ЧС техногенного характера и их возможные последствия
план-конспект занятия

Зеленский Евгений Павлович

План - конспект занятия по предмету  "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначен для проведения занятий со студентами ГОУ СПО в разделе

"Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера". Материал может быть полезен преподавателям - предметникам школ.

Основными целями материала явились:1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий. 2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера. 3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ. Материал занятия раскрывает понятие о ЧС техногенного характера, возможных причинах их возникновения, классификации ЧС данного вида и правилах поведения населения при их возникновении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж кулинарного мастерства»

 

«ЧС техногенного характера и их возможные последствия»

План – конспект занятия по ОБЖ

Составитель:

кандидат военных наук, преподаватель-организатор ОБЖ

высшей категории Зеленский Е.П.,  

                         

.

г. Санкт-Петербург

2017 г.

План – конспект занятия

по основам безопасности жизнедеятельности со студентами первого курса

Тема занятия: ЧС техногенного характера и их возможные последствия.

Основополагающий вопрос: Что означает понятие «Чрезвычайная ситуация техногенного характера», каковы её причины и способы защиты от её последствий?

Цели занятия:

Образовательные:

1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий.

2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера.  

3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Развивающие:

1.Развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные и личностные компетентности студентов;

2.Развивать  познавательный интерес и способности в области обеспечения защиты от ЧС техногенного характера.

Воспитательные:

1.Прививать студентам стремление к получению знаний по вопросам защиты от ЧС различного характера, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.

2. Воспитывать  студентов в духе готовности  к  действиям в условиях возникновения ЧС различного характера.

3.Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гордость за свою страну, готовность немедленно прийти на помощь.

Тип занятия:   занятие по комплексному применению ЗУН студентов, формированию новых знаний и умений.

Вид занятия: комбинированное.

Методы и приемы преподавания:

  • рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
  • демонстрация видеофильмов, анимации;
  • выставка работ студентов: плакатов, стенгазет, рефератов, творческих работ.

Время: 1час(45мин.)

Место проведения занятия: Кабинет ОБЖ

Материальное обеспечение занятия:

 1. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28; Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ.

2. Наглядные пособия по Гражданской обороне: плакаты, стенды, схемы, методички.

3. Видеофильмы и DVD,CD-ROM диски по тематике ГО, аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.

4. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

5. Подборка-выставка  методической литературы по теме урока.

6. Выставка рефератов учащихся по тематике урока.

7. Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.

8. Приборы: ВПХР, дозиметры (ДП-5а); ИСЗ - противогазы, ОЗК, Л-1.

9. Латчук В.Н., Марков В.В. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс.    Министерство образования РФ. ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

 

 Актуальность темы определяется тем, что человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека как результат аварий и катастроф на различных объектах экономики и требуют понимания причин их возникновения и способов защиты от их последствий.

Особенность:   проблемное содержание темы урока;  данная тема является одной из самых сложных в разделе ОБЖ «Основы комплексной безопасности»;  коммуникативная направленность;  возможность использование различных педагогических технологий;  

Межпредметные связи:  ОБЖ, физика, химия, биология.

Учебные вопросы:

1. ЧС техногенного характера и их причины.

2. Классификация ЧС техногенного характера.

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

План занятия

Этапы занятия

Время        Время

Работа обучающихся

1

Организационный момент

Проверка готовности к занятию: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение обучающихся и порядок на рабочих местах.

1

Приветствуют преподавателя. Настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются  их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС  Вы знаете?

4

Отвечают на поставленные вопросы.

3

Мотивация и целеполагание

Мини-проект: Авария на АЭС с выбросом радиоактивных веществ.

Обучающиеся формулируют тему и цели занятия:

- ознакомиться с возможными видами ЧС техногенного характера;

- формировать представление о современных средствах и способах ликвидации их последствий;

- развивать интеллектуальные качества и  познавательный интерес в области безопасности жизнедеятельности.

6

Вспоминают, что им известно по изучаемому

вопросу, делают предположения. Формулируют тему занятия.

4

Формирование новых знаний и умений

1. ЧС техногенного характера и их причины.

  • понятие о ЧС и их видах;
  • возможные причины ЧС техногенного характера;

2.  Классификация ЧС техногенного характера.

- принципы, положенные в основу классификации;

- критерии классификации;

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

25

Слушают преподавателя

делают записи, отвечают на вопросы.

Работают в группах

и извлекают материал из различных источников.

5

Рефлексия

Логический практикум.

6

Работают самостоятельно, проводят анализ

усвоения материала.

6

Подведение итогов

Оценка работы на занятии каждого обучающегося.

2

Анализируют свою учебную деятельность, дают самооценку результатам своей  работы на занятии.

7

Задание на самоподготовку

1. Изучить конспект занятия

2. Подготовить  мини-проекты:

«ЧС социального характера».

1

Записывают задание для самостоятельной работы.

  

Сценарий занятия

1 Организационный момент

Приветствие преподавателя.

Контроль посещаемости,

Проверка готовности студентов к занятию.

Сообщение темы и целей занятия.

2.Актуализация знаний учащихся,

Фронтальная беседа:

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются  их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС  Вы знаете?

         Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии  и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

4. Формирование новых знаний и умений.

        1. Первый учебный вопрос.  ЧС техногенного характера и их причины. 

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера,  как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к чрезвычайной ситуации техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

-человеческие жертвы;

-ущерб здоровью;

-ущерб окружающей среде;

-материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий ( происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом - крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами.  (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

Возможные причины ЧС техногенного характера

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

1.Ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

2.Прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

3.Повышение технологической опасности и сложности производств;

4. Рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

5. Снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

6. Недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

7.Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

8.Отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

9.Снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

2.Второй учебный вопрос: Классификация ЧС техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера классифицируются постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по масштабу возможных последствий подразделяются на:

  • чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам:

  1. масштабу распространения
  2. темпу развития
  3. природе происхождения

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными.

КРИТЕРИИ  классификации ЧС техногенного характера:

  1. Количество людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности.
  2. Размер материального ущерба.
  3. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций, следует отметить следующие особенности:

1. На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.

  • авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ.
  • аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности.
  • аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.

2. Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно — защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.

3. Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

К ним относятся:

  • аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно — защитных зон;
  • утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
  • аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности.

4. Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.

5. Под водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

 3.Третий учебный вопрос.  Правила поведения в ЧС техногенного характера

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ
       По сигналу «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.
Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
        При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.
При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
         Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери.                      Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).
      Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.
      При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ? часть таблетки (0,04 г).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЭВАКУАЦИИ
       Готовясь к эвакуации, приготовьте средства индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.
      Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление «В квартире №___ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на незараженные.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ АВАРИЯХ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
        Сообщите об аварии диспетчеру Ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или Жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭКа), попросите вызвать аварийную службу.
      При скачках напряжения в электрической сети квартиры или его отключении немедленно обесточьте все электробытовые приборы, выдерните вилки из розеток, чтобы во время вашего отсутствия при внезапном включении электричества не произошел пожар. Для приготовления пищи в помещении используйте только устройства заводского изготовления: примус, керогаз, керосинку, «Шмель» и др., хозяйственные свечи и сухой спирт, соблюдайте предельную осторожность.
     При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5-8 метров к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их. Если провод, оборвавшись, упал вблизи от Вас – выходите из зоны поражения током мелкими шажками или прыжками (держа ступни ног вместе), чтобы избежать поражения шаговым напряжением.
     При исчезновении в водопроводной системе воды закройте все открытые до этого краны. Для приготовления пищи используйте имеющуюся в продаже питьевую воду.

        В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления.  Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ И ВЗРЫВЕ
       При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).
При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.
      Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно,  убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро -, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.
Если Вы проживаете вблизи взрывоопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального ГОЧС.

5.Рефлексия   Логический практикум.
1.   Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийным бедствиям.

2.   Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

6. Подведение итогов. Преподаватель дает оценку работы на занятии каждого студента, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

7.Домашнее задание

  1. Знать виды ЧС техногенного характера и их классификацию.
  2. Подберите примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в регионе проживания. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия.
  3.  Выучить материал занятия по конспекту
  4. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28; Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ.
  5.  По материалам Интернет-ресурсов подготовить  мини - проект: «Крупнейшие техногенные аварии (катастрофы) в современной истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

источники химической опасности техногенного характера

источники химической опасности техногенного характера...

Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасност...

Федеральный закон О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...

ЧС природного и техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу

ЧС природного и техногенного характера, присущие Санкт-Петербургу (презеннтация)...

Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера....

Тема 2.1. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема урока: "Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийног...

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о ЧС природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях, воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия....