Методическая разработка бинарного урока «90-летие гражданской обороны РФ» по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Физика и Стандартизация»
методическая разработка
Данная разработка предназначена для проведения бинарного урока по дисциплинам "Безопасность жизнедеятельности, Физика и Стандартизация". Может использоваться как пособие для подготовки аналогичных уроков или на занятиях по Безопасности жизнедеятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Колледж государственного университета "Дубна"
Методическая разработка бинарного урока «90-летие гражданской обороны РФ» по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Физика и Стандартизация»
Цель занятия: показать жизненную необходимость ГО, особенно в текущий момент политической обстановки в мире.
Задачи: 1. Определить роль и задачи ГО;
2. Показать важность изучения законов физики и всего естествознания в создании надежного оборонительного щита против современного оружия;
3. Рассмотреть структуру ГО на объектах экономики;
4. Предназначение и функции служб ГО.
5. Показать применение физических законов, видов излучения и формул расчета кинетической энергии, доз облучения;
6. Применение государственных стандартов при изготовлении и эксплуатации военной техники.
Гражданская оборона – это составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.
Основными задачами ГО являются:
- Защита населения от оружия массового поражения;
- обеспечение устойчивой работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени;
- проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника –главная задача гражданской обороны.
Кроме того, для защиты населения от оружия массового поражения осуществляется ряд мероприятий:
- Всеобщее обязательное обучение населения способам защиты;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника и о применении им оружия массового поражения;
- защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами;
- организация радиационной, химической и бактериологической разведки и лабораторного контроля;
- проведение профилактических, противопожарных, противоэпидемиологических и санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение режимов работы на объектах народного хозяйства и правил поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
- организация и проведение спасательных работ и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения;
- проведение санитарной обработки людей, обеззараживания одежды, обуви, техники, территории и сооружений.
В рамках сложившейся политической обстановки вокруг российско-украинских отношений, когда мир поделился на здравомыслящих и откровенно враждебно настроенных лидеров западных стран, вопросы гражданской обороны особенно актуальны.
Для решения многих задач обороны, спасения, ликвидации последствий и восстановления народного хозяйства необходимы знания законов физики, химии, биологии, медицины, конкретные навыки и умения специалистов. Поэтому крайне своевременно напомнить учащимся основные виды и факторы поражающий воздействий, понятия и формулы расчета энергии разных видов излучения, расчета кинетической и потенциальной энергии взрывчатых веществ, расчета силы ударной волны, закон радиоактивного распада, законы реактивного движения и других параметров боеприпасов.
Уместно перед определением цели и задач гражданской обороны дать историческую справку о зарождении и становлении гражданской обороны как неотъемлемой части обороноспособности любого государства. Чтобы заинтересовать учащихся данным вопросом желательно рассказать о последствиях неподготовленности населения отдельных государств к оборонительным мероприятиям, когда вражеские ухищрения, уловки и прямое нападение привели к массовой гибели людей.
На первом часе занятия были определены цели и задачи гражданской обороны; необходимость создания и становление гражданской обороны на всех этапах истории нашей страны. На примере завоевания народов Америки было показано, как испанские конкистадоры, а позже и британские завоеватели победили двухтысячную армию индейцев
без боя, подарив их вождям одеяла, зараженные оспой, после чего воевать уже было не с кем, так как началась эпидемия, что может служить примером первого применения бактериологического оружия летом 1763 года. Среди индейцев племен Минго, Шауни и Делаваров бушевала эпидемия, которая унесла более 2000 жизней.
Также рассказали о применении отравляющих газов (иприт) в Первой мировой войне немцами, что имело ужасающие последствия.
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года под бельгийским городом Ипр с целью сорвать наступление англо-французских войск Германия применила иприт - жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. При первом применении иприта поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались.
Солдат, пораженный ипритом
Далее было рассказано о применении ядерного оружия Америкой во Второй мировой войне, когда генетические изменения у японского населения встречаются по сей день.
Наземный ядерный взрыв
К сожалению, сегодня арсенал вооружения многих стран гораздо обширнее, надо учитывать все виды современного вооружения и различные способы ведения боя. Активный интерес вызвали вопросы принципа действия современных электромагнитных ловушек и экранов, применяемых в военно-морских и военно-воздушных войсках. Учащиеся приводили примеры самолетов, подводных лодок и кораблей, оснащенных таким видом защиты, описывали принцип действия самолетов типа «Стелс».
Отдельным пунктом были выделены вопросы предотвращения техногенных и природных катастроф, а также ликвидации их последствий и восстановление повреждений и разрушений. На примере аварии на Чернобыльской АЭС, пожара в ТЦ рассмотрели виды поражений и действия органов гражданской обороны.
Чернобыльская АЭС после аварии
Учащиеся самостоятельно определяли факторы поражения и способы ликвидации последствий. Особое внимание было уделено профилактике и мерам безопасности при эксплуатации оборудования и аппаратных средств. Только строгое соблюдение всех стандартов изготовления, проведения ремонтных и регламентных работ, правил применения и эксплуатации может быть залогом успешной работы, которая не приведет к катастрофам, травматизму и потере здоровья людей. Международные организации по стандартизации, Национальная система стандартизации РФ и Госстандарт РФ четко определяют все нормы и требования во всех областях деятельности человека, что согласуется с задачами и функциями гражданской обороны.
ГОСТы и своды правил по гражданской обороне
ГОСТ Р 42.0.01-2000. Гражданская оборона. Основные положения.
ГОСТ Р 42.4.03-2015 Защитные сооружения гражданской обороны
ГОСТ Р55201-2012 Порядок разработки перечня мероприятий по ГО при проектировании объектов капитального строительства
Свод правил СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
Свод правил СП 264.1325800.2016 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства
СП 88.13330.2014 Защитные сооружения ГО
СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по ГО
Преподаватель колледжа Легович С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"
Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной в соответствии с новыми требованиями ФГ...
Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»
Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...
Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"
Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...
Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Бинарного урока проекта по дисциплинам «Обществознание», «География» на тему «Россия в современном мире»
ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"Работа посвящена разработке методики проведения бинарного урока-проекта по дисциплинам «Обществознание», «Географ...
Методическая разработка бинарного урока дисциплин «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» Информационная безопасность
Целью данного урока является сформировать целостное представление об информационной безопасности, угрозах информационной безопасности и защите информации...
Методическая разработка бинарного урока-игры «Маркетинговое исследование» (по дисциплинам «Маркетинг»)
Современный деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому очень важно для студентов в период обучени...