Методическая разработка по теме: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Егорьевский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Егорьевск 2018 год
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Егорьевский филиал
Рассмотрено на заседании ЦМК профессиональных модулей №2 Протокол № ________ от «___»_____________2018 г. Председатель _______ Бадалина О.Ю. | УТВЕРЖДАЮ Зав. отделом по УВР «____»____________2018 г. ______________ Шувалова Н.А. |
Разработчик: Бадалина О.Ю. – преподаватель ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой» Егорьевский филиал
Оглавление
Пояснительная записка | 4 |
Схема интегративных связей | 7 |
Технологическая карта занятия | 8 |
Ход урока | 9 |
Вводная часть | 9 |
Основная часть урока: | 9 |
| 9 |
| 10 |
Выполнение интерактивного задания | 16 |
Воспроизведение практической ситуации | 19 |
Решение проблемно – ситуационных задач | 21 |
Контрольно – оценочный материал | 25 |
Заключительная часть | 30 |
Рефлексия | 30 |
Домашнее задание | 31 |
Приложение А. Глоссарий | 32 |
Приложение Б. . Комплекс упражнений для физкультминутки | 34 |
Приложение Г. Интерактивная игра | 35 |
Приложение Д. Сценарий фрагмента практического занятия | 36 |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка включает в себя практическое занятие по разделу «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел рассматривает вопросы осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского ухода.
Тема соответствует программе ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» для студентов специальности «Сестринское дело».
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки) и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Методическая разработка практического занятия рассчитана на 4 учебных часа, в соответствии с учебным планом программы МДК 04.01. раздела «Теория и практика сестринского дела».
Специфика проведения практического занятия подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов.
Практическое занятие проводится с применением мультимедийной презентации, выполнением ролевой и интерактивной игры, а также работа малыми группами.
Изучение темы создаёт базу для дальнейшего изучения ПМ: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Методическая разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», «Изложение нового материала», «Физкультминутка», Самостоятельная внеаудиторная работа.
Методическая разработка может использоваться как при самостоятельной подготовке студента к уроку, так и при работе на самом занятии, поскольку содержит полный теоретический и разнообразный практический материал. Эта тема является актуальной как в прошлом, так и в настоящем и будущем.
Медицинской сестре ежедневно приходится осуществлять сестринский уход за пациентами. Потребность в сестринском уходе универсальна. Человек нуждается в ней от рождения до смерти. Уход за больным человеком - это наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды. Уход за больными является необходимой и важнейшей частью процесса лечения. Искусство ухода заключается в том, чтобы ухаживать не за пациентом, с каким либо заболеванием, а за человеком, обладающим индивидуальными особенностями, характером, привычками, желаниями.
Сложно переоценить значение данной темы для формирования профессиональных компетенций, так как грамотный сестринский уход – это одно из самых главных условий осуществления медицинской помощи на всех уровнях и этапах.
Получение знаний и навыков по данной теме станет основой для воспитания профессионалов сестринского дела.
Цели занятия:
Методическая цель:
- оптимизация обучения студентов с использованием моделирования профессиональной деятельности с целью реализации Государственного образовательного стандарта.
Учебные:
- изучить определения: сестринский уход, потребности пациента, проблемы пациента, цели ухода, сестринские вмешательства.
- изучить 1 этап сестринского ухода.
- изучить 2 этап сестринского ухода.
- изучить 3 этап сестринского ухода.
- изучить 4 этап сестринского ухода.
- изучить 5 этап сестринского ухода.
- изучить документацию к сестринскому уходу.
- формирование профессиональных навыков компетенций при выполнении сестринского ухода.
Развивающие:
- развивать логическое, клиническое мышление, внимание, память, познавательный интерес к данной теме;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать профессиональные навыки;
- развивать письменную и устную речь;
- развивать навыки работы с документацией;
- развивать навыки общения с пациентами и их окружением;
- развить организационные способности;
- развивать положительные личностные качества.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей;
- воспитывать у студентов набор важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;
- воспитывать умение осознавать ответственность за жизнь и безопасность пациента
- воспитывать умение анализировать свое поведение.
После изучения данной темы студент должен уметь:
- уметь собирать информацию о состоянии здоровья
- уметь выявлять нарушенные потребности пациента
- уметь вести медицинскую документацию пациента
После изучения данной темы студент должен знать:
- знать способы реализации сестринского ухода
Сформировать компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
ПК 4.5.Оформлять медицинскую документацию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Используемые педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
Время занятия: 180 минут
Количество часов: 4
Оборудование и оснащение: учебники, тетради, презентация, ноутбук, проектор, тестовые задания, бланки ответов на тестовые задания, ситуационные задачи, кроссворды, иллюстративный материал, медицинская документация.
Схема интегративных связей
Тема: Современные технологии в организации сестринского ухода за пациентами
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время |
Организационный момент | Отмечает отсутствующих на занятии, оценка внешнего вида студентов, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию | 5 мин | |
Контроль исходного уровня знаний | Оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос. | Отвечают на вопросы | 20 мин |
Изложение нового материала: Формулировка темы, мотивация учебной деятельности, целевая установка | Рассказывает о важности изучения темы, подчеркивает значимость, актуальность. Определяет цели и план занятия. | Записывают тему занятия, слушают, запоминают | 5 мин |
Объяснение нового материала Работа над изучаемым материалом | Объясняет новую тему, демонстрирует выполнение практических манипуляций | Слушают, конспектируют изучаемый материал, запоминают | 60 мин |
Организация самостоятельной работы обучающихся | Даёт методические указания, поясняет этапы самостоятельной работы: решение ситуационных задач | Слушают, запоминают | 5 мин |
Самостоятельная работа студентов | Наблюдает, корректирует | Отрабатывают манипуляции, решают ситуационные задачи, тестовые задания. | 60 мин |
Физкультминутка (Приложение 1) | Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений | Выполняют упражнения | 10 мин |
Закрепление материала, осмысление и систематизация полученных знаний, рефлексия, подведение итогов | Задает вопросы, комментирует ошибки, подводит итоги занятия, анализирует степень достижения цели занятия, оценивает деятельность обучающихся, выставляет оценки | Слушают, отвечают на вопросы, анализируют свои ответы | 10 мин |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание | 5 мин |
Всего | 180 мин |
Технологическая карта за
Ход урока
Организационный момент
Приветствие преподавателя и эмоциональный настрой учащихся. Объявление целей и задач урока.
Актуализация темы
Преподаватель:
Потребность в сестринском уходе универсальна. Человек нуждается в ней от рождения до смерти. Уход за больным человеком - это наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды. Уход за больными является необходимой и важнейшей частью процесса лечения. Искусство ухода заключается в том, чтобы ухаживать не за пациентом, с каким либо заболеванием, а за человеком, обладающим индивидуальными особенностями, характером, привычками, желаниями.
Вводная часть
Преподаватель:
Под сестринским уходом понимают целый комплекс лечебных, профилактических, гигиенических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на облегчение страданий больного, скорейшее его выздоровление и предупреждение осложнений заболевания: выполнение назначений врача (прием лекарственных средств, выполнение различных процедур и т.д.), диагностические манипуляции (сбор мочи, мокроты и кала для анализа и т.д.), подготовка к определенным исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, поддержание должной чистоты больного и окружающей его среды, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и т.д.
Основная часть
Преподаватель:
Уход за больными подразделяется на общий и специальный:
О том, что означает общий и специальный уход нам расскажет обучающийся №1
Обучающийся № 1.
1. Общий уход включает в себя мероприятия, в которых нуждается любой больной независимо от характера заболевания. Всем больным необходимы лекарственные средства, смена белья и т.д.
2. Специальный уход включает в себя мероприятия, которые применяются только по отношению к определенной категории больных (например, промывание мочевого пузыря больному с заболеваниями мочеполовых органов).
Преподаватель:
Современная организация сестринского ухода за пациентами предусматривает оказание квалифицированного ухода, т.е. ухода который осуществляет профессионально подготовленный специалист. Организация сестринского ухода за больными руководствуется рядом принципов современного ухода, таких как:
- безопасность,
- конфиденциальность,
- уважение чувства человеческого достоинства,
- общение,
- независимость,
- инфекционная безопасность.
Основной целью сестринского ухода является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека, обеспечивающее приемлемое качество жизни. Качество жизни (по определению ВОЗ),– «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».
Сестринский уход – системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.
Цель сестринского ухода – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека.
Преподаватель:
Сестринский уход состоит из 5-ти последовательных этапов:
О том, какие этапы включает в себя сестринский уход и их последовательность расскажет обучающийся №2.
Обучающийся № 2
- сбор информации, обследование, оценка состояния пациента;
- диагностика его состояния (выявление проблем и постановка сестринского диагноза);
- планирование мероприятий по уходу за пациентом;
- осуществление плана сестринских вмешательств;
- оценка полученных результатов.
Обязательными условиями осуществления сестринского ухода являются:
- участие пациента и его родственников во всех этапах;
- документирование всех этапов (ведение сестринской истории болезни).
I ЭТАП – сбор информации, обследование, оценка состояния пациента
Цель этого этапа – получение информации о пациенте, которая фиксируется в сестринской истории болезни.
Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными и дополнительными.
- Субъективное обследование (опрос) основано на ощущениях пациента, его эмоциях.
- Беседуя с пациентом медсестра узнаёт:
- Основные жалобы пациента;
- Историю (анамнез) настоящего заболевания (когда началось заболевания, при каких обстоятельствах, его проявления, предпринятое пациентом самолечение; если заболевание сопровождается болью, то выясняют её локализацию, иррадиацию (куда отдает?), характер, интенсивность, время появления, способствующие факторы, что облегчает боль и т.д.);
- Анамнез жизни (перенесённые ранее заболевания, травмы, лечебные процедуры, были ли госпитализации, реакции пациента на проведённое лечение);
- Состояние пациента на момент осмотра, привычки, отношение к здоровью;
- Семейный анамнез (информация о родителях, наследственных заболеваниях и др.)
- Объективное обследование (осмотр)
- Общий осмотр (внешний вид, опрятность, выражение лица, эмоции, поведение, как двигается, особенности речи, слуха);
- Определение состояния сознания:
- ясное;
- спутанное – пациент находится в помрачённом, оглушённом состоянии, на вопросы отвечает с запозданием, медленно, но разумно;
- состояние ступора – пациент находится как бы в оцепенении, из которого его можно вывести на короткое время, если громко обратиться к нему или потрясти, ответы на вопросы бывают неосмысленными;
- состояние сопора (отупения) – пациент как бы в полусне, безразличен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы сохранены;
- состояние комы – полное отсутствие сознания, чувствительности и рефлексов.
- Определение положения пациента:
- активное – пациент легко садится, встаёт, передвигается, обслуживает себя;
- пассивное – пациент малоподвижен, не может сам повернуться, поднять голову, изменить положение тела (бессознательное состояние, крайняя слабость);
- вынужденное – положение, которое пациент занимает для облегчения своего состояния и уменьшения болезненных симптомов.
- Определение роста, массы тела, соответствия массы тела росту.
- Обследование кожи и видимых слизистых:
- окраска кожного покрова и слизистых:
- гиперемия (покраснение) (при приёме горячей ванны, алкоголя, лихорадке, волнении, артериальной гипертензии);
- бледность (при волнении, переохлаждении, кровопотере, обмороке, анемии);
- цианоз (посинение) может быть общим (ССН) и местным (тромбофлебит), центральным (на губах и слизистой рта и языка) и периферическим (на ногах, кистях, стопах при волнении или низкой температуре воздуха);
- иктеричность (желтушность) на склерах, твёрдом нёбе, губах, коже (при заболеваниях печени, усиленном гемолизе (распаде эритроцитов); на ладонях, лице, подошвах (при высоком содержании каротина в пище);
- влажность кожи;
- температура кожных покровов;
- эластичность и тургор (упругость) кожи;
- патологические элементы кожи (сыпь, расчёсы, пигментация, родимые пятна и т.п.);
- волосяной покров (характер оволосения, количество волос, педикулёз);
- ногти (утолщение, ломкость, изменение цвета и формы).
- Обследование пациента по органам и системам (органы чувств, костно-мышечная система, дыхательная и ССС, ЖКТ, мочевыделительная система, эндокринная система, нервная система, репродуктивная система).
При объективном обследовании пациента используются такие методы как:
- пальпация (ощупывание) – позволяет определить влажность, эластичность и тургор кожи, состояние подкожной жировой клетчатки, наличие отёков, состояние мышц, лимфатических узлов;
- перкуссия (выстукивание) – позволяет определить границы, размеры, конфигурацию органов, выявить патологические процессы в грудной или брюшной полости, определить наличие жидкости в полостях;
- аускультация (выслушивание) – позволяет услышать тоны сердца, дыхание, хрипы, перистальтику кишечника.
Проводя опрос и осмотр пациента, медицинская сестра должна постоянно наблюдать за пациентом, оценивая его психологическое и душевное состояние (манеру говорить, голос, адекватность реакции на вопросы, зрительный контакт, мимику, настроение).
- Дополнительные методы обследования
- Инструментальные методы (измерение АД, температуры тела, определение пульса, ЧСС, ЧДД, рентген, ЭКГ, УЗИ и др.);
- Лабораторные методы (исследования крови, мокроты, мочи, кала, желудочного содержимого и др.).
Все данные обследования фиксируются в сестринской истории болезни.
II ЭТАП – выявление проблем и постановка сестринского диагноза
Второй этап начинается с анализа данных полученных при обследовании. Затем выявляют проблемы пациента и формулируют сестринские диагнозы.
Проблемы пациента возникают в случае невозможности удовлетворять свои потребности.
Проблемы пациента, которые медсестра может самостоятельно разрешить или предупредить называются сестринским диагнозом.
В зависимости от времени появления проблемы пациента делятся на:
- действительные т.е. существующие на данный момент (головная боль, страх, отсутствие аппетита, кашель, рвота и т.п.);
- потенциальные, т.е. которые могут появиться в течение болезни (риск обезвоживания из-за неукротимой рвоты, риск инфицирования из-за сниженного иммунитета, риск развития пролежней и т.п.).
Как правило при одном заболевании может быть несколько сестринских диагнозов. Поэтому медицинская сестра при участии пациента должна установить очерёдность их разрешения, в зависимости от значимости.
По значимости проблемы пациента делятся на:
- первостепенные (первоочерёдные) – связанные с риском для жизни и требующие неотложной помощи (удушье, боль в сердце, кровотечение);
- промежуточные – неопасные для жизни, но способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений (кашель, мацерация кожи и др.);
- вторичные – не имеющие прямого отношения к заболеванию (курение пациента с аппендицитом).
Все проблемы, выявленные на этом этапе, записываются в сестринскую историю болезни.
III ЭТАП – планирование мероприятий по уходу за пациентом
Планирование мероприятий по уходу заключается в определении совместно с пациентом целей ухода для каждой проблемы, характера, объёма и продолжительности сестринского вмешательства.
Цели должны быть реальными, достижимыми, ограниченными по времени, должна быть возможность проверить достижение.
Различают:
- краткосрочные цели – могут быть решены в течение короткого периода времени (7-10 дней);
- долгосрочные цели – могут быть достигнуты к выписке пациента или позже (направлены на реабилитацию и достижение здорового образа жизни).
В формулировке целей должны быть отражены: конкретное действие, критерий (дата, время), условие, при котором будет достигнут результат.
После формулирования целей составляется письменный план ухода за пациентом – подробный перечень специальных действий для достижения целей по каждой проблеме.
Например, по приоритетной проблеме пациента «стул со склонностью к запорам»
Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.
Цель: краткосрочная - у пациента будет стул не реже одного раза в два дня; долгосрочная – пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки.
Характер сестринских вмешательств:
- Обеспечить кисло-молочную, растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень).
- 2. Обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочных продуктов, соки, вода) до 2- х литров в день.
- Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15020 минут после приема стана холодной воды на тощак).
- Обеспечить достаточную двигательную активность пациенту.
- Обеспечить прием слабительных и постановку клизм по назначению врача.
- Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
IV ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств
Сестринские вмешательства – действия медсестры направленные на решение проблем пациента.
Существуют три типа сестринских вмешательств:
- зависимые – выполнение врачебных назначений (введение лекарственных средств);
- независимые – осуществляются медсестрой по собственной инициативе, без прямого назначения врача (оказание помощи при осуществлении естественных потребностей, наблюдение за пациентом, обучение и консультирование пациента и его родственников);
- взаимозависимые – совместная деятельность с врачом или другими специалистами (участие в операции).
Существуют три системы сестринской помощи (модель Д. Орем):
- Полностью компенсирующая система для:
- пациентов, которые не в состоянии осуществлять действия по самоуходу и находящихся в бессознательном состоянии;
- пациентов которым не разрешается или они не могут двигаться самостоятельно;
- пациентов, которые не в состоянии самостоятельно принимать решения и ухаживать за собой, но могут передвигаться и выполнять действия по самоуходу под руководством и наблюдением специалистов (умственно отсталые);
- Частично компенсирующая система предназначена для пациентов, имеющих различную степень ограничения подвижности;
- Консультативно-поддерживающая система используется пациентами осуществляющими самоуход или обучаемыми ему.
Все сестринские вмешательства записываются с сестринской истории болезни с указанием выполненного действия, времени, реакции пациента.
V ЭТАП – оценка полученных результатов
Оценка – это написанное медсестрой заключение о реакции пациента на сестринский уход (объективная оценка) и мнение пациента о достижении цели (субъективная оценка). Мнения сестры и пациента могут не совпадать тогда предпочтение отдаётся оценке пациента.
В результате оценки можно отметить достижение цели, отсутствие ожидаемого результата или ухудшение состояния пациента. Если цель достигнута, делается чёткая запись в сестринской истории болезни «Цель достигнута» и указывается, произошло ли это в результате сестринских вмешательств или повлияли какие-то другие факторы. Если цель не достигнута или достигнута не полностью записывают словесную и поведенческую реакцию пациента (например, «По-прежнему съедает только 50% суточного рациона».
Когда цель не достигнута анализируют причины неудач и заново начинают сестринский процесс в той же последовательности.
Интерактивная игра
Преподаватель:
Предлагаю Вам закрепить наши знания в области сестринского ухода путем игры.
Вопросы будут заданы каждому студенту. На осмысление и ответ предоставляется не более одной минуты. За каждый правильный ответ начисляется 1 или 2 балла, в зависимости от сложности вопроса. Всего каждому студенту будет задано 3 вопроса. Если студент отвечает правильно, то эти баллы прибавляются к общему количеству баллов. Если студент отвечает неправильно, то эти балы не учитываются
Перечень вопросов для интерактивной игры
1. Дайте определение понятию Сестринский уход | Сестринский уход – это системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. |
2. Дайте определение понятию Спутанное сознание | Спутанное сознание - это состояние сознания, когда пациент находится в помрачённом, оглушённом состоянии, на вопросы отвечает с запозданием, медленно, но разумно |
3. Дайте определение понятию Состояние ступора | Состояние ступора - это состояние сознания, когда пациент находится как бы в оцепенении, из которого его можно вывести на короткое время, если громко обратиться к нему или потрясти, ответы на вопросы бывают неосмысленными; |
4. Дайте определение понятию Состояние сопора (отупения) | Состояние сопора – это состояние сознания, когда пациент как бы в полусне, безразличен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы сохранены. |
5. Дайте определение понятию Состояние комы | состояние сознания, когда у пациента наблюдается полное Кома – это отсутствие сознания, чувствительности и рефлексов. |
6. Дайте определение понятию Активное положение | Активное положение - пациент легко садится, встаёт, передвигается, обслуживает себя. |
7. Дайте определение понятию Пассивное положение | Пассивное положение - пациент малоподвижен, не может сам повернуться, поднять голову, изменить положение тела (бессознательное состояние, крайняя слабость). |
8. Дайте определение понятию Вынужденное положение | Вынужденное положение – это положение, которое пациент занимает для облегчения своего состояния и уменьшения болезненных симптомов. |
9. Дайте определение понятию Гиперемия | Гиперемия – это покраснение, наблюдается при приёме горячей ванны, алкоголя, лихорадке, волнении, артериальной гипертензии. |
10. Дайте определение понятию Цианоз | Цианоз – это посинение, может быть общим (ССН) и местным (тромбофлебит), центральным (на губах и слизистой рта и языка) и периферическим (на ногах, кистях, стопах при волнении или низкой температуре воздуха). |
11. Дайте определение понятию Иктеричность | Иктеричность – это желтушность на склерах, твёрдом нёбе, губах, коже (при заболеваниях печени, усиленном гемолизе (распаде эритроцитов); на ладонях, лице, подошвах (при высоком содержании каротина в пище). |
12. Дайте определение понятию Пальпация | Пальпация – это ощупывание – позволяет определить влажность, эластичность и тургор кожи, состояние подкожной жировой клетчатки, наличие отёков, состояние мышц, лимфатических узлов. |
13. Дайте определение понятию Перкуссия | Перкуссия – это выстукивание – позволяет определить границы, размеры, конфигурацию органов, выявить патологические процессы в грудной или брюшной полости, определить наличие жидкости в полостях. |
14. Дайте определение понятию Аускультация | Аускультация – это выслушивание – позволяет услышать тоны сердца, дыхание, хрипы, перистальтику кишечника. |
15. Дайте определение понятию Сестринский диагноз | Сестринский диагноз – это проблемы пациента, которые медсестра может самостоятельно разрешить или предупредить. |
16. Дайте определение понятию Действительные проблемы пациента | Действительные проблемы пациента - это проблемы, существующие на данный момент (головная боль, страх, отсутствие аппетита. |
17. Дайте определение понятию Потенциальные проблемы пациента | Потенциальные проблемы - это проблемы, которые могут появиться в течение болезни (риск обезвоживания из-за неукротимой рвоты, риск инфицирования из-за сниженного иммунитета, риск развития пролежней и т.п |
18. Дайте определение понятию Первостепенные (первоочерёдные) проблемы пациента | Первостепенные проблемы – это проблемы связанные с риском для жизни и требующие неотложной помощи (удушье, боль в сердце, кровотечение). |
19. Дайте определение понятию Промежуточные проблемы пациента | Промежуточные проблемы - это проблемы неопасные для жизни, но способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений (кашель, мацерация кожи и др). |
20. Дайте определение понятию Вторичные проблемы пациента | Вторичные проблемы пациента - это проблемы, не имеющие прямого отношения к заболеванию (курение пациента с аппендицитом). |
21. Дайте определение понятию Сестринские вмешательства | Сестринские вмешательства - это действия медсестры направленные на решение проблем пациента. |
22. Дайте определение понятию Цель сестринского ухода | Цель сестринского ухода – это поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека. |
23. Сестринский уход состоит из 5-ти последовательных этапов. Перечислите все этапы в правильной последовательности
| 5 этапов сестринского ухода: 1.сбор информации, обследование, оценка состояния пациента; 2.диагностика его состояния (выявление проблем и постановка сестринского диагноза); 3.планирование мероприятий по уходу за пациентом; 4.осуществление плана сестринских вмешательств; 5.оценка полученных результатов. |
24.Укажите обязательные условия осуществления сестринского уход: | Обязательные условия осуществления сестринского уход: 1.участие пациента и его родственников во всех этапах; 2. документирование всех этапов (ведение сестринской истории болезни). |
Протокол результатов интерактивного опроса
Преподаватель: Бадалина О.Ю.
ФИО студента | Вопрос №1 Количество баллов | Вопрос №2 Количество баллов | Вопрос №3 Количество баллов | Итого: |
Биценко Е. | ||||
Иванушкина К. | ||||
Малик А. | ||||
Марцинкевич Р. | ||||
Пермякова А. | ||||
Плотников Д. | ||||
Полежаева Е. | ||||
Тарба И. |
Физкультминутка. Кофе-брейк.
Воспроизведение практической ситуации
Преподаватель:
Попробуем на примере демонстрации первого этапа сестринского ухода рассмотреть работу медсестры во время сбора информации, обследования, оценки состояния пациента. Рассмотрим, к примеру, работу медицинской сестры с пациентом терапевтического отделения с диагнозом: обострение хронического гастрита - одного из наиболее часто встречаемых диагнозов в практике.
Инсценировка первого этапа сестринского ухода.
Пауза. Появляется медсестра, заходит в палату, подходит к пациенту, проверяет документацию.
Заходят студенты – 2- 3 человека, встают около кровати пациента.
Разговор медицинской сестры и пациента.
Медбрат: Здравствуйте, я Ваш палатный медицинский брат. Меня зову Тарба Иван Таймуразович. Скажите, пожалуйста, как к Вам можно обращаться.
Пациент: Здравствуйте. Меня зовут Марцинкевич Роман Андреевич. Можно просто – Роман.
Медбрат: Роман, сколько Вам лет?
Пациент: 25 лет.
Медбрат: Роман, вы не будете против, если мы побеседуем с Вами. Нам необходимо собрать о Вас информацию, о Вашем состоянии, осмотреть, провести необходимое обследование.
Пациент: Скажите, а для чего это нужно?
Медбрат: Нам это необходимо для того, чтобы правильно оценить Ваше состояние. На основании полученной информации мы выявим проблемы, среди всех проблем выделим первостепенную и промежуточные, а также вторичные проблемы. Далее на основании полученных проблем мы совместно с Вами составим план мероприятий по уходу и решению Ваших проблем.
Пациент: Хорошо, я согласен.
Медбрат: Роман, а Вы не будете возражать, если при нашей беседе будут присутствовать студенты?
Пациент: Нет, я не возражаю. Им же нужно учиться, набираться опыта.
Медбрат: Хорошо, тогда давайте начнем.
Пациент: Я готов.
Медбрат: Роман, скажите, что Вас сейчас беспокоит? На что Вы жалуетесь?
Пациент: У меня болит живот, чувство тяжести, тошнота. Периодически появляется горечь во рту, изжога.
Медбрат: Когда Вы заболели?
Пациент: 4 дня назад. Я ехал с работы. Очень захотелось есть. Я купил в кафе шаурму. Сначала было все хорошо. А к вечеру появилась тяжесть в желудке и боль.
Медбрат: Роман, опишите характер Вашей боли, какая она: острая, тупая, ноющая, колющая, режущая. Она постоянная или возникает периодами.
Пациент: Боль тупая, ноющая, в подложечной области. Болит постоянно, а после еды боль усиливается. Так же после еды появляется изжога.
Медбрат: Роман, боль можно чем – то облегчить. Может Вам становиться легче когда Вы занимаете какое либо положение?
Пациент: Да, когда ложусь на бок, ноги сгибаю и привожу их к животу, мне становится легче.
Медбрат: Роман, Вы можете себя обслуживать, Вам нужна помощь?
Пациент: Спасибо, мне помощь не нужна. я сам себя обслуживаю.
Медбрат: Как Вы спите?
Пациент: Нормально. Я устраиваюсь в постели по - удобней и засыпаю.
Медбрат: Жалуетесь ли Вы на аппетит? Соблюдаете диету?
Пациент: Сейчас аппетит у меня не очень хороший. Диету, которую мне назначил врач, я сейчас соблюдаю, но иногда позволяю себе копченую колбасу. Очень я ее люблю.
Медбрат: Какой у Вас стул? Запор или понос у Вас есть.
Пациент: Иногда бывает запор.
Медбрат: Есть ли у Вас проблемы со слухом?
Пациент: Нет, я слышу хорошо.
Медбрат: Есть ли у Вас аллергические реакции на пищу или лекарственные препараты?
Пациент: Нет.
Медбрат: Скажите Роман, чем вы еще болели в своей жизни, какие у Вас были операции, были ли травмы?
Пациент: Операций не было, травм тоже не было.
Медбрат: Вы курите?
Пациент: Да, выкуриваю одну пачку сигарет в день.
Медбрат: Роман, Вы страдали гастритом раньше, до настоящего момента?
Пациент: Да, у меня хронический гастрит уже 7 лет. Иногда весной или осенью бывают обострения.
Медбрат: У Вас в семье еще кто- то страдает гастритом?
Пациент: Нет, только я.
Медбрат: Роман, Вы самостоятельно лечились до госпитализации?
Пациент: Да, принимал препараты, которые мне раньше назначали, в поликлинике.
Медбрат: Роман, Вы позволите мы со студентами осмотрим Ваши кожные покровы, слизистые оболочки?
Пациент: Да, конечно.
Медбрат: оценивает внешний вид пациента, осматривает кожу пациента, пальпирует лимфатические узлы, уточняет наличие отеков. Говорит студентам: сознание у пациента ясное, положение занимает вынужденное, на боку с приведенными к животу ногами, кожные покровы чистые, кожа сухая, бледная, отеков нет. Лимфотические узлы не увеличены. Оволосение по мужскому типу, ногти нормальной окраски и формы, без следов грибкового поражения. Дыхание ровное, чистое, глубокое.
Медбрат: Роман, при поступлении Вам измерили рос и вес. Мы посчитали Ваш ИМТ, он соответствует норме.
Индекса Кеттле:
Вес (кг)
ИМТ = ------------
Рост2 (м)
Оценка результатов:
< 18 – 19,9 – вес меньше нормы
20 – 24,9 – идеальная масса тела
25 – 29,9 – предожирение
> 30 – ожирение
Пациент: Это хорошо. Я стараюсь следить за своим весом.
Медбрат: Роман, Вам врач назначил ряд инструментальных и лабораторным методов исследования, вы согласны на их проведение.
Пациент: Да, я согласен. Но не все назначения мне знакомы.
Медбрат: Не переживайте. Мы со студентами Вам подробно расскажем все о исследованиях, поможем Вам к ним подготовиться. Если у Вас возникнут вопросы, задавайте. Мы охотно ответим на них.
Пациент: Спасибо!
Медбрат: Спасибо, Роман. Мы сейчас со студентами проанализируем полученную информацию, выявим проблемы и сформулируем сестринские диагнозы и с Вами составим план реализации мероприятий по решению проблем.
Пациент: Хорошо.
Медбрат: До свидания.
Пациент: До свидания.
Преподаватель:
После обследования, определения проблем пациента, установления сестринского диагноза сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Для этого мы далее решим ситуационные задачи, где нужно будет реализовать второй, третий этап сестринского ухода.
Решение проблемно – ситуационных задач
Студенты делятся на 2 группы по 4 человека. На каждую группу представлена ситуационная задача с вопросами. На обсуждение задачи и ее решение отводится не боле 10- 15 минут.
Задача №1.
В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
Жалобы на слабость, головную боль, сильный кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.
Задания.
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталон ответа:
Проблемы пациента
Действительные: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания, головная боль.
Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность.
Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.
Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация | |
1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором. | Для сбора мокроты с гигиенической целью. | |
2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж). | Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты. | |
3. Обучение пациента правильному поведению при кашле. | Для активного участия пациента в процессе выздоровления. | |
4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля. | Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты. | |
5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений. | Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани. | |
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты. | Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом. | |
7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов. | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма. | |
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела. | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
Задача №2
При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, диаметром 3×4 см. Направлен в стационар с диагнозом инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого. При сестринском обследовании выяснилось, что пациент в последнее время стал замечать быструю утомляемость, слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение аппетита. Этому состоянию не придавал значения и никуда не обращался. Пациент обеспокоен своим заболеванием, волнуется за здоровье жены и детей, боится лишиться работы.
Объективно: состояние удовлетворительное, имеется дефицит веса, температура 37,20 С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.
Задания:
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
2. Определите проблемы пациента, по приоритетной спланируйте сестринское вмешательство.
Эталон ответа:
1. Нарушены потребности: работать, общаться, поддерживать температуру тела, дышать.
Проблемы пациента:
Действительные: - слабость, утомляемость, потливость, небольшой кашель, лихорадка, тревога за исход болезни и здоровье близких.
Потенциальные - прогрессирование заболевания с развитием осложнений: кровохарканье, плеврит, дыхательная недостаточность.
Приоритетные - слабость.
2. Краткосрочная цель - уменьшение слабости через 1 неделю.
Долгосрочная цель - исчезновение слабости через 3 месяца, демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация | |
1. Обеспечение достаточного ночного и дневного сна. | Для восстановления работоспособности, активации защитных сил | |
2. Обеспечение достаточного питания с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов. | Для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизации репаративных процессов. | |
3. Обеспечение доступа свежего воздуха в помещение, проветривание. | Для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии. | |
4. Прогулки и умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе. | Для повышения аппетита, активизации защитных сил организма. | |
5. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений. | Для улучшения микроциркуляции в легких. | |
6. Проведение беседы с пациентом о необходимости медикаментозного лечения, объяснение правил приема препаратов и их побочных эффектов. | Для повышения эффективности лечения, что приведет к ликвидации слабости. | |
7. Контроль за своевременной сдачей мокроты, крови для исследования, динамической Rh-графии. | Для контроля эффективности лечения. | |
8. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка: пациент почувствует улучшение самочувствия, повысится физическая выносливость. Цель достигнута.
Задача №3.
Пациент 48 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: хронический гастрит, фаза обострения.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота. Больным считает себя в течении 7 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом. В окружающем пространстве больной ориентируется адекватно.
Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм рт. ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области, печень, селезенка не пальпируются.
Задания:
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
2. Определите проблемы пациента, по приоритетной спланируйте сестринское вмешательство.
Эталон ответа:
1. Нарушенные потребности: есть, пить, быть здоровым, двигаться, работать.
Проблемы пациента:
Действительные - боли в эпигастрии, отрыжка, запор, метеоризм. плохой сон, общая слабость.
Потенциальные - развитие желудочного кровотечения.
Приоритетная - боль в эпигастральной области.
2. Приоритетная проблема пациента - боль в эпигастральной области.
Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7 дня пребывания в стационаре.
Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
План | Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим. | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечение. |
2. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой. | Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента. |
3. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств. | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов. |
4. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики. | Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения. |
5. Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию. | Для повышения эффективности и точности диагностических процедур. |
6. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов. | Для повышения иммунных сил организма, снижения активности соляной кислоты, желудочного сока. |
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула). | Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация). |
8. Выполнять назначения врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.
Контрольно-оценочный материал
Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала. Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос, интерактивный опрос.
Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход» Вариант 1
Выберите один правильный ответ
1. Системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента:
1. сестринский диагноз
2. сестринский уход
3. система сестринской помощи
4. обследование
2. Планирование мероприятий по уходу за пациентом:
1. это первый этап сестринского ухода
2. это второй этап сестринского ухода
3. это третий этап сестринского ухода
4. это четвертый этап сестринского ухода
3. Сестринский уход состоит из:
1. 2 этапов
2. 3 этапов
3. 5 этапов
4. 6 этапов
4. Пациент находится в помраченном сознании, на вопросы отвечает медленно, но разумно – это:
1. ясное сознание
2. спутанное сознание
3. состояние ступора
4. состояние сопора
5. Пациент в полусне, безразличен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы сохранены - это
1. ясное сознание
2. спутанное сознание
3. состояние ступора
4. состояние сопора
6. Положение, которое занимает пациент для облегчения своего состояния:
1. активное
2. пассивное
3. положение Фаулера
4. вынужденное
7. Надчревный угол тупой, голова большая, конечности толстые и короткие, шея короткая и толстая – это:
1. астенический тип телосложения
2. нормостенический тип телосложения
3. гиперстенический тип телосложения
4. ожирение
8. Покраснение кожного покрова - это:
1. цианоз
2. гиперемия
3. иктеричность
4. пастозность
9. Посинение кожных покровов - это
1. цианоз
2. гиперемия
3. иктеричность
4. пастозность
10. Желтушность кожных покровов – это:
1. цианоз
2. гиперемия
3. иктеричность
4. пастозность
11. Ощупывание – это:
1. перкуссия
2. пальпация
3. аускультация
4. пролиферация
12. Выстукивание - это:
1. перкуссия
2. пальпация
3. аускультация
4. пролиферация
13. Выслушивание - это:
1. перкуссия
2. пальпация
3. аускультация
4. пролиферация
14. Определение границ, размера, конфигурации органа возможно при помощи:
1. перкуссии
2. пальпации
3. аускультации
4. пролиферации
15. Определение тонов сердца, дыхания, хрипов, перистальтики кишечника возможно при помощи:
1. перкуссии
2. пальпации
3. аускультации
4. пролиферации
16. К дополнительным методам исследования относят:
1. пальпацию
2. определение ЧДД
3. определение сознания
4. определение положения пациента
17. Проблемы неопасные для жизни, но способствующие ухудшению течения заболевания называют:
1. потенциальные
2. первостепенные
3. промежуточные
4. вторичные
18. Краткосрочные цели могут быть решены в течение:
1. 3-5 дней
2. 5-7 дней
3. 7-10 дней
4. 10-14 дней
19. Сестринские вмешательства бывают:
1. первостепенные, промежуточные, вторичные
2. краткосрочные, долгосрочные
3. действительные, потенциальные
4. зависимые, независимые, взаимозависимые
20. Частично компенсирующая система предназначена для пациентов:
1. которые не в состоянии осуществлять самоуход
2. которым не разрешается двигаться самостоятельно
3. умственно отсталых
4. которые имеют различную степень ограничения подвижности
Эталоны ответов к тестовому контролю по теме: «Сестринский уход»
Вариант 1
1-2
2-3
3-3
4-2
5-4
6-4
7-3
8-2
9-1
10-3
11-2
12-1
13-3
14-1
15-3
16-2
17-3
18-3
19-4
20-4
Тестовый контроль по теме: «Сестринский уход» Вариант 2
Выберите один правильный ответ
1. Системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента:
1. сестринский уход
2. сестринский диагноз
3. система сестринской помощи
4. обследование
2. Пациент находится в помраченном сознании, на вопросы отвечает медленно, но разумно – это:
1. ясное сознание
2. спутанное сознание
3. состояние ступора
4. состояние сопора
3. Сестринский уход состоит из:
1. 2 этапов
2. 3 этапов
3. 5 этапов
4. 6 этапов
4. Планирование мероприятий по уходу за пациентом:
1. это первый этап сестринского ухода
2. это второй этап сестринского ухода
3. это третий этап сестринского ухода
4. это четвертый этап сестринского ухода
5. Пациент в полусне, безразличен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы сохранены - это
1. ясное сознание
2. спутанное сознание
3. состояние сопора
4. состояние ступора
6. Положение, которое занимает пациент для облегчения своего состояния:
1. активное
2. пассивное
3. вынужденное
4. положение Фаулера
7. Надчревный угол тупой, голова большая, конечности
толстые и короткие, шея короткая и толстая – это:
1. астенический тип телосложения
2. нормостенический тип телосложения
3. гиперстенический тип телосложения
4. ожирение
8. Покраснение кожного покрова - это:
1. цианоз
2. пастозность
3. иктеричность
4. гиперемия
9. Посинение кожных покровов - это
1. иктеричность
2. гиперемия
3. цианоз
4. пастозность
10. Желтушность кожных покровов – это:
1. цианоз
2. гиперемия
3. иктеричность
4. пастозность
11. Ощупывание – это:
1. перкуссия
2. аускультация
3. пальпация
4. пролиферация
12. Определение границ, размера, конфигурации органа возможно при помощи:
1. перкуссии
2. пальпации
3. аускультации
4. пролиферации
13. Выстукивание - это:
1. перкуссия
2. пальпация
3. аускультация
4. пролиферация
14. Выслушивание - это:
1. перкуссия
2. пальпация
3. аускультация
4. пролиферация
15. Определение тонов сердца, дыхания, хрипов, перистальтики кишечника возможно при помощи:
1. перкуссии
2. пальпации
3. аускультации
4. пролиферации
16. К дополнительным методам исследования относят:
1. пальпацию
2. определение ЧДД, АД
3. определение сознания
4. определение положения пациента
17. Проблемы неопасные для жизни, но способствующие ухудшению течения заболевания называют:
1. потенциальные
2. первостепенные
3. вторичные
4. промежуточные
18. Краткосрочные цели могут быть решены в течение:
1. 3-5 дней
2. 5-7 дней
3. 7-10 дней
4. 10-14 дней
19. Сестринские вмешательства бывают:
1. первостепенные, промежуточные, вторичные
2. краткосрочные, долгосрочные
3. действительные, потенциальные
4. зависимые, независимые, взаимозависимые
20. Частично компенсирующая система предназначена для пациентов:
1. которые не в состоянии осуществлять самоуход
2. которым не разрешается двигаться самостоятельно
3. умственно отсталых
4. которые имеют различную степень ограничения подвижности
Эталоны ответов к тестовому контролю по теме: «Сестринский уход»
Вариант 2
1-1
2-2
3-3
4-3
5-3
6-3
7-3
8-4
9-3
10-3
11-3
12-1
13-1
14-3
15-3
16-2
17-4
18-3
19-4
20-4
Самостоятельная работа
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Карточка №1
Тема: Сестринский уход
Допишите определение:
- Системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента- это
- Перечислите этапы сестринского ухода в правильной последовательности
- Спутанное сознание
- Активное положение пациента
- Определите тип телосложения: тонкий стройный скелет, длинные тонкие конечности, удлиненная шея, мускулатура развита слабо, кожа бледная, тонкая, обмен веществ усилен
- Гиперемия- это
- Метод исследования, позволяющий определить влажность, эластичность и тургор кожи, состояние подкожно-жировой клетчатки, наличие отеков, состояние мышц, лимфатических узлов
- Сестринский диагноз – это
- Первостепенные сестринские диагнозы –
- Сестринские диагнозы (проблемы) делятся на:
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Карточка №2
Тема: Сестринский уход
Допишите определение:
1.Укажите основные источники информации о пациенте:
2. Сестринский уход – это
3. Состояние ступора -
4. Пассивное положение пациента -
5. Определите тип телосложения: правильное телосложение, нормальный обмен веществ, кожа нормальной окраски
6. Цианоз- это
7. Метод исследования, позволяющий определить границы, размеры, конфигурацию органов, выявить патологические процессы в грудной или брюшной полости, определить наличие жидкости в полостях
8. Сестринский диагноз – это
9. Промежуточные сестринские диагнозы
10. Сестринские диагнозы (проблемы) делятся на:
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Карточка №3
Тема: Сестринский уход
Допишите определение:
- Цель сестринского ухода заключается в том, чтобы
- Укажите обязательные условия осуществления сестринского ухода
- Состояние сопора
- Вынужденное положение пациента
- Определите тип телосложения: широкая грудная клетка и плечи, конечности короткие и толстые, голова большая, лицо широкое, шея короткая и толстая, обмен веществ замедлен
- Иктеричность – это
- Метод исследования, позволяющи определить тоны сердца, дыхание, хрипы, перистальтику кишечника
- Сестринский диагноз – это
- Вторичные сестринские диагнозы - это
- Сестринские диагнозы (проблемы) делятся на:
.
Заключительная часть.
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать:
Ваше мнение о сегодняшнем занятии.
Как Вы считаете, цель занятия достигнута?
Рефлексия
1 | На уроке я успел сделать |
2 | В результате я узнал и научился |
3 | Я не понял, у меня не получилось |
Домашнее задание
- Учить конспект лекций
- Подготовить доклад с презентацией на тему «Сестринский уход»
- Составить кроссворд на тему «Сестринский уход»
- Учебник «Основы сестринского дела». Под ред. Островская И.В., Широкова Н.В. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 320 с.
- Учебник «Теоретические основы сестринского дела» / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 368 с.
- Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 512с.
- Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 240с.
- Учеб. пособие / Организация специализированного сестринского ухода : Н. Ю. Корягина и др.; под ред. З. Е. Сопиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015." – 464c.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Глоссарий терминов:
Пациент | человек, обратившийся за медико-социальной помощью. |
Потребность | состояние нужды организма в чем-то необходимом для его нормального функционирования. |
Сестринский уход | системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. |
Спутанное сознание | это состояние сознания, когда пациент находится в помрачённом, оглушённом состоянии, на вопросы отвечает с запозданием, медленно, но разумно |
Ступор | это состояние сознания, когда пациент находится как бы в оцепенении, из которого его можно вывести на короткое время, если громко обратиться к нему или потрясти, ответы на вопросы бывают неосмысленными; |
Сопор (отупения) | состояние сознания, когда пациент как бы в полусне, безразличен к окружающему, на вопросы не отвечает, но рефлексы сохранены. |
Кома | состояние сознания, когда у пациента наблюдается полное отсутствие сознания, чувствительности и рефлексов. |
Активное положение | пациент легко садится, встаёт, передвигается, обслуживает себя. |
Пассивное положение | пациент малоподвижен, не может сам повернуться, поднять голову, изменить положение тела (бессознательное состояние, крайняя слабость). |
Вынужденное положение | положение, которое пациент занимает для облегчения своего состояния и уменьшения болезненных симптомов. |
Гиперемия | покраснение, наблюдается при приёме горячей ванны, алкоголя, лихорадке, волнении, артериальной гипертензии. |
Бледность | наблюдается при волнении, переохлаждении, кровопотере, обмороке, анемии |
Цианоз | посинение, может быть общим (ССН) и местным (тромбофлебит), центральным (на губах и слизистой рта и языка) и периферическим (на ногах, кистях, стопах при волнении или низкой температуре воздуха). |
Иктеричность | желтушность на склерах, твёрдом нёбе, губах, коже (при заболеваниях печени, усиленном гемолизе (распаде эритроцитов); на ладонях, лице, подошвах (при высоком содержании каротина в пище). |
Пальпация | ощупывание – позволяет определить влажность, эластичность и тургор кожи, состояние подкожной жировой клетчатки, наличие отёков, состояние мышц, лимфатических узлов. |
Перкуссия | выстукивание – позволяет определить границы, размеры, конфигурацию органов, выявить патологические процессы в грудной или брюшной полости, определить наличие жидкости в полостях. |
Аускультация | выслушивание – позволяет услышать тоны сердца, дыхание, хрипы, перистальтику кишечника. |
Сестринский диагноз | это проблемы пациента, которые медсестра может самостоятельно разрешить или предупредить. |
Действительные проблемы | это проблемы, существующие на данный момент (головная боль, страх, отсутствие аппетита. |
Потенциальные проблемы | это проблемы, которые могут появиться в течение болезни (риск обезвоживания из-за неукротимой рвоты, риск инфицирования из-за сниженного иммунитета, риск развития пролежней и т.п |
Первостепенные (первоочерёдные) проблемы | это проблемы связанные с риском для жизни и требующие неотложной помощи (удушье, боль в сердце, кровотечение). |
Промежуточные проблемы | это проблемы неопасные для жизни, но способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений (кашель, мацерация кожи и др). |
Вторичные проблемы | это проблемы, не имеющие прямого отношения к заболеванию (курение пациента с аппендицитом). |
Сестринские вмешательства | это действия медсестры направленные на решение проблем пациента. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Комплекс упражнений для физкультминутки
1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Интерактивная игра
Вопросы будут заданы каждому студенту. На осмысление и ответ предоставляется не более одной минуты. За каждый правильный ответ начисляется 1 или 2 балла, в зависимости от сложности вопроса. Всего каждому студенту будет задано 3 вопроса. Если студент отвечает правильно, то эти баллы прибавляются к общему количеству баллов. Если студент отвечает неправильно, то эти балы не учитываются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»
Цель разработки:показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности....
Методическая разработка по теме: «Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа»
Методическая разработка...
Методическая разработка на тему: " Современные образовательные технологии"
В работе представлены современные образовательные технологии, применяемые в моей педагогической практике.Информационно-коммуникационные технологии;Технология проектного о...
Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология. 5-8 классы.
Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология.5-8 классы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия МДК 2.1.3 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях Специальности 34.02.01. Сестринское дело Тема: Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические прояв
учебно-методическое пособие...
Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...
Методическая разработка на тему: «Современные методы и формы преподавания курса ОБЖ».
Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, так...