Лавины. Безопасное поведение в горах в лавиноопасный период
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Конспект комбинированного урока на тему:
«Лавины. Безопасное поведение в горах в лавиноопасный период»
Пивнева Л.П.
преподаватель ОБЖ
ХТК, г. Кировска
Цель: Сформировать бережное отношение к жизни и здоровью людей.
Задачи:
- Обучить правилам прогнозирования угроза схода лавин;
- Обучить правилам поведения в горах в лавиноопасный период;
- Отработка правил оказания первой МП.
Оборудование:
- Видеофильм;
- Бинты;
- Шины из подручного материала;
- Аптечка;
- Плакаты.
Ход урока:
- орг. момент.
- актуализация темы.
- обобщение.
Учитель:
- За годы освоения Хибинских гор более 160 человек погибло от снежных лавин, больше всего погибших было в самом начале освоения гор, в 30-х годах. Связано это прежде всего с тем, что люди не понимали, с каким грозным природным явлением они столкнулись. Но шло время, накапливался опыт, сейчас нам уже многое известно, эти знания и умения мы стараемся донести до вас.
Главная цель курса ОБЖ – сохранение жизни и здоровья каждого человека в разных ситуациях, основное правило для достижения этого – я знаю, умею, действую. Сегодня на уроке мы должны отработать практические навыки оказания первой помощи пострадавшим, но прежде давайте вспомним то, что
мы должны знать о лавинах, об условиях их возникновения и о правилах поведения в горах.
Чтобы возникла лавина необходимо несколько факторов, назовите их.
Ответы:
- Ландшафт (наличие гор, крутизна склонов);
- Профиль и рельеф склона (пологий - крутой, наличие растительности и т.д.);
- Наличие снежного покрова (высота, сцепление и толщина слоев);
- Погода (осадки, оттепель, метель);
- Человеческий фактор (нарушение правил поведения в горах, неправильные оценки ситуаций, производственная деятельность, спорт).
Учитель:
Эти условия мы в избытке имеем в наших горах и лавины, конечно, сходят. Условия разные и виды лавин разные. Какие виды лавин вы знаете?
Ответы:
- От точки;
- От доски;
- Обрушение карнизов;
- Пульсирующие ледники (Кармадонское ущелье).
По характеру:
- Сухие снежные;
- Пылеватые;
- Мокрые.
Учитель:
Определить угрозу схода лавин можно с помощью различных методик:
- Признаки неустойчивости снежного покрова (недавний сход лавин, в том числе на аналогичном склоне, недавняя метель или изменение погоды, глухие звуки при оседании ветровой снежной доски);
- С помощью шурфов (определение глубины, слоистости, твердости, сцепления слоев);
- С помощью прыжков и на боковой сдвиг.
Мы определили вероятность схода лавин, и мы знаем главное правило, чтобы не попасть в лавины. Назовите его (ответ: не ходить в горы в лавиноопасный период). Но ситуации бывают разные, и если мы все-таки оказались в горах, то нам необходимо соблюдать правила. Какие?
Ответы:
- Режим тишины;
- Экипировка (одежда, бипер, щуп, лавинные лопаты, аптечка);
- Правила перехода.
Учитель:
Чтобы определить, насколько вы усвоили эти правила, мы посмотрим отрывок из видеофильма, снятого в Хибинах. Ваша задача – найти ошибки, специально допущенные людьми, ответы после просмотра.
Ответы:
Перечисление ошибок.
Учитель:
Мы допустили ошибки и лавина сошла. Ваши действия?
Ответы:
- Защита органов дыхания;
- Попытаться «выплыть» на край лавины;
- При невозможности – сгруппироваться и выполнить соответствующие действия.
Учитель:
После схода лавин вполне возможно наличие пострадавших. Сейчас вы получите карточки с заданиями. В карточке указано, кто вы – пострадавший или спасатель; проставлены номера у пострадавших, у спасателей их нет. Пострадавший, не называя диагноза, должен перечислить жалобы и способы уточнения диагноза, а спасатель должен угадать своего «пациента» и оказать практическую помощь. Для необходимой помощи у нас есть консультанты, которые определяют правильность ответов и дополняют их при необходимости.
Вопросы в карточках:
- Закрытый перелом предплечья;
- Отморожения 1-ой степени;
- Отморожение кисти левой руки 2-3-й степени;
- Поражение коленного сустава правой ноги;
- Остановка дыхания;
- Остановка сердца;
- Общее переохлаждение.
Учитель:
Для закрепления перечисляется помощь при различных травмах, задачи учащихся – определить диагноз: перелом ребер, закрытый перелом правой голени, перелом пальцев левой кисти, термический ожог 2-ой степени.
Урок подходит к концу, давайте подведем итоги.
(Учащиеся в достаточной мере знают теоретический материал по данному вопросу и смогут оказать необходимую помощь, а также сохранить свою жизнь, и жизнь окружающих людей).
Для подготовки уроки использовались материалы курса лавинной школы для непрофессионалов School Avalanche Association.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения на водоемах зимой
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
План – конспект урока: «Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте»
Цель урока: Познакомить учащихся с аварийными ситуациями , которые могутвозникнуть на автомобильном, железнодорожном, авиационном, водномтранспорте; с правилами безопасного поведения пассажиров во вре...
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»
Улица полна неожиданностей и опасностей»Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! ...
памятка по безопасному поведению в каникулярное время
отличный материал по безопасности в каникулы, можно вклеивать в дневники...
Тема урока ОБЖ 5 класс. № 10 – « Безопасное поведение в бытовых ситуациях »
Цель: - познакомить детей с опасностями, возникающими в бытовых ситуациях; научить правилам безопасного поведения в быту;- расширять кругозор учащихся, развивать творческие способности;- воспитыв...
Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»
Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...
Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»
В статье приведен анализ основных учебников ОбЖ на возможность включения в программу подготовки обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей....