доклад
статья

Данная статья передает то, на сколько важно формирование гражданской позиции у обучающихся в условиях массовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obzh.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНПЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Реферат на тему:
«Формирование гражданской позиции у обучающихся в условиях массовой школы»

Выполнили студенткы 1-го курса
Группы:132э1
Малофеева Екатерина Евгеньевна

Гофман Камилла Ильхомовна
Проверил преподаватель по

Основам безопасности и жизнидеятельности
Доронин.Д.А

Томск 2022

Современное общество претерпевает глобальные перемены на этапе формирования новой государственной системы. Процессы, происходящие в нем, часто носят нерегулируемый характер, так как отсутствует ясная позитивная государственная идеология, изменилась иерархия общественных ценностей, разрушились традиционные институты социализации подрастающего поколения и т. д. Все эти негативные черты современного общества обусловлены, прежде всего, ослаблением значимости нравственных норм или их не соблюдением. Нестабильная политическая и, как следствие, экономическая обстановка в обществе породила (и порождает) низкий уровень культуры поведения подростков и молодежи. Есть мнение, что «школа перестроечного и постперестроечного типа откровенно порвала свою связь с национальной историей, с традициями национальной жизни народов России, с историей русской педагогики и дидактики, предпочитая заимствования с Запада и Востока».

Анализируя степень воспитанности современной молодёжи в России, большинство исследователей (Г.М. Иващенко, Л.И. Маленкова, Т. М. Мальковская, Н. Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.), а также сознательная общественность отмечают недостаточное развитие духовности и ответственного гражданского поведения у части старшеклассников, что проявляется в отсутствие активного стремления к общественной деятельности, преобладании потребительских и эгоистических настроений. Характерными чертами массового молодёжного сознания стали правовой нигилизм и отсутствие социальной воли. На первый план вышли меркантилизм, материальные запросы, утрачены нити, связывающие разные поколения, потеряны нравственные ценности и традиции, возник дефицит духовности. Часто жизненная позиция приобретает социально неприемлемую форму, что проявляется в безразличии, пассивности, беспринципности, вседозволённости, агрессивности.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами современной школы.(Целью гражданского общества является не экономика и не политика, а сам

социум... это общество, в котором граждане имеют возможность реально воздействовать на

социальные процессы и тем самым разделять ответственность за то, что происходит в обществе).

История развития человеческой цивилизации свидетельствуют о том, что проблема усвоения правил и норм человеческого общежития, принятых в обществе, - центральная проблема любого общества, переживающего кардинальные перемены на пути модернизации государства и изменений общественного уклада. Очевидно, что чем ниже уровень воспитанности человека, тем доступнее его сознание для манипулирования его волей и энергией.

Являясь одним из социальных институтов, школа играет особую роль в процессе становления зрелой позиции школьников, так как именно она призвана целенаправленно формировать

полноценного члена общества. (Школа... должна стать важнейшим фактором гуманизации

общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны). В настоящее время гражданское образование в России находится на этапе становления, которое включает в себя разработку содержания концепции положений в соответствии с

социальными запросами и реальными условиями осуществления учебно-воспитательной деятельности.

Нормативные документы, образовательные программы и методические рекомендации определяют важность формирования гражданской позиции учащихся, указывают основной путь решения этой задачи - организация осмысления и оценки учебного материала сквозь призму гуманистических ценностей , к числу которых относятся и ценности гражданского общества: (самоопределение личности), (формирование человека- гражданина), (развитие гражданского общества), (утверждение правового государства). Подчёркивается особая роль правовой системы общества, структурным элементом которой является демократическое общество.

Наибольшими возможностями в плане формирования гражданской грамотности (как компетентности) обладают гуманитарные дисциплины, прежде всего история, обществознание, элективные курсы (Основы политологии ), (Политика и право), (Основы избирательного права), (Экономика и право) и т. д. Это учебные дисциплины, привлекающие внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях, требующих знания законодательства.

Они развивают историческое мышление, позволяют учащимся осознать себя участниками конкретного исторического процесса, потребителями и творцами культуры, а значит, способствуют выбору пути, места и назначения в жизни.

По мнению О.С. Газмана, «научится жить-значит выработать свою позицию в жизни, своё мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней». И. Кант, определяя понятие «личность», утверждал, что необходимо быть «господином самому себе, благодаря добровольно выбранным жизненным принципам». Это значит, что человек свою жизненную позицию для себя определяет самостоятельно. « Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее», -утверждал Д.С. Лихачёв, а по мнению В.О. Ключевского, «не зная истории, мы не можем понять, зачем пришли на этот свет, зачем мы живём, к чему стремимся». Согласно Р. Коллингвуду, «мы изучаем историю для того, чтобы нам стала ясней та ситуация, в которой нам предстоит действовать».

Уроки истории и обществознания дают возможность осмыслению информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, формирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, наблюдения оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни (с опорой на экономические, политические, правовые, культурологические знания), оценки собственных действий и действий других людей сточки зрения нравственности, гуманности.

В процессе преподавания обществоведческих дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, правовому, эстетическому и др. Этому способствует, прежде всего, содержание учебного материала, т. к. в нём аккумулирован социокультурный опыт человечества, позволяющий формировать научное мировоззрение, патриотические убеждения, гражданскую позицию, нравственное сознание, культура поведения и межличностные отношения.

«Гражданское образование, утверждая демократические ценности несёт в себе уважение к точки зрения собеседника, бережное отношение к правам человека, строится на конструктивном диалоге, умении вести дискуссию, а потому ориентировано на использование интерактивных методов преподавания предметов, составляющих его основу».

В преподавании обществоведческих дисциплин сегодня актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. Через активные (деятельностные) технологии обучения (ситуативная игра, тренинг, дискуссия, дебаты, встречи с участниками исторических событий, работа с архивными материалами школьного музея, выполнение творческих работ по социально значимой тематике и т.п.) достигается воспитательная задача учебных курсов.

Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в определении гражданской позиции учащихся. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. В основу метода проектов положены идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который должен быть получен при решении той или иной социально значимой проблемы.

Проектная деятельность призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость нравственного и гражданского становления, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство формирующейся личности подростков.

Опираясь на положительный опыт проектной деятельности старшеклассников в рамках учебных дисциплин «история» и «обществознание», следует определить задачи совместной деятельности педагога и учащегося:

-формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами дисциплин обществоведческого цикла;

-сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

-развитие навыков нравственного поведения в социуме, способствующих успешности личности.

Условия учебно-воспитательной деятельности:

-применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

-значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная); -самостоятельная деятельность подростков в ситуации выбора.

Предложенные ниже варианты проектной деятельности (ролевой проект, исследовательский проект) могут быть использованы в коллективной, групповой и индивидуальной работе с учащимися.

Ролевой проект «Гражданин- Отечества достойный сын». Группа учащийся («журналисты») изучает материалы современной прессы (печатные СМИ, ТВ, Интернет) о поступках гражданской направленности. После обмена информацией выбирается лучший вариант и готовится минипрезентация. 

Исследовательский проект «Социальный опрос». Группа учащихся («социологи») проводит анкетирование учащихся, учителей, родителей на актуальные проблемы современности. Обработанные результаты (представленные в виде таблиц, диаграмм) могут использовать для проведения классных часов и родительских собраний.

Творческий проект «История страны в судьбе моей семьи». Индивидуальная работа учащихся членов их семей по изучению родословной (беседы, переписка, изучение архивных материалов). Соотнесение полученных сведений с официальными фактами истории страны. Результатом может быть письменный отчёт, реферат, что в общем виде может называться «Книга памяти».

Однако гражданская позиция страшеклассников не может быть сформирована только средствами отдельно взятых учебных дисциплин, необходимо комплексное воздействие всех социальных институтов, прежде всего семьи, общественных организаций и самого государства, создающее благоприятную почву для успешности. В таком случае можно разрешить противовес между темпами развития и современными требованиями общества к молодому поколению, с другой стороны, и готовностью выпускников соответствовать ожиданиям и социальному прогнозированию с другой.

Библиографический список

1. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К. А. Абульханова - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества [Текст] / Р. Г. Апресян - М.: Гардарики, 2001. - С. 110.

3. Бондаревская, Е. В. Моральная деятельность - основа формирования активной жизненной позиции школьника [Текст] / Е. В. Бондаревская // Формирование активной жизненной позиции школьника // Сборник научных трудов. - Ростов на - Дону: РостГПИ, 1979. - 67 с.

4. Гагаевы, П. и А. Кого готовит школа [Текст] / П. и А. Гагаевы // Литературная Россия. - 08.06.2001. www. litrossia.ru

5. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6.

M., 1996.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

[Текст] - М.:ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - С. 4

7. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание [Текст] /сост. В. Ю. Розка. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 3

8. Титова, Е. В. Сущность общественно - активной позиции личности подростков [Текст] / Е. В. Титова // Формирование социально-активной позиции школьников // Сборник научных трудов. Под ред. Т. Н. Мальковской. - М.: АПН СССР. 1984. - 128 с.

9. Цепелев, В. Н. Детская организация как средство формирования социально- приемлемой жизненной позиции подростков, диссертация [Текст] / В. Н. Цепелев - Йошкар-Ола, 2004. - 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год

Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...