Статья «Формирование ключевой компетентности в области информационной безопасности у учащихся колледжа»
статья
По материалам магистерской диссертации «Формирование ключевой компетентности в области информационной безопасности у учащихся колледжа» Крюков А.В., РГПУ им Герцена 2018г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryukov_av_kompetentnost_v_ib_statya.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевой компетентности в области информационной безопасности у учащихся колледжа»
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Информационные и интернет-технологии уже давно и прочно вошли в быт. Наряду с полезными свойствами телекоммуникационных технологий, в целом и сети Интернет в частности, также существует ряд негативных факторов. Современный учащийся вообще, и учащийся колледжа в частности живёт в эпоху:
- постоянного высокоскоростного доступа в интернет (учащихся окружает множество постоянно подключённых к интернету «гаджетов», посредством которых в сеть может уходить личная информация и данные, а также осуществляться заведомая или невольно-опасная деятельность в отношении личности учащегося)
- постепенного перемещения активной жизни человека в интернет (соцсети, мессенджеры, онлайн банкинг, услуги)
- постоянного информационного шума – появляется много контента борющегося за человеческое внимание (мемы, сетевая реклама, игры).
- Появления новых сегментов или сфер деятельности человека в сети, в которых ему могут угрожать ранее несущественные опасности.
- Интернет оказывается в руках всё более младшего поколения.
Всё вышеуказанное, в сочетании с неразвитостью критического мышления, мешает, помимо безопасности личности (личным данным, материальному благополучию, психическому и социальному здоровью, трудности в принятии решения), также и эффективной учёбе и, в дальнейшем – продуктивной работе на предприятии, а, также и корпоративной безопасности.
Отсюда возникает необходимость, наряду с безопасностью в реальной жизни, планомерно и целенаправленно знакомить учащихся с безопасностью в сети, как неотъемлемой данности современного мира.
В современной сети существуют риски
РИСКИ СЕТИ
- это вероятность реализации нежелательных последствий при осуществлении жизнедеятельности в сети
Сетевые риски являются отражением рисков реальной жизни, с её интересами, потребностями. И основаны они на таких же интересах человека в сети:
человеку интересно
ОБЩЕНИЕ
ПОЛУЧЕНИЕ ВЫГОДЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ
На данный момент современные основные риски сети интернет:
- Травля, буллинг
- Склонения к суицидам
- Склонения к экстремистским действиям и иным преступлениям, вербовка (darknet…)
- Склонения к сомнительным финансовым операциям (возможные обманы с биткоинами)
- Зависимость от лайков
- Зависть к чужим успехам и итог - заниженная самооценка
- Фальшивые магазины, лотереи.
- Потеря работы из-за социальных сетей
- Фальшивые ссылки
- Один пароль для всех личных аккаунтов - наличие большого количества аккаунтов в различных соц. сетях, многих вынуждает оставлять один пароль.
Необходимо обучить учащихся минимизировать указанные риски (а также прогнозировать неизвестные до сего момента) самостоятельно. Развить у учащихся компетентность в области информационной безопасности
Для осуществления данной задачи, предлагаются дополнения к курсу ОБЖ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНЕНИЙ
ЦЕЛИ: подготовить учащихся к безопасному информационному взаимодействию с сетью интернет, её пользователями и контентом, в условиях современного мира.
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с основными понятиями информационной безопасности
- развить способности учащихся в обеспечении информационной безопасности.
- воспитывать качества личности безопасного типа поведения в сети
Требования к результатам усвоения
В результате изучения материала, учащийся должен:
- ЗНАТЬ
- основные понятия
- информация
- личность безопасного типа поведения
- информационная безопасность
- риски сети
- риски сети
- их виды:
- сферы их возникновения
- отличительные особенности
- характеристики
- закономерности проявлений:
- причины и предпосылки их возникновения
- их признаки
- возможные негативные последствия
- способы защиты от них:
- способы минимизации этих рисков
- как подготовиться встречи рисками
- основы само-регуляции
- сущность
- приёмы развития воли
- при виртуальном общении
- способы бесконфликтного общения в сети
- способы концентрации на работе
- УМЕТЬ
- предвидеть опасности сети
- вовремя распознать опасность, надвигающуюся из информационного окружения
- оценивать свои возможности на предмет защиты от опасностей
- уклониться от информационной опасности
- бесконфликтно общаться в сети
- грамотно преодолеть возможную опасную ситуацию
- ПОНИМАТЬ
- важность информации в жизни человека
- важность навыков и умений ИБ
- ответственность перед собой и другими пользователями за информацию, выкладываемую в сети, а также и за любые действия в сети
- БЫТЬ ГОТОВЫМИ
- применить навыки, умения и знания для реализации информационной безопасности
Применение данных дополнений допускается
- посредством отдельного курса
- как элементы информационной безопасности в предмете БЖ
- как элементов информационной безопасности в курсе Информатика и ИКТ
- в бинарных уроках (в частности Информатика совместно с ОБЖ)
- в других предметах
- в дополнительном образовании.
В связи с тем, что курс безопасности жизнедеятельности уже изначально ориентирован на формирование компетентности в области безопасности, целесообразнее внести изменения в предмет основы безопасности жизнедеятельности добавив материал по информационной безопасности к уже существующим темам, таким как:
«Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 1.7. Безопасность в быту. - Безопасность и компьютер»
Дополнения:
- Влияние компьютера, сети интернет, на формирование личности человека
- краткое изложение опасностей, угрожающих через компьютер
«1.8. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.» -
Дополнения:
- Криминогенные опасности в сети Интернет, умение навыки и знания для предотвращения последствий данных опасностей.
«1.9. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.» -
Дополнения:
- Неправильная, недостаточная и откровенно ложная информация в интернете о том, как вести себя при угрозе террористического акта
- Как террористы могут поднять панику в интернете по поводу содеянного
- Как средства массой информации могут поднимать панику по поводу действий террористов
- Невольные действия пользователей, сети, способные поднять панику
«1.10. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.»
Дополнения:
- Как террористы распространяют свою идеологию посредством сети интернет
- Каким образом террористические организации проводят вербовку граждан через интернет
- Какие действия необходимо предпринять для того чтобы не быть завербованным террористами посредством сети интернет
«Tема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций»
Дополнения
- Информация в сети, помогающая обезопасить себя в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Ресурсы, повышающие образованность в области безопасности
- Вред паники, поднятой в сети по поводу чрезвычайной ситуации
«Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера: Наркотизм. Военные угрозы. Войны. Терроризм»
Дополнения:
- Действия по разжиганию межнациональной розни в интернете, как с ними бороться, как не стать «передаточным звеном».
- Информационные войны,
- Проблема наркотизма в интернете и как не попасться в интернете на удочку наркодилеров.
- Секты, религиозные течения, оккультизм, лженаука, религия, распространяющие свои учения посредством сети.
«Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие»
Дополнения:
- Компьютерная, игровая и интернет-зависимость: вред, последствия, способы профилактики
Предусмотрен набор видеоматериалов.
В частности:
- Как проверять информацию в интернет? (SciOne)
- Как отличить ученого от мошенника? (SciOne)
- Безопасность школьников в сети Интернет (Видеоуроки в Интернет
- Всероссийский урок «Безопасный интернет»
Наличие самостоятельной работы, в виде презентации, эссе, творческих работ
Для входного контроля и контроля освоения учащимися материала предусмотрены проверочные, самостоятельные (см. ПРИЛОЖЕНИЯ)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"
- ГОСТ Р 12.3.047-2012
- Алиева М. Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры Журнал Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология Выпуск № 4 /2012/ ГРНТИ: 81.93.29 — Информационная безопасность. Защита информации УДK: 002:004.056
- Белов С.В., Ильинская А.В. «Безопасность жизнедеятельности» Учебник для вузов. Под ред. С.В. Белов, А.В. Ильинская и др. М.:Высш. шк., 2004.
- Бороноева Н.А., Л.Н. Горбунова К вопросу о формировании личности безопасного типа поведения Вестник КрасГАУ. 20 12 . №9 9
- Бочаров М.И., Симонова И.В. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Информатика и образование. 2011. №6.
- Горбунов А.И. Критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности экономиста в области информационной безопасности. ЖУРНАЛ: ОБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) ISSN: 1991-7740 Том: 6 Номер: 28 Год: 2011 Страницы: 78-84
- Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки. Омский научный вестник № 1 (63) 2008
- ГОСТ Р 12.3.047-98
- Гудинова Ж.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Овчинникова Е.Л. К вопросу разработки основ информационной гигиены // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3 Дата публикации 01.07.2014 // Медицинские науки УДК 613
- Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность? Высшее образование в России № 10, 2008 с 82
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646)
- Закон РФ "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.1996 N 85-ФЗ
- Ларионова С. О., Дегтерев А. С., Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики педагогическое образование в россии. 2013. № 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- Мельникова Т.В., Шаров С.А. Примерная программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности для обучающихся профессиональных образовательных учреждений, АППО, С-Пб 2013
- Михалева Г. В., Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. ВЫПУСК № 6 (30) / 2014 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ УДК 374:004 Екатеринбург 2014
- Махаева Л.В. Проблемы формирования ключевых компетентностей в учреждениях среднего профессионального образования УДК 377
- Нахметов И.Н. Информационная компетентность учащихся петербургских школ. Человек и образование № 10-11
- Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. №13 (132). С. 194-199.
- Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
- Сергеев А. Н., Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-36-01338
- Сергеев А.Н. Классификация ключевых компетентностей школьников / инновации в общем и дополнительном образовании. ИЗВЕСТИЯ ВГПУ с 81
- Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность Методическое пособие для работников системы общего образования — М.: Google, 2013. — 165 с
- Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: Цифровая грамотность и безопасность в интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования — М.: Google, 2013.
- Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 22. –ART 14768. – 0,5 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14768.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Словарь терминов МЧС http://www.mchs.gov.ru/dop/terms
- Танимов О. В., Проблемы виртуальной личности в сети Интернет. Журнал Мониторинг правоприменения 2012
- Трофимова И. А. ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник/И. А. Трофимова,О.В. Яровая.- М.: Эксмо. 2010, -288с.
- Угринович Н. Д информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - М.: Бином лаборатория знаний, 2003. - 512s.:
- Хайбулаев М. Х., Исламова С. Х. СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Журнал: Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, Выпуск№ 2 (31) / 2015 ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования / М.С.Цветкова, Л.С.Великович. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с.,
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задания
- для «нулевого среза» по теме информационная безопасность
- для активизации мышления по заданной теме
- для самостоятельной проработки темы
- итоговой оценки компетенции
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 1
На начальном этапе было дано задание «нулевого среза», с целью выяснения существующих знаний по теме информационная безопасность. Насколько актуальна проблема в глазах учащихся.
1. перечислите, какие опасности для личности Вы видите в сети Интернет?
2. как Вы понимаете, что такое:
- «информационная безопасность»
- «информационная безопасность личности»
- «цифровая грамотность»
3. что, как Вы считаете, необходимо уметь, знать человеку для безопасности личности при работе с сетью Интернет в современном мире (качества)?
4. Какие из перечисленных Вами качеств Вы считаете
А) развитыми в себе
Б) требуют развития
5. опишите известную вам ситуацию столкновения с опасностями для личности в сети Интернет
ЗАДАНИЕ 2
Опрос для проверки усвоения материала
В данном опросе учащимся задаётся 5 вопросов
- Есть ли вред от информации? Если есть, то какой?
- Есть ли вред от интернета? Если есть, то какой?
- Какими знаниями, умениями, навыками, нужно обладать, чтобы не получить вред от работы с Интернетом?
- Что надо делать, чтобы при использовании интернета (работа, общение, досуг, познание...) не навредить (как...) СЕБЕ или ОКРУЖАЮЩИМ?
- УЗНАВ КАКУЮ-ЛИБО ИНФОРМАЦИЮ (в интернете), ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЕЁ «УПОТРЕБИТЬ», Я…
ЗАДАНИЕ 3
Цель данной работы проверить понимание составляющих компетентности в области информационной безопасности
Поскольку компетентность проверяется в действии в этом задании необходимо попытаться указать опасную ситуацию и что нужно было делать задолго до опасности перед опасностью и в момент опасности
В ходе этой работы учащимся даётся задание смоделировать несколько опасностей, связанных с интернетом. А также продумать действия по защите от данных ситуаций, и записать их в форме алгоритма-рекомендации по защите. Иными словами, нужно указать, какие действия должен предпринять человек, чтобы
А) Предвидеть данную ситуацию
Б) Избежать данной ситуации, по возможности
В) Преодолеть данную ситуацию
ЗАДАНИЕ 4
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Интернет прочно вошёл в нашу жизнь.
Скорости его выше. Точек входа в него больше (теперь это не только стационарные устройства, но и носимые гаджеты). Цены на объём информации ниже. Доступ к сети, в итоге, может осуществляться непрерывно - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Количество рисков сети, в итоге естественно повысилось.
Отсюда возникает необходимость в защите своей личности от рисков сети.
Важным в культуре личной безопасности умением является умение анализировать:
- Какие могут быть риски у той или иной сферы жизнедеятельности
- Какие у меня есть «силы» (знания, умения, навыки… то есть компетенции) по защите от этих рисков
Это справедливо и для культуры информационной безопасности, в частности в сети. И, поскольку мы говорим о возможности практически непрерывно находиться в сети, то это можно рассматривать как ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чтобы понять, подходите ли вы ему, грамотный наниматель будет разбираться в вашей КОМПЕТЕНТНОСТИ и сравнивать её с такими же показателями у других кандидатов/работников.
Поэтому, чтобы быть конкурентным в современном мире и успешно работать, нужно знать, какие у меня есть компетенции («инструменты», «качества»), насколько я буду конкурентен в своей специальности.
Это приводит нас к необходимости обучения самоанализу своих «способностей»: умений, знаний, навыков.
ЗАДАНИЕ
- Представьте, что ваш работодатель, поинтересовался, есть ли у вас среди всех ваших прочих умений и навыков КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- С помощью сети узнайте (или вычислите…)
- что такое «компетенТНОСТЬ в информационной безопасности»
- из каких частей (компетенЦИЙ) она должна состоять, по-вашему (3-4)
- насколько она развита у вас, по 10ти бальной шкале. По каждой части
- составить отчёт-анализ в электронном виде, удобным способом (например - 1 лист Ворд, или 1 слайд Презентации,….) в такой форме (можно форму скопировать):
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭТО…
- СОСТОИТ ИЗ таких знаний, умений, навыков, …
- СИТАЮ, ЧТО У МЕНЯ ОНА РАЗВИТА НА
- 1:
- знание 1-10
- умение 1-10
- навык 1-10
- готовность применять 1-10
- 2:
- знание 1-10
- умение 1-10
- навык 1-10
- готовность применять 1-10
- 3:
- знание 1-10
- умение 1-10
- навык 1-10
- готовность применять 1-10
- сохранить под своей фамилией и группой в этой же папке
Для справки:
компетентность это:
- УМЕНИЯ
- ЗНАНИЯ
- НАВЫКИ
- СПОСОБНОСТЬ и ГОТОВНОСТЬ их применить
ЗАДАНИЕ 5
Существует «личность безопасного типа поведения». Её качествами полезно обладать человеку, заботящемуся о собственной безопасности. Эти качества следующие. Личность безопасного типа поведения умеет:
- предвидеть опасность;
- уклониться от опасности;
- преодолеть опасность.
Интернет окружает нас со всех сторон. Необходимо понимать, какие риски мне могут угрожать. Для этого зачастую нужно попробовать «подумать, как преступник». Поэтому вам необходимо смоделировать во всех возможных подробностях ситуацию, опасную с точки зрения информационной безопасности.
ЗАДАНИЕ 6
ЦЕЛЬ: Найти у себя в «информационной обороне» «слабые места» и постараться продумать пути и способы ликвидации данных «брешей».
ЗАДАЧИ:
- Провести интернет-исследование, на предмет опасных ситуаций информационного плана.
- Представить данную ситуацию во всех возможных подробностях (смоделировать) Придумать в отношении себя угрожающее «информационно-опасное» действие.
- «Разрулить» данную воображаемую ситуацию.
ЗАДАНИЕ 7
МУЛЬТФИЛЬМ
Необходимо в программе Pencil2d (или подобной) создать мульт-ролик, описывающий ситуацию информационной опасности, в которой может оказаться человек
ЗАДАНИЕ 8
В рамках данной проверки учащимся даётся задание смоделировать игровую станцию (или сценарий) для игры по станциям, с заданием по теме информационная безопасность.
Далее осуществляется внедрение данной игры в работу по теме информационной безопасности, с целью проверки навыков других учащихся.
Примеры от учащихся:
1 |
мне приходит цифровое сообщение: ВЫ ВЫЙГРАЛИ БАБЛО проходите по ссылки www.loxotron.com коли вы не трус . Ваши действия: а. удалить сообщение, показов себя трусом б. пройти по непонятные ссылки дабы получить халяву в. отправить сообщение всем ПРИ выборе «а» вы проходите на следующей этап игры т.к. ваш счет составляет 69 биткоин ПРИ выборе «б» вы неожиданно не получаете денег и почему-то стали получать спамы, странно... ПРИ третьем выборе к вам направился конец
а. активировать то, что в компьютер б. удалить все в. бездействовать ПРИ «а» информационное устройство взрывается ПРИ «б» все рано или поздно становится нормально и вы получаете 666 бузкойнов ПРИ «в» ничего не происходит 42 бузкойна вы получаете |
2 | Уровень: Вредоносные сайты Вредоносные сайты закрывают проход нашему герою. Ему надо взят пушку «АНТИВИРУС», и прогнать злодеев. После он увидит мост, через который ему нужно пройти на следующий уровень. Под мостом находиться бездонная яма, которая хранит весь черный интернет. После моста героя ожидает большая дверь, на которой написано «второй, третий, четвертый уровень». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий
Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе
quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа
Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...
статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...
Статья «Формирование ИКТ - компетентности педагогов образовательной организации»
Статья «Формирование ИКТ - компетентности педагогов образовательной организации» (IV педагогическая научно-практическая конференция «Ступени профессионального ...
Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.
Современное обучение выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...