Методические рекомендации к практическим работам по БЖ
методическая разработка

Михайличенко Татьяна Викторовна

 

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности по специальности«43.02.05Флористика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_pz_i_pz_155_gr.docx378.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

обучающимся для выполнения практических заданий

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

по специальности 43.02.05 «Флористика»

Преподаватель: Михайличенко Т.В.

  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности по специальности«43.02.05Флористика»

В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются и закрепляются следующие знания:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.

В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются умения:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня.

  1. Планирование практических занятий по учебной дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по специальности

«43.02.05Флористика»

(срок обучения 1год 10месяцев)

Наименование темы

Наименование занятия

кол-во часов

Тема 1.

Обеспечение безопасности личности в повседневной жизни

Изучить условные обозначения на топографической карте.

1

Составить план местности, прилегающей к колледжу, с помощью условных обозначений.

1

Ориентирование на местности по топографической карте.

1

Тема 2.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуациях

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций.

2

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.

1

Тема 3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Составить памятку личной безопасности при угрозе террористического акта.

1

Изучение УК и ответственность за участие в террористической деятельности.

1

Тема 4.

Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Отработка навыков применения средств индивидуальной защиты (респиратор, ГП-5, ГП-7, ватно-марлевые повязки).

2

Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России.

1

Тема 5.

Пожарная безопасность

Отработка навыков применения первичных средств пожаротушения.

1

Определение индивидуального размера шлем - маски ГП-7 и условия его применение.

1

Тема6.

Основы военной службы

Определение правовой основы военной службы.

1

Сведение в табличную форму перечня воинских званий военнослужащих российской армии и соответствующих им должностей.

1

Изучение видов вооружения, военной техники и специального снаряжения в воинской части.

1

Тема7.

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи

Способытранспортировки пострадавшего с помощью носилок и без них.

1

Способы наложения бинтовых повязок на конечности.

1

Способы наложения повязок на голову.

1

Способы наложения повязок на область груди и спины.

1

Отработка навыков ИВЛ на тренажере.

1

Отработка навыков НМС на тренажере.

1

Тема 8.

Здоровый образ жизни.

Выполнение сравнительного анализа факторов, разрушающих здоровье.

1

Рассчитать суточную норму калорий.

1

3. Общие рекомендации обучающемуся
по выполнению
практических заданий

  1. Внимательно прочитайте методические рекомендации по выполнению практической работы.
  2. Внимательно прочитайтеПояснения, при необходимости повторите лекционный материал по конспектам и другим источникам, относящийся к темепрактической работы.
  3. Ответьте на контрольные вопросы, если они предложены.
  4. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.
  5. Продумайте ход выполнения работы.
  6. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  7. Если при выполнении практическойработы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты практической работы микрогруппы.
  8. При выполнении практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  9. В процессе выполнения практической работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  10. По окончании выполнения практической работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  11. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки.
  12. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов практической работы (общегрупповом или в микрогруппах).

4. Возможные критерии оценивания практических занятий

Критерий

Соответствие значения критерия балльной оценке

Полнота выполнения объема работы

Обучающийся выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности операций

Обучающийся выполнил работу в полном объеме; были допущены небольшие отклонения, не повлиявшие на конечный результат

Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимся при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся.

Объем выполненной части работы не позволяет получить правильные результаты и выводы.

Обучающийся не подготовлен к выполнению этой работы. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.

Соблюдение последовательности выполнения операций

Обучающийся выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности выполнения операций

Допущены небольшие отклонения от необходимой последовательности выполнения операций, не повлиявшие на конечный результат

Допущены отклонения от необходимой последовательности выполнения операций, повлиявшие на конечный результат

Допущены серьезные отклонения от необходимой последовательности выполнения операций, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ

Полностью соблюдались правила техники безопасности

Не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Допущены значительные нарушения правил техники безопасности. Обучающийся отстранен от выполнения работ.

Самостоятельность выбора оборудования

Самостоятельно и рационально выбрано и подготовлено необходимое оборудование, объекты, материалы.

Необходимое для работы оборудование подобрано и подготовлено самостоятельно, но не рационально.

Подбор оборудования, объектов, материалов, проведен с помощью преподавателя.

Необходимое для работы оборудование не подготовлено.

Организация труда

Работа грамотно спланирована, рабочее место организовано рационально.

Допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно.

Допущены значительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, приведшие к значительному увеличению времени выполнения работы

Допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, которые повторялись после замечаний преподавателя.

Самостоятельность выполнения задания

Практическое задание выполнялось полностью самостоятельно

Практическое задание выполнялось самостоятельно, обучающийся прибегал к консультативной помощи других обучающихся.

Самостоятельность выполнения задания была недостаточной.

Самостоятельность выполнения задания отсутствовала.

Качествоработы

Работа выполнена точно.

Работа выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты

Работа выполнена точно, но качество полученного результата ниже требуемого

Работа выполнена точно с небольшими отклонениями, качество полученного результата удовлетворительное

Работа выполнена с отступлениями от инструкций, качество полученного результата ниже требуемого.

Правильность выполнения приемов труда

Все приемы труда выполнялись правильно

Работа осуществлялась с учетом правил работы с материалами и оборудованием.

Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно.

Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания преподавателя.

Неправильно выполнялись отдельные приемы труда, ошибки повторялись после замечания преподавателя, неправильные действия привели к поломке инструмента (оборудования).

Грамотность описания наблюдений;

Полнота и правильность сформулированных выводов.

Грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы.  

В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделаны выводы

В описании наблюдений допущены неточности не принципиального для данной работы характера, не повлиявшие на результат выполнения и полноту выводов.

В описании наблюдений допущены неточности, выводы сделаны неполные.

В отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.), повлиявших на результат выполнения работы и правильность выводов.

В описании наблюдений допущены ошибки, повлиявшие
на результат выполнения работы и правильность выводов.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

5. Информационное обеспечение выполнения практических занятий

Основные источники:

1) Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. — М.: Издательский центр «Академия», 2018

3) Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Дополнительные источники:

1) Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

     2) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. —М.: Издательский центр «Академия», 2015

3) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбязян. — М.: Издательский центр «Академия», 2003

4) Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов / В.М. Стрелец. – Ростов н/д.: «Феникс», 2005 (шпаргалки)

5) Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ А.С. Гайсумов, М.Г. Паничев, Е.П. Хроменкова. - Ростов н/д.: «Феникс», 2006

 6) Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2009.

      7) Конституция Российской Федерации, 2005

      8) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

      9) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

      10) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

11) Журналы «Основы безопасной жизнедеятельности»

Федеральные законы РФ:

1. ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2. ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны
  2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга
  3. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
  4. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
  5. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ
  6. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  7. http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
  8. http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности.
  9. http://www.school-obz.orgинформационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

Практическое занятие № 1

Изучить условные обозначения на топографической карте.

Цель: изучить условные знаки топографической карты.

Задачи:

1. заполнить таблицу «условные знаки топографической карты».

2. сопоставить формы рельефа с правилами высоты горизонталей.

Оборудование: топографические карты разного масштаба.

Ход занятия:

1. Изучите условные знаки, имеющиеся на выданной Вам топографической карте, пользуясь таблицей условных знаков, в соответствии с их подразделением на 4-е группы:

1-я – контурные условные знаки;

2-я - внемасштабные условные знаки;

3-я - линейные условные знаки;

4-я - поясняющие условные знаки и надписи.

F:\АРХИВ\БЖ\ХОЗЯЙКА\image012.jpg

Выберите по 3 условных знака из каждой группы, скопируйте их, в отведенных для этогопрямоугольниках, и подпишите рядом с прямоугольником название условного знака.

2. Изучите рельеф, представленный на Вашей карте горизонталями.

Найдите на карте пять основных форм рельефа. Скопируйте по каждой форме одну наиболее характерную. Подпишите в соответствии с правилами высоты горизонталей, поставьте скат штрихи.

F:\АРХИВ\БЖ\ХОЗЯЙКА\image014.jpg

Литература: Псарев, А.А. Военная топография / А.А. Псарев. - М.: ЁЁ Медиа, 2011. – 385 с.

Электронные ресурсы: http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 2

Составить план местности с помощью условных обозначений.

Цель: познакомить обучающихся со способами составления плана местности по описанию.

Задачи: составить план местности по описанию.

Оборудование: сборник условных знаков топографической карты.

Ход занятия:

1. Составление плана местности по описанию, выполнив следующие действия.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. | Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад.

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.
Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

Литература: Псарев, А.А. Военная топография / А.А. Псарев. - М.: ЁЁ Медиа, 2011. – 385 с.

Электронные ресурсы: http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 3

Ориентирование на местности по топографической карте и без неё.

Цель: научиться определять свое местонахождение на топографической карте и относительно выбора различных ориентиров.

Задачи:

1. определить стороны горизонта по местным предметам

2. определить направление сторон горизонта с помощью компаса.

Оборудование: топографические карты, компасы, карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

  1. Определить направление сторон горизонта с помощью местных предметов.
  2. Определить направление сторон горизонта по часам и солнцу.
  3. Определить направление сторон горизонта с помощью компаса.
  4. Из различных, заранее подготовленных точек определить азимут ориентиров.
  5. Назвать ориентиры по заданным азимутам.

Литература: Псарев, А.А. Военная топография / А.А. Псарев. - М.: ЁЁ Медиа, 2011. – 385 с.

Электронные ресурсы: http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.



Практическое занятие № 4

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций.

Цель: закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС.

Задачи:

1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС»

2. Составить памятки поведения населения в ЧС

Оборудование: Учебник Э.А. Арустамова стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетрадь.

Ход занятия:

1.Прочитайте текст

2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»

3. Прочитайте текст

4. Составьте памятки поведения населения в ЧС

Контрольные вопросы:

  1. Что означает ЧС?
  2. Перечислите ЧС по природе возникновения.
  3. Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.
  4. Перечислите ЧС по причине возникновения.
  5. Перечислите ЧС по скорости развития
  6. Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.
  7. Дайте характеристику ЧС природного происхождения.
  8. Дайте характеристику ЧС техногенного характера.

Литература: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результатов заполнения таблицы

- соответствие представленной информации заданной теме

- краткий, но емкий стиль изложения материала

- аккуратность оформления

Практическое занятие № 5

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.

Цель: Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий.

Задачи:

 1.Изучить разные источники   интернет-сайтов.

2. Научиться составлять глоссарий по разным источникам

Оборудование:Видео – фильм, компьютер, проектор, тетрадь, распечатанный материал из разных источников.

Ход занятия:

1.Просмотр видео - фильма

2. Изучить материалы интернет-сайтов

3. Составить глоссарий по теме

Контрольные вопросы:

1.Что такое техногенная катастрофа?

2. Что такое взрыв?

3. Что такое пожар?

4. Причины техногенных катастроф.

Электронные ресурсы:

www.newgeophys.spb.ru 

http://neparsya.net/referat/ecology/teh_katastr

Критерии оценивания результатов

- термины представлены в полном объеме и расположены в алфавитном порядке;

- к каждому термину даны определения;

- рядом с термином указан использованный источник информации.

Практическое занятие № 6

Составить памятку личной безопасности при угрозе террористического акта.

Цель:познакомить обучающихся с отличительными чертами терроризма в современном мире; разобрать правила поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов.

Задачи:

1.заполнить таблицу «Терроризм и меры его профилактики».

2. Составить памятки личной безопасности при угрозе террористического акта.

Оборудование: стенды и наглядные пособия.

Ход занятия:

  1. Занятие с элементами ролевой игры.

Учитель формулирует ситуацию возможного теракта, в которой учащиеся должны действовать. Учащиеся могут участвовать в игре по своей инициативе, могут назначаться учителем. В любом случае, задача учителя состоит в том, чтобы в игровых эпизодах урока участвовало как можно больше учащихся.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Назначаются следующие участники игры – «террорист», «дежурный учитель», «охранник», 3–4 «обучающийся».

«Террорист», которому вручается большой пакет с коробкой (можно и без нее), начинает двигаться по классу, пытаясь куда-нибудь спрятать пакет. «Обучающиеся» наблюдают за «террористом», не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке «дежурному учителю» или «охраннику». «Дежурный учитель» должен сообщить об этом «охраннику» и позвонить в милицию, причем не по телефону «112», а в местное отделение милиции. «Охранник» должен задержать «террориста» и удерживать его до прихода милиции.

Эпизод второй.Обучающиеся находят на школьной территории подозрительную коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Задача: что необходимо сделать обучающимся, обнаружившим такой предмет?

Назначаются следующие участники игры – «дежурный учитель», охранник», 3–4 «обучающихся».

Обучающиеся, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом «дежурному учителю» или «охраннику». При этом им строго на строго запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки – наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее.

«Охранник», получив сообщение от учащихся, обязан «сообщить» об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

«Дежурный учитель», кроме «звонка» директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий.Обучающиеся захвачены террористами. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Назначаются следующие участники игры – 2–3 «террориста», 2–3 «спецназовца», 5–6 «заложников».

Обыгрываются следующие ситуации: запугивание «заложников», прием пищи «заложниками», штурм помещения и освобождение «заложников» «спецназом».

В первой ситуации «террористы» должны угрожать заложникам расстрелом, говорить о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или нарушать (не выполнять) требования «террористов», то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. «Заложники» должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.

Во второй ситуации – террористы могут предлагать в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную «заложникам». Им могут дать пищу и не дать приборов и посуды, либо дать приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры. (Пищу имитировать просто – пустые тарелки, кружки, миски или кастрюли подаются с соответствующим комментарием «террористов.)

В третьей ситуации «спецназовцы» имитируют штурм, а «террористы» – ответные действия. Для большей достоверности можно использовать муляжи и массогабаритные макеты стрелкового оружия, звуковые эффекты – звуки выстрелов и взрывов гранат, записанные на магнитофон, созданные при помощи простейших звуковых имитирующих устройств.

При штурме «заложники» должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания защитными повязками, изготовленными из подручных материалов – из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды.

Эти задания должны помочь выработать у учащихся первичные навыки поведения во всех трех ситуациях, которые считаются самыми проблемными в поведении заложников при террористическом акте. Как показывает опыт, ученик, получив задание, начинает не делать, а объяснять – таков устоявшийся стереотип ответа на вопрос или задание в школе. Задача учителя – изменить этот стереотип и научить ученика действовать, а не говорить.

После окончания каждого ситуационного задания происходит краткий разбор действий его участников под руководством учителя – в течение 2–3 минут.

  1. В ходе игры заполнить таблицу «Терроризм и меры его профилактики»

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/16/73/00167358.bin.dir/h/t35.jpg

Литература: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов

Практическое занятие № 7

Изучение УК и ответственность за участие в террористической деятельности.

Цель:познакомить учащихся с отличительными чертами терроризма в современном мире; разобрать правила поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов.

Задачи:

1. Заполнить таблицу «Закон и его предназначение»

Оборудование: раздаточный материал.

Ход занятия:

Задание: используя выдержки из нормативных актов о терроризме, заполнить таблицу «Закон и его предназначение»

Название и год принятия закона

Предназначение закона

Ответственность граждан

Приложение

Название и год принятия закона

Предназначение закона

Ответственность граждан

Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г.

Федеральный закон РФ “О борьбе с терроризмом” от 9.07.1998 г.

Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополнений в УК РФ” от 9.02.1999 г.

Федеральный закон “Об оружии” от 13.11.1996 г.

Международная конвенция “О борьбе с бомбовым терроризмом” от 15.12.1997 г.

Международная конвенция “О борьбе с финансированием терроризма” от 9.12.1999 г.

Постановление Правительства РФ № 1302 “О Федеральной антитеррористической комиссии” от 6.11.1998 г.

Постановление Правительства РФ № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” от 15.09.1999 г.

Указ Президента РФ № 1113 “Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30.07.1996 г

Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма от 21.06.2000 г.

Литература: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 8

Отработка навыков применения средств индивидуальной защиты

(респиратор, ГП-5, ГП-7, ватно-марлевые повязки).

Цель: выработать навыки в применении средств индивидуальной защиты.

Задачи:

1. изучить теоретические сведения о СИЗ.

2. Отработать навыки применения СИЗ.

Оборудование: стенды и наглядные пособия, ГП-5, ГП-7, защитный костюм, аптечка, пакет перевязочный индивидуальный, респиратор «Алина».

Ход занятия:

1. Краткие теоретические сведения

1) Противогазы 

Фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от воздействия ОВ, РВ, БС, АХОВ, а также различных вредных примесей, присутствующих в воздухе. В настоящее время существуют фильтрующие гражданские противогазы различной модификации и промышленные противогазы. В системе ГО для защиты взрослого населения используется фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, а для детей - ПДФ-Ш, ПДФ-Д, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д, КЗД.

Промышленные противогазы являются индивидуальным средством защиты органов дыхания и зрения рабочих различных отраслей промышленности, сельского хозяйства от воздействия вредных веществ, присутствующих в воздухе. Промышленные противогазы имеют такие же лицевые части, что и гражданские. В зависимости от состава вредных веществ противогазовые коробки специализированы по назначению и могут содержать в себе один или несколько специальных поглотителей. По внешнему виду коробки различного назначения отличаются окраской и буквенными обозначениями.      
Изолирующие противогазы являются специальными средствами органов дыхания, глаз и кожи лица от любых вредных примесей, находящихся в воздухе, независимо от их свойств и концентраций. Исходя из принципа защитного действия, основанного на полной изоляции органов дыхания от окружающей среды, время пребывания в изолирующем противогазе зависит не от физико-химических свойств ОВ, РВ, и БС, их концентраций, а от запаса кислорода и характера выполняемой работы. Изолирующими противогазами обеспечиваются аварийно-спасательные подразделения ГО.

2) Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. В системе ГО для взрослого населения наибольшее применение находят респираторы Р-2, ШБ-1, РПГ-67, РУ-60М, РГТ-1, Ф-62Ш, У-2К.

3) Простейшие средства защиты органов дыхания изготавливаются самим населением. Рекомендуются в качестве средства защиты органов дыхания от РВ и БС. Для защиты от ОВ они, как и респираторы, непригодны. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ-1 и ватно-марлевые повязки.

4) Средства защиты кожи

Изолирующие средства защиты кожи. Они изготавливаются из воздухонепроницаемых материалов, обычно эластичной специальной и морозостойкой прорезиненной ткани. Наряду с защитой от ОВ они предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС. К изолирующим средствам защиты кожи относятся защитный костюм

Л-1 и общевойсковой защитный комплект.

Фильтрующие средства защиты кожи. Представляют собой хлопчатобумажную одежду (комбинезон), пропитанную специальными химическими веществами. Пропитка тонким слоем обволакивает нити ткани, а пространство между ними остается свободным. Вследствие этого воздухонепроницаемость материала в основном сохраняется, а пары ядовитых веществ и ОВ при прохождении через ткань задерживаются.

Подручные средства защиты кожи. В качестве них в комплекте со средствами защиты органов дыхания с успехом могут быть использованы обычные непромокаемые накидки и плащи, а также пальто из плотного толстого материала, ватные куртки и т. п. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, боты, калоши. Для защиты рук можно использовать все виды резиновых или кожаных перчаток и рукавиц. Трикотажные, шерстяные и хлопчатобумажные перчатки защищают только от радиоактивной пыли и БС.

5) Медицинские средства защиты

Аптечка индивидуальная АИ-2. Содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения и ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или сильнодействующими ядовитыми веществами, а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями.
Индивидуальный противохимический пакет. ИПП-9, ИПП-10, ИПП-11 предназначены для обеззараживания капельножидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и на инструмент.
Пакет перевязочный индивидуальный. Применяется для наложения первичных повязок на раны. Он состоит из бинта и двух ватно-марлевых подушечек.

2.  Отработать применение индивидуальных средств защиты в походном положении.

Литература: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.ФЗ «Об обороне» №61 от 31 мая 1998г

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 9

Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения

национальной безопасности России.

Цель: Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России, закрепление основ военной службы и обороны государства и приобретение практических умений работать с документами.

Задачи:

  1. Выявить правовую основу обеспечения национальной безопасности России.
  2. Определить, главные направления обеспечения национальной безопасности России.
  3. Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.

Оборудование: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г. (Приложение8), учебник БЖД, ФЗ «Об Обороне»

Ход занятия:

1. Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020г., материал учебника БЖД стр.102-104

2. Ответить письменно:

Что такое национальная безопасность?

Что такое национальные интересы РФ?

Что значит угроза национальной безопасности?

Что входит в силы обеспечения национальной безопасности?

Что входит в средства обеспечения национальной безопасности?

Что такое военная безопасность?

Запишите принципы обеспечения военной безопасности.

3. Изучить ФЗ «Об обороне»

Составить глоссарий по ФЗ «Об обороне»

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

4.Работа в парах. Заучиваем слова, внесенные в глоссарий.

Литература:

  1. Арустамов,  Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –  С 83 – 89.
  2. ФЗ «Об обороне» №61 от 31 мая 1998г

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результатов заполнения таблицы

- соответствие представленной информации заданной теме

- краткий, но емкий стиль изложения материала

- аккуратность оформления

Практическое занятие № 10

Применение первичных средств пожаротушения.

Цель: Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

Задачи:

1.Изучить закон «О пожарной безопасности»

2.Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

3 Научиться пользоваться огнетушителем

Оборудование: Памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности»

Ход занятия:

1.Просмотреть учебный фильм

2. Изучить ФЭ «О пожарной безопасности»

3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.

4. Изучить памятки.

5. Ответить на вопросы

6 . Практическое использование огнетушителя.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите поражающие факторы пожара.
  2. Как оказать помощь пострадавшим при пожаре, взрыве?
  3. Перечислите средства пожаротушения.
  4. Назовите ФЗ, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности
  5. Назовите алгоритм правил при пожаре в помещении.

Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.  № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 11

Определение индивидуального размера шлема-маски ГП-7 и условия его применения.

Цель: определить индивидуальный размер шлем - маски противогаза.

Задачи:

1. изучить способы определения шлем-маски ГП-7

2. определить индивидуальный размер шлем-маски ГП-7 с помощью сантиметровой ленты.

Оборудование: стенды и наглядные пособия, ГП-5, ГП-7, сантиметровая лента,

Ход занятия:

Первый способразмер определяют по данным двух измерений головы: 
первое - по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, 
второе - по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги. 
Результаты обоих измерений складываются, и по нижеприведенной таблице определяется размер шлема-маски противогаза.

http://www.protivogas.ru/gallery/small/obmer.jpg     http://www.protivogas.ru/gallery/small/obmer1.jpg

Второй способ для определения размера шлема-маски достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице:

Сумма измерении, 
сантиметров

Размер
шлем-маски

До 63.5

0

От 63.5 до 65.5

1

От 66.0 до 68.0

2

От 68.5 до 70.5

3

Свыше 71.0

4

Для противогазов с регулируемыми резинками сзади (ПМК, ГП-7):

Лицевая часть бывает трех ростов (1, 2, 3). Для подбора роста противогазов ПМК и ГП-7 нужно
на уровне лба измерить сантиметром горизонтальную окружность головы так же как измеряют голову для покупки шапки 
Размер противогаза выясняем по таблице:

Длина окружности, 
сантиметров

Размер
противогаза

До 56

1

От 56 до 60

2

Свыше 60

3

Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.  № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Электронные ресурсы: http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов

Практическое занятие № 12

Определение правовой основы военной службы

Цель: закрепление теоретических знаний о правовой основе и приобретение практических умений работать с нормативными документами.

Задачи:

1. Научиться работать с нормативными документами.

2. Изучить Конституцию РФ.

Оборудование. Конституция РФ,

Ход занятия:

1. Изучить материал

2. Составить тезисный конспект.

3.  Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции указывается, что: (выписать в тетрадь)

Контрольные вопросы.

  1. Военная служба связана с рядом право ограничений и прямых запретов для военнослужащих.
  2. Основу правового регулирования, учитывающего специфику прохождения в них военной службы, составляют какие федеральные законы?

  Литература.

  1. Конституция РФ

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11083.htm

Критерии оценивания результатов 

- полнота использования учебного материала;

- объём конспекта;

- логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями);

-  наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.;

- аккуратность выполнения, читаемость конспекта;

- грамотность (терминологическая и орфографическая).

- самостоятельность при составлении.

Практическое занятие № 13

Сведение в табличную форму перечня воинских званий военнослужащих российской армии и составляющих их должностей.

Цель: изучить воинские звания ВС РФ и знаки различия военнослужащих.

Задачи:

  1. изучить расположение знаков различия на погонах военнослужащих.
  2. изучить главу 2 Устава внутренней службы ВС РФ «Взаимоотношения между военнослужащими»

Оборудование: плакаты: «Военная форма одежды», «Погоны и знаки различия военнослужащих ВС РФ».

Ход занятия:

Краткие теоретические сведения

Перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Состав 
военнослужащих

 

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты и матросы

Рядовой (курсант)

Матрос (курсант)

Ефрейтор

Старший матрос

Сержанты и старшины

 

Младший сержант

Старшина 2 статьи

Сержант

Старшина 1 статьи

Старший сержант

Главный старшина

Старшина

Главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

Прапорщик

Мичман

Старший прапорщик

Старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант

Младший лейтенант

Лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Старший лейтенант

Капитан

Капитан-лейтенант

Старшие офицеры

Майор

Капитан 3 ранга

Подполковник

Капитан 2 ранга

Полковник

Капитан 1 ранга

Высшие офицеры

Генерал-майор

Контр-адмирал

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Генерал-полковник

Адмирал

Генерал армии

Адмирал флота

Маршал Российской Федерации

 Перед воинским званием военнослужащего, проходящего службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле добавляется слово «гвардии».

Литература: Общевоинские уставы Российской Федерации

Электронные ресурсы:

http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 14

Изучение видов вооружения, военной техники

и специального снаряжения в воинской части.

Цель: познакомиться с видами вооружения, военной техникой и специального снаряжения в воинской части.

 Задачи: посетить воинскую часть МЧС СЗРЦ.

Ход занятия:

  1. Посещение воинской части
  2. Обработка и анализ полученной информации
  3. Оформление отчета о посещении воинской части (должен содержать титульный лист и текст сообщения).

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 15

Способы транспортировка пострадавшего с помощью носилок и без них.

Цель: отработать навыки транспортировки пострадавшего.

 Задачи:

1. ознакомиться с правилами при проведении транспортной иммобилизации.

2. отработать навыки транспортировки пострадавшего.

Оборудование: стенды и наглядные пособия, перевязочный материал, шины, носилки

санитарные.

Ход занятия:

1. Ознакомиться с правилами при проведении транспортной иммобилизации

• наложение шины проводить как можно раньше — на месте происшествия. Только после этого пострадавшего можно транспортировать в лечебное учреждение;

• если пострадавший в сознании и может самостоятельно глотать, желательно в качестве профилактики шока перед наложением шины дать ему для приема внутрь обезболивающие средства (0,5 г анальгина или его аналогов и заменителей). Благоприятное действие оказывает также дача пострадавшему небольшого количества вина, водки, спирта, горячего кофе или чая;

• шины следует накладывать осторожно, чтобы не вызвать усиления болей и не спровоцировать развитие шокового состояния. Конечностям следует придать физиологическое, удобное положение;

•создавая неподвижность в зоне повреждения, необходимо фиксировать (обездвижить) как минимум два сустава (один выше, другой ниже места повреждения). При повреждениях бедра и плеча фиксируют все три крупных сустава этих конечностей;

•при открытом переломе необходимо до иммобилизации обработать йодной настойкой кожу вокруг раны и наложить на рану асептическую повязку. При отсутствии стерильной повязки рану нужно закрыть любой чистой тканью;

•при наличии кровотечения следует до иммобилизации принять меры для остановки кровотечения (давящая повязка, наложение жгута, жгута-закрутки, резинового бинта). Жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации;

•шину нельзя накладывать на обнаженные части тела: ее накладывают прямо на одежду пострадавшего или под шину помещают прокладку из ткани или ваты;

•при наложении шин на области костных выступов (лодыжки, над мыщелки плечевой кости и др.) во избежание образования в этих местах пролежней необходимо накладывать защитные ватно-марлевые прокладки. Шины перед наложением обертывают мягкой тканью, бинтом или ватой;

•перед наложением шины ее желательно сначала смоделировать на здоровой конечности или на себе, а затем наложить на поврежденную часть тела;

•средства транспортной иммобилизации должны быть надежно закреплены и обеспечивать эффект обездвижения в области повреждения. Шину можно закрепить бинтом, специальным или обычным ремнем, полосой материи, веревкой и т.п.;

•в зимнее время иммобилизованную часть тела необходимо дополнительно утеплить;

•не рекомендуется делать попытки сопоставления или исправления положения костных отломков, производить вытяжение конечности, удалять или вправлять в рану костные отломки, так как первое будет способствовать развитию шока, а последнее может вызвать кровотечение или привести к дополнительному инфицированию раны.

2. Отработать навыки транспортировки пострадавшего:

Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы

Вид травмы

Поза

Сотрясение головного мозга

На спине

Травмы передней части головы и лица

На спине

Повреждение позвоночника

На спине

Переломы костей таза и нижних конечностей

На спине

Шоковое состояние

На спине

Травмы органов брюшной полости

На спине

Травмы груди

На спине

Ампутация нижних конечностей

На спине, с валиком под травмированной ногой

Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа)

На спине

Кровопотеря

На животе с валиком под грудью и головой

Травмы спины

На животе или правом боку

Травмы затылочной части головы

На животе

Травмы шеи

Полу сидячее положение со склоненной на грудь головой

Ампутированная верхняя конечность

Сидя с поднятой вверх рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных путей

Сидя

Травмы верхних конечностей

Сидя

Ушибы, порезы, ссадины

Сидя

Травмы спины, ягодиц, 
тыльной поверхности ног

На животе

Травмы плечевого пояса

Сидя

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы:

  1. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 16

Способы наложения бинтовых повязок на конечности.

Цель: отработать навыки наложения повязок на различные участки тела.

Задачи:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

2.Отработать навыки наложения повязок.

Оборудование:стенды и наглядные пособия, перевязочный материал, вата, шины, носилки санитарные.

Ход занятия:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

1) нельзя касаться раны руками, так как на коже рук особенно много микробов;

2) перевязочный материал, которым закрывается рана, должен быть стерильным.

3) перед наложением повязки, если позволяет обстановка, нужно вымыть руки с мылом и протереть их спиртом. При возможности кожу в окружности раны обрабатывают спиртом и смазывают 5% раствором йода – тем самым уничтожаются микробы, находящиеся на коже.

4) сама повязка должна состоять из двух частей: стерильной салфетки или ватно-марлевой подушечки, которым непосредственно закрывают рану, и материала, которым их закрепляют. Наиболее подходящим для этого является пакет перевязочный. При наложении повязки пакет вскрывают, ватно-марлевую подушечку прикладывают к ране той поверхность, которой не касались руками. Подушечку прибинтовывают, а концы бинта закрепляют булавкой или завязывают.

2. Отработать навыки наложения повязок:clip_image020

clip_image030clip_image028clip_image034clip_image032clip_image024
Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 17

Способы наложения повязок на голову.

Цель: отработать навыки наложения повязок при ранении головы.

Задачи:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

2.Отработать навыки наложения повязок.

Ход занятия:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

1) нельзя касаться раны руками, так как на коже рук особенно много микробов;

2) перевязочный материал, которым закрывается рана, должен быть стерильным.

3) перед наложением повязки, если позволяет обстановка, нужно вымыть руки с мылом и протереть их спиртом. При возможности кожу в окружности раны обрабатывают спиртом и смазывают 5% раствором йода – тем самым уничтожаются микробы, находящиеся на коже.

4) сама повязка должна состоять из двух частей: стерильной салфетки или ватно-марлевой подушечки, которым непосредственно закрывают рану, и материала, которым их закрепляют. Наиболее подходящим для этого является пакет перевязочный. При наложении повязки пакет вскрывают, ватно-марлевую подушечку прикладывают к ране той поверхность, которой не касались руками. Подушечку прибинтовывают, а концы бинта закрепляют булавкой или завязывают.

2. Отработать навыки наложения повязок:

При травмах головы могут накладываться различные типы бинтовых повязок, повязок с использованием косынок, стерильных салфеток и липкого пластыря. Выбор типа повязки зависит от расположения и характера ран («Шапочка Гиппократа», «чепец», «уздечка»).

clip_image044clip_image046clip_image048

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 18

Способы наложения повязок на область груди и спины.

Цель: отработать навыки наложения повязок на область груди и спины.

Задачи:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

2.Отработать навыки наложения повязок.

Ход занятия:

1. Ознакомиться с правилами наложения повязок.

1) нельзя касаться раны руками, так как на коже рук особенно много микробов;

2) перевязочный материал, которым закрывается рана, должен быть стерильным.

3) перед наложением повязки, если позволяет обстановка, нужно вымыть руки с мылом и протереть их спиртом. При возможности кожу в окружности раны обрабатывают спиртом и смазывают 5% раствором йода – тем самым уничтожаются микробы, находящиеся на коже.

4) сама повязка должна состоять из двух частей: стерильной салфетки или ватно-марлевой подушечки, которым непосредственно закрывают рану, и материала, которым их закрепляют. Наиболее подходящим для этого является пакет перевязочный. При наложении повязки пакет вскрывают, ватно-марлевую подушечку прикладывают к ране той поверхность, которой не касались руками. Подушечку прибинтовывают, а концы бинта закрепляют булавкой или завязывают.

2. Отработать навыки наложения повязок:

При травмах головы могут накладываться различные типы бинтовых повязок, повязок с использованием косынок, стерильных салфеток и липкого пластыря. Выбор типа повязки зависит от расположения и характера ран.

Спиральная повязка на грудную клеткуСпиральная повязка на грудную клетку с двумя полосками бинтаКрестообразная повязка: слева — на грудь; справа — на спинуНаложение повязки, поддерживающей молочную железуНаложение повязки ДезоПовязка Вельпо

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов

Практическое занятие № 19

Отработка навыков ИВЛ на тренажере.

Цель: Отработка навыков ИВЛ на тренажере.

Задачи:

1. изучить инструкцию работы тренажера.

2.изучить способы ИВЛ.

Оборудование: тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (торс).

Ход занятия:

1. Подготовка тренажёра к работе.

1.Тренажёр положить горизонтально на жесткое основание.

2.Подключить торс к пульту контроля и световой индикации с помощью шлейф-кабеля, расположенного на левом боку в разрезе жилета.

3.Подключить сетевой адаптер пульта к сети 220 В 50 Гц.

Включить на пульте тумблер подачи питания «Сеть», при этом при этом включается КРАСНЫЙ СИГНАЛ.

4.Положить на лицо тренажёра гигиеническую лицевую маску, поверх маски санитарную одноразовую салфетку.

Перед применением гигиеническую лицевую маску необходимо продезинфицировать. Маску предпочтительно, подвергать дезинфекции совмещенной с предстерилизационной очисткой.

2. Описание работы тренажера

Правильность выполнения, элементов и методов первой помощи, проводимых на тренажёре, контролируются при помощи пульта контроля и световой индикации.

1. Обеспечить правильное запрокидывание головы тренажёра (освободить дыхательные пути).

Метод запрокидывания головы

- положить кисть на лоб,

- подвести другую кисть под шею, охватить её пальцами,

- движением первой кисти книзу, второй кверху - запрокинуть голову назад (без приложения силы!). Угол запрокидывания 15-20о.

На пульте включается ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ – «Положение головы - правильно».

2. Расстегнуть пояс.

Освободить грудь и живот от стесняющей одежды.

3. Провести ИВЛ двумя способами «изо рта в рот» и «изо рта в нос».

3.1. Способ – изо рта в рот.

Запрокинуть голову, зафиксировать её в правильном положении. Сделать глубокий вдох, прижать рот ко рту пострадавшего, обеспечить полную герметичность. Большим и указательным пальцами руки, зажать нос (рис.5). Сделать сильный выдох воздуха в рот пострадавшему. Объём воздуха, получаемый пострадавшим при одном вдохе, должен быть не менее 400 - 500 см3.

На пульте при правильном выполнении действий, кратковременно загорается ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ – «Искусственное дыхание - норма».

3.2. Способ – изо рта в нос.

Запрокинуть голову, зафиксировать её в правильном положении. Кистью руки закрыть рот тренажёра. Сделать глубокий вдох, охватить нос пострадавшего своим ртом так, чтобы не зажать носовые отверстия. Плотно прижать губы вокруг основания носа, обеспечить полную герметичность (рис.6). Сделать сильный, выдох воздуха в нос пострадавшему. Объём воздуха, получаемый пострадавшим при одном вдохе, должен быть не менее 400 - 500 см3.

На пульте при правильном выполнении действий, кратковременно загорается ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ – «Искусственное дыхание - норма».

4. Проконтролировать наличие пульса на сонной артерии.

4.1. Включить тумблер «пульс» на пульте.

На передней поверхности шеи, «подушечками» пальцев, определить пульсацию сонной артерии.

4.2. Выключить тумблер «пульс» на пульте.

5. Проверить состояние зрачков глаз пострадавшего.

На тренажёре представлены 2 варианта состояния зрачка человека.

Зрачок левого глаза сужен - нормальное состояние, «Пострадавший» жив.

Зрачок правого глаза расширен – «Пострадавший» находится в состоянии клинической смерти (коме).

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 20

Отработка навыков НМС на тренажере.

Цель: Отработка навыков НМС на тренажере.

Задачи:

1. изучить инструкцию работы тренажера.

2.изучить методы НМС.

Оборудование: тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (торс).

Ход занятия:

1. Подготовка тренажёра к работе.

1.Тренажёр положить горизонтально на жесткое основание.

2.Подключить торс к пульту контроля и световой индикации с помощью шлейф-кабеля, расположенного на левом боку в разрезе жилета.

3.Подключить сетевой адаптер пульта к сети 220 В 50 Гц.

4.Включить на пульте тумблер подачи питания «Сеть», при этом при этом включается КРАСНЫЙ СИГНАЛ.

5.Положить на лицо тренажёра гигиеническую лицевую маску, поверх маски санитарную одноразовую салфетку.

Перед применением гигиеническую лицевую маску необходимо продезинфицировать. Маску предпочтительно, подвергать дезинфекции совмещенной с предстерилизационной очисткой.

2. Описание работы тренажера

Правильность выполнения, элементов и методов первой помощи, проводимых на тренажёре, контролируются при помощи пульта контроля и световой индикации.

1. Обеспечить правильное запрокидывание головы тренажёра (освободить дыхательные пути).

Метод запрокидывания головы

- положить кисть на лоб,

- подвести другую кисть под шею, охватить её пальцами,

- движением первой кисти книзу, второй кверху - запрокинуть голову назад (без приложения силы!). Угол запрокидывания 15-20о.

На пульте включается ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ – «Положение головы - правильно».

2. Расстегнуть пояс.

Освободить грудь и живот от стесняющей одежды.

3. Провести непрямой массаж сердца, по правилам оказания первой медицинской помощи.

Непрямой (закрытый, наружный) массаж сердца является наиболее простым и первоочередным реанимационным мероприятием экстренного искусственного поддержания кровообращения, независимо от причины и механизма клинической смерти. К закрытому массажу сердца необходимо приступать сразу, как только выявлена остановка кровообращения, без уточнения ее причин и механизмов

3.1. Положение рук для проведения непрямого массажа сердца (правильное положение рук).

Руки спасателя, при проведении непрямого массажа сердца, должны находиться выше конца мечевидного отростка грудины, приблизительно на расстоянии 2-х диаметров пальцев руки (~ 3 ч 4 см). Ось основания кисти должна совпадать с осью грудины. Основание второй кисти должно находиться на тыле первой (соответственно оси основания этой кисти) под углом 90о. Пальцы кистей должны быть выпрямлены.

3.2. Метод проведения непрямого массажа сердца.

Расположить кисти рук на грудине манекена (пострадавшего) согласно п. 3.1. Выпрямить руки в локтевых суставах, расположить их под углом 90о к передней грудной стенке вертикально (рис.4). Глубина продавливания 3-4 см. до 5 см. (с учетом роста, массы тела), прикладываемое усилие 25±2 кгс. Частота толчков (сжатий грудины) должна быть 100 раз в 1 мин, то есть, несколько менее двух толчков в одну секунду. Необходимо соблюдать частоту и ритм нажатий.

При правильном нажатии на грудину на пульте загорается ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ – «Непрямой массаж сердца – норма».

Если усилие при нажатии на грудину свыше 32 кгс (смещение грудины вовнутрь по направлению к позвоночнику более чем 5 см),

На пульте загорается КРАСНЫЙ СИГНАЛ - «сильно».

На тренажёре правильность положения рук контролируется визуально.

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы:

  1. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Практическое занятие № 21

Выполнение сравнительного анализа факторов, разрушающих здоровье.

Цель: установить взаимосвязь между образом жизни обучающихся и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье обучающихся.

Задачи:

1.осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности;

2. определять степень утомления по объективным и субъективным показателям;

3. использовать средства повышения работоспособности в режиме дня.

Ход занятия:

  1. Изучение теоретических основ.
  2. Анализ свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас
  3. Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

  • Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
  • Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
  • Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно за думаться о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы:

  1. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
  2. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.

Приложение

Анализ образа жизни

1. Особенности питания.

Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = +2).

Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их на рушить, например, во время праздников и т. п. (балл = +1).

Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).

Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом по влиять на здоровье (балл = -2).

2. Особенности двигательной активности.

Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).

Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).

Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл = -1).

3. Закаливание.

Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).

Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1).

Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл = 0).

4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха.

Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)

Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).

Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).

5.    Особенности эмоционального состояния.

Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2).

Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное со стояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в дли тельные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0).

Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = —2.)

6. Жизненная позиция.

Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас со бытия, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас за висящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл = +2).

Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим по давленным состоянием (балл = —2).

Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7.Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оценивается в —4 балла.

Практическое занятие № 22

Рассчитать суточную норму калорий.

Цель: рассчитать суточную норму калорий необходимую для нормальной жизнедеятельности человека, в зависимости от физических нагрузок.

Задачи:

1. научиться осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности.

2. научиться определять степень утомления по объективным и субъективным показателям.

3. рассчитать суточную норму калорий.

Оборудование: таблицы калорийности продуктов питания, калькулятор.

Ход занятия:

1.  Основной обмен - это количество энергии, необходимое для поддержания жизни организма, который находится в состоянии покоя, то есть утром, лежа в кровати натощак при комфортной температуре. Этот показатель зависит от возраста, пола, массы тела, роста, состояния организма. Для мужчин эта величина составляет 1 ккал на 1 кг массы тела в час, для женщин - 0,9 ккал/кг/час. Значит, если вы весите 90 кг, то в сутки основной обмен составит: 0,9 ккал х 90 кг х 24 ч = 1944 ккал. Это основной обмен для женщины, которая не хочет похудеть. Если женщина хочет похудеть, тогда необходимо рассчитать этот показатель для желаемой массы тела.

2. энергозатраты на работе -  на покрытие энергозатрат при сидячей работе достаточно примерно 26% от основного обмена, для нашего примера это 1944 ккал х 26% = 505 ккал.

энергозатраты во время досуга -  складываются из работы по дому, спортивных занятий и отдыха. Таблица поможет вам правильно сосчитать суточные энергозатраты:

энергозатраты на усвоение пищи - для потребления и дальнейшей утилизации пищи организм затрачивает определенную энергию. Установлено, что наиболее сложно усваивается белковая пища, а для утилизации углеводов и жиров требуется в 10 раз энергии меньше, чем для белков. При смешанном питании, которое является наиболее физиологичным, интенсивность обмена составляет 6,5 % от основного обмена, то есть в нашем случае будет затрачиваться 1944 ккал х 6,5% = 126 ккал/день.

3. Рассчитать суточную норму калорий по формуле.

основной обмен + энергозатраты  на работе + энергозатраты во время досуга + энергозатраты на усвоение пищи

Итак, рассчитаем суточную норму калорий при следующих условиях:

ваш вес равен 90 кг

работа 8 часов в день

досуг: 2 часа на чтение и просмотр телепередач 66 ккал в среднем х 2 ч = 132 ккал

1 час на спокойную ходьбу (дорога от дома до работы и обратно, походы по магазинам и т.д.) 192 ккал х 1 ч = 192 ккал

1 час на езду в транспорте = 96 х 1 ч = 96 ккал

2 часа на домашнюю работу = 120 ккал (в среднем) х 3 ч = 240 ккал

Всего вы затрачиваете: 132+192+96+240=660 ккал

Суточная норма калорий = основной обмен 1944 + энергозатраты на работе 505 + энергозатраты во время досуга 660 + энергозатраты на усвоение пищи 126 =3235 ккал.

Литература: Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы:

  1. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
  2. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков

Критерии оценивания результата:

- полнота выполнения объема работы;

- соблюдение последовательности выполнения операций;

- качество работы;

- самостоятельность выполнения задания;

- грамотность описания наблюдений;

- полнота и правильность сформулированных выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop

Данные  методические  рекомендации предназначаются для  студентов первых  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...

Методические рекомендации к практической работе

   Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  по специальности  СПО 101101 «Г...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...