Конспект внеурочного занятия в форме экологической тропы по теме "Охрана природы"
план-конспект занятия

Растворова Дарья Владимировна

В материале представлен подробный конспект занятия в интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_okr_mir.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 внеурочного занятия по окружающему миру

ТЕМА «Экологическая тропа «Охрана природы»

Составила студентка 331  группы

Растворова Дарья

МАОУ, класс каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена  2 Номер урока 1

Начало урока  13:55

ФИО учителя школы:

Купровская Галина Борисовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                             _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель: Содержательная: расширение кругозора о охране природы.

            Деятельностная: создать условия для развития УУД

Задачи

Личностные:

- формировать мотивацию на учебную деятельность

- формировать целостный взгляд на мир в единстве республики

Предметные:

- закрепление знаний о Красной книге, о растениях и животных.

Метапредметные:

Регулятивные:

- развивать умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил

- развивать умение планировать своё высказывание

Познавательные:

- умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя

- развивать умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий

Коммуникативные:

- развивать умение формулировать ответы на вопросы

- развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оборудование  

У учителя: презентация, карточки для выполнения задания в парах,

У учащихся:

Образовательные ресурсы:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Вводный

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте проверим вашу готовность к занятию: посмотрите, все ли ваши предметы лежат на краю парты, все ли карандаши и другие принадлежности находятся в пенале. Итак, все красиво стоят около парт. Я вижу, вы готовы. Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Владимировна и сегодняшнее  внеурочное занятие по окружающему миру

проведу у вас  я.

- Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра! Если вам будет трудно, я помогу!

-Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

-Пожалуйста, кто готов начать работу, ответьте мне этим же знаком..

-Одну простую сказку, а может и не сказку,

а может непростую, хочу вам рассказать

Ее мы помним с детства, а может, и не с детства, а может и не помним, но будем вспоминать!

-Когда – то, собравшись с последними силами, Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

- Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше воображаемое путешествие по экологической тропе.

-А как вы думаете, что такое экологическая тропа?

-Экологическая тропа - это виртуальная экскурсия в классе. Мы с вами посетим 4 станции. Посмотрите на слайд, там появляются станции.(1слайд)

-Кто прочитает названия станций?

-Как вы думаете, что мы будем делать на этих станциях?

-Действительно, на каждой станции мы будем выполнять  различные задания.

-Ну что ж  нам пора отправляться в путь.

Показывают ладощки.

.

-Это какой-либо маршрут.

Зачитывают станции.

-Разгадывать кроссворд, разгадывать филворд, отгадывать загадки, выполнять творческие задания.

Формирование мотивации на учебную деятельность (личн.)

Основной

 -Мы с вами прибыли на первую станцию. Она называется «Красная книга»(2 слайд)

 - Посмотрите на экран, что вы видите?

-А какого цвета эта книга?

-А как вы думаете, что символизирует этот цвет?

- Правильно. Он как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим их, они погибнут.

- А вы знали, что страницы Красной книге страницы разного цвета?

-А как вы думаете, почему цвета разные?

- Международная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы разноцветные. Красные, желтые, белые, зеленые, серые и чёрные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых еще пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. На зеленых - о видах, которые человеку уже удалось спасти. На страничках с серой рамочкой вписаны такие представители, которые ещё мало изучены, а места их произрастания и обитания труднодоступны для человека либо малоизвестны. А на чёрных страницах помещены те виды, которые уже вымерли.

-А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали мой рассказ. Вы видите на слайде категории и страницы.(3 слайд) Соотнесите категорию со страницей. На листочках вы можете делать пометки.

-Давайте проверим то, что у вас получилось.

-Что обозначает(так по каждому цвету)

Чёрные-  Уже исчезли (вымерли)

Белые- Редкие виды

Красные- Находятся на грани исчезновения

Серые-  Малоизученные

Зелёные- Число постепенно восстанавливается

Жёлтые- Численность велика, но неуклонно сокращается

-Ребята, покажите один палец, если вы всё выполнили верно. А теперь покажите два пальца, если у вас есть ошибки.

-Чтобы у вас не возникало больше ошибок, нужно знать значение всех цветов в Красной книге. Ведь без этого, мы не будем понимать, то что обозначают данные страницы.

-Отлично!

-Мы продолжаем наш маршрут по экологической тропе. И остановимся на станции «Животный мир»(4 слайд)

-Ой смотрите кто это тут у нас появился?(5 слайд)

- Верно! Это Белая сова. Ребята, а вы знаете, что Белая сова, к сожалению, находится в Красной книге Республики Коми.

-Сова просит помощи у всех, ведь таких, как она еще очень много. Например,  это: барсук, северный олень, серый журавль, лебедь-кликун, рыба нельма и многие другие.(6-7 слайд)

 -Ребята, у меня для вас интересное задание, связанное с Красной книгой Республики Коми. Работать вы будете в парах.

-Но прежде чем я озвучу задание, давайте вспомним правила работы в парах.

-Называем по одному правилу, но не забываем,   отвечаем по поднятой руке. Молодцы, много знаете вы правил.

 -А теперь внимательно послушайте задание, вам будет необходимо составить паспорт одного из редких и исчезающих животных нашего родного края.

-Вы знаете, что такое «паспорт животного»?

-Скажите, что же это такое?

-Верно, паспорт-это такой документ, в котором содержится самая важная информацию о каком-либо животном.

 Вам нужно представить характеристику животного по следующему плану:

1.Название животного.

2.Описание внешности.

3.Где обитает животное

4.Чем питается.

Сейчас я раздам каждой паре паспорт животного, после того как вы получите своего животного, можете приступать к заданию.

-Время на выполнение работы у вас 5 минут.

-Время,отведенное на работу подошло к концу. Кто из вас первым желает продемонстрировать свою работу?(спросить как можно больше пар)

-Скажите, для чего вы выполняли это задние?

-Вы правы, мы с вами узнали много информации о животных, которые занесены в Красную книгу.

- К сожалению, защита животных находящихся в Красной книге не всё зависит от нас, но мы тоже можем помочь этим исчезающим видам.   -Как вы думаете, чем мы можем им помочь?

Да, если мы не будем рвать цветы, ломать ветки, ловить бабочек, жуков, ломать гнезда птиц, то хоть и немного, но мы можем спасти им жизнь.

- Прежде чем продолжать наше путешествие по экологической тропе, мы с вами немного разомнемся. Встаньте возле своих парт и повторяйте движения за мной.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

-Присаживайтесь.

-И так ребята, продолжаем наш маршрут по экологической тропе и следующая остановка  у нас «Заповедники»(8 слайд)

-Посмотрите на экран, вам дано определение понятия «Заповедник», кто прочитает?(9 слайд)

Заповедник — это вся природа, где особо находится под строгой охраной охраняемая территория.

-Ребята, вам не кажется, что что-то в этом определении не так?

-Действительно, в этом определении перепутаны слова,  мы не можем понять значение этого слова. Давайте, попробуем собрать верное определение. Подумайте, и озвучьте свои мысли.

-Давайте посмотрим на экран и прочитаем верное определение, кто желает? (10 слайд)

-Отлично, мы с вами правильно собрали определение. А вы знаете, какой самый крупный заповедник в нашей Республике?

-Верно, это Печоро-Илычский заповедник. Давайте посмотрим небольшой видеоролик про него. Вовремя просмотра подумайте над такими вопросами:(11 слайд)

-Какие растения находятся в этом заповеднике?

-Какие животные там обитают?

-Что нового вы узнали?

-Молодцы ребята, мы продолжаем наше путешествие.

-И последняя наша остановка –это «Охрана растений» (12 слайд)

-Вам нужно будет отгадать загадки, но отвечаем только по поднятой руке.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

в зелёных полушалках.

Зовусь я также как конфета,

Но только я цветок такой.

Цвету в саду и огороде летом,

И глаз ваш радую собой.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Я в лесу нашла цветок,

Он похож на башмачок,

Имя у него богини,

Носит он его доныне.

В красной книге он друзья.

Значит, рвать его нельзя.

Не берёза, не сосна.

В тишине стоит она

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит.

Хороша трава-

Красная голова.

И медку подарит.

И чайку заварит.

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это…

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

-Молодцы, ребята вы очень хорошо знаете растения занесённые в Красную книгу.

-Ребята, скажите, пожалуйста нужно ли охранять природу?

-Действительно, охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

-Сейчас я вам разам вот такие круглые листочки, похожие на дорожные знаки.

-Как вы думаете, для чего они нам нужны?

-Да, действительно, сейчас каждый из вас создаст свой знак – напоминание о поведении человека по отношению к природе. Пока будете выполнять задание, подумайте, что  обозначает ваш знак. Не забывайте время на работу ограниченно! Нам нужно ещё посмотреть  на ваши знаки.

-Можете приступать к заданию.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

- книгу.

-Красного

-Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.

-Нет, не знали. Да, знали.

-Они несут определённый смысл.

-Белая сова.

 

Проговаривают правила

-Да, знаем.

-это документ, где хранится важная информация.

-Чтобы больше узнать о животных.

- Не рвать цветы, не ломать ветки и т.д

читают

Да, кажется в нем перепутаны слова.

Пробуют собрать определение.

Читают.

-Печоро-Илычский заповедник

Обсуждаем.

-шиповник

-берёзы

-ирис

-подснежник.

-венерин башмачок

-осина

-иван чай

-клён

-подсолнух

-да,нужно

-мы будем делать свои знаки.

Итоговый

- Наш маршрут по экологической тропе подходит к концу, давайте повторим, то о чём мы сегодня с вами говорили.

-Нужно ли охранять природу?

-Что значит охранять природу?

- Как вы лично можете помочь природе?

А какие меры охраны природы известны в нашей стране?

 Какую книгу называют  Красной?

Я думаю каждый из вас должен запомнить правило:

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок  свою планету.

-Давайте все вместе сделаем  шаг навстречу  природе.

-Сейчас я вам раздам вот таких бабочек.

Если вы считаете, что сегодняшнее занятие было для вас полезным и вы будете охранять природу, то раскрасьте бабочку зелёным цветом. А ели для вас занятие было бесполезным и вы не будете охранять природу, то раскрасьте бабочку красным цветом.  

-Поднимите все свои бабочки.

-Как много зелёных бабочек я вижу.

-И пусть вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

-Всем спасибо за работу, до новых встреч!

-Да,нужно

Ответы детей

.

заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

-Книга  в которой записаны редкие растения и животные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)

План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)....

План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)

План-конспект занятия  в форме круглого стола  «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...

План-конспект учебного занятия "Источники международного экологического права"

План-конспект учебного занятия "Источники экологического права" можно использовать для проведения дистанционного занятия по учебной дисциплине ОП.04 Основы экологического права специальности...

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...

Конспект воспитательного мероприятия "Встречи на экологической тропе".

Данная разработка ориентирована на учащихся 1 класса и направлена на экологическое воспитание школьников....

Конспект внеурочного занятия по теме \'Биомеханика полета - летающие мини-роботы\'

Конспект предоставлен по программе 4 класса \'Чудеса природы\'...