Тема 1.1. Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Тема урока:"Введение в дисциплину".
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

На всех этапах своего развития человек постоянно стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих его действий и поступков. Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация земель – поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы. Ряд чрезвычайных экологических ситуаций создают военные ведомства. В зонах испытательных полигонов возникает и длительно действует комплекс повышенных опасных и вредных факторов. Население должно быть в достаточной степени подготовлено к умелым действиям в соответствующей обстановке, должны быть силы и средства, которые обеспечили бы ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф или применения оружия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_distsiplinu.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. «Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

План лекции:

1. Введение. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Цель и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

2. Опасность. Опасный и вредный факторы.

3. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.

4. Безопасность и ее виды. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

Основная литература:

  1. Айзман Роман Иделевич    Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; [под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. В. Петрова] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т.  - Новосибирск ; Москва : Арта, 2011. - 368 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.
  3. Оборин, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : крат. курс лекций для студ. фак. физ. культуры / В. А. Оборин. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 52 с. - Библиогр.: с. 49-51. - 25.00 р.

1. ВВЕДЕНИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества от природных и природно-техногенных катастроф критически растет: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено четырьмя основными причинами:

  • ростом населения и урбанизации;
  • возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предприятия, транспортные магистрали);
  • изменением окружающей среды, способствующим активизации катастрофических процессов;
  • отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними.

Насыщение народного хозяйства России объектами повышенного риска, расположенными в зонах высокой концентрации населения, резко усиливает опасность крупных техногенных и природных аварий и катастроф. При существующих тенденциях развития страны этот риск будет усугубляться.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.

Статистические данные свидетельствуют о том, что если от стихийных природных бедствий и техногенных катастроф ежегодно в России погибает до 2-3 тыс. человек, то от социальных опасностей и других происшествий в обычной жизни погибают и становятся инвалидами до 800 тыс. человек. Эти факты диктуют необходимость формирования безопасного поведения людей во всех сферах его жизнедеятельности, начиная с детского возраста.

Таблица 1.

Причины гибели людей

Количество погибших,
человек

Автомобильный транспорт

30000 ÷ 35000

Криминальные

30000 ÷ 35000

Производство

7000 ÷ 10000

Алкогольное опьянение

7000 ÷ 9000

Пожары

6000 ÷ 8000

Суициды

8000 ÷ 10000

Утопления

5000 ÷ 7000

Воздушный, водный транспорт, железная дорога

3000 ÷ 5000

Бытовая сфера

2000 ÷ 4000

Военные действия

3000 ÷ 5000

Стихийные бедствия

2000 ÷ 4000

Прочие причины

8000 ÷ 10000

Суммарные значения

111000 ÷ 142000

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ и международных документов в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖ: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Задачи БЖ:

  1. идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб и др.;
  2. уменьшение вероятности проявления опасностей или уменьшение риска, прогнозирование ЧС;
  3. профилактика опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
  4. действия в условиях чрезвычайных ситуаций или опасностей, обеспечение готовности к возможным стихийным бедствиям авариям и катастрофам, организация ликвидации их последствий

Предмет БЖ: защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Аксиомы БЖД

  1. Любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека.
  2. Любая деятельность потенциально опасна для человека.
  3. Ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности.

Обобщая, можно сказать, что БЖ исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по ОБЖ по теме "Техногенные аварии и катастрофы и обеспечение личной безопасности"

Этот материал поможет студентам правильно действовать в случае техногенных аварий и катастроф....

Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии». Класс: 4 к УМК Вербицкой М.

Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии».Класс: 4Цели:Образовательная: — введение новых лексических единиц по теме «Профессии»;— освоение общего и специального вопроса .Развивающая:— ра...

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ МДК 03.01 ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА Тема 1: «Введение в дисциплину»

Задание для КОНТРОЛЯ знаний МДК 03.01 Технология хранения, транспортировки и реализации продукции растениеводства Тема 1: «Введение в дисциплину»...

Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...

Конференция "Личная безопасность и сохранение здоровья"

Конференция "Личная безопасность и сохранение здоровья"...

Обеспечение личной безопасности при пожарах

Презентация для учащихся 7-8  классов "Обеспечение личной безопасности при пожарах"...