

Прежде, чем начать подготовку по проведению семинарного занятия необходимо ответить, как минимум на три вопроса:

1. Какие цели и задачи преследует занятие.

2. Что должно входить в содержание занятия, чем конкретно оно должно обогатить обучаемых.

3. С помощью каких форм и методов, в какой последовательности вести занятие.

Цели семинара могут быть разными. Но, в любом случае, цель семинарного занятия должна быть достижимой: ее нужно сообразовывать с уровнем подготовленности аудитории, имеющимся временем, с условиями, в которых будет проходить семинар, его материальным обеспечением.

Цели должны быть направлены на решение конкретных задач и отвечать принципам:

- актуальности (связь с жизнью, ориентация на социальную значимость);

- научности (соответствие современным научным достижениям);

- целенаправленности (выделение главного).

Задачи направлены на:

- углубление теоретической и практической подготовки студентов;

- осмысление практической значимости полученных теоретических знаний;

- развитие творческой активности, обмен опытом.

Обычно содержание семинарных занятий включает в себя не только сообщение или рассказ об интересном опыте работы, но и демонстрацию достижений этого опыта. Например, выставка материалов работы, раздаточный материал, отображающий направления и формы работы, фотовыставка, видеофильм.

Содержание должно раскрывать выбранную тему, отражающую круг проблем, близких конкретному педагогическому коллективу или творческой группе.

Как правило выбору той или иной темы, предшествует проблемно- ориентированный анализ результатов педагогической деятельности. Он предусматривает три этапа анализа:

- анализ результатов;
- анализ образовательного процесса;
- анализ условий.

В практике проведения семинаров обучение ведется с помощью различных форм и методов групповой деятельности таких, как: дискуссия, творческая беседа, деловая игра, психологический тренинг и др.

Групповые формы работы активизируют внимание, стимулируют на решение ситуативных задач; способствуют общению, взаимопониманию, взаимопомощи.

Для решения и выполнения конкретных задач группа делится на подгруппы.

План работы в подгруппе строится таким образом:

- постановка задачи и инструктаж о ходе работы;

- выполнение задания;

- обсуждение результатов;

- сообщение о результатах;

- подведение итогов.

 Выделяются уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа всей группы;

- работа в парах;

- групповая работа на принципах дифференциации.

 Этапы проведения:

1. Организационный (активизация деятельности);

2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).

3. Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).

4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).

Составляя план семинарного занятия, необходимо ориентироваться на конкретные результаты, которые необходимо получить при прохождении этапов проведения.

 Примерный план проведения семинарного занятия:

1. Кто проводит.

2. Тема.

3. Цели, задачи.

4. Место проведения.

5. Ход проведения.

6. Подведение итогов.

Эффективность результатов определяется уровнем обратной связи, обменом информацией между взаимодействующими участниками образовательного процесса. Уровень обратной связи может быть оценен по результатам анкетирования, так называемому листку “обратной связи”.

Обратная связь может быть определена по степени:

- информационной насыщенности;

- доходчивости и наглядности представления;

- объему представленной информации (присутствию разнообразных форм и направлений деятельности);

- создания рабочей атмосферы;

- практической полезности;

- эмоциональной удовлетворенности и др.

Суммированные оценки могут быть переведены в процентное соотношение и оформлены в виде графиков или циклограмм.

Таким образом, при подготовке к проведению семинарного занятия можно выделить следующие этапы:

- выявление проблемных вопросов (предварительный опрос педагогов, изучение круга проблем);

- выбор темы (актуальность);

- определение целей и задач (должны иметь научно- теоретическое обоснование);

- предварительная работа с выступающими (консультирование);

- разработка плана (ход проведения);

- составление анкеты для участников (основные вопросы по теме);

- подготовка вопросов для обсуждения в группах (опросные листы);

- составление списка рекомендуемой литературы по теме, проблеме;

- подготовка технического оснащения помещения;

- изготовление наглядного, раздаточного материала, рекламной продукции (регистрационный лист, листок “обратной связи”, буклет, и др.).

Методические советы.

По содержанию излагаемого материала необходимо:

- распределить время;

- определить объем материала;

- сделать классификацию вокруг ключевых понятий;

- учитывать логику перехода от одной части к другой.

По уровню изложения материала необходимо развивать:

- уровень коммуникативной культуры (способность создать комфортный микроклимат);

- культуру речи (тон, выдержанный темп и ритм, хорошую дикцию, соблюдать логические ударения и паузы, умение спокойно и правильно выслушать);

- владение телом, мимикой, жестом.

 Заключение

 Практика проведения семинарных занятий учит закреплять навыки организационной  работы: руководить творческими группами, оказывать помощь студентам разного уровня.

Обучающие семинары способствуют достижению высокого качества образовательного процесса , непрерывному образованию студентов различных специальностей, развитию коллективного опыта работы.

Семинары помогают студентам ориентироваться в пространстве разнообразной деятельности, успех которой зависит от твердой теоретической (научной) платформы.

Тема «Финансовые пирамиды и мошенничество»

Цель:

познакомить с основными видами и формами мошенничества в кредитно-финансовой сфере;

научить применять теоретические знания в практических ситуациях

Оборудование:  интерактивная доска,диапроектор, презентации.

Участники: студенты группы 31 лог технологического отделения

Северина Е. «Финансовые пирамиды: история, признаки»

Кузнецова И. «Мошенничество с банковскими картами»

Рамайкина А. «»

Рожкова Е. «Мошенничество в интернете»

Студенты группы 31 инф, 32 инф технологического отделения

ХОД Семинара

Вступительное слово

Человечеству, живущему в третьем тысячелетии, достаточно трудно "изобрести велосипед". Потому что на протяжении всего эволюционного перехода по маршруту "обезьяна – человек", представители homo-sapiens придумывали, фантазировали, создавали. Причем все что угодно, начиная от деревянной дубинки и процесса рыбной ловли, до супер современного компьютера и процесса "ловли рыбы в мутной воде".

Когда Вам говорят – "изобретен новый способ мошенничества" - не верьте! Потому что ничего нового в этой отрасли придумать нельзя. Усовершенствовать, используя новейшие достижения науки и техники – это пожалуйста. А вот создать что-то свое, авторское, если хотите, эксклюзивное – это под силу только действительно талантливым людям. Путь даже талантливым в такой неблаговидной сфере как мошенничество.

Формы и виды криминальных проявлений в современной кредитно-финансовой сфере не являются принципиально новыми. Это касается не только России, но и всего мирового финансового сообщества. Многие черты современного состояния преступности во многом подобны тем, что были присущи банковской системе в конце XIX и начале XX столетия.

Среди наиболее типичных махинаций, имевших значительный общественный резонанс, можно отметить следующие:

  1. Участие банкирских домов и контор в биржевых спекуляциях за счет вкладов клиентов
  2. Махинации, связанные с привлечением денежных средств населения посредством введения в заблуждение относительно будущих доходов.
  3. Злоупотребления в сфере кредитования и вексельного обращения

С 1909 по 1913 г.г. был отмечен значительный рост нарушений уставов торговых и кредитных предприятий с 2814 до 4661 в год. Нарушения выражались в основном в невыполнении обязательств по полученным кредитам. Увеличилось также число подлогов (в основном по векселям). В 1909 г. зарегистрировано 6633 случая, а к 1913 г. эта цифра составила 8158 случаев. Довольно часто в то время приходилось сталкиваться с фактами, когда служащие с жалованием в 100 руб. имели кредиты в 7-8 обществах на 5-6 тыс. руб. и задолженность в 4 тыс. руб. и более.

4. Злоупотребления, обусловленные совмещением государственной службы с участием в акционерных компаниях

На заре XX века поощрялось участие финансовых специалистов, находящихся на государственной службе, в управлении и учреждении акционерных компаний. С 1860 г. совместительство из отдельно встречающихся фактов переросло чуть ли не в повсеместное дело. Так, высшие чиновники Министерства финансов приглашались в учредители за будущую возможность получать кредиты Госбанка.

5. Ложные банкротства

В 1912 г. произошло два скандальных банкротства, в связи с чем Министерство финансов заявило, что “часто банкирские заведения открываются исключительно с целью недобросовестного обогащения за счет клиентов”.

Один из наиболее показательных случае финансового мошенничества в те далекие времена, было нашумевшее дело "дома Кана".

В опубликованной 23 февраля 1889 г. в журнале "Новое время" статье "Грабители" говорилось, что предприимчивые дельцы, неизвестно откуда попавшие в столицу, открывали банкирские конторы на средства, достаточные только для размещения объявлений о найме агентов. Затем многочисленные агенты конторы с печатными бланками и рекламой о баснословно выгодной покупке в рассрочку выигрышных билетов внутренних займов разъезжались по селам и городам, убеждая доверчивых клиентов в том, что достаточно внести 15-ти рублевый задаток, чтобы получить право на известную часть выигрыша от записанного за ними билета. Уплачивая по 5 или 10 рублей ежемесячно, клиент мог приобрести билет целиком, а вместе с ним призрачную возможность выиграть на него до 200 тыс. руб. Доход от такой сделки получал расторопный агент (9 руб. с каждых 15 руб.) и контора, которая не заботилась о честном ведении дела.

По данным того же журнала, контора Кана, основанная в августе 1887 г., уже через год имела оборот около 1 млн. 200 тыс. руб. Причины банкротства не сообщались. Прослеживая дальнейший путь этого заведения известно, что контора подверглась описи по иску в 5 тыс. рублей. При проверке кассы обнаружено всего 300 рублей и 1 выигрышный билет; хотя их было продано не менее 1,5 тыс. штук.

Помимо самых разнообразных ложных банкротств, а так же приятного совмещения «государевой» и коммерческой службы, человечество придумывало множество самых разнообразных схем, направленных на изымание наличности у менее пронырливых сограждан.

До нашего времени дожили самые перспективные, хотя далеко не самые новые разработки.

Например: Мошенничества финансово-инвестиционные. Наиболее яркими примерами, здесь, несомненно, служат пресловутые финансовые пирамиды.

Итак, выделим мошенничества в СОВРЕМЕННОЙ финансово-кредитной сфере 

1. Автореферат Севериной Е «Финансовые пирамиды»

Одной из наиболее широко известных и опасных моделей криминального поведения на рынке финансовых инвестиций является финансовая пирамида или "пирамида Понци". Эта криминальная схема посягательств на интересы акционеров, вкладчиков и других инвесторов получила широкое распространение в кризисный период развития финансового рынка во многих странах. Не стала исключением и Россия. Свое название эта криминальная схема получила по имени итальянского иммигранта Карло Понци, который впервые использовал ее в широких масштабах в 1920 году в Бостоне (США). В России расцвет данного вида мошенничества пришелся на 1993 - 1994 гг.

Первой фирмой, начавшей свою мошенническую деятельность в 1991 году, была фирма "Пакс" в Волгограде. Ее руководителя до 1994 года у 1722 вкладчиков похитили 2 млрд. 356 млн. 960 тыс. руб.

С момента исчезновения с экономической карты страны всевозможных «Властелин», «Домов Селенга» и т.п. прошло не мало времени. Но пирамиды, видимо являясь столь же незыблемыми как их египетские тезки, все еще продолжают свое существование. Наиболее яркий пример тому - финансовые инвестиционные операции в сети Интернет.

Инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы. Так, в 1999 году Федеральная Комиссия по Торговле (FTC) США зарегистрировала 18 тыс. жалоб, а Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам (SEC) регистрирует от 200 до 300 жалоб на возможные мошенничества с ценными бумагами ежедневно. Согласно оценкам NASAA неосторожные инвесторы теряют приблизительно $10 миллиардов в год из-за мошенничества c капиталовложениями. В письме ФКЦБ от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет", описаны некоторые наиболее типичные мошеннические схемы).

Схема "увеличить и сбросить" (Pump&dump)

Вид рыночой манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются.

Схема финансовой пирамиды (Pyramid Schemes)

При инвестировании денежных средств, используя Интернет - технологии, полностью повторяет классическую финансовую пирамиду. При использовании данного приема инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов.

Схема "надежного" вложения капитала (The "Risk - free" Fraud)

Заключается в распространении через Интернет инвестиционных предложений с низким уровнем риска и высоким уровнем прибыли. Как правило, это предложение несуществующих, но очень популярных проектов, таких как вложения в высоколиквидные ценные бумаги банков, телекоммуникационных компаний, в сочетании с безусловными гарантиями возврата вложенного капитала и высокими прибылями.

"Экзотические" предложения (Exotic Offerings)

Например, распространение через Интернет предложения акций костариканской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов, с банковской гарантией получения через непродолжительный промежуток времени основной суммы инвестиций плюс 15% прибыли.

Мошенничества с использованием банков (Prime Bank Fraud)

заключаются в том, что мошенники, прикрываясь именами и гарантиями известных и респектабельных финансовых учреждений, предлагают инвесторам вложение денег в ничем не обеспеченные обязательства с нереальными размерами доходности.

Навязывание информации (Touting)

Часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Недостоверная информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте по адресам. Анонимность, которую предоставляет своим пользователям сеть Интернет, возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо более низкая стоимость распространения информации по сравнению с традиционными средствами делает Интернет наиболее удобным инструментом для мошеннических действий.

2.Автореферат Кузнецовой И.  « Мошенничество с пластиковыми картами»

За последние 5-7 лет мы настолько привыкли к банкоматам и электронным платежам через терминалы, что теперь трудно вспомнить, а что же было до них. Но, с ростом количества банкоматов, растет число тех людей, которые желают с их помощью незаконно обогатиться. И если раньше казалось, что такие махинации бывают только в кино, то на сегодняшний день они стали до боли реальными.

Скимер –это специальное накладное устройство для банкомата, которое считывает номер банковской карты. Размером это устройство с пачку сигарет, а накладывается на картридер, в который вставляется карточка. Слайж 2

 

Так выглядит скиммер на банкомате. Слайд 3

Схема махинации очень проста. Вы совершаете любую операцию с помощью банкомата, и ничего не подозревая, уходите по своим делам. В то время как мошенники с помощью скиммера считали всю информацию о вашей карте, в любой момент сделают её дубликат и обнулят ваш банковский счет. 
Откуда же они узнают пин-код? Здесь есть несколько вариантов. Самый элементарный – человек, стоящий за вами в очереди просто подсмотрит пин-код из-за вашей спины. Но, мошенники придумали еще несколько способов. Они могут распылить на клавиатуру специальный спрей, на котором будут четко видны нажатые вами клавиши. Или же установят на банкомат микрокамеру, и вы её не заметите, потому что спрятана она будет за пачкой рекламных буклетов. Слайд 4.

 Есть даже накладные клавиатуры, которые почти ничем не отличаются от самой клавиатуры банкомата.

 Такая клавиатура ловко считает пин-код вашей пластиковой карты.

 Но, и это еще не всё! Существуют целые накладные панели, которые накладываются сразу на всю поверхность банкомата, и одновременно считывают и пин-код, и номер банковской карты. Вот как выглядят такие панели. 

Скиммеры свободно продаются в интернете. Стоят они около 200 долларов.        

Набор «чистых» пластиковых карт, из которых создаются  дубликаты, продается по цене 30 долларов за 500 штук. Деньги, украденные подобным образом, практически нереально вернуть, поэтому нужно быть предельно внимательными, чтобы не попасться на уловки мошенников. 
Да и банки бьют тревогу. Если ранее подобные устройства обнаруживали только в странах Европы, то теперь они появились и в СНГ. Многие банки начали вести видеонаблюдение за банкоматами, использовать специальную сенсорную сигнализацию. Была попытка перейти на использование пластиковых карт с микрочипами, которые практически невозможно подделать. Но новые карты стоили очень дорого и не выдержали конкуренции. Еще один вариант – установка антискиммеров – специальных накладок на картридер, которые делают невозможным установку скиммера. Недавно такие вот приспособления начали устанавливать на банкоматы Сбербанка России. Клиенты банка начали массово обращаться с жалобами на скиммеры. Люди подумали, что именно так и выглядит это устройство. Поэтому под картридером на банкоматы вскоре наклеили специальный знак – фото того, как должен выглядеть банкомат в идеале. Слайд 7

Банкомат-фантом

Наиболее дорогой вид мошенничества. Преступники начали использовать поддельные банкоматы. Выглядят они как самые обычные банкоматы с указанием реальной банковской информации. Только по сути – это просто пустая коробка, оснащенная скиммером. Вы вводите пин, пытаетесь снять средства, а на экран выводится сообщение о технических неполадках или о том, что отсутствует наличка. Минута дела и у мошенников есть все необходимые данные вашей банковской карты. Пластиковую карту банкомат возвращает, и вы, ничего не подозревая, идете искать другой банкомат. В то время как мошенники обнуляют ваш счет.Не только хорошо осматривайте банкомат, но и пытайтесь его сдвинуть. Как правило, банкоматы-фантомы плохо закреплены и легко смещаются. Кроме этого, старайтесь пользоваться одним и тем же банкоматом, скажем рядом с домом или офисом. Так вы и скиммер увидите в случае его появления, и не нарветесь на поддельный банкомат. Не рискуйте и не обналичивайте деньги в подозрительных банкоматах, установленных в малолюдных местах, во вновь установленных банкоматах.

«Ливанская петля»

 Целью данной махинации является овладение вашей банковской картой. И если в предыдущих способах мошенникам нужно было иметь специальные устройства, то в этом случае нужна лишь обычная фотопленка. Хотя есть и умельцы, придумавшие более «изящное» устройство.

Из фотопленки изготавливается специальный карман, который помещается в картридер. Концы кармана незаметно закрепляет снаружи картридера. Вы решили снять деньги, вставили в банкомат карту, ввели пин-код, и возможно даже обналичили некоторую сумму. Только банкомат возвращать карту вам не стал. Вы в панике. «Добрый» человек из очереди вызывается вам помочь, мотивируя тем, что с ним такое тоже случалось. Он нажимает какие-то кнопки, успокаивает вас, а, по сути, через минуту-две вы невольно сообщаете ему пин-код. Извлечь карту никак не получается, и вы (по совету того же «доброго человека») сломя голову бежите в банк разбираться. Или звоните, но вам говорят, что карту извлекут лишь в конце дня при инкассации. Вы уходите прочь и ждете звонка из банка. В то время мошенник извлекает петлю и забирает вашу банковскую карту. Сами понимаете, ничего копировать ему не нужно – у него есть оригинал карты и ваш пин. Можете считать, что денег на вашем счету больше нет. В этой ситуации вас спасет только собственная бдительность. Обычно по периметру картридера немного заметно края «ливанской петли». Попробуйте провести пальцем по краям картридера, на ощупь тоже можно почувствовать неладное. И еще. Никогда, ни при каких условиях не сообщайте пин-код вашей банковской карты НИКОМУ.

Другие виды мошенничеств с банковскими картами

Существуют и другие уловки с целью завладеть нашими деньгами. Лишиться своих кровных вы можете и в магазине, ресторане, интернете. Официант может незаметно повторно провести платеж или вовсе удалиться и сделать копию банковской карты с помощью карманного скиммера. Много случаев утери средств происходит и при оплате услуг через терминальные установки. Суммы, уплаченные за кредит или квартплату, просто теряются. Дело в том, что извещение об оплате, которое выдает терминал, не является чеком, соответственно его не достаточно для подачи заявления в суд на владельца терминала.

В интернете охотников до чужих денег пруд пруди. Вы просто оплатите покупку, а недобросовестные владельцы магазина, овладев данными вашей карты, легко сделают ее копию.

Ни при каких обстоятельствах не выпускайте свою банковскую карту из виду. И если заметили что-то неладное, лучше расплатитесь наличными. Тщательно проверяйте все чеки, а для постоянного контроля подключите к своему мобильному услугу смс-банкинга. Не пользуйтесь подозрительными интернет-магазинами, новыми или с запятнанной репутацией. Кроме того, никто еще не отменял оплату наличными при доставке курьером.

Самый простенький и незамысловатый, но иногда срабатывающий. особенно в темное время суток. 

Мошенники заклеивают скотчем часть банкомата, которая выдает деньги (часть кэш-диспенсера). Снимаете деньги, а деньги не выходят.  Нехорошие слова в адрес сломанного банкомата, такие же в адрес банковских работников, с которыми утром вы планируете поругаться. В состоянии чрезвычайной раздраженности забираете карту и уходите искать другой банкомат. Из-за угла выходит мошенник, внимательно наблюдавший за вами, отклеивает скотч и забирает деньги... В этом случае внимательно осмотрите кэш-диспенсер (внешнюю часть), и если никаких препятствий на пути купюр из банкомата в ваш бумажник не обнаружено, можно смело идти ругаться с работниками банковского труда.

Подглядывание из-за плеча. Мошенник вполне может узнать ПИН-код держателя банковской карты, подглядывая из-за его плеча, пока тот вводит код в банкомате. Затем злоумышленник осуществляет кражу карты и использует ее в своих целях.

Копирование магнитной полосы (skimming). Данный вид мошенничества предусматривает использование особых видов устройств, считывающих информацию с магнитных полос карт. Обычно это специально изготовленные клавиатуры, которыми накрывают существующие. Законный держатель банковской карты проводит операцию с вводом персонального идентификационного номера (ПИН), в это время, дополнительно установленное устройство считывает и записывает информацию на магнитной полосе. Т.е. у злоумышленников появляется данные необходимые для дальнейшего изготовления поддельной карты и ее использования в своих целях.

Ограбление держателей банковских карт. Самый незамысловатый способ. Клиент снял наличность - жулик ограбил.

Вирус, поражающий банкоматы. Новейшим изысканием мошенников стал вирус, который отслеживает производимые операции и ворует информацию с пластиковых карт, передавая ее мошенникам. По данным портала Рубль.ру способ, выбранный злоумышленниками весьма замысловат. Написать вредоносную программу для банкомата очень сложно - мошенники используют очень специфические операционные системы и связываются с банками по серьезно защищенным сетям.

 Вот наиболее распространенные виды махинаций с пластиковыми картами:

Использование потерянных/украденных карт (lost/stolen card), когда банк вовремя не блокирует счет пропавшей карточки, и мошенник его обнуляет.

Подделка карт (counterfeit/skimming), когда полученная незаконным путем информация о чужой карте эммбоссируется на пластик (белый пластик) или записывается на магнитную полосу подделки или подлинной карты.

Заказ по почте, телефону, Интернету (MO/TO) различных товаров и услуг с использованием данных платежной карточки человеком, не являющимся владельцем этой карты.

Использование чужого банковского счета кредитной или дебетовой карты, лицом, получившим доступ к этому счету незаконным путем, например, путем изменения адреса или требования повторного выпуска кредитной или дебетовой карты.

Указание ложных данных в заявлении на получение карты (fraudulent application).

 

3. Автореферат Рамайкиной А. «Советы для держателей платежных карт»

1. Никому и никогда не сообщайте ПИН-код, не пишите его на бумажке и, конечно же, не храните рядом с картой.

2. Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата, а особо любопытных -- попросить отойти, а лучше всего, одной рукой закройте сверху клавиатуру (так как мошенники могут установить микрокамеру на банкомате), а другой введите пин-код.

3. Снимать деньги лучше стараться в банкоматах, которые расположены либо в офисах Банка, либо рядом с офисами банков (эта территория просматривается видеокамерами служб безопасности банков и мошенники стараются туда не соваться), а в ряде стран (особенно на Украине, Болгарии, Венгрии, Польше, странах Юго-Восточной Азии) наличные лучше снимать в кассах банков, а не в банкоматах.

4. Не пользуйтесь советами третьих лиц и не прибегайте к помощи незнакомцев при возникновении проблем в работе с банкоматом -- сразу звоните в службу поддержки клиентов банка, телефоны которой, как правило, указаны на банкомате.

6. Если карта утрачена или у вас есть подозрения, что данные карты стали известны третьему лиц, немедленно позвоните в банк и заблокируйте карту. Сделать это можно в любое время дня и ночи.

7. Если вы подключены к сервису «Мобильный банк», то блокировку карты можно сделать и при помощи SMS, отправив короткое сообщение на специальный номер.

8. Пользуясь картой в Интернете, особенно внимательно отнеситесь к своевременному обновлению антивирусной защиты.

9. Не совершайте покупки на подозрительных сайтах, обратите внимание на поддержку сайтами, на которых вы совершаете покупки, технологии 3D-Secure (наличие данной технологии обозначено на сайтах логотипами Verified by Visa и MasterCard SecureCode). Данная технология позволяет подтвердить совершаемую вами операцию одноразовым паролем, который вы получите на ваш мобильный телефон, либо можете распечатать на чеке в банкомате или информационно-платежном терминале.

10. Не держите на карте, которую используете для интернет-платежей, большие суммы. Для крупных покупок дешевле и безопасней выпустить "виртуальную" карту. Эту услугу предоставляют всё больше и больше банков, в частности, "Альфа-банк".

11. Обратите внимание на возможность страхования вашей банковской карты. Это поможет вам вернуть денежные средства в ряде случаев: например, если вы потеряли карту и ею воспользовались мошенники либо если данные карты были похищены; если вы сняли средства с карты и в течение двух часов после снятия они были у вас похищены и т.д. При подключении к программе страхования, финансовые средства на банковской карте будут под защитой 24 часа в сутки в любой точке мира.

Видео-ролик

4.Автореферат Рожковой Е. «Мошенничество в интернете»

2слайд.Что такое мошенничество в Интернете?

Термин «мошенничество в Интернете» применим в целом к мошенническим махинациям любого вида, где используются один или несколько элементов Интернета – такие как комнаты в чатах, электронная почта, доски объявлений или веб-сайты – для привлечения потенциальных жертв, проведения мошеннических сделок или для передачи поступлений от мошенничества в финансовые учреждения или иным лицам, участвующим в таких махинациях.

3.слайд. Виды мошенничества вы можете увидеть на слайде.Далее о них немного подробней.

4.Схемы проведения аукционов и розничной торговли в режиме он-лайн.

В таких схемах, а также аналогичных махинациях в области розничной торговли обычно предлагаются дорогостоящие товары – от часов Cartier до компьютеров и коллекционных предметов, таких как Beanie Babies, которые могут привлечь много клиентов. Такие мошенники предлагают своим жертвам выслать деньги в оплату обещанного товара, а затем ничего не доставляют или доставляют изделие намного менее ценное, чем то, которое было обещано (например, подделку или другой товар).

5. Письма с подлогом

В Интернете полно ресурсов, для регистрации в которых необходимо предоставить адрес действующего электронного ящика. Большинство подобных сервисов заботится о сохранности предоставленных данных, однако ни одна система не может быть абсолютно надежной.

В результате хакерской атаки или по вине недобросовестного персонала ресурса личная информация пользователей становится доступна третьим лицам, которые используют ее в своих интересах.

6. Деловые возможности / «надомная работа»

Мошенники часто используют Интернет для рекламы предполагаемых деловых возможностей, которые якобы позволят людям зарабатывать тысячи долларов в месяц при помощи «надомной работы». В таких схемах обычно предусмотрен первичный платеж в размере от 35 до нескольких сотен долларов США или более, но не предоставляются материалы или информация, необходимые для того, чтобы надомная работа стала потенциально жизнеспособным предприятием.

7. Кража личных данных и мошенничество.

Некоторые махинации в Интернете также связаны с кражей личных данных – незаконным получением и мошенническим использованием чьих-то личных данных, обычно в экономических целях.

Как выяснилось в ходе одного федерального процесса, ответчики, как утверждается, взяли имена и идентификационные номера социального обеспечения офицеров Вооруженных Сил США с веб-сайта, а затем использовали более 100 из этих имен и номеров для получения кредитных карт в одном из банков штата Делавэр через Интернет.

8. Схемы с использованием кредитных карт.

В некоторых схемах мошенничества в Интернете, которые можно рассматривать как вариации онлайновых аукционов, описанных выше, используются незаконно полученные номера кредитных карт для заказа товаров или услуг по Интернету.

В результате пострадавших двое: электронный торговец, отправивший товар на основании незаконного использования кредитной карты, и потребитель, выславший деньги после получения товара, мошенническим образом заказанного «продавцом» у электронного торговца. Тем временем «продавец» уже мог перевести свою незаконную прибыль на банковские счета вне досягаемости торговца или потребителя.

9. Неожиданный выигрыш.

Одна из старейших мошеннических схем, используемая не только в сети, но и в реальной жизни. Суть аферы проста: вам сообщается о баснословном выигрыше в некоей лотерее, для получения которого от вас потребуется самая малость – оплатить небольшую сумму под тем или иным предлогом.

Естественно, никакой лотереи нет, а полученное письмо –еще один способ продать дырку от бублика.

10. Бесплатная мобильная связь

С развитием современных технологий у мошенников появились новые возможности заработать. Особенно значительные убытки несет обыватель благодаря объединению таких «монстров» телекоммуникации, как Интернет и сотовая связь.

Казалось бы, каждый школьник знает, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Но все равно находятся искатели «халявных» приключений.

11.Уголовное преследование

С февраля 1999 г., когда Министерство юстиции учредило Internet Fraud Initiative (Программу борьбы с мошенничеством в Интернете), федеральное правительство еще более активно стало сочетать уголовное преследование с координированным анализом и расследованием в рамках глобальной борьбы с мошенничеством в Интернете.

 

Список используемой литературы:

Основные источники:

  1. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 2010.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., «Приор», 2010.
  3. Закон Российской Федерации о федеральном бюджете на текущий год.
  4. Зинкевич А.Э. Финансы и кредит, М.,    ОИЦ Академия, 2010
  5. Перекрестова Л.В. Финансы  и кредит, ОИЦ Академия, 2008г.
  6. Лаврушин О.И. Финансы и кредит, М., КноРус, 2007г.
  7. Янин о.Е. Финансы, денежное обращение и кредит, М., Академия, 2010г.

дополнительной литературы

  1. Жукова Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. Учебное пособие. М., ЮНИТИ, 2009.
  2. Каджаева М.Ф.  Банковские операции М., Академия 2008г.
  3. Каджаева М.Ф.  Банковские операции. Практикум,  М., Академия 2009г.
  4. КЛИМОВИЧ В.П.  ФИНАНСЫ,  ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ  И КРЕДИТ  Учебное пособие, М.:ФОРУМ- М , 2006.
  5. Мальцева В.А.Финансы и право, М., ОИЦ Академия, 2008г.
  6. Поляк Г.Б Финансы, денежное обращение и кредит  М., ЮНИТИ, 2009 г.
  7. Рудская Е.Н. Финансы и кредит Практикум, Ростов –на-Дону, Феникс. 2008г.

Интернет ресурсы:

  1. www.exspertra.ru
  2. www.geocities.com
  3. www. nalog. Ru
  4. www. buh.ru
  5. www. buhgalt. ru    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей»

В статье представлена методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей». Дается подр...

Методическая разработка занятия "Пирамида. Сечения пирамиды"

Методическая разработка занятия по дисциплине Математика, раздел Геометрия на тему «Пирамида. Сечения пирамиды». Методы обучения: словесные (метод самостоятельной работы с дидактическ...

Разработка занятия по теме "Финансовая пирамида"

Разработка занятия по теме "Финансовая пирамида"...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

Методическая разработка темы "Личное финансовое планирование"

Современное общество дролжно быть развитым, грамотным, в  разнообразных сферах , в том числе  в финансовой. Личный финансовый план- это личная финансовая стратегия, индивидуальный план дости...

Разработка урока по математике "Пирамида. Площадь боковой и полной поверхности пирамиды"

Цели:Образовательная:• Повторить понятие пирамиды, основные виды пирамиды.• Повторить элементы пирамиды: основание, боковые грани, вершина, боковые рёбра, высота пирамиды, высота боковой гра...