Концепции развития современного естествознания
рабочая программа на тему
___________Концепции современного естествознания________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экологии и природопользования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiii_sovr_rab.docx | 434.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНЫ :КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 200201 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
(базовая)
2015
ОДОБРЕНА на заседании кафедры Технических дисциплин протокол № 1 от 31.08. 2015г. Зав.кафедрой ___________ /Левченко В.М. | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 200201 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка) Заместитель директора по координации учебных программ и проектов _____________ /Фомина О.В./ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель: Маркелова Ирина Сергеевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________Концепции современного естествознания________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экологии и природопользования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- обязательная дисциплина общего естественнонаучного цикла.
- обязательная профессиональная дисциплина вариативной части профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
Коды компетенций | Краткое содержание компетенции |
ОК | Общекультурные компетенции обучающегося |
ОК-1 | Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-2 | Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОК-3 | Обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности. |
ОК-4 | Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
Коды компетенций | Краткое содержание компетенции |
ПК | Профессиональные компетенции обучающегося |
ПК-1 | Знать основы учения о пространстве и времени, эволюции вселенной и о положении человека в мире |
ПК-2 | Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы. |
ПК-9 | Знать теоретические основы химии и физики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; |
ПК-4 | Владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике. |
ПК-17 | иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды |
ПК-6 | Знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов. |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
Целями освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» являются:
--формирование современного инновационно-технологического мышления;
-- формирование понимания глубоких противоречий развития мира природы и вещества
-- Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры (ПК-1,9) (ОК-2,3)
предмет и историю естествознания, фундаментальные законы природы и особенности человека как части природы и предмета естественнонаучного познания (ОК-3,4)
владеть:методами научного познания (обобщение, анализ, классификация и т.д.) (ОК-1)
принципами социально-этического и гуманистического подхода в науке (ПК-4 ПК-17).
знать: знать теоретические основы химии и физики окружающей среды, биологии и истории исследований (ПК-2 ПК-3 ПК-17)
Межпредметная связь.
Концепции современного естествознания непосредственно связаны с физикой, математикой, географией, гидрологией и опирается на разработанные ими фундаментальные законы и методы исследования. Данный курс требует предварительного изучения следующих дисциплин: география, физика, биология, химия .
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 64 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 46 часов,
- самостоятельной работы – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
- лекции | 26 |
- лабораторные работы | 10 |
- практические занятия | * |
- курсовая работа (если предусмотрена) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 5 |
- подготовка рефератов, докладов и презентаций | 10 |
* | |
- подготовка к промежуточной аттестации, дифференцированный зачет | |
Итоговая аттестация по дисциплине: 4 семестр – дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | История естествознания | 10 | |
Введение | 2 | ||
Тема 1.1. | Логика иметодологияразвитияестествознания( комбинированный урок) | 6 | ** |
Тема 1.2. | Современная физико-химическаякартина мира ( комбинированный урок) | ** | |
Тема 1.3. | Внутреннее строениеи историягеологическогоразвития Земли (комбинированный урок) | ** | |
Лабораторные работа №1 Геохронология Земли | 2 | ** | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | |||
Раздел 2. | Законы сохранения и принципы симметрии в естествознании | 4 | |
Тема 2.1. | Фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса) и их роль в классическом естествознании. (комбинированный урок) | 2 | ** |
Тема 2.2. | Симметрия как основа описания объектов и процессов в микромире. (комбинированный урок) | 2 | ** |
Лабораторная работа №2 Симметрия и ее виды | |||
Раздел 3. | Эволюция звезд | 10 | ** |
Тема 2.4. | Рождение звезд из газо-пылевых облаков межзвездной среды. (комбинированный урок) | 2 | ** |
Жизнь звезд и процессы термоядерного синтеза в их недрах.(комбинированный урок) | 2 | *** | |
Звездные “останки”: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. (комбинированный урок) | 2 | *** | |
Лабораторная работа №3 Основные элементы небесной сферы и системы небесных координат | 2 | *** | |
Тест по разделу | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | * | ||
Раздел 4. | Человек как объектсовременного естествознания. | 12 | |
Тема 4.1. | Гипотезы происхождения человека. (комбинированный урок) | 2 | |
Тема 4.2. | Ноосфера и необратимость времени, (комбинированный урок) | 2 | ** |
Тема 4.3. | Человек его эмоции и работоспособность. (комбинированный урок) | 2 | ** |
Лабораторная работа №4 Измерение жизненной емкости легких | 2 | ** | |
Лабораторная работа №5 Определение типа сложения человека | 2 | *** | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | 2 | *** | |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
ВСЕГО: | 46 | ||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета по геохимии и природопользованию;
3.1.1. Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству студентов;
- учебно-наглядные пособия: плакаты, геохронологическая шкала, презентации по темам уроков.
3.1.2. Технические средства обучения:
Интерактивная доска и компьютер
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- методические рекомендации к выполнению лабораторных работ
- Программное обеспечение:
- учебно-наглядные пособия: плакаты, основные физические и химические формулы, презентации по темам уроков. Интернет-ресурсы
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- примерная программа учебной дисциплины;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по изучению разделов дисциплины и выполнению лабораторных работ
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
Место науки в культуре человека.
Структура научного знания.
Методы научного познания.
Особенности научного познания.
Принципы научного познания.
Эволюция вселенной.
Строение галактик.
Концепция жизни. Формы жизни.
Клетка и её функционирование.
Космологические модели Вселенной.
Теория Большого взрыва.
Структурная самоорганизация Вселенной: рождение и эволюция планет, звезд, галактик.
Земля как планета Солнечной системы: ее строение и геосферы.
Основные теории антропогенеза.
Современная наука о человеческой психике и сознании.
Здоровье человека, его работоспособность и творчество.
Биоэтика: сущность и основные проблемы.
методические указания по проведению практических работ;
Структура содержания методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ (ЛР)
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студент
Критерии оценки по практическим работам:
Оценку по практической работе обучающий получает, с учетом срока выполнения работы.
Оценка «5» работа выполнялась самостоятельно сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы; студент может разъяснить этапа работы, рассказать алгоритм выполнение любого задания; отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы. работа выполнена чисто задание выполнено в установленный срок.
Оценка «4» работа выполнялась самостоятельно обучающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, но затем не смог в процессе беседы самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения. работа выполнена аккуратно. задание выполнено в установленный срок.
Оценка «3» самостоятельность в работе была низкой в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающий не смог показать необходимые умения на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме.
Отметка "5" ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
- Основная литература
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1997.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.
- Дополнительная литература
Бааде В. Эволюция звезд и галактик. М., 2002.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
Эллиот Дж., Добер П. Симметрия в физике. - М: Мир, 1983.
Этткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Мир, 1987.
Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. - М.: Мир, 1990.
Френкель В.А., Чернин А.Д. От альфа-распада до Большого Взрыва. - М.: Знание, 1990.
- Интернет-ресурсы
geoenv.ru
alleng.ru›d/ecol/ecol27.htm
www.wikipedia.com
http://www.alleng.ru/d/natur/nat011.htm
http://window.edu.ru/library/pdf2txt/220/48220/23934/page2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития современного ребёнка
Снижение интеллектуального потенциала, задержка развития, инфантилизация, отсутствие доброты, заботы, танатизация - особенности развития современного ребёнка....
Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов
Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....
Презентация «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и т...
Проблемы социально-экономического развития современной России
Социально-экономические противоречия современной России как результат глобализации, усиления конкуренции на мировом рынке, старения населения и ряда других факторов...
Концепция развития водных видов спорта в Московской области
Концепция развития водных видов спорта в Московской области...
Изучение концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030
Изучение концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030...
"КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ МБОУ КУРАГИНСКАЯ СОШ №3 НА 2020-2025 год"
В программе разработаны основные направления библиотечной деятельности для преобразования школьной библиотеки в информационно - библиотечный центр...