Методическая разработка на тему: «Современные методы и формы преподавания курса ОБЖ».
методическая разработка

Савушкин Александр Юрьевич

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как: теория и методика преподавания ОБЖ, владение полным набором современных методов и форм преподавания курса ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx139.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение

«ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»

Методическая разработка на тему: «Современные методы и формы преподавания курса ОБЖ».

Преподаватель Информатики и ОБЖ                                 А.Ю. Савушкин                        

 Санкт-Петербург

2022 год

Методическая разработка на тему: «Современные методы и формы преподавания курса ОБЖ».

Классификация методов преподавания.

Легко выделить три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.

При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Преподаватель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия.

Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово преподавателя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.

Разделение методов учебного процесса на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, быть активными.

Многими методистами рекомендуются следующие критерии выбора методов обучения в соответствии с различными формами содержания урока.

При изучении объектов используются возможности чувственного восприятия - рисунки, слайды, фотографии, модели, картографический материал.

При изучении процессов необходима постановка экспериментов, кинофильмы, демонстрирующие динамику развития процесса, серии рисунков, так же отражающие поэтапность изменения ситуации.

При изучении единиц измерения основными методами должны служить задания на оценку действия измеряемого фактора, либо задачи и задания на вычисление с использованием данных единиц измерения.

Методы, выбранные для проведения конкретного урока должны соответствовать степени подготовленности и самостоятельности учеников, то есть необходимо соответствие их уровню познавательной деятельности.

Основные методы работы с материалом курса ОБЖ

Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:

• речевые;

• наглядные;

• практические;

• контрольные;

• мнемонические.

Речевые методы в основном могут быть использованы на таких занятиях изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.

1. Рассказ

Фронтальный метод. Применяется для раскрытия вопросов малознакомых учащимся, когда у них еще нет достаточных знаний для организации плодотворной беседы. Применим в тех случаях, когда от учащихся требуется не столько понимание тех или иных процессов, сколько их образное и последовательное описание. Форма рассказа применима в основном в начальной школе.

2. Лекция

Фронтальный метод. Характеризуется монологом преподавателя, построенному по принципам научности, систематичности подачи материала темы или объемного вопроса программы.

3. Беседа

Фронтальный либо индивидуальный метод.

4. Доклад

Индивидуальный метод. Данный метод эффективен в тех случаях, когда требуется осуществить изучение нового материала в нетрадиционной форме. При инструктаже учащегося требуется четко сформулировать тему доклада, определить источники информации, необходимые для его написания, максимальный и минимальный объем, а так же при необходимости - его план. Доклад осуществляется в форме словесного изложения. Для того, чтобы стимулировать внимание учащихся к докладу, перед ними необходимо поставить некую задачу или дать задание, решаемое с помощью информации, имеющейся в тексте доклада. Кроме того, желательно поощрять различные вопросы у класса к докладчику.

Наглядные методы также используются на уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний и предназначаются для зрительного восприятия информации. Применение этих методов улучшает понимание материала, позволяет его определенным образом систематизировать и структурировать.

5. Педагогический рисунок

Фронтальный метод. Цели, решаемые преподавателем с помощью рисунка на доске, могут быть весьма разнообразны. К примеру, педагогический рисунок может иллюстрировать механизм возникновения изучаемого в данный момент явления или процесса, серия рисунков - отображать динамику развития явления или процесса.

6. Эксперимент

Фронтальный метод. Эксперимент, демонстрирующий непосредственно явления или процессы возможен в курсах физики и химии, иногда - биологии. В курсе же Основ безопасности жизнедеятельности эксперимент несет, в основном, функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Эксперимент, таким образом, изначально разрабатывается и проводится преподавателем как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала.

6. Применение технических средств обучения (ТСО)

Фронтальные методы. Экранные технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диафильмы, учебные телепрограммы) обладают одной важной особенностью.

Группа практических методов ставит своей задачей обеспечение освоения учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.

7. Практическая работа

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.

8. Самостоятельная работа

Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации.

9. Терминологический диктант

Фронтальный метод. Метод позволяет проконтролировать знание учащимися специальных терминов, использующихся в пройденном материале курса.

Литература
1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростовна- Дону, 2004.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- наДону, 2002.

5. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

7. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999. 8. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных" "

Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания занятий для дальнейшего использования в педагогической работе....

Методическая разработка по теме: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ

Методическая разработка практического занятия по ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка на тему: " Современные образовательные технологии"

В  работе представлены  современные образовательные  технологии, применяемые  в моей педагогической практике.Информационно-коммуникационные технологии;Технология проектного о...

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология. 5-8 классы.

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология.5-8 классы....

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...

Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »

Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельнос...