Безопасное поведение на водном транспорте
план-конспект урока по теме

Александрова Юлия Юрьевна

Данный материал может использоваться преподавателями-организаторами ОБЖ на уроках 5 класса. По УМК Фролов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ НА ВОДЕ И ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тип урока: комбинированный

Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Задачи урока: 

 Образовательные:

  • Познакомиться с опасностями на воде и водном транспорте;
  • Рассмотреть причины возникновения опасных ситуаций на воде и водном транспорте;
  • Изучить алгоритмы безопасного поведения при эвакуации с тонущего судна, в ситуации человек за бортом, при пожаре на судне;
  • Актуализировать знания о правилах поведения на водном транспорте.

Развивающие:

  • Формирование интеллектуальных умений на основе структурирования знаний о безопасном поведении в случае возникновении опасных ситуаций на воде и водном транспорте;
  • Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником и правильного ведения тетради.

Воспитательная: Формирование культуры безопасного поведения.

Оборудование:  мультимедиа.

Литература: школьный учебник ОБЖ 5 класс, Фролов; Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности А.П. Попова М: «ВАКО» 2008г.

ХОД УРОКА

Структура и содержание урока

Методы и приемы

Наглядность

Время мин

1

Вводная часть

А) организация класса;

Б) связь с предыдущим материалом;

В) постановка познавательных задач.

Рассказ учителя

2

2

Проверка домашнего задания по теме: «Мы едем, едем, едем в далекие края! Кто мои соседи, где мои друзья?»

1)Индивидуальный опрос  (Приложение 1)

2)Письменная работа (Приложение 2)

3) Кроссворд

 (Приложение 3)

Дидактические карточки (приложение 1,2,3)

10

3

Изучение нового материала:

1. Виды водного транспорта;

2. Опасности на воде.

3. Причины возникновения происшествий и несчастных случаев на воде:

  • Самоуверенность, пренебрежение правилами поведения на воде.
  • Незнание того как вести себя в тех или иных ситуациях.
  • Хулиганство на воде и возле нее.
  • Демонстрация «смелости и лихости».
  • Столкновение судов между собой или другими препятствиями.
  • Поломки, аварии, отказы механизмов, пожары и взрывы на судах.
  • Штормы, ураганы, обледенение судна.
  • Ошибки и недисциплинированность команды.

4. Правила поведения на воде.

5. Эвакуация с тонущего судна

Эвакуация – это процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов

6. Спасательные средства

7. Пожары на судах.

Пожар – это  неконтролируемый процесс  горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

8. Алгоритм поведения.

Воспроизводящая беседа, работа со слайдами

Беседа, объяснения учителя, работа со слайдами

Беседа, объяснения учителя, работа со слайдами

Воспроизводящая беседа, работа с учебником, записи в тетрадь, работа со слайдами

Объяснения учителя, работа со слайдами

Воспроизводящая беседа

Работа в группах.

(Приложение 4.)

Слайды из презентации

Слайды из презентации

Слайды из презентации

Слайды из презентации, учебник.

Слайды из презентации

Слайды из презентации

Дидактические карточки

1

2

4

4

7

1

1

5

4

Закрепление материала

1.  -Почему нельзя находиться у борта судна, если         ты оказался в воде?

- Какие средства спасения на воде ты знаешь?

2. Какие правила нарушили герои стихотворения.  (Приложение 6)

 3. Ситуация «Человек за бортом», объяснить алгоритм действий.

 

Фронтальная беседа, обсуждение, объяснение, работа со слайдами.

Слайды из презентации

5

5

Заключительная часть

А) подведение итогов

Б) домашнее задание:

1.Прочитать параграф 17стр. 88-94;

2. Устно, выполнить задания и ответить на вопросы стр. 93-94; 

3. Ситуационные задачи (Приложение 5)

4. Выучить алгоритмы поведения на воде; при эвакуации с судна, при пожаре на судне.

Рассказ учителя

Инструктаж

Слайды из презентации, учебник

3

Приложение 1.

  1. Какие причины опасных ситуаций на железной дороге ты знаешь?
  2. Назовите рекомендации по поведению в поезде.
  3. Озвучьте алгоритм безопасного поведения на железной дороге.
  4. Назовите основные правила поведения в метро.
  5. Что необходимо делать, если в вагоне начался пожар?

Приложение 2.

  1. Какие виды транспорта вы знаете?
  2. Назовите опасные зоны в метро.
  3. Что делать в случае крушения или  пожара в поезде?
  4. Что нельзя делать при крушении поезда?
  5. Какие меры безопасности должен знать каждый пассажир поезда, электрички?

Приложение 5.

Задача 1.

В один из жарких летних дней, Миша решили искупаться. По близости  находился водоём, очень привлекательный на первый взгляд, но таблички «Купаться разрешено там не было» Это не смутило мальчика, и он с радостью запрыгнул в воду.

Какие правила поведения нарушил Миша?

Какие меры предосторожности  ему  необходимо принять?

Задача 2.

В один из прекрасных июльских деньков Марина с мамой отправилась на пляж.  Мама Марины пошла в ларек купить  мороженное, и вдруг девочка заметила, что в водоеме тонет человек!

Какие действия должна предпринять Марина?

Приложение 4.

1)        Выйди на палубу к спасательным шлюпкам. (выбирайся из каюты без суеты и паники. Постарайся найти для себя спасательный жилет или круг);

2)        Не выходи на палубу, спрячься в  дальнюю каюту;

3)        Если в шлюпке нет  места, найди наиболее безопасное место и жди спасателей. Только при угрозе затопления прыгай за борт, предварительно бросив в воду все, что поможет удержаться на плаву.

4)        Даже если в шлюпках есть места, необходимо выпрыгнуть за борт;

5)        Чтобы не затянуло в водоворот или не травмировало взрывом, отплывай подальше от корабля.

6)        Оказавшись в воде, как можно ближе подплыви к кораблю, так тебя быстрее спасут;

7)        Когда заметишь спасателей или другое судно, старайся подавать сигналы бедствия всеми возможными способами;

8)        Если заметил другое судно, похожее на спасателей, затаись, не подавай знаков, вдруг это пираты;

9)        Если до берега далеко, экономь силы и жди помощи;

10)        Даже если по близости нет берега, не жди помощи плыви вперед, верь в удачу.

Приложение 3.

По горизонтали:

1Силовая, тяговая установка на железной дороге.

2Возвышенная площадка для пассажиров.

3Неконтролируемый процесс горения.

4Город, связанный с открытием первой железной дороги в России.

5Электропоезд не дальнего следования.

6Место, где переезжают через железную дорогу.

7Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

По вертикали:

1Вывод людей в безопасное место.

2Место ожидания для пассажиров.

3Работник железнодорожного транспорта.

4Железнодорожный состав.

5Часть железнодорожного полотна.

6Часть вагона.

7Дорога.

8Несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам.

9Путь по определённому маршруту.

C:\Users\Юлия\Desktop\image2.png

C:\Users\Юлия\Desktop\image1.png

Приложение 6.

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они за фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас

И поплыли на нем за буйки...

Больше нет чудаков у реки!



Предварительный просмотр:

                      Приложение 4.

  1. Выйди на палубу к спасательным шлюпкам. (Выбирайся из каюты без суеты и паники. Постарайся найти для себя спасательный жилет или круг);
  2. Не выходи на палубу, спрячься в  дальнюю каюту;
  3. Если в шлюпке нет  места, найди наиболее безопасное место и жди спасателей. Только при угрозе затопления прыгай за борт, предварительно бросив в воду все, что поможет удержаться на плаву;
  4. Даже если в шлюпках есть места, необходимо выпрыгнуть за борт;
  5. Чтобы не затянуло в водоворот или не травмировало взрывом, отплывай подальше от корабля;
  6. Оказавшись в воде, как можно ближе подплыви к кораблю, так тебя быстрее спасут;
  7. Когда заметишь спасателей или другое судно, старайся подавать сигналы бедствия всеми возможными способами;
  8. Если заметил другое судно, похожее на спасателей, затаись, не подавай знаков, вдруг это пираты;
  9. Если до берега далеко, экономь силы и жди помощи;
  10. Даже если по близости нет берега, не жди помощи плыви вперед, верь в удачу.

  Приложение 4.

  1. Выйди на палубу к спасательным шлюпкам. (Выбирайся из каюты без суеты и паники. Постарайся найти для себя спасательный жилет или круг);
  2. Не выходи на палубу, спрячься в  дальнюю каюту;
  3. Если в шлюпке нет  места, найди наиболее безопасное место и жди спасателей. Только при угрозе затопления прыгай за борт, предварительно бросив в воду все, что поможет удержаться на плаву;
  4. Даже если в шлюпках есть места, необходимо выпрыгнуть за борт;
  5. Чтобы не затянуло в водоворот или не травмировало взрывом, отплывай подальше от корабля;
  6. Оказавшись в воде, как можно ближе подплыви к кораблю, так тебя быстрее спасут;
  7. Когда заметишь спасателей или другое судно, старайся подавать сигналы бедствия всеми возможными способами;
  8. Если заметил другое судно, похожее на спасателей, затаись, не подавай знаков, вдруг это пираты;
  9. Если до берега далеко, экономь силы и жди помощи;
  10. Даже если по близости нет берега, не жди помощи плыви вперед, верь в удачу.

  Приложение 4.

  1. Выйди на палубу к спасательным шлюпкам. (Выбирайся из каюты без суеты и паники. Постарайся найти для себя спасательный жилет или круг);
  2. Не выходи на палубу, спрячься в  дальнюю каюту;
  3. Если в шлюпке нет  места, найди наиболее безопасное место и жди спасателей. Только при угрозе затопления прыгай за борт, предварительно бросив в воду все, что поможет удержаться на плаву;
  4. Даже если в шлюпках есть места, необходимо выпрыгнуть за борт;
  5. Чтобы не затянуло в водоворот или не травмировало взрывом, отплывай подальше от корабля;
  6. Оказавшись в воде, как можно ближе подплыви к кораблю, так тебя быстрее спасут;
  7. Когда заметишь спасателей или другое судно, старайся подавать сигналы бедствия всеми возможными способами;
  8. Если заметил другое судно, похожее на спасателей, затаись, не подавай знаков, вдруг это пираты;
  9. Если до берега далеко, экономь силы и жди помощи;
  10. Даже если по близости нет берега, не жди помощи плыви вперед, верь в удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока: «Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте»

Цель урока: Познакомить учащихся с аварийными ситуациями , которые могутвозникнуть на автомобильном, железнодорожном, авиационном, водномтранспорте; с правилами безопасного поведения пассажиров во вре...

Средства массовой информации о Тюменском колледже водного транспорта

https://vk.com/video?z=video104834098_456239023%2F30d8e783f944a17235%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video104834098_456239024%2F26dc73f1afe0cdf45c%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video1048...

Конспект занятия по теме «Безопасное поведение на различных видах транспорта. Правила для велосипедистов.»

Конспект  предназначен для проведения занятия по безопасности дорожного движения. В конспект включены не только теоретическая часть по правилам поведения на транспорте, но и советы от опытных вод...

Рабочая программа учебной дисциплины БД.04 Иностранный язык для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (на водном транспорте)

Рабочая программа для первого года обучения студентов колледжа на базе девяти классов. Предназначена для специальности технического профиля обучения....