Статья: "Физкультминутка на уроке ОБЖ для обучающихся колледжа"
статья

Физкультминутка на уроке ОБЖ для обучающихся колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizkult_min.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутка на уроке ОБЖ для обучающихся колледжа

         Обучение в колледже – это серьезная нагрузка на здоровье обучающихся. Физкультминутка способствует активации более плодотворной работе на уроке. Работать на  паре  в течение 90 минут очень сложно, в силу индивидуальных и возрастных особенностей, повышается психическая напряженность, теряется концентрация внимания, уменьшается интерес к изучаемому на уроке материалу, устают кисти рук писать, накапливается усталость, статические нагрузки переносятся с трудом.

        Снижение естественной двигательной активности понижает эмоциональный тонус, ослабляет нервно-мышечный аппарат, нарушает осанку, ухудшает работу сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, а значит, ослабляет организм в целом. Систематическая двигательная активность  является естественным стимулятором, активизирующим работу  всех физиологических систем организма, в том числе и функций головного мозга.

         Для успешного усвоения программы нужна повышенная умственная работоспособность, необходимость сидеть за партой  3 пары подряд ежедневно, снижение двигательной активности приводят к ухудшению снабжения организма мозга кислородом, замедлению процессов восстановления и снижению работоспособности. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении обучающихся. Чтобы снять отрицательное воздействие на организм учебной нагрузки, заторможенности, повысить активность, увеличить физическую активность, надо на уроках проводить физкультурные передышки.

        Физкультминутка представляет собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Для того чтобы снять напряжение вызванное долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс упражнений:

1. Упражнения для суставов рук

1. Упражнения для фаланговых суставов кистей рук:

- попеременно делать «щелчки» каждым пальцем;
- последовательное веерообразное сгибание пальцев рук, начиная с мизинца;
- массаж пальцев рук;
- ритмичное сгибание пальцев рук в кулак;
- ритмичное разгибание пальцев рук.

2. Упражнения для лучезапястных суставов:

- сгибание и разгибание в вертикальной плоскости;
- сгибание и разгибание в горизонтальной плоскости;
- круговые вращения в лучезапястных суставах по часовой стрелке и против.

3. Упражнение для локтевых суставов:

-  руки в стороны, от локтя к локтю – прямая линия, вращение предплечьем в вертикальной плоскости в одну и в другую сторону.

4. Упражнения для плечевых суставов:

- поднимаем плечи плавно вверх и вниз,
- свести и развести плечи,
- исходное положение – руки разведены в стороны, локти разогнуты, вращательные движения по окружности поочередно левой и правой руками по часовой стрелке и против.

5. Скрутка всех суставов рук: руки вдоль туловища, «ввинчиваем» пальцы рук в пол в одну и в другую стороны.

2. Упражнения для суставов ног

1. Упражнения для голеностопных суставов:

- одна нога приподнята над полом и согнута в коленном суставе, в таком положении тянем пальцы ног вниз, вверх, сгибаем стопу вовнутрь и наружу. Аналогично делаем упражнение для другой ноги,
-  круговые вращения в голеностопных суставах.

2. Упражнения для коленных суставов:

-  вращения: ноги на ширине плеч, сводим и разводим колени в обе стороны,
-  одна нога согнута в коленном суставе, бедро параллельно полу, вращения в коленном суставе в обе стороны.

3. Упражнения для тазобедренных суставов:

- одна нога согнута в коленном суставе, бедро параллельно полу, попеременные махи коленом вперед вверх и в сторону вверх,
- ритмично шагаем на прямых ногах (колени не сгибать) на стопах, на носочках, на внутренней поверхности ступней, на наружной поверхности ступней.

4. Скрутка для всех суставов ног: шагаем в положении: носки ног сведены друг к другу, а затем разведены, колени не сгибать.

III. Гимнастика для шейного отдела позвоночника.

- корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление;
- корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх;
- наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча;
- корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы;
- круговые движения головой: по часовой стрелке и против.

IV. Дыхательная гимнастика

Дыхание должно быть легким, спокойным, тихим и глубоким. Дыхательную гимнастику следует начинать с энергичного выдоха. Вдох делать только через нос, т.к. в этом случае воздух ионизируется, а именно такой воздух усваивается организмом. Выдох лучше также делать через нос, но можно и через сжатые губы.

1. На вдохе медленно раздуйте живот под контролем рук на счет до четырех.
2. Задержка дыхания – на счет до четырех.
3. Выдох – на счет до восьми, втяните в себя живот.
4. До счета четыре – задержка дыхания.

Начните с десяти упражнений и каждый день увеличивайте их число на одно или два, пока не доведете его до 36 раз.

V. Гимнастика для глаз

Движения выполняются легко, без напряжения, с удовольствием, не щурясь.

-  горизонтальные движения: влево и вправо; влево – вперед и вправо – вперед.
- вертикальные движения: вверх и вниз; вверх – прямо перед собой и вниз – прямо перед собой.
- движения по диагонали в двух направлениях: лево верх – право низ и право верх – лево низ.
- «Конверт» или «Бабочка» в двух направлениях.
-  «Восьмерка» в двух направлениях: лежащая горизонтально на уровне глаз, вертикальная и лежащая у ног.
-  Взгляд на: кончик носа – вперед вдаль; переносицу – вперед вдаль; межбровье – вперед вдаль.
-  «Циферблат» перед собой по часовой стрелке и против часовой стрелки.
-  «Циферблат» на потолке в двух направлениях.
- «Циферблат» с закрытыми глазами: голова в положении прямо; голова запрокинута вверх.

        Преподаватель показывает и выполняет упражнения в месте с обучающимися в течение 5-7 минут из положения, стоя в хорошем настроении с улыбкой. Этого времени вполне достаточно для восстановления. Сначала обучающиеся стесняются выполнять упражнения, мотивируя тем, что сейчас не урок физкультуры, но затем раскрепощаются. С наибольшим желанием обучающиеся выполняют упражнения на шейный отдел позвоночника. Основная задача преподавателя заложить желание поддерживать ЗОЖ в течение всей жизни на качественном уровне, а не только на уроке. Обучающимся нужно показать, что любой человек не должен нарушать законы природы, должен ухаживать за своим телом и иметь элементарные знания о работе организма. Поскольку данный комплекс упражнений может пригодиться  им в дальнейшей трудовой деятельности как производственная офисная гимнастика. Это и важный  воспитательный момент.

        Физкультминутки положительно влияют на умственную работу обучающихся  и способны повысить качество усвояемости учебного материала. Предотвратить ухудшение осанки и зрения, наладить  работу организма.

Литература:

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005г.
  2. Мирская Н.А. Целебная сила движений. Физкультминутки и подвижные игры в школе. Издательство: Чистые пруды; Серия: Библиотечка "Первого сентября", 2006г.
  3. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Испр и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004г.
  4. Заикина, Е. А. Быть здоровым непросто: формирование культуры здоровья у старшеклассников / Е. А. Заикина. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября») (Здоровье детей; вып. 19).
  5. 1.https://www.maam.ru/detskijsad/zachem-nuzhny-fizkultminutki.html
  6.  https://urok.1sept.ru/статьи/515569/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление у обучающихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска»

Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность кон...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

"Паспорт достижения обучающегося колледжа"

"Паспорт достижения  обучающегося  колледжа" ведется на каждого  куратором группы на протяжении  всего времени обучения   в учебном заведении....

Патриотическое воспитание обучающихся колледжа на уроках гуманитарного цикла

      Проблема патриотического воспитания стоит особо остро перед преподавателями гуманитарного цикла. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественную р...