Урок "Защита населения и территорий от радиационной опасности"
план-конспект урока
Радиация является естественным физическим явлением в природной среде жизнедеятельности человека. Атмосфера Земли защищает нас от опасной космической радиации. Современное человечество живёт в условиях радиационного излучения Земли: естественною (природного) и техногенного (искусственного). Организм человека адаптирован к влиянию естественной радиации (ионизирующих излучений) от природных радиоактивных веществ «Земли и космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_naseleniya_i_territoriy_ot_radiatsionnoy_opasnosti.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Радиация является естественным физическим явлением в природной среде жизнедеятельности человека. Атмосфера Земли защищает нас от опасной космической радиации. Современное человечество живёт в условиях радиационного излучения Земли: естественною (природного) и техногенного (искусственного). Организм человека адаптирован к влиянию естественной радиации (ионизирующих излучений) от природных радиоактивных веществ «Земли и космоса.
В современной технически насыщенной окружающей среде радиационная опасность от технических объектов ядерной энергетики превышает опасное влияние природных факторов. Под радиацией (радиоактивностью) подразумевают физическое явление радиоактивного распада ядер неустойчивых химических элементов (урана, радия и др.). Процесс радиоактивного распада сопровождается испусканием невидимых альфа-, бета-, гамма-частиц и нейтронов.
Радиационно опасный объект — это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества. В случае аварии на радиационно опасном объекте может произойти облучение ионизирующим излучением людей, радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Ионизирующее излучение — это невидимый поток радиоактивных частиц альфа-, бета-, гамма-излучений, который характеризуется различной проникающей способностью при торможении заряженных частиц в веществе, в разных средах, определяющей их радиоактивность. Допустимый уровень радиоактивности вещества, человека, объекта, почвы, воды и воздуха — это предельно допустимый уровень радиации в тканях живого организма, в веществе и объектах окружающей среды, при котором происходит самовосстановление повреждённых молекулярных структур.
Величину энергии излучения, поглощённого веществом (телом), называют поглощённой дозой радиации . При воздействии на организм ионизирующих излучений, превышающих допустимые нормы, развивается лучевая болезнь — смертельно опасное заболевание крови и костного мозга человека. Специалисты измеряют поглощённую дозу радиации в единицах системы СИ: грей (Гр) и рад (1 рад = 0,01 Гр). Для оценки повреждающего действия радиации на биологические (живые) объекты используют внесистемную единицу измерения бэр (биологический эквивалент рентгена). Используют также единицу измерения (СИ) зиверт : 1 Зв = 100 бэр.
Радиационную обстановку на местности, реальную радиацию в помещениях называют экспозиционной дозой облучения, которую измеряют в рентгенах (Р), при этом 1 Р = 0,95 рад. Это позволяет выявить реальную ионизирующую (повреждающую) способность радиации — дозу облучения среды и человека. Чем дольше происходит облучение, тем больше накапливается поглощённая доза в веществе, тканях биологического объекта. Уровнем радиации называют мощность радиации (излучения), которая равна отношению экспозиционной дозы ко времени облучения объекта: мощность ионизирующего излучения (облучения) — 1 рентген в час (1 Р/ч). На практике уровни радиации измеряют в долях рентгена: тысячных — миллирентген в час ( мР /ч) и миллионных — микрорентген в час ( мкР /ч).
При радиоактивном загрязнении окружающей среды радиоактивные вещества проникают в тело человека в дозе, превышающей нормы радиационной безопасности. От своевременного оповещения людей, быстрой эвакуации зависит их жизнь и здоровье.
Радиационная безопасность — это состояние объектов атомной энергетики и окружающей природной среды, при котором обеспечен допустимый уровень радиационного фона, приемлемый для жизнедеятельности людей и природы. Для обнаружения и определения мощности ионизирующих излучений (дозы радиации) на местности применяют специальные измерительные приборы — радиометры и дозиметры . Радиометры определяют экспозиционную дозу. Дозиметры — приборы для измерения мощности экспозиционной или поглощённой дозы. Экспозиционная доза – это отношение суммарного заряда всех ионов одного знака в элементарном объёме воздуха к массе воздуха в этом объёме. В системе СИ единицей измерения экспозиционной дозы является кулон, деленный на килограмм (Кл/кг). Внесистемная единица – рентген (Р). 1 Кл/кг = 3880 Р Поглощённая доза — величина энергии ионизирующего излучения, переданная веществу. Выражается как отношение энергии излучения, поглощённой в данном объёме, к массе вещества в этом объёме.
Любая авария с выбросом радиоактивных веществ резко повышает уровень радиации (радиационный фон), и если он превышает 150 мбэр , развивается лучевая болезнь, при более 400 мбэр — тяжёлая форма лучевой болезни. Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) разработало специальную шкалу классификации тяжести последствий аварий на АЭС, которая позволяет быстро оценить происшествие, оповестить население, определить меры обеспечения безопасности деятельности предприятия и жизнедеятельности населения на опасной территории.
Общие рекомендации населению при угрозе радиационного заражения: • при сигнале оповещения «Внимание всем!», «Радиационная опасность!», находясь на улице, немедленно защитить органы дыхания любым подручным средством, укрыться в ближайшем здании. При входе в помещение снять верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет; • внимательно выслушать информацию, указания и рекомендации органов гражданской обороны. • надеть индивидуальные средства защиты: противогазы, респираторы (при их отсутствии — ватно-марлевые повязки или любые изделия из ткани, смочив их водой). Дома закрыть двери, окна; • отключить все нагревательные приборы, газ, погасить огонь в печах. Приготовить трёхдневный запас с непортящимися продуктами, тёплую одежду, предупредить соседей;
• перед выходом максимально защитить кожный покров: надеть плотную верхнюю одежду, головной убор (в любое время года), шарф, перчатки, резиновые сапоги. Помочь одеться престарелым и детям; • по указанию органов гражданской обороны без паники, быстро выходить из зоны заражения в указанном направлении или перпендикулярно направлению ветра, по возможности на возвышенное и хорошо продуваемое место, где ожидать дальнейшей информации; • при отсутствии возможности выйти из зоны бедствия оставаться в помещении, при этом плотно закрыть окна и двери, дымоходы и вентиляционные отверстия. Зашторить входные двери одеялами, загерметизировать щели и стыки рам плёнкой (лейкопластырем, бумагой, тряпками); • если вы находитесь в школе, то строго выполняйте все указания учителей, включая организованную эвакуацию; • если вы находитесь в транспорте, то подчиняйтесь командам водителя транспортного средства; • если вы находитесь в торговом центре, также подчиняйтесь указаниям администрации, которые передаются по средствам оповещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Радиационно-экологическая обстановка на территории Брянской области
Презентация содержит материал о радиационно- экологической обстановке на территории Брянской области, которая сложилась в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году....
Федеральный закон О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...
Методическая разработка УЗ на тему: «Защита населения при авариях на химически и радиационно-опасных объектах»
Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по УД Безопасность жизнедеятельности...
Тема: "Япония: территория, границы, население, экономика"
В призентации отражены вопросы:Что представляет собой «японская модель»развития экономики?Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья, %...
Озеленение населеных мест с основными градостроительства (ландшафтная организация озеления территорий ограниченного пользования-учреждения здравоохранения )
Презентация на тему:Ландшафтная организация озеления территорий ограниченного пользования-учреждения здравоохранения на открытый урок-лекция по дисциплине ОП. 07 Озеленение населенных мест с основными...
Урок ОБЖ в 9 классе «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Профессия спасатель»
Конспект урока может использоваться не только на уроках ОБЖ, но и на профориентационных занятиях, посвященных профессии "спасатель"....
Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера....