Реферат на тему "Террористическая угроза и действия при террористической угрозе в образовательном учреждении."
материал на тему

Светлана Тиде

Предварительный просмотр:

Реферат:

Террористическая угроза и действия при

террористической угрозе в образовательном учреждении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические аспекты определения террористической деятельности…….5

  1. Определение терроризма.
  2. Классификация терроризма………………………………………………………..6
  3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма………….8
  4. Антитеррористическая деятельность……………………………………………...9
  5. Действия при террористической угрозе в образовательном учреждении……11

Заключение………………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………………………….15


Введение.

В наши дни терроризм вошёл в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, угон самолётов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением. [1,c.15]

Каждая новость о совершенном теракте вызывает ужас во всем мире. Становясь одной трагедией для всех стран. Чаще всего объектами террористов становится мирное население, а косвенным объектом являются органы государственной власти, высокопоставленные политические деятели. [4, c.8]

Тема терроризма весьма остро стоит и в России.
Одно из самых страшных терактов произошедших в России - это террористический акт         в Беслане. Были убиты ни в чем неповинные люди, прежде всего дети. Беслан стал ужасом для страны и для всего мира, потому, что ничего похожего раньше не происходило. Никогда ранее специально не проводился захват школы, где подавляющее большинство составляли именно дети. [8, c.28]

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств        связи. [14]

Проблема терроризма является междисциплинарной и исследуется во многих науках: политологии, истории, социологии, конфликтологии, юриспруденции, психологии. Многие исследователи занимаются данной проблемой, это такие авторы как, Р. Адельханян, Ю. А. Ансимов, А. К. Боташева, О.В. Будницкий, Н. Н. Даниленко, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, А.В. Малашенко, А. Ю. Пиджаков, В.Б. Петухов, Э.А. Паин, И. Л. Трунов. Это далеко не весь перечень авторов, занимающихся исследованиями        в        данной        области.

Цель – раскрыть понятие терроризм и изучить действия при террористической угрозе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1)Анализ и обобщение теоретико-методологических подходов к исследованию терроризма как сложного негативного социально-политического явления.

Глава 1. Теоретические аспекты определения террористической деятельности.

  1. Определение терроризма.

Современный терроризм принимает различные виды и формы. Единого понимания терроризма не существует. Как отмечает Батагова «Существует множество различных определений данного явления, которые в большинстве своем содержат насильственные действия: взрывы, захват заложников, убийства и т.д. Но единого, раскрывающего его социально политическую сущность и природу, пока еще нет». [4,c.9]

Важно различать понятия террор и терроризм. Их отличие состоит в том, что «террор - это в общем смысле применения насилия для, того чтобы вызвать чувство страха у отдельных людей и групп против которых такое насилие направлено. Он может быть индивидуальным, массовым, стихийным, спонтанным. А терроризм - систематическое применения насилия для достижения определенных целей, в том числе и политических» [3,c.15]

В толковом словаре Ожегова дает следующее определение термину «террор :1. устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения, 2. жесткое запугивание, насилие». [11,c.735-736]

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре русского языка» понятие «терроризировать трактует как: 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п». [7,c.401]

В Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» террористическая деятельность трактуется в более широком смысле. «Терроризм» - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на применение органами власти решений, выгодных террористам или удовлетворения их неправомерных и (или) иных интересов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо их мести за такую деятельность; нападение на представителя иного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений». [14]

Террористический акт, по своей сути, имеет чрезвычайный характер, который определяется следующими факторами:

- тщательность планирования, организации, подготовки и высокий уровень конспиративности действий террористов;

- захват заложников, что объективно служит гарантией для террористов и достижения их целей;

- выбор различных транспортных средств, что нередко затрудняет действия штурмовых групп, сил правопорядка;

- гибкость и неординарность тактики действий террористов практически на всём протяжении преступной акции;

- наличие у преступников достаточного количества оружия, а нередко и взрывных устройств, что делает угрозу уничтожения заложников весьма реальной;

- отсутствие достаточного опыта в некоторых по проведению социальных операций, когда в силу отдалённости или недостатка времени не могут быть использованы специальные подразделения;

- высокая вероятность возникновения массовых волнений и беспорядков, конфликтов на межнациональной почве и других криминальных ситуаций в связи с возможностью утечки информации, возникновением и распространением слухов о принадлежности террористов к той или иной национальности;

- большой общественный, в том числе, международный резонанс. [4,c.27]

1.2.    Классификация терроризма.

Существует разнообразие классификаций и типологий терроризма. Исследователь О. Балан, например, выделяет следующие:

1) По цели и намерению террористического акта:

а) Уголовный терроризм - он преследует материальный или персональный интерес, сопровождается вымогательством, шантажом, угрозами;

б)  Социальный терроризм - имеет цель свергать правительство, изменять общественный строй в какой - либо стране.

в)  Политический терроризм - главной целью его является разрыв отношений между государствами, устранение конкретных политических лидеров или глав государств. Из самых громких актов такого типа можно перечислить убийства бывших президентов: Джона Кеннеди в США, Анвара Садата в Египте, Сальвадора Альенде в Чили, бывших премьер-министров Индии -Индиры и Раджива Ганди, Ицхака Рабина в Израиле;

г) Государственный терроризм предполагает использование государством террористических актов против каких-то движений или конкретных лиц. [9,c.50]

2) По территории, где он практикуется, деструктивным факторам и их распространению:

а) Национальный или внутренний терроризм - он создает террористическую среду для того, чтобы с помощью актов насилия воздействовать на моральное состояние населения;

б) Международный терроризм - это нелегальное использование силы и насилия, совершающееся группой лиц, которая находится за рубежом (или руководится из-за границы), он направлен против населения и правительств других стран.

3) По главным причинам появления терроризма:

а) Расовый терроризм - возник в США во второй половине XX века, представлен известной организацией ку-клукс-клан.

б) Национальный терроризм - обычно встречается только в пределах одного государства;

в) Неофашистский терроризм - направлен на установление политики правых сил, проявление насилия, вмешательство во внутренние дела других стран;

г) Фундаментально-религиозный терроризм - в качестве примера можно привести террористические акты, совершенных сектой "Аум Синрикё" в Японии, ИРА в Ирландии, ХАМАС в Израиле.

4) По способам исполнения террористических актов:

а) Направленный терроризм - террористические акты направлены на реализацию поставленной цели;

б) Косвенный терроризм - террористические акты совершаются с использованием косвенных приемов и методов, приводящих к достижению поставленной цели"[20, C.99].

По методам воздействия различают:

- терроризм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы);

- терроризм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества);

- терроризм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.). [13,c.23-32]

В конце 20 века проблема терроризма приобрела особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками одиночками, но в ряде тоталитарных государств – их спецслужбами. [1,c.77]

Наибольшую угрозу для мирного сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принёс страдание и гибель большому числу людей. [1,c.58]

1.3.    Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

Специалисты и ученые постоянно обращают внимание на причины распространения терроризма.  

Значительное влияние на распространение терроризма в нашей стране и в ближайшем зарубежье оказывает в настоящее время подъём исламского терроризма на Ближнем Востоке и в ряде других стран Азии и Африки.  [2,c.48]

Основными причинами распространения терроризма имеют следующие факторы:

Социально-экономические        факторы:
- рост безработицы и возникновение серьезных экономических проблем;

- снижение жизненного уровня населения одновременно с возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают у граждан к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому;

- экономический кризис, рост цен;

- кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами.

Политические факторы:

- репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

- усиление внутриполитических конфликтов в государстве;

- столкновение политических интересов двух стран в каком-либо регионе;

- поощрение терроризма на уровне государственной политики;

- недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений;

- агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы.

Этно-религиозные факторы:

- нерешенность национальных, экономических, религиозных и иных проблем, имеющая для данной этнической, религиозной группы важное значение, а также стремление к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств;

- несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим территориальных и политических претензий, одной нацией другой , одной религией другой, и также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной. [2,c.79-91]

В последние годы терроризм приобрел целый ряд новых черт, которые делают его особо опасным для государств, социально-экономических и политических систем. Речь идет, в частности, о терактах, нарушении экономических взаимосвязей, стабильности транспортных перевозок и т.д. По мнению экспертов, терроризм в XXI веке будет носить еще более организованный и изощренный характер, увеличит масштабность акций за счет применения достижений научно-технического прогресса. Происходящая экспансия терроризма в мире порождает встречный процесс со стороны ряда государств по созданию и развитию механизмов противодействия этой угрозе. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуется совместные усилия всего мирового сообщества. [9,c.82]

1.4.    Антитеррористическая деятельность.

Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. [12,c.67]

В настоящий момент в РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.

К основополагающим законам по борьбе с терроризмом можно отнести Конституцию РФ, ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», ФЗ «Об обороне» Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов.

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности определяющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им. [14]

Анализ политико-правовых документов и нормативных актов, научных и публицистических работ, реальной практики позволяет определить, что основное содержание современной государственной политики противодействия терроризму в России - деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [10,c.128]

Юридической ответственности подлежат не только лица, непосредственно осуществляющие террористическую деятельность, но и те, кто способствует осуществлению террористической деятельности (путём финансирования, легализации доходов), а также лица, которые в результате неисполнения требований закона способствуют совершению террористических актов (журналист, раскрывший местоположение сотрудников правоохранительных сил, работник банка, не сообщивший об операциях, направленных на финансирование терроризма и т.д.). [14]

1.5.    Действия при террористической угрозе в образовательном учреждении.

В современном мире необходимо уметь ориентироваться и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также научиться обеспечивать условия, способствующие расследованию преступлений. И учителя, и дети, и их родители должны хорошо представлять свое поведение в экстремальных ситуациях, психологически быть готовыми к самозащите. [6,c.47]

В последнее время нередки случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами (ВУ). Подобные предметы находят в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

- наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты;

- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов.

Действия:

- Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет, не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и

мобильных, вблизи данного предмета;

- Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы;

- Зафиксировать время и место обнаружения.

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. [5,c.63-65]

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п. Все чаше человеческая жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Несмотря на то, что каждый случай захвата своеобразен и имеет свою специфику, практика деятельности органов правопорядка все же позволяет дать некоторые рекомендации. Они могут оказаться полезными для тех, кто попал в такую ситуацию.

Действия:

- не пытаться оказывать сопротивление, не проявлять ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну. Неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать применение оружия и привести к человеческим жертвам;

- не смотреть преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;

- если заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляться;

- при необходимости выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерики и паники;

- в случае когда необходима медицинская помощь, говорить спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимать, пока не получите разрешение.

Нужно быть внимательным и постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, разговоры и т. п.

Получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и сделают все необходимое для вашего освобождения. [6,c.74-78]

Террористы — это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в школе и на ее территории, обеспечить безопасность школьников и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении. [9,c.55]

Заключение.

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. [9,c.88]

Терроризм стал одним из самых опасных вызовов международной безопасности и превратился в глобальную проблему. Он представляет собой сознательное использование насилия или угрозы насилия для достижения в большинстве случаев политических и идеологических по своей природе целей путём устранения. Терроризм – уголовное преступление, характерной особенностью которого является то, что обычно он предназначен для воздействия не столько на непосредственных жертв насилия, сколько на других людей и, прежде всего, на исполнительные или законодательные органы государства. [4,c.16]

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остаются актуальными. Их решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. [12,c.79]

Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне.

Однозначно, что это проблема не потеряет свою актуальность еще многие десятилетия. [13,c.61]

Список литературы

1. Адельханян Р. Современный терроризм/ Р. Адельханян // Законность. - 2004. - №11. - С. 183

2. Ансимов Ю. И. Терроризм и факторы способствующие его распространению/ Ю. И. Ансимов // Юридический мир. - 2004. - №8/9. - С. 139

3. Антонян Ю.М. Типология и причины терроризма //Проблемы борьбы с терроризмом. - М., 2000 – C. 76

4. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореф. докторской диссертации: 23.00.02 / А. К. Боташева; Ставропол. Гос. ун-т . - Краснодар, 2009. - С. 48.

5. Вишняков Я.Д. Основы противодействия терроризму : учебное пособие / под ред. Я. Д. Вишнякова. - М. : Academia, 2006. - 235 с.

6. Гуревич П.С. «Психология чрезвычайных ситуаций». – М.: Юнити-Дана, 2007. – C. 111

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка/ В.И. Даль. - М., 1955. Т. IV. С. 959

8. Замковой В.И., Ильчиков М., Терроризм – глобальная проблема современности. – М., Гардарика, 2006

9. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм - реальные угрозы российской государственности / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 17. - С.112.

10.  Моторный И. Д. Защита гражданских объектов от терроризма : науч.-практ. пособие / И. Д. Моторный. - М. : Изд. дом Шумиловой И. И., 2005. - 163 с.

11. Ожегов С.И.Словарь русского языка/ С.И.Ожегов. - М., 1953. С. 1055

12. Репин Ю.В. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». – М.: Дрофа, 2005. – C.98

13. Степанова Е. Терроризм: проблемы определения и функционально-идеологическая типология // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 7. - С.148

14. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». http://nak.fsb.ru/ - Официальный сайт Национального антитеррористического комитета РФ.С.79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ на проверку качества производственного обучения для аккредитационной экспертизы учреждения начального профессионального образования государственного образовательного учреждения профессионального училища № 11

Контрольные задания на проверку качества  производственного обучения для аккредитационной экспертизы учрежденияначального профессионального образования государственного образовател...

ПРОГРАММА «Межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности»

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися  находящимися в социально опасном положении.Задачи: 1....

Профилактика и коррекция экстремистско-террористических установок в условиях образовательных учреждений

Коррекция упущений в воспитательном процессе- главня задача образовательных оранизаций в деле профилактики экстремистских настроений....

Реферат "Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений"

Здесь я описала историю реорганизации нашего колледжа...

Доклад - Организация взаимодействия исправительных учреждений с ФКП образовательными учреждениями ФСИН России

Организация взаимодействия исправительных учреждений с ФКП образовательными учреждениями ФСИН России...