методическая разработка открытого урока "Несчастный случай на производстве"
методическая разработка на тему

урок проводится с использованием кейс-метода благодаря которому у обучающихся будут:

- формироваться устойчивые профессиональные навыки;

- повышаться уровень адаптивности к профессиональной деятельности в условиях реального производства;

- повышаться показатели качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou_neschastnyy_sluchay.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект преподавателя общепрофессиональных дисциплин ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности» Евдокимовой Марины Викторовны  представлен на конкурс творческих работ педагогов учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образования «Ярмарка педагогических идей».

Цель написания проекта: использование исследовательской аналитической технологии анализа конкретной ситуации, в ходе которых у обучающихся будут:

- формироваться устойчивые профессиональные навыки;

- повышаться уровень адаптивности к профессиональной деятельности в условиях реального производства;

- повышаться показатели качества обучения.

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:

« Использование технологии кейс-метода на уроке дисциплины «Охрана труда» при изучении методов расследования случаев производственного травматизма и составления акта о несчастном случае на производстве».

Актуальность темы 

Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп. Кейс-метод способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве.

Противоречие

Как представить на практике предметное и социальное содержание будущего профессионального труда?

Как преодолеть отрыв теории от практики обучения?

Цель проекта:

- формирование устойчивых профессиональных навыков;

- повышение уровня адаптивности к профессиональной деятельности в условиях реального производства;

 - повышение показателей качества обучения;

- создать систему педагогической диагностики, отвечающей требованиям технологии контекстного обучения.

Задачи проекта:

- доказать, что использование кейс-метода при проведении практических занятий способствует созданию и повышению мотивации к обучению;

- тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях;

- овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов;

- выработка умений и навыков аналитической деятельности;

- систематизация ситуационного знания;

- способствовать развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения.

Методы исследования: работа с информацией, выявление проблемы, анализ ситуации, решение ситуационной задачи.

Обеспечение процесса реализации проекта:

- литература по инновационным технологиям;

- нормативные и законодательные акты в сфере охраны труда;

- результаты анкетирования и тестирования;

- печатные и электронные СМИ;

- мультимедийные презентации.

Гипотеза: работа над проектом позволяет создать дидактические и технологические условия осмысленности учения, развивать творческие способности обучающихся, формировать навыки выполнения заданий в составе небольших групп, формирование умений и навыков мыслительной деятельности.

Аргументированность основных положений проекта.

Проект позволяет эффективно и с целевым ориентированием решить основополагающие задачи, влияющие на качество обучения и развитие обучающихся.

Выделяют:

Образовательные цели:

- умение анализировать причины возникновения  случаев производственного травматизма;

- умение расследовать несчастный случай и составлять акт о производственном травматизме;

- разрабатывать мероприятия по предотвращению повторения несчастного случая;

- развитие инициативы и умения действовать самостоятельно.

Воспитательные цели:

- прививать интерес к будущей профессии;

- способствовать развитию ответственности за порученное дело.

Развивающие цели:

- развитие коммуникатвно-технических умений, творческого подхода к решению поставленных задач;

- формирование умений выделять главное;

- развитие умений применять знания на практике.

Проект предполагает активизацию обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников, что последовательно повлечёт к повышению показателей качества обучения и повышению мотивации к обучению. Конкретно изучаются и исследуются условия труда на ОАО «сахарный завод Жердевский».

Новизна проекта в том, чтобы вовлечь студентов в мыслительный эксперимент, дать возможность провести системный анализ конкретной  ситуации, выступая в качестве руководителей среднего звена.

Расследование предложенных ситуаций и принятие соответствующих решений проводились студентами самостоятельно. Заключительным этапом анализа является предложение конкретных мероприятий, направленных на предотвращение случаев повторного травматизма.

Процесс реализации проекта.

В процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса.

Необходимость проекта обусловлена тем, что студенты, получая конкретные знания, не обладают сформированными умениями и навыками мыслительной деятельности, способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Переход экономики России на рыночные отношения дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Данный вывод сделан на основании наблюдений и анкетирования студентов.

Через использование в урочное и внеурочное время кейс-технология позволяет более успешно развивать творческие способности студентов, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как индивидуальность и самостоятельность.

Особенность организации данных уроков в том, что уже на подготовительном этапе студенты активно участвуют в подборе материала, его компановании.

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблем каждым студентом.

Разнообразие методов и приёмов обучения создает условия для повышения качества обучения, повышения показателей трудоустройства, повышения уровня адаптивности обучающихся к условиям профессиональной деятельности, разработки системы педагогической диагностики. Для современного специалиста очень важно уметь публично представить интеллектуальный продукт, показать его значимость и возможность практического применения, а так же выстоять перед лицом критики.

Важно поддерживать связь изучаемых дисциплин с практической направленнлстью, связью с производством.

Вывод:

Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития поставило перед педагогами задачу развития профессиональной компетентности будущих специалистов. Решение этих задач требует рефлексивного обучения, оценки достижений,

самоконтроля, самообразовательной деятельности, интеллектуальной, личностной и социальной активности, что и отражается в данном проекте.

         

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

УТВЕРЖДАЮ:                                      РАССМОТРЕНО:

Заместитель директора                           на заседании цикловой комиссии

по учебной работе                                  общепрофессиональных дисциплин

 ___________Н.В.Зингер                        протокол №___от_______________

«____»__________2011г.                       Председатель ЦК________________

                            МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 открытого практического занятия по дисциплине «Охрана труда»

                                        Тема занятия:

«Расследование несчастного случая на производстве,        составление акта о производственном травматизме».

                                           Составила: М.В.ЕВДОКИМОВА

                                           преподаватель общепрофессиональных

                                              дисциплин ФГОУ СПО «Жердевский колледж

                                              сахарной промышленности

                                           ЖЕРДЕВКА,   2011

 

Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.

В методической разработке представлена методика проведения практического занятия с использованием кейс-метода.

Методическая разработка составлена преподавателем общепрофессиональных дисциплин Жердевского колледжа сахарной промышленности М.В.Евдокимовой.                              

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение__________________________________________________________

Подготовительный этап______________________________________________

План занятия_______________________________________________________

Структура занятия___________________________________________________

Методика проведения занятия_________________________________________

Заключение_________________________________________________________

Литература__________________________________________________________

Приложение________________________________________________________

                                                   

ВВЕДЕНИЕ

        В данной методической разработке представлена методика организации и проведения открытого практического занятия по теме «Расследование несчастного случая на производстве,        составление акта о производственном травматизме» по дисциплине «Охрана труда».

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организации управления производством, носит разносторонне многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда.

На нынешнем этапе возрастает роль высококвалифицированных специалистов в данной области, поэтому тема урока актуальна и в настоящее время очень важна.

Цель данной методической разработки - активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у студентов комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению качества уровня подготовки современных специалистов, а также выявить уровень знаний студентов по теме проведения расследования несчастных случаев на производстве, научить делать выводы по ситуациям. Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике. А студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.

Работа в микрогруппах, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую ситуацию на предприятии, предлагать свои методы, рекомендации по улучшению работы

Методическая разработка состоит из основных разделов: подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока, определяются цели, разрабатываются практические ситуации для закрепления новой темы.

План  занятия  отражает задачи  урока,  наглядные  пособия  и раздаточный материал, определяются вид и тип урока, межпредметные связи.

Структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а также методов обучения и времени, необходимого для изучения темы.

Методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цель.

Заключительный этап анализирует результаты работы в микрогруппах и подводит итоги проведенного урока.

                         

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Проведение практического занятия по дисциплине «Охрана труда» относится к исследовательской, где анализируется производственная ситуация в микрогруппах. Занятие является завершающим по разделу «Защита человека от опасных и вредных производственных факторов» на 3 курсе по специальности 260203 «Технология сахаристых продуктов».

Студенты готовятся по всему материалу раздела «Защита человека от опасных и вредных производственных факторов». Студенты должны знать классификацию опасных и вредных производственных факторов, наиболее типичные источники опасных и вредных факторов. Требования по технике безопасности, причины возникновения случаев производственного травматизма и методы их расследования. Студенты должны уметь решать ситуационные задачи, самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию.

В период изучения дисциплины «Охрана труда» студенты неоднократно посещают производственные цехи ОАО «сахарный завод Жердевский», где знакомятся с условиями работы, изучают инструкции по технике безопасности, мероприятия направленные на снижение производственного травматизма. Это позволяет развивать у студентов коммуникативно-технических умений, творческого подхода к решению разнообразных задач.

Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи. Задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.

Выполнение задания проводится в микрогруппах. Каждая группа анализирует свою производственную ситуацию, проводит анализ причин, вызвавших случай производственного травматизма, разрабатывает профилактические мероприятия, направленные на предотвращение повтора несчастного случая.

Для улучшения организации работы на уроке рекомендуется создание экспертной группы. Из числа сильных студентов (2-3 человека), или оценивает работу сам преподаватель.

Время проведения: 90 минут

Место проведения: аудитория № 44

Участники: студенты группы 3ТА

Домашнее задание: повторение изучаемого материала.

                                         

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: «Охрана труда»

Преподаватель: Евдокимова М.В.

Тема урока: Расследование несчастного случая на производстве, составление акта о производственном травматизме.

Цели: 

Образовательная: выявить уровень знаний студентов по теме расследования случаев производственного травматизма, развивать аналитическое мышление, умение классифицировать факты,  научить делать общие выводы.

Воспитательная: способствовать формированию ответственности за порученное дело, воспитывать мотивы учения.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение классифицировать факты, применять знания на практике.

Задачи: студенты должны

Знать: нормативные документы по охране труда, сроки проведения инструктажа по технике безопасности, мероприятия, направленные на снижение производственного травматизма, порядок проведения расследования несчастного случая.

Уметь: проводить инструктаж по технике безопасности, составлять акт о производственном травматизме.

Вид урока: практическое занятие

Тип урока: урок применения знаний на практике с целью углубления и расширения усвоенных знаний

Межпредметные связи:

Наглядные пособия и раздаточный материал: перечень нормативных и законодательных документов, инструкции по технике безопасности, ситуации для закрепления знаний студентов.

Время проведения: 90 минут.

Участники: студенты группы 3ТА

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы

урока

Элементы урока

Изучаемые вопросы

Методы

обучение

Время

1

               2

      3

    4

Орг. Момент

-приветствие

- фиксация отсутствующих

-постановка целей, задач

Слово преподавателя

Работа в микрогруппах

Элементы урока

Изучаемые вопросы:

  1. Анализ случая производственного травматизма на предприятии.
  2. Состав комиссии по расследованию случаев производственного травматизма.
  3. Расследование случая производственного травматизма.
  4. Разработка мероприятий, направленных на предотвращение повторения случаев производственного травматизма

Тестовый контроль знаний

Подведение итогов урока

Д.З. повтор пройденных тем

Е.Г.Сенькина Охрана труда в пищевой промышленности

Стр 32-47

Словесный

Словесный

Кейс-метод

Практический

Словесный

Словесный

8мин

12мин

40мин

20мин

5мин

5мин

                 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент заключается в проверке наличия студентов на уроке, готовности учебного кабинета к занятию.
  2. Сообщаются тема занятия, цели занятия.
  3. Проводится фронтальный (беглый) опрос, который необходим для проверки знаний по ранее изученным темам и подготовки студентов к выполнению практического задания.
  4. Практическое занятие преподаватель начинает с ознакомления студентов с актом о производственном травматизме (прил.1), инструкциями по технике безопасности , порядком и сроками проведения расследования несчастного случая на производстве, составом комиссии по расследованию несчастного случая. Для активизации познавательной деятельности студентов в процессе занятия используется беседа, основанная на информации, полученной студентами во время экскурсии на предприятие.

Затем студентам предлагаются для анализа конкретные жизненные ситуации (прил. 2). Ситуации должны отличаться проблемностью, выразительно определять сущность проблемы и содержать достаточное и необходимое количество информации.

Для того, чтобы провести анализ предложенной ситуации необходимо использовать источники информации. Преподавателем рекомендуется перечень основных документов, необходимых для проведения расследования несчастного случая:

- журнал учета проведения инструктажа по технике безопасности;

- акт о производственном травматизме;

- нормативные акты, регламентирующие сроки расследования несчастных случаев на производстве.

Для решения поставленной проблемы применяется следующая техника:

Имея нормативные акты, регламентирующие сроки расследования несчастных случаев на производстве и определяющие состав комиссии по расследованию несчастных случаев, используя метод инсерта и бланк акта о несчастном случае методом мозгового штурма студенты заполняют акт.

  1. Студенты разбиваются на микрогруппы. Каждой микрогруппе предлагается функциональная ситуация. На ознакомление выделяется 5-7 минут.  Участники могут задавать преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации. Для решения проблемы и подготовки выступления микрогруппам даётся 30-40 минут. В ходе работы микрогрупп преподаватель может давать некоторые пояснения, избегая прямых консультаций.
  2. Для презентации решений по кейсам каждой микрогруппе предоставляется 5-7 минут.
  3. Этап общей дискуссии, в ходе которой студенты обсуждают вопросы:
  1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
  2. Кто принимал решения?
  3. Какие варианты решения он имел?
  4. Что ему надо было сделать?

На этом этапе время выступлений не ограничивается, даётся возможность выступить каждому, проводится голосование «Чьё решение было самым удачным?»

  1. Этап подведения итогов. При проведении анализа решения практических ситуаций преподаватель использует оценочный лист (прил. 3)

                                 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведения такого урока у студентов идет активный процесс формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, нарабатываются навыки общения, принятия самостоятельного решения. На уроке работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Подготовка к такому занятию развивает у студентов ответственность за принятое решение. Нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Этот вид урока воспитывает мотивы учения: отношение к образованию как к важнейшему и необходимому для личности и общества.

                     

ЛИТЕРАТУРА

- Е.Г.Сенькина Охрана труда в пищевой промышленности: учеб/. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008

- П.П.Кукин, В.Л.Лапин  Безопасность технологических процессов Ии производств. Охрана труда: учеб./-М.: высшая школа, 2006

 Приложение №3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

  1. Стаж работы пострадавшего на предприятии.
  2. Наличие приказа на выполнение сверхурочных работ.
  3. Наличие приказа на выполнение работ в праздничные дни.
  4. Периодичность инструктажа по технике безопасности
  5. Медицинский осмотр на предмет наркотического и алкогольного опьянения.
  6. Наличие свидетелей несчастного случая.
  7. Наличие допуска к выполнению работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья.
  8. Состояние оборудования, использование которого привело к травме.
  9. Стаж работы пострадавшего на данном рабочем месте.
  10. Соблюдение правил техники безопасности пострадавшим.
  11. Соблюдение правил техники безопасности администрацией предприятия.

Приложение№1

Ситуация №1

Сергей, закончив школу решил немного подработать перед призывом в армию. Молодой человек пришел на сахарный завод и написал заявление о приёме на работу в склад готовой продукции грузчиком. Заявление ему подписали  и отправили непосредственно на рабочее место. Начальник сахарного склада провел инструктаж по технике безопасности, выдал необходимую спец. Одежду и разрешил приступать к работе.

На следующий день Сергей придя на работу вместе с остальными грузчиками приступил к выполнению своих обязанностей. Перенеся 10-15 мешков с сахаром весом 50 кг каждый он почувствовал боль в позвоночнике которая вскоре стала нестерпимой и Сергей был вынужден обратиться к врачу. Доктор поставил диагноз – смещение шейных позвонков и защемление нерва. После этого Сергей Уже никогда не сможет выполнять физического труда даже средней тяжести, заниматься некоторыми видами спорта и вести активный образ жизни.

Задача: заполнить акт о несчастном случае на производстве, предложить мероприятия по предотвращению производственного травматизма, выявить виновных в возникновении несчастного случая.

Ситуация №2

Александр работает на заводе токарем. Как обычно в сентябре перед пуском завода он получил инструктаж по технике безопасности. И хотя был еще только август и до пуска завода было достаточно времени, требовалось большое количество комплектующих изделий. За рабочую смену Александр не успел выточить необходимое количество изделий. Мастер попросил его задержаться на некоторое время, чтобы изготовить требуемые детали. Александр сказал, что очень устал за рабочий день. Да и станок постоянно дет сбои в работе. Однако мастеру удалось уговорить Александра остаться на сверхурочную работу. Через 4 часа работы станок вдруг заклинило, Александр попытался  устранить неполадку и забыл отключить станок от питания электричеством. Внезапно станок заработал когда рука Александра находилась в опасной зоне и ему оторвало кисть правой руки. В результате такой травмы Александр лишился трудоспособности.

Задача: заполнить акт о несчастном случае на производстве, предложить мероприятия по предотвращению производственного травматизма, выявить виновных в возникновении несчастного случая.

Ситуация 3

Иван Николаевич работает главным технологом на лакокрасочном заводе. В его трудовые обязанности входит проверка работы нескольких цехов предприятия, находящихся в разных районах города. В течение всего рабочего дня в силу специфики данного производства Иван Николаевич вдыхает пары краски и лака, которые вызывают порой недомогание и сильное головокружение. Иван Николаевич неоднократно говорил об этом директору с просьбой предоставить ему для поездок шофера, но свободных шоферов на заводе нет главному технологу приходится ездить самому за рулем. 15,03,11  Иван Николаевич поехал на служебном автомобиле с проверкой в один из цехов предприятия. В дороге у него закружилась голова, он не справился с управлением автомобилем и попал в аварию. В результате Иван Николаевич получил сотрясение мозга, перелом ноги и 3 ребер. Автомобиль после аварии ремонту не подлежит. Директор предложил Ивану Николаевичу приобрести автомобиль аналогичной марки для предприятия за свой счет, т.к. счел его виновником в порче имущества завода.

Задача: заполнить акт о несчастном случае на производстве, предложить мероприятия по предотвращению производственного травматизма, выявить виновных в возникновении несчастного случая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения  по профессиональному модулю ПМ....

Методическая разработка открытого урока ПМ01."Подготовка и ведение технологического процесса производства цветных металлов и сплавов".Тема :" Производство глинозема". для студентов специальности 150402 "Металлургия цветных металлов"

В данной методической разработке рассмотрены цели урока: методическая, обучающая, воспитательная, развивающая и личностные. В пояснительной записке рассмотрена роль самостоятельной работы студентов. Н...

Методическая разработка открытого урока дисциплина ОП. 12. «Основы сельскохозяйственного производства» тема: Кормление молодняка крупного рогатого скота

Кормление молодняка крупного рогатого скота  является актуальной, носит прикладной характер и имеет  значение для  формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения круг...

Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"

Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"...

Методическая разработка открытого урока по предмету «Технология швейного производства»

Пояснительная запискаДля более успешного личностного и профессионального становления обучающихся создаются условия для раскрытия и развития их способностей, интересов, осознания собственной индивидуал...