Интегрированный урок по теме "Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней"
план-конспект урока по теме

Уробушкина Галина Юрьевна

План-конспект открытого урока для 1 курса ССУЗа с интеграцией предметов литература и охрана труда в предмет ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интегрированного урока


Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО  

«Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления» МО

Авторы:

Сабитова Динара Равильевна – преподаватель литературы

Уробушкина  Галина Юрьевна – преподаватель ОБЖ

Образцова Светлана Владимировна – преподаватель спец. дисциплин



Тема:  «Ранения. От А.С.Пушкина


до наших дней.»


Методическая разработка               интегрированного


практико-ориентированного урока


                                                                       

Ликино-Дулево

2013г.

План интегрированного практико-ориентированного урока

Дата:  18.09.2013

Группа:   313                           Курс: 1

Специальность: 151901 Технология машиностроения.

Учебные дисциплины: «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Охрана труда».

Преподаватели: Сабитова Динара Равильевна,   Уробушкина Галина Юрьевна, Образцова Светлана Владимировна

Тип занятия: Урок объяснение нового материала.

Вид: интегрированный  урок.

Форма учебной работы  -  Классно-урочная.

Тема: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней».

 Цели:

обучающие рассказать о дуэли А.С.Пушкина, в результате которой он получил ранение, познакомить обучающихся с понятием «ранения», «виды огнестрельных ранений»,  рассказать о  первой помощи при ранениях, защите от  опасностей механического  травмирования  в процессе трудовой деятельности обучающихся.

развивающая – привить навыки использования материала, взятого из дополнительных источников,  в целях расширения кругозора,  привить навыки логического мышления, умения делать выводы.

воспитательная – привить навыки аккуратного ведения записей в тетрадях для более осмысленного изучения материала;  умение отстаивать свою точку зрения в ходе ответов на вопросы; воспитание толерантности, ответственности за выполняемое задание.

Методическая цель: показать методику интегрирования содержания учебных дисциплин «Литература» и «Охрана труда» в материал учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методы: беседа, самостоятельная работа, применение информационных технологий, элементы проблемного обучения.

Средства:  мультимедийный проектор; программа MS  Power Point;  электронная презентация по теме «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», карточки - самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях», карточки – самостоятельная работа «Виды ранений».

Информационная основа:

  1. Тесты по ОБЖ, 10-11 класс, Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А., 2011
  2. Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П.      Котельникова, СП. Миронова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008
  3. Основы медицинских знаний/ Под ред. Ю.С. Тарасова. – В 2-х т.: Т.1. – Самара, 1996
  4. Шишикин Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. - М.: Канон, 2000
  5. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: МАНЭБ, 2001
  6. Михаил Давидов Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга // «Урал» : Журнал. — 2006. — № 1
  7. Профессор Марк Мирский, заведующий отделом истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН Рана Пушкина: К 170-летию гибели великого поэта // «Медицинский Вестник»: Газета. — 2007. — № 2 (387).
  8. http://litem.ru/referati-sochineniya/duel-i-smert-pushkina
  9. http://www.testsoch.info/duel-i-smert-pushkina/
  10. http://www.0zd.ru/literatura/duel_i_smert_aleksandra_sergeevicha.html
  11. http://www.myshared.ru/slide/326826/
  12. http://studentu-vuza.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/lektsii/zaschita-ot-mehanicheskogo-travmirovaniya.html
  13. http://xreferat.ru/8/19-1-zashita-cheloveka-ot-opasnosteiy-mehanicheskogo-travmirovaniya.html


ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Организационный момент

Действия преподавателей

Метод

Действия студентов

Время, мин

1

Организационный момент

а) перед началом занятия настроить оборудование;


б) приветствие обучающихся;


в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);


г) проверка домашнего задания (самостоятельная работа «Оказание ПМП при кровотечениях»)

Беседа;

 самостоятельная работа;

Отвечают на вопросы,


слушают преподавателя,


 выполняют самостоятельную работу

10 мин

2

Целеполагание и мотивация

Преподаватель ОБЖ:  а)оглашается тема урока, объясняется присутствие трёх преподавателей;

б)задаётся вопрос:  какое отношение имеет русский поэт А.С.Пушкин к теме «Ранения»?

в)ставится цель: выяснить, можно ли было бы спасти А.С.Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время;

беседа

а) слушают преподавателя;


б) отвечают на вопросы

3 мин

3

Актуализация знаний



Преподаватель ОБЖ:

- о правилах оказания первой помощи;


- о практико-ориентированной части урока.

         беседа

Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы

5 мин








4






Создание проблемной ситуации № 1







Преподаватель ОБЖ:

а) задаётся вопрос:

- Ребята, а кто из вас  может рассказать о дуэли Пушкина с Дантесом?


б) Передаёт слово преподавателю литературы.


Преподаватель литературы рассказывает:

а) что называется дуэлью;


б) была ли роковая дуэль Пушкина первой в его жизни;


в)причины и подробности роковой дуэли;


        Беседа











Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;




15 мин













5

Создание проблемной ситуации № 2

Преподаватель ОБЖ

 а) задаётся вопрос:

- Итак, А.С.Пушкин и Э.Дантес были  ранены на дуэли. Давайте вспомним прошлое занятие: что такое рана?


- какие виды ранений бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?

б)Осуществляется переход к огнестрельному ранению: даются основные понятия, в т.ч. раневой канал, и с его помощью под запись даются виды огнестрельного ранения.

 


Устный фронтальный опрос по изученному ранее материалу,


Запись нового материала под диктовку

а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;


б) работа по слайдам презентации;


в) записывают под диктовку новый материал – виды огнестрельных ранений;


г) конспектируют рассказ преподавателя.

15 мин








6

Создание проблемной ситуации № 3

Преподаватель ОБЖ:

слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения Э.Дантеса.


Преподаватель литературы: о том, как стоял Э.Дантес перед выстрелом А.С.Пушкина и о нанесённом ему ранении.


Преподаватель ОБЖ:

- работа по таблице;

- вывод о ранении Э.Дантеса (огнестрельное, непроникающее, сочетанное ранение)

беседа,

работа по таблице,

вывод

а)  Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;


б) слушают объяснение преподавателя;


в) работают по таблице;


г) делают вывод.

4 мин






7






Создание проблемной ситуации № 4

Преподаватель ОБЖ:

слово передаётся преподавателю литературы для более точного описания ранения А.С..Пушкина.


Преподаватель литературы:

о ранении, нанесённом А.С.Пушкину Э.Дантесом.


Преподаватель ОБЖ:

- работа по таблице;

- вывод и запись в тетради о ранении А.С.Пушкина (огнестрельное, слепое, сочетанное проникающее ранение)


беседа,

работа по таблице,

вывод



а)  Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;


б) слушают объяснение преподавателя;


в) работают по таблице;


г) делают вывод и записывают его в тетради.


       5 мин






8




Создание проблемной ситуации № 5






Преподаватель  ОБЖ

задаёт вопросы:

а) давайте вспомним, какая первая помощь должна быть оказана при ранении?


б)почему ранение в живот и по сей день считается одним из сложнейших?


в) какую помощь можно было оказать А.С.Пушкину??


Устный фронтальный опрос,

беседа,

работа по слайдам презентации





а)  Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;


б) слушают объяснение преподавателя;


в) делают вывод о несвоевременно оказанной помощи при ранении А.С.Пушкина.


8 мин
















9











Создание проблемной ситуации № 6

Преподаватель  ОБЖ:

- Возвращаемся от Пушкина к нашим дням. Давайте посмотрим ещё раз на нашу схему. Какие из вышеперечисленных видов ранений могут встретиться на вашей будущей работе?


- передаёт слово преподавателю спец.дисциплин.


Преподаватель спец.дисциплин:

- постановка задачи: давайте попробуем  разобраться, где  вы, как будущие  специалисты,  можете столкнуться с опасностью механического  травмирования  в процессе вашей трудовой деятельности: (разновидности угрозы механического травмирования)

-Рассказ о средствах защиты от мханического травмирования на производстве: СИЗ и СКЗ: ограждения, предохранительные устройства, блокирующие, ограничительные и тормозные устройства, устройства автоматического контроля и сигнализации, устройства дистанционного управления, знаки безопасности;

- рассказ о службе Охраны труда.












Ознакомление с новым материалом, беседа, 

работа по слайдам презентации.










а) Обучающиеся с места отвечают на поставлен-ные вопросы;


б) слушают объяснение преподавателя;


в) просматривают слайды презентации;


г) анализируют уви-

денное;


д) делают вывод о том, что на  производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов  









15 мин








10








Подведение итогов занятия,

закрепление новых знаний

Преподаватель  ОБЖ: а)благодарит преподавателя спецдисциплин.


б) задаёт вопросы:

- Чем необычен сегодняшний урок?

- Какая тема сегодняшнего урока?


в)передаёт слово преподавателю литературы.


Преподаватель литературы: зачитывает стихотворение А.Дементьева «А мне приснился сон…»


Преподаватель  ОБЖ

а)задаёт вопросы:

- Что нового вы узнали на данном уроке?


- Где можно эти знания применить на практике?


б) проводится работа по карточкам «Виды ранений»;


в) выставляются оценки за урок;


 г) задаётся домашнее задание.








Беседа,

самостоятельная работа по карточкам, запись домашнего задания





а) Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;


б) слушают стихотворение А.Дементьева о дуэли А.С.Пушкина


в)выполняют работу по карточкам «Виды ранений»;


г) слушают итоги занятия;


 д) уточняют домашнее задание.








10 мин


                                                         Сценарий урока

  1. Организационный момент

          а) перед началом занятия настроить оборудование;

б) приветствие обучающихся;

в) контроль за посещаемостью (заполнение журнала);

     г) проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Кровотечение. Их виды. Первая помощь при них» и начали изучать тему «Ранения». Сейчас я раздам вам карточки с заданиями по материалу прошлого урока. На выполнение этого задания у вас ровно 10 минут.

2. Целеполагание и мотивация 

Преподаватель ОБЖ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодняшний урок ОБЖ помогут мне провести для вас преподаватель литературы Динара Равильевна Сабитова и преподаватель спец. дисциплин Светлана Владимировна Образцова.  Посмотрите на доску.  Тема нашего сегодняшнего урока – «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней». А кто мне скажет, какое отношение имеет поэт Пушкин к теме «Ранения»?

- Правильно. Он умер от ранения, полученного на дуэли. Об этом мы и поговорим сегодня: о видах ранений, о том, какой диагноз поставили бы А.С.Пушкину врачи, об оказании первой помощи при ранениях, о том,  можно ли было бы спасти поэта, если бы дуэль состоялась в наше время. А ещё о том, где вы можете столкнуться с механическим травмированием и как уберечься от него.

3. Основная часть урока.

 Преподаватель ОБЖ: И сейчас я передаю слово преподавателю литературы Динаре Равильевне Сабитовой.

Преподаватель литературы: Итак, что же такое дуэль? Дуэлью принято называть поединок, проходящий по определённым правилам и имеющий целью защиту своей чести. 

Правила дуэли были выработаны, в основном, во Франции, а оттуда распространились по всей Европе. Дуэль оставалась привилегией высших сословий. Сражались, как правило, на рапирах, шпагах, пистолетах. Обычай отвечать на оскорбление вызовом на дуэль пришёл в Россию вместе с западно-европейскими нововведениями Петра I Великого.

Была ли эта дуэль Пушкина первой в его жизни?

Нет.   В кишинёвской ссылке Пушкин стрелялся с офицером генерального штаба Зубовым и командиром егерского полка Старовым.

        Причиной поединка с Зубовым стало обидное высказывание Пушкина во время карточной игры. Будучи от природы человеком горячим и вспыльчивым, Пушкин, как свидетельствовали современники, в минуту опасности становился в высшей степени невозмутимым. Так было и на той дуэли. Когда Зубов выстрелил и промахнулся, Пушкин его спросил: "Вы удовлетворены?" Тот бросился к нему с объятиями. "Это излишне", - сказал Пушкин, и на этом дуэль закончилась.

         Конфликт со Старовым произошёл на танцевальном вечере. В разгар веселья, когда руководивший танцами полковник объявил русскую пляску, Пушкин велел оркестру играть мазурку, и музыканты его послушались. Старов потребовал от Пушкина извинений, но не получил их, и вызвал поэта на дуэль. Противники стреляли по два раза каждый, но безрезультатно - сильная метель не позволяла целиться. Стали обсуждать, что делать дальше. Пушкин при этом сказал: "Я всегда уважал вас, полковник, и поэтому принял ваш вызов". "И хорошо сделали, - ответил Старов. - Я должен сказать, что вы так же хорошо стоите под пулями, как пишите". Такой отзыв привёл Пушкина в восторг, а Старов тоже был удовлетворён, поскольку считал, что своим вызовом поставил молодого человека на место. Примирение было достигнуто.

Последняя дуэль Пушкина - поединок с Дантесом - стала для поэта роковой.          

           Француз, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился с Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 году. В глазах светского общества Дантес-Геккерн, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа (Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал тёплых чувств у влиятельных светских людей). В светском обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы; для разворачивания конфликта возникшая молва играла не меньшую, а то и бо́льшую роль, чем реальное положение дел.

          4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца». Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Однако конфликт не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко характеризовал как отца, так и приёмного сына. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов; Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли.

        Дуэль готовилась втайне от семьи и друзей. О ней знал лишь очень узкий круг лиц. Пушкин, во-первых, опасался, что при разглашении тайны поединку могут помешать его близкие друзья, а он жаждал удовлетворения, и, во-вторых, дуэли в России были запрещены указом Петра I от 14 января 1702 г. По закону все участники поединка, включая секундантов и даже врачей, подлежали суровому наказанию.

 Рассказ о дуэли Пушкина с Дантесом

        Противников   поставили,   подали   им   пистолеты,  и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошел   к барьеру   и,   остановясь,      начал    наводить    пистолет.     Но в это время Дантес,   не    дойдя   до   барьера   одного   шага,   выстрелил,     и   Пушкин,     падая,     сказал «Кажется, у меня раздроблено бедро».

          После   слов    Пушкина,    что    он    хочет    стрелять, Дантес возвратился   на свое   место, став боком и прикрыв грудь своею правою рукою. Полулежа, Пушкин целился   в   Дантеса  в   продолжение   двух   минут    и   выстрелил так метко, что   если   бы   Дантес    не   держал    руку    поднятой,    то    непременно    был   бы убит; пуля пробила   руку   и ударилась   в   одну    из металлических   пуговиц    мундира,    причем    всё же продавила Дантесу два ребра.

Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

Данзас с д'Аршиаком (секунданты)  подозвали извозчиков и с помощью их разобрали находившийся там из тонких жердей забор, который мешал саням подъехать к тому месту, где лежал раненый Пушкин. Общими силами усадив его бережно в сани, Данэас приказал извозчику ехать шагом, а сам пошел пешком подле саней, вместе с д'Аршиаком.

Пушкин жил на Мойке в нижнем этаже дома Волконского. У подъезда Пушкин просил Данзаса выйти вперед, послать людей вынести его из кареты  и, если жена его дома, то предупредить ее и сказать, что рана не опасна.

Домой возвратились в шесть часов. Камердинер взял его на руки и понес на лестницу. — Грустно тебе нести меня? — спросил у него Пушкин.

Бедная жена встретила его в передней и упала без чувств. Его внесли в кабинет; он сам велел подать себе чистое белье; разделся и лег на диван...

           Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев. Днем 28 января весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице. С раннего утра встревоженные горестною вестью люди начали стекаться на набережную Мойки, к дому поэта. Передняя и зала в квартире в течение всей болезни Александра Сергеевича постоянно были заполнены знакомыми Пушкину и совершенно незнакомыми людьми. Они были искренне взволнованы ранением поэта и беспрестанно спрашивали у докторов и ухаживающих о ходе болезни.

           В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. Похоронили А.С. Пушкина на рассвете 6 февраля у стен Святогорского монастыря, на Псковщине.

 Преподаватель ОБЖ: Итак, из рассказа Динары Равильевны мы узнали, что Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

Давайте вспомним (вопросы учащимся):

- Что такое рана?

Раны — вызванные механическим воздействием повреждения тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожи или слизистых оболочек.

Впервые в России описанием ранений и первой помощи при них занялся отечественный хирург и анатом Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)

- Давайте вспомним предыдущий урок  –  какие виды ранений мы с вами уже изучили?? Внимание на доску.

Опрос.

- Какие раны бывают в зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета?

В зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета, различают резаные, колотые, рубленые, укушенные, ушибленные.

Рана резаная— рана, нанесенная скользящим движением тонкого острого предмета; характеризуется преобладанием длины над глубиной, ровными параллельными краями

Колотая рана - от удара тонким острым предметом; характерна преобладанием глубины над длиной.

Рана рубленая — рана от удара тяжелым острым предметом; характеризуется большой глубиной, ровными краями

Ушибленная рана - от удара тяжёлым тупым предметом. Она неглубокая с неровными краями.

- Сразу же хочу задать вам вопрос: чем отличается ушибленная рана от ушиба? Или это одно и то же? Посмотрите на слайд.

- Правильно, ребята. Ушиб – это просто синяк, т.е. гематома, а ушибленная рана – с повреждением кожного покрова и кровотечением.

Вспоминаем дальше.

Рана укушенная— рана, нанесенная зубами животного или человека; характеризуется инфицированностью, неровными, раздавленными краями. Укушенные раны всегда загрязнены различными микроорганизмами, находящимися в полости рта животных и человека. При укусах больных бешенством животных возможно заражение человека. В ротовой полости – около 600 видов бактерий!

Рана рваная — рана, возникшая под влиянием перерастяжения тканей; характеризуется неправильной формой краев, отслойкой или отрывом тканей, значительной зоной их повреждения.

- Итак, мы вспомнили и повторили прошлый урок, а теперь переходим ко второй части нашей схемы. И поскольку речь сегодня у нас идёт о ранении, полученном А.С.Пушкиным на дуэли, то сейчас мы поговорим о том, что такое огнестрельное ранение и о его разновидностях.

Открываем свои тетради, записываем в них сегодняшнее число. Сегодня 18 сентября. И, продолжая тему «Ранения», записываем:

Ранение огнестрельное — ранение ранящим снарядом стрелкового оружия или боеприпаса взрывного действия.

- Посмотрите на схему. Какими бывают огнестрельные ранения? Они бывают сквозными или слепыми, сочетанными, проникающими или непроникающими. Но, прежде чем разобраться в них, я хочу познакомить вас с термином – раневой канал.

Раневой канал – это путь прохождения пули через тело человека.

И теперь, используя этот термин, давайте запишем, какие разновидности огнестрельных ранений бывают.

Ранение проникающее — ранение, при котором образовавшийся раневой канал сообщается с какой-либо полостью организма.

 Ранение непроникающее — ранение, при котором образовавшийся раневой канал не сообщается с какой-либо полостью организма.

Ранение сквозное — ранение, при котором образовавшийся раневой канал имеет входное и выходное отверстия.

Ранение слепое — ранение, при котором образовавшийся раневой канал не имеет выходного отверстия.

Ранение сочетанное — ранение одиночным поражающим агентом двух и более органов или областей тела. Именно такое ранение было у Э.Дантеса. Я попрошу преподавателя литературы Динару Равильевну ещё раз напомнить нам, как и почему именно так был ранен на дуэли с Пушкиным Дантес.

Преподаватель литературы: После   слов    Пушкина,    что    он может произвести выстрел, Дантес возвратился   на свое   место к барьеру, став боком и прикрыв грудь своей правой рукой, в которой держал пистолет. Полулежа, Пушкин целился   в   Дантеса  в   продолжение   двух   минут    и   выстрелил так метко, что   если   бы   Дантес    не   держал    руку    поднятой,    то    непременно    был   бы убит; пуля пробила   руку   и ударилась   в   одну    из металлических   пуговиц    мундира, сломав Дантесу два ребра.

Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Динара Равильевна. Внимание, вопрос: какое ранение было у Э.Дантеса???

- правильно, у Э.Дантэса было огнестрельное непроникающее сочетанное ранение.

- А что мы с вами узнали сегодня о ранении А.С.Пушкина? Посмотрите на слайд. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.

- Давайте теперь вместе ещё раз посмотрим на нижнюю часть таблицы, и разберёмся, какой диагноз поставили бы врачи Александру Сергеевичу Пушкину, если бы дуэль состоялась в наше время?

Работа по схеме «Виды ранений» Делаем вывод и записываем в тетради предложение:

У А.С.Пушкина в результате дуэли с Э.Дантесом было огнестрельное слепое, сочетанное, проникающее ранение.

- Какова первая помощь при ранениях?

  1. остановка кровотечения;
  2. обезболивание;
  3. обработка раны;
  4. наложение стерильной повязки;
  5. обездвиживание повреждённой части тела подручными средствами;
  6. вызов скорой помощи или самостоятельная транспортировка пострадавшего в больницу.

Самыми страшными ранениями всегда считались ранения в живот. Они приводили к медленной и мучительной смерти по следующим причинам:

- внутреннее кровотечение;

- болевой шок:

- излитие содержимого кишечника в брюшную полость (перитонит);

- заражение крови (сепсис) из-за перитонита.

И какую же первую помощь можно было оказать Пушкину?

- срочная перевязка (но рана уже инфицирована);

- холод на живот;

- нельзя пить и есть;

- срочная доставка в больницу.

Даже в современных условиях не всегда удаётся излечить человека с огнестрельным ранением живота. Только в 50% случаев в условиях современных клиник можно было бы излечить человека с таким ранением, как у Пушкина.

Преподаватель литературы: Но в тот роковой день помощь поэту оказана не была…

Преподаватель ОБЖ: Хочу напомнить вам, что тема нашего урока звучит так: «Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней», и по-этому, ответив на вопрос о диагнозе, который поставили бы Пушкину врачи, если бы дуэль состоялась в наше время,  возвращаемся в день сегодняшний. И я с удовольствием передаю слово преподавателю спец. дисциплин Светлане Владимировне Образцовой.

Преподаватель спец.дисциплин: Уважаемые студенты, давайте попробуем  разобраться, где  вы, как будущие  специалисты,  можете столкнуться с опасностью механического  травмирования  в процессе вашей трудовой деятельности.

1.Движущиеся машины,   механизмы

2 .Подвижные части производственного оборудования

3. Инструмент (фрезы ,сверла, протяжки, пилы и т.д)

4. Острые кромки заготовок, шероховатые  поверхности и т.д.

Следовательно, на  производстве требуется защита рабочего от воздействия на него вредных и опасных производственных факторов.

Средства защиты от механического травмирования на производстве делятся на два основных вида:

  1. СИЗ (средства индивидуальной защиты)
  2. СКЗ (средства коллективной защиты)

Средства индивидуально защиты предназначены для защиты одного человека.

К ним относятся: Каски, страховочные пояса, маски, очки, рукавицы, перчатки, специализированная обувь и т.д.

Средства  коллективной  защиты  предназначены для защиты от механического травмирования группы работающих.

Они подразделяются на:

1 ограждения (кожухи, козырьки, дверцы, щиты, барьеры и т.д)

Предназначены для предотвращения попадания человека в опасную зону. Применяются для изоляции движущихся частей машин, зон обработки станков, прессов, ударных элементов машин от рабочей зоны. Могут быть стационарными, подвижными, переносными. Изготавливаются из различных материалов: металла, пластмасс, дерева.

Могут быть   как сплошными, так и сетчатыми. 

Вход в огражденную, опасную зону осуществляется через дверцы,  снабженные устройствами блокировки.

Рабочая часть режущих инструментов  (пил, фрез, ножевых головок и т.д.)

Должна закрываться автоматически действующими ограждениями, открывающимися во время   прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска.

2. Предохранительные устройства.

Предназначены для автоматического отключения машины и оборудования при отклонении  от нормального режима работы или при попадании человека в опасную зону. Они делятся на блокирующие и ограничительные.

Блокирующие.

Блокирующие устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону. По принципу действия блокирующие устройства могут быть механическими, электромеханическими, электромагнитными, фотоэлектрическими, радиационными.

Широко применяется фотоэлектрическая блокировка, основанная на принципе преобразования в электрический сигнал светового потока, падающего на фотоэлемент. Опасную зону ограждают световыми лучами. Пересечение человеком светового луча вызывает изменение фототока и приводит в действие механизмы защиты или отключения установки. При пересечении луча измерительно-командное устройство подает сигнал на реле, которое разрывает электрический контакт и отключает оборудование.

 Ограничительные устройства – это элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение при перезагрузках. К таким элементами относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с приводом,  фрикционные муфты, не передающие  движения при больших крутящих моментах и т.п.

Тормозные устройства подразделяют на колоночные, дисковые, конические и клиновые. Тормоза могут быть ручные (ножные), полуавтоматическими и автоматические. Ручные приводятся в действие оператором оборудования, а автоматические – при превышении скорости движения механизмов машин или выхода за допустимые  пределы иных параметров оборудования.

Устройства автоматического контроля и сигнализации.

Устройства контроля – это приборы для измерения давлений, температуры, статических и динамических нагрузок и других параметров, характеризующих работу оборудования машин. Эффективность их использования значительно повышается при объединении с системами сигнализации (звуковыми, световыми, цветовыми, знаковыми или комбинированными).

Устройства дистанционного управления наиболее надежно решают проблему обеспечения безопасности, так как позволяют осуществлять управление работой оборудования с участков за пределами опасной зоны.

Знаки безопасности

Они могут быть предупреждающими, предписывающими и указательными, и отличаются друг от друга цветом и формой. Вид знаков строго регламентирован.

Сигнальная разметка

Применяется в местах опасности и препятствий, выполняется на поверхности строительных конструкций, элементов зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, машин, механизмов и т.д.

Знаки производственной безопасности (могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми)

делятся на:

Предписывающие

Цвет синий, форма — круг, на знаке рисунок

Указательные

Цвет — синий, форма — квадрат, на знаке — рисунок

Эвакуационные, медицинского и санитарного назначения

Цвет — зеленый, форма — квадрат или прямоугольник, на знаке — рисунок

Цвет — красный, форма — круг, на знаке — рисунок

Предупреждающие

Цвет — желтый, форма — треугольник, на знаке рисунок

Запрещающие

Цвет — красный, форма-круг, на знаке  рисунок, перечеркнутый по диагонали

Пожарной безопасности

Цвет-красный, форма –квадрат, на знаке –рисунок

Сигнальные цвета применяются для обозначения:

—        поверхностей, конструкций, приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т.д., являющихся источниками опасности для людей;

—        защитных устройств, ограждений блокировок и т.д.;

—        пожарной техники, средств противопожарной защиты и их элементов и т.д.

Служба, занимающаяся  на предприятии  защитой работников от   опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе трудовой деятельности, сохранением их жизни и здоровья  называется службой    Охраны труда.

Преподаватель ОБЖ: Спасибо, Светлана Владимировна.

4. Подведение итогов урока.

Преподаватель ОБЖ:

 - Чем был необычен сегодняшний урок?

- Давайте вспомним, какова была тема сегодняшнего нашего урока???

- Если бы Александр Сергеевич Пушкин не погиб на дуэли, он мог бы написать ещё множестве нетленных произведений. Но произошло так, как произошло.

Многие поэты и писатели посвятили А.С.Пушкину свои стихи.  Есть стихотворение нашего поэта-современника Андрея Дементьева «А мне приснился сон…». И сейчас я снова предоставляю слово преподавателю литературы Сабитовой Д.Р.

Преподаватель литературы:

А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН

А. Дементьев

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен

Сергеем Соболевским...

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость.

Да шум великосветский,

Что так ему постыл.

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Все было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали.

Она была в вуали, —

В серебряной пыли.

Он вышел поклониться,

Сказать — пускай не ждут.

Могло все измениться

В те несколько минут.

К несчастью, Натали

Была так близорука,

Что, не узнав супруга,

Растаяла вдали.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз,

Шагнул вперед Данзас

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорит он другу...

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести

Так поступить не смел.

Остался он на месте.

И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Преподаватель ОБЖ: - что нового вы узнали сегодня на уроке?? (о дуэли Пушкина, о видах огнестрельных ранений, о первой помощи при ранениях,  о том, можно ли было спасти Пушкина, если бы дуэль состоялась в наше время, о том, где  вы, как будущие  специалисты,  можете столкнуться с опасностью механического  травмирования  в процессе вашей трудовой деятельности)

- а сейчас маленькая самостоятельная работа. Перед вами на столах лежат незаполненные таблички – «Виды ранений». Берите ручки, подписывайте листочки и заполняйте таблицу. На эту работу вам 5 минут.

- Запишите домашнее задание – выучить конспект лекции.

- Оценки за сегодняшний урок:

«5» - 7 чел.

«4» - 13 чел.

«3» - 4

«2» - нет

- Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Новодевичий монастырь. От древних веков до наших дней"

Открытый классный час, посвященный экскурсии в Новодевичий монастырь....

"От первой ретрансляции на наших дней"

Данная статья представляет собой тезисы работы моего студента Косолапова Дмитрия об истории становления и развития телевидения в Арзамасе....

История России с древних времен до наших дней

по предмету  «История России с древних времен до наших дней»Дата проведения:  21.03.2016 г.Тема урока: «Политика Н.С.Хрущева».Цели урока: образовательная:  раскрыть значение ...

И ЭТО ВСЁ О НЁМ… ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИФТА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Лифт представляет собой специальное подъемное устройство, которое является неотъемлемым элементом любого многоэтажного сооружения. Между тем, история знакомого всем нам лифта весьма интересна и увлека...

Интегрированный урок "Пересчитывая Пушкина"

Интегрированный урок математки и чтения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ» ДЛЯ 10 КЛАССА

Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего об...