РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса МДК.02.03 «Подготовка по борьбе с пожаром»
рабочая программа на тему
1.1. Соответствие учебной дисциплины программе подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре ППССЗ: дисциплины профессионального цикла (ПМ.02, МДК.02.03).
1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен
иметь практический опыт:
- борьбы за живучесть судна;
- использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
- использования средств индивидуальной защиты;
- действий при оказании первой медицинской помощи;
уметь:
- применять средства и системы пожаротушения;
- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
- оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;
знать:
- нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- организацию проведения тревог;
- порядок действий при пожарах;
- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
- виды и химическую природу пожара;
- виды средств и системы пожаротушения на судне;
- особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
- виды средств индивидуальной защиты;
- порядок действий при поиске и спасании пострадавших при пожаре;
- порядок действий при оказании первой медицинской помощи от опасных факторов пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rp_02._26.02.03._sv_bsp.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
междисциплинарного курса
МДК.02.03 «Подготовка по борьбе с пожаром»
26.02.03 «Судовождение»
г. Печора
2016 г.
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.02.03 «Судовождение»
Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Разработчик:
Митяев И.И., преподаватель-организатор ОБЖ
Рекомендована Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин
Протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев
Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец
Рекомендована Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин
Протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев
Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец
Рекомендована Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин
Протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев
Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец
Рекомендована Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин
Протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев
Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК.02.03
«ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ»
1.1. Соответствие учебной дисциплины программе подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре ППССЗ: дисциплины профессионального цикла (ПМ.02, МДК.02.03).
1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен
иметь практический опыт:
- борьбы за живучесть судна;
- использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
- использования средств индивидуальной защиты;
- действий при оказании первой медицинской помощи;
уметь:
- применять средства и системы пожаротушения;
- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
- оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;
знать:
- нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- организацию проведения тревог;
- порядок действий при пожарах;
- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
- виды и химическую природу пожара;
- виды средств и системы пожаротушения на судне;
- особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
- виды средств индивидуальной защиты;
- порядок действий при поиске и спасании пострадавших при пожаре;
- порядок действий при оказании первой медицинской помощи от опасных факторов пожара.
1.4 Согласно рабочему учебному плану количество часов на освоение рабочей программы междисциплинарного курса:
Всего – 56 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов; самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося – 16 часов;
учебной и производственной практики – ____ часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК.02.03
«ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ »
Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке. |
ПК 2.3. | Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. |
ПК 2.5. | Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 02.03
«ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ»
3.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
| - |
| 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
| - |
| 16 |
| - |
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт |
3.2. Тематический план МДК.02.03 «ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ»
Код профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего (часов) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная (часов) | Производственная (по профилю специальности) (часов) | ||||||
всего (часов) | в т.ч. лабораторные и практические занятия (часов) | в т.ч. курсовая работа (часов) | Всего (часов) | в т.ч. курсовая работа (часов) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.3, ПК 2.5 | МДК.02.03 «Подготовка по борьбе с пожарами» | 56 | 40 | 12 | 16 | ||||
ОК 1 - 10 | Учебная практика | ||||||||
Производственная практика (по профилю специальности) часов | |||||||||
ВСЕГО: |
3.3.Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ).
Наименование разделов профес-сионального модуля (ПМ), меж-дисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 2. Обеспечение безопасности плавания. | ||||
МДК.02.03. Подготовка по борьбе с пожаром | ||||
Тема 1.Теория пожара
|
| Содержание | 5 |
|
1. | Теория пожара. | 1 | 1 | |
2. | Условия возникновения и распространения пожара. | 1 | 1 | |
3. | Свойства горючих веществ. | 1 | 1 | |
4. | Классификация судовых пожаров. | 1 | 1 | |
5. | Огнегасительные средства (ОС охлаждения, ОС изоляции, ОС разбавления, ОС химического торможения, выбор средств пожаротушения). | 1 | 1 | |
| Практические занятия | 2 |
| |
| 1. Порядок применения первичных средств пожаротушения. | 2 | 2 | |
| Самостоятельная внеаудиторная работа |
|
| |
| Отработка конспектов по теме 1, их визуализация. | 5 | 3 | |
Тема 2. Конструктивная противопожарная защита судна.
|
| Содержание | 5 |
|
1. | Требования конструктивной пожарной защиты. Типы огнестойких перекрытий. Системы судовой вентиляции. | 2 | 1 | |
2. | Пожарная сигнализация (Виды тепловых извещателей. Дымовые пожарные извещатели. Ручные пожарные извещатели. Сигнализация предупреждения.) | 2 | 1 | |
3. | Системы дымообнаружения путём забора проб воздуха. Системы предупреждения взрывов. | 1 | 1 | |
| Практические занятия | 2 |
| |
| 2. Порядок применения, эксплуатации стационарных систем пожаротушения. | 2 | 2 | |
| Самостоятельная внеаудиторная работа |
|
| |
| Отработка конспектов по теме 2, их визуализация. | 5 | 3 | |
Тема 3. Организационные мероприятия по предупреждению возникновения пожара на судне.
|
| Содержание | 5 |
|
1. | Места для курения на судне. Хранение судовой пиротехники. Требования, предъявляемые к машинным помещениям. При эксплуатации электрооборудования запрещается. Требования, предъявляемые к аккумуляторным помещениям. Требования, предъявляемые к малярным кладовым. | 1 | 1 | |
2. | План противопожарной защиты судна (FIRE PLAN): назначение, структура, порядок разработки. | 2 | 1 | |
3. | Опасные грузы. Свойства горючих материалов. | 2 | 1 | |
| Практические занятия | 4 |
| |
| 3. Порядок применения снаряжения пожарного, средств индивидуальной защиты кожных покровов (СИЗ КП), тепло отражательных костюмов, средств защиты органов дыхания. | 2 | 2 | |
| 4. Порядок эксплуатации противопожарного имущества на судне: пожарные рукава, стволы и насадки; воздушно-пенные стволы и генераторы ; огнетушители; пожарные краны; пожарные щиты. | 2 |
| |
|
| Зачёт за 5 семестр: | 1 |
|
|
| 6 семестр |
|
|
Тема 4. Борьба с пожарами на судах.
|
| Содержание | 7 |
|
1. | Общие положения. Защитное снаряжение пожарного. Средства индивидуальной защиты кожных покровов (СИЗ КП). Тепло отражательные костюмы (ТОК). | 1 | 1 | |
2. | Средства защиты органов дыхания: изолирующие дыхательные аппараты; противогазы; аварийные дыхательные устройства (АДУ); аппарат на сжатом воздухе. | 1 | 1 | |
| Противопожарное имущество: пожарные рукава, стволы и насадки; воздушно-пенные стволы и генераторы; огнетушители; прочее противопожарное имущество. | 1 | 1 | |
4. | Первичные средства пожаротушения: назначение, устройство и принцип действия. | 1 | 1 | |
5. | Стационарные системы пожаротушения: системы пожаротушения способом охлаждения зоны горения или реагирующих веществ; системы пожаротушения способом изоляции реагирующих веществ от зоны горения; системы пожаротушения способом разбавления реагирующих веществ в зоне горения негорючими веществами; системы пожаротушения способом химического торможения реакции горения. | 1 | 1 | |
6. | Особенности тушения судовых пожаров: тушение пожаров в жилых и служебных помещениях, на открытых палубах и в надстройках, в фонарных, малярных и шкиперских кладовых, тушение электрооборудования, тушение пожаров в машинных, котельных и моторных отделениях, в грузовых трюмах, в грузовых танках, в помещениях грузовых насосов танкеров, тушение пожаров жидкого топлива. Борьба с пожаром, связанным опасными грузами. Борьба с дымом. | 2 | 1 | |
| Практические занятия | 2 |
| |
| 5. Порядок обслуживания и эксплуатации стационарных систем пожаротушения на судне. | 1 | 2 | |
| 6. Работа в составе звена разведки при тушении пожаров в различных помещениях на судне. | 1 | 2 | |
| Самостоятельная внеаудиторная работа |
|
| |
| 1.Отработка конспектов по теме 4, их визуализация. | 4 | 3 | |
Тема 5. Действия экипажа по тревогам по борьбе с пожаром. |
| Содержание | 3 |
|
1. | Порядок объявления пожарной тревоги. Содержание обязанностей при пожаре согласно расписания по тревогам. Действие членов экипажа при пожаре. | 1 | 1 | |
2. | Техника безопасности при выполнении обязанностей по борьбе с пожарами. | 1 | 1 | |
3. | Первая медицинская помощь от опасных факторов пожара. | 1 | 1 | |
| Практические занятия | 3 |
| |
| 7. Порядок оказания первой медицинской помощи при поражении опасными факторами пожара. | 3 | 2 | |
| Самостоятельная внеаудиторная работа |
|
| |
| Отработка конспектов по теме 5, их визуализация. | 2 | 3 | |
|
| Дифференцированный зачёт за 6 семестр: | 1 | 3 |
|
| Учебная и производственная практика: |
|
|
|
| ИТОГ: | 40 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК.02.03 «ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ»
4.1. Материально-техническое обеспечение курса
Для реализации междисциплинарного курса используется:
- учебные кабинеты безопасности жизнедеятельности;
- тренажёр.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Тактика тушения пожара» и «Стационарные системы пожаротушения» (набор слайдов, видеоролики по устройству и принципу действия первичных средств пожаротушения, конспект лекций);
- учебные огнетушители, пожарные рукава, пожарные стволы, три комплекта боевой одежды пожарного, АСВ «ФАРВАТЕР», капюшон «ФЕНИКС», газодымозащитный комплект (ГДЗК), пожарная колонка, спасательная пожарная верёвка.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, проекционная видеосистема;
- телевизор;
- видеомагнитофон.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- И.С.Крымов. Борьба за живучесть судна и спасательные средства.- ТРАНСЛИТ, 2011
- Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства речного флота РФ. - Моркнига, 2007
- Ю.Г. Глотов. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах. Справочник.- Транспорт, 2000
Дополнительные источники:
А.Г. Карпенко, В.И.Дмитриев. Рекомендации экипажам судов по действиям в аварийных ситуациях.- РКонсульт, 2004
Интернет-ресурсы:
- Учебный электронный курс в СДО «ФАРВАТЕР»: Борьба с пожаром на судне. Пожарная безопасность. http://sdo.gumrf.ru/course/view.php?id=561
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Обеспечение безопасности плавания» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках междисциплинарного курса «Подготовка к борьбе с пожаром».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогический состав, обеспечивающий обучение, имеет высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля «Обеспечение безопасности плавания».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК.02.03 «ПОДГОТОВКА ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ»
Результаты (освоенные профессиональ-ные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. | Знание и умение проводить мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне; -знание видов и химической природы пожара; -знание видов средств и систем пожаротушения на судне; -знание особенностей тушения пожаров в различных судовых помещениях; -знать и уметь использовать первичные средства пожаротушения. | Текущий контроль в форме тестов, письменных проверочных работ и оценки результатов практических занятий. Промежуточная аттестация в форме зачёта. Итоговый контроль в форме дифференцирован-ного зачёта по междисциплинарному комплексу. |
ПК 2.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. | Умение оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи; - знание порядка действий при оказании первой медицинской помощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»
Специальность СПО 270802...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 02.02 «Учет и контроль технологических процессов»
Специальность СПО 270802...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 02.01 Технология бетонных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»
1.1. Область применения программы Программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной програм...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 04.01 Технология монтажных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»
1.1. Область применения междисциплинарного курса Программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса МДК.03.02. «Противопожарная подготовка» 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
1.1. Соответствие учебной дисциплины программе подготовки специалистов среднего звена Рабочая программа междисциплинарного курса является частью программы подготовки специалистов среднего звена (...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.01.02 «Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе»
Программа междисциплинарного курса (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 М...
Рабочая программа междисциплинарного курса «Подготовка по профессии промышленный альпинист» профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Специальность: 20.02.02 - Защита в ЧС
Аннотациярабочей программы МДК"Подготовка по профессии промышленный альпинист" 1. Цели и задачи изучения междисциплинарного курсаОсновной целью освоения междисциплинарного курса "П...