Методические рекомендации ПР БЖ
методическая разработка
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12. 2016 г., № 1569.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_pr_pk-17.docx | 603.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий техникум пищевой промышленности
Методические указания по выполнению
практических занятий
по учебной дисциплине
ОП.08 Безопасность жизнедеятельности
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)
по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
Новокузнецк, 2017
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12. 2016 г., № 1569.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»
Разработчики:
Криволапова Т.И. преподаватель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНО |
на заседании методической комиссии общеобразовательной подготовки |
Протокол № ______ от «_____» _______ 20____ |
Председатель____________ |
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Требования ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины/профессионального модуля | 5 |
3 | Тематический план учебной дисциплины | 6 |
4 | Перечень практических занятий | 6 |
5 | Общие методические указания по организации и выполнению практических занятий | 6 |
6 | Инструкционные карты практических занятий №1 - №6 | 8 |
7 | Список источников | 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочей программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается сочетание теоретического материала с практическими занятиями, что способствует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности.
При освоении программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» у студентов формируется умения и практический опыт, необходимые для изучения других учебных дисциплин, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
В процессе выполнения практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим.
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Требования ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по дисциплине
ОП.08 . Безопасность жизнедеятельности
Требования к знаниям и умениям | Общие компетенции |
Уметь: | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 10 |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; -применять первичные средства пожаротушения; -применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; -владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; -оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим. | |
Знать: | |
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Тематический план учебной дисциплины
ОП.08 Безопасность жизнедеятельности
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 36 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 34 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 16 |
контрольная работа | 2 |
практические занятия | 14 |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет | 2 |
Перечень практических занятий
№ практической работы | Тема практической работы | Количество часов | |
№1 | Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК | 2 | |
№2 | Изучение общевоинских уставов | 2 | |
№ 3 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте. Построение и отработка движения походным строем. Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте | 4 | |
№ 4 | Изучение материальной части, сборка, разборка автомата | 4 | |
№ 5 | Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий | 1 | |
№ 6 | Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка поражённого | 1 | |
Итого: | 14 |
Общие методические указания по организации и выполнению практических занятий
Перед выполнением практической работы студенты должны повторить материал, относящийся к теме работы. По каждой практической работе студенты оформляют отчет, который при необходимости может быть дополнен устным ответом студента.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов. Результаты оценки за выполнение практических работ выставляются в журнал успеваемости студентов и являются допуском к дифференцированному зачету по дисциплине
Оценка теоретических знаний:
Оценка «5» – «отлично» выставляется, если студент усвоил основную литературу, имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, нормативно-правовых актов, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все вопросы работы.
Оценка «4» – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, нормативно-правовые акты, смог ответить почти полно на все вопросы работы.
Оценка «3» – «удовлетворительно» выставляется, если студент имеет слабые знания учебного материала по теме практической работы, в целом освоил материал практической работы, ответил не на все вопросы работы.
Оценка «2» – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; если ответа нет.
Оценка практических умений и навыков:
Оценка «5» - «отлично» ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между целями и показателями задачи, даѐт правильный алгоритм решения, определяет связи по условию задания с нормативно-правовыми актами.
Оценка «4» - «хорошо» ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание связей по условию задания с норм
ативно правовыми актами при правильном выборе алгоритма решения задания. Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи, работа с нормативно-правовыми актами возможны при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «2» - «неудовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует незнание и непонимание теоретического и практического материала по теме практической работы, дает неверную оценку ситуации, не умеет работать с нормативно-правовыми актами, неправильно выбирает алгоритм действий; если ответа нет, задание не выполнено. Оформление отчетов практических работ производится в отдельных тетрадях.
Практическая работа № 1
Тема: Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК
Цель работы: научиться различать индивидуальные средства защиты по их применению. Приобрести практические навыки использования средств индивидуальной защиты и ОЗК.
Перечень используемого оборудования: противогаз ГП – 7, ОЗК
Время выполнения: 2 час.
1.Пояснение к работе.
Краткие теоретические сведения (СИЗ)
1.1.Состав и назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ)
СИЗ предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.
СИЗ подразделяются на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.
К средствам защиты органов дыхания относятся:
- противогазы (фильтрующие и изолирующие)
- респираторы;
- противопыльные тканевые маски ПТМ -1
- ватно- марлевые повязки.
К средствам защиты кожи относятся:
- защитные комплекты
- комбинезоны и костюмы изготовленные из специальной прорезиненной ткани
- накидки
- резиновые сапоги и перчатки
- различные подручные средства.
По принципу защиты СИЗ делятся на: фильтрующие, изолирующие.
По способу изготовления СИЗ делятся на средства: изготовленные промышленностью; простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.
Фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М и ГП-7В) ГП-5 предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих (ОВ) и АХОВ, бактериальных средств.
ГП-7 защищает от ОВ и опасных веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.
Дополнительные патроны (ДП) созданы для защиты от АХОВ хлор, сероводород, сернистый газ, соляная кислота, синильная кислота, фенол, фосин.
В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения ШБ-1 («Лепесток», « Каша», У-2К, Р-2), многоразового исправления (РПГ-67, РУ-60М).
Простейшие средства защиты органов дыхания ПТМ-1 защищают органы дыхания человека от радиоактивной пыли.
« ПОХОДЫ» положения противогаза:
- верх сумки на уровне талии, клапан застегнут.
В положение «НАГОТОВЕ» противогазы переводят в готовность по команде.
Противогазы готовы!
- сумка передвигается вперед, клапан отстегивается.
В «БОЕВОМ» положении надевается лицевая часть, по команде «ГАЗЫ!»
При переводе противогаза в «боевом» положение необходимо:
- снять головной убор;
- вынуть шлем-маску из сумки, взять обеими руками за утолщенные края у нижней части, так чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные внутри;
- задержать дыхание и закрыть глаза;
- подвести шлем-маску к подбородку и резким движением руки вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы, не было вверху складок;
- сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
-надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить ее на туловище.
Противогаз считается надетым правильно, если стекла очков лицевой части находятся против глаз, шлем-маска плотно прилегает к лицу.
Необходимость сделать сильный выдох перед открытием глаз т возобновлением дыхания после надевания противогаза объясняется тем, что надо удалить из – под маски зараженный воздух, если он туда попал в момент надевания.
При надетом противогазе следует дышать глубоко и равномерно. Если нужно бегать- темпы увеличиваются постепенно.
Противогаз снимается по команде « Противогаз снять!» Для этого надо слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.
2. Задание.
2.1. Заполнить таблицу №1.
Напротив вредного вещества записать СИЗ которые предназначены защищать от ОВ, используя материал кратких теоретических сведений.
Таблица 1.
« СИЗ от веществ оказанных вредное, отравляющие воздействие на человека»
ОВ | СИЗ |
противогаз |
2.2. Ответьте на контрольные вопросы:
А) Какой из СИЗ является наиболее универсальным?
Б) Почему необходимо сделать выдох при одевании противогаза?
В) Сколько размеров имеет противогаз?
2.3. Запишите Ваш размер противогаза, используя данные таблицы №2.
Таблица №2.
Определение размера маски и противогаза ГП-5.
Результат измерения | Размер |
До 63,0см | 0 |
63,5-65,5 см | 1 |
66,0-68,0см | 2 |
68,5-70,5см | 3 |
+1,0 и более | 4 |
2.4. Освоить методику одевания противогаза, используя краткие теоретические сведения.
3. Задание
А. Зарисуйте в тетрадь ОЗК.
Б. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Для чего предназначен ОЗК?
2. Из каких материалов изготавливается ОЗК?
Практическая работа №2
Тема: Изучение общевоинских уставов
Цель: ознакомиться с основными положениями общевоинских уставов ВС РФ.
Перечень используемого оборудования: уставы ВС РФ.
Время выполнения: 2 час.
Ход занятия:
Студенты самостоятельно изучают уставы ВС РФ и письменно отвечают на контрольные вопросы в тетради:
1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ;
2. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ;
3. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.
Письменно ответьте на контрольные вопросы.
1. Что такое устав в Вооруженных силах?
2. Какие воинские уставы вы знаете?
3. Являются ли воинские уставы нормативно-правовыми актами?
4. Что регулируют воинские уставы?
5. Когда воинские уставы появились в России?
6. Что, по-вашему, означают термины «боевой устав», «полевой устав»?
Практическая работа № 3
Тема: Выполнение воинского приветствия в строю на месте. Построение и отработка движения походным строем. Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте
Цель: ознакомить студентов с правилами выполнения воинского приветствия в строю на месте. Построение и отработка движения походным строем. Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте
Время выполнения 4 ч.
Оснащение рабочего места: видеоматериал, плакаты, дидактический материал, учебник Безопасность жизнедеятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Прослушать устно разъяснения преподавателя по данной теме;
- Дополнить фразы:
Строевая подготовка –
Строй –
Шеренга –
Фланг –
Фронт –
Тыльная сторона строя –
Интервал –
Дистанция –
Ширина строя –
Глубина строя –
Одношереножный строй –
Двухшереножный строй –
Ряд –
Колонна –
Разомкнутый строй –
Сомкнутый строй –
Развернутый строй –
Свернутый строй –
Походный строй –
Направляющий –
Замыкающий –
3. Сдать работу;
4. Выполнить команды:
«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», повороты на месте :«Напра-ВО!» «Нале-ВО», «Кру- ГОМ», «Строевым шагом - МАРШ!», повороты в движении: :«Напра-ВО!» «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ!». Выполнить воинское приветствие на месте и в движении.
Приложение
к практической работе
«Выполнение строевых приемов и движение без оружия»
Строевая подготовка – это предмет обучения военнослужащих, целью которого является выработка у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных строях. Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава Вооруженных Сил РФ. Строи и управление ими Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. | |
| Строевая стойка Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд. |
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО».
Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ ». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.
Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед (рис. 2)
Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» — левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется к ноге.
|
|
Движение
Движение совершается шагом или бегом.
Движение шагом осуществляется с темпом 110—120 шагов в минуту. Размер шага — 70—80 см.
Движение бегом осуществляется с темпом 165—180 шагов в минуту. Размер шага — 85—90 см.
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом — МАРШ» (в движении «Строевым — МАРШ»), а движение походным шагом — по команде «Шагом — МАРШ». |
|
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении
В Строевом уставе по этому вопросу записано: «Для выполнения воинского приветствия в строю на месте, когда начальник подойдет на 10-15 шагов, командир отделения командует: «Отделение, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ)».
По этой команде военнослужащие отделения принимают строевую стойку, одновременно поворачивают голову направо (налево) и провожают начальника взглядом, поворачивая вслед за ним голову.
При подходе начальника с тыльной стороны строя командир отделения поворачивает отделение кругом, а затем подает команду для выполнения воинского приветствия.
Командир отделения, подав команду для выполнения воинского приветствия, прикладывает руку к головному убору, подходит строевым шагом к начальнику, за два-три шага до него останавливается и докладывает.
Например: «Товарищ лейтенант. Второе отделение занимается тем-то. Командир отделения сержант Петров».
Начальник, которого приветствуют, прикладывает руку к головному убору после подачи команды для выполнения воинского приветствия.
Окончив доклад, командир отделения, не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и, пропустив начальника вперед, следует за ним в одном-двух шагах сзади и с внешней стороны строя.
По прохождении начальника или по команде «ВОЛЬНО» командир отделения командует: «ВОЛЬНО» - и опускает руку.
Если начальник обратится к военнослужащему, находящемуся в строю, по воинскому званию и фамилии, он отвечает: «Я», а при обращении только по воинскому званию военнослужащий в ответ называет свою должность, звание и фамилию.
На завершающий этап занятия приходится наиболее сложная его часть - отработка воинского приветствия в строю в движении. В Строевом уставе по этому поводу отмечается: «Для выполнения воинского приветствия в строю в движении за 10-15 шагов до начальника командир отделения командует: «Отделение, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО)». По команде «СМИРНО» все военнослужащие переходят на строевой шаг, а по команде «Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО) одновременно поворачивают голову в сторону начальника и прекращают движение руками. Командир отделения, повернув голову, прикладывает руку к головному убору».
По прохождении начальника или по команде «ВОЛЬНО» командир отделения командует; «ВОЛЬНО» - и опускает руку.
После объяснения и показа преподаватель приступает к отработке команд. Для этого он строит группу в колонну по три или четыре, напоминает старшему группы о его командах и действиях, становится от группы на удалении примерно 20 шагов и подает команду «Группа, шагом - МАРШ». При прохождении группы мимо преподавателя он делает замечания отдельным учащимся и всей группе.
Строевой устав содержит положения и на случай обращения начальника к строю во время его прохождения мимо него. В нем указывается: «На приветствие начальника или при объявлении благодарности военнослужащие отвечают громко, ясно, согласованно. В движении все военнослужащие начинают ответ с постановкой левой ноги на землю, произнося последующие слова на каждый шаг».
Строевой устав ВС РФ.
Основные теоретические положения:
Для выхода военнослужащего из строя подается команда.
Например: "Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ" или "Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)".
Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: "Есть". По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии.
Например: "Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл" или "Товарищ полковник. Капитан Петров по вашему приказу прибыл".
При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место.
При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги
При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.
При выходе военнослужащего из строя с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении "на плечо", который при начале движения берется в положение "к ноге".
Для возвращения военнослужащего в строй подается команда.
Например: "Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОИ" или только "СТАТЬ В СТРОЙ".
По команде "Рядовой Иванов" военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: "Я", а по команде "СТАТЬ В СТРОЙ", если он без оружия или с оружием в положении "за спину", прикладывает руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
Если подается только команда "СТАТЬ В СТРОЙ", военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.
При действии с оружием после возвращения в строй оружие берется в то положение, в котором оно находится у стоящих в строю военнослужащих.
При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии (ст. 69). По окончании доклада руку опускает.
При подходе к начальнику с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении "на плечо", который берется в положение "к ноге" после остановки военнослужащего перед начальником. Рука к головному убору не прикладывается, за исключением случая, когда оружие находится в положении "за спину".
При отходе от начальника, получив разрешение идти, военнослужащий прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.
При отходе от начальника с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина, который из положения "к ноге", если необходимо, берется военнослужащим в другое положение после ответа "Есть".
Начальник, подавая команду на возвращение военнослужащего в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и опускает ее.
Практическая работа №4
Тема: Изучение материальной части, сборка, разборка автомата
Цель: Сформировать у обучающихся представление о назначении, боевых свойствах автомата, устройстве его частей и механизмов, а также умение и навыки при обращении с оружием.
Время выполнения 4 ч.
Оснащение рабочего места: видеоматериал, плакаты, дидактический материал, учебник Безопасность жизнедеятельности, ММГА АК-74
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задание1. Изучить теоретическую часть по теме.
Задание 2. Выделить основные понятия устройства автомата.
Задание 3. Отработать навыки по сборки и разборки автомата на время..
(студенты в парах собирают и разбирают АК).
Теоретическая часть:
Разборка автомата может быть неполная и полная:
− неполная - для чистки, смазки и осмотра автомата;
− полная - для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте.
Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.
Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата сличить номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частях. Обучение разборке и сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.
Порядок неполной разборки-сборки.
Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и, подняв автомат стволов вверх, спустить курок с боевого взвода. При разборке автомата с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного устройства влево и назад, сдвигая прицел назад, отделить его от автомата.
Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку. У автоматов со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.
У АКС74У вынуть из сумки шомпол и пенал принадлежности; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.
Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол. При затруднительном отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой, которую следует вставить в отверстие головки шомпола, оттянуть от ствола конец шомпола и вынуть его.
Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку.
Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой каморы.
Сборку производить в обратном порядке
Порядок сборки автомата после неполной разборки:
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.
Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа. В целях безопасности данное действие производить подняв автомат-пулемёт стволом вверх.
Присоединить шомпол. Вставить шомпол в подствольные направляющие и задвинуть его до упора.
Вложить пенал в гнездо приклада.
Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.
Практическая работа №5
Тема: Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий
Цель: Изучить методы временной остановки кровотечений, правила накладывания жгута. Отработать способы временной остановки кровотечения. Изучить признаки и способы остановки внутреннего кровотечения.
Оборудование и материалы: таблицы; жгуты, косынки, аптечка, бинты, ножницы, марлевые повязки.
Время выполнения 1 ч.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Изучите и освойте первую помощь при кровотечениях, правила накладывания жгута.
- Дайте определение кровотечения.
- Виды кровотечений:
3. Дайте характеристику кровотечений:
1) капиллярное;
2) венозное;
3) артериальное;
4) смешанное;
5) паренхиматозное.
4.Изучите и освойте (отработайте) первую помощь при кровотечениях.
Способы временной остановки кровотечения:
- Пальцевое прижатие артерий;
- Наложение жгут;
- Закрутка;
- Максимальное сгибание конечности в суставе;
- Наложение давящей повязки.
- Правила наложения кровоостанавливающего жгута (перечислить)
Укажите признаки, по которым определяется правильность наложения жгута.
1)
2)
3)
- Изучите признаки и способы остановки внутреннего кровотечения.
Заполните таблицу.
Характеристика и первая помощь при кровотечениях
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Первая помощь |
Носовое | ||
Кишечное | ||
Желудочное | ||
Легочное |
Письменно ответьте на контрольные вопросы.
- Дайте характеристику различных видов кровотечения.
- Расскажите о правилах наложения жгута.
- В каких случаях нельзя воспользоваться максимальным сгибанием конечности в суставе?
- Как можно остановить наружное венозное кровотечение?
- Чем можно воспользоваться для остановки артериального кровотечения, если не оказалось стандартного жгута?
- Какую помощь необходимо оказать при внутреннем кровотечении?
Практическая работа №6
Тема: Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка поражённого
Цель работы. Изучить способы транспортировки пострадавшего.
Время выполнения 1 ч.
Оснащение рабочего места: таблицы; раздаточный материал.
ХОД РАБОТЫ:
Краткие теоретические сведения:
При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным. Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях: Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п. Нет возможности приехать скорой помощи. Всего выделяют три вида транспортировки: Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают; Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке; Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания. В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих. Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она. Подготовка к транспортировке пострадавших Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду: Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание; Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится. Общие правила перемещения пострадавших Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов: При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка; Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу; При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами; Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»; Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки. Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях. Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае: а) приступов рвоты; б) нахождения в бессознательном состоянии; в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер); Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях: а) травмы шеи; б) травмы грудной клетки; в) переломы ключицы, рук; Положение лежа на спине с приподнятыми ногами: а) травмы брюшной полости; б) подозрение на внутреннее кровотечение; в) наличие большой кровопотери; Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»): а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму; б) при переломе костей таза или подозрении на него. При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.
Задание.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Что такое иммобилизация.
2. Способы иммобилизации.
3. Общие правила перемещения пострадавших.
Список источников
Основная литература:
- Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
Дополнительная литература:
- Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-5-9916-8528-3
- Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П. Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-534-02041-0
- Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-9962-4
- Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-5-9916-9964-8
- Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5
- Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
- Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с. – ISBN 978-5-534-02122-6
- Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Е.Л. Побежимова . – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 288 с.
- Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 245 с. – ISBN 978-5-534-03743-2
Интернет-ресурсы
- База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
- Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
- Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
- Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/
- Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....